Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Лексическое значение слова «береза» в лингвистических словарях

Примерно 450 млн. лет назад на суше планеты Земля появились первые растения. Они успешно освоили ее, изменялись сами и изменяли мир вокруг себя. Все необходимое для жизни, а это - свет, воздух и вода, у них было. Но около двух миллионов лет назад рядом с ними появилось новое существо - человек. Полностью зависящий в своем существовании от растений, он дал им кое-что новое – названия. Это абсолютно ничего не изменило в жизни растений. Это изменило жизнь человека - он смог обмениваться опытом, знаниями с себе подобными и в конце концов стать цивилизованным, вести оседлый образ жизни.

Предлагаемая вашему вниманию тема: «Светлое слово берёза» интересна любому любознательному человеку, ибо как говорил великий Линней: «Не зная названия, теряешь и понимание вещей».

В Саратовской области самыми популярными являются деревья: дуб, берёза, липа, осина, лиственница, ель, сосна, рябина. В Петровском районе - дуб, осина, рябина, тополь, берёза, липа. Мы же остановились на берёзе, ведь неслучайно её называют символом России. Рассмотрим фитоним берёза с точки зрения лингвистики. Когда и откуда пришло это название, в каких языках имеется корень с таким же значением, как значение этого слова передается в различных жанрах фольклора.

 Сравнительно с общим количеством слов в русском языке непроизводных слов немного. Большинство из них было создано очень давно, примерно до VI в. н. э. , когда славянские племена еще не делились на южнославянские, западно-славянские и восточнославянские. Средством общения для них был так называемый общеславянский язык.

Ученые подсчитали, что в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка», который содержит 120 тысяч слов, непроизводных существительных исконно русского происхождения всего 544. Из них общеславянских - 450, восточнославянских (на восточнославянском языке говорили восточные славяне с VI по XIV в. , когда произошел распад Киевской Руси и образовались три народности: русские, украинцы, белорусы) - 45, собственно русских - 49. К общеславянским, например, относятся слова: бак, бедро, бобр, верба, верста, внук, груда, десна, ель, клей, клен, клещ, колос, лебедь, лещ, лось, овод, окунь, ольха, осока, осот, сом; к восточнославянским: багор, клёст, крыса, куст, млеть; к собственно русским: кремль, мусор.

Непроизводные слова, если задуматься над их происхождением, для нас представляются такими же загадочными, как и многие иностранные. Они - загадка и для этимологов, материал для их научных разысканий.

          Лексическое (вещественное) значение таких слов остается немотивированным до тех пор, пока этимологи не определят их истинное происхождение. Этимологом легко быть только тогда, когда имеешь дело с производными словами, поскольку называющие прежде всего ищут признак предмета, нечто особенное, бросающееся в глаза, и по этому признаку дают название. Подумайте, например, над названиями птиц: белобрюшка, галстучник, бородач, конек, пискулька, травник

Можно не только угадать, по какому признаку птица названа, но и объединить их названия в группы, учитывая мотивацию.

То же самое можно сказать и о литературном названии цветка одуванчик и его диалектных вариантах пухлянка, летучки, молочник, молочай, теремок, подорожник, о названиях грибов подберезовик, рыжик, сыроежка, лисичка. Но вот если вы заинтересуетесь названием таких птиц, как лебедь, ласточка, коршун, ястреб, или названием гриба груздь, то и этимологи некоторые из них объяснят различно. Например, одни считают, что слово груздь вначале имело значение "горьковатый", а гриб называли по горькому привкусу. Другие устанавливают его родство со словом груда, поэтому груздь означает "растущий на груде, куче". Третьи усматривают родство слова груздь с литовским gruzdus - "ломкий, хрупкий", поскольку шляпка у этого гриба действительно очень ломкая.

Конечно, чтобы определить происхождение таких слов, необходимы этимологические разыскания. Не всегда и этимологи могут дать точный ответ, как образовалось слово, каков его этимон, по какому признаку назван предмет. Вот, например, что сообщается о слове берёза в этимологических словарях:

Этимологический русскоязычный словарь Фасмера:

Береза – общеславянский индоевропейского характера (литовский bёrzas, латышский bёizs, древнеисландский bjork – «береза», древненемецкий birka – «береза» и др. ). Общеславянский bevza восходит к индоевропейскому bhereg – суффиксальному производному от bher – «светлый, ясный», образованного от того же корня (bhe), что и белый. Дерево названо по белому цвету коры.

