Утопии в мировой философии и литературе
Ещё с древнейших времён люди мечтали о справедливом общественном строе, о всеобщем равенстве между людьми, об идеальном государстве. Многие философы древности создавали свои теории и учения об обществе, о сущности и назначении человека, о его социальной принадлежности к обществу, о труде, о распределении материальных благ в обществе.
Одним из первых, кто задумывался об этом, был древнегреческий философ-идеалист Платон(428 – 347 до н. э. ). Он ученик Сократа, основатель объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов («Софист», «Парменид», «Теэтет», «Государство» и другие). В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. В учении об обществе он изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде («Законы»): государством правят «философы», созерцатели чистых, светлых и вечных идей; его охраняют «стражи», или «воины»; ниже этих обоих разрядов свободных граждан-«ремесленники»,доставляющие все жизненные ресурсы. Основным принципом идеального общественного устройства Платон считает справедливость. Это понятие у него наполнено экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные части государства в единое гармоническое целое. Также у Платона мы видим такие детали, как сдерживающая мера, мужество, мудрость, труд. Он полагает, что «работник приспосабливается к делу, а не дело - к работнику». Платон видит в идеальном обществе разделение производительного труда, ограниченное удовлетворение человеческих потребностей, систематическое и достаточное снабжение каждого человека в обществе материальными благами, силу собственной организации и руководство духовной деятельностью и творчеством – всё это составляет «благо» общества. Идея «блага» по Платону – это высшая идея, правящая миром. По словам Маркса, утопия Платона была афинской идеализацией кастового строя Египта. Маркс также отметил, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого «полиса» («города-государства»). В его утопии свободы удостаивается не отдельная личность, не отдельный класс, а всё общество в целом. Платон одним из первых понял неотъемлемую связь между единичным и целым, между личностью и обществом, в котором она живёт, и претворил свои идеи в учение об идеальном государстве – в свою утопию.
Учение Платона играло видную роль в дальнейшей эволюции идеалистической философии, и многие последующие философы-идеалисты опирались на него.
Утопия (греч. u - не, нет и topos - место, буквально - «место, которого не существует»):
-модель определённого вымышленного, но опирающегося на некоторые реальные социальные структуры общества как воплощения социального идеала;
-вымышленный, неосуществимый общественный порядок;
-небывалая, блаженная страна; всё мечтательное, несбыточное; грёзы о счастии (по В. Далю).
Она, с одной стороны, отражает некоторые особенности социального строя, её порождающего; в то же время, в рамках Утопии наличествует прямая или косвенная критика существующего общества, стремление исправить его недостатки путём реализации иных социально-политических идеалов.
Термин «Утопия» был введён Томасом Мором, продолжателем идей Платона, создавшим своё идеальное общество.
Томас Мор(1478 – 1535) - гуманист-рационалист эпохи Возрождения. Его главным произведением было «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», в которой рассказывается о путешествии в неведомую страну Утопию. Мор дал здесь развёрнутую критику строя, основанного на частной собственности, социально-политических отношений в Англии его времени и изображение строя, при котором господствует общественная собственность. Он впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Мор был убеждён, что «от правителя, как из какого-нибудь неиссякаемого источника, распространяется на народ всё доброе и злое». Таким полулегендарным правителем и был Утоп, некогда завоевавший воображаемый остров и заложивший политические, социальные и моральные устои основанной им Утопии. В утопическом государстве какой-то значительной ценности нет у всех его жителей. Её отсутствие в особенности подчёркнуто тем, что здесь нет денег, не играющих никакой роли в их экономической жизни. Золото (как и серебро) утопийцы не использовали в быту, даже для украшений. Более того, именно из этих металлов здесь изготавливались ночные горшки и другие сосуды для нечистот, а если и делались кольца и цепи, то для того, чтобы надеть их как более тяжёлые и мучительные оковы для тех, кто опозорил себя каким-нибудь преступлением и стал в результате его рабом. Так великий гуманист выразил своё отвращение к всевозрастающей роли золота, роли денег, приносивших бесчисленное зло уже в ту эпоху. Единственное употребление золота, без чего не может обойтись утопическое государство, - это его применение во внешних сношениях и тем более во время войн, которые утопийцы вынуждены вести с соседними государствами и народами, живущими обычной жизнью.
