Материальная культура калмыцкого народа: кнут (маля)
Маля - является одним из интереснейших предметов декоративно - прикладного искусства. Ёе изготовление требовало большого умения от мастера - щорника. Часто именно от них, мастеров, зависела жизнь калмыка - кочевника, ведь маля для него был не только средством погонки быков, овец, но и защищал от нападения волков и диких собак.
К сожалению, на сегодняшний день искусство приготовления маля является практически исчезающим: в оседлом среде жизни калмыков все меньше находится место для этого непременного атрибута кочевника. А между тем, маля без сомнения занимает достойное место в декоративно - прикладном искусстве калмыцкого народа.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что оно может оказать помощь в расширении знаний моих сверстников традиций нашего народа в развитии интереса к культуре и обычаям.
Плеть была распространена по всей Азии, вместе с колонистами она перекочевала даже в Америку, где использовалась и используется ковбоями. Думаю, что на Окинаве создатели каратэ тоже пользовались данным предметом, хотя свидетельств об этом нет. Зато есть свидетельства из соседнего Китая (Кореи), где после прихода маньчжуров, заставивших китайцев носить прически подобные конским хвостам, в качестве плети использовали длинные косички, в которые вплетали металлическую проволоку (или гирьку) для усиления удара. Подобные новшества имели место и у тюркских племен, которые в окончание ремня специально вплетали металлический шар (по-хакасски "том") либо кость ("толарсых").
В древнем эпосе казахов, калмыков, бурятов, тувинцев и других кочевых народов есть много упоминаний об использовании плети на охоте: "Как раненый зверь застонал. бичом перебитый напополам" или в бою: "Вот каждый в руки плеть берет. помчались нарды с удальством и песней в боевой поход". Среди кочевников издревле практиковались конные поединки с применением кнутов, подробно описанные Ч. Валихановым, изучавшим материалы казахской этнографии. Близкие примеры можно найти в традиционных народных развлечениях любого кочевого общества. Например, у киргизов был известен "бой обнаженных" - жыланач чабыш, - целью которого являлось выбивание противника из седла ударом нагайки по любой части тела. На самых крупных торжествах это состязание носило массовый характер; действия каждой из сторон были согласованы и основывались на взаимной выручке, как это бывает во время настоящего боя. Этот вид состязаний сохранился у киргизов до начала XX века, что объясняется его тесной связью с военным делом, с необходимостью воспитать у киргизского воина умение вести бой не только с помощью традиционного оружия, но и подручными средствами. Кстати, родоначальникам ушу китайцам довелось, что называется на своей шкуре испытать силу киргизских нагаек, когда во II в. до н. э. Желтый император отправил полчища своих воинов на завоевание Тянь-Шаня (Небесных гор).
О силе удара плетью можно судить по эпосу и пересказам, с учетом того, что пользоваться этим предметом кочевнику приходилось всю жизнь (как луком):
"Лишь только хотел он мечом взмахнуть бич трижды обвил богатырскую грудь.
В змеиных объятиях крепко сдавил, дыханья свободного сразу лишил.
(Албынжы, хакасский эпос)"
Также считали, что плеть (камча) - оружие всадника, и она обычно пропитана потом коня, к такой плети ней боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила, и поэтому камчу вешали у изголовья молодых женщин. Также верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плети с рукояткой из таволги. Тувинцы говорят, что ". шайтан боится человека с красной камчой, а казахи считают, что "сатана боится желтой камчи". В понятиях казахов латунь - символ чистоты. В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу, считая, что эта камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: "Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть". Такое лечение плетью применяли не только шаманы и лекари, но даже некоторые местные доктора.
0. 1. Этимология слова <<кнут>>.
