Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Технология изготовления народной тряпичной куклы

Все дети любят играть. Сейчас вокруг нас огромное количество игр и игрушек. Малышам родители покупают игрушки, которые изготовлены из химических материалов и могут причинить вред ребенку. Большинство современных школьников предпочитают играть в компьютерные игры, а это портит зрение. На уроках технологии я узнала, что раньше на Руси игрушки изготавливали своими руками из разных природных экологически чистых материалов: соломы, дерева, глины, кусочков ткани и ветоши. Игрушка была одним из наиболее дешевых произведений искусства. Создание игрушки – прекрасное, древнее и благородное ремесло. Одни игрушки забавляли ребенка и служили ему оберегом, другие оберегали очаг и дом.

Народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, безопасна в использовании, развивает фантазию и приносит радость. Поэтому я сама решила смастерить традиционную русскую игрушку. Так как любимой в старину игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок, я остановила свой выбор на тряпичной кукле.

Я думаю, что тема моего творческого проекта очень важна, потому что каждый человек должен знать культуру и традиции своего народа, приобщаться к истокам народного творчества. Изготовление народной тряпичной куклы – очень интересный, добрый и веселый вид традиционного народного ремесла. У каждой куклы свой национальный характер. В ней отражается человеческая история. Тряпичная кукла не требует особых затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Она воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами.

Прежде, чем смастерить куклу своими руками я провела исследование и узнала, что на Руси мастерили игрушки из глины, дерева, соломы, остатков ткани, ознакомилась с разновидностями кукол, технологией их изготовления. Я прочитала об истории русской вышивки нашей области, истории народного костюма, в который одевали кукол, изготовленных своими руками.

Банк идей

Модель № 1

Кукла «Сударушка» - кукла мастерится без иглы. Это игровая тряпичная кукла изготавливается из прямоугольных и квадратных кусочков ткани. Ее костюм представляет собой костюм замужней женщины, который бытовал на Руси.

Модель № 2

Кукла «Берегиня» - красивая обереговая кукла, которая предназначалась для оберега от злых духов, охраняла мир и покой в доме.

Эта тряпичная кукла изготавливается при помощи иглы и нитки.

Модель № 3

Оригинальная кукла, которая была распространена

В крестьянских семьях центральных губерний

России, в том числе в Курской губернии. Ее

Называли «Вертушка», «Перевертыш»,

«Девка-баба». Необычность куклы в том, что она содержит в себе два образа – девушки и женщины.

Варианты Критерии оценки

Наличие заказа и Наличие материалов Наличие инструментов и Достаточность знаний и уменийОригинальность идеи спроса на рынке оборудования

Модель №1 + + + + -

Модель №2 + + + - -

Модель №3 + + + + +

Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию «Сетка принятия решений»

Рассмотрев варианты моделей кукол, я выбрала модель № 3, потому что она самая оригинальная, изготавливается недолго и затрат на ее изготовление практически нет, ведь ее можно смастерить из вторичного сырья.

4. Выбор и описание базового варианта

Эта кукла «Перевертыш» выполняется в виде закрутки.

Ее можно назвать куклой кукол, потому что у нее две головы, четыре руки и две (соединенные между собой) юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы («девка»), то вторая («баба») скрыта под юбкой. Если куклу перевернуть, то «баба» откроется, а «девка» скроется.

5. Выявление основных параметров и ограничений

Кукла, которую я хочу смастерить должна отвечать следующим требованиям:

➢ Лучше использовать ткани из натуральных волокон: лен, хлопок, шерсть, из которых мастерили кукол на Руси и в нашей области;

➢ Соблюдать традиционную технологию изготовления куклы-закрутки

( мастерить без использования иглы);

➢ Одежда куклы должна сохранять традиции девичьего и женского народного костюма;

➢ Использовать для отделки наряда куклы традиционную вышивку Белгородской области – крест.

➢ Кукла должна быть красивой, изготовлена аккуратно, с душой.

6. Теоретические сведения

Подготовка к вышиванию.