Краткий этимологический словарь русского языка Н. М. Шанского утверждает: БЕРЕЗА. Индоевроп. (польск. brzoza, болг. бреза, латышск. bērzs, нем. Brike, тадж. burz "вид дерева" и т. д. ). Суф. производное от *bher "светлый, ясный", того же корня, что и белый. Береза буквально — "дерево с белой корой".

Слово «белый» имело следующее значение: индоевроп. Суф. производное (суф. -l) от *bha "светить, блестеть", ср. латышск. bãls "бледный", арм. bal "бледность", др. -инд. bhālam "блеск", греч. phalos "белый" и т. д. Белый буквально — "блестящий".

Как видим, русское слово «береза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до VIII в. н. э. ) это слово звучало как bersa. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая, белая. По-видимому, оно единое не только для всех славянских языков, но и многих индоевропейских и восходит к понятию «белый» (по необыкновенному цвету коры дерева).

Посмотрим, какое толкование дается в словаре С. И. Ожеговым: «Берёза – лиственное дерево с белой (реже темной) корой и с сердцевидными листьями».

В. И. Дальв словаре «Живого великорусского языка» объясняет: «БЕРЕЗА ж. дерево Betula, вид белая, В. alba, камч. преснец, вернее брезнец, от стар. бреза; весьма близкий к белой вид или порода береза шерстолистая, есть и остролистая; она из семьи серёщатых. Березу белую зовут и веселкой, а шерстолистую и болоткою, черною, и глухою. Береза карельская, березовая свиль, блона, наплав, кап, сувойчатая береза. Б. черная, В. Daurica. Б. каменная камч. В. Ermanni. Б. кустовая, березовый ёрник, сланец, сланка, В. fruticosa et папа. Б. пушистая, В. pubescens. Б. плакучая, видоизменение, порода простой».

Таким образом, значение слово берёза исторически связано со словами белый, светлый, чистый, блестящий.

В следующей главе попытаемся рассмотреть, как эти значения сохранены в произведениях устного народного творчества, где есть упоминание фитонима берёза.

Глава 2. Значение фитонима «берёза» в устном народном творчестве.

В процессе исследования нами были изучены книги «Русской народной поэзии» (обрядовая поэзия), «Народная проза» опрошены жителей сёл Синенькие, Ножкино и города Петровска, которые вспомнили, что говорили о берёзе в их детстве.

Таким образом, в процессе работы было найдено:

Загадки 11

Пословицы и поговороки 10

Сказки 7

Легенды 5

Приметы 12

Песни 19

Заговоры 3

Результат анализа можно представить следующими таблицами:

Загадки Ключевые слова Ассоциации

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова Бела Возможно, белее снега

Чистота

Есть дерево об четыре дела: Освещать Свет, яркость первое дело – мир освещать Исцелять Лекарство, белизна другое дело – мир унимать третье дело – больных исцелять Чистота чистота четвёртое дело – чистоту соблюдать

Летом цветёт, зимой греет, настанет весна – потечёт слеза Слеза Прозрачность, чистота

Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве — четыре угодья: первое —Колодец Чистый, прозрачный больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от зимы свет, Свет светлый четвёртое — дряхлым пеленанье

Влезу на горушку, одеру телушку, сало в рот, а кожу прочь (березовыйСало Белое сок).

Разбежались по опушке В белых платьицах подружки Белых Чистота, белизна

В белом сарафане встала на поляне, Летели синицы, сели на косицы Белом Белизна

Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан Белый Светлый, белизна

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережкиБелеет Очень светлый

Белая Светлая, чистая

Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом Белом сарафане Чистота, свет, белый сарафане.

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит, а в один из теплых Белом Белый дней май сережки дарит ей.

Как видим, о березе сложили много загадок. В некоторых из них опирались на свойства коры березы: «Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепеке. Такое может быть только у одного дерева в мире: это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце».

