Библейские образы в творчестве Ф. М. Достоевского
Слово «Библия» по-гречески обозначает «книга». Обычай читать Библию пришел к нам из древности. Считается, что Библия самая распространенная книга в мире. На Руси первая полная версия Библии содержалась в Острожской Библии, изданной в 1581 году.
Роль религии в современном мире постоянно растет. Из средств массовой информации мы все чаще узнаем о богослужениях, открытии новых храмов и восстановлении старых церквей. Представители духовенства участвуют в общественной и политической жизни страны. Появляются различные печатные издания, телеканалы, посвященные религиозным темам. Христианская вера обретает новый размах и новые формы в обществе.
Религия постоянно оказывает воздействие на сознание человека. Правила веры и нравственности, заложенные в Библии, актуальны именно теперь, когда на мир обрушилась волна несчастий, горя, бед и люди понимают: единственное спасение – вера, вера духовная.
Влияние, которое оказала Библия на различные виды искусства и живописи значительно превосходит все остальные книги. Стоит вспомнить произведения Леонардо да Винчи, Рубенса, мозаику Андрея Рублева. Произведения литературы, которые в той или иной степени отражают библейские мотивы: Л. Андреев «Иуда Искариот», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», Г. Голд «Тайна кода да Винчи». Режиссеры отражают религиозные мотивы в своих картинах. Христианское мировосприятие интересно широким массам.
Самая главная книга на земле хранит в себе исчерпывающие ответы на вопросы, которые каждый из нас задает себе хотя бы раз в жизни. «Кто я? В чем мое предназначение? В чем смысл моей жизни?». И каждый в свое время пытается дать аргументированный ответ, поднимает рассуждения, выдвигает теории.
Не был исключением и мастер слова Достоевский. Через мотивы, образы, символику, заимствованную в Библии, он раскрывает проблематику, связанную с духовно-нравственными исканиями личности. Пытается осмыслить: в чем смысл жизни, что такое добро и зло. Он приходит к выводу, что через смирение и страдание, основополагающие принципы христианства, можно прийти к нравственному совершенствованию. Его герои находят ответы именно в Библии.
Библейские образы в творчестве Достоевского
В литературном произведении библейские образы употребляются как простые, декоративно – фоновые (то есть относящиеся к фону, на котором развивается действие), и знаковые, несущие определенную смысловую нагрузку, помогающие автору раскрыть внутренний мир героев и глубинную суть волнующих автора проблем; по ним можно проследить его духовную эволюцию. К примеру, «воскресение Лазаря» в романе Достоевского «Идиот» упоминается походя, в числе других чудес, совершенных Христом, а в «Преступлении и наказании» повторяется неоднократно и настойчиво, символизируя нравственное возрождение Раскольникова.
Но влияние Нового Завета может проявляться скрытым, глубинным образом.
Есть основания полагать, что значимость единицы –Лом- возникает не только за счет системы внутритекстовых связей, но и результирует мощное интертекстуальное взаимодействие с соответствующим новозаветным эпизодом: « И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело мое» ( Матфея 26: 26-28; Марк 14:22-24; Лука 22: 19-20)При этом ни сам ново – заветный эпизод, ни обряд причастия непосредственного участия в романе не находят. Ситуация, в которой Раскольников находится перед признанием ( тем, что он называет «крест беру на себя»)- Сомнение и Решение- соответствуют аналогичной ситуации Христа (Тайная вечеря и Моление о чаше). Описание состояния Раскольникова включает в себя прямые реминисценции из главы 26 Матфея.
. Первая часть молитвы появляется в момент окончательного решения Раскольникова: «Если уж надо выпить эту чашу, то не все ли уж равно? Пить, так пить все разом. »
Достоевский был вторым ребенком в большой семье. Отец, сын униатского священника, врач Московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 году получил звание потомственного дворянина. Мать, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице – Сергиеву лавру, учила читать их по книге «Сто четыре святых».
щенные истории Ветхого и Нового Завета». Достоевский в зрелые годы вспоминал: «Мы в семействе нашем знали евангелие»
Ранним утром 22 декабря 1849 года, когда приговоренным к расстрелу предоставили возможность исповедаться, только один вышел к священнику. Достоевский обратился к своему товарищу: «Всем мы вместе с Христом». На свои слова он получил довольно – таки язвительное замечание: «Горстью праха». Достоевский не смог или не хотел возразить.
В Тобольске жены декабристов подарили каторжнику Евангелие. Эта была единственная книга, которую он мог читать на протяжении нескольких лет. Под ее воздействием происходило обдумывание собственной жизни и, наверное, образов будущих героев романов.