"кнут" в словаре Даля
КНУТ м. самый большой вид рыбы бычок, черноморск. Gobius batrachocephalus. Свитая из пеньки или ремешков и навязанная на кнутовище, короткая и к концу тонкая веревка, для стеганья, битья. Кнут кучерской, ременный, на длинноватом кнутовище, с дремою, для надеванья на руку. Кнут палачевий, замененный кошкою, трехвостою плетью, также отмененною, был с сыромятным, переменным концом. Бич, длинный кнут, для немецкой упряжи: кучер правит четвернею с выносом; бич пастуший, хлопуша, витень. Охотничий кнут, для порсканья, арапник. Поволочня, кнут при паханье, который тащится за сохою. Погонялка, простой, крестьянский кнутишка; пуга, батог, для понуканья волов; нагайка, камча, канчук, короткая, толстая и ровная казачья плеть, иногда со шлепком, лопастью. Волкобой, толстая нагайка, иногда со вплетенною в кончике пулею. Навить кнут, приделать новый кончик. Кнутя́га м. кнутища. Кнутови́ще пенз. кнутовье́ ср. тамб. кнутни́к м. рукоять кнута. Кнутобо́й, заплечный мастер, кат, палач; бранное прозванье тому, кто поет на кнуте, много бьет лошадь. Кнут не Бог, а правду сыщет, от пытки. Только и есть, что кнут да хомут. На кнуте далеко не уедешь. Кнута в оглобли не впряжешь. Хорошо ездить, у кого свой кнут на чужих коней. Хоть кнут впрягай, только бы доехать. То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь. На дураков кнутья. Не слушался отца, послушаешься кнутца. За грехи мука, за воровство кнут. Ждать беду, тяжело (или нелегче) кнута. Кнут да пушка (при салюте) любят нечет. Кнуты вьет, да собак бьет, бездельничает. У здорового кнута и кнутовище в меру. Кнутовища негде вырезать, безлесье. Ни из кнутовища топорища, ни из блохи голенища. Кубарный кнутик.
"кнут" в словаре Ушакова
КНУТ, кнута, ·муж.
1. Прикрепленная к палке веревка или круглый кожаный ремень, служащие орудием понукания животных и наказания людей. Погонять лошадь кнутом. Стегать кнутом. Вытянуть кнутом.
2. только ед. Самое наказание кнутом (·разг. ·устар. ). Идти под кнут.
3. только ед. , перен. Правительственная система гнета, насилий (·ритор. ). <<Необходимость самовластья и прелести кнута.>> Пушкин (в эпиграмме на Историю Карамзина).
"кнут" в словаре Ефремовой
Кнут: 1) Прикрепленная к рукоятке свитая из пеньки или ремешков веревка, служащая для подстегивания животных, в старину - для телесных наказаний.
2) устар. Наказание ~ом.
этимология "кнут" в словаре Макса Фасмера др. -русск. кнутъ, собир. кнутье, Дан. Зат. 65 (XIII в. ), кнутъ, Домостр. К. 53; Григорьев, Акир 55 и др. ; укр. кнут, откуда польск. knut (с ХVI в. ); см. Брюкнер 240. Заимств. из др. -сканд. knútr, др. -шв. knuter "сук, узел; нарост"; см. Томсен, SА 1, 386; Urspr. 135; Мi. ЕW 121; Бернекер 1, 531; Тернквист 234 (с излишними сомнениями). Первонач. знач. было "узловатый бич". Нет основания для предположения о заимствовании из гот. hnuÞô "свая" (Шрадер - Неринг 2, 154), как и для исконно слав. происхождения и родства с кни́га, кнея́, вопреки Соболевскому (РФВ 70, 80 и сл. ); ср. Ляпунов, ИОРЯС 30, 11 и сл.
"кнут" в словаре русских синонимов кнутище, плеть, шамберьер, погонялка, ремень, арапник, бич, плетка, кнутик, нагайка.
Этимологический словарь КрыловаКнут
Заимствовано древнерусским языком из древнескандинавского, где находим knutr - "узел, сучок" Исходно - "узловатый бич"
<<кнут" в словаре Ожегова
КНУТ, -а, м. Большая плеть (в 1 знач. ). Верёвочный к. Пастуший к.
<<кнут" в словаре Ушакова
КНУТ, кнута, ·муж.
1. Прикрепленная к палке веревка или круглый кожаный ремень, служащие орудием понукания животных и наказания людей. Погонять лошадь кнутом. Стегать кнутом. Вытянуть кнутом.
2. только ед. Самое наказание кнутом (·разг. ·устар. ). Итти под кнут.
3. только ед. , перен. Правительственная система гнета, насилий (·ритор. ). <<Необходимость самовластья и прелести кнута.>> Пушкин (в эпиграмме на Историю Карамзина).
1. 2. Мифы и легенды о кнуте.
История знает немало примеров, когда орудия мирного труда, претерпев некоторые изменения, становились оружием. Это и модификации молотильных цепов, бывшие популярными не только на Востоке, но и в цивилизованной Европе. Польские и украинские боевые косы. Целый набор оружия японского кобудо - сай, нунчаки, тонфа и пр. И отнюдь не самое последнее место занимает в этом списке такой инструмент, как кнут.
