Россия в творчестве Александра Блока
На мой взгляд, тема Родины, дома и родной земли – одна из вечных и любимых тем писателей и поэтов всего мира и всех направлений в искусстве. А тема патриотизма всегда была, есть и будет на первом месте у российских писателей.
Первоначально – моё знакомство с произведениями Александра Блока было случайное: на конкурсе чтецов мне подарили сборник его стихов. Я прочитала одно стихотворение, другое, третье Меня увлёк его прямой и простой язык. Уже после одного прочтения стихотворения «О, я хочу безумно жить», оно глубоко запало мне в память. Слова – «всё сущее – увековечить, Безличное – вочеловечить, Несбывшееся – воплотить, – крутились у меня в голове на протяжении нескольких дней. Я решила продолжить чтение его произведений, в основном, о любви, например, из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»: «Я медленно сходил с ума», «Я – тварь дрожащая», «Я и молод, и свеж, и влюблён» Дальше меня привлекли стихи довольно мрачные: из цикла «Вольные мысли» – «О смерти», из цикла «Город» – «Клеопатра», из цикла «Арфы и скрипки» – «Всё на земле умрёт» и другие. После мне захотелось узнать причину, по которой Блок начал писать такие грустные и «тёмные» стихи.
Моя цель – узнать, какой же именно Россия представлена в творчестве Александра Блока.
Первоначально, ознакомимся с его биографией.
По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям этот поэт, сам назвавший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколение свято служившей науке и литературе. Все его ближайшие родичи были либо учёными, либо литераторами: отец – профессором-юристом и философом, дед – профессором-ботаником, бабка, мать, две тётки, двоюродная бабка – писательницами и переводчицами. И женат он был на дочери великого учёного Д. И. Менделеева, творца Периодической системы элементов.
И как знаменательно, что родился Александр в стенах Петербургского университета, в так называемом «ректорском доме», а будущего поэта на руки приняла его прабабка, лично знавшая ещё друзей Пушкина. Таким образом, будущее Александра уже было предрешено.
Родители Блока разошлись сразу после его рождения. Рос и воспитывался он в семье деда (Бекетова), в обстановке хорошо устроенного петербургского барского дома и в «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы. Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера культурных стародавних традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие прославленные представители русской литературы были здесь не только знаменитыми и почитаемыми писателями, но и просто добрыми знакомыми. Здесь ещё помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым.
Вообще литература играла очень большую роль в обиходе бекетовской семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и в прозе. Естественно, что Сашура (так звали Блока в семье) начал сочинять чуть ли не с пяти лет. А немного позже он уже «издавал» рукописный журнал, потом, лет шестнадцати, стал писать всерьёз, но ещё долго не показывал своих писаний никому, кроме матери. Она на всю жизнь осталась самым близким ему человеком, и он часто повторял: «Мы с мамой – почти одно и то же».
Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадёрских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Здесь его окружал своеобразный пейзаж, отразившийся в ранних его стихах: река, по которой проплывали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад, частокол дымящих фабричных труб на другом берегу реки.
Тогда же Блока отдали в гимназию. Потом он рассказал, как «первый раз в жизни из уютной и тихой семьи» попал «в толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков». Сам он был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, тёток, бабки. С гимназической средой он так и не сросся до конца учения. Вообще, как он сам говорил, «жизненных впечатлений» у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения «грубой жизнью». Возможно, поэтому события описываемые им в его стихах столь проникновенны и чувственны.
В 1898 году гимназия была окончена, и Блок «довольно безотчётно» поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, убедившись, что совершенно чужд юридической науке, он перевёлся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году.
Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором, имя его приобретает уже довольно широкую известность. Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не только как поэт и драматург, но и как критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивая свои взгляды на существо искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями.
С портретов и почтовых открыток, подписанных именем «Александр Блок», смотрел красивый молодой человек в щегольском сюртуке или артистической блузе. А на самом деле к тому времени это был строгий, углубленный в невесёлые думы зрелый человек, много на своём веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнажённой совестью. И был он прост и человечен, – прост, как все по-настоящему большие люди. Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и физический труд, косоворотку и русские сапоги. Любил копать землю, пилить деревья, что-нибудь мастерить по хозяйству в своём Шахматове. «Работа везде одна, - говаривал он, - что печку топить, что стихи написать». Таков он, русский романтик.
