Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Связь Моцарта с масонским движением

«Музыка Моцарта особенным образом скрывает свою тайну в тех местах, где она звучит наиболее прекрасно, но именно там ее труднее всего понять.

Ее первоисточник надо искать в высших сферах бытия, с которыми гений мог быть связан особым образом» (В. Граф).

Введение

Жизнь и творчество В. А. Моцарта окружены многочисленными тайнами и легендами. В данной работе мы не ставим перед собой цели раскрыть и расшифровать все тайны биографии Моцарта, поскольку по прошествии веков это вряд ли возможно. Но приблизиться к разгадке тайны под названием «Моцарт и масоны» считаем возможным и интересным.

Целью работы является знакомство с масонским движением, с масонской музыкой, а также исследование связей оперы Моцарта «Волшебная флейта» с идеологией и символикой масонства.

1. Масонство

Масо́нство (франкмасо́нство, фр.  Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде тайной международной организации с ритуалами и символикой, иллюстрирующими принципы и идеалы масонства. Название масон или франкмасон происходит от фр.  franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство существует в форме местных лож — обычно небольших групп численностью до 40-50 человек, объединённых территориально, существуют ложи и крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для них главной. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нем, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между масонами.

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.

Идеология и символика

Одной из главных целей масонов является необходимость нравственного самосовершенствования и духовного роста человека. Каждый масон чтит Бога, обращаясь к нему как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной». Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий. Вместе с тем, масонское сообщество носит светский характер.

Представление о Боге как о некоей абстрактной первопричине сущего - один из основополагающих принципов масонов. Исходя из этого, масонские авторы записывают в свои ряды многих великих светил древности: Раму, Заратустру, Кришну, Конфуция, Будду, Моисея, Магомета, Иисуса Христа.

Цель масонства – нравственное совершенствование человечества: «борясь со всем дурным в человеческой натуре» и развивая все то, что в ней есть хорошего, помочь человеку найти искру Божию внутри себя и развить ее в светлое пламя, которое освещало бы его собственную жизнь и служило бы путеводной звездой для окружающих.

Девиз масонства – Свобода, Равенство и Братство.

Главная задача братства - построение символического Храма – Храма Духа, Храма Человечности.

Масонские ложи использовали особый символический язык, так как основы масонского искусства не подлежали разглашению, было запрещено заносить их на бумагу.

Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми так называемыми «братьями» движения.

От средневековых братств каменщиков масонские

"Ковер" - набор символических ложи унаследовали свою первоначальную изображений в ложе. организационную структуру (ученик – подмастерье

- мастер) и атрибуты (фартук, перчатки, отвес, циркуль, строительная лопатка).

Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз — «Лучезарная Дельта», как он называется в масонстве. Всеобщими великими символами масонства являются также Пентальфа, или Пентаграмма, Шестиугольная Печать Соломона (другое название — Щит Давида), Точка в Круге, Кубический Камень, Солнце и Луна. Наряду с ними есть символы, пришедшие из оперативного искусства, а именно: Грубый Камень и Совершенный Тесаный Камень, рабочие инструменты.

К базовым масонским принципам («стандартам регулярности») относятся:

• Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.

• Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.

• Допуск к членству только мужчин.

Как становятся масонами и масонские степени

Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира - не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию. Инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов. В некоторых ложах требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др.

О ритуале посвящения

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, обстановка которой соответствует названию, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.

Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Три сильные удара в дверь означают известное изречение Писания: «Простите и дастся вам, ищите и найдете, стучите и вам отворят».

Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала.

В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на нее также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (Досточтимый Мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что еще более усиливает впечатления кандидата.

Фартук - один из главных символов в идеологии ранних

Масонский фартук масонов, а также атрибут масонских регалий и Масон в фартуке ритуальный предмет. Изначально это фартук строителя

(вольного каменщика) - крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений. Позже был заменен на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является до сегодняшних дней. Каждый посвященный в масоны получает фартук, который он должен носить в ложе.

Масонские степени

Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трех основных степенях или градусах: Ученика, Подмастерья, Мастера. Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определенным промежутком времени между присвоением каждой из них.

Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени - степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками.

Во 2-й степени – степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нем, данная степень обращается к разуму человека.

Наиболее важная и драматическая 3-я степень – степень Мастера -

посвящена тематике смерти, ее основой является история о смерти

Мастера Хирама - легендарного руководителя строительством Храма

Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма.

