Культура  ->  Кино  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Фильм «Адмирал» глазами современников

Последние десятилетия мировой кинематограф все больше и больше уделяет внимание историческим сюжетам в своих художественных фильмах. Они затрагивают всю мировую историю в целом и историю Российского государства в частности. Достаточно вспомнить некоторые из них: «Спартак», «Троя», «Россия молодая», «Петр I», «Жанна д Арк», «1612. Хроники смутного времени», «Царь» и многие другие. Все они вызывают огромный интерес зрителя, потому что затрагивают важнейшие моменты мировой истории. Но мне хотелось бы подробнее остановиться на отечественном кинематографе, который ни сколько не уступает мировому.

На мой взгляд, одной из наиболее ярких кинокартин снятых в последнее время является фильм Андрея Кравчука «Адмирал», вызвавший как у зрителей, так у кинокритиков и историков довольно противоречивое мнение.

9 октября 2008 года состоялась премьера фильма о жизни выдающегося полярного исследователя, боевого офицера военно-морского флота, «Верховного правителя российского государства» во время Гражданской войны, адмирала Александра Васильевича Колчака.

В ходе своей работы я проанализировал достаточно много источников информации, в основном это статьи из газеты «История», разнообразные критические отзывы и мнения зрителей, кинокритиков, взятые из ресурсов Интернет и социологического опроса учащихся Газ-Салинской средней школы.

В целом фильм снят не только про белых и красных; он о любви, которая не знает преград, о чести офицера, о вере, об умении сохранять достоинство в любых жизненных обстоятельствах, о силе людей – как простых солдат, так и офицеров и военачальников, об их любви к Родине. Но в первую очередь, это фильм о человеке - Колчаке, о том трагическом и спорном времени, когда «брат против брата воевал». Авторы фильма ломают стереотипы фильмов советской эпохи, показывая, что в белой армии воевали не враги России, но люди, сражавшиеся за свои убеждения

О сюжете фильма «Адмирал»

Россия. 1917-й. Император Николай II отрекается от престола. Власть в стране переходит к Временному правительству. Командующий Черноморским флотом вице-адмирал Александр Васильевич Колчак пребывает в Петроград для консультаций с Керенским, откуда отправляется в США для консультирования американских коллег. Узнав об Октябрьской революции, он возвращается в Россию, желая вступить в армию Деникина. 18 ноября 1918 года в Омске адмирал Колчак тайным голосованием Совета министров избирается Верховным Правителем Российского государства и Верховным Главнокомандующим. В конце 1919-го Колчак покидает Омск, и едет в Иркутск, где будет схвачен эсеровским Политцентром и передан большевикам. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года по приказу Ленина адмирала казнят путем расстрела.

Биография любого крупного военачальника времен двух революций и Гражданской войны – плодородная почва для ладных литературных и кино-сюжетов. Эпизодов из богатой на события жизни Александра Колчака хватило бы на несколько эпопей и сериалов. У авторов «Адмирала» было место для манёвра: расставить акценты, обратить внимание зрителей на говорящие детали, оценить трагические для страны времена с позиций дня сегодняшнего и т. д. Снимая дорогостоящее кино с явной оглядкой на Голливуд (в данном случае это отнюдь не упрёк, а всего лишь констатация очевидного), режиссёр Андрей Кравчук решил поставить на обязательный атрибут подобных картин, а именно – love story. Сценаристам не пришлось придумывать историю с нуля, необходимо было лишь художественно «оформить» сложные, порой противоречивые, но очень трогательные отношения между адмиралом и Анной Васильевной Книппер-Тимиревой.

Главная и основная ловушка, которую почти невозможно избежать, снимая кино о событиях 1917-1920-х годов – принятие той или другой стороны в этом идеологическом и политическом споре. Логично предположить, что в фильме о Колчаке, одном из лидеров Белого движения, большевики и их руководство предстанут в образе народившейся тирании, уничтожающей всё светлое, доброе, настоящее, на чём держалась монархическая Россия. В «Адмирале», что характерно, большевиков нет. Есть некая сила, которая противостоит былому укладу, но авторы деликатно замалчивают своё отношение к этому пролетарскому мотору будущих перемен. У Кравчука вообще нет плохих, но много благородных. Такой подход может сойти за трусость (мол, договаривай до конца, коль начал!), а может за мудрость, когда во главу угла ставятся не политические программы противоборствующих сторон, а чувство долга, любви к Родине и любви к Женщине.