Но отсутствие частной собственности и денег не могло стать следствием простого морально-юридического законодательства, восходившего к мудрому и доброму Утопу. Они могли развиться лишь в результате всеобщего участия утопийцев в трудовой деятельности. Понимание необходимости её организации как непременного условия, без которого невозможна никакая реализация стремлений к равенству, и делает Томаса Мора первым представителем утопического социализма, так как отсутствие частной собственности и всеобщее участие в труде делают утопическое общество социально однородным.
Утопический социализм (коммунизм) – этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Утопический социализм критикует существующий строй, основанный на частной собственности, изображает картины идеального будущего строя, пытаясь теоретически обосновать необходимость общественной собственности. При его первоначальных формах утопический социализм считался естественной реакцией на неравенство и эксплуатацию человека человеком в антагонистическом обществе. Также утопический социализм, наряду с английской политэкономией и немецкой классической философией, является одним из источников социализма научного.
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом. Участие, как в первом, так и во втором, обязательно для всех без исключения утопийцев. Труд стал здесь не только жизненной, но и моральной необходимостью. Этот свободный труд, строго ограниченный только шестью часами и контролируемый так называемыми «симфогрантами», весьма производителен. Существенная сторона утопической жизни – наличие здесь рабов, в которых обычно превращаются тяжкие преступники. Эта социальная категория обречена на самые тяжёлые и неприятные работы. Её наличие вносит значительную поправку в бесклассовость утопического общества. Жизнь же самих утопийцев построена на принципах республиканской демократии, тайного голосования, выборности всего начальства. Среди них нет ни бедных, ни богатых, ни тем более нищих, ибо в условиях, когда «всё принадлежит всем», «хотя ни у кого там ничего нет, все, однако же, богаты».
Основная хозяйственная ячейка идеального свободного государства Утопии – семья. Её работа контролируется государством, а произведённое сдаётся в общую копилку. Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью.
Умственный труд, в качестве профессионального, не играет в Утопии главной роли. Делом чтения и изучения книг занимается небольшая категория наиболее одарённых утопийцев. Именно из этой учёной категории, свободной от физического труда, избираются различные должностные лица, включая главу государства, а также священники. Но в принципе каждый утопиец, будучи избавленным от «телесного рабства», может достичь «духовной свободы и просвещения», осваивая различные науки. Для этой цели в предрассветные часы даже устраиваются специальные чтения. Перед любым утопийцем открывается возможность того, что мы называем всесторонним развитием личности. Но моральная сторона их жизни наиболее важна. Автор «Утопии» считает, что справедливость – «главнейшая опора государства». Здесь неоднократно подчёркивается, что человек представляет собой высшую ценность, которую нельзя подменить никаким золотом.
Утопийцев отличает принципиальное миролюбие. Сами они осуждают войну и по собственной инициативе никогда не прибегают к ней, но ведут её с величайшей самоотверженностью, когда она им навязана или «когда жалеют какой-нибудь народ, угнетённый тиранией». Утопическая жизнь подчиняется не столько юридическим, сколько этическим законам. Писаных законов у них очень мало, и они настолько просты, что каждый без труда разбирается в них. Много законов и не требуется для народа, у которого «все законы издаются только для того, чтобы напомнить каждому его долг».
Томас Мор не считал необходимым высокое развитие техники для осуществления социалистического идеала. Переход к новому строю он мечтал осуществить мирным путём.
Не менее известным мыслителем эпохи Возрождения и представителем раннего утопического коммунизма был итальянский философ Томмазо Кампанелла(1568 – 1639) (до пострижения в монахи - Джованни Доменико). Кампанелла мечтал о единстве и благоденствии человечества и даже пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнёта. Заговор был раскрыт, и философ после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провёл двадцать семь лет. Там он написал свою утопию «Город Солнца» - произведение об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит, по существу, теократический характер.
