Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История возникновения вышивки

Современная жизнь заставляет нас постоянно искать ориентиры в неудержимом потоке противоречий информаций. Однако если оглянуться в историю, то человечество никогда не мирилось с теми условиями, которые диктовала жизнь. Оно боролось, устраивало заговоры, совершались перевороты – все, что могло привести к изменениям. По - видимому пристрастие к противоборству заставляет нас в век компьютерных технологий обратиться к истокам, а именно к истории народного промысла – рукоделию. Хочется задуматься о вечных ценностях, одним из которых является рукоделие. У многих возникает вопрос: Почему рукоделие? Ведь на данный период времени нет необходимости украшать одежду и предметы быта своими силами. Ведь современная промышленность выпускает достаточное количество красивых тканей, украшений не только с рисунками, но и с различными аксессуарами (блестки, бисер и т. д. ). Ответ прост: вещи, выполненные своими руками всегда привлекательны, неординарны и часто эксклюзивны. Ведь применяя один и тот же орнамент, каждый его выполнит по-своему, придаст свои индивидуальные черты и настроение. В каждую работу вкладывается частичка своей души, поэтому вещь, украшенная ручной вышивкой становиться уникальной. В дом приходит атмосфера уюта, тепла и благополучия.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ИСТОРИИ ВЫШИВКИ.

ВЫШИВАНИЕ – один из самых распространенных видов народного искусства. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытным человеком при скреплении шкуры убитого мамонта. Что появилось раньше – иголка или одежда? Многих мучает этот вопрос, наверное, удивит: разве можно без иголки сшить одежду? Оказывается можно. Первобытный человек сшивал звериные шкуры, прокалывая их костями животных или рыб. Когда же осколками кремня (очень твердого камня) в шилах высверлили ушки, получились иглы.

Через многие тысячелетия на смену костяным иголкам пришли бронзовые иглы, а потом железные. На Руси, случалось, ковали и серебряные иглы. Нитки вдевали в их загнутые колечками концы. Женщины всегда не хотели ходить в одинаковых нарядах, но поскольку разнообразие материалов оставляло желать лучшего, они научились украшать свою одежду при помощи вышивки.

С глубокой древности, с самого момента возникновения декоративная вышивка неотступно присутствует в убранстве жилища, украшении одежды и предметов быта. Многовековая история не только не состарила ее, не сделала «пережитком прошлого» а, напротив, придала вышивке ценность, значимость и актуальность во все времена.

Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными 4-5 веками до нашей эры.

ВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ ВЫШИВКИ:

1) ДРЕВНИЙ КИТАЙ (4-5 в до н э ) – вышивали на шелковых тканях, золотыми и серебряными нитями, конским волосом.

2) Византия (4 в. н. э) – известно шелковое и золотое шитье. 3) Италия, Франция (16-17 в в ) – вышивают портреты, картины с изображением людей, животных на фоне пейзажей с замками, охотой; мифологические сюжеты. Такие картины назывались – панно. 4) Россия (9-12 вв. ) – вышивали золотыми, серебряными нитками. В то время (11 в), сестрой, князя Владимира Мономаха, княжной Анной Янкой была в Киеве в Андреевском монастыре открыта первая вышивальная школа.

ИСТОКИ РУССКОЙ ВЫШИВКИ.

На Руси исконно вышивка была одним из самых любимых видов рукоделия. Все женщины от мала до велика, владели этим видом рукоделия. В основе вышивки заложены стародавние обычаи и обряды. Археологами доказано, что на территории Древней Руси уже существовало и развивалось вышивальное искусство. В языческие времена вышивкой украшались простыни, скатерти, полотенца. Кроме этого, мастерицы вышивали замысловатые узоры на рубахах, сарафанах, головных уборах. Существовало мнение, что вышитые изделия обладают защитной силой. Особенно ценным в этом плане считались полотенца обыденные, то есть «об один день сделанные». Если, начав работу на рассвете, мастерицы успевали закончить ее до того, как сядет солнце, изделие считалось чистым, способным оберегать от злых сил, стихийных бедствий и различных болезней.

МОТИВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ вышивальщицами для своих работ, были разнообразными. В своих узорах и орнаментах рукодельницы скрывали особый смысл. Орнамент – происходит от латинского и означает «украшение». Орнаменты по мотивам бывают:

- геометрический мотив (различные геометрические фигуры);

- меандровый мотив (непрерывные ломаные линии);

- растительный мотив (растения);

- животный мотив (фигуры зверей);

- птичий мотив (фигуры птиц);

- человекообразный мотив (фигуры людей);

- шрифтовой мотив (знаки, напоминающие восточную письменность).

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТА.

В орнаменте наиболее часто встречаются точки и линии – прямая, ломаная и кривая. Они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные и кривые линии, получаем элементы орнамента.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИГУР В ОРНАМЕНТЕ.

Для изображения сложных природных форм (цветы, листья), можно воспользоваться построением на основе квадрата. Для получения в нем обобщенную форму, например цветок, необходимо разделить квадрат прямыми и диагональными линиями на 8 равных частей. Вписываем в него круг и на его основе выполняем розетку

Для получения обобщенной формы цветка тюльпана делим квадрат на две равные части, вписываем треугольник, на основе которого выполняем плавную криволинейную линию. Дополнять ее затем можно ступенчато расположенные скругленные лепестки .

ПРИМЕРЫ ПОСТРОЕНИЯ ФИГУР НА ОСНОВЕ ОКРУЖНОСТИ.

Окружность. Симметрия.

Чтобы построить окружность (или круг), необходимо на листе в клетку начертить линию симметрии. Далее, отступая от центра на три клетки в каждую сторону, от руки соединяем эти точки. Получается окружность. Из центра круга провести радиус. Разделить круг на 6 частей. Каждый радиус обвести лепестком в виде восьмерки. Получается цветок .

Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интереснейших, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Каждая эпоха, национальная культура вырабатывали свои мотивы, форма, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности. В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно листья и цветы лотоса, в Древней Греции – геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески – причудливое сочетание геометрических и растительных узоров. Для Русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур. В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались графическим символом выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т. д.

ЭСКИЗ ВЫШИВКИ ДЛЯ ПОЛОТЕНЦА.

В ДАННОМ эскизе виден пример сочетания различных мотивов орнамента: геометрического и растительного.

Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. Вплоть до 18 века этим видом рукоделия занимались монахини и представительницы знати. Материалом для работы служили дорогие ткани – такие, как бархат или шелк, а также драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

Украшали подобной вышивкой не только одежду бояр и членов царской семьи, но облачения церковнослужителей. Убранство для храмов. Одной из самых искусных мастериц того времени была дочь русского царя Бориса Годунова – Ксения. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол выполненное ею в 1601 году. Используя драгоценные камни, золотые и серебряные нити, рукодельница изобразила на бархате лик Пресвятой Девы Марии, сына ее Христа, Иоанна Предтечу и поклоняющихся им Никона и Сергия Радонежского.

В то же время при светлицах цариц и княгинь устраивали вышивальные мастерские. При этом хозяйка, как правило, и сама занималась рукоделием. При дворе князей Луговских в Ростове мастерскую устроила жена князя Алексея Михайловича – Мария. Ее работы также отличались высокой художественностью и торжественным великолепием. А вот первая вышивальная школа была открыта Сестрой князя Владимира Мономаха, княжной Анной, в Киеве в Андреевском монастыре.

Вышивка на Руси делилась на две категории. Это была крестьянская или народная вышивка, в которой сохранялись русские традиции. Вышивали в основном на льняных и шерстяных тканях. Городская вышивка, ткани, нити и рисунки привозились из-за границы.

Начиная с 18 века, вышивка перестает быть привилегией знати и переходит в обязанности занятия простых крестьянских девушек. Начиная с 7-8 летнего возраста, девочки из крестьянской семьи начинали готовить себе приданое к свадьбе. В него входил не только праздничная и будничная одежда, но и полотенца, скатерти, вышить специальные подарки для родственников и гостей жениха. На кануне свадьбы устраивалась выставка приданого. По достоинству оценивалось трудолюбие, аккуратность и мастерство невесты.

