Традиции жанра готической новеллы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»
С детства всем известно, что Александр Сергеевич Пушкин – один из величайших поэтов мира. Но наряду с этим он ещё и замечательный писатель. Мне запомнилось множество прозаических сочинений – сказки, повести, публицистические произведения и, конечно же, его особенная повесть «Пиковая дама», которая буквально пропитана чем-то мистическим, непознанным и необъяснимым. Вероятно, поэтому меня привлекла тема «Традиции жанра готической новеллы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Я решил выяснить, что такое готика, какое отношение она имеет к творчеству А. С. Пушкина. В моём понимании готическая литература – это произведения мистического толка, главными героями которого являются мрачные люди с загадочным и тёмным прошлым.
Действие разворачивается, как правило, в готических мрачных замках, подземельях, пещерах. Настроение произведений можно описать как меланхолическое и, говоря современным языком, депрессивное. А Пушкина я знаю как поэта и писателя светлого, оптимистичного, несущего читателям тепло, доброту и радость. И вдруг готическая новелла.
Произведениями данного жанра люди зачитываются уже более трёх столетий. Исследований, посвящённых готической литературе, очень много. Но основная масса их ссылается на самые ранние работы об этом жанре, такие, как «История ужаса: Исследование готического романа» Эдит Биркхед, «Готическое пламя» Девендры Варме, «Великобританские рассказы
Ужаса» Питера Хейнинга. Интересна работа Г. Ф. Лавкрафта «Ужас и сверхъестественное и литературе». В последние 5 – 10 лет появилось немало статей в самых разных журналах, в которых говорится о становлении, развитии и месте готической литературы в современном мире.
В чём же причина популярности готики, как литературного направления? Возможно, сильное эмоциональное воздействие на человека. Возможно, люди ищут ответа на какие-то свои вопросы, пытаются проникнуть в тайны потустороннего мира. В современной жизни тоже существует понятие «готика». В конце 70 –х годов двадцатого века зародилась субкультура «готика». Вначале готами называли исключительно поклонников готических музыкальных групп. Постепенно они приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет. В конце 80-х - начале 90-х годов готика трансформировалась и вобрала в себя прилегающие области искусства – литературу и кино. Прежде чем приступить к работе я изучил соответствующую литературу, пользовался фундаментальной электронной библиотекой. В результате определилась цель – выявить традиции готической новеллы в повести А. С. Пушкина « Пиковая дама». Перед собой я поставил следующие задачи:
1) выяснить, что такое готическая новелла; 2) дать анализ эпизодов, в которых обнаруживаются традиции готической новеллы; 3) сформировать своё представление по рассматриваемой проблеме. Для достижения цели и решения поставленных задач я использовал следующие методы: 1) изучение и анализ литературы; 2) метод наблюдения; 3)
1. Черты готической новеллы.
Готическая новелла – произведение с элементами сверхъестественных, таинственных приключений, фантастики и мистики. Натан Дрейк, редактор журнала « Литературный досуг», так определял готический жанр: «ничто не воздействует столь сильно на человека, как готическая литературадаже самый невосприимчивый мозг, рассудок, свободный от каких бы то ни было следов суеверия, непроизвольно признаёт её власть и силу» Выдающийся знаток жанра Монтегю Саммерс в книге «Потусторонний омнибус» выделяет следующие типы описываемых в литературе сверхъестественных явлений: потусторонние силы, их посещение со злой целью, явление призрака, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готической новеллы.
Вообще готическую новеллу отличают следующие черты:
1) Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.
2) Повествование окутано атмосферой страха и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя или героини.
3) Местом действия чаще всего бывают древний, заброшенный замок или монастырь. Иногда это помещение с длинными тёмными коридорами. Обстановка включает в себя завывание ветра, безлюдные места, дремучие леса – словом, всё, что способно усилить страх героев, а значит, и читателя.
4) По времени действие происходит, как правило, в прошлом. Причём все основные события разворачиваются под покровом ночи.
5) В ранних готических произведениях центральный персонаж – девушка. Она красива, молода, добродетельна и в финале вознаграждается счастьем, положением в обществе и богатством. В поздних произведениях главный герой – злодей, отравляющий жизнь героям, тиран и деспот. По мере развития жанра злодей вытеснял героиню из центра читательского внимания. В поздних образцах жанра он обретает полную силу власти и становится двигателем сюжета.
