Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ лебедя в мифологии и фольклоре

Многие из нас наблюдали за плавающими лебедями. Они скользят по воде легко и бесшумно, и вода под ними светлеет, принимает перламутровый оттенок. Со времён глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности, символом верности и благородства. Вспомним такие выражения: «лебединая шея», « плывёт как лебедь», «белая лебедь», «хороша, как лебёдушка на озерце» - так говорили, да и сейчас говорят о красавице. Выражение «лебединая верность» означает большую любовь, способность на самопожертвование во имя любви.

Почему именно лебеди стали священными птицами у многих народов? Этот вопрос не давал нам покоя, и мы решили проникнуть вглубь веков. Прежде всего, нам захотелось узнать, а не скрыта ли разгадка в самом слове «лебедь». Вот какое определение слова «лебедь» дается в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова:

1) лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной, красиво изогнутой шеей;

2) лебедь – кликун – белый лебедь, издающий звучные клики;

3) лебедь – шипун – самый крупный белый лебедь, издающий шипящие звуки.

В толковом словаре русского языка В. И. Даля дается следующее толкование:

1) лебедь – лапчатая водяная птица;

2) лебединая песня – предсмертное или последнее произведение писателя; последнее слово умирающего.

В этимологическом словаре под редакцией Н. М. Шанского слово «лебедь» образовано с помощью суффикса – едь от основы леб (перегласовка elb), сравнить в древненемецком elbio - «лебедь», родственный латинскому albus - «белый», греч. аlphos – «белое пятно». По-немецки Эльба значит «белая». Птица получила название по своему белому оперению.

3. 2. Лебедь – одна из наиболее почитаемых русским народом птиц.

Лебедь – одна из наиболее почитаемых русским народом птиц. Вместе с соколом он стал почти олицетворением Руси. По свидетельству византийского историка X века императора Константина Багрянородного, сама территория, где жили древние руссы, именовалась Лебедией. Впоследствии это дало право Велимиру Хлебникову назвать новую Россию «Лебедией будущего». Точно так же и славяно-скифы, описанные Геродотом, именовались «сколотами», то есть, «соколотами» - от русского «сокол».

В толковании арабских географов, описавших наших предков задолго до введения христианства, их название звучало по-геродотовски: «сакалиба» («соколы»).Отсюда и знаменитые «саки» - одно из названий славяно-скифов - «скитальцев» - «кочевников».

Почему же именно лебедь и сокол – две столь разные птицы пребывают в борьбе друг с другом? Сокол нападает, преследует, лебедь спасается, защищается. Но всегда ли так было? У Пушкина в «Сказке о царе Салтане», целиком построенной на образах и сюжетах русского фольклора, лебедь-птица добивает и топит злодея-коршуна. В народной символике коршун, как и сокол, является хищной птицей. В «Задонщине» Слове Сафония – рязанца соколы, кречеты, ястребы олицетворяют ратников Дмитрия Донского:

«Ужо боте соколе и кречеты, белозерскыя ястребы борзо за Дон перелетели и ударилися о многие стада гусиные и лебединые». Потом это повторит А. Блок:

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Отсюда можно сделать вывод: в те далекие времена лебедь олицетворял образ защитника Руси.

3. 3. Откуда же взялся образ лебедя?

Лебедь во многом собирательный образ. В русском фольклоре вообще считается нормой нерасчлененный образ «гуси-лебеди». Исторически это вполне объяснимо: сходная птицезвериная символика распространена у разных народов.

Откуда же она взялась? Как и другие «вечные образы», русский лебедь и сокол – наследие тех древнейших верований и обычаев человеческой предыстории, когда само человечество, его праязык и пракультура были нерасчленимые и царил мир тотемов.

Тотем – слово экзотического происхождения, взято из языка североамериканских индейцев. А родилось оно в стране оджибуэев, с упоминания которой начинается «Песнь о Гайавате» Генри Лонгфелло. Переводится «тотем» как «его род» и означает родовую принадлежность, но не по семейным узам, а по объединению себя и своего рода – племени с каким-либо животным, растением, птицей или предметом.