История русского народа тесно связана с вышивкой. Рубахи, сарафаны, поневы, юбки, головные уборы - все с любовью украшалось различными видами вышивки. Прежде, чем приступить к вышиванию, надо подготовить ткань. Для этого выдернуть крайнюю нить со всех четырех сторон и срезать. Затем ткань намочить и проутюжить. Это делается, чтобы изделие с готовой вышивкой не потеряло потом первоначальную форму. Для вышивки понадобятся пяльцы, короткая иголка с просторным ушком, наперсток, набор любых цветных ниток и терпение. Чтобы вышивка была аккуратной, надо знать еще несколько правил. Узелки в конце нити не завязываются. Если нить одиночная, то ее закрепляют на лицевой стороне. Сделав очень маленький стежок на ткани в том месте, откуда начинается вышивка, нитку вытягивают, оставив небольшой кончик. Этот кончик закрепляют вторым поперечным стежком, а конец нити обрезают. Если вышивка выполняется в две, четыре или шесть ниток, то берут нитку по толщине в два раза тоньше и в два раза длиннее. Складывают ее пополам и вдевают двумя сложенными концами. Иглой с ниткой делают маленький стежок, который закрепляют, продевая нить в петлю на конце. Когда вышивка заканчивается, то рабочую нить закрепляют на изнанке, делая несколько стежков в месте вышивки. Можно закрепить нить и на лице вышивки, протаскивая нить под плотными стежками.

Крест и полукрест.

Эти древние виды вышивки относятся к счетным швам. Для их выполнения надо брать ткани полотняного переплетения, чтобы удобно было считать количество захваченных нитей. Можно вышивать по канве. Счетная вышивка применяется для украшения одежды, салфеток, скатертей, занавесок, а также возвращаются в нашу жизнь вышитые крестом и полукрестом картины, портреты, панно и даже ковры. Крест очень прост в выполнении, это диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Сначала делают ряд наклонных стежков снизу вверх направо (рис. а, б), а затем снизу справа вверх налево. Если делать только первые стежки, то это и будет полукрест, или гобеленовый шов.

Можно выполнить крест с горизонтальными стежками по изнанке (рис. в). Иглу выводим с изнанки на лицевую сторону в левый нижний угол клетки. Следующий прокол делаем с лицевой стороны ткани на изнаночную в правый верхний угол клетки и выводим иглу на лицевую сторону в левый верхний угол клетки. Это первый полукрест. Теперь делаем прокол в правый нижний угол клетки и выводим иглу с изнанки на лицевую сторону. Так повторяем многократно.

Диагональное положение крестов получается, когда каждый крестик вышивается отдельно (рис. д). Начинается вышивка с правого нижнего угла и постепенно поднимается вверх влево. Иглу выводим на лицевую сторону в левый нижний угол клетки, выполняем полукрест в правый верхний угол и выводим иглу с изнанки на лицевую сторону в левый верхний угол. Теперь выполняем полукрест в правый нижний угол клетки – получаем первый крестик. Для выполнения следующего крестика выводим иглу на лицевую сторону на уровне верхней линии предыдущего крестика и всегда на одну клетку левее. Таким образом, все вышитые кресты располагаются диагонально.

При заполнении сложного узора надо следить за тем, чтобы все верхние и нижние нити шли в одном направлении.

7. История и современность

У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков - древних славян. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан - чем не девушка с беленьким личиком!

Так кукла спасла человека. Эту первую славянскую куклу - игрушку для богов - назвали «Коллодией» ( возможно оттуда пошла поговорка-ворчалка "Ну, что лежишь, как колода!")

Появились и другие куклы-чучела, которых приносили в жертвы разным богам. У каждой было свое имя: Морена, Купала, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько. Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол, обычно сплетенных из соломы, с песнями носили на руках, вокруг них водили хороводы, затевали игры, после "отдавали" богам - сжигали, бросали в реку или разрывали и разбрасывали по полям. И взамен просили хороших урожаев, теплого лета, счастливой любви. Так мистический обряд стал веселой игрой, а кукла-полено и соломенное чучело позже стали детскими игрушками.

