Отдых  ->  Каникулы  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Узники концлагерей во время Великой Отечественной Войны

Концентрационный лагерь Бухенвальд - один из первых лагерей смерти, построенных в Германии. Вначале, в 1937-м, он планировался как лагерь для особо опасных преступников, но, начиная с 1938-го лагерь уже полностью функционировал, как место для политзаключённых, евреев, "асоциальных элементов", цыган и гомосексуалистов. Позднее, Бухенвальд позиционировал как переходная станция между крупными лагерями, расположенными на востоке Европы. Через этот пункт прошло более двухсот тысяч человек, четверть из них нашли свою смерть прямо тут. "Каждому своё" - эту фразу видели все, кто, когда - либо прибывал сюда.

Способы, применяемые для истребления людей в концентрационных лагерях, были : жестокое обращение, псевдонаучные опыты ( Стерилизация женщин в Освенциме, и Равенсбруке, искусственное заражение раком в Освенциме, тифом в Бухенвальде, анатомическое <<исследование>> в Нацвейлере, инъекция в области сердца в Бухенвальде, пересадка костей и вырезывание мышц в Равенсбруке и т. Д. ), газовые камеры, <<душегубки>> и печи для кремации

22761 насильно угнанных умерли от истощения в Бухенвальде в период между 1 января 1943 г. И 15 апреля 1945 г.

Условия перевозки были таковы, что многие из угнанных умерли в пути. Например, в одном из вагонов поезда, который следовал из Комьпьена в Бухенвальд, 17 сентября 1943 г. Умерли 80 человек из 130; 4 июня 1944 г. Из поезда в Саарбурге были извлечены 484 трупа; в поезде; который отбыл 2 июля 1944 г. из Компьена в Дахау, были найдены по прибытии поезда 600 мертвых, что составляет одну треть общего числа лиц, находившихся в поезде.

<< Шесть лет назад, здесь, на горе Эттерсберг, по приказу Гиммлера началось строительство лагеря для противников фашистского режима.

Сюда, на это гору были доставлены первые партии заключенных из лагерей Саксенбург и Лихтенбург. Это были коммунисты и антифашисты, немецкие рабочие, ученые, врачи, журналисты, цвет и гордость Германии>>. ( Из книги Иван Ивановича Смирнова << Бухенвальдский набат>>)

Концентрационный лагерь Бухенвальд - один из первых лагерей смерти, построенных в Германии. Вначале, в 1937-м, он планировался как лагерь для особо опасных преступников, но, начиная с 1938-го лагерь уже полностью функционировал, как место для политзаключённых, евреев, "асоциальных элементов", цыган и гомосексуалистов. Позднее, Бухенвальд позиционировал как переходная станция между крупными лагерями, расположенными на востоке Европы. Через этот пункт прошло более двухсот тысяч человек, четверть из них нашли свою смерть прямо тут.

"Каждому своё" - эту фразу видели все, кто когда либо прибывал сюда.

Бухенвальд был мужским лагерем. Заключённые работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Сразу за воротами располагался так, называемый "Appelplatz", где выводили для построения заключенных. Сам "Appelplatz" и дороги между бараками представляли собой пыльную, выложенную щебёнкой землю. "Appelplatz" был рассчитан на 20000 человек. Справа от ворот находился карцер, где надзиратели лагеря устраивали допросы. В противоположенную же сторону от ворот, находилось самое главное здание - канцелярия.

Здесь находились помещения дежурного офицера и лагерфюрера. Этим людям подчинялись все находившиеся на территории лагеря. Так же здесь находились офицеры, наблюдающие за распределением и назначением в рабочие команды. В помещении лагерфюрера располагалась центральная лагерная радиотрансляционная установка. Ниже "Appelplatz" находились бараки или блоки, в которых жили узники. Каждый из бараков имел свой порядковый номер, всего - 52. Из них - 43 жилых, а остальные - мастерские.

Крематорий - был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие.

В 1943 году около лагеря был построен железнодорожный вокзал. До этого все пленные попадали в Бухенвальд через Веймарский вокзал (удивительным образом Веймар и тогда, и сейчас живет своей независимой жизнью, мало интересуясь тем, что происходит всего в нескольких минутах езды от него).