Русская и славянская культура знает тотемизм, в основном, в форме пережитков, запретов. У русских отголоски тотемизма сохранились главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величием деревьев, птиц и зверей. Среди наиболее популярных персонажей русских сказок – звери (лиса, медведь, заяц, баран и другие) и птицы (гусь, утка, петух, сокол, лебедь, селезень и другие).

Вывод: образ лебедя является наследием древнейших верований и обычаев людей, который пришел к нам в виде тотема.

3. 4. Проявление символа лебедя в одежде.

Принадлежность конкретного тотема к какому-либо роду-племени помогает узнавать себе подобных или отличать своих от чужих. Это проявляется в особенностях одежды, головного убора, причёски, украшений. Например, русский женский головной убор кика по форме напоминает птицу, а его название происходит от названия лебединого крика – кика (кикать – «кликать, кричать»). Отсюда древнегреческое наименование лебедя – «Кикн» (так звали и сына Аполлона, превращённого после смерти в созвездие Лебедя). Интересно, что мужской головной убор алеутов, когда они были открыты русскими мореплавателями, по форме напоминал также лебединую голову.

Вывод: действительно, символ лебедя использовался в одежде и головных уборах у многих народах.

3. 5. Тотемное прошлое в русских фамилиях.

Тотемное прошлое живёт и во множестве русских фамилий, восходящих к древним обозначениям тотемной принадлежности людей. У простого народа они появились после отмены в России крепостного права. В словаре древнерусских личных собственных имён встречаются следующие фамилии: звериные: Баран, Белка, Выдра, Медведь, Пёс, Соболь, Козёл, Кот, Заяц и другие; птичьи: Воробей, Ворона, Голубь, Грач, Коршун, Кречет, Селезень, Лебедь, Дятел и другие.

Все эти древнерусские имена и прозвища, как наследие ещё более древних русских, славянских тотемов, стали неотъемлемой стороной современной жизни, войдя в живые русские фамилии.

Откуда же взялось такое множество тотемов? Это связано, наверное, с тем, что человек стремился подчеркнуть свою уникальность, обособить место и условия своего существования, обозначив отличительными особенностями в одежде, жилище, манере поведения и общения. При смене поколений и переход к новым ценностям сохранились традиции, которые переходили из одного поколения к другому. Это хорошо иллюстрирует мансийская легенда. Лебедь, повествуют сказители, был когда-то человеком, но затем из-за царивших прежде постоянных войн и столкновений, он стал просить Бога превратить его в птицу. Желание было исполнено, и таким образом появился лебедь. Он был сначала царём всех птиц, а орёл служил при нём князем. Впоследствии царская власть перешла журавлю, так как лебедь не умел вовремя кричать. Эта смена птиц происходила до тех пор, пока царём не стал орёл. Из этой северной легенды видно, как происходила смена тотемов внутри единой народности.

Таким образом, можно сделать вывод, что многие русские фамилии восходят к древним обозначениям тотемов, в частности и лебедя.

3. 6. Археологические раскопки.

Лебедь – священная птица древних славян. В местах проживания наших предков (на Полтавщине) археологи раскопали датируемые VI-V веками до нашей эры зольники – остатки культовых огневиц, окаймлённые вырезанными из земли и раскрашенными в белый цвет двухметровыми фигурами лебедей. Среди археологических находок в местах расселения западных славян были найдены солнечные колесницы, запряжённые лебедями, которые хорошо знакомы по культу Аполлона. Имя богини скифов, изображения которой найдены археологами в курганах причерноморских степей, Дргим – паса или Аргим – паса переводится как «Богиня Лебедь». Отсюда следует вывод: по–разному переведенное в «Слове о полку Игореве» выражение «аркучи», из плача Ярославны, следует понимать и производить не от глагола «плакать», причитать, а от имени скифской богини Лебеди – Аргим (Арким). Аркучи – кричать, петь по – лебединому. А лебеди перед смертью поют. Оттуда пошло выражение «Лебединая песня». Именно в этом драматизм плача Ярославны. Культ лебедя сохранился в славянских землях и после принятия христианства. В северных областях был обычай: 21 сентября – в день рождества Богородицы – выпускалась на волю пара лебедей. Хранит память о них и топонимика. В Сумской области есть город Лебедин; на берегу нынешнего Киевского водохранилища, близ Киева, - Лебедивка, в Карпатах текут речки Лебединка, Лебедишка и Лебединец. А в Киеве и в наши дни течёт древняя речка Лыбедь, названная в честь сестры основателей Киева – братьев Кия, Щека и Хорива.

