Производство  ->  Оборудование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Демидовы - предприниматели и меценаты

Одна из наиболее громких фамилий русских промышленников XVIII века-Демидовы. За сравнительно небольшой срок основателю рода Никите Демидовичу и его сыну Акинфию удалось создать крупнейший комплекс металлургических предприятий, стать монополистами в своем деле. В чем секрет успеха? Можно говорить об организаторском таланте, высокой трудоспособности, наконец, удачливости. Но особого положения им удалось добиться благодаря и правовым документам тех лет. Причем многие из указов появились на свет не без помощи самих Демидовых, не жалевших денег на подкуп чиновников и подарки императрицам.

О них много пишут и говорят уже давным-давно, хотя с разными оценками и интонациями. В советские времена Демидовых представляли, в основном, как жестоких эксплуататоров. В последние же годы начали идеализировать. Обе крайности, наверно, неправомерны. Горнозаводчики Демидовы как предприниматели и меценаты оставили нам огромное наследство. Заводы и города, музеи и архитектурные шедевры, библиотеки и архивы, в которых сохранился исторический опыт. Огромное демидовское наследство неоднозначно. Демидовы и их деяния противоречивы, и разные авторы акцентируют внимание на разных сторонах жизни и деяний этих крупнейших в России предпринимателей и меценатов.

Первый предприниматель из рода Демидовых

Родоначальник Демидовых — Никита — носил при рождении иную фамилию. Его отец, Демид Антуфьев, происходил из государственных крестьян и приехал в Тулу из села Павшино, чтобы заняться в городе кузнечным ремеслом. В 1664 году когда его сыну было восемь лет, Демид умер. Согласно другой версии, Никита Демидов — простой крестьянин, бежавший в тульскую оружейную слободу, спасаясь от рекрутского набора. По третьей, он бежал в Тулу из Москвы, где служил на Пушечном дворе. Но, так или иначе, уже в 1790-е гг. Никита Демидов весьма успешно торговал железом и еще до изменившей всю его жизнь встречи с царем Петром был владельцем железоделательного завода, что уже тогда делало его положение «совершенно исключительным», поскольку другие немногочисленные заводы того времени принадлежали сплошь иностранцам и членам правящей элиты. Что же касается встречи с Петром, то и по этому поводу существует несколько легенд. По одной из них Никита стал известен царю тем, что починил П. П. Шафирову его немецкий пистолет, да еще и изготовил точную его копию. По другой — Никита Демидов был единственным из тульских оружейников, взявшийся в 1696 году выполнить заказ царя на изготовление 300 ружей по западному образцу. И в горном деле достиг Никита высочайшего класса и уникального успеха. В 1697 году верхотурский воевода Дмитрий Протасьев прислал в Москву, в Сибирский приказ образцы уральской руды; для экспертизы часть руды послали в Амстердам, а другую отдали на испытание «тульскому железных заводов мастеру Никите Антуфьеву». Получив из уральской руды два пуда железа и сделав из него две фузеи и два копья, он дал такую оценку: «Железо самое доброе, не плоше шведского, а к оружейному делу лутче шведского. ».

Вот тогда-то глава Сибирского приказа Виниус и предложил Никите поехать на Урал и строить там заводы. Но тот сразу не решился. Пять лет раздумывал, колебался, рассчитывал. И только когда казна построила на Каменном Поясе два первых завода- Невьянский и Каменский, он решился.

В начале 1702 года Никита с сыном Акинфием поехал в Москву, чтобы получить царское добро пожаловать ему Верхотурские железные заводы на реке Нейве.

В тот же день появился именной указ. В нём говорилось, что Верхотурские железные заводы отдаются во владения Никите. Не прошло и года, как в январе 1703 года появился новый именной царский указ с приказом « Отдать Никите Верхотурского уезду Аяцкую, Краснопольскую слободы с деревнями и со всеми крестьянами, и с детьми, и с братьями, с племянниками, и землёю, и со всякими угодья»

И посыпались именные указы Петра- с новыми привилегиями и льготами. В 1703 году Никита Демидов стал главным поставщиком железных припасов для артиллерии. В апреле 1715 года Демидов получил первый заказ от Адмиралтейства. Прошло три года, и появился такой указ царя Петра « В 1718 году июля в 5 день Великий государь Петр Алексеевич, будучи в Адмиралтейском военного морского флота канцелярии, указал именным своим царского величества указом тулянину Никите Демидову с Сибирских Невьянских железных заводов железо к Адмиралтейству ставить по образцам нынешнего 718 года с июля месяца впредь повсегодно, а с других никаких заводов железа к Адмиралтейству именным его величества указом за негодность принимать не велено».