Верховный правитель Города Солнца – священник, именующийся на их языке «Солнце», или Метафизик. Он глава всех и по всем вопросам выносит окончательное решение. При нём состоят три соправителя: Пон (Мощь), Син (Мудрость) и Мор (Любовь). В ведении Мощи находится всё, касающееся войны и мира: военное искусство, должности, укрепления, осады, командование, военные машины. Мудрость занимается всевозможными науками, ремёслами, искусством. По её повелению стены города были расписаны великолепной живописью, которая невероятно последовательно отображала все науки. Любовь управляет деторождением, врачеванием, воспитанием новорожденных, земледелием, скотоводством, посевами, одеждой, продовольствием, изготовлением лекарств. Метафизик наблюдает за всем этим, и ничто не совершается без его ведома. Все дела республики совершаются данными четырьмя лицами, и к мнению «Солнца» при взаимном согласии присоединяются все остальные. По словам Кампанеллы, этот народ появился из Индии. Он бежал оттуда после поражения монголам, которые разорили страну этого народа, и стал вести философский образ жизни общиной. Жители этой своенравной страны считают, что «в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а затем уже её частей». Поэтому для них их государство превыше всего, и что бы ни делалось, всё во благо него, во благо Города Солнца.
Общность Соляриев основана на том, что у них всё общее. Всё, в чём они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица внимательно следят за тем, чтобы никто не получал больше. Всего у них изобилие, потому что все стремятся быть первыми в работе, которая невелика и плодотворна, а сами они очень способны.
Солярии осуждают общественный строй остальных государств, считая, что собственность у них образуется и поддерживается тем, что чужеземцы каждый имеет своё жилище и собственных жён и детей и что отсюда возникает себялюбие. А Солярии отреклись от себялюбия, поэтому у них осталась настоящая любовь к родине. Также они преследуют у себя неблагодарность, злобу, леность, уныние, ложь, гневливость.
Обучаются наукам они с самого детства совместно. До трёх лет дети учатся азбуке и говорить, занимаются гимнастикой, бегом, развивающими играми, метанием диска. До семи лет их водят в мастерские к сапожникам, кузнецам, пекарям, живописцам, столярам для выяснения наклонностей каждого ребёнка. На восьмом году детям читают лекции по всем естественным наукам, они также занимаются телесными упражнениями и выполняют общественные работы. Затем все они приступают к изучению более отвлечённых наук, постоянно и усердно занимаясь обсуждениями и спорами. И впоследствии все получают должности в тех науках и ремёслах, где преуспели больше всего. А тех, кто изучил больше наук и ремёсел, кто умеет применять их со знанием дела, очень чтят и уважают. Поэтому Солярии издеваются над чужеземцами за то, что они мастеров называют неблагородными, а благородными считают тех, кто ничем не занимается, живёт праздно и распутно, держит множество слуг, поэтому и гибнут чужие страны под властью бездельников и злодеев. Также жители Города Солнца осуждают управление остальных стран, так как в них ставят главами правительства людей невежественных, принадлежащих к какому-либо роду. Они считают, что человек, обладающий властью, может быть не столь опытен в делах управления государством, но он должен быть неимоверно мудрым, поэтому он не будет ни жестоким, ни злым, ни тираном, а будет справедливым и добрым, как их правитель Метафизик. Самым гнусным пороком для них является гордость, и надменные поступки у них подвергаются жесточайшему презрению. Поэтому все всегда друг другу помогают и любят помогать. Всякую службу они называют учением. Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет её как самую почётную. Рабов, «развращающих нервы», у них нет: они в полной мере обслуживают себя сами. Более тяжёлыми ремёслами у них занимаются мужчины, менее тяжёлыми – женщины.
В Городе Солнца, где обязанности, труды, работы распределяются между всеми, каждому приходится работать не более четырёх часов в день. Остальное время они проводят в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме, прогулках, именно подвижных играх.