«Встреча с Христом , - читаем у Мочульского , - произошла на каторге через приобщение к страданиям русского народа В несчастии жажда веры стала сильнее; поиски Бога мучительнее; истерзанной душе посылались благодатные минуты успокоения и любви. И главное: «сияющая личность» Христа вошла в жизнь каторжника и заняла в ней центральное место - НАВСЕГДА. Встреча с Христом среди разбойников стала источником света, лучи которого разлились по всем его произведениям послекаторжного периода».
Евангельские притчи и символы стали фоном, на котором развиваются события романа «Преступление и наказание». Основополагающие принципы христианства – милосердие, сострадание, любовь к ближнему – призваны направить главного героя на путь истины.
Достоевский своими романами подтвердил известное всем высказывание Иисуса Христа: «Не хлебом единым жив человек». Как философ Достоевский видел путь к совершенству через страдание и смирение, через возможность выбирать идеал единения во Христе (иначе восторжествует правило «всё дозволено» и человечество будет ввергнуто в хаос).
Его нравственный, религиозный идеал трудно было воплотить в жизнь. Но через веру, страдания и любовь к ближнему происходит нравственное возрождение главного героя романа «Преступление и наказание».
Библейские притчи.
Изучив критическую литературу по творчеству Ф. М. Достоевского, познакомившись с его биографией, мы убедились, что в его романе «Преступление и наказание» присутствуют реминисценции из Священного писания.
На протяжении всего романа мы можем установить неразрывное сплетение авторского текста с образами, мотивами, которые пришли из Библии. Эти образы помогают усилить христианское звучание текста, донести до читателя основную идею автора – только через любовь, покаяние, искупление можно прийти к душевному спокойствию, обрести гармонию с миром и с самим собой.
Текст Библии в романе Достоевского использован в его символическом звучании. Достоевский нигде прямо не воспроизводит Библейский текст, (кроме притчи о воскресении Лазаря), но его герои совершают поступки, которые преломляются через призму библейских притч, библейских высказываний.
Эти притчи помогают истолковать, понять героев Достоевского. Проникнуть глубже в авторский замысел. Исследователи отмечают в тексте отголоски таких притч как: притча о Лазаре, притча о Каине и Авеле, притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице, притча о Марфе.
Притча – это одновременно и мудрость и путь к мудрости. Можно сказать, что весь мир – это одна большая притча. И нужна чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу. Достоевскому удалось постичь этот мир иносказания и умело воспользоваться им в романе.
В своей работе мы постарались интерпретировать использование эпизодов Библии, знаковых чисел для христианства, имен и названий, имеющих место в Библии, притч в тексте романа. Для этого мы провели сравнительных анализ первоначального звучания притч, текста, чисел, имен и сравнили его с тем текстом, который, на наш взгляд, отражает или помогает понять героя или его поступки
Притча заканчивалась словами: ««Всякий, возвышающий себя, будет
Притча о мытаре и фарисее. унижен, а смиряющий себя будет возвышен».
Нетрудно догадаться, кого из героев романа можно представить в образе мытаря и фарисея. Для нас это, в первую очередь, Раскольников, человек решивший, что может быть судьей, потому что согласно его теории,
Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой сборщик налогов. принадлежит к личностям исключительным, «право имеющим», Этот человек,
Фарисей встав, молился про себя так: «Боже, благодарю тебя, что я не такой, каквынашивающий идею наполеонизма, как фарисей выделяет себя из «
остальные люди: вымогатели, неправедные, прелюбодеи, - или даже как этот прочих». И за это он жестоко наказан. Он так и не смог переступить сборщик налогов. Пощусь дважды в неделю, даю десятую часть того, что заветную черту: стать в ряды тех, которые « право имеют», но зато приобретаю». А сборщик налогов стоял поодаль, не желая поднять глаз к небу, и лишился на долгое время душевного спокойствия и уверенности: лишился только бил себя в грудь, говоря: «Боже, будь снисходителен ко мне, грешнику. общества людей, которых и сам любил, и которые любили его.
В образе Лужина мы тоже видит фарисея. Как и у Раскольникова, у него тоже есть теория, правда, экономического содержания « прогресс движется эгоизмом». Теория, которую , если довести до определенной черты , по словам
Раскольникова, « людей можно резать
\ Есть у этого героя и еще одна жизненная позиция, которая , правда
, не ведет к убийству, но унижает личность, возвышая самого героя.
Он пожелал взять в жены девушку образованную, но бедную, которая бы по гроб жизни была бы «благодарна» своему спасителю. И за свой эгоизм он наказан и унижен и отказом Дуни, и разоблачением своего собственного эгоистического «я» в глазах Раскольникова, Разумихина, Дуни. Образ мытаря, на наш взгляд, отражается в образе Сони. Добрая девушка, которую от самоубийства и отчаяния, спасает истинная вера в бога.