Разновидностей приспособлений, которые, не претендуя на научность, можно причислить к кнутам, великое множество. Все их в принципе объединяет в одну группу именно конструктивное сходство. Основным рабочим элементом является гибкая часть кнута, изготовленная из кожаных полос либо веревки. На ударном конце кнута находится тот или иной "усилитель" - это может быть как груз, так и тонкая нить. Также кнуты могут иметь, а могут (что гораздо реже) и не иметь рукоятки. Основные различия в видах кроются именно в длине гибкой части и соотношении ее размеров с размерами рукояти. Все эти нюансы продиктованы, конечно же, узкой специализацией и сферой применения. Но теперь от общего перейдем к частному.
Плеть. Камча. Нагайка. Все эти слова в действительности относятся к одному и тому же предмету. Это устройство имеет рукоять в среднем длиной от 20 до 40 сантиметров и полуметровую, плетеную из кожи, гибкую часть. Размеры эти варьируются в зависимости от региона бытования. Рабочий конец кнута зачастую усиливается за счет небольшого грузика (именно небольшого, весом всего в несколько граммов, иначе это уже не плеть, а кистень выходит), либо в кожу еще на стадии изготовления вплетается усиливающий стальной тросик.
Нагайка пришла к нам, конечно же, из Великой степи. По основной версии и само название произошло от степняков ногайцев. И хотя многие, особенно современные создатели так называемых "казачьих" стилей боевых искусств, расписывают ее якобы уникальные боевые свойства - и волку она якобы хребет ломает, и всадника выбивает из седла - плеть была и остается рабочим инструментом всадника. Средством управления лошадью. Кстати, в Западной Европе нагайка распространения не получила. И дело тут не в узости мышления европейцев, а в кардинально ином способе управления конем. Здесь предпочтение отдавалось шпорам. Да и учитывая частое и серьезное бронирование боевой животины, эффективность нагайки была бы крайне сомнительной. Когда же лошадиные латы отошли в прошлое, европейцы стали пользоваться изящным дивайсом - стеком, представлявшим собой оплетенный кожей гибкий прут.
Некоторые разновидности плети кнута перекочевали из арсенала всадников к экзекуторам. Тут свою роль сыграла, если так можно выразиться, "обратная эффективность". То есть плеть могла быть использована в качестве средства принуждения. Ярким примером служат части казаков (носителей, кстати, как раз степной воинской культуры и оружейного комплекса), использовавших свои нагайки для разгона демонстрантов. С другой стороны, плеть очень часто - и не только в странах Востока - использовалась как инструмент индивидуального наказания. Но именно экзекуции, а не приведения в исполнение высшей меры.
I. Кнут - один из видов материальной культуры.
2. 1. Кнут (маля) - помощник потомственных скотоводов.
Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) - это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах - оружие. Уже в IX-VIII вв. до н. э. у ассирийцев плеть фигурирует как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, тувинцев, киргизов дожила практически до наших дней.
Плети также изготовлялись разных видов: из скрученной высушенной сыромяти - круглая, твердая, как кнут; из нескольких слоев сыромяти (шириной 2- 3 сантиметра), прошитых насквозь - плоская плеть; и самая красивая - сплетенная из восьми иди двенадцати ремней плеть.
Изготовление последней требовало большого умения и искусства. Не каждый мог ее красиво сплести: это была непростая работа. Сначала нарезали ровные тонкие ремни. Для сердцевины или основы плети брали сыромять, кругло выкатанную, высушенную, твердую и гибкую, как прут, чтобы гнулась, но не ломалась. Вокруг этой основы плели плеть. Когда плеть была готова, ее закапывали на 4 - 5 дней в землю. После этого плеть делалась мягкой, эластичной, как резина.
Если сердцевина не ломалась - это была прекрасная плеть. Если же она ломалась, это было позором для мастера.
До закапывания в землю и после откапывания плеть обильно смазывали спинным мозгом овцы (из отваренного мяса). Потом насаживали на рукоятку. Ее делали из крепкого дерева (сандал, самшит) и украшали. На конце рукояти делали отверстие, куда вдевали ременную петлю, чтобы можно было за нее держать плеть или вешать на гвоздь.
Иногда плети плели из конских волос. Сердцевину, или основу, такой плети составляла сыромятная кожа. На конце плети укрепляли так называемую <<ладонь>> из кожи, в которую зашивали кусочек свинца. Это делалось для того, чтобы сила удара плетью была более мощной. Калмыки-охотники одним ударом такой плети по переносице убивали волка.
Плеть в умелых руках превращалась в страшное оружие. Маля считалась не только плетью, но и оружием. Даже сейчас опытный пастух одним точным ударом плети может перебить хребет волку. Калмыки широко пользовались плетеными из ремня плетьми (маля) и кнутами. Они изготовлялись мастерами-шорниками. Длина рукоятки из сосны или бука равна обычно 35 сантиметрам, кнутовище же может быть разной длины. Минимальная длина около 40 сантиметров. Кнутовище и оплетка мали выполнялась из бычьей кожи. Часто в конец кнутовища вшивался кусок свинца, и тогда маля представляла собой самое настоящее холодное оружие. Одним ударом всадник раскраивал голову волку.
