Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История формирования современных представлений о специфике литературного языка

При изучении языка лингвист неминуемо сталкивается с двумя видами явлений, имеющих одинаково важное значение. Это, во-первых, свойства данного языка как системы (внутренние свойства); во-вторых, социолингвистические и психолингвистические факторы, связанные с функционированием данного языка в определенном языковом коллективе в определенный период времени (внешние факторы). Однако нужно сразу же сказать, что противопоставление внутренних и внешних факторов едва ли осуществимо ввиду тесной связи и обусловленности их в жизни языка.

Представление о литературности - нелитературности (нормативности-ненормативности) со временем изменяется, и это связано в первую очередь с процессами развития и изменения в обществе. Решением вопроса о нормативности занимались ученные XIX в. - Вундт, Гумбольдт, Штейнтал. Лингвисты начала 20 века, например младограмматики, рассматривают язык как застывшую систему, "тяготеющую над всеми индивидами данной социальной группы и реализующуюся у каждого их этих индивидов в виде пассивных "отпечатков" - таких же индивидуальных систем речевых навыков"

Подтверждение этой точки зрения имеет место и сегодня, например, в статье "Словесное порно" Юлии и Андрея Борисовых дается ссылка на исследования группой ученных РАН под руководством Петра Горяева ДНК человека. Группа пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек способен созидать или разрушать свой генетический аппарат. Выяснилось, что ДНК содержит наследственную информацию не только в химических соединениях, но и в физических полях, образующихся вокруг хромосом. Мало того, молекулы ДНК способны обмениваться этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе акустических и световых. Другими словами, ДНК способна "слышать" нашу речь и даже воспринимать смысл читаемого текста.

Одни сообщения оздоравливают ее. Другие травмируют. Словами молитвы, например, включают резервные силы генетического аппарата, а проклятья разрушают волновые программы, которые отвечают за нормальную работу организма. Вся эта информация впечатывается в ДНК, и от ее содержания во многом зависит здоровье наших потомков.

По существу понятием речевой деятельности, как особого явления, занимались Соссюр, а позднее Л. В. Щерба. При этом Л. В. Щерба представлял язык находящимся все время в состоянии лишь более или менее устойчивого, а чаще вовсе неустойчивого равновесия.

В языковедении существовало представление о том, что язык - это хаос; в связи с этим задача языковедов состояла в том, чтобы внести в него определенный порядок; языковедение рассматривалось как наука нормативная. Что же касается нормы, то до сих пор остается в значительной степени открытым вопрос о том, заложена ли нормативность в самом языке, или она вносится в язык извне.

2. Причины появления обсценной лексики.

И все же " во дни сомнений, в дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты. мне поддержка и опора, о великий и могучий русский язык". Метаморфозы, происходящие с " великим и могучим", заметные каждому и тревожащие многих, делают утвердительное высказывание классика, пожалуй, скорее вопросительным.

Не хочу казаться пессимистом, но все же замечу: язык и речевая культура в целом находятся в кризисе, особенно в подростковой среде. А ведь наше сознание восприимчиво, а языковая способность находится только в стадии формирования. Чувство языка очень трудно развивается, но потерять его, увы, весьма легко Достаточно небольшого сдвига в сторону неряшливости, этот "сдвиг" становится нормой. В лингвистический обиход в последние годы вошел новый пласт русского словаря - новый, естественно, для отечественного исследователя, а не для него же самого, как носителя русской речи. Включение так называемой "нецензурной лексики" (она же - "сквернословие", "мат", "матерщинная лексика", "обсценная лексика", "инвектива") в лингвистическое описание (в том числе и лексикографическое) вызвано несколькими причинами:

1. публикация ряда произведений "потаенной" русской литературы И. Баркова, эпиграммы и письма А. Пушкин, "Заветные сказки " Афанасьева и др. ), что сделало необходимым и возможным соответствующее комментирование, не только общефилологическое или культурологическое, но и лингвистическое;

2. снижение уровня культуры общенародной речи, криминализация, жаргонизация и "порнофикация" языка от обиходной речи до речи политиков, языка СМИ, видеокультуры и т. п. ;

3. внедрение "нецензурной лексики" как "выразительного средства" в язык современной художественной литературы и публицистики (от Юза Алешковского до Эдуарда Лимонова и Виктора Ерофеева), в том числе и через переводы зарубежной литературы.

