Производство  ->  Оборудование  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Идейно-художественное воплощение образа России в творчестве А. Блока

В литературе есть такое понятие как сквозная тема. К сквозным темам русской литературы относится тема родины, как одна из важнейших тем для русского самосознания, и сопутствующий ей образ России. В первом дошедшем до нас памятнике искусства слова - «Слове о полку Игореве» - эта тема стала центральной и восемь веков была одной из основных в русской литературе. С 18 века искания литературы и общества сосредотачиваются вокруг проблемы будущего России, определения её исторического пути. Дань этой теме отдали М. В. Ломоносов и Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, огромное место она занимает в творчестве Н. В. Гоголя, от которого в русской литературе идёт идея избранничества Руси, подхваченная затем Ф. И. Тютчевым, Ф. М. Достоевским, отчасти Л. Н. Толстым. Ей отдали дань такие крупнейшие писатели и поэты 20 века, как И. А. Бунин, А. Белый, А. А. Ахматова, А. М. Горький, Н. Клюев, С. Есенин, М. Цветаева, А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын, Н. Рубцов, В. Астафьев, В. Распутин, В. М. Шукшин, В. Пелевин и многие другие.

Таким образом, мы видим, насколько тема родины, образ России являются актуальными для русской литературы. Она относится к числу вечных, «сквозных» тем и образов русской литературы не только 18-19 веков, но и литературы 20 века.

Поэтому далеко не случайно, что тема родины и тесно связанный с ней многоаспектный образ России являются «сквозными» и центральными и в творчестве А. Блока. В отечественном литературоведении большое место уделено исследованиям творческого пути Блока, самыми известными и фундаментальными являются работы Н. Венгрова, П. Л. Громова, В. П. Енишерлова, Л. К. Долгополова, Д. Е. Максимова, В. Н. Орлова, М. Ф. Пьяных

Цель данной работы состоит в изучении и выявлении основных тенденций в становлении и решении темы России в творчестве А. А. Блока. Данная цель и определила постановку следующих задач:

- разобраться в том, как ставилась и решалась тема России в творчестве Блока;

- проследить эволюцию развития этой темы от раннего этапа творчества до послереволюционного;

- выяснить, как традиции русской классической литературы прослеживаются в произведениях поэта, посвящённых теме России, и как они осмысляются Блоком.

ГЛАВА 1. Идейно-художественное воплощение образа России в творчестве А. Блока 1899 – 1907 годов

Россия Блока. В русской литературе подобного нет больше ни у кого из поэтов. Развивая эту тему в русле русской поэтической традиции 19 века, Блок оживляет традицию, вносит в неё нечто принципиально новое: он изменяет соотношение между авторским «Я» и лирическим объектом, предельно сближает их. У Блока отношение к России и чувство родины, присущее всем русским поэтам, становится чувством к России. По словам В. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель - с отвлечённой идеей, а как поэт - с интимной любовью».

На такое восприятие России Блоком повлияли многие обстоятельства, но, прежде всего, это эпоха, в которой он жил, его окружение, жизненные и творческие убеждения.

1. 1. Первое стихотворение о России

Первое стихотворение, которое юный Блок счёл достойным публикации, - «Гамаюн, птица вещая» (1899) -, уже было «о России» и содержало не столько описание картины В. М. Васнецова с элементами стилизации славянского фольклора, воспоминаниями о татарском иге, об опричнине, Смутном времени, сколько тёмное ещё и для самого автора пророчество о «судьбе России», а отчасти - и о судьбе блоковской музы. Стихотворение вместило в себя всё то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней, сознание ужаса её прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:

Но вещей правдою звучат

Уста, запёкшиеся кровью.

Россия ранней лирики - идеальная, полусказочная, более всего связанная с «детским» Пушкиным и Аксаковым, с «золотыми да красными» заставками, с легендой о Глубинной-Голубиной книге, с теремом Царевны, ещё напоминающим декорации к операм Римского-Корсакова. Это сказочная заколдованная Русь, спящая царевна, которая пока предстаёт то в образе смиренной русской девушки, то в образе татарки Героиня блоковских стихов ранних лет обретает черты сказочной царевны из русских сказок, жилище её - заколдованный терем, а герой - царевич, князь, жених. Поэзию этих лет пронизывают образы русской культуры и русского пейзажа, нередко в их романтическом облике. Мир ранней лирики Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. Россия здесь - это «музыкальное пространство», гармоничное, цельное. Таинственное и святое. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что поэт не раз обращается к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям русской культуры, в ранней поэзии Блока тема России ещё не становится отчётливой и масштабной.