Соломенная кукла является одной из самых древних, но наименее сохранившейся. Основным ее назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам. Очень забавны были соломенные куколки - стригушки. Снизу их подравнивали, подстригали ножницами. Если стригушка поставить на поднос и потрясти, то он начинает танцевать, поворачиваться. Разновидностями таких кукол являются «Хлебная матушка» и свадебные куклы «неразлучники».

Пожалуй, любимой в старину игрушкой в русской деревне была кукла, сделанная из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

По своему назначению народные куклы делились на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые. Кукол наряжали в платья. Оказывается, шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т. е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки - символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Куклы – обереги. Традиционная тряпичная кукла была безликой. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу, в которую могут вселиться злые, недобрые силы и навредить ребенку, а куклы без лица оберегали очаг и дом. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’, то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу – оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна – «Пеленашку» вешали над изголовьем кровати или клали в колыбельку. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали куклу “Ангелочка”.

Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые или берегини домашнего очага. И делали эту куклу не без смысла. Например, кукла «Многоручка» помогала женщине справляться с множеством дел по дому.

Такие куклы-берегини передавались по наследству от матери к дочери; они наделялась магической силой, помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали их от нечистой силы. Вот как говорится про куклу в русской народной сказке: «Зато Василиса сама, бывало, не съест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек. А вечером, как все улягутся спать, она запрется в чуланчике, где жила, и подчует ее, приговаривая: «На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости. Злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?» Куколка покушает да потом и даст ей советы. И утешает в горе, а на утро всякую работу исправляет за Василису».

Обрядовые куклы. Очень важное место в ходе старинных обрядов занимали ритуальные куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Куклы из золы « зольники» дарились на свадьбах. и служили также игрушкой. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам. Также свадебной куклой были «Неразлучники». К ритуальным куклам относились: кукла «Коляда», «Меланка», «Мокредина», «Масленица», «Красота» и другие. Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани.

Кукла “Купавка”- это обрядовая кукла. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Обрядовую куклу “Масленица” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле была с растительным рисунком. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова, с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранней среди традиционных игровых свёрнутых кукол России, была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали косынку.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышок”. Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что “Малышок - голышек”, изображающий мальчика, достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Кукла “на выхвалку” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. В некоторых местностях эти куклы имели своё название. Первая кукла – «простоволосая». Вторая – “кукла с косой’’. Третья – “молодуха’’. Четвёртая – “кукла нарядная’’, она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

Одной из игровых кукол была кукла «Перевертыш». Эта оригинальная кукла была распространена в крестьянских семьях центральных губерний России, в том числе и в Белгородской области. В народе ее называли еще «Вертушка», «Девка-баба», «Девушка-женщина». Ее необычность в том, что одна кукла содержит в себе сразу две: у нее две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например, «девка»), то вторая («баба») скрыта под юбкой. Если куклу перевернуть, то «баба» откроется, а «девка» скроется. Для костюма девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины - более темные тона, две косы, закрученные в прическу и закрытые платком (или даже двумя). Прежде дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской, а современным детям это полезно знать потому, что мы должны знать свои народные традиции, культуру, историю костюма. Кукла «Перевертыш» может послужить не только интересной игрушкой, но и хорошим пособием для этого.

Историки, археологи, этнографы, педагоги, художники исследуют традиции игрушечных промыслов, изучают творчество мастеров-игрушечников. Создатели традиционных игрушек, как сказители и песенники, тоже носители прошлого, носители национальной духовной культуры. Передавая из поколения в поколение игрушечное мастерство, они смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Уже в конце XIX века народную игрушку начали активно коллекционировать. Теперь она хранится в самых больших музеях страны: в Эрмитаже и Русском музее, в Музее народного искусства, во Всероссийском музее народного творчества. Крупнейшая коллекция народной игрушки находится в Художественно-педагогическом музее игрушки. Этот музей был создан в Москве в 1918 г. , а его основателем стал Николай Дмитриевич Бартрам - художник, собиратель, настоящий знаток русского народного искусства и игрушки.