Конечно, "глобальным" фактором, спровоцировавшим и способствующим развитию указанных процессов, явилось "освобождение", либерализация русской речи и литературного языка. К сожалению, подобное развитие к концу XX века привело к " порнофикации" или "матерщинизации" русского языка не только в его обиходной речи, но и его письменных, литературных разновидностей. Поскольку это имеет место в нынешней языковой ситуации, с этим приходится считаться как с реальным фактором языковой коммуникации, а исправление, корректирование его нежелательных проявлений невозможно без глубокого понимания сути происходящего, т. е. без тщательного лингвистического (лингвоэкологического, лингвокультурологического) анализа соответствующего материала и особенностей его функционирования в современной коммуникации.

Публикаций на эту тему уже довольно много и чисто лингвистических, и в плане культуры речевого общения, и публицистических. Само по себе употребление таких слов не новость для русской литературы, но писатели - постмодернисты Пелевин, Сорокин и другие вводят обсценную лексику в никогда не виданных прежде объемах. Однако, посмотрим наши словари: вы ничего не найдете, словно и не существует вообще целого пласта языка. Единственным исключением является словарь Даля в редакции Бодуэна де Куртене, который и ввел впервые обсценную лексику в издание 1903 - 1909 годов, рассчитанное на обычного пользователя.

3. Лингвистическая характеристика обсцена

Какой термин более приемлем для определения ненормативности речи подростков? Поэтому встает неизбежный вопрос о точном определении лингвистичекского объекта описания и изучения. Терминологическое название того, что в существующей уже литературе много различных наименований: "мат", "матерщинная лексика", "сквернословие", "нецензурная лексика" и т. п. , достаточно широко используется и такое обозначение как "обсценная лексика", недавно вошедшее в язык лингвистов. К сожалению, использование заимствованных терминов, по конъюнктурным причинам, чаще всего встречается ошибочное написание и неверное толкование. Например, абсценныи, абсентныи, опценныи, обценный, обсентный. Возможно, это бессознательное стремление увидеть в "чужом" прилагательном обсценный "свою", русскую основу, так сказать "неценная лексика" или связать его со словом "абсент". Неправильным будет называть обсценную лексику "матом", "арго", "сленгом". Наименование "инвектива", "инвективная лексика", недавно вошедшее в лингвистическое описание (у В. А. Жельвиса) также неудовлетворительны, потому что круг явлений, обозначаемый этими терминами, включает далеко не только "матерщинные слова", но и любые "ругательные, оскорбительные". Поэтому термин "обсценный" (обсценная лексика, обсценизмы") будет более точным наименованием. Прилагательное "обсценный" - латинского происхождения. Первоначально было термином "авгуров", гадателей по птицам, применялось для характеристики "дурного предзнаменования": obsenae aves "зловещие птицы", т. е. "птицы, несущие дурные знамения". Эволюция значения прилагательного obsenus представлена в "Латинско-русском словаре" И. Х. Дворецкого (1949), obsenus - 1) отвратительный, гадкий, противный; 2) непристойный, неприличный, зазорный; 3) безнравственный, развратный; 4) злобный, зловещий, предвещающий беду. Современное значение прилагательного obsenus - "непристойный, неприличный", который характеризует речь, слова, манеру говорения, а также поступки. Таким образом, внутренняя форма заимствованного обсценный - "грязный, непристойный", что вполне подходит для характеристики соответствующих слов и стоящих за ним понятий, обсенная лексика как социальное явление развивается, пополняется не только новыми бранными словами, круг ее употребления как раковая опухоль охватывает все больше и больше слоев населения. Якушева Т. В статье "ненормативная лексика: "мантра для русского человека"// Доминанты. Поле мнений. 2003 № 7,20 февр. "