Для вышивки использовались следующие виды швов: косичка, козлик, гладь, мережка, крест. Мотивы, встречающиеся в орнаментах, - птицы (павлины, петухи), цветущие деревья, женские фигуры и цветущие деревья, которые символизировали плодородие. На одежде располагались вышитые детали вдоль соединительных швов, по краю рукава, на подолах, воротниках.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ВЫШИВКИ.

Первобытнообщинный строй, для которого было характерно отсутствие социального неравенства, делал этот вид рукоделия доступным всем желающим. Каждый член коллектива в равных возможностях мог использовать имеющиеся материалы для создания собственных творений. Ценность изделий зависела на тот момент лишь от умения и творческих способностей мастера. Позднее положение вещей изменилось. Деление на социальные группы привело и к разграничению условий труда вышивальщиков. Появились определенные требования к выполнению работ, предназначенных для знати: использование дорогих тканей, драгоценных материалов, сложность орнаментов и т. д.

ХУДОЖЕСТВЕНОЕ искусство вышивки развивалось постепенно и достигло своих совершенных форм во времена деспотии Древнего Востока. Основным назначением вышитых работ тогда было убранство дворцов и храмов, одежда правителей, жрецов и прочей знати. В рукописях древних авторов сохранились подробные описания того великолепия, которое создавалось руками умельцев Вавилонии, Египта, Фригинии. Местные купцы даже вывозили их для продажи в Грецию и Рим, так как вышивки ценились очень высоко.

Существует ряд мифов, которые объясняют возникновение вышивального искусства. Один из них, связан с именем богини Афины Паллады, которую древние греки почитали как покровительницу ткацкого мастерства. Каждый год афинские девушки приносили к алтарю богини узорное покрывало, созданное своими руками. Это изделие получило название «Панафийский пеплос» ( «пеплос» - верхняя одежда гречанок, длиннее хитона, с большим количеством складок, с несшитыми кромками ткани, отделанными каймой, делалась из прямоугольного куска ткани длиною около 2,5 м, часть ткани отгибали (50-60 см) и после этого драпировали на фигуре, начиная с поперечной линии сгиба, а сверх пояса делала напуск – колпос, с помощью которого регулировали длину всей одежды. В последствии основной одеждой гречанок становится хитон). Считалось, что, сделав вышитое подношение, рукодельница заручается поддержкой и защитой могущественной жительницы Олимпа.

В то время ведущими мотивами вышивки служили мифологические божества, сюжеты об охоте и битвах, изображения небесных светил. Выполнялись они на дорогих тканях – таких, как шелк или бархат, - золотом и драгоценными камнями. Подобная роскошь была доступна только знати, а простые люди довольствовались вышивкой, выполненной обычными материалами.

Работы восточных мастеров, которые привозились купцами в Грецию, оказали свое влияние на творчество местных мастеров.

Наследие греческих мастеров использовались и древними римлянами. Римская знать не уступала греческой в желании сделать свое обличие и убранство жилищ роскошным за счет вышивки. Представители знати были готовы заплатить баснословные суммы за вышитые изделия. Для императоров уже было не достаточно дорогих пурпурных тканей. Обязательным показателем величия были тоги вышитые из золота и жемчуга. То же касалось и обустройства помещений. В 1 веке до нашей эры римский консул Сципион Метел заплатил за покрывало для ложи, которое предназначалось для праздничных случаев, 800000 сестерций. А через сто лет император Нерон выкупил это произведение искусства вышивального за 4 миллиона сестерций.

Византийские вышивки феодального периода, служили украшением дворцов и храмов. Часто использовался символический рисунок дерева жизни, окруженный большим количеством разнообразных птиц и животных, расположенных друг против друга. Вышивки этого периода отличались богатством используемого материала и сложностью вышивки. Усердие мастеров приводило к тому, что одежда под изобилием украшений превращалась в своеобразный футляр.

В 11-12 веках, после полного формирования рыцарства с его бытовыми и воинскими особенностями, возрастает потребность в декоративных вышивках Оформление родовых гербов, которые служили отличительным признаком закованных в латы воинов, стало основной задачей искусных рукодельниц. Именно к этому историческому периоду относят возникновение двусторонней вышивки и вышивки аппликацией, когда части рисунка, вышивались отдельно и после этого закреплялись при помощи золотого шнура или тесьмы на основной ткани. Объясняется это тем, что знамена и стяги, украшенные гербами, должны были выглядеть одинаково с обеих сторон.