Сертификат (диплом) мастера-масона. Подобные документы выдавались после возвышения члена ложи в 3-ю степень.

2. Связь Моцарта с масонским движением

Известно, что Моцарт, как и его отец Леопольд Моцарт, принял масонство в 1784 году, и во многих его поздних сочинениях прослеживаются масонские идеи (в частности, в опере «Волшебная флейта», KV 620).

Справедливо считается, что в последних произведениях Моцарта сконцентрированы его духовные идеалы. Внимание Моцарта обратилось к поиску и музыкальному воплощению духовных универсалий, выходящих за узкие рамки современных ему догм и церковных конфессий. Именно об этом свидетельствует его активное участие в деятельности венской ложи «Zur Wahren Eintracht» с 1784 года, известной своей ориентацией не на обрядовую сторону, - в которую любили играть аристократы того времени,- а на постижение универсальных общечеловеческих идеалов и духовных законов. Моцарт принимал в собраниях масонов живое участие, занимая в ложе должность "музицирующего брата". Нам известен целый ряд произведений Моцарта, сочиненных для масонских собраний: кантата «Радость каменщика», песни «Странствие подмастерья», «Открытие и закрытие ложи» и «К новокоронованной надежде» (1785 г), кантата для освящения масонского храма «Вы, почитающие Творца необъятной вселенной» (Оп. 619) и «Траурная музыка каменщиков» (1791). Наконец, написанная в том же году прославившая Моцарта опера «Волшебная Флейта», в символической форме излагающая масонские духовные идеалы. Она имела мифологический фасад, но, по словам Гёте, « в то же время, от посвященных не ускользает её высокое значение».

Всего лишь за несколько недель после приема в венскую ложу Моцарт поднялся от «подмастерья» до «мастера», что в рамках масонской иерархии следует рассматривать как необычайно быстрое продвижение вперед (обычно для такого продвижения требовалось около пяти лет). Значение при этом имело то, что Моцарт все сильнее связывал свои музыкальные произведения с ритуалом и обычаями франкмасонов. Это вело к созданию новых по форме произведений, которые использовались в культовых действиях.

Наряду с версией об отравлении Моцарта итальянским композитором Антонио Сальери, существует и другая версия: открытая постановка мистериальной оперы послужила поводом для физического устранения композитора масонами.

Вот как об этом рассуждает А. Демидов:

«Это очень спорный вопрос. В 1784 г. – год принятия Моцарта в масоны – учреждается Великая Ложа Австрии, которой подчиняются 45 лож в самой Австрии и на подвластных ей территориях. Однако в 1786 г. император Иосиф Второй запрещает все ложи, кроме трех в Бельгии – Австрийских Нидерландах; через год запрещаются и эти ложи. Император Франц Второй в 1793 и 1801 гг. издает запреты на деятельность масонских лож в Австрии и ее владениях. Конечно, могущественный Орден франкмасонов не испугался бы гонений Иосифа Второго, которого уже более года как не было на свете. Франкмасоны – к последним тоже принадлежал композитор – сами держали в страхе всех правителей Европы. Наивно утверждать, что масоны не могли отравить Моцарта, так как боялись репрессий. Другое дело – было ли им это нужно?

Немецкое, австрийское искусство было при венском дворе бесправным по сравнению с итальянским. У Моцарта была заветная мысль: создать национальный оперный театр. Господство итальянской оперы вынуждало композитора пользоваться для большинства своих опер, в том числе для «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана», итальянскими либретто. Он же хотел утвердить музыкальный театр на родном языке. С презрением и гневом Моцарт писал об аристократии, чуждой национального достоинства и преклоняющейся перед иноземной модой. Своей последней оперой «Волшебная флейта» он внес неоценимый вклад в создание немецкого оперного искусства Так что были у Антонио Сальери серьезные основания, чтобы ненавидеть Моцарта, быть «злым демоном его жизни», освистывать его лучшие произведения, не допускать в сферу придворной жизни, что в итоге довело величайшего композитора до самого бедственного положения, до нищеты».

Легенда об отравлении Моцарта композитором-соперником А. Сальери, как говорится, стара как мир. Но и версия о мести масонов тоже очень давняя. Вот как о ней повествует Марина Каминская .