8. Дизайн - спецификация

9. Инструменты и материалы

Для изготовления куклы мне понадобятся:

1. Утюг с пароувлажнителем, гладильная доска, проутюжильник.

2. Ножницы закройные для раскроя ткани.

3. Портновский мел для обводки контуров деталей.

4. Портновские булавки для скалывания деталей.

5. Игла для вышивки крестом.

6. Наперсток для предохранения пальцев от прокола иглой.

7. Линейка закройщика.

8. Ножницы маленькие для обрезки ниток.

9. простой карандаш для вычерчивания выкроек.

Чтобы изготовить традиционную куклу необходимо одеть ее в традиционный русский костюм. Как я выяснила, в крестьянских семьях нашей области одежду шили из домотканых полотен, которые получали из льняных или шерстяных нитей, украшали вышивкой крестом, используя знаки-обереги. Конечно, в настоящее время сложно найти домотканые полотна, поэтому я решила для костюма куклы «Перевертыша» использовать куски шерстяных, льняных и хлопчатобумажных тканей из старых бабушкиных вещей и дополнить их отделкой из современных материалов.

Для изготовления куклы мне понадобятся материалы:

А) Для бабы:

1. Деревянная палочка для основы.

2. Белая хлопчатобумажная ткань для обертывания основы и изготовления головы.

3. Хлопчатобумажная ткань для блузы и платка.

4. Ткань шерстяная синего цвета, для юбки.

5. Нитки «Ирис» в цвет ткани для привязывания деталей.

6. Ткань льняная для передника.

7. Нитки мулине для вышивки крестом.

8. Бумага для изготовления выкроек.

9. Клеевая паутинка черного цвета для соединения срезов на блузе и юбке.

10. Вата для наполнения головы куклы.

11. Плетеный шнур для пояса.

Б) Для девки:

1. Белая хлопчатобумажная ткань для изготовления головы.

2. Ткань льняная для блузы.

3. Ткань шерстяная в клетку для юбки.

4. Нитки «Ирис» в цвет ткани для привязывания деталей.

5. Клеевая паутинка белого цвета для соединения срезов блузы и юбки.

6. Вата для наполнения головы куклы.

7. Атласная лента красного цвета для пояса и повязки.

8. Пряжа шерстяная для волос куклы.

11. Правила безопасности при выполнении работы

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

1. Опасности в работе

➢ Повреждение пальцев иголкой или булавкой

➢ Травма руки ножницами

➢ Травма глаз

2. До начала работы

➢ Посчитать количество иголок и булавок в игольнице

➢ Положить инструменты и приспособления отдельное место

3. Во время работы

➢ Быть внимательной к работе

➢ Надевать наперсток на средний палец правой руки

➢ Вкалывать иглы и булавки в игольницу

➢ Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед

4. По окончании работы

➢ Посчитать количество булавок в игольнице

➢ Убрать рабочее место

Правила техники безопасности при выполнении влажно тепловых работ

1. Опасности в работе

➢ Возгорание шнура

➢ Ожоги: паром, о подошву утюга от возгорания шнура

➢ Поражение током

2. До начала работы

➢ Проверить целостность шнура и чистоту подошвы

➢ Проверить наличие резинового коврика

3. Во время работы

➢ Выполнять влажно-тепловые работы, стоя на резиновом коврике

➢ Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки

➢ Ставить утюг на специальную подставку

➢ Следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался

➢ Использовать для увлажнения ткани пульверизатор

4. По окончании работы

➢ Выключить утюг

➢ Поставить на специальную подставку

12. Санитарно – гигиенические требования

➢ Перед работой вымыть руки.

➢ Работать нужно в специальной одежде (косынке и фартуке), чтобы предохранить свою одежду от ниток и ворсинок.