Святая надежда на то, что на том свете ей все зачтутся ее грехи. Грехи, которые она совершила ради спасения ближних: не позволила умереть от голода малолетним детям, протянула руку помощи Раскольникову, хотя и сама стояла на краю пропасти. Но господь вознаградил ее и в этой жизни: в конце романа она обретает и любовь, и спокойствий. Воистину « смиряющий себя возвышен будет».
Иисус закончил свою речь словами, с которыми обратился к грешнице:
«Твоя вера спасла тебя; иди с миром». На наш взгляд, эта притча связана с одной из главных героинь романа – Соней Мармеладовой.
Сонечка – грешница, женщина, отвергнутая обществом, как и та, которая из притчи. Она – презираемый человек. Ей никто не подаст руки, не обратится с добрым словом. Соня принесла себя в жертву добровольно, ради спасения других, твердо верую в то, что такой путь предначертан ей Богом.
Вера стала спасительным островом. Ее жизнь без веры стала бы бессмысленной и ужасной. Она предала и продала свое тело, но внутренне оставалась чистой и незапятнанной. Выбирая такой путь, Соня все же не сходит в пути Господне. В этом хрупком теле живут твердые убеждения , как мы говорили , чистота. Именно эта чистота и привлекла к ней
Притча о блуднице Раскольникова, который первоначально убеждал себя в том, что они одного поля ягоды, что она такая падшая, как и он. Но с каждым новым разговором все больше убеждался, что Соня не такая, что в ней есть
Один из фарисеев звал его к себе обедать И вот женщина, которая была свои принципы, основанные на человеколюбии, сострадании, готовности известна в городе как грешница, узнав. принесла алебастровый сосуд с пожертвовать собой во блага других. А еще есть сильная вера в высшее, благовонным маслом, и , встав позади у его ног, плача, стала обливать слезами неземное начало.
его ноги, и вытирала их волосами головы своей, и нежно целовала его ноги, и мазала их благовонным маслом. фарисей сказал про себя : « Если бы он был пророком, то знал бы, кто это и что за женщина прикасается к нему, ведь она грешница. Вот этот эпизод отзывается во многих ситуациях «Преступления и наказания»
Я вошел в твой дом, и ты не дал мне воды для ног. наказания». Ключевым словом является слово « разломив». Такой разлом а эта женщина не перестает нежно целовать мои ноги, а эта женщина помазала мнепроисходит и в душах, и в поступках героев Достоевского. «Ломаются»
ноги благовонным маслом. За это, говорю тебе , прощаются ее грехи, потому что герои, ломаются их судьбы.
она возлюбила много». « Вся грудь была исковеркана, измята и истерзана; несколько ребер с правой стороны изломано».
Но Мармеладов изломал не только собственную жизнь. Он своим безволием и бессилием изломал и жизнь собственной семьи. Это «благодаря» ему
Соне пришлось пойти на панель, Катерине Ивановне вместе с детьми прозябать в нищете и бедности.
«Соня даже руки ломала, говоря, от боли воспоминания». «Что же, что же делать?» - истерически плача и ломая руки, повторяла Соня.
Соня уже однажды переломила себя во имя других.
Раскольников не сразу, но понимает: во имя кого принесла себя в жертву кроткая, безответная Соня.
Интересно, что даже в отдельных словах, далеких от слова ломаться, присутствует этот корень. В разговоре Сони и Раскольникова, когда практически расставлены все точки над И. Когда Соне все еще не хочется признать, что именно Он является убийцей, в их диалоге звучат ее слова
Тайная вечеря : «Ну, так зачем же как же вы сказали: чтоб ограбить, а сами ничего не взяли?» - быстро спросила она, хватаясь за соломинку. Но соломинка
Помимо притч, в тексте романа можно установить связи с отдельными эпизодами слишком хрупка и Соне приходится переломиться и признать и принять его
Нового Завета, хотя сами эпизоды непосредственно в тексте не присутствуют. таким, которого « бог поразил и дьяволу предал».
Одним из таких эпизодов является эпизод, в котором Иисус прощается со своими В романе как бы все герои оказываются разломанными, расколотыми учениками накануне казни. надвое: и Соня, и Катерина Ивановна, и Свидригайлов, и Мармеладов. И
«И когда настал час, он возлег за столом вместе со своими апостолами. И принявдаже следователь, который, наверное, ломается от мысли – дать чашу, воздал благодарность и сказал: «Возьмите ее и передавайте между собою, преступнику самому прийти с повинной или действовать строго в рамках ибо говорю вам: отныне уже не буду пить от плода виноградной лозы, пока не закона.
придет царство Бога». И взяв хлеб, воздал благодарность, разломив его и дал им «Он был болен уже давно: но не ужасы каторжной жизни, не работа, не
,говоря: «Это означает мое тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему воспоминание обо мне» было до всех этих мук и истязаний» (Эпилог, 2 часть).