Наиболее почётными занятиями у них считаются военное дело, земледелие и скотоводство, поэтому все принимают в них участие. Земледелию уделяется исключительное внимание: нет ни одного куска земли, не приносящего плода. Они с особой тщательностью ухаживают за землёй: хорошенько её обрабатывают, пользуются тайными средствами, ускоряющими всходы, следят за ростом семян, вспахивают только потребную часть земли, а остальную используют под пастбища скоту. Военным делом они также занимаются с ранних лет, и с двенадцати лет учатся обращаться с оружием. Благодаря этому и мужчины, и женщины, и дети отлично умеют стрелять, отливать пули, отражать нападение и отучаться от всякого страха, а трусость у них очень жестоко наказывается. Смерти они совершенно не боятся, так как верят в бессмертие души и думают, что души, выходя из тела, присоединяются к добрым или злым духам, соответственно их поведению в земной жизни. Город «денно и нощно» охраняется стражей. Днём на защите горожан стоят женщины, а ночью – мужчины. Часовые сменяются каждые три часа. Они очень боятся своего бездействия и считают, что должны быть всегда готовы к различным неприятностям со стороны внешнего мира. Солярии охотно прощают вину и оскорбления своим врагам и, победив их, потом всегда оказывают им помощь. Они полагают, что целью войны является не уничтожение, а совершенствование побеждённых. Также они считают, что свой междоусобный гнев надо выпускать на неприятелей: «тот, кто желает доказать свою правоту, пусть доказывает её на войне».
Торговля у них не в ходу, хотя они и знают цену денег и чеканят монеты для своих послов и разведчиков. Купцы из разных стран сами приезжают в Город и закупают лишнее для города имущество, а в обмен соответственно продают то, чего не хватает Соляриям. Иностранцев принимают они приветливо и щедро и в течение трёх дней содержат на общественный счёт. Большим почётом пользуется у них морское дело. В плавание они ходят для ознакомления с другими народами и странами, но не для насилия. В бой они вступают только тогда, если на них нападают, сражаются долго и жестоко, применяя различные военные хитрости, и всегда выходят победителями. Всё имущество покорённых немедленно переходит в общинное владение. Они утверждают, что скоро у всех народов будет такое же общественное устройство, как и у них, и потому постоянно допытываются, нет ли где-либо народа, живущего лучше, чем они.
Солярии считают, что крайняя нищета делает людей негодяями, ворами, лжецами, а богатство – надменными, невеждами, рассуждающими о том, чего они не знают. А община делает всех одновременно и богатыми, и вместе с тем бедными: богатыми – потому что у них есть всё, бедными – потому что у них нет никакой собственности, и, следовательно, «не они служат вещам, а вещи служат им». Также они неоспоримо доказывают, что человек свободен.
На деторождение Солярии смотрят как на религиозное дело, направленное на благо государства, а не отдельных лиц. Для них производство потомства имеет в виду интересы всего рода, всего государства, а не отдельной личности. Поэтому деторождению уделяется большое внимание со стороны государства, там очень заботятся о беременных женщинах и детях.
В Городе Солнца каждое новолуние и полнолуние собирается Совет. В нём присутствуют все от двадцати лет и старше, и всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочёты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, а какие – плохо. Должностные лица в Городе избираются по воле народа, только четверо главных несменяемы. Но если найдётся кто-либо мудрее их, то они охотно уступят ему, и сами с удовольствием будут поучаться у него.
Солярии ведут сравнительно здоровый образ жизни: пища их достаточно разнообразна, питаются они по предписанию их Главного Врача, тщательно различают, что полезно, а что вредно, пьют вино чрезвычайно умеренно, все занимаются физическими упражнениями. У них «ничего из того, что создано Богом, не считается вредным, если только не употребляется это в неумеренном количестве». Их средняя продолжительность жизни – сто лет, но некоторые доживают и до двухсот.
Вся их жизнь устремлена к высоким идеалам. Солярии полагают, что все должны помнить: «Чего не хочешь самому себе, не делай этого другому, и что вы хотите, чтобы делали люди вам, делайте и вы им». Они очень прославляют Бога и считают, что все люди многим ему обязаны. Поэтому они утверждают, что человек должен быть всецело предан религии и своему государству и всегда должен почитать своего творца и своего покровителя.
Свой коммунистический идеал Кампанелла обосновывал велением разума и законами природы.
«Город Солнца» сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли.
