Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История шаманства

Служителей культа шаманов у разных народностей носят различные названия. У ямальских ненцев их называют словом тадебя, от глагола тадебтесь - заговорить, произвести заклинание, колдовать.

Главным назначением шамана является установление нарушенной в природе гармонии. Для выполнения этой цели шаманы, наделяются даром ясновидения – внутренним зрением, а так же, магическим слухом. То есть способностью видеть и воспринимать последствия возмущенных сил природы.

Опираясь на традиционные ценности своего народа, шаманы выступали в роли авторитетного регулятора общественной жизни оленеводов, рыбаков, охотников.

Шаманы были люди, поставившие целью своей жизни служить и помогать людям. Шаманское учение предается из рода в род и содержит много чистых нравственных истин. Прежде чем стать шаманом человек должен пройти долгий и болезненный путь. Признание человека шаманом сопровождалось обрядами, состоящими из ритуальных действий, связанных с изготовлением бубна и костюма, акта посвящения в шаманы.

Культовая деятельность шамана имела огромное общественное значение. Проводимые шаманами обряды создавали видимость борьбы с несчастьями и бедами, время от времени обрушивающимися на весь род. Шаманы прилагали усилия, чтобы, обратившись к духам внести покой в души своих сородичей поддержать их. Обычно к шаману обращались лишь тогда, когда сам человек уже использовал все способы.

В зависимости от мастерства шаманы делились на слабых и сильных. Они делились на специальности один опытный в лечении людей и оленей, третьи могут отыскивать пропажу, защищать от дурного глаза. На погребениях делать заклинания, чтобы покойник не возвращался.

В соответствии с этим шаманы имели шаманский костюм, атрибуты. К шаманским обрядам относились камлания для лечения больного.

Получение шаманского дара.

Обычно звание шамана предавалось по наследству, но иногда выбор возлагался на духов. Будущему шаману духи являлись в различных видах, как во сне, так и наяву. Они будто бы принуждали своих избранников стать посредниками между людьми и сверхъестественными силами. О выборе духов могла свидетельствовать постигшая человека шаманская болезнь. Чтобы стать шаманом кандидат должен был обладать определенными качествами, умением предсказывать судьбу человека, народа, хорошую память, интуицию, воображение, даром импровизации и исполнения, хорошим знанием шаманской мифологии и практики, владеть гипнозом. Они имели особые метки – родимое пятно величиной с кулак, две макушки, а то и три, лишний палец и др. Ненцы считали, что шаманом определено стать при рождении. У новорожденного «избранника» обычно, якобы, бывала на темени пленочка, которая, по представлениям ненцев, являлась символом кожи бубна. Мать ребенка бережно снимала ее и вешала на дерево или на две скрещивающиеся палочки, воткнутые в землю (или снег). Шаману необходима была физическая сила и духовная, поэтому шаманы чаще мужчины. Человека обладающего задатками шамана, выделяли в ранней молодости, обучали, затем проводили через обряд посвящения.

После уяснения своего призвания, шаман проходил подготовку под руководством старшего шамана. В период подготовки все задатки развивались и совершенствовались. Некоторыми признаками шаманского призвания были внезапно появившиеся особенности поведения. Человек становился задумчивым, рассеянным, замкнутым. Видел какие- то сны, стремился к уединению.

Во время такого болезненного состояния молодой шаман учился выходить в иную реальность, где встречал духов и души умерших, которые его обучали и помогали. Будущий шаман должен пройти школу обучения у старого шамана. Он его обучал, как пользоваться бубном, как управлять духами. В период обучения кандидат сопровождал своего учителя, помогал ему, присутствовал на его камланиях, запоминал священные «призвания», осваивал шаманскую технологию и практику отправления молебствий.

После долгого и болезненного пути обучения шаман проходил строгие физические испытания, в ходе которых проверялся его дух на прочность. В течение трех месяцев он проживал вдали от стойбища, воздерживаясь от обильной пищи, занимался медитацией, впадал в экстатический транс. Затем проходил инициацию, выражавшуюся в ритуале символического расчленения, смерти и воскрешения.

