Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Мир топонимов: прошлое в настоящем

Каждый человек должен знать историю края, в котором он живёт. В этом ему могут помочь книги по краеведению, тематические статьи, посещение музеев, выставок. Кроме этого, полезно обратиться к науке, которая занимается выяснением происхождения и развития географических названий, их форм и значений. Эта наука – топонимика. Её название произошло от двух греческих слов: «monos» - место, «онима»-имя.

Глава 1. Влияние саамского, русского и других языков на становление топонимов Кольского полуострова.

1. 1. Влияние саамского языка на возникновение топонимов.

Первые жители на Кольском полуострове поселились около восьми тысяч лет назад. Это были саамы. Долгое время они оставались основными жителями Мурмана.

Географические названия у саамов могли возникнуть, как считают многие исследователи, когда человек уже владел членораздельной речью и расселялся по суше, придерживаясь течения рек и морских берегов. Как отмечает А. Казаков, можно допустить датировку возникновения названий за 2500-2000 лет до нашей эры.

Знание историко-этнографических данных коренного населения Кольского полуострова поможет нам рассмотреть вопрос о влиянии саамского языка на возникновение топонимов.

Большинство исследователей считают, что саамы – потомки древнейшего населения Северной Европы, хотя существует мнение и об их переселении с востока. Так, в Норвегии численность саамов составляет 40 тысяч человек, в Швеции – 18 тыс. человек, в Финляндии – 7 тыс. человек. Верующие саамы в Скандинавии – лютеране, в Российской Федерации – православные.

Численность саамов на Кольском полуострове на сегодняшний день составляет 1890 человек. Расселение –посёлки Иоканьга, Чальмны-Варре, Ловозеро, Воронье, Варзино, Нотозеро

Язык саамов Кольского полуострова относится к восточной группе финно-угорской группы уральской семьи, он испытал сильное влияние финнов, карел, позднее – русских. Имеет 4 диалекта: иокангский, кильдинский, нотозерский, бибенский.

До ХVII века основными занятиями саамов были охота и рыболовство, с ХVII века начинает интенсивно развиваться оленеводство, ставшее для большинства саамов ведущим занятием. Саамы Кольского полуострова сочетали занятие оленеводством с рыболовством и охотой. Современные саамы заняты в оленеводстве.

К традиционным ремёслам саамов относят также обработку шкур, кожи, кости, рогов, дерева, прядение.

Традиционным переносным жилищем при перекочёвках служил шалаш из жердей, крытый летом мешковиной, а зимой-оленьими шкурами,- кувакса у Кольских, кота – у скандинавских саамов.

Другое традиционное жилище – вежа, кота – непереносная постройка в форме четырёхгранной пирамиды из жердей, крытая дёрном. Пол выстилался ветками и поверх них – оленьими шкурами. В центре устраивался очаг, над ним, наверху постройки – отверстие для выхода дыма.

Зимнее жилище у Кольских саамов – пырт: срубная однокамерная постройка с плоской, чуть наклонной, дерновой крышей.

Традиционная мужская и женская одежда – юпа: прямая суконная или холщовая рубаха, которую мужчины подпоясывали кожаным поясом с подвешенным к нему охотничьим ножом в ножнах, кожаный мешочек с огнивом, кошелёк для денег, разного рода амулеты. Мужчины носили также ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи, женщины – рубаху, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках и передник. Зимней верхней одеждой служил печок: глухая одежда из оленьих шкур мехом наружу со стоячим воротничком, стягивавшимися ремешками; у женщин ворот, подол и обшлага рукавов украшались кусочками цветного сукна, тесьмой, бисером, перламутровыми пуговицами. На голове зимой носили разных фасонов суконные шапки на меху, украшенные бисером, цветным сукном; летний головной убор у замужних женщин – шамшура, близкая по форме к русскому кокошнику, у девушек – перевязка в виде полого цилиндра. На ногах носили каньги – низкую обувь с ремешками, обкручивавшимися вокруг щиколотки; зимой – яры – меховые сапоги выше колен с загнутыми носами.

Традиционная пища саамов зимой состояла из оленьего мяса, летом из рыбы. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо. Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др. ). Её варили, жарили, вялили. Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из напитков наибольшее распространение получил чай. Некоторые группы саамов употребляли также оленье молоко.