1. 2. Вторая книга поэта

Значительно масштабнее и определённее тема Родины зазвучала в лирике Блока с 1904 года, когда увидела свет вторая книга поэта, состоявшая из нескольких циклов: «Пузыри земли», «Пляски смерти», «Разные стихотворения», «Город» Новый этап лирического сюжета Блока связан, прежде всего, с мотивами погружения в жизненные стихии. Сознание лирического героя обращено теперь к непридуманной жизни. Она является ему в стихиях природы (цикл «Пузыри земли»), урбанистской цивилизации (цикл «Город») и земной любви («Снежная маска»). Россия здесь представлена в двух ликах: природном и урбанистском, изображающими «страшный мир». Именно через мотивы страшного мира поэт идёт к постижению России подлинной, далёкой от чарующей сказки. Именно в этот страшный мир попадает блоковский герой, уйдя от Прекрасной Дамы. Перед читателем, с одной стороны, появляется «страшный мир» природы, где звёзды и зори сменяет мир мхов, болот с хромыми лягушками, мир ржавых кочек и пней. Населяют эту природу диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, «твари весенние», чертенята, «больная русалка», одновременно влекущие и пугающие. Эти персонажи народной демонологии и являются воплощением ключевого символа второго тома - стихии. Цикл «Пузыри земли», где собраны стихи «болотной темы», Блок завершает стихотворением «Пляски осенние», в котором образ хоровода становится символом сомнительности, опасного и двусмысленного «марева», переходного состояния душевной жизни. Но рядом со стихотворением «Пляски осенние» стоит стихотворение «Осенняя воля» (июль 1905) - первое в ряду лирических произведений, подводящих непосредственно к осмыслению темы России как всеохватывающей, всепроникающей темы творчества Блока. Впервые в этом лирическом шедевре читатель узнаёт по-настоящему Блока - великого национального поэта. Но вместе с тем стихотворение содержит свойственную Блоку тех лет противоречивость в чрезвычайно острой форме. «Осенняя воля» строится на резких, непримиримых контрастах: с одной стороны, «бродяжество» и связанная с ним духовная бесперспективность, а с другой стороны, огромной силы перспектива, открывающаяся в виде Родины, России. Сама Родина, в свою очередь, предстаёт в непримиримых контрастах нищеты, скудности и внутренней «вольной», щемящей душу красоты:

Вот оно, моё веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах пропав!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Обобщённый образ России в стихотворении - образ трагедии, образ непримиримых контрастов скудности и красоты, беспросветного осеннего дождя и несущегося вперёд ветра; эти контрасты нищей и прекрасно-вольной изнутри страны оказываются и контрастами остро переживающего горькую «осеннюю любовь» к ней лирического персонажа: в нём, в его душе та же нищая опустошённость и та же трагическая воля к «веселью», к оправданию своей единичной жизни общими судьбами народа:

Нет, иду я в путь никем не званый,

И земля да будет мне легка!

Буду слушать голос Руси пьяной,

Отдыхать под крышей кабака.

Запою ли про свою удачу,

Как я молодость сгубил во хмелю

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю

Именно это стихотворение подводит итоги первого этапа осмысления темы России в творчестве Блока. Поэт в «Руси» снова обращается к темам «стихии» и «бродяжества».

В примечании ко второму изданию «Нечаянной радости» Блок указывает на то, что он использует «подлинные образы наших поверий, заговоров и заклинаний», создавая обобщённый лирический «характер» заколдованной стихийными силами красавицы. Образ этот, как и в «Осенней воле», соотнесён с «бродягой», мужским персонажем.

