Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Свято-троицкий холковский монастырь

В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки . По-разному объясняют учёные, краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием медовым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трёх лошадей, повёрнутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия. И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в I тысячелетии до нашей эры было укреплённое поселение первобытных людей, о котором практически ничего не известно. Однако есть данные о находившемся здесь Холковском городище (XI-XII вв. ). Жителями городища были не только древние русичи, но и потомки алано-болгар. Об этом говорят юртообразные постройки с открытыми очагами, нехарактерные для древнерусского населения. В летописи упоминается о том, что после одного из удачных походов на половцев в район Северского Донца в 1116 году князь Ярополк Владимирович (сын Владимира Мономаха) взял здесь жену из алан.

По предположению ряда историков и археологов, с Холками связана одна из героических страниц древнерусской истории - поход князя Игоря Святославича на борьбу с половцами. Этот поход русских воинов нашёл яркое отражение в выдающемся памятнике отечественной литературы – “Слово о полку Игореве”. Неизвестный, но, безусловно, талантливый автор бессмертного произведения, который по утверждению многих исследователей, являлся современником и участником этого похода, с необычайной силой показал патриотизм русских воинов и их готовность отдать жизнь за родную землю. До сих пор загадкой “Слова” является маршрут, по которому шла дружина Игоря Святославича. Одним из решений является версия исследователя Холковского городища А. З. Винникова. В своей работе “Перед суровым испытанием” он отмечает, что 23 апреля 1185 года Игорь Святославич выступил из Новгорода-Северского в район ближайших половецких кочевий в бассейне Северского Донца. На пути в половецкую степь он должен был встретиться с войсками своего брата Всеволода Святославича, шедшего из Трубчевска через Курск. И на реке Осколе 6-7 мая произошла эта встреча, по всей вероятности там, где было поселение-крепость. Такой крепостью на реке Оскол могло быть городище Холки. Именно отсюда объединённая дружина двинулась дальше навстречу своей гибели. Из истории известно, что поход князя Игоря закончился трагически. Почти всё русское войско было разбито. Сам князь был взят в половецкий плен, из которого ему удалось бежать через два года.

Нынешнее село Холки расположено на живописном берегу Оскола. Точная дата его основания не установлена. Из старинных документов известно, что еще в 1627 году здесь, рядом с монастырем, находилась Никольская слободка, которая граничила по межам с деревнями Тростянец и Холань. В “Писцовой книге” за 1643 год, в которой приводится краткое описание монастыря и его земель, перечисляются также крестьяне, проживающие около монастыря: Ивашко Микитин, Офонка Тершин сын Долгий, Сенка Опёнкин и другие. Документы, содержащиеся в книге, не сообщают названия села, но из них известно, что к середине XVII века здесь уже было 17 дворов. Исходя из этого можно предположить, что село Холки было основано в первой половине XVII века. В “Ревизских сказках” за 1722 год упоминается слобода Холкова Преображенского монастыря. Название Преображенского связано со строительством в 50-х годах XVII века в Холковском монастыре храма Преображенского, который упоминается в “Грамоте коллегии экономии”. Наиболее подробные сведения о Холках того времени можно встретить в “Экономических примечаниях к планам генерального межевания Ново-Оскольского уезда”, из которых известно, что к концу XVII века в селе Холки было уже 95 дворов, в них проживало около 350 человек. С годами село расширялось. Росло и количество жителей. К середине XIX века в Холках проживало уже 447 человек мужского и 422 - женского пола. В селе имелись церковь, церковноприходская школа, одна водяная и три ветряные мельницы, три лавки. Земельная площадь составляла около 1000 гектаров пашни.

Главная достопримечательность Холок - подземный монастырь с его таинственными пещерами, которые по своему архитектурному и планировочному решению напоминают знаменитые пещеры Киево-Печёрской лавры и являются замечательным памятником истории и архитектуры начала XVII века . Это единственный в Белгородском крае, уникальный по архитектуре и планировке пещерный монастырь. Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. Вскоре после основания монастыря на самом высоком холме, который находился поблизости от пещер, было сооружено караульное помещение для наблюдения за степью.