В результате нашей исследовательской работы, мы установили, что изучением происхождения, распространения нецензурных слов занимались многие ученые-лингвисты, писатели, журналисты. Имеется довольно большое количество специальных словарей, научно-популярных очерков, отдельных статей, посвященных этой теме. Так, в нижегородской газете <<Город и горожане>> поднимается проблема употребления нецензурных слов маленькими детьми. Здесь приводится несколько советов, как на это явление должны реагировать родители?: <<Лучше не падать в обморок и не подавать виду, что вы шокированы. Это произведет слишком сильное впечатление на застенчивого ребенка, он расстроится и станет избегать общества детей, от которых он слышал неприличные слова. Но, с другой стороны, вы не должны сидеть и молча слушать, как ваш ребенок ругается. Вы можете строго сказать ему, что большинству людей, и вам в том числе, не нравится слушать такие слова, и вы не хотите, чтобы он их употреблял>>. На сайте агентства новостей ИМА-пресс в разделе <<Комментарий дня>> был задан вопрос: <<можно ли чистоту русского языка регулировать с помощью Федерального законодательства? Нужно ли вводить наказания вплоть до уголовной ответственности за употребление бранных слов?>> Вот как отреагировала на этот вопрос Мария Арбатова, писательница: <<Это чисто популистский закон, и у него нет шансов пройти в Думе и быть воплощенным в жизнь, глупости все это>>.

В своей статье <<Матерный словарь как феномен русской культуры>> А. Плуцер-Сарно говорит о проблеме появления огромного количества "словарей русского мата". <<Их качество говорит о том, что эта область языка по-прежнему остается вне поля зрения профессиональных лексикографов. Сделаны они совершенно безграмотно любителями и дилетантами, чтобы удовлетворить вполне естественную потребность напечатать "непечатное", употребить <<непотребное>>.

На сайте <<Писатель. ru>> предложена статья Сергея Степанова, в которой автор пытается <<разобраться в психологических механизмах обсцена в тех мотивах, которыми руководствуется человек, используя в речи ненормативную лексику. Ибо, как заметил еще Фрейд, ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения. Только когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, обсцен постепенно вернется туда, откуда пришел. Тем более, что любую мысль или эмоцию можно гораздо более сильно и хлестко выразить в деликатной форме!>> В статье А. Терехиной "На магнитогорских матерщинников будут налагать штрафы", автор пишет о том, что в России матом не ругаются, в России матом разговаривают. В этой же статье констатируется факт, что в г. Магнитогорске Челябинской области за употребление нецензурных выражений в общественных местах теперь придется заплатить штраф от 500 до 1000 рублей или отсидеть 15 суток, но возымеет ли это место? Ведь языковых личностей " со знаком минус" у нас более чем достаточно, Жириновский, депутаты Госдумы предлагают нам такие "образцы русского языка, а, значит, и мышления, что возникают серьезные опасения за наше будущее. Что нам предлагают СМИ? Вряд ли в деле спасения языка нам сможет помочь цензура. Я думаю, что необходимо проводить скрупулезную и ненавязчивую работу по повышению речевой культуры.

Насколько глубоко заражена наша молодежь "речевой неряшливостью", мы пытались выяснить с помощью проведенного проблемно-ориентированного анализа.

4. Проблемно-ориентированный анализ.

Первый вопрос, разработанной нами анкеты и предложенной учащимся 9-11 классов нашей школы, еще раз доказал актуальность поднятой проблемы и необходимость поиска путей её решения. Часто ли вы используете нецензурные выражения>> да - 63 % , нет - 37% Результаты опроса представлены в диаграмме.

Второй вопрос, который мы задали, звучит так: <<Зависит ли употребление мата в вашей речи от ситуации, в которой вы оказались? >> на этот вопрос 73% опрошенных дали положительный ответ <<да>>, 19% опрошенных ответили: <<Нет>>, 1 человек ответил <<Немного>>, что составило 1% опрошенных, отказались отвечать - 7%.