Крестовые походы внесли свой вклад в развитие вышивального искусства Западной Европы. Восточные вышивки, привезенные рыцарями из походов, сделали более разнообразными мотивы работ местных мастеров. Вышивка на данном этапе перестает быть привилегией монастырей и замков и переходит в разряд рукоделия.

Активное развитие вышивального искусства привело к тому, что в 13 веке во Франции практически исчезли другие виды украшения, например меха, придворной одежды. Ежегодно огромные суммы денег уходили на роскошное убранство дворцовых комнат, что сильно беспокоило короля Филиппа Красивого. Он тогда издает указ, который ограничивает эти бездумные траты.

Не только Франция в период Средневековья была охвачена страстью к вышивке Италия и Испания также поддались к стремлению к красоте и роскоши. Король Рожер 2 во время военного похода на Византию в 12 веке привез на Сицилию пленных вышивальщиков и ткачей, которые впоследствии заложили основу сицилийского рукоделия. Особенностью работ этих мастеров стало применение техники аппликации.

История вышивки знала взлеты и падения. Путь данного вида рукоделия через века до современности был тернистым, однако истинное искусство не может предаваться забвению. Современные технологии и материалы открывают новые горизонты перед теми, кто увлекается данным видом рукоделия. Не смотря на все новшества, то историческое наследие, которое накоплено мастерами за многовековое существование вышивания, всегда будет кладовой оригинальных идей и совершенных технологических приемов.

Только умелое сочетание опыта предков и творческого полета фантазии, которые основаны на возможностях современных технологий, поможет добиться настоящих высот художественного мастерства.

Умение вышивать – вещь в наше время необходимая. Каждой умелой мастерице не нужно ломать голову, что подарить друзьям или близким на предстоящий праздник. Разнообразие возможностей данного вида рукоделия позволяет подготовить любой подарок: от эксклюзивного панно до милой открытки. И то, что он создается собственными руками, придает подарку особую ценность. Кроме того, можно и свой дом превратить в великолепное убранство, которое сможет сравниться только с дворцами китайских императоров. Подбирая орнамент и цветовую гамму по своему вкусу, можно без труда добиться того, что атмосфера дома обретает неповторимую гармонию и уют. При этом простая ткань от умелого применения получает второе рождение, начинает жить новой жизнью, будь то милая салфетка или прихватка на кухонном столе или это диванная подушка или покрывало.

ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ.

ТЕПЛЫЕ цвета. Считаются те, где преобладает желтый цвет – красный, оранжевый, все оттенки желтого цвета. ХОЛОДНЫЕ цвета (где преобладает голубой цвет) – зеленый, синий, фиолетовый. ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА: красный, желтый и синий. НЕЙТРАЛЬНЫЕ ЦВЕТА: черный, серый и белый. ЦВЕТОВОЙ КРУГ: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Гармонично сочетаются контрастные цвета, которые расположены в цветовом круге друг против друга: красный-зеленый; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый. Менее гармоничны сочетания цветов через сектор в цветовом кругу: красный - синий; фиолетовый - зеленый; синий - желтый ит. д. Не сочетаются цвета, находящиеся рядом в цветовом кругу: красный - фиолетовый; красный - оранжевый и т. д.

Из огромного количества вида швов ручной работы, наиболее приемлемые считаются 8 швов, которые составляют азбуку вышивки.

Применяемые швы «вперед иголка, «назад иголку» и крест принято относить к счетным швам, а остальные швы – к свободным. Однако, такое строгое разграничение не всегда уместно. Например, если намеченную работа имеет геометрический мотив, и вы решили выполнить швом «вперед иголку», то в данном случае удобнее и быстрее выполнить работу по счету нитей. В то же время этим швом можно вышить изображения птиц и цветов по свободному контуру.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ АППЛИКАЦИИ.

ПРОЦЕСС ВЫПОЛНЕНИЯ:

1) Выбор эскиза. 2) Подбор материала для работы.

3) Разметка изображения. 4) Сборка и закрепление деталей на фоне.