Происхождение Холковских пещер до сих пор остаётся загадкой. Неизвестно, рыли ли их монахи в первой четверти XVII века или они уже существовали до их прихода сюда. С полной уверенностью можно сказать, что они были вырыты специально для жилья.

История создания подземного монастыря связана с основанием села Холки. Холков-Царёв-Николаевский Троицкий мужской монастырь был основан в 1620 году. Царёвым он назывался в силу того, что первоначальное название города Новый Оскол — Царёв Алексеев град. Белгородский поэт Игорь Чернухин писал:

Век бежал за веком. Рыли

Эти холмы как могли,

И себя от глаз сокрыли

В глубине родной земли.

В Диком поле, где невинно

Снег ли, дождик моросил,

Вырастали над равниной

Горы тайные Руси.

Здесь когда-то перед битвой,

С Ярославной распростясь,

Ночь провёл, творя молитвы

Знаменитый русский князь.

Было время. Пусто в кельях.

Только древний дух течёт.

И печальною свирелью

Зазывает в белый грот.

Одно из первых научных описаний подземного монастыря содержится в “Памятной книжке Курской губернии на 1888 год”: “. имеет вид коридора, длиною в 24 сажени, шириной до 1 1/4 и вышиною до 3 аршин. В конце коридора помещается церковь, в которой имеется возвышение и шесть меловых колонн. Пространство, занимаемое церковью, имеет 6 саженей длины, от 6 до 10 аршин ширины, кругом церкви идёт коридор в 18 саженей длины. Кроме того, от главного коридора идёт другой боковой коридор в 9 сажень длины, в конце которого имеется яма для погребения умерших. С левой стороны этого коридора находятся две кельи, ёще две кельи расположены по обеим сторонам того же коридора недалеко от входа. ”

Дополнительные сведения о пещерах и подземной церкви упоминаются в “Календаре и памятной книжке Курской губернии на 1892 год”: “При окончании главного коридора по направлению вправо находится коридор несколько расширенный, из коего имеется вход в пещеру более просторную, как нужно полагать, в бывшую здесь церковь. Церковь эта разделяется на три отделения меловыми колоннами, расположенными по две с правой и левой стороны, с проходом посередине В коридорах, кельях, яме и церкви никаких украшений нет. Раскопок не было. При входе в пещеры имеется деревянная, ветхая, небольшая часовня, устроенная в 1757 году, как рассказывают старожилы по слухам от своих предков”. Таким образом, общая площадь всей пещеры - 255,5 кв. м. , церкви - 57,9 кв. м. , келий - 172 кв. м. , общая длина коридоров - 125,8 м.

Необычность подземного монастыря заключается в том, что все вышеописанные коридоры, церковь и кельи устроены в глубине меловой горы Сделано это было тогда, когда современной, мощной техники ещё не было и в помине. Но были люди - подвижники, которые более всего любили Бога и прославляли Его не только словами, но и делами своими. Некоторые их имена история для нас сохранила. Основателями обители считаются старец-строитель Герасим и чёрный поп Геласий. Позже упоминаются старец-строитель Варсонофий, чёрный поп Давид, рядовые старцы: Иов, Ефрем, Исаия, Гавриил, Антоний, Пафнутий, Савватий и Нафанаил.

Монастырь начинался со скитской пещеры, представлявшей уменьшенную копию Киевских Печёрских пещер. При нём была церковь, выкопанная, как и отходящие от неё пещеры, в меловом грунте. На соседнем с пещерами высоком холме, местность с которого обозревалась на 25 километров кругом, было сторожевое укрепление, а в нескольких километрах - остатки высокой и широкой земляной насыпи, идущей от села Большого Яблонова до города Корочи и села Лозного, где насыпь терялась в лесу. По свидетельству очевидцев, пещеры и пещерная церковь со стенами, увешенными иконами древневизантийского стиля сохранялись до середины XIX века.

