Культура жилых построек
В наше время никто не задумывается о своей истории, истории своего края, своей страны. По проведённому мною опросу только 25% жителей хоть что - то знают о теме, которую я подняла в своей работе, а 20% вообще не знают, кто такие удэгейцы и где они проживают. Остальные 55% просто знают, что есть такой народ.
Данные исследования представлены на графике.
Я считаю это очень большой проблемой нашего времени, и поэтому решила узнать побольше о нашем крае, ведь это не только рельеф и архитектура, но это ещё и люди, живущие здесь, это история и культура.
Этническая история.
Удэгейцы - народ тунгусо-манчжурской языковой группы. Живут в Хабаровском и Приморском краях. До конца XIX века удэгейцев в качестве самостоятельного этноса не выделяли. Их и орочей считали одним народом. Первым, кто обосновал их этническую самостоятельность, был С. Н. Браиловский. Он же первым ввел в употребление и этноним удихэ (удээ, удэхэ, удихэ), ставший названием народа уже в 30-х гг. ХХ века. До этого общего названия не было. Каждая территориальная группа имела собственное название: хунгарийская - хунгакэ, бикинская - бикинка, анюйская - унинка и др.
Русские познакомились с удэгейцами во второй половине XIX века в связи с присоединением к России Приамурья и Приморья. К этому времени удэгейцы расселялись по берегам рек, впадающих в Японское море, начиная от реки Раздольной до устья реки Тадуши, а также занимали территорию бассейнов Бикина, Хора, Анюя, Хунгари, Имана, Вака и некоторых других рек. По мере колонизации этой территории русскими переселенцами площадь расселения аборигенов неуклонно сокращалась. К началу ХХ века в Приморье удэгейцы сконцентрировались в бассейнах труднодоступных рек Самарга и Бикин, в Приамурье - в верховьях Хора, Анюя и Хунгари.
Родовая организация удэгейцев в XIX веке находилась уже на стадии глубокого разложения. Каждое поселение являлось территориально-соседской общиной, в которой проживали представители различных родов.
Сохранялись многочисленные пережитки родового быта: кровная месть, культ межродового огня, разнообразные формы первобытного общества. В административном отношении в конце XIX века удэгейцы жили на территории Уссурийского и Южно-Уссурийского округов Приморской области.
Во главе соседской общины стояли выборные старшины, которые утверждались русской администрацией и приравнивались в правах к деревенским старостам. Огромное влияние на материальную и духовную культуру удэгейцев оказали контакты с русскими населением, особенно в советский период.
В 30-е годы началось сселение удэгейцев в более крупные и благоустроенные поселения. Процессы концентрации удэгейского населения продолжались и в последующие годы. С одной стороны, это способствовало росту этнического самосознания аборигенов, улучшению их социально-экономического положения, повышению культурного и образовательного уровня. С другой - оказались утраченными многие элементы их традиционной культуры.
Культура удэгейцев
Материальная культура. Поселения.
В бассейнах рек Кур и Урми селились кур-урмийские удэгейцы из родов Кялундзига и Сигде. Эти поселения не имели постоянных поселений. В. Г. Ларькин установил, что первые удэгейцы появились здесь во второй половине 19 века.
В Удском округе удэгейцы занимали всю береговую полосу вдоль Татарского пролива и северной части Японского моря, лежащую между хребтом Венюкова и морем.
В Уссурийском округе удэгейцы заселяют долины рек Бикина, Имана, Ваку и Хора. По берегам рек Имана и Ваку расселялись удэгейцы из родов Кья, Аянка, Кэмэнка, Сигде и Кялудзига. По реке Бикин располагается бикинская группа удэгейцев. Она объединяет сородичей Канчуга, Суанка, Кья, Пеонка и Кукчинка.
По берегам рек Ботчи, Нельми, Самарги, Иди, Амгу живут самаргинские удэгейцы. По Самарге были расселены представители трёх родов – Камдзига (верховья реки), Каза и Самандига – низовья реки.
В Хабаровском округе от среднего течения Анюя до его истоков обитают анюйские удэгейцы из родов Кялундзига, Кимонко, Амулинка и Канчуга.