Дальнейшее развитие темы России в поэзии Блока идёт именно как разработка, прояснение и углубление лирических персонажей: «её», в чьём лице должны с особой отчётливостью проступить черты самой страны, народа, и «его», воплощающего в своей личности современного человека, с «бременем сомнений», внутренних противоречий, разрешающихся в отношениях с народно-национальной «стихией». В конечном счете, разные линии поисков Блока-поэта должны соотноситься с этим важнейшим для поэта аспектом его деятельности - с темой России, содействовать углублению и усложнению персонажей-характеров, непосредственно воплощающих эту тему. Так в дальнейшем в принципе и происходит, но с чрезвычайно характерными противоречиями, начавшимися ещё в раннем творчестве, о чём уже было сказано выше. И стихотворение «Русь» является воплощением этих противоречий. С одной стороны, перед нами сказочная, заповедная страна с её колдунами, ведунами, гадателями эпохи седой старины, «дремучая», «колдовская», «почиющая в тайне» Русь (и это состояние кажется поэту прекрасным).

С другой стороны, за этой сказочной красотой Блок прозревает печальные картины: крестьянское «утлое жильё», «вихрь в голых прутьях», нищету народной жизни. Пока эти мотивы звучат робко, но в сочетании с всё усиливающимся мотивом странничества, темой зябкого бесконечного российского пространства - с промелькнувшей красной лентой, рябиновой кистью, дальними огнями, «заревом горящих сёл» - становится понятно, что на смену образу святой, патриархальной России приходит образ «нищей» России, а мотив «любви-ненависти» звучит всё отчётлив

Безумствуя, люблю!

Что вся ты - ночь,

Что вся ты - тьма,

И вся ты - во хмелю.

1. 3. Судьба и воля в третьем сборнике «Земля в снегу»

В предисловии к третьему сборнику стихов «Земля в снегу» Блок сказал о «неумолимой логике» своих книг, которая отвечает «неизбежной, драматической последовательности жизни». Он утверждал, что душой поэта правят Судьба, Воля и Единая Звезда (некая точка притяжения всех пробудившихся душевных сил, некая вечная, неизменная сущность, влекущая к себе, как земля обетованная: «в конце пути, исполненного падений, противоречий, горестных восторгов и ненужной тоски, расстилается одна вечная и бескрайняя равнина - изначальная родина, может быть, сама Россия»). Россия Страна, пережившая подъём и поражение революции и переживающая мучительное «переходное время», когда вокруг ещё темно, но уже разгорается «далёкое багровое зарево событий, которых мы все страстно ждём, которых боимся, на которых надеемся».

Таким образом, в начале творческого пути Блок изображает «двуликость души» России. Идеальный образ родины стоит в одном ряду с таким образом, как Прекрасная Дама. Для раннего Блока Россия «жива только в мечте», она - грёза, вошедшая в сон, «дремоту» Герою Блока чудится светлое одиночество, тихая жизнь в скиту как спасение от мирской суеты. Россия для Блока в это время «музыкальное», т. е. гармоническое и цельное, «пространство».

ГЛАВА 2. Развитие образа России в творчестве А. Блока 1908 – 1917 годов.

После революционных событий 1905-1907 годов не один Блок, а многие русские писатели обратились к постижению России, жизни народа, особенностей национального характера. Уроки первой русской революции, её поражение заставили писателей более трезво и внимательно, чем это было раньше, взглянуть на русскую действительность.

Тема родины продолжает оставаться одной из центральных в творчестве А. Белого и после «Пепла»: ей поэт посвятил большие прозаические произведения - повесть «Серебряный голубь» (1909) и роман «Петербург» (1913-1914), а в августе 1917 года он написал стихотворение «Родина», в котором с поэтическим экстазом говорил о преображении «глухой» России с «её сухими пустынями позора, морями неизливными слёз» в «огневую стихию», «Мессию грядущего дня».

2. 1. «На поле Куликовом»

Гениальный блоковский стихотворный цикл «На поле Куликовом», с одной стороны, открывает новую страницу осмысления темы Родины в творчестве Блока, а с другой, он тесно связан и с проблемой «народа» и «интеллигенции», разрешавшейся в прозе Блока 1906-1907 годов, и с наметившейся в раннем творчестве Блока «двуликостью души» России, воплощённой в соединении в сознании поэта России-государства с заколдованной, «почиющей в тайне» страной, и с воплощением в образе России идеи Вечной Женственности. Лирический цикл «На поле Куликовом» выполнил реально ту задачу, решение которой Блок осознанно возлагал на «Песню Судьбы»: создать обобщающее произведение о России. Именно в этом цикле начинается новая лирическая и философская трактовка темы России, именно с него начинается новый этап осмысления темы родины в творчестве Блока (подробный анализ этого цикла дан во второй главе).