Построение Троицкого храма связывают с 1650-1700 годами. Купол его был выложен из кирпича. Исследователь, письмо (1924 года) которого хранится в областном архиве, определяет архитектуру храма как московскую и указывает, что церковь сохраняет старинную живопись и архитектуру. Инок Геласий стал первым настоятелем монастыря. При старце Варсонофии вокруг монастыря с помощью донских казаков и оскольских служилых людей вокруг обители была выстроена ограда – “тын стоячий”. Представляла она собой сплошную стену из высоких брёвен, врытых впритык друг к другу. В монастыре были тогда хлебная изба, погреб с выходом и две житницы. Также в обители в образцовом порядке содержались конюшня и коровник. В архивных документах есть такие сведения: “Монастырской земли 150 чети, сенных покосов за рекой Оскол - 500 копен. За монастырем Холковского лесу вверх по речке Холок 5 верст, а вверх по реке Оскол 3 версты. ”. Право на вотчинное владение закреплено Государевой грамотой от 1636 года. Добрая слава о трудолюбивых монахах и иноках разносилась по всей округе. К настоятелю всё чаще стали обращаться миряне с просьбами принять их в монастырь. Варсонофий брал далеко не всех. Многие из послушников не выдерживали всех тягот и лишений. Поэтому и более 20-25 насельников в монастыре не бывало. Зато эти были подвижники, Самим Богом призванные.

В 1653 году новый настоятель старец Ефрем получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, построенной рядом с монастырём на берегу речки Холок. Перед входом в пещеру была построена деревянная часовня. По указанию одного из курских епископов эта часовня была расширена и сооружён вход в пещеры с каменным сводом. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена “Жестовая сторожка” для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты. По описанию пещер в дореволюционных изданиях среди монастырского имущества значилась и “пушечка медная турская”, а по свидетельству строителя - старца Варсонофия, пушечка эта дробовая – “дань с донских казаков”, а “по весу в ней 7 пуд”.

Подземный монастырь просуществовал ровно 144 года. В 1764 году повелением Екатерины II он был упразднён. Секуляризация церковной и монастырской земли, начатая во второй половине XVII века при Екатерине, привела к тому, что из существовавших в то время в Российской империи 1220 монастырей к 1764 году было упразднено 479, в том числе и Холков-Царёв-Николаевский. В начале XIX века, при государе Александре I, предприняли попытку оживить монастырь, но она оказалась неудачной. Постепенно о подземном монастыре начали забывать. Спустя более полувека после упразднения Холковского монастыря, когда в Российском государстве начали открываться новые и возобновляться старые монастыри, была предпринята попытка возродить и подземный монастырь. В “Материалах для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи”, составленных одним их самых авторитетных исследователей дореволюционных монастырей В. В. Зверинским, говорится о том, что в 1830 годах князь А. Б. Голицын попытался на свои средства возобновить пещеры и пещерную церковь. Однако по разным причинам подземный монастырь так и не открылся. Ныне здесь находится икона Казанской Божьей Матери, привлекающая богомольцев 8 июля и 22 октября.

В XIX веке службы для прихожан проводилась в верхней Преображенской церкви, а нижнюю церковь в пещере постепенно забросили. В начале ХХ века был завален и сам вход в пещеры, который со временем стал забываться. Тем, кто пытался откопать пещеру заново, приходилось рыть наудачу. Незадолго до революции священником церкви в Холках с 1909 по 1915 год был Вячеслав Александрович Васильчиков. В 1909 году, будучи настоятелем Преображенской церкви, он выяснил, что некогда на этом месте существовал подземный монастырь. Под его руководством местные крестьяне и наёмные рабочие откопали древние пещеры с кельями и подземной церковью и возвели перед входом часовню.