В других березу сравнивали с девушками-подружками:

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Обычно в загадках береза предстает перед нами в белом сарафане, с зелеными косами или сережками:

В белом сарафане встала на поляне,

Летели синицы, сели на косицы

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Иногда при описании березы употребляются краткие прилагательные: Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек - или перечисляются основные отличительные признаки березы с помощью однородных существительных:

Стоит Алена – платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан - или с помощью однородных глаголов:

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Но всегда в загадках береза предстает в образе молодой красивой девушки с тонким станом, в белом сарафане, с зелеными косами и сережками:

Русская красавица стоит на поляне в зеленой кофточке, в белом сарафане.

Как видим, в 2 загадках прослеживается значение чистый, в 1– светлый, в 8 названиях прослеживается значение белый, что практически полностью соответствует этимологическому значению слова берёза.

Легенды – один из самых древних жанров фольклора и в них основными эпитетами связаны основные значения белый, чистый.

Нами же было найдено 5 легенд

Название легенды Эпитет Ключевые слова

Легенда 1 Большая берёза Сила, могущество, белизна

Легенда 2 Белоствольную берёзку. И на вид и по характеру была она светлая Белоствольная

. светлая

Легенда 3 Нежная кожа белой корой Белая

Легенда 4 Светлая атласная кожица. Светлая

Струился тихий свет. Светлая

Легенда 5 белый стройный ствол Белый

В первой легенде говориться о связи русалок и берёзы: «На ветвях большой березы качается красавица. Волосы у нее зеленые, будто березовые листья, а на теле и нитки нет».

Вторая легенда гласит о берёзе, которая представляется в образе девушки: «Была она ко всем добра и приветлива. Любили все вокруг белоствольную берёзку. И на вид и по характеру была она светлая».

Третья легенда рассказывает о русалке, превратившейся в берёзу: «Русалка превратилась в дерево. Зелень волос обернулась листвой, ветвями вверх взметнулись руки, тонкий стан обернулся стволом, а нежная кожа белой корой, с обожженными пятнами на ней от поцелуем -лучей бога Солнца».

Четвёртая легенда повествует о совсем юной берёзке, которая восторженно относится к солнцу, к наступающему дню: «Береза по-детски радостно взмахивала ветвями, точно восторженно приветствуя солнце. Играя, ветер весело пересчитывал на ней звонкое червонное золото листвы».

И пятая легенда возвращает нас в далёкие времена, когда на берёзах распускались дивные цветы: «белый стройный ствол, белые ветки с серебристыми, переливающимися на солнце цветами невиданной красоты», и именно берёза привлекла девушку, которая проводила множество времени с этим удивительным деревом, из-за этого люди прозвали её Бережа. У неё был жених, которого убили на войне, и, рыдая от горя, прибежала она на берег, где росли берёзы. Девушка плакала так долго, что берёзы, впитав все её слёзы, покрылись чёрными пятнами. А цветы с тех пор начали распускаться очень и очень редко, так что увидеть цветы на берёзе - это великая удача. Считалось, что любимое занятие русалок — раскачивание на ветвях березы. В Петров день русалок провожали. Венки развивали и бросали в воду.  Почему же берёзы так любимы русалками? Существует легенда, по которой русалка, задержавшаяся на суше дольше положенного времени (после рассвета) превращается в берёзу, а в троицкую неделю дерево вновь может общаться с подругами. Кроме того русалки – жительницы царства мёртвых и им очень не хватает энергии, а берёза в эти дни ею просто напитана и не прочь поделиться.

Как видим, и в легендах берёза вызывает ассоциации чего-то светлого, белого, молодого.

Вся человеческая жизнь была связана с берёзой, и самые главные события, происходящие с людьми, были представлены в песнях.

В книге «Русской народной поэзии» рассказывается, что парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели:

В книге «Русской народной поэзии»рассказывается, что парни и девушки на Троицу встречали русалок — шли в поле, где есть хотя бы маленький лесок, плели венки и вешали их на березе, при этом пели:

На гнилой колоде,

На белой березе

Русалки сидели,

Суки вязали.

Или такая:

На той на берёзе

Русалка сидела,

Русалка сидела,

Рубахи просила:

« Девки, молодухи,

Дайте мне рубахи!

Хоть худым – худеньку,

Да белым – беленьку!».

Не забывали светлое дерево и в светлый праздник Рождества. В колядках пели:

Авсень,авсень!