Масоны якобы вынесли Моцарту приговор после «Волшебной флейты». Одних масонов эта опера будто бы оскорбила: действие «Флейты» происходит в Древнем Египте, но под видом египетского пародируется масонский церемониал, изобличается лицемерие посвящаемых и т. д. Другие масоны якобы решили наказать Моцарта за разглашение обрядовых тайн: ведь в опере есть моменты, почти копирующие порядок, даже детали венского посвящения в масоны! Вероятно, были масоны, рассуждавшие иначе. Выдать эти тайны, говорили они, невозможно: кто их не знает, тот и намеков не поймет. И даже не заметит. Но реально ли, чтобы такие трезвомыслящие масоны были в большинстве?

Версия о масонской мести не универсальна. Она не объясняет вот что: почему Моцарта не убрали, как только он принялся за работу над «Флейтой»? Ведь то, что он затеял, не держалось в секрете. Почему, убив композитора «Флейты», пощадили ее либреттиста (масоны были оскорблены словом!)? «Масонская линия», как и все прочие, которые с первого взгляда кажутся верной дорогой к отгадке этой тайны, вдруг начинает ветвиться. И вот уже возникает такое предположение: зачем масонам мстить Моцарту? Да они на руках должны были носить Моцарта за «Волшебную флейту» со всеми ее тайными знаками и намеками.

Существует также версия, что когда Моцарт говорил, что отравлен и момент его смерти точно рассчитан, то имел в виду как раз масонские знаки.

Один немецкий биограф Моцарта сосчитал, за сколько дней в маленькой трагедии Пушкина Моцарт сочинил «Реквием», и получилось потрясающе. Таинственный посланец, «одетый в черном», зашел к Моцарту «недели три тому» (21 день), потом – назавтра (безуспешно), на третий день наконец застал, и Моцарт, получив заказ, тотчас сел писать «Реквием». На момент беседы с Сальери он сообщил, что «Реквием» готов.

21-3=18. Простая арифметика. Но что за результат!

Масоны связывали происхождение своего учения с мифическим мудрецом, мастером всех наук и искусств, знатоком всех ремесел Гермесом Трисмегистом, которого древние римляне почитали как бога Меркурия. Его именем не случайно названа ближайшая к Солнцу планета: «Меркурий – писарь Солнца», - как говорилось в одной старой книге. 18 для масонов и последователей других тайных учений, признающих алхимию, было числом золота, то есть Солнца; 8 – числом ртути, то есть Меркурия. Поскольку единица (как и двойка) алхимического эквивалента не имела, то 18 (и 28) в определенной ситуации воспринималось как восьмерка, Меркурий словно соединялся с Солнцем - недаром афиша и обложка первого издания либретто «Волшебной флейты» - сплошь в символах Меркурия.

Теперь вернемся к пушкинской маленькой трагедии. Моцарт, сочиняя «Реквием» по заказу «черного человека», в последние 18 дней думал о смерти. Причем, как очевидно, собственной. Она словно распростерла над ним свои крылья.

А что говорят биографы о последних днях Моцарта? Мысль о том, что он отравлен, пришла к Моцарту за полгода до смерти (предполагается, что именно тогда Моцарт получил первую дозу яда, содержащего ртуть, - то есть символ Меркурия – таково коварство!). Примерно в то же время к нему явился человек, заказавший «Реквием».

«Черный человек», возможно, не смутил бы покой Моцарта. Беда в том, что заказчик был в сером Сердце Моцарта сжалось: серый (или серебристый) – цвет Меркурия. Человек в сером, заказывающий «Реквием» В этом сочетании Моцарту не могло не показаться недоброе.

Посланец был управляющим графа Вальзегга Штуппаха, «Реквием» граф заказывал в память супруги. Намеревался ли он, посылая «серого», да еще наделенного такой неординарной внешностью, попугать Моцарта? Поскольку Штуппах был известен привычкой выдавать за свои написанные по его заказу музыкальные сочинения, а в его владениях добывали ртуть, то возникла версия: а не мог ли он ради «Реквиема» убить его автора?

Но рассматривают и такую версию: Моцарт разгневал религиозных фанатиков. Архиепископ венский или кто-то из верных его людей вовлекают в заговор Сальери, в симпатиях к тайным обществам незамеченного, тот прибегает к помощи Штуппаха и Зюсмайера. Один готовит яд, другой – травит, поскольку на правах ученика свободно появляется в доме Моцарта в любое время.