Дочь Вячеслава Васильчикова Людмила Вячеславовна Поляничко, уроженка Холок, вспоминает: “Когда В. А. Васильчикова назначили в Холки священником, богослужение велось в верхней, названной тогда Казанской, церкви. О том, что прямо под ней находится ещё одна, никто не подозревал. От прежнего монастыря остался небольшой посёлок, называвшийся в народе Монастырщиной, в котором доживали свой век древние уже монахи или отшельники. От церкви вниз шёл крутой обрыв, на склоне которого проглядывало изображение вырезанного в меловой породе креста. Отца Вячеслава заинтересовал этот крест, и, поехав как-то в Курскую епархию, он узнал, что на этом месте было кладбище схимников, и где-то здесь же должен быть подземный монастырь. Тогда он попробовал подрезать меловой склон лопатой и по отзвукам понял, что под ним - пустота. После чего отец Вячеслав решил организовать в этом месте раскопки. Эту мысль поддержал и друживший с ним чернянский врач Б. А. Иваницкий. Раскопки вели местные крестьяне, в основном молодёжь и старики, которые ещё кое-что помнили из прежних времён, но были и наёмные работники из Чернянки, бывшие матросы. Спускаться на верёвках с горы было трудно и опасно, но они были хорошие верхолазы. Наконец, их взору предстал квадратной формы аналой, покрытый проржавевшим железом. Эта была монастырская молельня. На двух столбах рядом были написаны образа, а на меловых стенах и потолке постепенно открывались буквы древней славянской вязи. Раскопки пещеры и строительство часовни производились на народные деньги. Немалую сумму на это благотворительное дело пожертвовали княгиня Касаткина-Ростовская и благочинный Дикарев. Простые люди, проживающие в Холках, несмотря на свою крайнюю бедность и нужду, тоже старались помочь, кто, чем мог: кто деньгами, кто хлебом, кто другим товаром. Не остались в стороне от важного дела и жители близлежащих сел. Работы длились около полутора лет. За это время открыли нижний вход, у которого находились монашеские кельи, а верхние засыпали. На стенах вырубили из мела кресты, молельню соединили с верхней церковью металлической трубой, чтобы богослужение можно было слушать в двух церквах одновременно. У входа в пещеру построили часовенку с пятью крестами: один повыше, а остальные образовывали как бы венец. Наконец приехали священнослужители из курской епархии, и нижнюю церковь освятили. Это было большое событие”.

Недалеко от главной пещеры с подземной церковью находится ещё одна - более позднего периода, которую местные жители издавна именуют “пещерой старца Никиты”. Она была вырыта жителем села Холки Никитой Бычковым с 1890 по 1920 годы. Ровно 30 лет создавал Никита своё подземное сооружение. За эту работу он взялся по религиозным убеждениям. Похоронив в возрасте 54 лет жену, он тяжело переживал утрату. Когда горе постепенно начало забываться, Никита всё чаще стал задумываться о загробной жизни, начал критически оценивать прожитые годы. Эти раздумья привели его к осознанию греховности души. Чтобы искупить грех, Никита избрал аскетический образ жизни. На высоком склоне в пределах бывшего монастыря он вырыл себе землянку и в 250 метрах от неё начал рыть вход в подошве высокого холма, чем, естественно, вызвал удивление односельчан. После того, как его родной сын Герасим выпроводил отца из дому, тот окончательно поселился в землянке, в которой провёл 30 лет, живя на подаяния односельчан. Все эти годы отшельник рыл пещеру. Его цель была соединиться с главной пещерой. Основными орудиями труда Никиты бала лопата, кирка и ведро. Отколотые куски и крошки мела он выносил в старицу - высохшее русло речки, находившееся в нескольких метрах от входа в подземелье. Осуществить свой замысел Никите Бычкову не удалось. Смерть застала его на 98 метре каторжной работы. Последние 10-15 метров, вырытые Никитой, имеют вид окружности с выходом в свой же выкопанный им ход. Эти последние метры сначала поднимаются вверх, а затем, образовав как бы колонну, спускаются по ступенькам вниз. Здесь завершение огромного труда и признание собственного бессилия в достижение цели. Говорят, что этот человек искал сокровища монахов. До соединения с подземным монастырём оставалось около 40 метров. Односельчане похоронили старца на местном кладбище, расположенном на вершине холма, внутри которого находятся пещеры и подземный монастырь.