Создатели и актеры фильма.

Режиссер и сценарист фильма Андрей Кравчук родился 13 апреля 1962г. в Ленинграде. На его счету шесть фильмов. Свой первый фильм он снял в 2000г. в соавторстве с Юрием Фетингом. Затем была работа над сериалом «Господа офицеры». В 2005 г. он снял фильм о детдомовце «Итальянец», вызвавший множество положительных откликов российских зрителей, номинировавшийся на «Оскар», ну и 2008г. завершена работа над исторической драмой «Адмиралъ», вышедшей на экраны рекордным количеством копий – 1250.

Сценаристы: Зоя Кудря, Владислав Романов и Владимир Валуцкий.

Операторы: Игорь Гринякин и Александр Родинов.

Музыка к фильму: Руслан Муратов и Глеб Матвейчук.

В главных ролях:

• Адмирал Колчак – Константин Хабенский

• Софья Колчак – Анна Ковальчук

• Сергей Тимирёв – Владислав Ветров

• Анна Тимирёва – Елизавета Боярская

• Александр Керенский – Виктор Вержбицкий

• Генерал В. Каппель – Сергей Безруков

Некоторые сцены фильма снимались на крейсере «Аврора» в Петербурге. В батальных сценах участвовали настоящие матросы, солдаты срочной службы, всего около 200 человек.

На роль Колчака вначале планировался Александр Домогаров, на роль Каппеля — Владислав Галкин.

Для массовых сцен было сшито около 300 костюмов — мундиры русской, японской, немецкой, китайской и чешской армий и все знаки отличия. А для адмирала Колчака — несколько разных мундиров: офицера сухопутных войск и военно-морских сил с соответствующими им знаками отличия.

Фильм снимался 210 съёмочных дней, работа над картиной заняла 4 года, сами съёмки 1,5 года, с перерывом на 2—3 месяца.

А. Кравчук справился со своей задачей, сняв трогательную историю любви на фоне кровавого беспредела начала прошлого века. Фильм действительно впечатляет. Вот только сюжетная составляющая выглядит не вполне внятной, но, возможно, это обусловлено форматом фильма. В 120-минутную киноверсию трудно уместить жизнеописание такой яркой личности, как Колчак, поэтому создатели фильма выпустили 16 серий для телевидения.

Некоторые зрители усмотрели в фильме множество параллелей с картиной Джеймса Кэмерона «Титаник», обвиняя Кравчука чуть ли не в плагиате. На самом деле, «Адмиралъ» просто снят по канонам современного кинематографа и отчасти поэтому пробуждает чувство сопереживания даже у самого скептически настроенного зрителя. Поэтому недостаточную историческую достоверность можно списать на требования жанра. Следует только помнить, что «Адмиралъ» — не документальное кино.

Многие зрители, тем не менее, сетуют на излишек патриотического пафоса (речь Колчака перед войсками) и гиперреализма (забрызганная кровью палуба, обгорелые тела, липкий больничный пол и иные натуралистические подробности).

Но при просмотре всех постановочных сцен с участием массовки получаешь истинное удовольствие и испытываешь настоящую гордость за наше кино. Снято всё великолепно! Операторская работа — на уровне лучших зарубежных образцов. Особенно впечатляют сцены морского боя и проход корабля между минами.

Кроме того, хочется отметить блестящую работу костюмеров и художников-декораторов.

2. 1. О работе актеров фильма

Константин Хабенский: «Мне кажется, что этот фильм сможет не только поменять отношение людей к собственной истории, но и стать началом новой эпохи в кинематографе».

По общему мнению — это его лучшая роль. Актёру удалось создать положительный во всех отношениях образ Колчака — Верховного правителя России 1918—1920 гг. Колчак Хабенского суров, честен, справедлив, харизматичен, верит в Бога, любит свою Родину и свою семью. Кроме того, он интеллигентен, ему хочется сопереживать.

Верный муж и любящий отец, пытаясь справиться со своим чувством к Анне Тимирёвой, Колчак говорит жене: «Ничего не будет! Ты — моя жена, я — твой муж, и этим всё сказано!». И только крах всего жизненного уклада в результате революционных событий делает для него возможным, не отрекаясь от преданной жены и любимого сына, быть рядом с той, которой ранее отказал «по его собственной ошибке».