В декабре 1908 года был дописан цикл «На поле Куликовом». Пятое, заключительное, стихотворение в структуре цикла имеет значение первостепенное: здесь - взгляд в будущее, чреватое и «мглою бед неотразимых», и решающими битвами за Россию, до времени придавленную реакцией.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым

Грядущий день заволокло.

Лирический герой начального стихотворения цикла - степняк, но и он - грань российского характера, ибо татарское наследие стало весомой частью культуры России. «Дико глядится лицо онемелое, очи татарские мечут огни», - так говорит поэт о России в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?. »

Второе стихотворение - монолог рядового древнерусского воина («Я не первый воин, не последний, долго будет родина больна»), а третье - воспоминание князя, которому в ночь перед роковой битвой является Богородица, отождествляющаяся, однако, с образом «жены».

Четвёртое стихотворение цикла трудно отнести к конкретному историческому герою: оно наиболее условно, построено на соединении далёких веков. Роковая битва уже идёт, а лирический герой так и не выбрал свой стан, он мечется между ними, а «дивное диво» просветления ему не является. Его влекут оба стана, но миновать боя не удастся, последнее, пятое, стихотворение говорит о близящемся роковом выборе: «Доспех тяжёл, как перед боем. / Теперь твой час настал. - Молись!»

Таким образом, стихия ветра, мглы, багряного заката, безудержного лёта коней, соединённые с образом «светлой жены», - всё это душа России, выстоявшей в жесточайшем бою. Но это ещё и пророчество, предвидение тревоги, тоски, трагедии, на протяжении всей истории сопровождающие Россию, в которой главное - кочевое, воинственное начало.

2. 2. Пророческое стихотворение «Россия»

Следом за циклом «На поле Куликовом» было написано стихотворение «Россия» (1908), полное пророческих предчувствий и предположений:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,

Не пропадёшь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои небесные черты

Примечательно, что Россия вновь предстаёт в образе женщины («плат узорный до бровей», «Мгновенный взор из-под платка»).

Контрастные эпитеты продолжают традицию изображения разноликой России: «Ты и убогая, ты и обильная» Основной мотив стихотворения «Россия» связан с образом дороги, традиционным как для народной, так и литературной поэзии. В стихотворении Блока образ дороги является как бы обрамляющим: в начале стихотворения он предстаёт в виде тройки («три стёртых треплются шлеи»), а в конце называется прямо («Дорога долгая легка») и связывается с «глухой песней ямщика».

Тройка, ямщик, дорога, песня. Именно эти традиционные для русской поэзии образы имеются, вероятно, в виду, когда Блок говорит:

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи

В стихотворении выражено чувство неразделённости личной судьбы поэта и судьбы России, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову. О родине здесь Блок говорит как о любимой женщине. Развивая национальные традиции, Блок впервые в русской литературе воспринял родину особенно интимно, назвав её невестой, женой, красавицей.

Таким образом, для Блока 1909 года идея «России» как исторически перспективного мировоззренческого единства есть « концепция живой, могучей и юной России», или России будущего этапа истории. Во всём этом контексте слова о том, что «единственное место, где я могу жить, - всё-таки Россия», могут означать лишь одно: что только в России Блок находит перспективу истории в её жизненном выражении, в жизненных возможностях. «Любовь-ненависть» как всегда доминирует в творчестве поэта. С одной стороны: «Люблю я только искусство, детей и смерть. Россия для меня - всё та же - лирическая величина. На самом деле - её нет, не было и не будет». С другой стороны: «Утром проснулся и смотрю из окна вагона. Дождик идёт, на пашнях слякоть, чахлые кусты, и по полю трусит на кляче, с ружьём за плечами, одинокий стражник. Я ослепительно почувствовал, где я: это она - несчастная моя Россия, заплёванная чиновниками, грязная, забитая, слюнявая, всемирное посмешище. Здравствуй, матушка!. Моя Россия».