Источником силы шамана становился его дух покровитель, которого он получал после испытания. Дух появляется в виде животного, птицы, рыбы или в образе человека. Встреча с ним считалась благодетельной. Дух познакомит своего ученика, со всем, что он содержит в себе, и помогает подняться на пути к мирам более высокого познания.

Проникнуть в иную реальность можно только в состоянии транса. Шаман должен, одинаково комфортабельно чувствовать себя в двух реальностях обычной, и в иной, связанной с сознанием шамана.

Учеба шамана может длиться в течение двадцати лет в зависимости от способностей кандидата. По истечении этого срока, нередко лишь к шестидесяти годам он становится настоящим шаманом. Тогда ему присваивался титул, который звучал по-разному, в зависимости от того с каким миром был связан шаман Верхним, Средним или Нижним.

Иерархия и функции шаманов.

Шаманы делятся на три группы: непосвященные (шаман без бубна - мал тадебя), посвященные (шаман, имеющий бубен без подвесок - си’-мя или надимя) и шаманы высшей категории (шаман Верхнего, Среднего или Нижнего мира - инутана).

К непосвященным шаманам относились ученики. В зависимости от функций имели разные названия - шаман, предсказывающий события, видящий далеко и умеющий распознать болезни своей внутренней силой, шаман, предсказывающий судьбу; шаман переводчик, советчик, прорицатель. Они были помощниками главных шаманов. Эти шаманы гадали по костям зверей и животных, на лезвиях ножа и топора. Основными их обязанностями были лечение людей, оленей, предсказание будущего, бед и несчастий. В отличие от посвященных шаманов занимались так же и хозяйственной деятельностью.

Посвященные шаманы, среди которых выделялись следующие группы: умеющие видеть будущее, а так же общаться с высшим божеством – Нумом.

Шаман вызывающий высших духов - чудотворец, выделывающий фокусы. Эти шаманы отличались большими знаниями и мастерством, пользовались большим авторитетом. Им было разрешено пользоваться бубном, но без подвесок, в которых находится огромная сила шамана. Шаман, не имеющий практики, не может удержать эту силу и может погибнуть. Подвески отражали длительность практики и категорию.

После прохождения определенных испытаний и посвящения Шаман имел право заниматься ритуальным обрядом. После десятилетней практики и получения новых подвесок шамана считали выучившимся. Главной особенностью шаманов высшей категории было владение техникой сильного гипноза. Они были блестящими поэтами – импровизаторами, вызывая положительные эмоции зрителей. Воздействуя на психику людей красотой художественных образов, они увлекали слушателей своей артистической игрой. На человека влияли модуляции голоса, артистическая мимика, жестикуляция.

Шамана Нижнего мира побаивались. К нему обращались при необходимости наказать или навлечь болезнь на своего недоброжелателя. Основной его обязанностью было не допустить похищения души человека злыми духами. Шаман чудотворец мог совершать великие чудеса. Он глазами мог зажечь огонь, летать по чуму, отрезать голову, которая после этого разговаривала, превращаться в невидимку, двигать предметы, вызывать Нга и общаться с ним. Он мог уничтожить другого шамана своей силой. Каждый из шаманов практиковал на своей территории, и использовал свои средства и приемы, не превышая своих функций и обязанностей.

Шаманы высшей категории пользовались большим уважением, занимали в религиозной жизни видное место. Они выполняли задачи священнослужителей в зависимости от того, с какими из трех миров они были связанны. Шаман, странствующий по верхнему миру, и встречающийся с небесными духами, обладал способностью внушения, гипнотическим воздействием. К нему обращались только по самым важным вопросам. Он являлся хранителем традиций предков, памяти, мудрости. И ведет общий надзор за всем, что касается религии. По понятиям шаманов этой категории, если не соблюдать издревле установленные обычаи, может возникнуть хаос - дети не будут заботиться о родителях, почитать старших, беречь природу; исчезнут брачные обряды, появится разврат со всеми свойственными ему преступлениями, уничтожится все святое – то, что создал Нум. Чтобы подняться в Верхний мир шаман должен обладать сильной энергией, которую он направляет на уровень шаманского осознания, открывающий доступ в глубинные слои подсознательного и ведущий к ощущению соединения со всеми вещами. Из сверхъестественных способностей считалась способность вести переговоры с высшим божеством Нумом.

