Бизнес  ->  Недвижимость  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Архитектурные особенности станиц северо-востока Кубани начала XX века

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нём обычно принимали участие, если не все, то большая часть <<края>>, <<кутка>>, станицы.

Во второй половине Х 1 Х - начале XX в. кубанские станицы намного превышали размеры русских крестьянских селений. По переписи 1897 г. , в средней кубанской степной станице насчитывалось около тысячи, в предгорной - до 400 дворов. Дом и хозяйственные постройки располагались по усмотрению хозяина, в соответствии с его социальным положением. Этнографы описали несколько видов кубанских домов.

<<На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, п6ерья - <<чтобы всё водилось>>. Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, <<чтобы в доме не было пусто>>. В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Этнограф А. Сошин, побывавший в Кубанской области в конце XIX в. , отмечал: <<У казаков Кубанской области есть некоторое разнообразие в типах жилых построек. По форме жилые постройки почти везде одинаковы, с небольшими вариациями в деталях. Они представляют прямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин - 71,1 см) и шириной от 8 до 10 аршин под двух- или четырехскатной крышей.>> Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Вот как строились турлучные дома: <<по периметру дома казаки закапывают в землю большие и малые столбы - <<сохи>> и <<подсошники>>, которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки <<под кулаки>> - глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку <<под пальцы>>, когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей <<гладкой>> мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)>>. Пол - глинобитный. Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. Известный кубанский исследователь Л. Я. Апостолов писал: <<Дом казака среднего достатка устраивался обыкновенно в две комнаты. Крыша делалась из камыша, соломы, иногда железа. Какой бы ни был дом - деревянный, турлучный, маленький, большой, - он обязательно обмазывался глиной и белился.>>. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол. В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: (<<горка>> или <<угольник>>), комод для белья, сундуки и т. д. Центральным местом в доме был <<красный угол>> - <<божница>>. <<Божница>> оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками и стола-угольника. Часто иконы и рушники украшали бумажными цветами. В <<божнице>> сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, <<паски>>, как их называют на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки. Каждая усадьба огораживалась со стороны улицы и смежных владений. Со стороны улицы оградой могли быть глиняная стенка <<лиска>> (камышовая изгородь), деревянный забор; в юго-восточных районах часто делали плетёную изгородь.>>. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи, помещения для скота, "погребник". Украшениями сельских построек служили карнизы, наличники с резьбой, "коньки" на гребне крыш.

Кубань в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взамоидействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур различных народов. Но хочется отметить влияние украинской культуры, так как основная масса станичных домов всё-таки носит отпечаток выше названной культуры, особенно в станицах, основанных запорожскими казаками, хотя близость с Донской областью наложило свой отпечаток на станицы северной зоны Кубани.

Жилища донских казаков.

Курени появились на Дону во второй половине XVII столетия, когда жизнь казаков приобрела более осёдлый характер. Раньше неприхотливый военный быт не требовал особого домашнего уюта, и они обитали в наскоро сделанных землянках, которые в случае опасности оставляли и уходили на другое место.

За время пребывания в отвоёванном у турок Азове казаки не могли не оценить по достоинству удобств оставленных ими домов и воспользовались этим при строительстве собственных жилищ. Ежегодные наводнения привели их к созданию единообразного типа куреней. Как правило, все они строились на высоких сваях или каменном подклете, которые предохраняли внутренние комнаты от затопления водой, а верхняя часть дома была или деревянной или шилёванной деревянными досками. Чтобы попасть в жилой верх, надо подняться по высокой лестнице на <<галдарею>> - так в Черкасске называли закрытый со всех сторон балкон. Нижний этаж (омшаник) использовался в качестве подсобных помещений для хранения различного хозяйственного инвентаря.

Тесная застройка улиц станицы являлась причиной частых пожаров в Черкасске, которые дотла выжигали деревянные строения. <<Все без исключения деревянные дома, - писал де Романо, - имеют галерею по фасаду и ещё с одной стороны: на них спят летом. Эти наружные галереи - готовые костры во время пожаров: улицы так узки, что с противоположных галерей можно пожимать друг другу руки>> поэтому дошедшие до нас курени относятся в основном ко второй половине XIX столетия. По сравнению с древними куренями, почти не име6вшими украшений, они богато декорированы накладной и сквозной пропиловочной резьбой. Особую выразительность фасадной части куреня придаёт широкая, ажурной резьбой доска , которая прибивается к карнизу под напуском четырёхскатной крыши. Стремительным бегом сложного растительного орнамента варьирующего характерный в прикладном искусстве Дона мотив - виноградный ус, - она подчёркивает композиционную завершённость простых архитектурных объёмов, красуется изящным рисунком в обрамлении <<галдарей>> и крыльц. [9]