Весь бассейн р. Хора занимают хорские удэгейцы из родов Кялундзига и Кимонко. Временные поселения удэгейцы всегда устраивались на берегу реки или лесной пади. В стойбище чаще всего было от трёх до пяти жилых построек. В них располагалось от трёх до десяти семей. Удэгейцы любую жилую постройку называют джугжи.
Жилые постройки.
. Внешний вид фанзы.
Удэгейцы переселяются в постоянные жилища, когда начинаются холода. Обычно они располагаются в распадах сопок, где удобно добывать копытных и пушистых животных. К наиболее распространенным постоянным жилым постройкам относится полуземлянка туэдээ с очаговым отоплением, имеющая вид двускатной крыши.
У бикинских и иманских удэгейцев более усовершенствованное устройство двери. Она имела вид деревянной рамы, которая была обтянута кожей или берестой. Такая дверь удэгейцам Хора и Самарги была неизвестна. Внутри жилище разделяется по длине бревнами на три части. Боковые стороны зимника засыпаются наравне с брёвнами землёй. На этом месте получаются нары для отдыха, которые покрывают берестой и шкурами. В центре жилища располагаются очаги (тоопти). Обычно над такими очагами на двух или трех парах жердей, воткнутых в землю и достигающих крыши, устраивается два – три помоста из тонких жердей, предназначенных для копчения и сушения рыбы или мяса.
Жилое помещение делится на две части – мужскую и женскую. Женщины занимают хозяйственную часть (хутимала) зимника, а мужчины находятся против входа за очагом.
Хунгарийская полуземлянка (туэдээ) в отличие от бикинских, анюйских, самаргинских и имнских удэгейцев имеет сруб, несколько возвышающийся над землей. Как правило, крыша такого жилища имеет четырехугольную форму, а со стороны одного из скатов одного из скатов делали вход, вверху оставляли отверстие для выхода дыма.
Наиболее зажиточные бикинские и иманские удэгейцы живут в фанзах – домах с вертикальными стенками и двускатной крышей. Летом удэгейцы покидают эти дома и переселяются на берега рек, богатых рыбой, но с наступлением холодов они возвращаются в постоянные жилища. Зимой в фанзах остаются только женщины, старики и малые дети, а взрослые (с 12 и старше) уходят в тайгу на промысел и возвращаются к началу весны.
Временные жилища.
Временные жилища сооружались в теплое время года каждый раз заново. Наиболее распространенными летними жилищами являлись двускатные шалаши (кава), которые в зависимости от величины, внутреннего устройства и покрытия крыши имеют разное название: летний корьевой шалашь называется джугдала кава, малые корьевой шалашь без очага – тукяма кава.
Летний шалаш джугдала кава отличатся от зимнего (с таким же названием) внутренней планировкой – в нем отсутствуют сени. В остальном они совершенно одинаковые. В шалаше есть два входа – один из них выходит к реке (через него заносят рыбу), а другой к тайге (через него заносят мясо). Заходить в одну и выходить в другую дверь и мужчинам, и женщинам запрещено.
При необходимости его можно быстро переоборудовать в зимний. Для этого крышу покрывают вторым слоем коры и наглухо закрывают одну дверь. Летний шалаш тукяма кава покрывают только берестой. Он не имеет очага и сеней. Его сооружают на рыбалке или во время перекочевок. Жерди, составляющие остов шалаша, при перекочевке оставляют на месте, а берестовые покрышки снимают и перевозят.
Промысловые постройки.
На местах рыболовного и охотничьего промыслов удэгейцы сооружают укрытия от дождя и ветра.
Кроме помостов у приморских и самаргинских удэгейцев бытует хозяйственная постройка сактама, сходная по форме с нивхским срубом для выкармливания медведя. Делается это сооружение так: из толстых бревен возводят сруб в угол высотой 1,5 – 3 м. Сверху закрывают толстыми жердями или плахами и засыпают землёй. Эта постройка возводилась в тени и в теплое время года использовалась для хранения свежего мяса и рыбы.