ВЫБОР ЭСКИЗА – рисунка, по которому выполняется аппликация, ответственный момент. Основное отличие аппликации – простота, лаконичность, поэтому рисунок не должен иметь большого количества мелких деталей.

В зависимости от того что, изображает аппликация, она может быть: предметной - на ней выполняются отдельные предметы Например: портреты людей, животных, растения, транспорт; сюжетная - отображает сюжет сказки, песни или рассказа; декоративной - изображающей узор или орнамент.

ДЛЯ выбора материала необходимо знать!

Аппликация состоит из основы (фона) и деталей изображения, для которых можно в различных комбинациях использовать: бумагу, природный материал и конечно. Ткань различного цвета и качества. Для аппликации можно применять хлопчатобумажные и синтетические веревки, шнуры, тесьму различной толщины и цвета в разнообразных сочетаниях.

В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДЛЯ АППЛИКАЦИИ можно использовать любую плотную гладкокрашеную ткань: мешковину, бортовку, рогожку, полотно, спорки одежды из драпа, сукна, кожзаменители, трикотаж или цветную ткань.

ВЫБРАННЫЙ УЗОР переводится на ткань через копировальную бумагу. При расположении рисунка нужно следить, чтобы направление нитей основы ткани и детали совпадали.

ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АППЛИКАЦИИ выбор ткани зависит от назначения изделия. Для аппликации на предметах домашнего обихода, одежды, то есть те которые часто приходиться стирать, следует выбирать лоскуты ткани, срезы которых не сильно осыпаются. Осыпаемость ткани не учитывается, если аппликацию выполняем на панно – здесь подойдет любая ткань.

ПРИШИВАЕМ АППЛИКАЦИЮ нитками в тон ткани ( для машинной обработки), ручная обработка, цветовая гамма ниток подбирается в зависимости от выбранного эскиза и цветовой гаммы тканей. В основном это мулине. Эти нитки не садятся, не выгорают и не линяют. В работе по обработке аппликации ручным способом, в основном применяется петельный шов. Данный вид шва предохраняет срезы от осыпания и более четко позволяет выделить аппликацию на фоне.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ.

1) Выбрать рисунок аппликации и размер изделия. Сделать 2 копии рисунка, один контрольный, другой для разрезания на отдельные детали. 2) основа аппликации может быть выполнена на основе из лоскутной пластики или однотонной основы. Нанести контрольный рисунок аппликации на лицевой стороне фона. 3) Разрезать рисунок на детали, пронумеровать. 4) Подобрать по цвету лоскуты ткани, они должны быть яркими и красивыми по цвету и рисунку. Собрав разноцветные лоскутки, соединив их между собой. Надо выбрать наиболее удачные сочетания цветов, следует обратить внимание на то, как один цвет усиливается благодаря присутствию другого. Нет плохих тканей, портит изделие не правильный подбор цветовой гаммы. Если аппликация предметная, например образ человека, то основа выполнения лица может быть однотонная или с мелким рисунком. 5) Детали рисунка положить на лицевую сторону ткани согласно эскизу. Приметать мелкими стежками по всем контурным линиям, нитками в тон ткани.

НИТКИ ДЛЯ ВЫШИВАНИЯ:

А) Выбирают нитки натуральные, искусственные, смесевые, нитки из ткани, на которой вышивают. Б) Нитки проверяют на прочность окраски. В) Нитки выбирают при дневном освещении. Г) Нить отрезают ножницами под острым углом. Д) Длина нити не более 50см. 6) Произвести обработку всех срезов аппликации, в зависимости от вида обработки – ручная или машинная обработка (строчкой зигзаг).

Закрепить аппликацию из ткани на основе можно термическим способом. Для этого между фоном и изображением прокладывается деталь аналогичная основной по размерам, выполненная из полиэтилена. Подготовленное таким образом изображение проглаживается горячим утюгом.

. РУЧНЫЕ ИГЛЫ.

Тонкие иголками № 0-1 пришивают стеклярус, бисер. 2)Иголки № 2-3 используют для работы на тонких тканях (батист, шелк). 3) Иголки №4-5 используют для работы на льняных тканях. 4)Иголки №6-12 используют для вышивания толстыми нитками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)