Следующие 73 года пещеры находились в запустении. Когда в начале 1990 годов частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей как музей, воображение с трудом рисовало на этих пустынных меловых холмах купола храмов и монастырские постройки. О возрождении старинного монастыря тогда ещё речь не шла. Но день ото дня это место посещало всё больше и больше людей. Продолжались восстановительные работы. В 1995 году по воскресеньям в подземной церкви священниками Чернянского и Новооскольского районов начали совершаться богослужения. В 1997 году, на меловых холмах епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, были освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни. Координацию строительных работ взял на себя человек, горящий желанием возродить эту старинную святыню, - начальник Вневедомственной охраны Чернянского РОВД, подполковник милиции Владимир Васильевич Сбитнев. Вначале был возведён у входа в пещеры надвратный храм, затем Владимирская часовня - на месте, где по предположению историков, произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода во время их похода на половцев в 1185 году. В декабре 1999 года, архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном, был освящен храм в честь Донской иконы Божией Матери и совершена в нём первая Божественная Литургия. Это событие собрало в Холках множество паломников. После богослужения состоялся Акт передачи храма Белгородско-Старооскольской епархии, были вручены Архиерейские грамоты, строителям и попечителям этого храма. Подполковник Владимир Васильевич Сбитнев был награждён Орденом святого равноапостольного великого князя Владимира, глава местного самоуправления Чернянского района Иван Серафимович Лаптев - Орденом святого благоверного князя Даниила Московского. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1999 года было благословлено открытие Свято-Троицкого мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни. В конце декабря 1999 года в монастыре появились первые насельники. Свято-Троицкий мужской монастырь стал действующим. Его настоятелем является архиепископ Иоанн. Завершено строительство жилого корпуса для монастырской братии. Богослужения совершаются в храме Донской иконы Божией Матери и в Свято-Троицком храме подземного монастыря. Иконостас в нём керамический, изготовленный по специальному заказу в Подмосковье.

Группа учёных установила, что в Холковских пещерах практически стерильный воздух: благодаря высокому содержанию йода исчезает вредная для организма человека и всего живого микрофлора.

Журналистами Новооскольского телевидения Мариной Широбоковой и другими был снят фильм “Тайны Холковского холма”, ставший лауреатом проходившего в Москве в октябре 2002 года VIII Международного фестиваля в номинации “За яркий дебют”. Фильм рассказывает об истории Свято-Троицкого Холковского монастыря. При создании фильма были использованы архивные кадры о первых шагах по восстановлению пещер, о строительстве верхних храмов и часовне. В фильме встречаются и любопытные факты, остающиеся на сегодня тайной. Так, например, в настоящее время для посещения туристов предлагаются две пещеры - подземного монастыря и старца Никиты. Однако по предположениям старожилов села и местных краеведов, в высоких меловых холмах существуют другие пещеры с кельями, в которых жили монахи. Возможно, что и протяженность уже исследованных пещер подземного монастыря не 125,8 метра, а намного длиннее и проход просто завален или специально замурован. Основания для такого предположения имеются. Ведь в “Списках населённых мест Курской губернии”, изданных в Петербурге в 1868 году, утверждается, что в пещерах по бокам коридора выделено 12 келий. Сегодня можно увидеть только 6 из них. Где же остальные? На этот вопрос пока ответа нет. Не исключено, что в холмах есть и изолированные друг от друга пещеры. Остается надеяться, что будущим исследователям Холковские пещеры откроют свои тайны.

15 ноября 2005 года в Холках состоялось торжественное открытие памятника князю Святославу . Автор работы Вячеслав Клыков поставил свою тринадцатиметровую скульптурную группу в Холках, поскольку северная граница Хазарского каганата проходила приблизительно в тех краях. Скульптор изобразил киевского князя Святослава Игоревича верхом. Его конь попирает упавшего воина, который держит в руке щит.

Сегодня в Холки приезжает огромное число людей, чтобы побывать в знаменитых пещерах, подняться по ступенькам на самый верх горы и ещё раз с восторгом окинуть взглядом это удивительное и прекрасное место, по праву считавшееся одним из величайших творений Белгородчины

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)