Мы искали, мы шукали

Белую берёзу

У Хлюстовых на дворе.

На этой берёзе

Сидела тетеря;

Сидела тетеря, перышки роняла.

Выходила, выступала

Настенька - лебёдка,

Перышки сбирала,

В подушеньку клала;

В подушеньку клала,

В другу набивала.

А один из самых светлых праздников – Троица- даже ассоциируется у всех именно с этим деревом, а вот что пели на Троицу:

Йо, йо, берёзынька!

Йо, йо, кудрявая!

Семик честной

Да троица –

Только, только

У нас, у девушек,

И праздничек!

И на Егорьевское:

Волку, медведю –

Пень да колода,

Да белая берёза,

Древесянный камешек!

А самый главный праздник, где обязательно присутствует берёза в виде красивой, светлой девушки - это свадьба и приготовление к ней:

Сама я, берёзынька,

Сама я оденуся,

Ой лялё – лялё,

Сама оденуся

Надену платьико,

Всё зелёное,

Ой лялё – лялё,

Всё зелёное,

Всё зелёное,

Всё шелковое,

Ой лялё – лялё,

Всё шёлковое!

Да что ты, что ты, берёзынька,

Ой, что ты, что ты,кудрявая,

Да стоишь, не шатаешься?

Да что ты, что ты Овдотьюшка,

Что ты, что ты Прокопьевна,

Да ты сидишь, не усмехнёшься,

Ты сидишь, не усмехаешься,

Да ты на нас не оглянешься,

Ты на нас не оглянешься,

Да на нас, милых подружечек,

На нас, милых подружечек?

Как видим, не только легенды имеют связь с русалками, но и песни.

Здесь же мы выяснили, что 11 песен представляют берёзу белой, 5 песен – кудрявой и молодой, 1 песня – высокая и красивая, и 2 песни, показывающие, её яркость и свет. Самые популярные эпитетами, которые используются в песнях, подчёркивают белизну и красоту берёзы.

Интересными в плане анализа оказались пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки Образ Ассоциации

Кривая береза не удержит снега, плохой кривая Старая, больная, слабая человек не сдержит слова

Кривую березу не подпирай кривая Старая, больная

Бела береста – да деготь черен. Бела Чистая, светлая

В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться веселиться

Березовицы( берёзового сока) на грош, а лесу сок Чистый, прозрачный на руб изведешь

Берёза ума даёт (о розгах) Очищает от глупостей чистота

Берёза не угроза: где стоит, там и шумит шумит светлая

Для врага и береза – угроза. Наведение чистоты чистый

Узнаешь, чем крапива пахнет. Узнаешь вкус берёзовая каша Белая, чистая березовой каши.

Береза, как ответ свахе, согласие; сосна, ель, дуб, отказ

«Береза не угроза: где стоит, там и шумит», - так говорили в старину, когда речь шла о безобидном, светлом, чистом, но шумливом человеке. «Бела береста, да деготь черен», - говорили о несоответствии обещаний и дел. «Берёза ума даёт (о розгах)» - эта поговорка опирается на выбивание «дури», после которого человек становится нравственно чище. «Березовицы (берёзового сока) на грош, а лесу на рубль изведешь» – говориться о какой-то незначительной вещи, из-за которой творишь множество ненужных дел. «Кривая береза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова» - так говорят о человеке, который не держит свои обещания. Поэтому и берёза кривая, а не светлая.

Таким образом, даже такой маленький жанр УНТ передаёт основное содержание значения фитонима «берёза».

В семи найденных сказках мы так же видим берёзу нежной, светлой, она предстаёт в образе нежной девушки или само дерево несёт чистоту и нежность.

Интересны приметы, связанные с нашим деревом. В процессе работы мы нашли 9 примет.

Тесно увязан образ березы в народных приметах с сельским хозяйством. Берёзами старались "окольцевать" деревня и церкви защитным поясом берез. Это и сейчас есть. Кстати, многие школы в Петровском районе окольцованы берёзами.

И сегодня перед Троицей, вениками, сделанными из свежесрезанных ветвей этого дерева, "выметают" из избы нечисть. Некоторые бабушки отваром из прутьев в этот день моют в доме полы от болезней и несчастий. А если в этот день помыться в бане с запаренными берёзовыми вениками, все болезни уйдут.