Из всего это можно сделать вывод: название рек и городов несут свое начало с древнейших времен.

3. 7. Образ лебедя в русской и славянской мифологии.

Образ, воспетый Пушкиным, Царевна - Лебедь, олицетворяет древнее светоносное Божество. Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу, чья вселенская предназначенность выражается в следующих строках:

Днём свет белый затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Все сказочные фольклорные сюжеты о превращении человека в лебедя, включая классический русский образ Царевны-Лебеди, восходит к греческим традициям, где Зевс также был лебедь: в этом обличии он овладел Ледой – и в результате на свет появилась прекрасная Елена – виновница Троянской войны.

В мифологии разных народов широко отражена связь лебедя с солнцем. У греков Аполлон улетает на зиму к гипербореям в колеснице, которую везут по небу лебеди. У славян эти птицы также сопровождали бога Солнца. Изображение солнечного колеса, влекомого лебедями, встречается у этрусков. В прикладном искусстве древности идеал суточного движения солнца выражалось при помощи животных: днём светило везут по небу кони, а ночью по подземному океану водоплавающие птицы: утки, лебеди, гуси. В Древней Греции лебедь считался олицетворением света. В христианской символике лебедь служит знаком Девы Марии.

«Устойчивые представления о Лебединых девах пришло из древнегреческого мифа, в котором говорилось что Морское божество Фаркий – сын Геи – Земли сочетался браком с титанидой Кето. Их шесть дочерей почитали как прекрасных Лебединых дев. О Форкидах, подобных лебедям, обитающих на краю земли, окутанной вечной ночью, рассказывал ещё Прометей в великой трагедии Эсхила. В славянских и германских сказках одинаково распространён образ Лебединых дев, что прилетают к реке или озеру, сбрасывают лебединые одеяния, превращаясь в волшебных красавиц, и купаются в прохладной воде: здесь-то и подстерегает их добрый молодец и прячет их одеяние. Ведь кто спрячет их одеяние – под власть того они и попадают. Именно так в «Песни о Нибелунгах» герой заставляет Лебединую деву предсказать ему будущее». По мифам славян, румын и бурят Девица – Лебедь, у которой добрый молодец однажды украл одежду из перьев, и стала праматерью их родов. Представления о Девице – Лебеди сохранились и у других народов, населяющих Север нашей родины: у ненцев, например, также известен образ Богини-Лебеди. Сходные персонажи есть у бурятов, якут. Лебедь считается священной птицей остяков, зырян, эвенков, бурятов, селькунов, народов Прибайкалья, чьи роды по поверью произошли от этой белой птицы. «При раскопках знаменитых Пазырыкских курганов на Алтае, относящихся к V-III векам до н. э. , в погребальной камере были обнаружены войлочные фигуры лебедей. Всё это свидетельствует о том, что лебединая символика охватывала значительные пространства Евразии и распространялась на многие разноязычные народы на протяжении многих тысячелетий». На алтайской реке Лебеди - притоке Бии – и поныне проживает тюркоязычный народ Лебединцы, ведущий свою родословную от первопредка Лебедя. В башкирском фольклоре лебедь тоже является тотемом, и бытует понятие, что все лебеди – потомки небесного божества Хумай, прародительницы башкир.

Образ Лебедя, Человека-Лебедя и лебединой символики проходит через всю историю культуры Евразии: от древнейшего ковша в виде лебедя, найденного при раскопках первобытной стоянки на Среднем Урале и петроглифов Онежского озера до нежных античных Богинь, воинственных германских валькирий, способных превращаться в лебедей и лебединого рыцаря Лоэнгрина.