Демидовы мало платили, а порой и обсчитывали приписных крестьян, которые выполняли подсобные, неквалифицированные работы. Специалистов же они ценили хорошо, лучше, чем на других заводах. И на этом выигрывали. Никита и Акинфий выискивали и собирали талантливых мастеров любыми способами: принимали беглых и пришедших с других заводов, выпрашивали у губернаторов и горных начальников, переманивали у своих конкурентов, выписывали за большие деньги иноземцев или просто-напросто крали. Уже в 1721 году на Невьянском заводе находилось 250 квалифицированных работников- мастеров и подмастерьев. Невьянск служил базой подготовки специалистов для других заводов Демидова. В 1725 году Никиты Демидова не стало, но его владения перешли к его сыну Акинфию.

2. Акинфий Демидов — продолжатель дела отца.

Родившийся в 1678 году, Акинфий еще в молодости был послан отцом в Саксонию учиться секретам металлургического производства и теперь рьяно принялся за дело. Именно ему и суждено было создать настоящую империю Демидовых, которая к середине века производила 52% всего русского металла. Акинфий распространил свои владения на обширные территории Урала и Алтая, основал 18 новых заводов и множество рудников.

Им он отдавал все свое время и силы. В одном из писем к А. Д. Меньшикову он писал, что фабрики, как малые дети, требуют постоянного внимания. Не щадя себя, Акинфий того же требовал и от других. При приемниках Петра I, в эпоху дворцовых переворотов, он сумел путем прошений, подкупа и интриг добиться чрезвычайных привилегий, позволивших ему превратить заводы и вотчины в наследственную собственность, унифицировать многочисленные налоги и пошлины, закрепить за заводами пришлых и беглых крестьян.

Владелец 25 заводов, 3 пристаней, 120 домов и дворцов, 36 сел с множеством деревень, дворянин и действительный статский советник Акинфий Демидов сумел в конце жизни освободиться от обременительного контроля местных и центральных властей, получив в 1744 году беспрецедентное право находиться лишь под высочайшей «протекцией» самой императрицы Елизаветы. Он ловко скрывал не только свои тайные дела- например, потайную добычу золота и серебра, продажу оружия южным ордам, дипломатические связи с зарубежьем, но и то, сколько у него в действительности работает людей, сколько плавится чугуна, железа, меди и т. п. И на какие только ухищрения ни шел горный магнат, чтобы скрыть то, что творилось в его империи! Поначалу некоторых проверяльщиков он просто выгонял со своих заводов. Потом поступал хитрее - сам организовывал ревизии и переписи. Не раз Демидова обвиняли в захвате чужих земель, разработке месторождений без разрешения правительства, укрывательстве беглых, уклонении от уплаты налогов, подкупе должностных лиц. Но всякий раз благодаря покровительству высокопоставленных вельмож ему удавалось избежать наказания. Аргументом в его пользу всегда было и столь необходимое стране высокоэффективное производство, не имевшее аналогов ни в частном, ни в государственном секторе тогдашней экономики. Есть все основания предполагать, что Акинфий постарался оставить о себе как можно меньше информации. Исследователи XX века, горюя о пропаже многих документов времен Никиты и Акинфия, полагали, что бумаги сгорели вместе с господским домом при пожаре 1890 года. После смерти Акинфия принадлежавшие ему заводы перешли к его сыновьям — Прокофию, Григорию и Никите

3. Потомки Демидовых - 3 поколение

Самый старший из братьев - Прокофий(1710—1786). Пожалуй, ни об одном из Демидовых не ходило при жизни столько анекдотов и сплетен, как о Прокофии Акинфиевиче. Обычно в этих анекдотах он выглядел чудаком-самодуром. Прокофий как-то странно загадочен. Громадные богатства, полученные по разделу (четыре завода, которые он потом продал купцу Яковлеву, до 10000 душ крестьян, более 10 сел и деревень, несколько домов и пр. ), и доброе сердце сделали Прокофия Демидова одним из значительнейших общественных благотворителей. Подлинной страстью Прокофия была ботаника. В созданном им Нескучном саду была собрана флора четырех континентов, а гербарий, подаренный Московскому университету, содержал около 4500 листов. Им же учреждено Санкт – Петербургское коммерческое училище, на которое он пожертвовал 250000 рублей. С именем его связывается также учреждение ссудной казны. Прокофий, продав заводы, больше никогда не возвращался к горному делу.

Средний, Григорий, увлекся науками и своим ботаническим садом. Он прославился разведением разнообразных растений. Григорий, также не желавший заниматься заводами, продал их.