Если ты обвилась, красота,

Вкруг березоньки-то белыя — мне житье-то будет ровное,

Житье будет долговечное.

  Считается, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. С помощью веток берёзы и березовых веников пытались уберечься от нечистой силы, болезней, «ходячих» покойников. Накануне дня Ивана Купалы березовые ветки втыкали над дверями хлевов, чтобы не дать ведьмам проникнуть к коровам и навредить им; на рога коровам надевали березовые венки для защиты от ведьм.

Кроме того, мы выяснили, что в старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельскохозяйственным работам, а береза распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское название марта или апреля - «березозол». Ввиду того, что весна на юге и севере наступала в разные календарные сроки, березозолом на юге называли март, а на севере — апрель. Березозол — март был первым месяцем года до XV в. ; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем. Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева — березы. Позднее в славянской мифологии береза почиталась как женский символ во время весеннего праздника Семика (семицкая береза). Ученые предполагают, что происхождение майских обрядов с почитанием первого распустившегося дерева связано с развитием земледелия. Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и передавал ее засеянным полям. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, cпособное исполнять желания. Девушки несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под деревом, съедали принесённое и обращались к березе с заветными просьбами. Из ее веток, как рассказвывают, плели венки или в селение вносили распустившуюся березy, «завивали» ее венками, украшали разноцветными лентами и ходили хороводом с песнями по улицам. Иногда березу одевали в женское платье и с песнями носили по деревне, весну встречали.

У всех славянских, прибалтийских и германских народов береза- символ света, сияния, чистоты, женственности, иногда дерево начала. В качестве ритуального дерево фигурирует в русских заговорах: «На море - окияне, на острове Буяне, стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями»

  Не равнодушны к этому дереву и другие представители нечисти – лешие. Если вы хотите написать хозяину леса – пишите на кусочке бересты или на берёзовом листочке – послание обязательно будет замечено. Этот способ использовали ещё в 19 века. Естественно, у дерева нельзя брать больше необходимого – леший может и рассердиться.

С березой связывали гадание по венкам. Обычно во второй половине дня молодежь со срубленной наряженной березкой шла в деревню и гуляла до сумерек. Если по дороге в деревню встречались пруд или река, девушки бросали в воду заранее сплетенные венки из березовых веток и полевых цветов. Если венок тонет, значит, девушка умрет в этом году, а если держится на поверхности, то следят, в какую сторону он поплывет: в той стороне и живет суженый.

Итак, в устном народном творчестве береза предстает перед нами как красивая девушка и как образ чего-то чистого и светлого.

Итак, анализ собранных песен, загадок, пословиц и поговорок, легенд, примет, заговоров, сказок позволяет сделать вывод, что значение слова берёза во всех жанрах устного народного творчества связано с чистотой, белизной, светом. Это только подтверждает этимологическое значение слова.

Заключение.

Всякое дерево привлекает к себе внимание людей какой-то своей особенностью, свойственной только ему. Но береза покорила, по-моему, всех. Ее нежный и стройный ствол издали манит своей белизной и чистотой.

В старом Петербурге все лиственные деревья называли березами, а хвойные – елками. Если перевести с латинского, на котором говорили в древнем Риме, то по-русски название березы будет розги. «Березовой кашей» потчевали нерадивых школяров за плохие отметки. В древней Индии когда-то жило слово «БХЭР», которое означало «светлый». От светлой белой коры получила березка свое имя – «светлица».

Наши предки-славяне чтили главную богиню, мать всех духов и богатств на земле. Ее называли Берегиня. Наверное, Берегиню почитали в образе священного белого дерева – русской березы. Недаром русский народ отмечал веселые летние праздники вокруг любимых берез, украшая их лентами, заплетая ветви косами. Водили вокруг берез хороводы, пели песни.

Береза – дерево-памятник традиций, и не только русских, но и народов, населяющих многие страны мира. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений.

Проделанная работа показала, что если и не найдены легенду о названии дерева, то произведения устного народного творчества, описывающие берёзу, содержат контекст чистоты, света, белизны – не только цвета в прямом смысле, но и в переносном.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)