➢ При выполнении влажно-тепловых работ использовать чистый проутюжильник и следить за чистотой подошвы утюга.

➢ При выполнении ручных работ не перекусывать нитку зубами.

➢ Свет должен падать спереди или слева.

➢ Делать перерывы в работе каждые 1 - 1,5 часа.

13. Технология изготовления

Последовательность операции Рисунок Оснащение

I Раскрой изделия - ткань шерстяная, льняная,

Для бабы: хлопчатобумажная,

1. Прямоугольник для обертывания палочки – 1 деталь - закройные ножницы

2. Голова – 1 деталь из белой ткани - простой карандаш

3. Блуза – 1 деталь - портновский мел

4. Рукава блузы - 1 деталь 15х15 20х30 - портновские булавки

5. Юбка – 1 деталь - лекала деталей кроя

6. Отделочная полоса юбки из клетчатой ткани – 1 деталь

7. Платок – 1 деталь

8. Прямоугольник для груди куклы.

9. Передник –1 деталь

Для девки:

1. Голова – 1 деталь из белой ткани

2. Рукава блузы - 1 деталь 16х12

3. Верхняя часть сарафана – 1 деталь

15х15 20х30

4. Сарафан – 1 деталь

5. Прямоугольник для груди куклы.

II Подготовка деталей кроя к обработке -детали кроя

1. Проутюжить детали. -ножницы

2. Подготовить вату, сутаж, нитки «Ирис» и мулине, атласную ленту, -утюг шерстяную пряжу для косы куклы. - гладильная доска

- проутюжильник

- деревянная палочка

III Изготовление основы: - ткань

Деревянную палочку высотой 25-30 см плотно обернуть тканью и перевязать - нитки «Ирис»

нитками в 3-х местах. - линейка

IV Голова: - лоскут для головы куклы

1. К верхним концам основы привязать квадратный лоскут белой ткани, - вата внутри которой вложена вата. - нитки «Ирис»

Точно так же оформляем противоположный конец основы.

V. Руки. - утюг

1. Лоскут для рукавов бабы и лоскут для блузы девки заутюживаем в виде - гладильная доска плиссировки, закладывая складки поперек лоскута. Срезы соединяем клеевой - проутюжильник паутинкой в кольцо. - детали рукавов

2. Перевязываем концы лоскутов ниткой «Ирис» по бокам, чтобы получились - клеевая паутинка ручки у бабы и девки. - нитки «Ирис»

Укладываем рукава сзади, вокруг шеи и привязываем ниткой. Расправляем - ножницы плиссировку, чтобы рукав был пышным.

VI Грудь. -вата

1. Лоскуты ткани 10х10 см наполняем кусочками ваты и формуем грудь. У -ткань белая х/б девушки она поменьше, у женщин – побольше. Связываем шарики и -ножницы привязываем к основанию. -нитки «Ирис»

VII Блуза для бабы и верхняя часть сарафана для девки. -полоса для верхней части сарафана

1. Нужную полосу из ткани сворачиваем пополам и обертываем ею грудь и -ножницы спину куклы «Бабы-девки» крест-накрест, привязываем концы ткани к основе -нитки «Ирис»

как можно пониже. -деталь для блузы

VIII Юбка и сарафан. -деталь для юбки синего цвета

1. Лоскут для юбки бабы подгибаем по верхнему срезу на 7 мм и -клеевая паутинка подклеиваем на клеевую паутинку. -ножницы

2. Срезы юбки соединяем клеевой паутинкой, подгибая края на 1 см. - утюг

3. По низу юбки приклеиваем отделочную полосу из шерстяной ткани в синюю - гладильная доска клетку. - проутюжильник

4. Закладываем юбку складками под грудью куклы и привязываем нитками. -полоска для отделки юбки

5. Лоскут для сарафана девушки украшаем по низу сутажом красного цвета, закрепляя его на клеевую паутинку.

6. Сарафан собираем под грудью куклы и привязываем его красной атласной лентой, завязывая ее сзади на бант.