Раскольников ломается от сознания, что так и не пришло к нему раскаяние, что как бы его истерзанная совесть не пыталась найти вину, но кроме « простого промаху» ничего не находит. И все же, еще не признаваясь самому себе «он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь».
В Новом Завете Иисус знает, что ему придется заплатить за светлое будущее. Эта огромная плата за грехи человеческие. И Раскольников, который переломился для новой жизни также понимает, что она требует огромной платы. И как Иисусу Христу « ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом» (Эпилог).
В романе автор дает своей героине – Марфе, жене Свидригайлова, имя библейского персонажа, одновременно наделяет ее сходными чертами характера. Марфа Петровна, как говорится в романе « со всеми знакома.
. болтлива и любит рассказывать про свои семейные дела всем и каждому
». Особенно « красочно» обвиняла , а затем и оправдывала Марфа
Петровна Дуню. Скорее всего, Достоевский, как и Иисус Христос, указывает читателю на незначительность материальных ценностей, которые уводят все дальше от истинных ценностей. Женщина, чья жизнь нацелена на суету, не сумела разглядеть душевную красоту Дуни и жестоко ее унизила.
Дуню же можно сравнить с Марией. Несмотря ни на какие трудности, Дуня сохраняет чистоту нравственную и веру. Эта вера помогает выдержать все свалившиеся на ее плечи трудности и унижения. И за это она вознаграждена любовью.
Притча о Марфе
В тексте романа также присутствует реминисценция притчи о Марфе.
У этой женщины была сестра по имени Мария, которая, сев у ног Господа, слушала, что он говорил. А Марфа была поглощена многими хлопотами. И, подойдя, сказала: « Господи, неужели тебе все равно, что моя сестра оставила меня одну хлопотать обо всем? Скажи ей, чтобы она помогла мне» В ответ Господь сказал ей:
«Марфа, Марфа, ты беспокоишься и тревожишься о многом. А нужно немногое или только одно. Мария же избрала лучшее, и это не отнимется у нее».
Одну из заповедей Бога «Не убий», как свидетельствует Ветхий Завет, нарушил Каин. Он совершил ужасный грех – убийство. Но не убийство ради жизни, а убийство из зависти. Он позавидовал брату, чей дар принял
Раскольникова толкает на преступление житейская несправедливость:
осознание того, что, кому – то все можно, а кто – то всю жизнь влачит существование «вши».
В старухе – ростовщице он видит только зло. Он берет на себя роль судьи и лишает старуху права на жизнь. Но убийство обнаружило гордую и самолюбивую мечту самого Раскольникова – мечту о господстве над «
человеческим муравейником». В итоге, как Каин, стал скитальцем и изгнанником.
Он также , как и Каин, испуган и боится суда людского. Но Бог не оставляет его.
Он дарует ему спасение и прощение через Сонечку Мармеладову. Именно вера Сони и возрождает Родиона к новой жизни и нравственному спасению.
Притча о Каине и Авеле
Главное, ради чего написан роман – развенчание теории Раскольникова, развенчание личности, которая возомнила себя выше и лучше других. Теория, ради которой Раскольников пошел на нарушение шестой Божьей заповеди « Не убий», заповеди прозвучавшей и в Новом Завете: « нет воли Отца вашего Небесного, чтоб погиб один из малых сих» .
А еще, мы считаем, Достоевский использует и притчу о Каине и Авеле из Ветхого
Завета. « И сказал Господь Каину; где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю, разве я сторож брату? И сказал, что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли.
И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. »
Символика чисел, названий.
Не менее символическое значение присутствует в цифрах, числах, именах.
Соня Мармеладова снимает квартиру после своего грехопадения у портного Капернаумова. « Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает».
Город Капернаум – это город, где Иисус Христос творил чудеса. Это место, где находилась синагога, в которой Иисус говорил о своей вере. В Библии мы может прочитать о чудесном исцелении женщины « страдающей кровотечением двенадцать лет» (Лука 8: 40-48), об изгнании демона из человека, при котором всех охватило « изумление, и люди говорили друг другу: «Что же это за слова, что он с властью и силой приказывает нечистым духам и они выходят? (Лука 4: 31- 37) и т. д.
В квартире Капернаумова Сонечка еще больше укрепляется в вере. Ее можно сравнить с женщиной, которая прикоснулась к одеждам Иисуса и получила надежду на спасение.
Именно в этой квартире Раскольников впервые берет в руки Новый Завет, требует читать притчу о воскресении Лазаря, принимает из рук Сони крест.
Именно в этой квартире Раскольников делает первые шаги к собственному спасению и обретению мира в своей душе. Именно здесь в нем пробуждается то божественное начало, которое называется совестью.
« Число – это вечная сущность и начало всего- неба, земли и промежуточной природы; это корень устойчивого пребывания божественных предметов и демонов; в числе первичная упорядоченность, по причастию к которой в исчисленных предметах последовательно упорядочено первое, второе и т. д. » - считает Пифагор.
