Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Великие цивилизации Востока

“Великие цивилизации Востока”краткий рассказ , посвященный культуре Древнего Востока. Особое внимание в нем обращается на цивилизации, оставившие наиболее яркий  след в истории мировой культуры, оказавшие огромное влияние на культуру последующих эпох и ставшие тем фундаментом, на котором выросла современная цивилизация. Эта древняя культура продолжает жить в веках, вызывая восхищение творческим гением создавших их народов. Эта древняя культура продолжает жить в веках, вызывая восхищение творческим гением создавших их народов.

 КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ШУМЕР

Происхождение название страны Шумер. Шумеры - народ, поселившийся около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалеку от впадения её в Персидский залив. Природные условия. Позитив и негатив. Шумеры - новые, энергичные хозяева, имеющие большой опыт сельскохозяйственных работ. Неизвестность происхождения шумер. Шумерская цивилизация как возникшая в сформированном, развитом виде.

Отличие шумер от окружающих народов Язык шумер, ясный четкий, выразительный, сформированный. Словари шумерского языка. Обилие глины и создание первой в мире письменности - клинописи. Древние записи на глиняных табличках и их принадлежность храмовым чиновникам, в основном экономического характера.

Основное местное сырье - тростник и глина. Строительство домов, городов, использование местных строительных материалов. /Ур, Библ, Лагаш, Эреду, Аккад и др. /

Применение ирригационных систем, четкой  системы учета. Создание шумерами “экономического чуда”.   Религия шумер. Судостроение, рыболовство. Обучение, школы. Литература - эпос, мифы /Сказание о Гильгамеше, Энмеркаре и др. /. Научные знания: астрономия, медицина, юридические науки и др.   Армия шумер. Торговля - купечество.

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО  ЕГИПТА

Более 10 тысяч лет назад кочевые племена охотников под влиянием иссушения Сахары перешли к оседлому земледелию в долине Нила. Первоначально Египет состоял из отдельных областей – номов , постоянно враждовавших между собой. У каждого из номов был свой покровитель в виде крокодила, ибиса или змеи. После завоевания Севера Южным Египтом произошло объединение страны.  

Основные этапы истории культуры Древнего Египта. Влияние религиозно мифологических представлений и заупокойных культов на культуру древних египтян.

Культура Древнего Царства /3000-2400гг. до н. э. / Устойчивость древних культурных традиций. Особенность искусства Древнего Египта – выработка устойчивых формы архитектурных сооружений. Так происходило формирование канона заупокойного храма. Эволюция типов гробниц: Мастаба (современное название гробниц Древнего царства- наземное прямоугольное сооружение со слегка наклоненными к центру стенами), ступенчатые пирамиды, комплекс пирамид в Гизе, скальное зодчество.

Пирамиды фараона Джоссера в Саккаре, фараонов Хеопса, Хафрака и Менкаура, отнесенные к семи чудесам света, храм фараона Хефрена, гигантский сфинкс. Письменность Древнего царства. Большая значимость грамотности, много грамотных людей.

Храмы и святилища Амона-Ра в Карнаке и Луксоре в восточной части Фив. Скальные гробницы в Бени-Хасане, усыпальницы Ментухотепа, храм царицы Хатшепсут, единственной в истории Египта женщины- Фараона. Большой храм Рамзеса II. Архитектура городов, храмов. Скульптура. Изображение человека в скульптуре, рельефах, живописи. Статуи фараона Хефрена, парная скульптура Рахотепа и его жены Нофрет. Множество открытий в науки. Письменность. Литература. Мифология. Роль жрецов в развитии научной мысли. Математика. Лунный календарь - основа Юлианского календаря. Изучение астрономии.

Культура Нового царства, её отличительные особенности. Культура периода фараона Эхнатона и его преемников как времени наивысшего расцвета новых идеалов в литературе, искусстве, живописи. Скульптура Эхнатона, Нефертити. Сокровища гробницы фараона Тутанхамона. Расцвет художественно-прикладного искусства в Тель-эль-Амарнский период. Светский характер культуры конца XV-начала XIV вв. до н. э.