2. 3. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

Гармоническим соединением общего и частного в поэзии Блока второго периода творчества является стихотворение «На железной дороге», датированное 14 июня 1910 года. Будничная драма молодой и красивой девушки в «цветном платке, на косы брошенном», мимо которой проносится поезд, этот символ жестокого равнодушия и ускользающего счастья, перекликается с некрасовским «Что ты жадно глядишь на дорогу» и одновременно со сценой из толстовского Воскресения». Благодаря этим ассоциациям, мотиву бесконечной повторяемости («бывало», «так много») и вариациям различных причин трагической раздавленности женской судьбы Блоку удаётся создать широчайшее обобщение. Участь девушки становится печальной страницей истории страны, трагедией тысяч молодых жизней («Так мчалась юность бесполезная»), судьбой самой России. Стихотворение тесно связывается в нашем сознании и с теми произведениями Блока, где идеал представал в облике Девушки, и с элегией «Россия», где возникал образ женщины с платком «узорным до бровей».

Россия всё больше приобретает черты России-стихии, России-Фаины и достигает предельного выражения в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» (1910). Никогда ещё с такой остротой не чувствовал Блок кровной связи с Россией. Завороженный восторг лирического героя сменился горькой, трезвой, ясной жалостью, а иногда жалость перерастает в гнев и непонимание того, что происходит в России. Об этом стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно» (1914). Здесь создаётся по-своему грандиозный образ «естественно» развивающегося в социальных условиях старой России человека, как бы концентрирующего в себе все отрицательные качества современного общества.

В поэме «Возмездие» с новой силой звучит мотив бездомности при живой матери. Как и в жизни, Блок как бы разрывается между женой и матерью. Себя и своих современников Блок называет «детьми страшных лет России», которые донесут до потомков свой кошмарный опыт «испепеляющих» лет. В стихотворении «Последнее напутствие» (1914) Блоку уже казалось, что «круг постылый бытия» замыкается. «Лесть, коварство, слава, злато, человеческая тупость» - все эти атрибуты «страшного мира» представляются ему почти безысходными.

В конце 1913 года в стихотворении «Новая Америка» (первоначальное название «Россия») у Блока появляется ещё одна надежда на исцеление России, - надежда на так называемое фабричное возрождение родины. Это одно из самых жизнеутверждающих стихотворений Блока. «Роковая, родная страна» всё та, что была, и не та: она обернулась к своему поэту уже «новым ликом» - дымящимися трубами фабрик, «многоярусным корпусом завода», городами из рабочих лачуг, углём, рудой и солью. За всем этим угадывается мысль о трудовом народе, который только и ждёт, чтобы приложить руки к большому созидательному, историческому делу. «Великое возрождение» будущей России Блоку видится «под знаком мужественности и воли», симптомы которого он видел в начавшемся подъёме национальной промышленности, в частности горнозаводской. В этой связи находят объяснение мотивы «угля», «руды», «чёрного бриллианта», присутствующие не только в «Новой Америке», но и в прологе «Возмездия» и в «Ямбах». Несколько позже он скажет: «Будущее России лежит в еле ещё тронутых силах народных масс и подземных богатств». Само понятие новая Америка (не старая, уже существующая, а именно новая, ещё «небывалая») было для Блока образом будущей России - «нового света», «Великой Демократии», которая должна прийти в мир «опоясанная бурей».

В мае 1915 года вышла в свет небольшая блоковская книжка «Стихи о России», изданная журналом «Отечество» большим по тем временам тиражом в пользу раненых. Книжка имела шумный успех. По этой книжке молодая Россия подчас впервые узнавала Блока.

Мощный и «дикий» ветер перемен «продувает» последние стихи книги «Родина». Но какую погоду принесёт этот «гость нахальный»? Какой станет «Россия-буря»? Что принесут стране «неслыханные перемены»? Это стихотворение Блок написал 22 марта 1916 года. В этот же день написано ещё одно короткое стихотворение, которым завершается лирика Блока, посвящённая Родине, - «Коршун». В этом стихотворении сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле «Родина». Чтобы понять это стихотворение, «нужно знать, что коршун в поэзии Блока находится в одном ряду с вороньём, ведуном, колдуном и символизирует злую силу, беду, несчастье, - пишет З. Я. Рез, - можно идти от фольклорно, сказочной традиции, где с коршуном всегда связываются отрицательные эмоции, представление о зле, а мать олицетворяет заботу, нежность, родину. Соединение этих образов в одной строфе позволяет увидеть, как осмысляется Блоком судьба России». Высказывалось мнение, что коршун - вовсе не олицетворение зла, а символ материнства. Именно так рассматривали коршуна древние египтяне, которые почитали « женское божество», изображавшееся с головой коршуна или с несколькими головами, из которых одна, по крайней мере, была головой коршуна. Египтяне полагали, что существуют только самки-коршуны, а самцов у этой породы птиц нет. Нам кажется, вернее то, что Коршун - это символ зловещих сил, которые тяготеют над Россией. Блока не оставляет предчувствие, что на страну надвигаются «неслыханные» перемены, невиданные метели, которые несут изменения России, какие - ещё неясно.