Ни по своему характеру, ни по своему образу жизни младший сын Акинфия совсем не похож на своих братьев. Никита(1724—1789), несмотря на разные модные тогда увлечения,- это, прежде всего горнозаводчик. Недаром гениальный Акинфий именно младшему сыну хотел оставить в наследство всю свою горную империю целиком. Он единственный из трех Акинфиевичей, успешно продолжил главное дело своего деда и отца. Никита получил по разделу шесть заводов: Нижнетагильский, Черноисточинский, Висимо-Шайтанский, Выйский и два Лайских – Нижний и Верхний. Достаточно сказать, что в последние годы его жизни тагильские домны и молотовые давали чугуна и железа больше, чем все заводы горной империи Акинфия Демидова. Среди братьев и среди других Демидовых, что владели заводами, Никита Акинфиевич - самый удачливый горнозаводчик. Он не блистал особыми талантами, но, тем не менее, добился немалых успехов и стал одним из самых богатых предпринимателей России. Никита отличался любовью к наукам. Он состоял членом Вольного Экономического общества, жертвовал на строительство Московского университета, а при академии художеств учредил медаль « За успехи в механике». Ряд биографов утверждает, что он состоял в переписке с Вольтером.

4. Потомки Демидовых - 4 поколение

Павел Григорьевич (1738—1821), , образование получил в Гёттингенском университете и Фрейбергской академии. Много путешествовал по Западной Европе. «За обширные познания в натуральной истории и минералогии» Екатерина II пожаловала его в советники берг-коллегии. Находился в переписке с Линнеем, Бюффоном и другими заграничными учеными; составил замечательную естественнонаучную коллекцию, которую вместе с библиотекой и капиталом в 100000 руб. подарил Московскому университету. Когда в 1802 г. был издан манифест об учреждении министерств, заключавший в себе, призыв к пожертвованиям на дело образования в России, Демидов одним из первых откликнулся на него. В 1803 г. на пожертвованные им средства (3578 душ крестьян и 120000 р. ) основано «Демидовское высших наук училище» (затем Демидовский юридический лицей). В 1805 г. он пожертвовал для предполагаемых университетов в Киеве и Тобольске по 50000 р. ; тобольский капитал к 80-м годам возрос до 150 тысяч рублей и пошел на учреждение Томского университета, в актовом зале которого выставлен портрет Демидова. В 1806 г. он пожертвовал Московскому университету свой минц-кабинет, состоявший из нескольких тысяч монет и медалей. В Ярославле ему поставлен памятник, открытый в 1829 году

Пожалуй, никто из Демидовых ни до, ни после него не прожил столь пеструю жизнь, как Николай Никитич сын Никиты Акинфиевича (1773-1828г. г). Разгульная жизнь в молодости. Причем с таким размахом, что его богатейшие Тагильские заводы были близки к разорению. А затем превращение в рачительного хозяина, талантливого предпринимателя, удвоившего наследство, полученное от отца. Бесстрашный участник сражений под Бородино, Тарутино, Вязьмой и Красным, за что награжден орденом Владимира 3-й степени. С его именем связано начало итальянского периода жизни Демидовых. Живя с 1815 г. почти постоянно во Флоренции, где он был русским посланником, он, однако, много заботился о своих заводах, принимал меры к улучшению фабричной промышленности в России, развел в Крыму виноградные, тутовые и оливковые деревья. Демидов «выращивал» для своих заводов не только производственников, но и архитекторов, живописцев, специалистов по художественному литью из чугуна и бронзы, по росписи подносов, камнерезов и гранильщиков Брак Демидова с его супругой Елизаветой Александровной (урожденная баронесса Строганова) оказался неудачным так как легкомысленная страсть к развлечениям и кокетству его супруги не нравилась Николаю Никитичу с его скучным и тяжелым в семейной жизни нравом. Склонный во всем к регламентации и рационализму, Демидов заключил с супругой странный договор, похожий на трудовое соглашение в котором «На содержание жены и детей супруг обязался выплачивать 27 тысяч рублей. Елизавета Александровна должна была жить с детьми в одном доме неразлучно, подбирать для них нянек, воспитателей, учителей». Скончался Николай Демидов в 1828 году.

Граф Николай Демидов:

• построил на свой счет фрегат на Черном море.

• В 1807 г. пожертвовал дом в пользу Гатчинского сиротского института.

• В 1812 г. выставил на свои средства целый полк солдат («Демидовский»).

• В 1813 г. подарил Московскому университету богатейшее собрание редкостей

• в том же году построил в Петербурге четыре чугунных моста.