Культура  второй половины периода: наука / первые медицинские и математические папирусы/, иероглифическая письменность, распространение грамотности, каста писцов, литература, гимн в честь богов, поэзия “История Синухэта”, мифология, художественные традиции, библиотеки, архивы. Архитектура: колонный зал Карнакского храма. Скульптура претерпела ряд изменений: женские статуи стали более мягкими и пластичными, сидящие статуи фараона, каменные сфинксы и др.

Искусство позднего периода во всех отраслях культуры этого периода намечается поворот к древности. Статуи воспроизводят древние образы , но вместе с тем , отходят от канонов, мастера создают замечательные скульптурные портреты. Постройки позднего периода ориентируются на канон древности. Скульптура становиться условной.

Завоевание войсками Александра Македонского государства Египет в 332 г. до н. э положило начало эллинистическому периоду развития искусства, традиционную и культуру Египта. Построение г. Александрия. Александрийский мусейум - центр мировой культуры. Александрийский маяк - одно из 7 чудес света (о. Фарос)

Историческое значение культуры Дневного Египта, вклад в мировую культуру. Практические знания в области математики, астрономии, медицины и др.

ИСТОРИЯ  КУЛЬТУРЫ  ДРЕВНЕЙ  ИНДИИ

Культура Древней Индии /сер. IV тыс. до н. э. - VI в. н. э. /- одна из оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. Уровень развития производительных сил, использование металлических орудий труда, наличие развитого земледелия, скотоводства и ремесла, художественной и духовной культуры. Древняя Индия как эталонное классовое общество, существовавшее в долинах Нила, Тигра и Евфрата.

Место материальной и духовной культуры Древней Индиив  сокровищнице мировой цивилизации. Сохранившиеся памятники культуры как свидетельства  высокого уровня развития литературы и архитектуры, скульптуры и ремесла, градостроительства и др.

Почитание знаний, мировая известность исследований древнеиндийских астрономов и математиков, химиков, врачей и др.

Формулирование десятичной системы исчисления, создание общепринятой системы начертания чисел; основ тригонометрии и алгебры, астрономии, медицины.

Создание в Древней Индии выдающиеся литературные произведения - Веды, “Махабхарата” и “Рамаяна”, трактаты по различным отраслям знания.

Индия - страна  высокого художественного и архитектурного творчества, включающего совершенные по планировке и уровню цивилизованности древние городские  поселения, удивительные храмы, ступы, выдающиеся статуи и скульптурное памятники.

Рождение религиозных течений - брахмаизма, джайнизма, индуизма,  буддизма - самой ранней из трех мировых религий, у которой ныне 7000 млн. последователей.

 Своеобразие общественного строя Индии: социальная стратификация и формирование варн, профессиональное разделение и формирование  каст.

Индия как древнейший центр мировой культуры.

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

 Китай - самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае, ее  возникновение во 2 тыс. до н. э. Роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры мигрировавших в сторону Средней Азии во П тыс. до н. э. индоевропейских племен. Преобладающий расовый тип на древнекитайской  равнине монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете.

Государственный строй и его влияние на развитие культуры Древнего Китая.

Создание интересной и самобытной культуры, оказавшей влияние на культуру других народов Дальнего Востока - прежде всего корейцев и японцев. Орошаемое земледелие. Появление торгово-ремесленных городов  с полумиллионным населением.   Создание и распространение монетной формы денег.   Развитие ремесла. Рынок. Армия. Бронзовое оружие и его замена на железное.   Создание “академии” Цзися (у ворот Цзи). Китайская иероглифическая письменность возникла во П тыс. до н. э и сохраняется до сих пор, оставаясь единственной иероглифической письменностью мира. Развитие поэзии в литературе Китая. Древнейшие памятники : “Книга песен” и “ Книга перемен”. Развитие грамотности и формирование единого устного древнекитайского языка.

Основные  направления философской мысли Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Создание художественных произведений. Научный гений Китая: математика. Астрономия. Создание звездного календаря, звездного каталога, компаса. Успехи китайской медицины - применение для лечения наркотиков, иглоукалывание, прижигания, составление медицинских трактатов. Развитие исторической науки.