В романе используется символическое звучание числа. Так, число 3 символизирует в нашей жизни многое: время состоит из трех моментов- настоящего, прошлого и будущего, иерархическая структура мироздания включает в себя – небеса, землю и преисподнюю. В христианской религии Бог трисвят, значит, совершенно свят. Идея исчерпывающего значения числа лежит в 3-х кратной молитве в течение дня, в 3- дневных, 3- месячных и 3- годичных сроках для совершения какого- то акта.
Раскольников определяет для Сони 3 пути: « ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или броситься в разврат».
Число четыре символизирует совершенный космос, 4 стороны света, 4 стихии, 4 времени года, у пифагорийцев 4 ассоциировалось со справедливостью, а Платон и Аристотель говорили о четырех добродетелях человека. Из Библии число четыре унаследовало значение воскресения, верующего в Бога человека ( притча о Лазаре).
Но в романе оно имеет и значение воскресения, и значение падения нравственного.
На четвертом этаже жила старуха – процентщица, на четвертом этаже находилась контора Порфирия Петровича, комната Сони была похожа на сарай и имела форму неправильного четырехугольника. Именно на четвертый день Раскольников приходит к Соне и на 4-ый день они читают Евангелие.
Число 30 играет в романе значительную роль. В нашей повседневной жизни оно связано с образом Иуды и стало символом предательства. Именно это символическое значение числа использовано и в романе. Соня после своего первого выхода на панель пришла домой и перед Катериной Ивановной «тридцать целковых молча выложила». Она предала, загубила свое собственное тело.
Именно у Сони просит на похмелье Мармеладов. И она выносит ему 30 копеек. И он , как и Катерина Ивановна, которая встала на колени перед
Сонечкой, не мог не ощущать себя Иудой. Он предал собственную дочь.
Марфа Петровна выкупила за тридцать тысяч Свидригайлова, который впоследствии даже покушался на ее жизнь.
Раскольников, делая пробу, сосчитал 730 шагов. Даже в этом подсчете присутствует число 30. И он предал. Предал прежде всего себя, людей, которые любили его.
Мотив молитвы.
Неотъемлемой частью романа , как и жизни каждого христианина является молитва.
Молитва – это наша беседа с Богом, источник исцеления. Наша жизнь , пища, здоровье – все дается Богом. Поэтому христианин и в радости, и в печали обращается к Богу. Этот мотив – мотив обращения к Богу присутствует на протяжении всего романа.
В романе Достоевский постоянно обращал своих героев к молитве. Его герои - люди верующие. Мать Раскольникова в письме пишет: «Молишься ли ты Богу, Родя, по – прежнему и веришь ли в благость творца. Если так, то я за тебя молюсь».
С молитвой обращался Родион к Богу накануне своего преступления, но его молитва не была услышана. Достоевский как бы подчеркивает, что только с чистой совестью и убеждениями, искренне веря, можно найти поддержку. Ничего этого у Раскольникова не было.
Соня молится постоянно. Диалог с Раскольниковым подтверждает, что Соня глубоко верующий человек. Скорее всего, от самоубийства ее спасают размышления о будущей жизни, в которой не будет такой несправедливости, как сейчас.
- Так ты очень молишься Богу – то, Соня?
- Что ж бы я без Бога – то была?
- А тебе Бог что за это делает?
- Все делает!
Сам Раскольников как будто бы и не может говорить с Богом. Просит Полечку Мармеладову помолиться за него: «Помолитесь когда- нибудь и обо мне».
Интересно, что он выбирает людей чистых, незапятнанных. Поля – ребенок, на ней еще нет греха. И тут прямая реминисценция понятия, пришедшего из Священного писания « Дети – образ Христа».
Такими же являются в изображении Достоевского мать и сестра Родиона. « Нет, а вы станьте на колени и помолитесь за меня Богу. Ваша молитва , может, и дойдет».
И Раскольников в конце концов придет к истинной вере и любви.
- Перекрестись, помолись хоть раз, - дрожащим, робким голосом попросила Соня.
- О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца.
Но и в этот раз он соврал, потому как дальше идет авторская фраза, которая подтверждает это утверждение автора «Ему хотелось, впрочем, сказать что другое».
И только решившись окончательно принять на себя страдания, в его устах прозвучали слова молитвы , слова Священного писания. Прозвучали после его покаяния на площади. Автор их «закрыл» другими словами, но они слышны в монологе Раскольникова: «Если уж надо выпить эту чашу. То не все ли уж равно? Пить, так пить все уж разом»*( Матфея 16
В «Эпилоге», после страшных снов, которые помогли осознать весь ужас содеянного, Раскольников достает из – под подушки Евангелие. Никто не просит и не требует этого делать. Пришло время, когда сама душа открылась навстречу любви и возрождению, которое произойдет через постижение веры.