Последователями идей Платона, Мора и Кампанеллы были и социалисты-утописты восемнадцатого и девятнадцатого веков нашей эры. Например, англичанин Роберт Оуэн(1771 – 1858) считал, что основными причинами трудного положения рабочих являются частная собственность и деньги. Он полагал, что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства и материальные блага распределяются по потребностям. Француз Анри Сен-Симон(1760 – 1825) создал проект так называемой «новой промышленной системы», в которой люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям, но частную собственность Сен-Симон считал необходимым сохранить. Шарль Фурье(1772 – 1837) выдвигал проект создания общества, в котором труд будет организован на началах соревновательности, перемене занятий по потребностям людей и в котором бы люди могли совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом. Немец Вильгельм Вейтлинг(1808 – 1871) считал, что основными принципами социалистического общества должны быть равное для всех распределение труда и одинаковое для всех пользование жизненными благами. В отличие от французских утопистов, Вейтлинг не возлагал надежд на господствующие классы и считал, что трудящиеся могут освободить себя только сами, путём борьбы.
О справедливом социальном строе мечтали и русские писатели второй половины девятнадцатого века. Например, такие, как И. А. Гончаров(1812 – 1891) и Н. Г. Чернышевский(1828 – 1889).
Один из интереснейших вариантов представления идеального мира изображён в романе И. А. Гончарова «Обломов» - в знаменитом «Сне Обломова».
«Сон» играет очень важную роль в структуре произведения, являясь его композиционным центром, ключом к пониманию его проблематики. «Сон» помогает глубже понять характер главного героя, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. Вместе с тем «Сон Обломова» имеет самостоятельную смысловую значимость. Это своего рода утопия. Здесь обрисован идеал жизнеустроения, каким он видится главному герою романа и во многом самому автору. На первый взгляд, Обломовка – обыкновенная барская усадьба с крепостническим укладом, с другой же стороны, она изображена художником как «чудный край», «благословенный уголок земли», жизнь в котором течёт по своим внутренним законам.
В Обломовке царят тишина и невозмутимое спокойствие: «Всё дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью». Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Они «сносили труд как наказание» и, при случае, всегда от него избавлялись. Бездействие и безделие здесь превыше всего. Первостепенными жизненными ценностями для обломовцев являются еда и сон. Много внимания Гончаров уделяет описанию того, как изготавливается «исполинский пирог», поедаемый в течение всей недели. Этого пирога хватало на всех, он служит в романе символом земного благополучия.
А как обломовцы предаются сну! «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон. Всё мертво, только из всех углов несётся разнообразное храпенье на все тоны и лады».
Жители Обломовки не переживают никаких потрясений. Здесь всё идёт тихо, размеренно, «обычным, предписанным природой порядком». Бытие обломовцев не отягощено глубокими раздумьями о смысле жизни, они не ставят перед собой никаких целей. Их жизненная позиция – пассивное созерцание.
Обломовский «рай» довольно-таки локален. Существование здесь носит замкнутый характер. «Уголок их был почти непроезжий» - пишет автор. Они всего лишь раз в год ездили на ярмарку, с большой настороженностью относились к чужим, интересовались только собой. Обломовка – внутренне сбалансированная система, и её обитатели для полноты ощущения бытия не нуждаются в постороннем влиянии, в дополнительных источниках жизненной энергии. «Счастливые» обломовцы довольны собой, своей жизнью, иная жизнь для них – грех.
Обломовский покой – состояние, позволяющее отрешиться от материального мира и соприкоснуться с миром божественным. Через покой открывается перспектива жизни, связывающая земное бытие с бытием надмирным, вечным, то есть открывается путь к гармонии. Обломовцы не абсолютно бездействуют, они движутся к духовному, божественному совершенству. Они мудрые ленивцы. Именно такое значение имеют покой и лень в жизни главного героя романа Гончарова.
Ещё одна модель идеального общества представлена в известном «Четвёртом сне Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
В отличие от Гончарова, утопическая мысль Чернышевского обращена не к идиллии прошлого, а к будущему. «Светлая красавица» помогает героине романа перенестись в прекрасный город. Богатые нивы, бескрайние заливные луга, покрытое цветами поле, зелёный лес видит Вера Павловна во сне. В хрустальном дворце она попадает на роскошный пир, где «пенится в стаканах вино», где «сияют глаза пирующих», где звучат слова вдохновлённого поэта, где раздаются весёлый смех и песни.