Экспериментировали с отравляющими веществами. И, наконец, пересаживали узникам половые органы, якобы для борьбы с гомосексуализмом. Руководили этими опытами штурмбанфюрер СС Шульце и оберфюрер СС Попендик. Нацисты пытались "научно" решить проблему гомосексуализма и операционным путем вернуть гомосексуалистам "необходимую мужественность". Так, весной 1944 года штурмбанфюрер СС доктор Вернет, прибыл в Бухенвальд с подписанным Гиммлером разрешением на проведение серии экспериментов с целью "искоренения гомосексуализма" путем имплантации синтетических гормонов. Из пятнадцати человек, подвергнутых операции, двое были кастрированы, двое погибли в ходе операции, остальные умерли вследствие общей слабости организма.

Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Иерархия в лагере была следующей: комендант и его адъютанты. Обычно на пост коменданта назначался штурмбанфюрер СС или оберштурмбанфюрер СС. Комендатуре подчинялся начальник по хозяйственной части, имевший в своем распоряжении множество шарфюреров. Существовали так называемые рапортфюреры - промежуточная инстанция между заключенными и администрацией. В подчинении рапортфюреров были блокфюреры в ранге до обершарфюреров. Они жили за пределами лагеря, но практически всегда находились в лагере. Также были командофюреры: эсэсовцы, отвечавшие за "рабочие команды". Кроме того, в лагерях были особые "политические отделы" - в них сидели представители гестапо, совершенно независимые от прочего лагерного начальства. Число собственно охранников достигало 6000 человек, двух штандартов. Рядовые охранники жили в казармах. В лагерях существовала и официальная организация заключенных. Как правило, она состояла из уголовников, проштрафившихся штурмовиков и эсэсовцев. Самыми важными персонами из среды заключенных были лагерные старосты. Также были писари и статистики. На низшей ступени лагерной иерархии стояли капо - заключенные, следившие за порядком в бараке, а также за порядком во время работы лагерных команд. Старосты лагерей, старосты блоков, капо и прочие заключенные, занятые в лагерных организациях, носили на левом рукаве черную повязку с белой надписью. Несколько сотен польских заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил.

Существовал еще так называемый "малый лагерь", иначе говоря, карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были - даже в сравнении с основным лагерем настолько бесчеловечны, что это едва ли поддается разумному постижению. В августе 1944 года в "малый лагерь" поместили 13 тысяч заключенных (38% общего числа), из них свыше 6 тысяч вынуждены были жить в палатках. По мере отступления немецких войск с оккупированных территорий гестапо перевозило в Бухенвальд заключенных из Освенцима: поляков и граждан Советского Союза, чехов и голландцев, а также заключенных из лагеря Компьень, располагавшегося во Франции, и из Бельгии. С мая 1944 года из Освенцима в Бухенвальд перевозились венгерские евреи. С января 1945 года в "малый лагерь" ежедневно привозили до 4 тысяч человек. Между тем, в "малом лагере" насчитывалось только 12 бараков без окон - бывшие конюшни, размером 40 на 50 метров. В каждом таком бараке обитало 750 человек. 50-100 из них ежедневно умирало. Их тела продолжали выносить на перекличку, чтобы живым достались предназначенные для них порции. Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству "малого лагеря", хотя порция для содержавшихся на карантине, как "для неработающих", сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в "малом лагере" были намного жестче и враждебнее, чем в основном. Были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола.

После подъема в четыре утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец (впрочем, мыло можно было купить в лагерном ларьке - на те деньги, которые присылали родственники и которые лагерная канцелярия таким образом пыталась выманить у заключенных; пользоваться ларьком могли не все, а, согласно системе поощрений, только те, кто хорошо работал). Практически все заключенные страдали диареей и зачастую испражнялись прямо в бараках. "Улицы" лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в деревянные башмаки, получали травмы.

Одной из улиц "малого лагеря" французы присвоили имя "Бульвар инвалидов", поскольку ее восточный конец упирался в инвалидный блок.