Еще один символ христианства - крест встречается в романе. Вообще, он символизирует воскресение, укрепление веры, путь к самоисцелению и самообновлению. Христианин поклоняется кресту, так как на нем был распят Христос за грехи человеческие.
«Кресту Твоему поклонимся, Владыка, и Святое воскресение Твое славим».
В романе крест не только путь к воскрешению, но и наказание за совершенные грехи. « Это, значит, символ того, что крест беру на себя» - говорит и признает Раскольников при встрече с Соней. Его муки малы по сравнению с тем, кто свою жизнь отдал за человечество. Но он понимает, что страдал он мало, что его страдания еще не окупают его грехи:
« И точно я до сих пор мало страдал!». И к Раскольникову приходит просветление , а вместе с ним и возрождение, новая жизнь.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы.
Основная сюжетная линия романа проходит через совершение преступления и его последствия. Но главный герой – необычный преступник. Свое преступление – убийство процентщицы и ростовщицы Алёны Ивановны Родион Раскольников совершает под натиском собственной, выстраданной теории, рассматривая свое преступление как эксперимент, который вызван подтвердить в глазах и общественности и Раскольникова правильность его системы идей и ценностей.
Поэтому психологический анализ личности преступника неразрывно связан в романе с критикой его теории, а возрождение неразрывно связанно с религиозными взглядами самого Достоевского.
Раскольников – кто он? Бедный студент, вынужденный оставить учебу за неимением средств. Человек, в душе которого с самого детства матерью зажжен яркий огонек любви, сострадания, милосердия, веры в Бога, в христианство. Родион воспитан в религиозной семье набожной матерью и сестрой. Он с детства знаком и с заповедями Божьими, и с канонами христианской религии. Он умеет и делает добро людям, не жалеет себя, часто принося в жертву. В романе это освящено достаточно необычным способом. Встреча героя с девушкой, которой он отдает последние двадцать копеек, сон – воспоминание об убийстве лошади.
Но когда были исковерканы представления о добре и зле, о свободе и ответственности, о рассудке и морали?
Он горд, необщителен, очень одинок, быть может, от того, что убежден в своей исключительности. Он зол и раздражителен. Ему ненавистно практически все вокруг. Его каморка похожа на гроб, друзей практически не осталось. Не только хозяйка и Настенька, но он сам противен себе. Гордость его уязвляется на каждом шагу: он задолжал хозяйке, питается буквально объедками, его костюм – рубище нищего. В его душе и сознании превалируют два чувства – чувство «омерзения» к городу и чувство «презрения» к людям. И впервые, как из-за экрана, доносится голос автора, осуждающего своего героя за неимоверную гордыню, один из грехов христианства. Гордыню, которая и сделала его одиноким, увела от людей. Именно под влиянием этих факторов и рождается теории, оправдывающая , по замыслу ее автора , убийство одного человека во имя спасения другого.
Но Достоевский пытается объяснить состояние своего героя. И автор обращается к господствующим в то время в обществе теориям, делящим мир на «необыкновенных» и «обыкновенных». Это было общее состояние разума большинства молодых людей того времени, Каждый старался превознести себя, быть ближе к «необыкновенным» людям.
Синдром « наполеонизма» был крайне свойственен молодежи. А вообще русская нация склонна к наполеонизму. Подтверждением этому служат слова А. С. Пушкина «Мы все глядим в наполеоны;/ Двуногих тварей миллионы».
Но почему Достоевский сделал приверженцем теории не приобретателя, не властолюбца, а достаточно доброго и отзывчивого молодого человека?
Наверное, автору важно показать, что если на путь насилия становится даже честный и добрый человек, но потерявший нравственную опору в жизни, он неизбежно приносит боль и страдания и себе и другим.
И вот здесь впервые отчетливо звучит голос автора. Нет, он звучит не прямо, он вырисовывается из контекста. Авторский голос заставляет нас вспомнить Нагорную проповедь Христа.
Десять заповедей Божьего закона «всплывут» перед глазами. Иисус изрек вторую заповедь так: «Не сотвори себе кумира, идолов и других изображений: ни того, что наверху – на небе, ни того, что внизу – на земле, ни того, что в водах – под землёй, не поклоняйся им и не служи им».
Без особых аргументов можно утверждать, что Раскольников переступил глас Божий. Он – то сотворил себе кумира.
Тем не менее, обстоятельства складываются так, что Родион подумывает: «А не отказаться ли от жизни совсем, послушно принять судьбу как она есть, раз и навсегда отказаться от права действовать, жить и принимать решения?»