Девица – Лебедь у руссов появилась не случайно. Античные авторы писали о том, что обитают в северных широтах девы, которые могут оборачиваться птицами. Римский поэт Овидий свидетельствовал, что «женщины скифов достигают этого при помощи каких - то зелий». Примерно тысячу лет спустя после Овидия в славянской земле вятичей среди женщин существовал обычай наряжаться птицей. Статная девица надевала платье с длинными, много ниже запястий рукавами, напоминающими крылья, и под музыку танцевала. Девиц этих называли русалками, а сами ритуальные празднества – русалиями. Мы с детства привыкли к тому, что русалки живут в воде, заманивают к себе добрых молодцев, и те навсегда исчезают в омутах, привороженные чарами и красотой хвостатых дев. Возможно, в то далекое время своими танцами русалки стремились объединить земной и небесные миры. Но в память о ком существовал ритуал славян?

У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Она вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов, о чем свидетельствует «Книга Велеса»: «И бьет Матерь Сва крылами и поет песнь боевую, и эта птица не само солнце, но от нее все началось». Именно ей славяне посвятили ритуальные празднества, которые назывались русалиями.

Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «сва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках – swan. У разных народов богиня Лебедь имела другие имена. Вот они: Изида, Анахита (богиня Ариев Средней Азии), Иннона (в Шумере «владычица небес»), Юнона (самая почитаемая богиня в Риме), Уна (главная богиня этрусков), Иштар (богиня Аккада), последнее ее воплощение – Дева Мария.

И Пушкин, каким – то непостижимым чутьем уловил истинную, божественную природу лебеди из сказки, рассказанной ему Ариной Радионовной. После той, первой записи, сделанной в 1828 году, пройдет три года, прежде чем сказка будет завершена. Поэт искал главную линию событий, которая так свободно соединила все его мысли. В первом варианте волшебные превращения и прочие чудеса происходят благодаря Царице – Матери. В окончательном – их творит Царевна - Лебедь. Создается такое впечатление, что богиня появилась перед ним, и он отобразил ее лик с фотографической точностью. . Как величайшее откровение предстает перед нами портрет – описание вечно юной богини, какой ее увидел молодой князь Гвидон:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилась в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась:

Месяц под косой блестит;

А во лбу звезда горит.

Таким образом, можно сделать вывод, что образ лебедя в русской и славянской мифологии связан со светлым и радостным началом.

3. 8. Легенды и предания о лебеде.

«Средневековые рыцарские легенды содержат немало сведений о древнейшей истории. В тайных сказаниях Ордена тамплиеров о гибели Антлантиды упоминается раса людей, что пришла с Севера. Цикл легенд о священном Граале напрямик указывает на волшебную северную страну, где в непреступном замке хранится чудодейственный Грааль, дарующий бессмертие и тайное знание. Оттуда и прибывает в челне, запряжённом лебедем, Лоэнгрин – сын хранителя Грааля Парсифаля».

Существует легенда, что древнескандинавские викинги сверяли удачу своих разбойных набегов с полётом лебедей. Так это или нет – теперь проверить трудно, но для моряков появление этих белых птиц над морем предвещает спокойное и благополучное путешествие. Более того, во многих местах лебедь почитался как защитник и покровитель моряков. В народном сказе «Ермаковы лебеди», обработанным Павлом Петровичем Бажовым, Ермаку путь за Урал показали лебеди. Ермак, как известно, казацкое прозвище, настоящее же имя, по его собственным признаниям, было Василий, а фамилия совсем тотемного происхождения Оленин. Так вот, взял однажды мальчик Васютка (будущий Ермак) три яйца из гнезда погибшей лебедихи и положил их дома под гусыню. Она высидела лебедят, и они потом до самой смерти Ермака дарили ему удачу: и на россыпи драгоценных самоцветов наводили, и путь в Сибирь указали. «Во веки бы ему в сибирскую воду проход не найти, кабы лебеди не пособили».

Вывод: лебеди приносили удачу и почитались как защитники и покровители людей.