Так же нужно отметить ряд классических образов-символов, характерных для готики: свечи, загадочные голоса, шаги, шорохи, привидения, кинжал и прочее.
Общей для всех произведений готической литературы является философия, основанная на предопределённости судьбы. Как ни борются герои с роком, им ни за что не избежать того, что должно произойти. Готическая новелла фаталистична. Она разрешает верить в нечто сверхъестественное, необычное и в свою возможность как-то повлиять на ход жизни, но не позволяет всё это осуществить. Она может интриговать читателя, заставить его задуматься над тем, что есть добро и зло, поверить в волшебство человеческого воображения. Через увлечение готической литературой прошли почти все представители романтического поколения, вступившего в литературу в начале 19 века: Сэмюель Колридж, Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт, Эдгар По, Эрнест Теодор Амадей Гофман. В Россию готическая волна начинает проникать к 1790-м годам. Одной из основных особенностей построения русской фантастической повести становится наличие экспозиции и концовки, где герои обсуждают вопрос о возможности сверхъестественного события в современной жизни. Определяются две точки зрения – признание и отрицание такой возможности, причём ни одна из них не является безусловной. Таким образом, само сверхъестественное не является для русских авторов некоей данностью, но берётся под сомнение. Нечто подобное мы видим и в «Пиковой даме» А. С. Пушкина, которая тем самым включается в общее русло развития русской фантастической повести 1830-х годов.
2. Роль эпиграфов в повести.
Я думаю, что следует внимательно приглядеться к такому важному элементу повести, как эпиграфы, предваряющие каждую главу. Эпиграфа отражают общий смысл и идею, помогают читателям разобраться в том, для чего в произведении служит тот или иной эпизод, отрывок. Эпиграф к первой главе – единственный, имеющий вид стихотворения.
Эпиграф, как камертон, настраивает читателя на нужный лад. Прочитав первый, мы понимаем, что речь пойдёт о карточной игре, что не обойдётся без греха – «Бог их прости»! Нет у Пушкина случайных и лишних слов. Из нескольких кратких фраз мы узнаём обо всём, вплоть до погоды за окном. Три эпиграфа к последующим главам – это прозаические отрывки на французском языке.
Эти три эпиграфа не что иное, как французские банальности, превосходная подделка под штампы тогдашней переписки. В главах, которые они предваряют, описываются пошлые действия Германна, маскирующего страсть к деньгам под искреннее чувство к Лизавете Ивановне и, между прочим, тоже занятого перепиской с ней. Когда же повесть приобретает фантастический оборот, Пушкин опять использует эпиграфы на русском языке, предельно простые и ясные:
«В эту ночь явилась ко мне покойница баронесса фон В***. Она была вся в белом и сказала мне: « Здравствуйте, господин советник»!
Итак, эпиграфический ритм «Пиковой дамы» таков: русское стихотворение, французские пошлости, русская проза.
3. Прообразы Пиковой дамы.
Популярность пушкинской повести и в особенности образа зловещей старухи, собирающейся унести в могилу тайну трёх карт, была так велика, что не могла не породить легенды. В Петербурге есть целых два адреса, где, по утверждению горожан, якобы проживала Пиковая дама. Мифотворцы дружно кивают на особняк графини Юсуповой и княгини Голицыной, связывая то одну, то другую почтенную даму с образом роковой старухи.
«Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая Бофорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.
Пиковая дама №1. На Литейном 42 был особняк, в котором жила графиня Юсупова, звавшаяся в молодости «московской Венерой», а в старости, ставшая прообразом пушкинской пиковой дамы. Зинаида Юсупова была личностью очень колоритной. Про неё ходили всяческие слухи – достойные и нет, но обязательно красивые. Её дом вошёл в историю Санкт-Петербурга как место всяческих увеселений. Веселье на Литейном 42 началось после смерти графини – там расположился Театральный клуб. , в котором под прикрытием благопристойной вывески шла крупная игра в азартные игры. Потом в этом же особняке обосновался театр «Кривое зеркало». Но обителью Пиковой дамы дом на Литейном назвать всё же нельзя. Мне удалось выяснить, что особняк графини Юсуповой, оказывается, был построен через 22 года после смерти Пушкина. А при жизни автора здесь располагалось «заведение для делания карет». Однако легенда о Пиковой даме на Литейном сохраняется и сегодня: считается, если долго смотреть в окна второго этажа бывшего особняка Юсуповой. В них можно увидеть лицо графини.