Елизавета Боярская: «Для меня было важно рассказать об истории этих взаимоотношений. Это история другой любви, о которой мы читаем в книгах русских классиков, о любви от Бога. К сожалению, такая любовь не может длиться долго и подразумевает расплату. Мне кажется, если бы я жила в то время, я могла бы пережить подобные чувства».

Многих зрителей игра Лизы разочаровала, несмотря на её великолепные внешние данные. Хотя, если не быть слишком требовательным, можно всё же сказать, что актриса неплохо справилась с этой трудной ролью.

Анна Ковальчук: «Софья Колчак обладала бездной терпения и благородства, которые совершенно меня покорили. Современным женщинам есть чему поучиться у моей героини».

За столь малое экранное время актриса создала образ интересный и глубокий. Возможно, в роли Анны Тимирёвой она была бы не менее интересна. Кроме того, хочется отметить, что внешне она очень похожа на Софью.

Сергей Безруков: «Именно благодаря этой картине я для себя открыл уникальную личность генерала Каппеля. В фильме показана настоящая психологическая атака. под звуки марша “Прощание Славянки” безоружными шли в наступление и победили».

Сергей привнёс в образ Каппеля ту самую харизму, которая была нужна, без единой ноты пафоса и фальши! Сцена, когда он повёл своих солдат на пулемёты «в штыковую», пронзает до глубины души

Виктор Вержбицкий. Весьма ярко изобразил блицпортрет Александра Керенского.

Егор Бероев: «Мы хотим, чтобы у зрителей появилось чувство гордости за свою страну, за великую Россию, за людей, которые были вынуждены уйти».

Егор аккуратно и тонко сыграл роль ближайшего сподвижника и друга Колчака, контр-адмирала Михаила Смирнова.

Николай Бурляев. Образ последнего российского императора заставил Николая Бурляева нарушить многолетнюю паузу в кинокарьере.

Владислав Ветров: «В этой масштабной драме я играю роль Сергея Николаевича Тимирёва, сподвижника адмирала Колчака. Роль большая, сложная».

3. Историки о фильме «Адмирал»

Василий Цветков, кандидат исторических наук, научный редактор серии «Белые воины»

Фильм «Адмиралъ» ждали. Ждали с надеждой на встречу с любимыми актёрами. Ждали с отрадным сознанием обращения российского кинематографа к «немодной» теме революции и Гражданской войны. Но ждали и со снобизмом «неизбежных ляпов» — несоответствий историческим фактам, неуместных изысков и т. д. С нескрываемым злорадством писали о «порочности идеализации» Белого движения, решали проблемы сходства профиля Хабенского с профилем Колчака или как, например, из «Саши Белого» — актёра Безрукова — может «получиться» генерал Каппель.

Фильм никого не оставил, да и не мог оставить равнодушным. Сегодняшнего зрителя трудно пронять. Но уж если это случается, значит — успех налицо. И так ли уж существенно в данном случае стопроцентное соответствие «историзму»? Игорь Тальков исполнял песни в «неуставном» кителе с погонами полковника и солдатскими Георгиевскими крестами. Но его талант бил в сердце. Это был сильный, искренний талант, который мог вызывать только ненависть или любовь.

Такая же яркая сила эпохи показана в фильме о днях страшной «русской Смуты». Та же любовь и ненависть. То же противостояние добра и зла. То же самое стояние «на грани», требующее колоссальной духовной борьбы. Талантливая творческая группа создателей фильма почувствовала и передала зрителю внутреннюю силу тех роковых лет. Искреннее, честное переживание каждой роли — главный успех фильма. Это трудно объяснить, можно только почувствовать душой, сердцем.

Тем не менее, если всё-таки остановиться на историческом содержании фильма, хотелось бы обратить внимание на те сюжетные линии, которые, при необходимой коррекции, могут стать своеобразными учебными пособиями при изучении событий революции и Гражданской войны в России.