Так же существовало немыслимое количество рабочих команд, обеспечивающих лагерь всем необходимым. Они обслуживали прачечные, баню, оружейный и овощной склад, мастерские, огород и свинарник. Самой желанной и выгодной работой считалась работа, так называемых командированных, они работали при комендатуре СС. Труд в концлагере можно охарактеризовать, как средство физического уничтожения заключённых и, труд, как средство экономической эксплуатации. Все немецкие концлагеря обогащались за счёт принудительного труда заключённых, поэтому именно они несут ответственность за гибель сотен тысяч узников фашизма.

Из письма Заукеля Розенбергу от 20 апреля 1942г. О программе использования рабочей силы :

<<. Все сырьевые материалы, плодородие оккупированных территорий, а также их рабочая сила должны быть полностью использованы в интересах германии и ее союзников.>> Из записи выступления Эриха Коха, рейхскомиссара Украины на совещании национал-социалистской партии в Киеве от 5 марта 1943г.:

<<. Мы являемся расой господ и мы должны управлять жестоко, но справедливо. Я извлеку все возможное из этой страны. Я не пришел сюда. Чтобы заниматься болтовней. Я пришел сюда, чтобы помочь фюреру, и население должно работать, работать и еще раз работать.>> Из инструкции коменданта концентрационных лагерей

<<. 4. Комендант лагеря несет всю ответственность за использование лиц, пригодных для работы. Это использование должно быть в полном смысле этого слова выматывающим с целью добиться наибольшей производительности труда.

5. Рабочий день не ограничен. Продолжительность рабочего дня определяется видом предприятия и характером работы. Продолжительность рабочего дня устанавливается только лишь комендантами лагерей.>> В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные "медицинские опыты". Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.

Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекции фенола в сердце. В лагерях и концлагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключённых "медицинские опыты". В Бухенвальде в основном занимались разработкой противотифозной вакцины. Ответственным за данные опыты был институт гигиены войск СС. Непосредственно участвовали штандартенфюрер СС доцент Марговски, имперский фюрер здравоохранения, статс-секретарь группенфюрер СС Конти. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. <<Способы, применяемые для истребления людей в концентрационных лагерях, были : жестокое обращение, псевдонаучные опыты ( Стерилизация женщин в Освенциме, и Равенсбруке, искусственное заражение раком в Освенциме, тифом в Бухенвальде, анатомическое <<исследование>> в Нацвейлере, инъекция в области сердца в Бухенвальде, пересадка костей и вырезывание мышц в Равенсбруке и т. Д. ), газовые камеры, <<душегубки>> и печи для кремации.>>

Карл и Ильза Кох заправляли конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд, перемоловшем десятки тысяч жизней. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда в 1939 году. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Садистка обычно прохаживалась по лагерю, раздавая удары плетью любому встречному в полосатой одежде. Иногда брала с собой свирепую овчарку и приходила в восторг, натравливая собаку на узников с тяжелой ношей. Неудивительно, что заключенные прозвали Ильзу "бухенвальдской ведьмой". Когда измученным вконец узникам казалось, что уже не существует более страшных истязаний, садистка изобретала новые зверства. Она приказывала заключенным мужчинам раздеться. Те, у кого не было татуировки на коже, Ильзу Кох мало интересовали. Но когда она видела на чьем-то теле экзотический узор, в глазах садистки вспыхивала плотоядная усмешка.

А это означало, что перед ней - очередная жертва. Позже Ильзу Кох прозвали "фрау Абажур". Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи весьма декоративными. Был только один надежный способ не попасть "ведьме" на абажур - изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере. Для нее было удовольствием переписываться с женами комендантов других лагерей и давать им подробные инструкции, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола. Существует много мнений по поводу освобождения Бухенвальда, некоторые считают, что в лагере не было восстания, а другие наоборот.