Пиковая дама №2. На Малой Морской улице в доме № 10 проживала княгиня Наталья Петровна Голицына, которая послужила Пушкину прообразом Пиковой дамы. Властная старуха Голицына, которой в год написания повести было 94 года, в молодости слыла красавицей, с возрастом привлекательность утратила. Княгиня обладала острым умом, царственной надменностью, поэтому её образ и возникал в воображении современников, когда они читали эпиграф, извлечённый Пушкиным из гадательной книги: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Пушкин отмечает, что его графиня скупа. Эту черту знали и за Голицыной: на вечерах в её доме, куда съезжалось много гостей, никогда не предлагалось ужина или основательных закусок, слуги разносили лишь лимонад и конфеты. В «Пиковой даме» мы узнаём о старой графине: «она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как по установленному обряду. Власти всячески угождали Голицыной. Зная её пристрастие к карточной игре, чему препятствовало слабеющее зрение, делали для неё силами питомцев Воспитательного дома специальные колоды карт увеличенного размера. 7 апреля 1834 года А. С. Пушкин пишет в своём дневнике: «При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной». Старая графиня скончалась в 1837 году, пережив увековечившего её А. С. Пушкина.
4. Жанровый смыл сюжета «Пиковой дамы» А. С. Пушкина.
«Крайне сжатый роман», - так определял жанровый характер «Пиковой дамы» А. В. Чичерин, и далее пояснял: «Внутренняя форма «Пиковой дамы» в духе романа, но во внешней форме роман не осуществлён». Раскроем тезис учёного, наблюдая за движением событий в сюжете произведения. Главный герой, услышав на вечеринке анекдот о трёх картах определяет себе две предельно ясные цели: узнать тайну графини и с её помощью разбогатеть. В сюжете произведения возникают противоречия. Первое: Германн не знает тайны трёх карт – но он должен узнать её , это его цель. Германн беден – но он хочет разбогатеть. Эти противоречия авантюрные, они не вытекают из обстоятельств жизни героя, они как бы избыточные, ненужные с точки зрения нормальной, размеренной жизни героя-инженера. Так возникает конфликт. И сама жизнь начинает поворачиваться к герою своей непредсказуемой стороной. Смерть графини казалось бы, ставит предел развитию сюжета, но благодаря вмешательству потусторонних сил (как и положено в готической новелле ) тайну трёх карт Германн узнаёт. Графиня-покойница является к нему ( во сне или наяву ? ) и сообщает тайну. Первая авантюра сюжета завершена. Развитие второй авантюры Германна оказывается более сложным. Герой решает воспользоваться тайной, испытать судьбу. Судьбе и здравому смыслу брошен вызов. И фортуна поначалу благоприятствует Германну. Условие графини – не ставить более одной карты в день – он выполняет. Но развязка не наступает, потому что второе противоречие не разрешается. Германн проигрывает, потому что странным образом «обдёргивается».