3. 9. Образ лебедя в фольклоре.

Весь песенно-сказочный фольклор Руси и поэзия России расцветали под сенью лебединых крыльев. Лебёдушка – символ чисто женский, и плавание лебедей сопоставлялось с разными аспектами женской жизни. С плаванием лебедя против течения сравнивается грусть разлуки. Лебедь с лебедятами – образ матери, обременённой семейством.

Тотемические пережитки, связанные с лебедями, по сей день живут в запретах убивать или употреблять в пищу эту величавую птицу. Обычай почитания лебедей, как своих священных предков, запрет убивать их широко бытовал у ряда тюркоязычных народов Сибири. У некоторых народов Средней Азии, в частности у каракалпатов, также считалось тяжким грехом убить лебедя. Кара за убитого лебедя у русских падала не только на виновного, но и на весь его род. До наших дней дошли отголоски поверий и сказок, по которым к лебедям надлежит относиться осторожно и бережно. В одном из русских заговоров матушка увещевает доброго молодца: «Не пускать бы молодцу калену стрелу по поднебесью, не стрелять бы белых лебедей». Да как же иначе, если у славян лебедь со своей лебедушкой является воплощением супружеской верности, красоты.

Вывод: лебедь – священная птица, и к ней надо относиться с почитанием.

3. 10 Образ лебедя в свадебном обряде.

Тотемические символы неистребимы и передаются от поколения к поколению, они живут не только в изображениях, изваяниях, устном и письменном слове, но и в традиционных обрядах. В одной румынской рождественской колядке «Лебединая» девица требует от юноши, чтобы он совершил путешествие на небо и добыл брачный венец и птицу, которая пела бы на их свадьбе; святой Василий в раю одаривает юношу, и тот возвращается к деве – Лебедью. В русском свадебном фольклоре жених и невеста именуются по – тотемному: утка и селезень, сокол да лебедь:

Сокол да Сокол Соколович,

Свет добрый родной молодец

Летал Сокол по крутым горам,

Искал Сокол лебединые стада

Что, Гоголь мой, Гоголечек?

Был ли ты, Гоголь мой, на море?.

Белые Лебедки! Где вы бывали [8,c. 138].

Эта, загадочная на первый взгляд, свадебная символика уходит своими корнями в те далекие времена русской предыстории, когда не было никакой этнической или языковой расчлененности и тем более – национальной обособленности, и представители одних тотемных родов женились или выходили замуж за иноплеменников иной тотемной принадлежности. Как сейчас говорят: «вышла замуж за русского (татарина, якута, осетина и т. д. )», - так тогда говорили: «вышла замуж за сокола (лебедя, гоголя, журавля и т. д. )», имел в виду принадлежность жениха или мужа к конкретному тотему.

Невеста часто носила название «лебедушки и лебеди белой». Соколами и Лебедями, Селезнями и Утками обрядовый фольклор не ограничивался. Известно, к примеру, множество вариантов шуточной песни про свадьбу совы, что вышла замуж за «белого луня, за милого друга». Здесь тотемная сова заменяла лебедь, а тотемный сокол превратился в луня.

Итак, можно сделать вывод: песен с тотемными отголосками было записано великое множество; они и по сей день выступают неотъемлемой стороной свадебного обряда.

3. 11 Символ Лебедя в религиях и мифах у разных народов.

Лебедь – символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества.

Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. . Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в тоже время может олицетворять смерть. В связи с этим важно противопоставление в мифе и сказке белого и черного лебедей (жизнь – смерть, добро – зло). Нередко темные силы маскируются образом Белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение.

Образ Лебедя используется как элемент астрального кода; так в Римской мифологии Цигнус (Cyqnus, буквально «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути.

Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя – это песня поэта, а его белизна – искренность. Знаменитая «лебединая песня» - обозначение последнего значительного творения выдающихся людей. Это понятие восходит к Эсхилу, который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.

В славянской мифологии Лебедь относится к «святым» птицам. Красота этой птицы породила множество легенд про Дев – Лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь – обладательница живой воды и молодильных яблок. В христианстве Белый Лебедь – это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.