Многострадальный Бухенвальд больше всего надеялся на американцев, так как они были рядом: узники уже три дня слышали канонаду, а из передач по радио знали, что 3-я американская танковая армия генерала Паттона и входящая в нее 4-я бронетанковая дивизия генерал-майора Уильяма Хоуга наступали в направлении Бухенвальда. Советские войска были далеко, и радиограмма до них не долетела. Штаб генерала Паттона сигнал бедствия узников принял, но ничего не сделал для освобождения Бухенвальда. Помощь так и не пришла, хотя два американских самолета вскоре после сигнала бедствия несколько раз низко пролетели над лагерем - пролетели, слегка покачивая крыльями. Радость освобождения узников Бухенвальда была омрачена американцами, своим первым приказом они потребовали сдать находившееся в руках заключенных оружие, а также попытались восстановить разрушенный во время восстания забор из колючей проволоки вокруг лагеря и поставить своих часовых. Это вызвало глубокое возмущение бывших узников Бухенвальда, а батальон из советских военнопленных вообще не выполнил требование о сдаче оружия и продолжал существовать как боевое подразделение. Оружие в руках заключенных было самым явным доказательством их непосредственного участия в восстании и захвате фашистской охраны лагеря. Победное шествие Советской Армии позволило западным союзникам быстро продвинуться в Тюрингию, где находился конц-лагерь Бухенвальд. Подпольный Интернациональный комитет в Бухенвальде дал приказ начать вооруженное восстание. Узники перебили охрану, некоторых взяли в плен, захватили оружие, пулеметы, гранаты. Над лагерем подняли флаг освобождения. Три дня восставшие удерживали лагерь в своих руках, пока не подошли американские войска. Было освобождено более 20 тысяч человек, в том числе и детей.

Так день восстания в Бухенвальде - 11 апреля 1945 года - стал Международным днем освобождения узников фашистских концлагерей. Бывшие дети-узники сейчас уже старики. Некоторые пишут воспоминания о своем украденном детстве.

Вторая глава

Жизнь Ивана Ивановича Смирнова подполковника советской армии

После посещения краеведческого музея я узнал, что и в г. Семенове жили бывшие узники концлагерей. Об одном из них я захотел узнать подробней. Это Иван Иванович Смирнов.

Для этого я нашёл и связался с родственниками Иван Ивановича, которые проживают в г. Нижний Новгород. Я написал им письмо, в котором попросил рассказать о жизни Ивана Ивановича Смирнова. Ответила мне Антонина Васильевна Смирнова, жена младшего сына И. И. Смирнова. Она рассказала о жизни своей семьи, о жизни Иван Ивановича в послевоенное время.

В 1924 г. р. и Владимир с 1932 г. р. ) была в начале ВОВ эвакуирована из города Пушкина Ленинградской области в г. Семенов. И. И. Смирнов перед войной работал преподавателем Высшего командного артиллерийского училища и в первые дни войны ушел на фронт. Как рассказала Антонина Васильевна в письме, на фронте и в предвоенное время Иван Иванович Смирнов занимал <<генеральские>> должности. Но за то, что мал Семья Ивана Ивановича (жена Вера Прокопьевна и два сына Николай с о упоминал на учениях, в выступлениях имя великого кормчего и вождя - И. В. Сталина, был понижен на два ранга - стал подполковником. <<Об этом он сам рассказывал)

Из рассказа И. И. о себе:

<<25 августа 1941 г. Где-то между Невелем и Великими Луками мы должны были прорваться. Я бежал с винтовкой, наперевес вместе с группой бойцов. Кругом треск ружейной и пулеметной стрельбы.

Вдруг перед глазами закружился светящийся шарик. Пламя, грохот.

Удар. Это осколок гранаты впивается мне в живот. Но, я еще бегу. Второй удар по левой ноге, повыше колена. Как будто ушиб камнем. Но я успеваю подумать: << Это пуля. Нога тяжелеет, подшибается, в ней огненная боль, но все-таки бегу, в кого-то стреляю. И вот тогда сильнейший удар где-то повыше лопатки. И я падаю.>> И вокруг становится тихо-тихо.

Так подполковник Смирнов попал в плен к фашистам.

Из книги Ивана Ивановича я узнал насколько тяжело, невыносимо тяжело находиться в плену.

В плен попадали разные люди, и девушки - санитарки тоже. Об одной такой рассказал И. И. Смирнов. Они как могли помогали раненым. Не имея ни бинтов, ни дезинфицирующих средств, старались облегчить боли.