• Составил во Флоренции богатейшую картинную галерею

5. Потомки Демидовых - 5 поколение

Павел Николаевич, старший сын Николая Никитича, (1798—1841). Получил блестящее образование в Наполеоновском лицее в Париже, служил по военной части, вышел в отставку 28 лет полковником, имел придворное звание егермейстера. Он вроде бы занимался делами своих Тагильских заводов и даже однажды приезжал туда на несколько днейи не имел при этом почти никакого реального представления, как получают на его заводах чугун, сталь, из которых отлит фундамент богатства и могущества Демидовых. Несколько лет служил губернатором в Курске и прослыл благотворителем края. Во время холеры 1831 г. построил в Курске четыре больницы; на его счет воздвигнут памятник поэту Богдановичу. Известен как учредитель так называемых «Демидовских наград», на которые жертвовал при жизни и назначил выдавать в течение 25-ти лет со времени его смерти по 20000 рублей ассигнациями или 5714 рублей серебром ежегодно. Павел Демидов жил в основном за границей. В 38 лет женился на Авроре Карловне Шернваль. Некоторые утверждали, что это идея самого императора, который хотя и недолюбливал своего придворного егермейстера, но хотел женить его на русской подданной и тем избежать возможного брака одного из богатейших людей России с иностранкой, что бы не дать ему, подобно отцу и брату, промотать огромнейшие состояния за границей. Через три года у Павла появился наследник.

Анатолий Николаевич (младший сын Николая Никитича, 1812—1870). Родился в Италии и большую часть своей жизни прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию. Исповедовал культ низложенного французского императора Наполеона I. Был женат на родной племяннице Наполеона Матильде, графине де Монфор. Совместная жизнь Демидова и Матильды де Монфор продолжалась не долго, экзотика сменилась бурными жестокими сценами неприязни. Матильде пришлось искать защиты у императора Николая I, который и санкционировал развод, потребовав от Демидова выплаты Матильде солидного ежегодного пенсиона. Устав от сердечных неудач, Анатолий Николаевич искал отдушину в меценатстве, путешествиях, интересных и престижных знакомых. Купив княжество Сан-Донато, у герцога Тосканского – Леопольда - за 2 миллиона рублей приобрел титул князя Сан – Донато. Он знакомил французских читателей с жизнью далекой родины, публикуя под псевдонимом Ni-Tag свои « Письма о Российской империи». В 1837-1839 годах Анатолий Демидов организовал первую российско-французскую экспедицию по исследованию юга России и Донецкого бассейна во главе со знаменитым ученым Ле-Пле. Он прослыл любителем «изящных искусств» и одним из самых щедрых покровителей художников. Известно, что именно по заказу Анатолия Демидова написано знаменитое полотно «Последний день Помпеи», которое он приобрел у художника Брюллова за 40 тысяч франков, вывез в Россию и преподнес в дар императору НиколаюI. Князь Сан-Донато умер в 1870 году бездетным. Нижнетагильские заводы и все его состояние с великолепной виллой Сан-Донато с её уникальными коллекциями живописи, скульптуры и прикладного искусства перешли к племяннику Анатолия Николаевича - Павлу Павловичу.

Павел Павлович Демидов родился в 1839году в Италии. В 1872 году Павел приобрел новую виллу в Пратолино. К моменту демидовской покупки роскошная прежде вилла пришла в запустение, её дворцы и фонтаны разрушились. Павел перестроил виллу и перевез в неё из Сан-Донато фамильную библиотеку и художественные коллекции.

От Павла Павловича вилла в Пратолино отошла к его дочери Марии, а после её смерти (умерла в 1956 году) – к одному из членов югославской королевской семьи Карагеоргиевичей - принцу Павлу, приходившемуся племянником дочери П. П. Демидова.

Заключение

В последнее время возрос интерес к изучению предпринимательской, благотворительной и меценатской деятельности Демидовых, но также много неизученных и неисследованных вопросов связанных с этой династией.

Богатство, слава и могущество Демидовых основывались на принадлежавших им крупных металлургических заводах. Организация производства на демидовских заводах была доведена до высокой степени совершенства. В основных цехах существовала сдельно - премиальная система: перевыполнившие норму выработки мастера получали премию, еженедельно выявлялись лучшие из них и тоже награждались.

Исследования Невьянской башни показали, что в ней, по крайней мере, три крупных изобретения: конструкция железочугунных балок (1725 год), громоотвод (молниеотвод), металлическая конструкция шатра башни. Демидовы, особенно первые, были людьми широкого государственного кругозора, глубоко понимали и принимали близко к сердцу нужды и потребности страны, стремились оказать ей бескорыстную и нередко очень щедрую помощь в трудные времена. Последующие поколения Демидовых вкладывали крупные средства в развитие образования, науки и культуры России.

В 1991 году Екатеринбургская ассоциация предпринимателей основала научно – просветительское общество «Демидовский институт», в задачи которого входит издание архива Демидовых и изучение истории русского предпринимательства в целом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)