Третий вопрос: <<Влияет ли присутствие представителей противоположного пола на количество нецензурных слов в вашей речи?>> Оказалось, что в большинстве случаев, 45%, присутствие противоположного пола в компании друзей не является ограничителем для употребления обсцена. К сожалению, только 22% опрошенных меняют свой лексикон в присутствии противоположного пола. Основываясь на статистические данные, мы пришли к выводу, что в этой области есть реальная возможность корректировать распространение использования обсценной лексики в подростковой среде. Здесь, на наш взгляд, встает проблема воспитания уважения к женщине. В Проекте своей программы мы предлагаем варианты ее решения. Цель четвертого вопроса - изучить мнение ребят о необходимости использования обсцена. 59 % считают, что такой необходимости нет, однако, 19 % имеют противоположную точку зрения. Остальные допускают такую возможность лишь в некоторых ситуациях. Анализ результатов по пятому вопросу нашей анкеты позволил выявить причины использования обсценной лексики.

Почему вы употребляете в речи обсцен?

Просто так

Украшение собственной речи

Это делают все

Чтобы не отличаться

Выражение негатива, злобы.

В Проекте программы мы выделяем раздел, посвященный проблеме расширения и обогащения лексического запаса школьников.

Шестой вопрос был такой: <<Как относятся к обсценной лексике ваши друзья?>> - 14% ответили: <<поддерживают>>, 44% опрошенных ответили, что <<не обращают внимания>>. 13% опрошенных ответили: <<удивляются>>. 20% опрошенных ответили: <<запрещают использовать обсцен>>. 7% опрошенных предложили свои варианты ответа, например: <<смотря, какие друзья>>, <<переводят на нормальный язык>>, <<мне все равно>>, <<сами начинают>>. Мы установили, что большинство опрошенных не обращают внимания на обсцен в речи друга. Они перестали считать его ругательствами и используют в качестве повседневных слов. Соответственно друзья перестали делать им замечания, считая это нормальным. Обсценная лексика стала распространенной и будничной: одних она коробит, другие считают ее нормальной лексикой, большинство, как говорится, <<притерпелось>>. Проблемно-ориентированный анализ помог определить ещё один возможный путь коррекции распространения обсценной лексики в подростковой среде - это разграничение понятий истинной и ложной дружбы.

Седьмой вопрос позволил выявить источник, социальную среду, из которой обсценная лексика попала в речь наших респондентов.

60% школа

21% семья

60% указали, что это улица, 21% - школа. Ответ <<семья>> составил лишь 1 %.

<<Круг культурных людей, избегающих сквернословия, ныне настолько узок, что вращаться в основном приходится за его пределами>> Восьмым вопросом стал такой: <<Используют ли обсценную лексику в вашей семье?>> 2% опрошенных, ответили: <<Да>>, 43,2% опрошенных ответили отрицательно, 44,6% опрошенных ответили: <<Иногда>>. На наш взгляд, употребление обсцена в речи - это проблема тинэйджеров и молодежи, так как мы видим, что в большинстве случаев родители стараются не <<выражаться>> в присутствии своих детей. <<Подросток быстро усваивает: если обсцен - запретная лексика для ребёнка, то приобщиться к вожделенному миру можно, нарушив табу>>.

Девятый вопрос был такой: <<Испытываете ли вы неудобство, когда используете обсцен в присутствии взрослых?>>. 42,4% опрошенных ответили утвердительно. 12,3% опрошенных ответили: <<Иногда>>, столько же учеников ответили: <<Нет>>, 15,1% опрошенных предложили свои ответы, например, такие: <<Не ругаюсь при взрослых>>, <<Никогда не ругаюсь>>, <<Смотря какие взрослые>>, <<Это редко бывает>>, <<Даже не было такой ситуации>>.

Десятый вопрос звучал так: <<Позволите ли вы своим детям использовать в речи обсцен?>> 59,7% опрошенных ответили: <<Нет>>, 5 % опрошенных ответили: <<Да>>, 12,9% опрошенных не знают, как ответить, а столько же учеников предложили свои ответы, например, такие: <<А кто будет спрашивать?>>, <<Разрешу после 16 лет>>, <<У меня их нет>>, <<Иногда буду разрешать>>, <<Как получится>>, <<Когда будут взрослыми - разрешу>>, <<А как им запретишь!?>>, <<За всем не уследишь>>, <<Это их проблемы>>.