<< Всякими инструментами>> - булавками, иголками, ножницами, напильниками-доставали торчащие осколки.

Война, а тем более плен показывали истинную сущность человека. И ко времени, когда Смирнов оказался в лагере Бухенвальде он понял одно: необходимо поддерживать в себе дух сопротивления; это единственное что позволяет человеку остаться человеком. Самому Ивану Ивановичу ни раз предлагали перейти на их сторону, т. е. стать изменником Родины. А такие примеры были.

Генерал советской армии Власов.

Иногда чувство голода могло довести человека до состояния животного. Иногда пайки хлеба не хватало на всех.

<<Кормили всех одинаково плохо. Но особенное отношение в лагере было к евреям.

И. И. Смирнов благодаря немецким антифашистам доставлял евреям пищу. Даже после войны, когда он вспоминал эту картину, ему делалось не хорошо.

Представьте себе длинный узкий проход и по обе стороны четырехъярусные клетки. А в них только лихорадочные черные глаза на выбритых до синевы головах. Глаза жадно уставились на баки с пищей, другие с любопытством рассматривали нас, в третьих уже нет ни жадности, ни холоднокровия, ни любопытства. Эти глаза умирают.>> Живя в таких условиях, люди еще и сопротивлялись, находили в себе силы бороться против эсесовцев. Иван Иванович Смирнов был одним из тех, кто руководил такой тайной организацией в лагере. И в своей книге он рассказывает о том, как в любой удобный момент старались вредить. В Бухенвальде было налажено производство техники, это был рабочий лагерь. Мастерские находились прямо на территории лагеря, в мастерских изготавливалось оружие. И вот узники, входящие в подпольную организацию, во-первых, сами себе добывали оружие, а во-вторых, всячески пытались вредить. Портили детали, искривляли незаметно стволы винтовок, выводили из строя ценное оборудование, приборы, станки. Приходилось пускать в ход не только свои знания, но и хитрость, ловкость, смелость. Например, наши заключенные додумались, что медицинские шприцы могут пропускать серную кислоту внутрь чувствительных приборов и механизмов. Снаружи все выглядело исправным, а через некоторое время приходило в полную негодность.

И все-таки время неумолимо шло к освобождению. В Бухенвальде произошло восстание.

После возвращения из плена Иван Иванович Смирнов поселился в городе Семенове и стал жить со своей семьей в здании бывшей тюрьмы на улице Урицкого. Иван Иванович Смирнов, как и все вернувшиеся из плена, подвергся тщательной проверке со стороны властей. Многих сажали уже в советские тюрьмы. Героическое поведение Ивана Ивановича в Бухенвальде стало известно, и он был оправдан (хотя непонятно в чем его могли обвинить). Ведь он фактически руководил организацией восстания в Бухенвальде, и именно он разработал план этого мероприятия. Он руководил группой славянских военнопленных.

После прохождения проверок он становится председателем совета ветеранов при военкомате г. Семенова на общественных началах.

Когда при сборе материала я посетил военкомат, оказалось, что нынешние работники и не знают этого имени, и разумеется не смогли нам помочь в поисках.

Я встретился с известным в нашем городе краеведом Ефимовым Карпом Васильевичем. Карп Васильевич лично знал Ивана Ивановича, учился в одной школе со старшим сыном Ивана Ивановича Николаем. Карп Васильевич рассказал о том, как сложилась жизнь Ивана Ивановича в мирное время. Какой был человек Иван Иванович Смирнов. Никогда не отказывался от встреч с детьми, а Карп Васильевич работал в то время учителем. И однажды во время одной из таких встреч, услышав стихотворение о Бухенвальде в исполнении ученика, Иван Иванович не смог сдержать слез. Очень тяжело было возвращаться воспоминаниями к своему тяжелому пребыванию в лагере. Карп Васильевич рассказал о том, что это был честный, добрый человек.

Из письма сына Ивана Ивановича я узнал, что военкомат выделил Ивану Ивановичу землю в размере полгектара для строительства дома. Дом был куплен в д. Полом и перевезен в г. Семенов. Часть земли своей Иван Иванович раздарил соседям.