Рядом с постоянным жилищем удэгейцы устанавливают двускатную коптильню санминку. По внешнему виду и технике изготовления она напоминает жилой шалаш кава, но только маленького размера. Кроме коптильни в виде двускатного шалаша удэгейцы строят коптильни в виде небольшого помещения с вертикальными стенками и односкатной или двускатной крышей. Внутри такой коптильни удэгейцы устанавливают два – три ряда съемных решеток (сейдэни), на которых коптят кожаные вещи, рыбу или мясо.
Охотничьи избушки. Обычно они строятся друг от друга на расстоянии 10 км. На каждом участке имеются по две – три избушки. Поэтому охотник ночует в том зимовье, около которого он заканчивает свою дневную охоту. Кроме охотничьих изб на участках территориальных групп удэгейцев имеются и промысловые базы, состоящие из складов, сараев, капитальных жилых домов и посадочных площадок для вертолётов. База устанавливается как бы в центре охотничьих угодий. Охотники свозят туда, главным образом туши крупных животных, и при удобном случае отправляют их санным или воздушным транспортом в расположение главной усадьбы охотничьего хозяйства.
Ритуальные постройки.
Кроме жилых, хозяйственных и промысловых сооружений удэгейцы имели и ритуальные постройки. К ним относятся кумирни, погребальные домики и родильные.
1. Кумирни
На пути к охотничьим угодьям или на местах рыбалок устраивались большие кумирни, напоминающие скворечники с той лишь разницей, что у последних вместо отверстия для влёта птиц были небольшие двухстворчатые дверцы. Внутри таких кумирен находился небольшой бурхан – покровитель охотников и рыболовов. Около кумирен удэгейцы устраивают моления и просят добрых духов оказать им помощь в промысле или в другом деле. Если удэгеец располагался в тайге на более или менее продолжительное время, то вблизи стоянки на дереве он устраивал временную кумирню. Также они устанавливали общественные и семейные кумирни. В общественной кумирни могли молится все, кто хотел излить душу своему богу. Общественные кумирни ушли в прошлое, они были актуальны в ХХ веке. При каждом доме имелась семейная кумирня (сэвэхи такпуни). Она представляла из себя вид маленького рубленного деревянного дома в 1 аршин в квадрате с двускатной крышей, с хорошо отделанными дверьми. Снаружи дверей сделано крылечко, на котором стоят два деревянных идола, изображающие стоящих людей. Внутри домика висели в деревянной, обтянутой китайской бумагой клетке два свинцовых идола. Такие кумирни ставились на пашнях, огородах, в укромном уголке леса.
2. Погребальные постройки
По представлению удэгейцев всё на земле имеет душу. Со смертью она покидает тело, но не уходит далеко от жилья, а витает рядом, ожидая, когда шаман отведёт её в загробный мир (бунигэ), где она будет жить такой же жизнью, как и на земле. Исходя из этого, удэгейцы снаряжают покойника всем необходимым для загробной жизни и кладут в гроб (огдо) предметы быта и разную утварь.
Гроб делался из мягкого дерева, по своей форме напоминал удэгейский бат (лодку). Крышка для гроба делалась в форме рыбы и прибивалась деревянными гвоздями, затем её покрывали берестой.
Бикинские и иманские удэгейцы гроб с телом покойного зарывают в землю, а хорские, хунгарийские и др. устанавливают в лесу на возвышенном месте. В обоих случаях над гробом возводят двускатный шалаш высотой 120-130 см. Внутри гробницы втыкают в землю палки со стружками, которыеякобы отгоняют злых духов. Такие же палочки втыкают и в жилище, где жил умерший.
3. Шалаши для рожениц
В дореволюционный период удэгейцы смотрели на рождение ребенка, как на нечто нечистое, поэтому, чтобы избежать непредвиденной беды, женщину во время и в послеродовой период изолируют от окружающих. За несколько дней до родов муж строит жене маленькую юрточку, в которой она и рожала в любое время года. Через 10-14 дней после родов женщина сжигает шалаш и переходит в другой такой же маленькое сооружение, которое называется хуннау. В этом шалаше мать с ребенком проводят ещё 10 или 14 суток, и только после этого она могла, вернутся в общее жилище. Но перед этим она сжигала всё, что носила и чем пользовалась во время родов и в послеродовой период.