Ремешок на рукоятке мали служил для более плотного контакта с рукой и не позволял всаднику ее случайно выронить. Ремешок одевался на руку по особому: не вокруг кисти, как подумали бы многие, а особым захватом пальца. Если ремешок будет охватывать кисть, то противник может поймать рукой кнутовище и блокировать руку. Во втором же случае достаточно будет разжать палец и маля просто соскользнет с руки, не причинив ей вреда. То же самое было актуально и в уходе за скотом, если маля была длинная и зацепилась бы, например, за рога коровы.
Калмыки носили малю за поясом, постоянно, даже спешившись. В случае, если возникала необходимость применения оружия в ближнем бою, первый удар всегда был малей, затем рука высвобождалась и следующий удар уже наносился мечом или саблей.
Кнут (маля), например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид - бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.
0. 2 Маля - серьезное средство защиты.
Калмыки носили малю за поясом постоянно, даже спешившись. В случае, если возникала необходимость применения оружия в ближнем бою, первый удар всегда был малей, затем рука высвобождалась и следующий удар уже наносился мечом или саблей.
Маля считалась не только плетью, но и оружием. Ударом плетки калмыки убивали зверей, в том числе волков.
Была ты крепкой у меня,
И я об этом не жалею:
Тобой я потчевал коня,
Чтоб на врага летел смелее.
Для самозащиты лучше всего подойдет кнут, плетеный в 3-4 ремешка, длиной не более чем полтора метра, так как длинной плетью очень трудно работать, это во-первых. Во-вторых, она движется чуть медленнее, чем короткая, и третье, самое важное: если противник слишком близко, она теряет силу удара (правило рычага Архимеда). В-четвертых, намотавшись на руку противника, она может сделать вас уязвимым. Плеть имеет четырехгранную форму, и плетут ее по-особенному - <<елочкой>>. С этой плетью калмыцкий охотник скакал по степи за волком, пока тот не обессилевал и не падал. Всадник соскакивал с коня и шел навстречу хищнику. Когда их разделяло несколько шагов, волк бросался на человека - и в этот момент плеть должна была рассечь воздух, перебить зверю нос.
2. 3. Упоминание о маля в произведениях калмыцких писателей и фольклоре. Был ли маля <<средством воспитания>>?
Как сжимала нагайку рука,
Что выступил из нагайки сок.
Из шкуры трехлетнего быка
Сердцевина ее сплетена.
Эти слова из калмыцкого национального эпоса <<Джангар>>, который рассказывает о победах и странствиях богатырей. Эпос этот складывался веками и дошел до нас почти неизменным.
Искусство джангарчи, народных сказителей, требовало хороших учителей. <<Джангар>> не повторяют слово в слово - его переживают заново каждый раз, с новыми подробностями, обогащая тем самым древнюю форму эпического сказания. Высокий, седоусый, с быстрыми темными глазами, джангарчи Леонтий Васильевич Адудов родился в 1908 году и еще помнил легендарных мастеров этого жанра устного народного творчества. Никто не может рассказать весь эпос - объем его громаден, вариации бесконечны.
На это не хватит ни времени слушателя, ни жизни сказителя. Мой собеседник был настоящим джангарчи, он буквально растворялся в ритме сказания.
Сам процесс исполнения одной песни из эпоса длится более одного часа. Леонтий Васильевич поет о приключениях самого Джангара и о подвигах богатыря Савра тяжелорукого, о том, как были уведены табуны красавцев коней от их грозных хозяев в страну счастья - Бумбу, о поединках богатырей. Каждая новая строфа - это перепад времени, возвращение к миру кочевий и кибиток. Удивительно слуху, привыкшему к распеву былины или мерной строфике <<Калевалы>>, воспринимать речитатив <<Джангара>>, где меняются интонации, скороговорка переламывается набежавшей мелодией, где странная система рифм и созвучий. Это стихи, которые можно исполнять в дороге и на пороге кибитки, во время стоянки. Вот как описывается в эпосе боевое оружие - маля (кнут>> которое использовалось богатырями в финальной части поединка-
Ладную плеть - маля в правую руку взял:
Сердцевину из тридцати воловьих шкур сплотили,
Сверху семьюдесятью воловьими шкурами обтянули,
Из пяти тысяч белых четырехгранных тесемок
Пять тысяч сынов силачей оплетку оплели;
Плеть - маля походила на чешуйчатую змею.