7. Низ юбки куклы «бабы» подгибаем на изнанку и соединяем с сарафаном куклы «девки» клеевой паутинкой.

IX Передник -деталь из льняной ткани

1. Выполнить вышивку крестом черными нитками, счетную гладь синими -ножницы нитками. -клеевая паутинка

2. Долевые края передника завернуть на изнанку и закрепить клеевой -утюг паутинкой. -гладильная доска

3. Для пояса передника использовать красный сутаж, который наклеить на - Проутюжильник передник клеевой паутинкой. -нитки мулине

4. Передник надеть на куклу «бабу» и привязать завязками из сутажа. -игла для вышивки крестом

IX Головной убор. -атласная лента

1. Для девушки изготавливаем косу из шерстяной пряжи и завязываем -ножницы красную атласную ленту. -деталь для платка

2. На голову бабы повязываем платок. -шерстяная пряжа

Х Окончательная отделка изделия. -ножницы

1. Обрезать имеющиеся нитки. -утюг

2. Отутюжить юбку и сарафан куклы. -гладильная доска

- проутюжильник

14. Экологическое обоснование

Мое изделие экологически безопасно. Оно не выделяет токсических веществ. Для изготовления куклы использованы традиционные ткани: лен, шерсть, хлопок. Ткани состоят из натуральных волокон, поэтому являются экологически чистыми. Из синтетической ткани (атласа) изготовлены только пояс и повязка на голову девушки. Клеевая паутинка тоже химический материал, но он использован в малых количествах и не токсичен. При использовании кукла будет безопасна для детей. Когда кукла станет старой, ее можно легко утилизировать без вреда из окружающей среды.

15. Экономическое обоснование

Себестоимость: С = С1+ С2+ Ао

Затраты Себестоимость за единицу Количество Общая стоимость

(руб. ) (руб. )

Стоимость материалов (С1)

Ткань белая х/б Вторичное использование

Шерсть синяя Вторичное использование

Шерсть клетчатая Вторичное использование

Ткань красная х/б Вторичное использование

Лён с рисунком Вторичное использовани

Ткань цветная х/б Вторичное использование

Лён белый в полоску Вторичное использование

Ткань бежевая х/б Вторичное использование

Сутаж 10 0,3 3

Клеевая паутинка 4 1м 4

Нитки «Ирис» 15 2м 1,5

Шерстяная пряжа Вторичное использование

Атласная лента красного цвета шириной 2 см 3 0,15м 0,45

Атласная лента шириной 5 0,3м 1,5

Нитки мулине Были в запасе

Итого: 10,45

Стоимость коммунальных услуг (С2)

Электроэнергия 2,36 0,01кВт 0,24

Холодная вода 18,87 5 л 0, 01

Итого: 0,25

Стоимость оборудования – (Со)

Игла для вышивки крестом 5 1 шт. 5

Ножницы 90 1 шт. 90

Линейка 4 1 шт. 4

Утюг 120 1 шт. 120

Гладильная доска 400 1 шт. 400

Портновские булавки 15 1 уп. 15

Пяльцы 25 1 шт. 25

Итого: 659

Ао 0,33

Всего: 11,03

Так как оборудование не приобреталось, а лишь использовалось, то я взяла амортизационные отчисления (Ао), которые составили:

Ао = Со*0,05% = 659 *0,05% = 0,33 руб. Тогда себестоимость моего изделия равна 11руб.

16. Реклама

Кукла – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам!

Посмотри, как хороша!

Эта кукла не простая,

«Перевертышем» зовется.

Глянешь так – красна девица,

Эдак – бабой обернется!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

17. Самооценка

Я думаю, что моя кукла удалась на славу. Она выполнена с сохранением традиций русского костюма, аккуратно, с душой и очень оригинальна. В отделке костюма я использовала обережные знаки. Моя тряпичная кукла выполнена в технике куклы-закрутки, без иглы, но с применением элементов современной технологии (соединением срезов клеевой паутинкой). Я очень довольна своей работой, мне самой хочется играть этой куклой!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)