Необходимо помнить, что с 25 октября 1917 г. всё антибольшевистское движение стремилось к созданию своего всероссийского центра. В течение 1918 г. шли споры о том, что лучше — Директория (коллегиальная диктатура) или диктатор (единоличная диктатура). Тот факт, что Колчака выдвинули определённые, заинтересованные в нём политические силы (отнюдь не масонские, как иногда считается), весьма показателен в плане эволюции политического курса Белого движения

Нельзя не отметить и важности сюжетной линии — взаимодействие военной и гражданской властей. В Белом движении «военные» и «штатские» нередко серьёзно противостояли друг другу. В условиях прифронтовой обстановки неизбежный режим военного положения не мог не привести к серьёзным ограничениям прав и свобод людей. Это правомерно считается одной из причин поражения Белого движения.

Отрадно, что Александр Колчак показан носителем верховной власти, а не одним из зауряд-правителей на территории бывшей Империи. Акт принятия присяги (он, кстати, проходил не под открытым небом, как показано в фильме) был связан с началом работы в Омске временных присутствий Правительствующего сената. Колчак, его министры отмечали в своих выступлениях, что принесение присяги — это не «красивый ритуал», а восстановление правовой системы новой российской государственности .

В идеологии Белого движения меч неизменно спаян с крестом. Крестом, осенявшим нелицемерный духовный подъём в «белой» Сибири в 1919 г. Это отразилось и в создании дружин крестоносцев, и в деятельности Братства Святителя Гермогена. В фильме показан архиепископ Омский Сильвестр (Ольшевский) — духовник Колчака. Именно он привёл Верховного правителя к присяге, а позже остался в городе и принял мученическую кончину вскоре после убийства Колчака в Иркутске.

Керенский показан очень точно, чего нельзя сказать, например, о последнем главе Совета министров В. Н. Пепеляеве — он был отнюдь не слабым и безвольным неврастеником, умоляющим «расстрельную команду» о пощаде, а волевым, энергичным лидером Восточного отдела кадетской партии. Пепеляев был первым комиссаром Временного правительства в Кронштадте, едва не погибшим от рук «революционных матросов», а затем оказался в числе тех, кто поддерживал Колчака в момент его прихода к власти и остался с ним до конца. Заметим, Пепеляев, ещё будучи министром внутренних дел, участвовал в разработке проекта созыва Всесибирского Земского Собора.

Досадно, что остались незавершёнными образы государя Николая II и генерала Каппеля, хотя они, несомненно, заслуживают более полного раскрытия.

Остаётся надеяться, что все сюжетные линии, намеченные в фильме, будут раскрыты в шестнадцатисерийном телеварианте. Тема истории России начала ХХ в. неисчерпаема и благодатна для кинематографа.

Как научный редактор военно-исторической серии «Белые воины» могу отметить, что сложившийся коллектив историков — авторов книг «Каппель и каппелевцы», «Генерал Дитерихс», «Верная Гвардия» — готов дать необходимые консультации.

18 ноября исполнилось 90 лет со дня провозглашения Колчака Верховным правителем России.

Фильм «Адмиралъ» — достойная дань памяти тех дней

Руслан Гагкуев, кандидат исторических наук, биограф В. О. Каппеля, автор-составитель книги «Каппель и каппелевцы»

Фильм мне понравился. Несмотря на наличие в нём довольно-таки значительного количества «исторических огрехов». Думаю, что акцентировать на них внимание было бы неверно. Вообще, мне не совсем понятен своеобразный «исторический снобизм» некоторых коллег-историков, говорящих, что в фильме «всё не верно» и «всё не так». Главное — в другом. Образ Александра Васильевича Колчака в фильме — положительный. И генерала В. О. Каппеля, и других белых офицеров. Это главное. Так же, как и то, что «Адмирала» уже посмотрели миллионы зрителей. Конечно, несколько обидно, что основой фильма стала любовная история Колчака, в ущерб политику и военному деятелю. С другой стороны, если бы режиссёр сделал фильм так, как хотелось специалистам по этой теме, едва ли он стал бы интересен массовому зрителю. Возможно, многие сюжетные линии, только намеченные в фильме, будут развиты в телевизионном сериале, премьера которого состоится через год.

Совсем недавно Фондом общественного мнения был проведён социологический опрос наших соотечественников — с целью выявить их отношение к Гражданской войне и А. В. Колчаку. Только 18% опрошенных отзываются о личности Александра Васильевича в целом положительно, а почти половина — 46% — затруднились оценить его роль в истории нашей страны. Думаю, что если бы такой опрос проводился после проката фильма, цифры были бы несколько иные, более положительные. По крайней мере я искренне надеюсь, что «Адмиралъ» внесёт свою лепту в изменение общественного мнения о Гражданской войне в России. Потому что фильм вызывает интерес и к исторической литературе, благо, что хороших книг сейчас издано уже немало. Показательно, что уже несколько человек после просмотра «Адмирала» обрались ко мне с вопросами: «Что можно почитать на эту тему, где можно купить “Каппеля и каппелевцев”?».