Из молодого сандала, что восемьдесят месяцев сушили,
Черенок плетке смастерили;
В три пальца длиной конец плети из серебра сплели,
Серебряную связку плети длиной в четыре пальца отковали,
И плеть рукояти под стать.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Навить кнут. Метод кнута и пряника.
[прав. ]
Пословицы и поговорки
Кнут не Бог, а правду сыщет.
Только и есть, что кнут да хомут.
На кнуте далеко не уедешь.
Кнута в оглобли не впряжёшь.
Кнутом обуха не перешибить.
Хорошо ездить, у кого свой кнут на чужих коней.
Хоть кнут впрягай, только бы доехать.
То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь.
На дураков кнутья не слушался отца, послушаешься кнутца.
За грехи мука, за воровство кнут.
У здорового кнута и кнутовище в меру[прав. ]
Загадки
Кнутом не гонят, овсом не кормят, когда пашет - семь плугов тащит (отгадка: трактор)
Сейчас иногда спорят: а был ли маля средством <<для воспитания?>> но я могу определенно сказать <<Нет>>. Дело в том, что я узнал, что калмыки вообще не были сторонниками рукоприкладства в воспитании детей. Детей воспитывали в строгости, у них было немало обязанностей, но их выполнения добивались личным примером: взрослые трудились от зари до зари.
Что касается кнута, то он висел в кибитке на видном месте и когда дети уж очень сильно шалили, то их дед или отец грозно смотрел на висевший маля. Дети сразу успокаивались: они знали много историй о том, каким маля может быть грозным оружием и испробовать на себе не хотели.
Думаю, вряд ли его использовали бы даже если дети не успокаивались бы, но в любом случае понятно, что наши предки знали один воспитательный принцип: люди побаиваются неизведанного для себя.
2. 4. Калмыцкий маля в современной жизни: утраченные традиции или памятник материальной культуры.
Калмыки всегда считались творчески одаренной нацией. Как и у любого кочевого народа, у них было развито декоративно - прикладное искусство. С древности калмыцкие мастера славились изделиями из кожи. Кожа служила исходным материалом для изготовления многих предметов. Калмыки из кожи четырех видов животных изготавливали различные изделия. Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой мастерили плети, кнуты, сбрую для коней.
Однако в последние годы считалось, что калмыцкие народные промыслы почти забыты. Говорят, что в последнее время в нашей степной столице, привлекающей красотами восточной и буддийской архитектуры многочисленных гостей, трудно было найти даже самые незатейливые национальные сувениры. Но недавно я убедился, что не забыты народные промыслы наших предков, и есть еще люди, которые бережно их хранят. В настоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее, как предмет национального художественного ремесла, преподносят в подарок.
Маля и сейчас используется в сельской местности. Хотя многие калмыки и в городской квартире находят ей применение. Как символ мужской власти в доме.
Калмыцкая гильдия мастеров народного творчества намерена возродить старое забытое ремесло, в котором использовалась кожа.
Из года в год количество туристов, прибывающих в Калмыкию, неуклонно растет. Причем, как замечено, в большей мере из зарубежных стран. Если 10-15 лет назад на улицах Элисты, столицы республики, заграничный гость был редкостью, то теперь это явление обычное. Единственная буддийская республика на юге России стала привлекательной и интересной. Во время таких поездок каждому туристу хочется приобрести что-нибудь на память о солнечном, степном регионе. Однако то, что выставлено в витринах местных магазинов, - далеко не калмыцкие изделия. Сегодня практически многие сувенирные лавки заполнены товарами из Китая или Монголии. Изменить сложившуюся ситуацию взялись республиканская гильдия мастеров народного творчества, организованная два года назад, и предприниматели-умельцы. Постепенно в магазинах, на базарах стали появляются изделия калмыцких мастеров: национальные шапки и куклы, плетки, уздечки, ремни и другие сувениры из кожи.
Хочется надеяться, что у этого калмыцких мастеров обязательно найдутся последователи, а старое ремесло оценится по достоинству. Калмыцкая гильдия мастеров народного творчества намерена возродить старое забытое ремесло, в котором использовалась кожа.
I. О мастерах - изготовителях калмыцкого кнута.
Увлечение человека - это, то дело, без которого он прожить не может, для которого обязательно выкроит время. Разными могут быть эти увлечения: вязание и моделирование, живопись и столярное дело, выращивание тропических растений в комнатных условиях, а у кого-то охота и рыбалка. Я же познакомился с интересными мастерами, которые своим хобби считают плетение кнутов, нагаек и плеток.