В 60 года прошлого века много писали о герое Бухенвальда, Смирнове Иване Ивановиче. В 1966 году он пишет книгу <<Бухенвальдский набат>>, можно сказать, что книга написана <<кровью сердца>>. <<Отец плакал, когда писал, когда читал книгу>> (из письма родственников).

В 1969г. умер Иван Иванович Смирнов. <<Надо было видеть сколько ребятишек с улицы Крестьянской (теперь улица Б. Корнилова) пришли в столовую, где устраивался поминальный обед. Так любили дети добрейшего нашего отца>> ( из письма А. В. )

Очень жалеют дети Ивана Ивановича сейчас о том, что в домике Смирнова не был открыт музей. Дом Иван Иванович завещал государству.

Глава 3.

Неофашизм в сегодняшней России

В 1990-х - 2000х годах в связи с ухудшением экономической ситуации в России, неконтролируемым миграционным процессам в границах бывшего СССР и неспособностью руководства страны противостоять идеологии и практике неофашизма и бытового национализма, получили распространение множество фашистских и полуфашистских организаций, как официально зарегистрированных так и нелегальных.

К неофашистским в России часто относят такие организации, как Народная национальная партия, Русское национальное единство, Славянский Союз, Международное евразийское движение А. Дугина, Движение против нелегальной иммиграции и др.

События сегодняшних дней говорят о том, что неофашизм опять поднимает голову. Неужели может повториться то, о чем так ярко рассказал И. И. Смирнов в своей книге? Я попытался разобраться в данной ситуации. Неонацизм, движение скинхедов сейчас широко распространилось в нашей стране. Вот некоторые факты. Сила, насилие- вот главное для таких людей. Сильное воздействие на рост численности скинов оказала Чеченская война. Конечно, на расцвет скинхедского движения повлияли не только политические события. Два фактора создали базу для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде в России: экономический кризис и развал системы образования.

Катастрофический экономический спад, начиная с 1991 г. , превратил миллионы людей в России в безработных. Еще большее число людей формально не считалось безработными, но было ими фактически: предприятия либо простаивали, работая 1 - 2 дня в неделю или 2 - 3 месяца в год, либо наемные работники по полгода и по году не могли получить зарплату. Подавляющее большинство населения, привыкшее жить не богато, но вполне удовлетворительно, вдруг стало нищим.

Все это вызвало даже не имущественную, а психологическую катастрофу: за долгие десятилетия советского опыта население привыкло к гарантированной полной занятости, государственному патернализму в области образования и здравоохранения, а также и в области других социальных программ (например, к субсидированным (часто символическим) ценам на основные продукты питания, детские товары, жилье, коммунальные услуги, общественный транспорт и т. п. ). Лишившись привычного образа жизни, население России стало быстро дичать: преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Родителям, занятым одной мыслью - как выжить, стало не до воспитания детей. Семейные скандалы и насилие в семье превратились в норму. Побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования стали массовым явлением: сегодня в России самое меньшее - 4 миллиона беспризорных детей. Это безумно много, если вспомнить, что после Гражданской войны 1918 - 1921 гг. во всем Советском Союзе было 6 миллионов беспризорников.

Параллельно с развалом экономики шел процесс развала системы образования и воспитания. Отчасти это было следствием экономического краха: в СССР вся школьная система была государственной, и если доходы государства в последние 10 лет снизились в 8 - 10 раз, это не могло не сказаться на финансировании школы. В результате в последние годы по финансовым причинам в стране ежегодно закрывалось по 400 - 450 школ и, соответственно, бóльшая часть учеников из этих школ оказывалась лишена возможности продолжать образование. Уже в 1997 г. в Сибири, например, по официальным данным военкоматов, от 7 до 11% призывников были неграмотными, весной 1999 г. каждый третий правонарушитель школьного возраста не имел даже начального образования!

Естественно, это сопровождалось катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.

Новое поколение оказалось идеальным объектом для восприятия любых примитивных идеологом, основанных на насилии и индивидуализме - как просто уголовных, так и политически уголовных (ксенофобских, расистских, антисемитских).