Саамы – народ крайне самобытной культуры. Его редкое своеобразие, трудно поддающееся объяснению, сделало этот народ своего рода этнографической загадкой.

Фольклор саамов представлен мифами, сказками и преданиями, легендами и песнями. Это сказки (майнс): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы (ловта), например об олене-человеке Мяндаше. Исторические предания сакки повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины бойса и импровизации муштоллы.

Долгое время сохранялись следы дохристианских культов с развитым поклонением духам и священным камням – сейдам, шаманизмом. У саамов имелись служители культа (нойда, нойд, кебун), выполнявшие функции шамана, жреца и колдуна. До начала ХХ в. в каждой семье хранились божки — завёрнутые в тряпку камешки.

Письменность: в начале тридцатых годов для саамского народа была впервые разработана письменность, но она просуществовала недолго, до 1937 года. В 1982 году был утверждён новый саамский алфавит, в 1980 – х годах возобновилось преподавание саамского языка в начальных классах. 1985-1986 годах изданы саамско-русские словари, учебные пособия по саамскому языку для начальной школы.

Саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP) с 1976 года.

Саамский национальный флаг, гимн и правила их использования утверждены саамской конференцией в 1986 году.

Ассоциация Кольских саамов с отделениями в селе Ловозеро и посёлке Ревда создана в 1989 году. В 1995 году – Ассоциация МНС «Родина», в 1998 году - Общественная организация саамов Мурманской области (Ловозеро).

Постоянное обитание на Кольском полуострове одной коренной народности - саамов - и консерватизм саамской религиозной системы, которая имела большое влияние на распределение и закрепление названий:

1) объясняют сохранность и первоначальную точность топонимов с момента становления и до наших дней;

2) доказывают, что саамский язык лёг в основу большинства названий на территории полуострова, потому что саамские названия составляют около 80 процентов общего количества современных топонимов.

1. 2 Влияние русского языка на топонимы Кольского полуострова.

Долгое время саамы оставались основными жителями Мурмана. Но саамские названия все же изменялись под влиянием пришедших на полуостров русских. Первые изменения в названиях произошли в XI в. , когда началось проникновение русских на Кольский полуостров. Замена саамских названий русскими происходила по побережью и по линии Кандалакша-Кола (XVI-XX вв. ).

Обращение саамов в православную веру началось с XI в. На Кольском полуострове и на в XV—XVI в. стали основываться православные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а также часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Православие медленно распространялось среди саамов, и даже в XIX в. среди них ещё встречались приверженцы шаманизма. Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри.

Саамы воспринимали русское влияние, среди них укоренились русский язык, нравы и одежда. Русский язык проникал в саамский быт настолько, что саамы сами создавали русские пословицы и поговорки, русифицировали географические названия.

Освоение русскими поморами полуострова шло от берега моря вдоль рек, а наиболее труднодоступной частью полуострова для русских оставался его центр – Хибинские и Ловозерские Тундры, поэтому в большинстве районов Кольского полуострова чисто саамских названий сохранилось значительно меньше половины. По данным А. А. Минкина, в районе реки Поной этот процент составляет 30-40%, к северу и западу от озера Имандра – 84%, восточнее Имандры и в Хибинах – 88%, в Ловозерских тундрах – 97%.

Русский язык оказал большое влияние на становление топонимов Кольского полуострова. Это подтверждает и то, что один и тот же объект может иметь до 4-5 саамских и 1-2 русских названий, часто даже не связанных между собой. По данным А. А. Минкина, это 18 % всех географических названий Кольского края.

1. 3 Влияние других языков на топонимы Кольского полуострова.

Саамские названия изменялись под влиянием и других языков. Помимо русских, на Кольский полуостров пришли карелы, ижемцы, финны.

Влияние карельского языка заметно в районе Кандалакши. Карелов на Кольском полуострове было немного, поэтому их владения и поселения, в отличие от русских и саамских, называли Карельскими, или Корельскими. 12 топонимов имеют в основе слово карел или кареляк.

Финский язык, финская мифология оставили след в топонимах западной части полуострова близ границы с Финляндией. Так, например, в финской мифологии значительное место занимает божество Укко (у саамов равное ему – Эйя). Укко-ручей, Укк-озеро, приток Умбы Укко и другие топонимы напоминают нам о том, что здесь жили финны и жители этого района покланялись богу Укко.