Когда Моцарт говорил, что его отравили, и момент его смерти можно рассчитать, он, возможно, имел в виду какую-то конфигурацию светил, проводя лишь посвященным понятные параллели между земным и небесным. Но вот факт явный, неопровержимый: 18 ноября 1791 года Моцарт дирижировал своей кантатой на освящении храма масонской ложи (что, кстати, свидетельствует о том, что и после «Волшебной флейты» братья встречали его, как прежде). Кантата – объемом в 18 листов - так задумал Моцарт, и надо ли сомневаться, что неспроста. А дальше он умер ровно на 18-й день после исполнения 18-го числа 18-страничной кантаты

Может ли быть, что череда этих солнечно -меркурианских чисел – невероятное совпадение?

Как бы отвечая М. Каминской, скажем, что, конечно, может. Но не заметить этого удивительного совпадения невозможно.

Как писал Клод Дебюсси, «Музыка — это таинственная математика, элементы которой являются частью бесконечности». Эти слова, по-видимому, можно отнести и к таинственному финалу жизни гениального композитора В. А. Моцарта, отмеченному столь странной и непостижимой нумерологией.

3. Опера «Волшебная флейта».

«Волшебная флейта», пожалуй, единственное в мире музыкальное сочинение, известное широкой аудитории, в котором столь ярко раскрываются священные тайны и символика масонства. Они прослеживаются на разных уровнях – от сюжета до деталей музыкального текста. Безусловно, очень трудно охватить все разнообразие масонской символики и специфику ее претворения в опере Моцарта. Подробно остановимся лишь на некоторых знаках и символах, обращающих на себя внимание.

Основная тема оперы – выход из духовной тьмы в свет через посвящение – является ключевой идеей вольных каменщиков. Символизм оперы, вне всякого сомнения, связан с ритуалом инициации в масонстве.

Следует сказать, что либреттист оперы Эммануэль Шиканедер состоял в той же масонской ложе, что и Моцарт. Основным источником эзотерики для либретто послужил роман «Сет» Жана Террассо (1731), действие которого происходит в Египте. Египетские декорации (пирамиды, сфинкс, пальмы) стали и частью общего замысла «Волшебной флейты». Ведь, как говорилось во вступительном разделе, тайные знания египетских жрецов — один из источников масонского учения. Имена Тамино и Памина, по одной из версий, тоже имеют египетское происхождение.

Обращение авторов к образу Зороастра (Зарастро в опере) не является случайным. Их привлекла не только популярность Зороастра как древнего мудреца, философа, или мага и астролога.

В своей проповеди Заратустра (Зороастр) отделил добро и зло как две

Николай Рерих. Заратустра. изначально существующие в мире природы не имеющие между собой ничего общего, призвал следовать добру и отвергать зло. Согласно поздним вавилонским легендам, Зороастр, по-видимому, был одним из первых каменщиков и строителем знаменитой Вавилонской башни. Возможно, именно поэтому фигура Зороастра стала для масонов воплощением совершенного человека, глубокого мудреца и магистра каменщиков.

Имя Зарастро происходит от греческого слова «сарос», означающего солнечный период продолжительностью 18 лет. Число 18 для масонов священно, его символика содержится в строгой тайне. О драматической роли этого числа в судьбе Моцарта говорилось в предыдущем разделе. Напомним лишь, что Моцарт имел восемнадцатый чин в масонской иерархии и что число «18» в масонстве символизирует жертву. В опере это число (символ золота и Солнца), как и родственное ему число «8» (символ ртути и Меркурия), также обращает на себя внимание. 18 жрецов в свите Зарастро; 18 малых пирамид (9 слева и 9 справа от центральной большой пирамиды), составляющих декорацию центральной (6-й) и предфинальной (10-й) картин оперы; в 8-й и 18-й сцене появляется властелин света Зарастро, который пропевает за всю оперу 180 тактов; 18 лет Папагене; опера длится около 180 минут; афиша и обложка первого издания либретто «Волшебной флейты» изобиловали символами Меркурия (которому соответствует число 8). Вероятно, этот ряд может быть продолжен. Например, в сцене, завершающей испытание Тамино и Памины водой и огнем – хор «Триумф» в финале второго акта, - возглас «Kommt!» («Придите!» или «Войдите!» - призыв подняться по лестнице в светлый храм вновь посвященным) звучит 18 раз.