Здания <<домов культуры>> и т. п. были скуплены <<новыми русскими>> и переоборудованы в ночные клубы, казино, рестораны. Детские кружки были выброшены на улицу и погибли. Школьники вне школы оказались предоставлены сами себе - и в массе своей стали добычей уголовного мира и наркомафии. В огромном количестве возникли микроскопические молодежные банды, которые и превращались часто в банды скинхедов - поскольку каждая такая банда была нацелена против <<чужих>> (пусть даже из соседнего двора), а уж всякий чернокожий был <<чужим>> заведомо.

В те же последние 10 лет в России наблюдался процесс, который нельзя назвать иначе, как реабилитация фашизма.

В 90-е гг. в либеральной прессе велась кампания по реабилитации генерала Власова. Одно время Власова даже пытались сделать <<главным героем>> этой войны (как <<борца с тоталитаризмом>>) - по образцу Западной Украины, Эстонии, Латвии и Литвы, где национальными героями были провозглашены местные националисты, сражавшиеся в составе войск СС против Советской Армии.

На этой волне катастрофические изменения претерпели школьные учебники. Темы борьбы с фашизмом, опасности фашистской идеологии из большинства учебников исчезли, история II Мировой войны была сведена к минимуму, в ряде учебников - вслед за Резуном (Суворовым) - Гитлер выводился как <<несчастная жертва агрессии Сталина>>. В некоторых наиболее распространенных учебниках (например, в учебниках А. Кредера) разгром фашизма Советской Армией подавался как явление вредное, поскольку это повлекло за собой <<утверждение коммунистического тоталитаризма в странах Восточной Европы>>. Поскольку учебники являются одним из основных источников информации у школьников, а мышление подростков - <<черно-белое>>, без нюансов, часть подростков пришла к выводу, что <<Гитлер лучше Сталина>> и что <<Гитлер был прав>>.

В 90-е гг. в России была свернута антифашистская пропаганда. Мемуары фашистских лидеров и их биографии издавались массовыми тиражами, даже на уличных лотках продавались <<Майн кампф>> Гитлера, <<Миф XX века>> Розенберга и <<Доктрина фашизма>> Муссолини, но в то же время не издавалась и не переиздавалась антифашистская литература - в частности потому, что авторы-антифашисты были левыми, а левые идеи были преданы анафеме.

Со скинами никто не боролся. Пока ОМОН <<разбирался>> с кавказцами, скины, как более слабые и трусливые, облюбовали себе в качестве жертв выходцев из Средней Азии или из стран <<третьего мира>> - в первую очередь, <<черных>> и <<узкоглазых>>. Наблюдалось некоторое разнообразие по городам. Исторически центрами движения скинов в России были Москва, Петербург и Нижний Новгород. В Москве скины нападали в основном на африканцев и индийцев, в Петербурге - на африканцев, непальцев, китайцев, в Нижнем - на жителей Средней Азии (преимущественно беженцев из Таджикистана). Везде (особенно в Нижнем) милиция относилась к скинам снисходительно, обычно отказываясь возбуждать уголовные дела (в Нижнем таджики вообще боялись обращаться в милицию - это кончалось арестом за <<незаконное пребывание>> с последующим вымогательством взятки, а если взять было нечего - избиением и депортацией).

Число скинхедов к настоящему моменту достигает в России 50 тыс. человек. В Москве и ближнем Подмосковье сейчас, по разным подсчетам, от 5 до 5,5 тыс. скинхедов, в Петербурге и ближайших окрестностях - до 3 тыс. , в Нижнем Новгороде - свыше 2,5 тыс. скинов, в Ростове-на-Дону - свыше 1,5 тыс. , в Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре - свыше 1000, в Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Петрозаводске - несколько сотен. Напомню, в 1992 г. в Москве было с десяток скинов, да в Петербурге - человек пять. Суммарно к настоящему времени скин-сообщества существуют приблизительно в 85 городах.