Казачьи жилища - от бедных землянок с глинобитными полами до многокомнатного дома - прошли длительный путь развития. Их типология в северных и южных округах исходит из общих элементов структурного деления на прихожую и горницу, к которым примыкают сени, чулан и <<галерея>>. Сначала курень состоял из двух комнат по одной оси - прихожей и горницы, разделённых печью; затем появился дом-пятистенка трёхкомнатный и четырёхкомнатный курень, или как его называют <<круглый дом>>, в котором сени превращались в среднюю комнату, а вдоль входа пристраивалась <<галерея>> в виде длинного коридора, выходившего на фасад широким кольцом. Парадная комната - горница - всегда была чисто прибрана и готова к приёму гостей.

Словно оттеняя независимый нрав казачества, они не признают красной линии в застройке улиц, то выступая вперёд компактной, цельной массой, то скрываясь в глубине двора под сенью вековых деревьев. Излюбленное на Дону сочетание красного и синего, ультрамаринового цвета в одежде и архитектурном декоре предание объединяет так. После того, как столицу Донского казачества перенесли из Черкасска в Новочеркасск, то планировка меняется, происходит переход от хаотичной к стройной архитектурной планировке, теперь в Новочеркасске, как и во всех городах Российской империи, места <<первого класса>> отводились прежде всего для административных зданий и для воинской аристократии, которая стремилась выстроить там особняки в <<столичном вкусе>>. Места <<второго класса>> давались менее зажиточным казакам, а остальные довольствовались тем, что оставалось на их долю, и строили небольшие дома с каменным низом и верхней деревянной надстройкой. Но ко всем частным домам предъявлялось единое требование: они должны были строиться по <<высочайше>> утверждённым фасадам, выходящим на красную линию улицы. Обширные земельные участки позволяли вести застройку улиц не сплошным рядом зданий, а чередовать древесными насаждениями, превратив их со временем в уютные дворцы-усадьбы с внутренними дворами, балконами и фруктовыми садами.

Изучая материалы по застройке донских станиц, я обратила внимание, что некоторые архитектурные элементы данного региона присутствуют и в домах северной зоны Кубани, в том числе и в моём доме.

Архитектурные особенности северо-восточной зоны Кубани. ( На примере моего дома)

В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, обмазанные глиной и побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырёхскатными соломенными или камышовыми крышами. В архитектурном облике кубанской хаты совмещались черты жилищ степных и лесостепных районов Украины. Терминология отдельных деталей жилища была и остаётся до настоящего времени различной: в западных районах она в основном украинская, в восточных - русская. В восточных районах Кубани сказалось также влияние домостроительства донского казачества и населения южнорусских районов.

Известный кубанский историк Ратушняк В. Н. так классифицировал жилища кубанских казаков: <<Дома у черноморских казаков (хаты) были обычно глинобитными или саманными, т. е. и кирпича-сырца, который производился из глины с примесью соломы. В линейных станицах дома были, как правило, деревянные.>> Я обратила внимание на данную цитату так как это объясняло какой тип строения был взят за образец при постройке дома по ул. Петренко 82.