Большинство ребят в будущем будут строгими родителями и, естественно, не разрешат своим детям непристойно выражаться, хотя им, в первую очередь, необходимо обратить внимание на себя, на свою речь, насколько она чиста! А нам известно, что их речь не блещет. В результате чего образуется парадокс, сами ругаемся, а детям нельзя!

Получается так! Но, если посмотреть сейчас на себя, то мы же дети и берем пример с родителей, стараясь им подражать. Порой в разговоре мы интересуемся об их прошлом: <<Что, да как, было раньше?>>.

Следовательно, то же самое будет происходить и в нашей будущей семье. Поэтому, чтобы не было неприятных нюансов и нам не пришлось краснеть перед детьми, нам нужно выравнивать и исправлять, прежде всего, себя, а потом браться за будущее. Здесь мы также видим ещё один возможный способ коррекции распространения ненормативной лексики в подростковой среде, указанный в проекте Программы. <<Не нужно быть психологом, чтобы увидеть печать деградации на человеке, постоянно, не замечая никого и ничего, извергающего поток грязных, смрадных слов, которые дьявольски разрушают, словно коррозия, его душу>>.

Но это не все проблемы, которые были подняты нами в результате социологического опроса. Так, на 11 вопрос: << Что или кто может повлиять на то, чтобы вы или ваши знакомые не использовали в своей речи обсценизмы? >>.

Большинство опрошенных полагают, что никто и ничто не повлияет на них, так ответило 28%, 19% ребят возлагают эту ответственность на себя, 16% учеников считают, что им необходима помощь родителей; 10% ответили <<друзья>>; 7% опрошенных считают, что культурное общение и духовные ценности играют важнейшую роль. Среди вариантов ответов наших респондентов имеются и такие: <<религия>>, <<применение физической силы>>, <<законы>>, <<гипноз>>. Мы уверены, что возможность коррекции распространения обсценной лексики в среде подростков есть. С ней нужно бороться, как со словесной порнографией. И если нравоучения не помогают, то следует прибегнуть к помощи культурного общения с интересными людьми, чтению книг и посещению музеев и выставок.

Мы полностью поддерживаем тех, кто сам, своими силами, может справиться с этой <<болезнью>>, а также тех, кто прибегает к помощи культурного общения. По нашему мнению, инициатива должна исходить со стороны ученика, а учитель должен подталкивать его, способствовать духовному обогащению и всячески помогать ему. Если же ученик стремится к своей цели, то с помощью учителя и родителей, он справится с поставленной задачей. Ведь не решаемых проблем не бывает, как не бывает безвыходных ситуаций, поэтому необходимо идти к достижению целей, не уклоняться от общественных работ и читать книги.

С помощью предложенной программы и посредством сил и способностей ученика, обсценная лексика навсегда покинет нашу речь!!!

Предлагаем Проект Программы коррекции речи подростков. Он создан на основе проблемно-ориентированного анализа социологического опроса и рассчитан на применение его в школе. Мы выделили следующие области:

Посещать учащимися элективный курс: "Культура речи", с помощью которого возможно расширение лексического словаря подростков. Речь, как реализация языка в процессе общения, - явление индивидуальное, и настоящий талант владения ею дан не каждому, но стремление учащегося стать языковой личностью под силу каждому.

2. Помочь учащимся в определении стиля общения и формы речевого поведения за счет элективного курса: "Практическая стилистика русского языка. Лексика".

3. Воспитание нравственного отношения к окружающим, развитие познавательных интересов за счет проведение тематических вечеров, посвященных великим женщинам; - написание рефератов и докладов по литературе на определенную тематику; составление сообщений для классных часов.

Конечно, мы понимаем, что не открыли Америку. Таких программ можно составить немало. Но мы сами уже проводим различные беседы не только в своем классе, но и в других. Главное то, что мы поднимаем эту проблему, говорим о ней, привлекаем внимание и всеми доступными нам способами и с огромным желанием пытаемся её решить. Что же касается нормативности, стилистики - это должно идти от глубины познания и владения речью, развивать дар слова, умение связно и адекватно выражать свои мысли. Для этого необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности на уровне нормативных языковых средств.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)