Активно используется при построении сюжета «Пиковой дамы» принцип случайного и неожиданного сцепления событий. Случайно и неожиданно для самого себя Германн оказывается у дома графини. Неожиданно для Лизы он вручает ей своё письмо. Неожиданно для читателя Германн в роковую ночь отправляется не к Лизе, а в кабинет графини. Неожиданно для Германна графиня умирает. И только теперь Германн, опять-таки неожиданно оказывается у Лизы. Этот ряд случайных и незапланированных событий можно продолжить и далее. Германн, Лиза, графиня, друзья Германна – это представители различных событийных рядов сюжета. При пересечении один ряд событий образует случайность и сюжет меняет русло. Всё это показывает, что история Германна новеллистична. И всё же «Пиковая дама» не новелла. За пределы этого жанра «Пиковую даму» выводит её глубинный конфликт. Увидев направленный на себя незаряженный пистолет Германна, графиня умирает от испуга. Выходит, Германн убил её. Он и сам сознаёт, что «явился причиной её смерти». Германн нарушил всеобщий нравственный закон, он чувствует это, потому и идет просить у графини – мертвой – прощения. Кроме того, «на его душе лежит грех ещё более тяжкий, чем смерть восьмидесятилетней старухи, - обман, жестокий и бездушный обман Лизы». То есть в сюжетной ткани произведения есть ещё одно противоречие – нравственное. И разрешается оно в два этапа – сначала в мистическом плане, а затем в плане реальном. Сначала мертвая графиня мстит – и Германн не достигает главной цели своей жизни. Здесь нравственное противоречие разрешается за счёт авантюрного. Потом Германн сходит с ума. Здесь побеждает нравственное начало, хотя это и «пиррова победа», потому что рушится сама личность героя. Авантюрный сюжет оказывается несовместимым с нравственно-психологическим конфликтом произведения. Авантюра рушится, и герой оказывается в нравственном и личностном тупике. Новеллистические принципы развертывания сюжета также в конечном счете подчиняются логике глубинного конфликта произведения. Они оказываются неспособны придать произведению законченную форму новеллы. Новелла – это рассказ об исключительном происшествии, частном по своему характеру, за его пределами остаются судьбы героев. Конфликт «Пиковой дамы» неизмеримо глубже – он затрагивает судьбы героев. В результате сюжет произведения переориентируется с изображением исключительного происшествия на раскрытие судьбы героя. Итак, «Пиковая дама» в своём сюжетном развитии преодолевает новеллистическое жанровое начало и формирует начало романное.
5. Анализ композиций повести.
Повесть начинается с диалога Томского и Нарумова. Это начало – первый знак своеобразия композиции произведения. Пушкин пренебрегает долгим предварительным описанием, он подготавливает читателя к восприятию всего лишь двумя эпиграфами. И оказывается, что этого вполне достаточно. Из первой главы читатель почерпывает краткие сведения о Германне и подробнейшие о графине Анне Федотовне. Но пока нельзя понять, кто будет главным героем: то ли Германн, то ли Нарумов, то ли Томский. Вообще в каждом фрагменте текста есть только то, что нужно знать читателю, и не больше. Предугадать дальнейший ход событий невозможно. Вот как Пушкин готовит появление Германна (вторая глава). Сначала Лиза в разговоре с графиней выказывает живой интерес к военным инженерам. Позднее мы узнаём, откуда этот интерес возник (странный молодой человек в форме инженера регулярно дежурит у неё под окнами). И наконец, Германн появляется. Задача второй главы выполнена: нам представлена графиня, её воспитанница и на сцену выведен главный герой. Глава третья посвящена активным действиям Германна, направленным на узнавание тайны трёх карт и приводящим к смерти графини, но не к познанию тайны «Одно его ужасало: не возвратная потеря тайны, от которой ожидал обогащения». Не зная задуманного Пушкиным, читатель принимает разговор Германна и графини за кульминацию, после которой остаётся ждать развязки. Но развязка не наступает. В главе четвёртой (очень короткой) Германн объясняется с обманутой им Лизанькой, он обнаруживает не только удивительную искренность, прямо рассказав о своих планах, но и чёрствость. Ведь слёзы девушки, чьи мечты он разбил, не трогают его. Если бы четвёртой главой повесть закончилась, то получилось бы произведение, не выходящее за рамки реализма. Но начинается пятая глава, предваряемая мистическим эпиграфом, - похороны графини, её ночное появление, познание тайны. Так, уже изящно законченная повесть воскресает, подобно героине. Глава шестая, последняя, посвящена усилиям Германна, идущего к своей цели и их краху. Германн терпит жестокое и поучительное фиаско, променяв любовь на возможность разбогатеть и не получив в итоге ничего. Из краткого «Заключения» мы узнаём, что Германн сходит с ума, что Лизанька, воспитанница графини, удачно вышла замуж, что Томский, внук графини, повышен по службеТак судьба в образе пиковой дамы смеётся над героем и устраивает будущность самых близких графине людей. А мы понимаем, что ущербны те люди, которые ставят материальное выше духовного.
6. Традиции жанра готической новеллы.