Цифра «3», наполненная мистическим и символическим смыслом для всех без исключения религий и учений о мироздании, фигурирует в опере еще чаще. Три дамы (свита Царицы ночи), три мальчика (духа, добрых гения), три испытания, три храма («Мудрость», «Разум», «Природа»), три добродетели, необходимых для прохождения испытаний принцем Тамино (быть упорным, терпеливым и молчаливым). Наконец, три качества, восхваляемых в финальном хоре: Сила, Мудрость, Красота (так называются три великих столба, которые поддерживают масонскую Ложу и упоминаются в инициациях). Напомним, что треугольник с Всевидящим оком - «Лучезарная Дельта» - главный масонский символ первого градуса, степени Ученика, говорящий масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Вероятно, поэтому принцип троичности пронизывает оперу от начала до конца. «Тройку» можно найти практически в любой сцене оперы, её невозможно не заметить.

Три аккорда (трезвучия Es – с – Es, тональностей с тремя бемолями!) звучат в начале увертюры как три сильные удара в дверь, с которых начинается посвящение в степень Ученика. В центральной (6-й) картине, предшествующей испытаниям героев, такие же три аккорда звучат трижды (3х3).

Призыв Папагено к продолжению испытаний тоже строится на троекратном повторении трёх трубных звуков (разговорная интермедия между сценами №17 и №18): вновь 3х3.

В клятве Царицы Ночи богам мщенья возглас «Hört!» («слушайте!») звучит трижды, сопровождаясь тремя акцентированными звуками с «тиратами». В последней сцене с участием Царицы Ночи её свита (3 дамы и Моностатос) коленопреклоненно провозглашает власть Царицы тремя музыкальными фразами по три такта (3х3), построенными на трезвучиях терцового соотношения: c – As – f (снова 3х3). Вспомним, что перед закрытием ложи братья-масоны трижды три раза делали круг вокруг стола, исполняя последний куплет хоровой песни.

В сцене, где жрецы окончательно возвращают Памину ее суженому Тамино, посчитав её достойной пройти с ним два последних испытания (водопад и огненную пещеру), «двери раскрываются» во время звучания трех звеньев секвенции (мотивы из повторяющихся звуков стаккато, на пиано), напоминающих робкий (скромный) троекратный стук в дверь.

В заключительной сцене, представляющей солнечный храм (тональность Es – dur), Зарастро стоит на возвышении, Памина и Тамино – по обе стороны от него. Вновь треугольник с его символическими смыслами (неразрывная связь духа, души и тела, аллегория Божественной Троицы, и т. п. )

На протяжении всей оперы противопоставляются Свет и Тьма: и на уровне сценографии (ремарки авторов), и на уровне музыкальной драматургии (ладо-гармонические средства, динамические и тембровые краски). Свет – это царство Зарастро, царство мудрости и истины, тьма – царство Царицы ночи, тёмных сил, а также тьма невежества, непросвященной души, блуждающей в потемках. Опера символически воссоздает такой элемент посвящения как вход новичка из темного в ярко освященное помещение. Эффект усиливается использованием повязки на глаза, в опере – покрывала для Тамино, Папагено и Памины.

На уровне музыкальной драматургии противопоставлению «Свет – тьма» соответствует противопоставление «Консонантность – диссонантность» и «Минор – мажор». В опере абсолютное господство мажора и консонантности. При этом преобладают тональности Es – dur (основная тональность); C – dur, F – dur, D – dur (тональности жрецов, Зарастро, Волшебной флейты); G – dur (тональность Папагено и Волшебных колокольчиков).

Стиль, характерный для образной сферы Зарастро и жрецов в опере «Волшебная флейта», исследователи называют «Humanitatsstil» (в западной литературе) или «Тон Зарастро» (в отечественной литературе). Главными признаками этого стиля Е. Чигарева считает: тональность Ми-бемоль мажор (три ключевых знака) и находящиеся в тесной связи с ней до минор и До мажор, в гармонии и в мелодии – сочетание хоральности и песенности, важная роль духовых инструментов

Тональная сфера Царицы точи тоже преимущественно мажораная: B – dur и F – dur. Но в те моменты, когда проявляется демоническая сущность её самой и её свиты, происходит переход в минор с активным использованием уменьшенных септаккордов и других диссонансов: например, окончание Арии мщенья Царицы ночи в d – moll (клятва богам мщенья) или сцена в финале оперы, в которой её приближённые, стоя на коленях, провозглашают власть Царицы, после чего все проваливаются, – в c – moll. Разумеется, этот ряд тоже может быть продолжен.