Незначительная группа топонимов в восточной части полуострова и во внутренних районах его появилась из ненецкого языка, вероятно, после переселения сюда ижемцев в конце прошлого века.

Интересно, что немало топонимов связано со шведами, норвежцами ,финнами, приходившими с целью грабежа, или ловли рыбы близ мурманского берега. В основе всех этих названий лежит слово немецкий. Сюда же относятся и топонимы, возникшие в связи с кораблекрушениями и гибелью иностранцев в том или ином месте. К этой группе топонимов относятся: Немецкая губа, Немецкий остров и др. Почему немецкий? Потому что немцами русские называли обычно всех иноземцев. Саамы же именовали иноземцев чудинами, или чудью. В связи с этим, только чудских топонимов насчитывается около 20: Чудозеро, река Чуди и др.

Таким образом, на появление топонимов Кольского края оказали влияние языки многих народов и в первую очередь – это саамский и русский языки.

Глава 2. Классификация топонимов Кольского полуострова.

По происхождению и территориальному размещению саамские географические названия могут быть разделены на четыре основные группы:

• физико-географические;

• названия, связанные с местами поселений;

• культовые и эпические;

• промыслово-хозяйственные.

2. 1 Физико – географические топонимы.

Физико – географические названия рассеяны по всей области и не обнаруживают какой-либо заметной связи между собой. Они включают понятия пространства, формы и отличительных признаков, элементы геологии, растительности и другие.

Кольский полуостров – гористая область. Это давно заметили саамы, разделяя горы на хибины, кейвы и тундры.

. В понятие "Х и б и н ы" саамы включают Хибины Умбозерские (Хибинские тундры) и Хибины Ловозерские (Ловозерские тундры). Они смогли заметить геоморфологическое сходство этих двух массивов и ввели в обиход понятие "Хибины" как понятие горной страны, сильно расчлененной, со сквозными долинами, цирками, с плоскими вершинами и снежными перелетками. Не ускользнуло от внимания саамов, что одна из вершин Монче-тундры чрезвычайно похожа на Хибины, и они дали ей название Хиппикнюнчорр.

«К е й в ы» саамы представляют как плоскогорье, которое, по их выражению, «застыло, как волны морские». Морфологически - это цепь увалистых гряд. Различают северные (Каменные) Кейвы, по названиям начинающиеся от оз. Ловозеро и верховьев р. Паны (Оскейва) и протягивающиеся на восток по водоразделу рек Поноя и Иоканги до Поатчерв-тундры, и южные (Ондомозерские) Кейвы - к югу от Ондомских озер.

Большинство саамских топонимов составные и имеют основную, смысловую часть, к которой добавляются части, обозначающие объект именования. При этом, до мельчайших деталей учитываются характерные особенности данного географического объекта. Например, горный массив с плоской вершиной называется «чорр», а гора с округлой вершиной, к тому же выходящая за пределы лесной зоны – « пакх», «чокк» - горный пик, «порр» - хребет с острым ребром и т. д.

Термином "Имандра", который, наряду с «горными» топонимами, относится к региональным, саамы называют большие озера с извилистой береговой линией, со множеством островов и с заливами, имеющими параллельную ориентировку, очевидно, ледникового происхождения.

Так же следует отметить, что в саамских топонимах используются различные суффиксы. Суффикс –ес придаёт названию пренебрежительный оттенок, например: «озеришко», суффикс –енч – уменьшительный (йокенч – речка, маленькая река), суффикс –аш – уменьшительно – ласкательный: речушка и др.

В приложении дан словарь наиболее распространённых саамских физико– географических терминов.

2. 2. Топонимы, связанные с местами поселений

Места поселений (кент, кинд. кинтуш, сийт, ланнь, иелле и др. ), устанавливаемые по географическим названиям, в основном сосредотачивались по берегам пяти больших озер: Паий-аккъяур, Большая и Екостровская Имандра, Ловозеро, Чудзьявр и Нотозеро. На побережье они почти не сохранились, но, несомненно были, что подтверждают археологические раскопки. Такая группировка говорит о том, что саамы в начале процесса формирования своего производственного уклада были не оленеводами, а рыболовами (и охотниками). Этот вывод подтверждается, например, исследованием могильника на Оленьем острове в Кольском заливе А. В. Шмидтом в 1928 г. , который не нашел никаких признаков, свидетельствующих об оленеводстве у народности, погребавшей там своих мертвых; сейды - божества древних саамов – покровители охоты и рыболовства, а не оленеводства. Поэтому особое внимание надо обратить на наличия мест поселений на берегу моря или озера, вблизи берегов которых находятся "оленьи" острова.