Теперь, когда рассмотрены жанровые и композиционные особенности произведения, выявим традиции готической новеллы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
1) Одна из черт готической новеллы – построение сюжета вокруг тайны. В повести Пушкина это так и есть. Узнав от друга Томского о трёх картах, которые позволили когда-то его бабушке, графине Анне Федотовне, погасить большой карточный долг, Германн воспламеняется идеей разбогатеть, он готов на всё, лишь бы узнать тайну трёх карт, которые принесут ему богатство. И хотя, выслушав эту историю, он говорит: «Сказка!» - разрушительная борьба в его душе уже началась. Дом графини притягивает его, как магнит. «Расчет, умеренность и трудолюбие», на которых он строил свою прежнюю жизнь, теряют для Германна свою привлекательность.
2) Обратимся к следующей черте готической новеллы: «Повествование окутано атмосферой страха». Графиня умирает, не сказав герою тайны трёх карт, но в день похорон к Германну является её призрак: «Он проснулся уже ночью: луна озаряла его комнату. Он взглянул на часы: было без четверти три. Сон у него пропал; он сел на кровать и думал о похоронах старой графини. В это время кто-то с улицы заглянул к нему в окноЧерез минуту услышал он, что отпирали дверь в передней комнатеон услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркал туфлями. Дверь отворилась, вошла женщина в белом платье. и Германн узнал графиню». Страх – неприятное чувство, и именно его испытал герой в этот момент «Он долго не мог опомниться», Германн пытается найти реальное объяснение случившемуся и не может.
3) Определимся с местом действия произведения. Согласно традициям готической новеллы это замок, монастырь или помещение с тёмными коридорами. Графиня живёт в огромном «доме старинной архитектуры» гл. 2)
Лизавета Ивановна так объясняет ему внутреннее расположение комнат: «две маленькие двери, справа в кабинет, слева в коридор, и тут же узенькая витая лестница. (гл. 3) Атмосфера таинственности налицо: лампа слабо освещает коридор, залу и гостиную. И погода соответствует: «ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светились тускло, улицы были пусты».
4) Обычно в готической новелле главный герой – злодей, отравляющий жизнь другим людям. Я считаю, что «полноценным злодеем» Германна назвать нельзя. «Германн немец: он расчётлив, вот и всё»,- говорит о нём Томский. Но он не только расчётлив, расчёт борется в нём со страстью. «У него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля», - это опять отзывается о нём Томский. Германн целеустремлён, он во что бы то ни стало хочет разбогатеть. От родителей он не получил большого капитала, живёт на одно жалованье, поэтому не может позволить себе ничего лишнего. Фигура героя сложна и противоречива. Он - человек, который будучи «не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» поддался разрушительной страсти и в погоне за богатством потерял разум, поэтому фигура Германна скорее трагична и вызывает сочувствие и сожаление, чем претендует на звание главного злодея.
Классические образы-символы, свойственные готике, тоже присутствуют в повести: старинный дом, фонарь, свечи, лампадка , таинственные шаги, привидение.
2 Заключение
В результате работы над темой «Традиции готической новеллы в повести
А. С. Пушкина «Пиковая дама», я выяснил, что такое готическая новелла, проанализировал эпизоды, в которых обнаруживаются традиции готической новеллы. Я выяснил, что такое готика (очень широкое понятие, связанное со многими областями культурной деятельности человека: архитектурой, скульптурой, музыкой, литературой) Я рассмотрел одно из ярчайших произведений русской готической литературы – повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама» и обнаружил следующие черты готической новеллы:
1) Сюжет строится вокруг тайны;
2) Место действия – дом со старинной архитектурой;
3) Произведение окутано атмосферой страха;
4) Особенный главный герой, который переступает нормы морали и нравственности ради богатства.
Собрав большой материал, посвящённый этой теме, я расширил свой кругозор, исследовал текст произведения, внимательно перечитал и проанализировал эпизоды повести и нашёл в них традиции готической новеллы. Я считаю, что повесть А. С. Пушкина соответствует основным требованиям готического жанра. Но, будучи гениальным человеком, Александр Сергеевич вышел за рамки жанра: его герой не злодей, а человек, погнавшийся за богатством и променявший душу в обмен на деньги.
Таково моё представление по рассматриваемой проблеме. Направление дальнейшего исследовательского поиска может быть связано с изучением языковых особенностей произведения.
Комментарии