Один из главных пунктов масонской клятвы – обещание хранить тайну. Вспомним, что строительные ложи использовали особый символический язык именно потому, что основы масонские тайны не подлежали разглашению, было запрещено заносить их на бумагу.

Тамино жрецы храма напутствуют первой заповедью: «Будь скрытен». И первое испытание – испытание молчанием (как для Тамино, так и для его комического двойника Папагено). Папагено неоднократно наказывают за его болтливость. Кроме того, обо всех сокровенных тайнах, обо всем чудесном (волшебном), непостижимом в опере сообщается на пиано и с композиторской ремаркой «sotto voce»! Эта ремарка использована композитором 8 раз (вновь сакральная восьмёрка, которая, как известно, является еще и знаком бесконечности). Это сообщения:

1) о волшебной флейте (сообщение трех дам, сцена №5),

2) о чудесных колокольчиках (они же, сцена №5),

3) о трех мальчиках – добрых духах (те же дамы, сцена №5),

4) об условиях Посвящения (тема Жреца, сцена №8),

5) об истинной сущности властелина Света Зарастро (хор жрецов, сцена №8),

6) о Посвященных (марш жрецов, №9 - безмолвное повествование чисто музыкально- сценическими средствами, как знак неизреченной тайны),

7) о смерти, неизбежной для тех, кто не выдержит испытаний (жрецы, сцена №11),

8) о рассвете новой жизни, наступающем для Посвященных (три мальчика, сцена №21).

Вывод: масонские символы в опере представлены прежде всего числовой символикой, а также появлением на сцене масонских атрибутов, знаков, элементов ритуала. Моцарт гениально отображает важные элементы масонских ритуалов и масонского мировоззрения средствами своего композиторского стиля.

4. Масонские символы в других сочинениях Моцарта

Обратимся к другим доступным нам масонским произведениям Моцарта. Каким же образом в них проявляется масонская символика и идеология? Нам удалось познакомиться лишь с некоторыми масонскими сочинениями Моцарта: с песнями “Ihr unsre neuen Leiter” (1785, KV 484), “Zerfließet heut’, geliebte Brüder” (1785, KV 483) и кантатами “ Die Maurerfreude” (1785, KV 471) и “Laut verkünde unsre Freude” (1791, KV 623). Стиль, характерный для образной сферы Зарастро и жрецов в опере «Волшебная флейта», сразу обращает на себя внимание. В этих произведениях мы находим тональность Es-dur и находящиеся в тесной связи с ней C-dur и c-moll, сочетание хоральности и песенности в гармонии и мелодии, а также важную роль духовых инструментов (в масонском ритуале присутствует горн или рог).

Исследователи находят эти знаки («тон Зарастро») и в других сочинениях Моцарта: в операх («Идоменей», «Милосердие Тита», «Так поступают все»), в инструментальных сочинениях, не связанных с масонской тематикой. Так, в журнале «Музыкальная академия» упоминается выступление на конференции молодого музыковеда с темой «Масонские символы в симфонии Моцарта № 41 “Юпитер”»; а в статье Ю. Хохлова о песнях Моцарта автор находит параллели с партией Зарастро в песне «Достойный путь» («Lied zur Gesellenreise», KV 468) на уровне музыкальных средств и образной сферы (5).

По словам Е. Чигарёвой, количество ми-бемоль-мажорных, до-минорных и до-мажорных произведений, созданных Моцартом в последнее венское десятилетие его жизни, поражает: это почти треть всего сочиненного в эти годы, причем в Ми-бемоль мажоре - около тридцати (6). Вряд ли можно сомневаться, что эти три тональности обладают определенным значением.

Заключение.

Мы не нашли собственно масонской ритуальной музыки, что объясняется стремлением масонов к строгому сохранению своих тайн. Её либо не существует, либо она хранится в строгой тайне. Можно сказать, что существуют поэтические и музыкальные произведения, специально сочиненные для масонских ритуалов, однако, по-видимому, не существует «масонской» музыкальной стилистики как таковой. И гениальность оперы «Волшебная флейта» проявляется не только в том, что это шедевр мировой музыкальной культуры, но и в том, что это памятник масонским идеалам XVIII века, которые выражены средствами, характерными для музыкального стиля В. А. Моцарта.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)