Градостроительство. Строительство зданий в два и три этажа с многоярусной крышей, сооружение деревянных, железных и кирпичных многоэтажных пагод, сохранившиеся до наших дней; храмовые ансамбли, императорские дворцы. Великая китайская стена. Великий шелковый путь. Изобретение шелка и  бумаги. Прикладное искусство.   Художественная культура (в Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемониалы), развитие театрального искусства, цирковых представлений, акробатики, выступлений мимов, театров кукол и теней.

Мифы - источник древнекитайской  словесности.

Вклад китайского народа в сокровищницу мировой культуры.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ  ФИНИКИИ

Страна Финикия. Расположение в северной части восточного побережья Средиземного моря, к югу от Малой Азии, протяженность страны занимала неширокую /от 8 до 10 миль/ полосу земли, расположенную между морем с Запада и Ливанскими горами с Востока. Природные условия - богатая растительность гор: кедровые леса, кипарисы, ели, пальмовые рощи как одна из статей экономики Финикии.

Земледелие. Выращивание пшеницы, ячменя. В лесах оливки, виноград, винные ягоды, гранаты. Развитие горного дела.

Зависимость Финикии. Тесные связи с Египтом. Создание поселений по берегам Средиземного моря в т. ч. Карфаген. Возникновение соседних городов: Тир, Сидон, Библ и др. Постоянная вражда между городами за право первенства.  Архитектура городов.  

Развитие торговли финикиян.

Мореплавание финикиян. Судостроение. Путешествия. Пиратство. Широта торговых связей речных, морских и сухопутных. На Севере с Арменией. Вывозили оттуда для продажи в другие места лошадей, вьючных животных, рабов и др.    На Востоке торговали с Вавилонией, на Юге с Аравией, откуда вывозили золото, звериные шкуры, благоухания и др.

Религия финикиян. Поклонение камням, горам, деревьям, позднее подражали египетской, греческой и другим религиям. Строительство храмов в честь богов. Значимость жрецов. Жертвоприношения людьми.

Образование.   Письменность. Создание первого в мире алфавита, на основе письменности Египта и Вавилона. Значимость алфавита для мировой культуры.

Ремесло: красно-пурпурные ткани, прозрачное стекло, таран в судостроении.

Финикия в мировой культуре как посредник между Востоком и Западом: при их посредничестве культура высокообразованных народов распространилась во все стороны известного тогда мира. Финикияне - учителя  греков в области торговли. Многие греческие слова имеют финикийские корни: вино, одежда, сукно, золото, покрывало, полотно и др.

Мифология финикиян.

 ПИСЬМЕННОСТЬ В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Различие трех глобальных культурных типа: дописьменный, т. н. традиционный; письменный, основу которого составляет книжность и экранный.

Время формирования письменных культур с конца 4 тыс. - начала 3 тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия, Древний Китай). Выделение несколькиъх этапов. Первый этап- предметное письмо; второй - возникновение пиктографического письма;  третий - идеографическое письмо, иероглифическое (как разновидность  - клинопись - Шумеры); четвертый - слоговое письмо; пятый этап- алфавитное. Основной стимул - точность передачи содержания.

Последовательность и преемственность создания и передача письменности на Востоке и Западе. Характеристика письменности Шумер, Древнего Египта, Древнего Китая, Финикии, Береговой Греции.

Тема 8.  КНИГА В КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

 Появление книг в Шумере, Египте, Китае, Индии. Письменность и книга как средство прославления и увековечивания подвигов “божественных” владык, для обоснования “божественной” природы их власти. Древний Восток и первые книги: на скалах, на обтесанных каменных монументах. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи. Приказ "царя-царей" - персидского владыки Дария I, высеченный на неприступной скале Бехистаун, надписи  на храмах и стелах в государствах Древнего Востока т. н. “каменные книги”. Первые настоящие книги  появились 5-6 тысяч лет тому назад. Использование камня, дерева, папируса, пергамента, бумаги для написания книги. Первый летописный свод времен Рамсеса П - свиток. Папирус - книга свиток получила широкое развитие в Древнем Востоке и на береговой Греции. Папирус служил материалом для книги более четырех тысяч лет.