Так что же делает Раскольникова таким: потерянным в себе, запутавшимся в паутине жизни? Ответы напрашиваются сами собой. Бедность, в которой жил раскольников. Осознание того, он не может помочь матери и сестре, хотя ему очень хочется избавить их от несправедливой участи – свадьбы Дуни с господином Лужиным.
Но Достоевский - великий мастер. Не мог он так прямолинейно представить своего героя. И вот уже в фамилию героя автор заложил огромный смысл. Раскольников – развал, раскол, распад, разрушение, разделение на части, разлом. Он преломляется, как хлеб в руках Иисуса Христа в эпизоде «Тайная Вечера» из Нового Завета. Но Иисус знает, ради чего преломляет себя - во имя спасения людей. Цель – спасение есть и у Раскольника. Но вот какой ценой? И в самом деле, Родион распадается на множество людей в одной личности. Он милосерден, все еще верит в свет. Он беспощаден – в нем живет и идея сильной личности Наполеона. Возможно, это и есть главная причина. Но в таком случае, что же раскалывает Раскольникова. Он сам, зачем, ведь осколки так жестоко ранят зачем так странно преподносит автор своего героя? Скорее всего, для того, чтобы убедить нас, читателей, что его герой настолько же жесток, насколько человечен.
Герой убежден, что убийство, которое он совершил, не есть нарушение закона. В основе поступка заложена польза, за которой стоят все понятия о нравственности, о добре и зле. Раз этого не может совершить простой, рядовой человек, то это под силу лишь «необыкновенным», избранным людям.
Убийство совершенно. Вот и следующий «грех» Раскольникова. Все те же каноничные заповеди гласят: «Не убий!». Рассматривая с христианской точки зрения факт преступления, Достоевский, в первую очередь, обращает внимание на нарушение нравственных законов. Кто дал право Раскольникову на убийство? Все в руках Божьих, в том числе и жизнь человеческая. Родион грешник, и не только потому, что убил. А потому что его обуяла гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что большинство «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий».
Убийство оказалось сильнее теории: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старуху! Тут – таки разом и ухлопал себя навеки». И автор представляет своему герою тяжелый путь к истине. И ценою душевных неимоверных мук и страданий будет его герой искать выход. И окажется он в такой душевной пустыне, где нет места старому миру, а надо искать новый К старому миру неприложимы общепринятые нравственные, христианские законы, которые Раскольников сознательно нарушил.
От Бога отошли, и Бог поразил вас, дьяволу предал!
Жизнь Раскольникова превращается в существование, внутри происходит борьба: борьба с собственной совестью.
Он мечется, ищет пути выхода из создавшейся ситуации. Ему кажется, что он сходит с ума: «Подлинно разум меня оставил».
Кажется, сто даже уверенность, разум, простое соображение ему уже не по силам, оставляют его. И он пытается бороться с этим состоянием душевно и физически. Первое, что пытается сделать - это уничтожить следы своего преступления: «Всё с глаз долой!». Затем впервые за долгое время обращается к Богу: «Он было бросился на колени молиться, но даже сам рассмеялся – не над молитвой, а над собой». Да, Раскольникову смешно. Смешно оттого, что он, не веря в Бога, вдруг пытается найти в нем спасение. Но смех сменяется отчаяньем. И в какую-то минуту он хочет даже сделать признание: «Если спросят, я, может быть, и скажу». Почти на протяжении всего романа это «может быть» мешает признать вину и раскаяться.
Мысли о постороннем, думы ни о чем не помогают забыться ни на минуту. Память снова и снова возвращает его в исходное русло. Родиона постоянно преследует ощущение мучительного, бесконечного одиночества и отчуждения. Мысли о раскаянии приходят всё чаще. Но раскаяние не приходит. Зато начинается самообман, связанный с тем, что раз нет улик, значит, нет и преступления. Самообман успокаивает лишь на не продолжительное время и снова хочется бежать от друзей, от самого себя: «Бежать! Скорее бежать, непременно, непременно бежать!».
Умереть? Раскольников не случайно вспоминает историю о человеке, приговоренном к смерти, которую он когда-то читал. В нем он видит самого себя. Лишить себя жизни практически невозможно, не потому что это грех, а потому что, жить хочется: «Как бы не жить – только жить! Экая правда!». Он находится постоянно в ситуации выбора, на пороге, который необходимо перешагнуть. Находясь на мосту, кажется, что покончить с жизнью просто. И время суток выбрано автором удачно – вечер. Закат дня – угасание жизни «Что ж это исход! Всё – таки кончу, потому что хочу». Но видно не так уж сильно хочет покончить раскольников с жизнью, коль и на этот раз уходит от смерти.
Но нравственные мучения становятся невыносимыми. Невыносимыми оттого, что рушатся самые близкие, родственные связи.