Важным этапом в истории наших скинов стал апрель 1998-го. Тогда скины разослали в редакции московских газет факсы с обещанием по случаю очередной годовщины дня рождения Гитлера <<убивать каждый день по негру>>. И напрасно. В апреле-мае 1998 г. впервые московские скины смогли провести скоординированную кампанию единых действий. В течение месяца после 20 апреля, по данным Ассоциации иностранных студентов, происходило в среднем 4 нападения в день только на темнокожих студентов. Один негр был убит, и труп его был сброшен в люк в районе Даниловского рынка (милиция, разумеется, отказалась признать это убийством на расовой почве). На Арбате жестокому избиению подверглись две женщины из семей пакистанских дипломатов. В том же районе скинами была зверски избита беременная гражданка Индии, у которой в результате побоев случился выкидыш. Посольства ЮАР, Бенина, Судана, Индии и Нигерии направили в МИД России официальные ноты протеста в связи со скинхедским террором.

И еще один момент: на территории Москвы есть Всехсвятская церковь у м. Сокол. На территории данной церки не так давно обнаружили памятник с весьма странными фамилиями, знакомыми по учебникам истории Отечественной войны: Краснов, Шкуро, Доманов, Султан-Гирей Клыч, Павлов, фон Паннвич, Кононов, Зборовский. А также Кутепов, Миллер, Михайлов, Каульбарс, Туркул, Хольмстов-Смысловский, Скородумов, Штейфон. Помянуты и части, в которых воевали покойные - Ресский корпус, 15-я казачья кавалерийская дивизия. Имена казачьих генералов-эмигрантов Краснова и Шкуро известны многим. Известно, что после окончания войны они были расстреляны за аактивное сотрудничество с нацистами. Однако Фон Панвиц русским никогда не был. Он уроженец Тюрингии, в ходе получения военного образования в 20-30-е годы выучил русския язык. На момент начала Второй мировой войны - заместитель командира, затем командир разведбата, кадровый офицер вермахта, затем перешедший в СС, которому было поручено командовать "восточными частями". И уж точно эсэсовец фон Паннвиц, прославившийся карательными операциями против сербов, не был православным. Упомянутый на доске Кононов был советским майором, заместителем командира полка. Перешел на сторону немцев.

Очень странно, почему такие памятники расположены даже в самой Москве!!!!

Заключение

Своей работой я прежде всего хочу сказать: НЕТ неофашизму, нацизму, расизму, войне!

До начала работы я плохо представлял себе, что такое концлагерь. Сейчас я много знаю о Бухенвальде. В процессе работы я познакомился с документами Нюрнбергского процесса. Встречался с интересными людьми.

Подготовил материал в школьный краеведческий музей.

Уже несколько лет мемориальный комплекс <<Бухенвальд>> сотрудничает с добровольцами, молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет, которые приезжают со всей Европы на несколько месяцев и помогают сотрудникам библиотеки, архива и музея, ведут экскурсии на своих родных языках. Например, русский язык необходим в работе с архивом, так как поступает много писем из России, Украины и Белоруссии с просьбой выслать документы, подтверждающие пребывание адресанта в Бухенвальде. В самом архиве нет, к сожалению, людей, владеющих русским языком. Я хочу написать туда и помочь по возможности в их нелёгком труде.

В мемориальном комплексе проводится большая педагогическая работа, постоянно устраиваются семинары не только и даже не столько на исторические темы, связанные с этим местом (история там сама кричит во все горло, ее нельзя просто проигнорировать), сколько на темы, касающиеся отношений между людьми, человеческой подлости и человеческого достоинства, прав человека, уважения прав меньшинств, неприемлемости расизма и антисемитизма.

Даже люди, которые специально не занимаются историей нацистской Германии, имеют представление о том, что концлагерь - это мучительная смерть миллионов людей. Бухенвальд прославился своими ужасами, хотя и не был лагерем уничтожения, как, например, Освенцим. Бухенвальд убивал голодом и холодом, недаром в наши дни об очень худом человеке говорят: <<как узник Бухенвальда>>. Это известно всем. Однако посещение мемориального комплекса <<Бухенвальд>>, оживляя образы прошлого, позволяет ощутить дух истории.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)