Калмыки всегда считались творчески одаренной нацией. Как и у любого кочевого народа, у них было развито декоративно - прикладное искусство. С древности калмыцкие мастера славились изделиями из кожи. Кожа служила исходным материалом для изготовления многих предметов. Калмыки из кожи четырех видов животных изготавливали различные изделия. Шкуры, что были потолще, шли на выделку кожи, из которой мастерили плети, кнуты, сбрую для коней.
Однако в последние годы считалось, что калмыцкие народные промыслы почти забыты. Говорят, что в последнее время в нашей степной столице, привлекающей красотами восточной и буддийской архитектуры многочисленных гостей, трудно было найти даже самые незатейливые национальные сувениры. Но недавно я убедился, что не забыты народные промыслы наших предков, и есть еще люди, которые бережно их хранят.
Изучая происхождение кнута, (маля) я познакомился с очень интересными людьми. Один из них Геннадий Опушевич Санджиев.
Его, наверняка, знают многие. Его изумительные и неповторимые изделия из кожи в качестве сувениров хранятся у многих. Еще, будучи ребенком, в далеком поселке Амур - Санан Городовиковского района он начал приобретать навыки плетения кожаных кнутов и уздечек. Увлечение, которое в дальнейшем стало делом его жизни, пришло неожиданно. <<Наверное, ко всему этому меня зовет дух степняка>>, - смеется мастер. И вот уже на протяжении полувека он бережно хранит это древнее искусство. Показывая азы плетения, он говорит, что каждая вещь, созданная руками, будет неповторимой, если делается под хозяина и к этому прикладывается воображение.
<<К сожалению, вот только некому передать все это>>, - сетует мой собеседник. "Дело кропотливое, не каждый выдержит такое занятие, - говорит мастер Санджиев. - Но забывать ремесло предков, мы не имеем право. Нынешней молодежи не досуг заниматься этим кропотливым, по - своему, пусть даже и трудоемким делом. А зря! Ведь так мы и попросту забудем свои корни! Этим обеспокоен и мой собеседник. Сейчас Геннадий Опушевич проживает в Элисте. Черные и белые уздечки, плетки, кнуты - это часть изделий, которые я увидел во время встречи с Геннадием Опушевичем.
С тобой дорогами пыля,
Я был то горестен, то весел.
Ты не сердись, моя маля,
Что я на гвоздь тебя повесил!
Теперь ты молча на гвозде
Сидишь, как связанная птица.
Но для кого-то кое-где
Еще ты можешь пригодиться!
Действительно, в настоящее время плетью почти никто не пользуется. Сейчас, она как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее как предмет национального художественного ремесла преподносят в подарок. Но, если мы утеряем и это, то, что же мы будем показывать и рассказывать своим потомкам? Друзья, давайте же сбережем то, что веками копили и хранили наши предки! И тогда, я думаю, не иссякнет в нас <<дух степняка>>!
А вот другой мой собеседник, Давид Тагирович Найменов работает с кожей, по его выражению, сколько помнит себя. Он с детства жил в сельской местности, где многие были шорниками: людьми, изготавливающими конскую упряжь, кнуты и прочую оснастку.
Давиду Тагировичу 56 лет. В Элистинском доме-интернате для престарелых и инвалидов на стене его комнаты висит диплом за участие в республиканской ярмарке - выставке декоративно-прикладного искусства, посвященной 4000-летнему юбилею. На другой - изготовленные его руками экспонаты: кожаные кнуты, маля, уздечки.
По словам Давида Тагировича, в селе Обильном, где он родился изготовление такой продукции, было необходимостью для животноводов. Ремеслу шорника мальчик научился у своих родственников. Кожу обрабатывал сам. Шкуру животного вымачивают в кислом молоке- чигяне, затем очищают и сушат несколько дней в тени. Потом необходимо кожу жировать - пропитать рыбьим жиром. Лишь после этого нарезанная на полосы кожа готова для плетения. Дня три уходит на то, чтобы сплести кнут, неделя чтобы сделать уздечку.