Мне хочется поподробнее остановиться на техническом состоянии данного строения. Дом по ул. В. Петренко 82 был построен в 1889 году казачкой Гордиенко Екатериной Ильиничной. Он состоял из 4-х жилых комнат, что было редкостью в станице Староминской. Данная станица возникла в результате заселения Кубани запорожскими казаками и поэтому основная масса жилых строений была близка по типу к малороссийским хатам (в тот период станичные хаты состояли в основном из двух комнат), а данная хата была ближе к типу донских жилых строений, что характерно для линейных станиц. О чём свидетельствует то, что дом обшит шилёвкой, имел высокий цоколь и состоял из 4-х комнат. Наружные и внутренние капитальные стены, а так же фундамент и перегородки сложены из саманного кирпича, и хотя дом простоял 118 лет саманная кладка очень хорошо сохранилась (примером может служить то, что попытка удалить печь, сделанную из саманного кирпича, удалась с большим трудом ни лом, ни топор кладку не брал). Наружные капитальные стены обшиты досками, шилёвка сохранилась до наших дней в первоначальном состоянии, последующим поколениям, проживавшим в этом доме оставалось только лишь подкрашивать. С момента строительства в первоначальном состоянии остались окна, ставни, обналичники, двери, полы и железная крыша (хочется отметить, что мои предки всё делали на совесть, поэму нам потомкам ни разу не пришлось менять деревянные части дома, или крышу). По технической оценке экспертов, которая отражена в техническом паспорте дома №82 по ул. Петренко от 26 января 2006 года (Инвентарный номер: 03:247:055:015614744; Реестровый номер: 270106:055:015614744; Кадастровый номер: 0000:03: 247:055:015614744) физический износ строения составляет 49%, что позволяет мне сделать выводы о том, что данное строение, простояв 119 лет может просуществовать ещё столько же, как не больше и из выше описанного следует, что при постройке дома использовались местные, экологически чистые материалы, позволившие людям населявших этот дом доживать до 80 и более лет, так же я считаю, что предки делали этот дом для себя на века, а потому делали качественно, средства у них на это были, отсюда следует вывод, что мои предки принадлежали к зажиточной части казачьего населения в станице. Из выше сказанного следует, что от малороссийских хат досталось то, что дом сделан из самана, в том числе цоколь и фундамент, внутри хата была побелена, а шилёвка цоколя и стен, обналичка окон и ставни, а так же покраска в сине-зелёные цвета и внутренняя планировка комнат характерна для станиц Донской области. Подобные дома не были исключением, только на улице Петренко до наших дней сохранилось 7-8 домов в различном техническом состоянии. Так же надо отметить, что планировка станицы, а это чёткость линий, строительство домов лицом к улице характерно для кубанского казачества. На данную планировку повлияло то, что в отличии от донских, которые постоянно подтапливались, поэтому строились жилища хаотично на возвышенности, ст. Староминская первоначально строилась планомерно и немного в стороне от реки Сосыки, поэтому хаты не подтапливались и казаки обустраивали станицу по чёткому плану. Я задалась вопросом: что же повлияло на изменение определённого архитектурного стиля? Мне кажется, что хозяйства станицы были ориентированы на рынок, через станицу проходила железная дорога Черноморка, близость Донской области - всё это повлияло на то, что в ст. Староминской, как и в других степных станицах северо-востока Кубани происходит смешение архитектурных стилей, что делает их более самобытными и красивыми и удобными для проживания.

Заключение.

Может по меркам больших городов мой дом и не столь стар, но, учитывая, что ст. Староминской, в которой я проживаю, чуть более 210 лет, и что местное население в конце XIX - начале XX вв. использовало достаточно недолговечный материал для строительства домов, для моей станицы - мой дом долгожитель, поэтому я горжусь тем, что наша семья сохранила его в хорошем состоянии, что следует из технической экспертизы.

Цель, поставленную перед собой - проанализировать особенности жилищ кубанских и донских казаков, выяснить к какому типу относится мой дом и почему мои предки выбрали именно этот архитектурный стиль, я выполнила. А так же собрала документальный и теоретический материал о жилищах кубанских и донских казаков и воспоминая всех ныне живущих родственников о доме №82 по ул. В. Петренко, провели техническую экспертизу строения, провели анализ полученных материалов и обобщили данные.

Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз, и до меня никто эту тему не разрабатывал. Для написания своей работы я использовала энциклопедическую, монографическую, научно-популярную литературу и воспоминания представителей старшего поколения. Методологической основой данной работы является историзм, объективность, использование историко-сравнительного метода.

Итак, мне хочется отметить, что данная работа несёт в себе элементы научной новизны. Данную работу возможно использовать в практике образовательного учреждения (уроки кубановедения, классные часы) и иных учреждений (музеи, муниципальные органы власти, в СМИ), а так же для продолжения исследования. Работая над данной темой у меня появились новые идеи, которые касаются архитектурных строений, сделанных из кирпича и камня. Я считаю, что настоящий гражданин России и своей малой родины должен любить и знать её прошлое, для того, чтобы сохранить его для последующих поколений, мы - жители России должны хорошо знать свою малую родину, чтобы преумножать её богатство и по хозяйски умело использовать природные и людские ресурсы. Есть такая пословица, которая, мне кажется, созвучна моей работе: <<Познай свой край и его богатства умножай>>.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)