Современные постройки
С объединением удэгейцев в колхозы и переводом к оседлому образу жизни приморская группа намунка, которая жила по берегам рек, впадающих в Японское море, к концу 30-х годов слилась с самаргинской и другими группами. Таким образом, к концу 30-х годов на территории Приморского края осталось семь территориальных групп удэгейцев, которые в то время ещё сохраняли свою индивидуальность.
Анализ расселения и существования территориальных групп удэгейцев показал, что в наши дни можно говорить только о существовании четырёх территориальных групп удэгейцев: самаргинских, бикинских, хорских и анюйских. За годы советской власти исчезли приморская, хунгарийская и кур-урмийская группы, на грани исчезновения находится иманская группа.
Первоначально закладкой удэгейских поселений занимались только русские плотники и мастера, но впоследствии в строительство включились и сами удэгейцы, они быстро переняли опыт постройки жилых и общественных зданий.
Дома, которые строились для удэгейцев, полностью отвечали потребностям национального быта. Это были однокамерные дома, с невысоким потолком и двускатной крышей, которая покрывалась самодельной кровельной дранкой. В центре дома ставилась чугунная печь, дым из которой выходил в трубу, выведенную через потолок и крышу. Стены обшивались и штукатурились глиной. Вход устанавливался со стороны реки , а окна выходили на три стороны света – восток, юг и север. Для лучшего сохранения тепла пристраивались небольшие сени с кладовой.
Внутреннее устройство домов в 30-е годы было простым и характерным почти для всех удэгейцев. Первоначально в новый дом переносились привычные предметы интерьера: посудные полки, берестяные чашки и металлические котлы, низенький столик для еды. Причем размещение их оставалось прежним. Вдоль стен простирались деревянные топчаны, на которых отдыхали и работали. У стен, где находилась дверь, прямо на полу устанавливалась низенькая полка-скамья с кухонной утварью. Рядом вешался небольшой шкафчик с чистой посудой, внизу находился столик (дзинку) для разделки мяса и рыбы. Комната освещалась керосиновой лампой или самодельным жирником.
К концу 50-х годов произошли коренные изменения в планировке и обстановке жилища удэгейцев. В домах появилась самая разнообразная мебель фабричного производства. Чугунные печи были заменены на кирпичные, сложенные со специальным обогревательным устройством. Стены стали белить известью, окна, двери, поли – красить краской. В комнатах появились цветы- герань, фикусы и д. р. Исходя из количественного состава семьи, помещение стали разделять тонкими перегородками, так что получалось как бы две изолированные комнаты и кухня. В одной комнате жили родители, а в другой дети. Появились кровати с деревянными настилами, металлическими жесткими или панцирными сетками. Над кроватью обязательно вешались коврики личного изготовления. Шкуры животных, некогда использовавшиеся для постели, стали употреблять для вместо половиков. На стены стали вешать различные плакаты, почётные грамоты, зеркала. Обязательной принадлежностью являлось радио, патефон и другие бытовые вещи, которых не было у удэгейцев в прошлом. Из традиционного убранства в новых домах остались только низенькие столики (жзинку) и маленькие скамеечки (тээнку).
В конце50-х годов было электрифицировано 4 селения: Сяин, Олон, Агзу, Гвасюки. В 60-х годах электрификация национальных посёлков завершилась. Послето в доах удэгейцев стали появлятся стиральные машины, радиоприёмники, магнитофоны, телевизоры и другие бытовые электроприборы.
В квартирах удэгейцев в 70-80-е годы устаревшая мебель была заменена на современную. В квартирах молодого поколения кроме бытовых электроприборов и машин имеются гарнитуры отечественной и иногда импортной мебели, дорогие ковры, фабричные дорожки, паласы, магнитофоны и телевизоры.
С начала 90-х годов характерной чертой каждого национального селения являются клубы, библиотеки, магазины, пекарни, медпункты и больницы, школы и промышленные предприятия. Каждое поселение связано с соседними поселениями и районными центрами сетью грунтовых дорог, по которым в сёла доставляются материалы первой необходимости, продукты питания, осуществляются пассажирские перевозки. Сейчас посёлки удэгейцев не отличаются от обычных русских селений.
Комментарии