Места поселений у Нотозера и оз. Паий-аккьяур у оз. Чудзьявр - кильдинских, у оз. Ловозера - ловозерских, у оз. Имандра - екостровских и, частью, бабинских, на крайнем северо-востоке области - терских саамов. Надо заметить, что в районе оз. Имандры особенно много мест поселений, устанавливаемых по географическим названиям, находится на северном берегу оз. Чунозера, у Екостровского пролива и в губе Белой (берег Екостровского пролива даже называется Ланирент, от ланнь - "городок", "городище"). В названиях сохранилось также четыре осенних стоянки (чехч - "осень"):- у оз. Чудзьявр, в нижнем течении р. Вороньей, у оз. Паийаккьяур и оз. Неэскимяур (Печенгский район), две весенних - на левом берегу среднего течения р. Лоты.

В археологическом отношении зимние стоянки, располагавшиеся у озер менее интересны, чем летние (у моря). Однако надо иметь в виду разделение труда у саамов. На "зимних" стоянках оставались женщины (преимущественно на тех, которые имеют названия кент, кентище), в то время как мужчины шли на рыбную ловлю или кочевали с оленями, образуя промысловые стоянки - сийт.

2. 3 Культовые и эпические названия

Географические названия саамов, связанные с культами, разделяются на две группы. Они могут соответствовать двум основным культам саамов - культу высших богов и культу сейдов.

Саамы покланялись божествам:

• Эй, или Эйн, или Эйш;

• Аккъ, или Акка, или Айк;

• Лемпо или Лембо;

• Тьермес;

• Мудераки;

• Мяндаш и другим.

Божеству Эй посвящено 12 топонимов, а распространены они в районе Рыбачьего полуострова и в бассейне реки Вороньей.

Божество Лембо недоброе и саамы часто употребляли его в ругательствах наряду с нечистыи. Говорят « Лембу возьми», что означает « Чёрт возьми». Ручей Лембуй своим названием обязан этому божеству.

Божество Айк в саамском культе означает мать бога. В её честь названы река Акка, возвышенность Аккурта, озеро Аккь – яиврь.

Вблизи реки Мудайок, правого притока реки Вороньей, находится гора Термесуайв. Названа она так в честь бога грома – Тьермеса. Река же Мудерак, возможно, запечатлела в своём названии одного из главных божеств саамского культа – бога Мудераки. По другому толкованию названию этой реки – Снежная – произошло от саамского слова мут – снег.

Имя саамского божества Мяндаша или Мянда ( по преданиям – оленя, предка саамов), вошло в топонимы: Мяндозеро, Мяндоручей.

Интересны топонимы, связанные с саамскими легендами, сказаниями. Так, на водоразделе бассейнов рек Колы и Туломы есть возвышенность Чехкливыд. Название это напоминает нам об одной саамской легенде: в подземном царстве, в лесах и на скалах живут маленькие существа – чакли , или чахкли. Они похожи на людей, только меньше их. Чакли любят щекотать людей, передразнивать их своим говорком, похожим на детский лепет. Топоним Чахкливыд означает, таким образом, возвышенность Маленьких Подземных людей.

О приключениях чакхли увлекательно рассказывает Ирина Ядринцева в книге «Волшебный полуостров»:

«Мокрые сугробы съёжились, зачахли

К сопке крутолобой выбежали чакхли.

Кто они такие, и взялись откуда?

Гномики смешные, сказочное чудо?.

Говорили, людям чакхли помогали –

От врагов, от чуди смело защищали.

Только чакхли жили так давно на свете,

Что о них забыли взрослые и дети»

Основным предметом древнего саамского культа являлись Сейды – святые камни. Это большей частью каменные божества, священные камни. Обычно они располагаются на берегах рек и озер, у водопадов, на высоких горах - в наиболее живописных местах.