Всего двенадцать строк в стихотворении «Коршун», но оно стоит иных поэм. Блок всё больше утверждается в той истине, что не вечно будет кружить коршун над его исстрадавшейся родиной.

Таким образом, в 1907-1917 годах постепенно в творчестве Блока возникает идея любви-служения, любви болезненной и светлой одновременно. Постепенно мотив причастности поэта своей стране становится его творческим и жизненным кредо: «Писатель, верующий в своё призвание, сопоставляет себя со своей родиной, полагая, что болеет её болезнями, страдает её страданиями, сораспинается с нею, и в те минуты, когда её измученное тело хоть на минуту перестают пытать, чувствует себя отдыхающим вместе с нею». С этим связана и неотступная мысль Блока о невозможности своего, отдельного от России счастья, благополучия, покоя.

Следующий серьёзный шаг Блока в постижении темы России - создание единого синтетического образа России, в котором нераздельно слито «высокое» и «низкое», прекрасное и уродливое, доброе и жестокое. Россия в его стихах словно выплывала из «зачарованного сна», и образ её обретал внутренний ритм и динамику, направленных к познанию окружающего, истории, смысла жизни, внутреннего мира человека. Символ этого движения - ветер, который в ранних стихах Блока то «играл терновником», то «пел преданья старины», - теперь словно вырвался на волю, почувствовав свою властную силу.

Этот образ ветра будет постоянным теперь в творчестве Блока.

В стихах третьего тома изменилось и преобразилось всё, потому что созрело новое чувство к родине - любовь-ненависть, стимул действия и движения. Недаром Блок избирает эпиграфом к циклу «Ямбы» строку Ювенала «Негодование рождает стих». В лирику Блока неудержимо вторгаются обличительные ноты, впервые возникает образ поэта-пророка, несущего людям свою истину. В «Ямбах» и «Родине» всё отчётливее проступает мысль о назначении поэта, а вместе с ней и чувство ответственности за настоящее и будущее России, сознание долга перед ней. В стихах появляется доселе небывалое сочетание разнородных пластов: «вдохновение» и «мечта» свободно становятся в один ряд с «унижением», «грязью», «нищетой».

Лирический герой цикла «Родина» (1907-1916) соединяет три временных пласта. Л. Я. Гинзбург пишет о цикле «На поле Куликовом»: «Исторические события, совершающиеся в стране поэта, совершаются и в душе поэта. Они становятся лирическими событиями». Цикл «На поле Куликовом» стоит рядом со стихотворением «Россия», что имеет большой смысл: Блок намеренно помещает их одно за другим, сделав тем самым переход от исторической ретроспекции к плану вневременному, от частных, эпохально-символических черт - к символически обобщенным. И одна из главных этих черт - нерасторжимое единство прошлого, настоящего и будущего, непрерывное развитие, а вместе с тем устойчивость и постоянство основного.

От стихотворения «Россия» стал возможен переход к «Новой Америке», где так явственно чаянье близких перемен и так сильна, так остра тоска по уходящей в прошлое патриархальной России. В письмах, дневниках, записных книжках Блок постоянно размышляет о будущем, угадывая в событиях современности отдалённые, порой роковые его черты. Поэт понимает будущее как преодоление настоящего («Грешить бесстыдно, непробудно»).

Характер чувства к России, её восприятие менялись, но любовь к ней Блок пронёс через всю жизнь. Она спасала его в страшные («глухие») годы, спасала от внутреннего мрака и отчаяния, была «путеводительным маяком», освещая дорогу и побуждая выполнять долг поэта. Поэтому в стихотворении «Последнее напутствие» (1914), одном из самых трагических у Блока, - стихотворении о смерти и безысходности существования - поэт говорит о том единственном, что выводит из «постылого» «круга бытия», проливает в душу мир и покой. Это «единственное» - Россия.