Давид Тагирович говорит о том, что существует много вариантов плетения. Можно использовать 12 ремней, или полос кожи, можно16. Все зависит от того, что вы делаете. Например, для изготовления маля - коротного калмыцкого кнута - подойдет 16 полос кожи. Для большого кнута - восемь ремней. Дело в том, что здесь нужна кожаная сердцевина, которую и оплетают тонкими полосками. Специфика изготовления маля состоит во вставке в конец кнута свинцовой пульки. Как и в любом ремесле, в производстве кожаных изделий есть свои термины. Какие - то из них остались на калмыцком языке, какие-то переведены на русский. Например, к деревянной ручке кнута примыкает мощное колено - <<уй>> на калмыцком. Уже к нему приплетается непосредственно сам кнут - <<гол>>, что в переводе с калмыцкого означает <<середина>>. Затем идет так называемое <<глухое кольцо>>, к которому привязана середина кнута, а с другой его окончание. Во время плетения скрадывается треть всей длины кожаных ремней. Само плетение полосок кожи называется по - разному. Чем больше ремней использует шорник, тем мельче получается рисунок. Например, узор <<змеиная кожа>>: с одной стороны плетение напоминает чешую рептилии, а с другой - ее брюхо. Есть еще рисунок, который называют <<бычьи зубы>>. Животноводам не составит труда отличить его.
Дорджи Бадмаевич Нандышев - мастер-прикладник, педагог дополнительного образования Кетченеровской гимназии.
Дорджи Бадмаевич родился и вырос в многодетной калмыцкой семье в одном из небольших сел нашего степного края, где живут истинные хранители исконно национальных традиций и обычаев и народного промысла. Таковой является и семья Дорджи Нандышева. По сложившейся за многое время семейной традиции в семье Нандышевых из поколения в поколение передавались не только знания всех старинных обрядов и обычаев, но, если в их роду рождался мальчик, то уже сызмальства ему прививались навыки простого промысла. А нашего героя можно назвать по-настоящему <<кладезью народной мудрости>>. Он прекрасно знает устное народное творчество, играет на национальном инструменту - домбре, под которую неподражаемо исполняет героический эпос <<Джангар>>. И все это сегодня он передает своим воспитанникам - учащимся Кетченеровской гимназии. А вот впервые оседлав вороного скакуна в четыре с небольшим года, он до сих пор не расстается со своими верными степными спутниками. С детства Дорджи привыкший вместе со своим отцом, потомственным животноводом, пасти в степи скот, он не выпускал из рук своего верного помощника - кожаного кнута. Подолгу находясь в степи, он научился плести кнуты сам. К тому же, начальные навыки в раннем детстве ему уже были привиты отцом. Свой первый кнут - маля он изготовил собственноручно еще в первом классе. Сегодня он смеется и говорит, что может сплести любой кнут с завязанными глазами. Ведь дело, начатое более полувека назад, стало главным в его жизни. Он изготавливает его из чистой шкуры коровы. Ему привозят друзья или он выделывает сам. <<Этот процесс требует от мастера долгого и кропотливого труда, - делится с нами своим мастерством Дорджи Бадмаевич, проводя нас в <<святую святых>> своего дома мастерскую, - с начала идет тщательная подготовка материалов, затем идет подгонка по всем параметрам и потом начинается настоящий шедевральный момент, которого с нетерпением ждет и сам мастер>>. Все свое умение и мастерство сегодня он передает своим ученикам. И, конечно же, по семейной традиции этому ремеслу он обучает своего семилетнего племянника Намсыра, который с неподдельным интересом тянется ко всему этому сам.
К тебе притронусь я любя
И всех друзей припомню прежних-
Ведь маршал сам в руках тебя
Держал восторженно и нежно.
(К. Эрендженов)
Народный поэт Калмыкии Константин Эрендженович Эрендженов в своей книге <<Золотой родник>> пишет о замечательных мастерах по изготовлению плетей в Багачоносовском аймаке, о братьях Куш и Носта Бадашевых. Будучи мальчишкой он помогал Носте вырезать из кожи ремешки. И видел, как он плел свои красивые <<маля>>, и Константин Эрендженов от них научился плести и плети, и кнуты. И тут выяснились любопытные подробности. В книге К. Эрендженов рассказывает, дерево, из которого изготовляют рукоятку лучших маля - сандал, - может отпугивать вредных насекомых. А шерсть овечьих шкур, из которых вырезаются ремни для плети, спасает от укусов скорпиона. Что же касается изготовления маля для охоты на волка, то это предмет особого разговора. Такая плеть имеет четырехгранную форму, и плетут ее по-особенному - <<елочкой>>.
Кожу на такую плеть берут с трехлетней овцы. Ее замачивают на несколько суток в кадке, где до этого бродило кислое молоко. Очищенную от шерсти и грязи кожу сушат в холодном месте, потом режут на ремни. Чтобы полоски ее были ровными, их пропускают через специальный деревянный брус с выемкой посредине, где лишнее срезается. Эрендженов заметил, что для такой плети берут только размягченную кожу, предварительно выбитую специальными колотушками. Для придания достаточной мягкости необходимо от тысячи до полутора тысяч ударов.