Многие исследователи указывают, что имя умерших ситте или сите доказывает их связь с сейдами. Название ситте, сейд перешло на место погребения умерших, которое отмечали камнем как бы в виде могильного памятника. Около этих камней приносились жертвы в честь покойников.

С течением времени первоначальное значение этого ритуала забылось, и сейдам стали придавать значение памятников, воздвигнутых в честь предков. Места для сейдов имели определенные границы, которые, например, запрещалось переступать женщинам. У таких озер с сейдами самая значительная концентрация названий, связанных с местами поселений. Насчитывается до тридцати топонимов слова сейд.

В группу с названиями, связанными с сейдами, входит подавляющее большинство древних саамских культовых мест (сейдов), которые почти всегда находятся у поселений - в бассейнах озер Имандры и Ловозера, реки Лоты и Нотозера и других местах. Их можно разделить на две подгруппы: сейдовые места без сопутствующих им географических названий, связанных с женщиной, и сейдовые места, сопровождаемые ими.

2. 4 Промыслово-хозяйственные названия

Историки уже достаточно изучили, как саамы совершенствовали орудия рыболовства, зверобойного промысла и охоты, как развивались сами промыслы. Ко времени поселения новгородцев ( первая половина 15 века ) коренное население полуострова уже знало немало богатых рыбных мест и охотничьих угодий. И все они, бесспорно, имели названия. И поскольку основными занятиями жителей Мурмана были рыболовство и охота, « охотничьих» и « рыбных» топонимов можно встретить достаточно много.

« Рыбные» топонимы.

Географические названия, связанные с рыбами и рыболовством, сосредоточены в центральной части области. Тут и река Рыбная Шушпаниха, впадающая в губу Шушпаниху Кандалакшского залива и Рыбное озеро в бассейне реки Варзуги, и Рыбный ручей – приток Варзуги, и Рыбный ручей, впадающий в губу Турну ( северная часть Белого моря, близ мыса Большой Городецкий). Все эти названия русские.

Однако немало названий и саамских. Левый приток Паноя, текущий с Кейв,-Кульйок, или Кулийок,-в переводе на русский язык означает Рыбная река. В бассейне реки Восточная Лица есть озеро Кульявр, что по-русски будет звучать как Рыбное озеро.

Широко известен не только в нашей стране, но и за её пределами, полуостров Рыбачий. С давних пор, близ берегов Рыбачьего, поморы ловили рыбу. Привлекали их сюда удобные бухты, климат, смягчённый тёплым течением, и хорошие промыслы трески. Уже в 17 веке тут было 16 рыбацких становищ со 109 промысловыми избами.

Популярность полуострова Рыбачьего особенно возросла в годы Великой Отечественной войны. Всем известна песня « Прощайте, скалистые горы» (слова

Н. Букина, музыка Е. Жарковского), в которой говорится о том, что там, на скалистых берегах Баренцева моря, на дальних подступах к Мурманску, всю войну стояли наши воины.

« Прощайте, скалистые горы!

На подвиг Отчизна зовёт.

Мы вышли в открытое море,

В суровый и дальний поход.

А волны и стонут и плачут,

И плещут на борт корабля

Растаял в далёком тумане Рыбачий,

Родимая наша земля»

« Рыбные» топонимы в отдельных случаях доносят до нас сведения и о том, чем промышляли наши предки. Например, саамы , жившие на берегах озера Имандра, ловили, преимущественно, кумжу, щуку и гальца, на Ловозере – кумжу, окуня и гольца Название куль - "рыба" соответствует р. Коле, Кольскому заливу и одному из верхних притоков р. Поноя (Кульйок).

« Охотничьи» топонимы

Познакомимся с некоторыми « охотничьими» топонимами, которые появились в результате длительных наблюдений саамов за жизнью, привычками разных животных, на которых они охотились.

Значительное место среди этих топонимов занимают названия, связанные со словом олень. Оленеводство – основной род занятий саамов, которые различают 48 групп оленей только по возрасту и 20 групп – по применению в хозяйстве.

В зависимости от возраста и качеств оленей, саамы дают им различные названия: кодд, хирвас, чирмек, поадз, лоппель, ревд, шалмат и другие. Из них поадз может быть отнесен к домашнему оленю как его нарицательное имя. Вообще саамы резко не разграничивают домашних оленей и диких, а говорят: "домашний - дикарского роду,поэтому трудно разделить названия, связанные с оленеводством и охотой на дикого оленя. В целом, названий, связанных с домашним северным оленем, сравнительно мало, потому что долгое время оленеводство имело здесь лишь транспортное значение.