Мне, естественно, было особенно интересно, каким получится в фильме образ генерала В. О. Каппеля, о котором газета «История» писала уже не раз. Думаю, образ Владимира Оскаровича актёру Сергею Безрукову вполне удался. Меня подкупило то, как он готовился к роли. Ещё до просмотра фильма из его интервью я узнал, что Безруков с увлечением прочитал «Каппеля и каппелевцев». Было приятно, что после знакомства с книгой актёр заявил, что «понял, что всё, чему нас учили в детстве, это было абсолютное враньё. Я осознал, что это была настолько уникальная личность, что это великая честь для меня — играть такого человека». А то обстоятельство, что Безруков по прочтении книги попросил внести изменения в сценарий, заслуживает, несомненно, похвалы. Благодаря этому в фильме появились эпизоды, в которых почти дословно воспроизводятся слова Владимира Оскаровича. Так, во время эпизода атаки актёр произносит реальные слова Каппеля, звучавшие в одном из его приказов. Почти дословно воспроизводится и речь генерала, когда он, умирая, передаёт командование остатками Восточного фронта генералу С. Н. Войцеховскому.

Не всё, что показано в эпизодах, где фигурирует Каппель, исторически верно. Но подчеркну ещё раз — в данном случае это не самое важное, ведь сам образ генерала передан правдиво и, безусловно, вызывает симпатию. Кто бы мог подумать ещё несколько лет назад, что Колчак и Каппель появятся на киноэкранах?

4. Учащиеся Газ-Салинской школы о фильме «Адмирал»

В Приложении 1 представлены мнения учащихся Газ-Салинской школы о фильме «Адмирал», из которых следует сделать вывод о том, что фильм, в общем, понравился, но есть множество моментов, которые бы хотелось увидеть зрителю в фильме, это более подробная историческая позиция, более выраженное противостояние «белых» и «красных», конечно, отмечена игра актеров, которая кому-то понравилась, а кому-то не очень. Все учащиеся, принявшие участие в опросе дают оценку главным героям, и практически никто не обращает внимание на игру актеров «второго плана», что, на мой взгляд, не маловажно в данном фильме, так как в нем показаны многие стороны Гражданской войны, и чем внимательнее будет зритель, тем более полной будет картина представленная в фильме.

Заключение.

В своей работе я попытался представить некоторый анализ фильма, учитывая мнение, как актеров, историков, так и простого зрителя старшего школьного возраста.

Кинокартина Андрея Кравчука «Адмирал» - действительно фильм, вызывающий огромный интерес широкой публики, но эта публика, которая сегодня смотрит отечественные фильмы - более старшее поколение. Поэтому мне хотелось бы, чтобы такие фильмы снимались, а публика имела и более младший возраст. Надо отметить и тот факт, что когда я начал работу над анализом данного фильма, его по моей рекомендации посмотрели все мои одноклассники, а некоторые решили более подробно изучить историю Гражданской войны. А из этого следует, что работа имеет действительно практическую направленность.

Учитывая все представленные мнения в работе, можно сделать вывод о том, что фильм, несмотря на то, понравился он или нет, не оставляет зрителя равнодушным. Здесь действительно затронуты интереснейшие моменты Гражданской войны, великие страницы российской истории. На сегодняшний день в школах (9 и 11 классах) тема Гражданской войны изучается в достаточно малом объеме, проанализировать такие великие моменты истории всего за пару уроков просто невозможно, поэтому я надеюсь, что моя работа вызовет интерес у учащихся, которые не смотрели фильм и не акцентируют своего внимания на изучении Гражданской войны в курсе истории. В фильме есть много спорных моментов о соответствии исторических фактов и сюжетной линии, некоторые моменты фильма действительно заставляют задуматься над многими вопросам этого великого события.

Таким образом, я предлагаю создать в школе на базе кабинета истории серию исследовательских работ по анализу исторических фильмов. Данный материал может быть полезен и интересен как учителям, так и учащимся.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)