Огромное внимание Чернышевский уделяет материальной, экономической стороне бытия. Он был первым, кто в будущем России увидел контуры социалистического общества.
Чернышевский отмечает, что изобильные колосящиеся нивы, цветники, оранжереи, фруктовые рощи – всё это результат «заботливого ухода» человеческих рук. Человек – властелин, «венец природы», он способен изменить окружающий его мир по своему усмотрению.
Коллективный труд – основа основ в обществе будущего. Работа для людей словно праздник, поэтому работа спорится, идёт быстро. Труд на общее благо радостен, сопровождается песнями, звонким многоголосием. Трудовой процесс не требует от человека больших физических затрат, так как всё делают машины, труд почти полностью механизирован и автоматизирован. Затрагивает Чернышевский и проблемы дифференциации труда, социальной защиты нетрудоспособных граждан общества, охраны труда, вопросы здорового образа жизни. Также в произведении отведено место описанию жилищных условий трудящихся, описанию организации отдыха и досуга.
Из написанного выше можно выделить те принципы, которые положил Чернышевский в это общество будущего:
1. Общество будущего – бесклассовое общество. Взаимоотношения между его членами строятся на началах равенства и братства.
2. Власть принадлежит народу. Все силы и средства общества направлены на созидательный труд.
3. Люди – гармонично развитые личности. Творческий труд стал для них такой же потребностью, как и разумный отдых после труда.
4. Экономика, культура, техника переживают могучий взлёт. Человек, став господином природы, заботливо охраняет её.
5. Совместная жизнь в коллективе не только не приводит к обезличиванию человека, но способствует всестороннему обогащению его личности.
6. Задача воспитания молодёжи является одной из главнейших, причём основное внимание уделяется трудовому воспитанию.
Увлекаясь изображением материального благосостояния общества, Чернышевский вместе с тем не отодвигает на второй план проблем нравственно-этического порядка. Всё равно миром правит любовь. Перед глазами читателя проходят разные эпохи с их разным пониманием любви, разным отношением к женщине. Возможность настоящей любви открывается только свободным людям. Где нет равенства, там нет и любви. Нет любви и там, где не изжиты страх и эгоизм.
Другая важнейшая составляющая духовной жизни людей будущего – свобода выбора во всём, от места жительства, профессии до образа жизни. «Каждый может жить, как ему угодно» - говорит «Светлая красавица». Но всё равно «99 человек из 100» предпочитают жить как все, в едином коллективе, так как «это им и приятнее и выгоднее».
Люди будущего у Чернышевского – свободные, гармоничные личности, ведущие здоровый образ жизни, обладающие развитым интеллектом, тонкой душой, высоконравственные и потому – счастливые. Их личные интересы не расходятся с обществом, они взаимно дополняют друг друга. «Здесь все живут, как лучше кому жить, здесь всем и каждому – полная воля, вольная воля».
Прообразом будущего в романе являются мастерские, организованные Верой Павловной. Свободный труд выступает здесь как источник равенства людей, материального благополучия, новых человеческих отношений, а главное, настоящей человеческой радости.
В «Четвёртом сне Веры Павловны» много недосказанного, не всё поддаётся точному истолкованию, но через фантастическое и недоговорённое пробивается необычайно живоё ощущение будущего. Чернышевский верит, что «будущее светло и прекрасно». Он обращается ко всем с призывом: «Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести; настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы успеете перенести в неё из будущего»
В стремлении создать «лучший из миров» авторы утопических произведений опирались на различные теории и концепции мира и человека, которые, однако, не выдержали испытания времени. Но это не мешало им думать о прекрасном будущем и помогать верить в него другим людям, ведь люди всегда мечтали, мечтают и будут мечтать об идеальном мире и будут пытаться претворить свои идеи в реальность. Когда-нибудь хорошее всё равно наступит. Надо только очень верить
Комментарии