«Мать, сестра, как я их любил! Отчего я теперь их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить». Это прозрение рождается от собственного бессилия. По его теории он должен ненавидеть тех, кого любит, спокойно убивать: ведь они «твари дрожащие». Его душа столкнулась здесь с его нечеловеческой теорией. И Достоевский пытается убедить своего героя, что душа – то выше теории. Раскольников видит сон, в котором он снова убивает старуху, а она над ним смеется. Этот эпизод обнажит весь ужас произошедшего. Народ осуждает его преступление.
Раскольникову нужно утешение, поддержка. Их он не может получить у близких людей. И он ищет «преступивших», как и он сам. «Преступившей» оказывается Соня Мармеладова. Она грешница. Но в отличие от Родиона она признает это: «бесчестная я, великая грешница». Она – самоубийца, по мнению Раскольникова. Она добровольно умертвила себя. Но она духовно выше, богаче и сильнее Родиона. Соня верит в Бога всем сердцем и душой.
Достоевский в своих философских романах – трагедиях всматривается в социальную психология «подпольного человека» - индивидуалиста. Писатель ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием. Духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа – носителя общечеловеческих ценностей.
Раскольников все чаще думает о раскаянии. Его слова буквально жгут Соню:
- Так ты очень молишься Богу – то, Соня? – спросил он ее.
- Что ж бы я без Бога – то была?
- А тебе Бог что за это делает?.
- Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!. - вскрикнула она вдруг, строго и гневно глядя на него.
- Всё делает! – быстро прошептала она, опять потупившись.
Соня всем сердцем верит в существование божественного смысла жизни. Без этой веры ей просто не выжить. И именно в этот момент взгляд Раскольникова упал на книгу, которую «он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел».
Родион прости прочитать Соню притчу о воскрешении Лазаря. Почему именно эту притчу выбирает Раскольников? Скорее всего, еще с детских лет у Раскольникова осталась в памяти причта о чудесном воскресении Лазаря. Он воскрес, благодаря своей вере и вере сестры своей Марфы в Иисуса Христа, который «есть воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет». Думается, Соня искренне верит в свое воскресение, иначе давно бы от такой жизни покончила с собой. Но она понимает, зачем неверующему нужна притча, однако Раскольников настаивает.
- Зачес вам! Ведь вы не веруете?. – прошептала она тихо и как – то задыхаясь.
- Читай! Я так хочу!
Зачем? Возможно, он в глубине души верит и надеется на воскресение самого себя. И самое главное, с этого момента он не одинок, хотя желание быть вместе с Соней скорее похоже на приказ: «Ты мне нужна, потому я к тебе и пришелЯ тебя давно выбрал»
Пока нет еще раскаяния, пока в душе Раскольникова злость, что так и не сумел преступить заветную черту, так, и остался по ту сторону. Но Достоевский как мастер психологического анализа уже заронил в душу своего героя мысль о страдании во имя очищения. Раскольников уже принял решении, хотя еще и не способен его осуществить: «Пойдем вместе Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» хоть какое – то решения принято, и оно укреплено примером Сони. Раскольников просыпается для жизни, для веры. Но это только первые шаги.
На протяжении вот уже двух тысяч лет Библия остается вечной книгой и трактует о бессмертных понятиях добра и зла, нравственности и морали. Её сюжеты неоднократно были переложены на другие произведения, существует множество интерпретаций библейских текстов. Анализируя роман «Преступление и наказание», читая тексты Библии и находя их отголоски в контексте произведения , мы можем сделать выводы.
1. Под влиянием Библии в творчестве Ф. М. Достоевского сформировалась проблематика, связанная с духовно – нравственными исканиями личности.
2. Влияние Нового Завета в «Преступлении и наказании» проявляется не только через использование прямого текста оригинала, но и проявляется «скрытым, глубинным образом».
3. Христианское учение представлено в «Преступлении и наказании» важнейшими понятиями, притчами, библейскими сюжетами, символикой чисел, названий. С их помощью автор создает характеристики своих героев, помогает заглянуть в их внутренний мир, раскрывает истинное значение их поступков.
4. На протяжении романа автор пытается провести мысль о том, что Бог хранит нас всех и подаст руки помощи каждому. Иисус сказал: «И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек». Но только через искреннее присвоение принципов христианства, покаяние и искупление, можно прийти к нравственному возрождению. Христианская концепция романа в полной мере реализуется в образе Родиона Раскольникова, и ее звучание усиливается реминисценциями из Библии.
Достоевский – истинный художник. Соединяя воедино библейскую историю, притчи, символы, используя образы – символы, краски и звуки он создает такое впечатление, что действия романа происходят у нас на глазах с реальными людьми и событиями.
И главное: мы можем сделать выводы, что Библейские истины вечны. Они не утратили своего звучания и в наши дни. И хотя сегодня трудно утверждать, что религиозное мировосприятие способно изменить мир, никто не запрещает рассматривать его как один из шагов в данном направлении.
Комментарии