В квартире Эрендженова плети висели на стене.
Теперь ты молча на гвозде
Сидишь, как связанная птица.
Но для кого-то кое-где
Еще ты можешь пригодиться!
Действительно, в настоящее время плетью почти никто не пользуется. Сейчас, она как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее как предмет национального художественного ремесла преподносят в подарок. Но, если мы утеряем и это, то, что же мы будем показывать и рассказывать своим потомкам? Друзья, давайте же сбережем то, что веками копили и хранили наши предки! И тогда, я думаю, не иссякнет в нас <<дух степняка>>!
II. Что о маля знали в моей семье?
Наша семья большая, интернациональная. Папа - казах, мама - калмычка, дедушки и бабушки - калмыки и казахи, дядя - киргиз. И вот я решил узнать у них, что они знают о кнуте (маля).
Дедушка- Санжеев Семен Борисович
1. Дедушка, расскажи как изготовлялся кнут (маля) у калмыков?
Коровью шкуру, с целью получения сыромятной кожи, обрабатывали проще. Шкуру опускали в корыто с соленой сывороткой и держали в ней до недели. Потом вытаскивали и удаляли острым ножом шерсть (брили). Шерсть легко снималась. Шкуру немного подсушивали на солнце и резали на ремни различной длины и ширины. Эти ремни шли на изготовление уздечек, вожжей, нагрудников, подседельников, плетей, кнутов и других вещей. Большой интерес представляют особенности изготовления плети, кнута, вожжей. Кнут, например, бывает двух видов: первый вид для погонки быков, верблюдов и лошадей, его изготавливают из четырех ремней с металлическим кольцом у рукоятки; второй вид - бич, его плетут из восьми ремней. Этот кнут несколько длиннее, чем первый, с металлическим кольцом и бахромой у рукоятки. Переплетения его ремней создают оригинальный узор, похожий на узор на спине змеи. Таким кнутом пользовались пастухи.
Бабушка - Александра Мамуевна Санжеева
2. Как использовался кнут (маля) у калмыков?
Плетью калмыки пользовались с давних времен. Верховому она была нужна обязательно - она служила оружием, ее боялись волки и собаки.
В настоящее время плетью почти никто не пользуется. Она, как предмет декоративно-прикладного искусства калмыков, как экспонат, хранится в музее или у почитателей народного творчества. Ее, как предмет национального художественного ремесла, преподносят в подарок.
Дядя: Есен Джумашев, киргиз
1. Дядя Есен, как у вашего народа использовался или используется кнут?
Плеть (кнут, бич, камча, нагайка, арапник, батог) - это орудие труда пастухов, своего рода вспомогательный предмет быта и при определенных обстоятельствах - оружие.
Как важное средство, обеспечивающее точность стрельбы конных лучников. В качестве специфического атрибута экипировки конного воина плеть сохранялась вплоть до конца средневековья. Более того, плеть как оригинальное оружие конных и пеших поединков, состязаний, охоты у казахов, калмыков, у нас, киргизов дожила практически до наших дней.
Отец: Мендгалиев Амур - Санан Маратович (казах)
1. Папа, а у нашего народа как использовали кнут или плеть?
Плеть (камча) у казахского народа - оружие всадника, и она обычно пропитана потом коня, к такой плети боятся приблизиться бесы и всякая нечистая сила,и поэтому камчу вешали у изголовья молодых женщин. Также верили, что среди кнутов особой магической силой обладают желтые латунные плети с рукояткой из таволги.
Казахи считают, что "сатана боится желтой камчи". В понятиях казахов латунь - символ чистоты. Раньше у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу, считая, что эта камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: "Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть".
I. Заключение и выводы.
В процессе исследовательской работы по теме: <<Материальная культура калмыцкого народа: Кнут (маля)>> я узнал и понял многое.
В первую очередь то, что богатейшую культуру, интересные традиции калмыцкого народа мы, подрастающее поколение должны сохранить. Декоративно - прикладное искусство - это такое направление деятельности наших предков, которым мы можем с полным правом гордиться. Кроме того, я сделал следующие выводы:
- маля - уникальный предмет декоративно - прикладного искусства калмыков;
- в повседневной жизни предков маля занимал особое место;
- в калмыцком фольклоре, литературных произведениях маля упоминается как помощник скотовода и грозное оружие;
- несмотря на это, что искусство изготовления маля находится под угрозой исчезновения, энтузиасты, в том числе мои родные делают многое для сохранения этого вида декоративно - прикладного искусства.
Комментарии