Между озёрами Имандра и Нотозеро возвышаются Сальные тундры. Называются они так потому ,что здесь были отличные оленьи пастбища и, согласно преданиям, водились особенно жирные дикие олени.

Географические названия, так или иначе соответствующие оленю, встречаются по р. Паз, бассейну оз. Нотозера (в том числе р. Лота, р. и оз. Гирвас), в северной части Кольского залива, в Монче-тундре и прилегающих тундрах, по Ловозеру и в других местах западной части области. Названия р. Оленицы на Терском берегу, рек Большой и Малой Оленки на Мурманском побережье и многочисленных "оленьих" островов, очевидно, поздние; не сохранилось даже их ранних саамских синонимов.

Самка оленя по – саамски - важенка - алт. От него образованы топонимы: Алтпакенч, ручей Алтпакый и другие.

Большой вред оленеводству наносили оводы. И особенно успешно они размножались на склонах вараки, называемой саамами пораваракой, что в переводе на русский язык означает Оводовая варака.

Кроме диких оленей древние саамы, судя по географическим названиям, охотились на бобра (маий), песца (нял), белку (уаррев, уэррев), выдру (чеврес), лося (сэрв) и росомаху (кетк, кэтк). Названия с маий –"бобр" и уаррев - "белка" у оз. Имандра преобладают. Очевидно, у древних имандровских саамов белка и бобр были основными, кроме дикого оленя, предметами охоты. Интересно в связи с этим, что Хибинские тундры были районом охоты (например, сохранилось название Эвеслогчорр, от эвес - "пища", запасаемая охотниками в местах охоты). Насчитывается до 25 слов для обозначения различных оттенков охотничьего слова медведь, 11 слов – для волка и т. д.

Немаловажное значение в жизни населения Кольского полуострова имели тюленьи и моржовые промыслы. Топонимика сохранила известия и об этой стороне хозяйственной деятельности поморов и саамов. Так , о тюленьем промысле напоминает группа островов, носящих название Сальные. Острова носят такое название, потому что у поморов тюлень назывался сало. Следовательно, Сальные означают Тюленьи. « Морским зайцем» ( по –саамски: айна, айн) саамы называют один из видов тюленей. Поэтому, наверное, Большой и Малый Айновы острова получили эти названия в связи с удачным промыслам этого зверя. О том, что у берегов Кольского полуострова водились киты, напоминают многие топонимы с основой кит или Тит. В Мотовском заливе есть губа Титовка. Раньше она называлась Китовка.

В полевоенные годы появилось много новых названий, связанных с изучением Кольского полуострова, его недр геологами. Так появились названия Никелевый ручей, Железный ручей, Магнетитовый ручей, станции Титан, Апатиты, Нефелиновые пески и другие.

Таким образом, во второй главе работы мы классифицировали топонимы по их происхождению и территориальному размещению.

Заключение.

В ходе исследования «Мир топонимов: прошлое в настоящем» было установлено, что на возникновение топонимов Кольского края повлияли многие факторы, а именно:

1) языки: саамский, русский, карельский, финский, ненецкий, на которых говорило население Кольского полуострова: саамский, русский, карельский, финский и др.

2) географическое месторасположение;

3) места поселений;

4) промыслово – хозяйственная деятельность заселявших полуостров людей;

5) самобытная культура и религия проживающего на территории Кольского полуострова населения.

Топонимы, даже самые древние, тесно переплетаясь с современными, стали частичкой нашей жизни. В любом случае, к этим далеко не всегда понятным названиям нужно относиться, как пишет А. Казаков, « как к тем осколкам далекого прошлого, которые дают возможность, наряду с другими данными, хотя бы частично проникнуть в жизнь и мировоззрение народов, обитавших в древности на территории нашего Кольского полуострова»

Каждое название интересно, скрывает какие-то страницы истории Кольского полуострова: и важные события, и незначительные эпизоды, и серьёзное, и шутливое. Хотите узнать больше об истории нашего края? Тогда загляните в мир топонимики, который никого не оставляет равнодушным.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)