У кельтов лебединые божества по природе солнечные и являются благодетелями людей; они обладают заимствованной у солнца и воды способностью излечивать; ассоциируются с солнечной колесницей и символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи олицетворяют сверхъестественный облик божеств.

Германцы считали лебедей птицами, которые могут предсказывать будущее, полагали, что в них превращаются души юных дев, особенно чистых и добродетельных, пророчествующих лебедок.

Китайцы называют лебедя солнечной птицей. У Бурят он является олицетворением вечного материнства и верности нравственным корням.

В греко – римской традиции образ лебедя связан с Зевсом, Афродитой, Аполлоном, Орфеем. Зевс в образе лебедя предстал перед Ледой, от этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. Этот миф представляет собой вариант космогонического мифа о происхождении мира из космического яйца. Лебедь присутствовал при рождении Аполлона, солнечного бога; с ним связана сила пророчества.

Лебедь – спутница греческой богини красоты Афродиты. На сосудах античных времен Афродита часто изображалась летящей на белокрылой птице.

Якуты считают себя потомками девицы – Лебеди, бурятские роды Шарят и Харят ведут начало от брака шамана с лебедью, поэтому весной они встречают лебедей чаем и молоком.

Небесный владыка австралийских аборегенов Байаме происходит из рода черных лебедей.

История тотемов – неисчерпаемый источник знаний о далеком прошлом. Оно живет в современных символах, государственной геральдике, обрядах, традициях, во многих фамилиях, названиях рек, озер, городов, селений, стало эмблемой городов. Если эмблема Эстонии – ласточка – касатка, Латвии – белая трясогузка, то Литвы – лебедь – шипун.

Из народных сказок на тему о лебединой верности был заимствован сюжет для балета «Лебединое озеро », музыку к которому написал русский композитор П. И. Чайковский. Образ Царевны – Лебеди вдохновил русского художника М. Врубеля, и он написал картины «Лебедь – птица» и «Царевна – Лебедь», а позировала ему жена, русская певица Н. И. Забела. А. Грин назвал их «аристократами вод», Н. Заболоцкий – «белоснежным дивом». Г. Х. Андерсен подарил миру трогательную историю превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. У Бориса Васильева есть повесть «Не стреляйте белых лебедей». Герой этого произведения Егор Полушкин говорил: «Вот я при Черном озере состою, а раньше оно Лебяжьим называлось. А сколько таких Черных озер по всей стране нашей замечательной – это ж подумать страшно!. Так вот надо бы так сотворить, чтобы они обратно звонкими стали: Лебяжьим или Гусиными, Журавлиными, или еще как, только чтоб не Черными не Черными».

Вывод: чистые озера, чистая природа и воздух, где могут жить лебеди – это признак культуры, признак близости и верности законам природы. Если лебеди живут рядом с вами, то вы - в оазисе духовности, чистоты, расцвета и возрождения. Любоваться белыми лебедями можно бесконечно, не так ли?

4. Заключение

4. 1. Что дало изучение данной темы.

Во – первых, мы изучили справочную, художественную литературу и узнали, что сказано о лебеде в словарях, в мифах Древней Греции, славянской мифологии и в мифах других народов.

Во – вторых, мы рассмотрели этимологию слова «лебедь».

В – третьих, мы узнали об образе Лебедя, какую роль он играл в мифах, легендах и преданиях у многих народов.

В – четвертых, мы изучили работу В. Н. Демина «Тайны русского народа», где одна глава полностью посвящена образу и символике лебедя. Для нас было много открытий в этой книге. Много нового мы открыли из неё для себя.

В – пятых, мы поняли самое главное, что образ Лебедя играет в современной жизни ничуть не меньшую роль, чем в далеком прошлом.

Данная работа будет иметь большое практическое значение: во – первых, мы выступим с исследовательской работой перед своими одноклассниками на уроках литературы и учащимися нашей школы на VI научно – практической конференции; во – вторых, мы готовы выступить со своей исследовательской работой на городской научно – практической конференции.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)