Вскоре, в мае 1917 года, Блок был привлечён к работе в Чрезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия. На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти». Этот год также знаменателен для поэта и как год революции. Её Блок представляет величайшим испытанием
И преображением человека, тем «моментом истины», когда в человеческой душе «безобразное» сталкивается с «прекрасным». Разрушение старого порядка, крушение прежнего социального и нравственного устройства, на которых держался «старый» мир, ведут к высвобождению громадных сил, которые выравниваются на волю хаотично, разнузданно, безудержно: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!» Поэт прекрасно видел и хорошо понимал двойственную природу этих сил. Поэтому в его произведения мы не найдём никакого воспевания, прославления, идеализации стихии революции «Старый» мир дал трещину, и оттуда, как вулканическая лава, вырвался опаляющий поток человеческих чувств и желаний, нередко уродливых и страшных. Этот поток уничтожит, сметёт старый, мирно может уничтожить и тех, кто вершит революцию. «Революция пожирает своих детей» в том случае, если они не смогут обуздать эту стихию и превратить хаос в гармонию, в «духовный космос», по выражению Блока. А пока:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
Рухнуло, раскололось, разлетелось на куски всё привычное, и земная твердь стала ненадёжной, и дикий ветер всё сметает на своём пути.
Блок не скрывал противоречий и трудностей революции, но он искренне верил, что «путь среди революций – верный путь», поэтому все герои, а вместе с ними вся Россия, найдут дорогу в «новый мир». Вера поэта звучит в его словах: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию».
«Мы – дети страшных лет России» – так называл он себя и своих современников. И в то же время поэт страстно верил: «России суждено пережить муки, унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и по-новому великой». Именно эта вера в Россию заставила Блока остаться на родине, принять революцию. Он считал, что революция очистит страну от скверны, от засилья «сытых», и серая, нищая Россия станет иной 4.
Мы – все – невольно или вольно –
Свидетели великих лет
И несмотря на все недостатки, он любил свою Родину.
Величава, загадочна, необычайна – и прекрасна! Такой таинственной, колдовской предстаёт перед нами Русь в стихотворении «Русь»/1906 года/:
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю – и за дремотой тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
Русь сказочно прекрасна, но за сказкой скрываются печальные картины реальной современности: «утлое жильё», «вихрь, свистящий в голых прутьях». Но чувство кровного родства со всем русским, жажда обновления родной стороны всё равно сильнее печали, которую вызывают все эти картины у поэта:
В стихах Блока о России мы видим то один её лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все эти стихотворения – чувство безоглядной любви к России. Именно – безоглядной. Как у Грибоедова – «и дым Отечества нам сладок и приятен». Как у Лермонтова – «люблю Отчизну я, но странною любовью». Блок в стихотворении «Осенняя воля» восклицает: «Как жить и плакать без тебя!» Да, безоглядная, настоящая любовь именно такова – и счастье, и горе пополам. В России для Блока всё – жизнь или смерть, счастье или тоска. Наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина». Здесь не только раздумья поэта о судьбе страны, о её прошлом, настоящем и будущем. Любовь к Родине для Блока – Чувство глубоко личное, такое, как любовь к матери. Жене:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!.
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чём так горько плачешь
Он одним из первых русских поэтов откликнулся на события 1917 года поэмой «Двенадцать», в которой отразил стихию революции, охватившую всю Россию. Говоря о революции, Блок ставит вопрос о новой России, о новой морали, гуманизме, поэтому в конце поэмы и появляется образ Иисуса Христа. Через всю поэму проходит белый цвет – цвет чистоты и обновления России. Поэт верил в высокое предназначение России, поэтому в стихотворении «Скифы» он вновь возвращается к издавна волновавшему его вопросу об исторической судьбе нашей страны. Он называет Россию «Сфинксом с древнею загадкой»:
Россия – Сфинкс.
Ликуя и скорбя,
И обливаясь чёрной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!.
А. Блок размышлял о родине не только в стихах и поэмах, но и в письмах, дневниках мы находим его печальные, светлые, тревожные раздумья о России. Например, такие слова: «Чем больше чувствуешь связь с Родиной, тем реальнее и охотнее представляешь её себе, как живой организм». Он именно так и относился к России – как к близкому человеку, попавшему в беду. Поэтому трагична судьба самого поэта – он не смог больше выносить несчастий и ужасов, выпавших на долю «родного существа», и ушёл из жизни мучительно и рано. Но остались его стихи, а в них – его любовь к России.
В ранних стихотворениях А. Блока Россия предстает перед нами дремлющей или даже погруженной в глубокий сон. А в этом сне — то, что дорого каждому русскому человеку: загадки и тайны, старинные предания и сказки, тонкая, но неразрывная связь с прошлым.
Комментарии