К концу второго этапа творчества Блока тема родины со временем всё теснее смыкается с темой революции. На протяжении всего десятилетия - с 1907 по 1917 год - Блока не покидало предчувствие «неслыханных перемен, невиданных мятежей».

ГЛАВА 3. Образ новой России в послереволюционном творчестве А. Блока.

«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России»,- слышу я вокруг себя,- писал Блок. - Но передо мной Россия: та, которую видели в устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский; та Россия, которую Гоголь назвал несущейся тройкой.

Завершающим и итоговым идейно-художественным комплексом в творчестве Блока стали «Двенадцать» и «Скифы»

Стихотворение «Скифы» имеет ярко выраженный публицистический характер, весь строй стихотворения выдержан в стиле высокой ораторской речи, звучащей гневно и величественно. Ведь поэт обращался к Европе, к «старому миру» от лица «скифов», от лица революционной России:

Миллионы - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,

С раскосыми и жадными очами!

Два мира здесь сошлись лицом к лицу: одряхлевший, обречённый буржуазный Запад («смерть») и молодая Россия («жизнь»).

Р. В. Иванов - Разумник, откликнувшись на стихотворение Блока статьёй «Испытание в грозе и буре», сопоставлял творение Блока со стихотворением А. С. Пушкина «Клеветникам России», стихотворением Ф. И. Тютчева «На взятие Варшавы» и статьёй Тютчева «Россия и революция», стихами В. Соловьёва «Панмонголизм», «Дракон» и другими, подчёркивая: « Пушкин, Тютчев, Соловьёв, Блок - вот характернейший путь русского поэтического сознания за последние сто лет в вечном вопросе о России и Европе, или - ещё шире - о Востоке и Западе Вопрос остался в прежней силе, но при глубочайшем внутреннем своём изменении. Оформить это новое сознание в поэтическом творчестве выпало на долю Александра Блока».

В конце ХХ века А. П. Казаркин отметил другой важный содержательный аспект «Скифов»: «Символизм питался предчувствием гармонии, которая придёт после великих кризисов. Блок и завершил своё творчество мотивом гармонии - гармонии с природой, Скифы - антагонисты больших городов - не несли урона природе, и потому символисты немало стихотворений посвятили воспеванию кочевников. По Блоку, хаос разрушения и дикая воля перейдут в свою противоположность - в волевую культуру, согласную с природой, а потому и долговечную»

Подводя итоги разговору о развитии образа России в творчестве Блока, надо отметить следующее: путь Блока - это отражение духовного пути России: «раздвоение её лица, разгул, завершающийся самоказнью, крушение и, наконец, Великий Отказ - в пользу земли, природы», - очень точно замечает А. П. Казаркин. Образ России у Блока проходит ту же эволюцию, что и образ женщины-возлюбленной: от мистической Прекрасной Дамы к цыганке с её визгливой пляской и, наконец,- к татарке, обитательнице кочевых шатров. Если поэма «Двенадцать» заканчивает тему «страшного мира», то «Скифы» открывают конфликты третьего тысячелетия.

Заключение

Из проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. При анализе литературоведческой и методической литературы было установлено, что тема России является «сквозной», одной из самых актуальных и древних тем русской литературы, она активно развивается и сегодня.

2. Россия Блока - совершенно уникальное явление, не только тема, но образ, неповторимый мир, наделённый устойчивыми конкретными и символическими чертами. Исследованию этого образа уделено большое место во всех литературоведческих работах по творчеству Блока. Произведения поэта, воплотившие образ России, прочно вошли в школьные программы, есть достаточно большой опыт изучения их в школе.

3. В ходе исследования цель, поставленная во введении, в общем, достигнута: подробно изучена динамика развития образа России от раннего этапа творчества до послереволюционного, выявлены традиции, лежащие в основе блоковского образа России, выявлены основные доминанты развития этого образа у Блока:

• Тема России не была статичной у Блока, а развивалась, меняя своё образное воплощение.

• Центральный образ блоковской России - «О, Русь моя! Жена моя!». «Страна-жена» - это не просто рифма, это мироощущение поэта. Такого восприятия России не знала лирика 19 века. У Блока отношение к России и чувство Родины, присущее всем русским поэтам, становится чувством к России. Чувство к России Блока можно определить как любовь-служение, любовь-ненависть, и одновременно как любовь-надежду, любовь-веру.

• Россия Блока многолика.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)