Книга в Месопотамии. Для её написания использовалась глина и клинопись. Форма клинописной  глиняной книги.

Первые литературные памятники Шумера, Аккада, Египта, Ассирии IV-Ш тыс. лет. до н. э. на глиняных табличках. Сказание о Гильгамеше. Пергамент - Пергамское царство. Легенда о царе Эвмене П. Пергамент как новый более долговечный материал. Изменение формы книги. Кодекс. Появление бумаги и развитие книги. Китай как создатель нового типа книги.

Появление первых институтов хранения книг - архивов, библиотек. Хранилище Сиппара в Шумере, Ашшурбанипала в Ассирии, Александрийской библиотеки в Египте и др Содержание книг: гимны, религиозные и дидактические трактаты тексты, словари, буквари, учебники по стихосложению и др. Библиотека Ашшурбанипала - религиозные и магические тексты, справочники по лексике и грамматике, трактаты по астрономии, астрологии, математике, зоологии, ботанике, минералогии, медицине - практически вся литература древнего Востока.

Книга как революция в развитии истории культуры человечества.

Что же влияло на развитие Искусства Японии?

Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. За этот долгий период были созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд мирового искусства. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных им художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело к относительной изолированности японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального характера и получило прямое выражение во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения и т. д. ), повлияло на отношение к ней как к живой и чувствующей. Поэтому не только деревья и травы, птицы и звери, но даже реки, горы и камни представлялись японцам воплощением духов, божеств – Ками, которые влияли на жизнь людей во всех ее проявлениях и, соответственно, требовали к себе внимания и хорошего отношения. Ками подносили подарки, посвящали ритуальные песнопения и танцы. Такое почитание духов природы, древние магические  обряды и легли в основу национальной религии синто ("Путь богов"). Культ предков также был важным компонентом синтоизма. Считалось, что каждый род имел своего прародителя. Например, предками знатных и богатых родов считали небесных богов, менее знатные вели свое происхождение от земных божеств. В японской мифологии нет единого творца. В завершении космогонического процесса  главная  роль  принадлежала богам супругам Идзанаги и Идзанами. Их старшая дочь Аматэрасу стала главным солнечным божеством, и, как свидетельствуют мифы, именноот нее ведет свое начало японский императорский род. Все правители Японии считаются ее потомками.

 В первые века нашей эры синтоизм был основой духовной жизни японского общества. В 6 веке из Китая через Корею начинается распространение буддизма, в Японии он официально утверждается в 538 году. Буддизм в Японии проявил большую гибкость в приспособлении к местным условиям и сосуществованию с местной религией синто. Первоначально  буддийские  божества уравнивались с синтоистскими, с течением времени учение буддизма стало оказывать все большее воздействие на общественное сознаниеи на развитие всей японской культуры. Самое большое влияние на развитие художественной культуры Японииоказала буддийская секта Дзэн, учение которой было широко распространено с 12по 13 века. В своем развитии от глубокой древности до 19 века японское искусство прошло целый ряд важнейших стадий, связанных с эволюцией общественных отношений.

С распадом первобытнообщинного строя и образованием первого государства начался длительный период феодализма, который принято делить на несколько этапов. Раннее средневековье условно совпадает с эпохой Камакура (конец 12 – начало 14 веков), зрелое средневековье приходится на 14 – начало 17 веков, на так называемые эпохи Муромати и Момояма. И, наконец, позднее средневековье 17 – 19 веков обозначается как эпоха Эдо или Токугава. На каждом из этих этапов отмечается высокий расцвет различных видов и жанров творчества. В древний период Нара (7 – 8 века) это были архитектурно-скульптурные ансамбли буддийских монастырей, в 12 веке (эпоха Хэйан) – памятники религиозной и светской живописи, в 13 веке самобытный скульптурный и живописный портрет, в 14-16 веках произведения ландшафтной архитектуры, знаменитые японские сады, росписи на ширмах и стенах дворцов и замков 16 – 18 веков. Завершающий этап средневекового искусства Японии ознаменовался расцветом городской культуры, подарившей миру великолепные произведения  графики, театральные постановки театра Кабуки, поэзию трехстиший – Хайку и многое другое.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)