Средний мир ассоциируется с землей, с чумом - традиционным жильем националов. Шаман Среднего мира выполнял функции лечения болезней и отпугивал духов причиняющих болезни и несчастья, при помощи своих духов-помощников. Он мог так же воздействовать на погоду. При лечении болезней шаман применял различные лекарственные травы; пользовался припарками, кровопусканием, умел лечить раны и переломы. Шаманы широко применяли психотерапию – внушение и самовнушение во время камлания. С ними связан обряд возвращения умершей души. Главной задачей шамана было убедить душу вернуться. Такие переговоры требовали особого словесного искусства от шамана. Культовые функции шамана Среднего мира разнообразны, он так же строго следит за соблюдением обычаев, особенно касающихся природы.

В ведении шаманов Нижнего мира находится погребальный обряд, они занимаются похоронами и проводами умерших. Похороны происходили обычно на следующий день после смерти, за это время заготовляли доски для гроба. Покойного не обмывали, а оставляли в той одежде, в которой он был в момент смерти или надевали на него ту, которую он носил последнее время. Затем обертывали: мужчин – в покрывало от женской нарты; обвязывали веревками. Покойного выносили не через дверное отверстие, а, приподняв покрышку чума около места, где лежит умерший. Тело выносили головой вперед.Сани, на которых везут умершего на кладбище, разные для мужчин и для женщин. Вещи, которые предназначены умершему, и доски для гроба везли на отдельных санях. Для ненцев характерны наземные захоронения, для манси – подземные. Гроб делали в виде четырехугольного ящика, скрепленного системой вертикальных и горизонтальных планок. Изредка гробами служили половинки лодок. С умершим в гроб клали все вещи, которыми он пользовался при жизни и которыми должен был пользоваться в загробном мире. Мужчине клали топор, нож, долото и т. д. Женщине – скребок для выделки шкур, швейные принадлежности и т. д. Все вещи непременно подвергались порче – протыкали, прорезали. По окончании обряда кто-либо из родственников умершего или шаман, ведавший погребальным обрядом, говорил, обращаясь к покойному: «Ты отправился в свою землю, иди своей дорогой и не приходи к нам». После смерти душа человека оставалась при теле в течение суток. Затем шаман устраивал специальное камлание, чтобы сопроводить и оберегать душу покойного в пути. Похоронные обряды были направлены на то, чтобы максимально обеспечить безбедное существование души покойного в загробном мире. При соблюдении всех ритуалов и запретов на похоронах, душа отбывает в мир предков.

Духи - помощники и духи- покровители шаманов.

Как уже отмечалось в предыдущих главах, ненцы и манси верили в существование многочисленных духов, обитающих в трех мирах и постоянно воздействующих на людей. От коварных деяний злых духов людей могли защитить шаманы с помощью подчиненных и покровительствующих им духов. У каждого шамана имелись свои духи, неоднородные по значению и делившиеся на ряд категорий. Общими для всех шаманов были две категории духов: покровители и помощники. Покровительствовали шаманам божества и духи высокого ранга, к этой же категории относились и духи-предки шамана. В исключительных случаях его духом-покровителем мог стать кто-либо из второстепенных божеств-небожителей. Помимо сверхъестественного покровителя шаманы имели духов-помощников. В их число входили все умершие шаманы рода, к которому принадлежал главный дух-покровитель. Шаманы-предки признавались личными духами-помощниками шамана. Сначала шаман получал одного или нескольких духов. Новых духов он получал позднее, после нескольких посвящений и по решению духов-покровителей. Процесс получения духов-помощников длился несколько лет. По мере увеличения их числа возрастала сила шамана. Наибольшее число духов имели шаманы самбдорта и вы'дутана. Их духи считались самыми могущественными. Духи-помощники, в свою очередь, делились как бы на два разряда. К первому относились духи-предки, ко второму служебные духи, которые сопровождали шамана во время камлания в ту или иную зону Вселенной. К служебным духам-помощникам относились духи бубна, подвесок, головного убора, а также духи, представленные идолами: сядаи, нгытырма, сидрянг и т. д. Духи бубна составляли реальную силу шамана, остальные играли второстепенную роль; однако и таких духов он ценил и стремился приумножить их число. Духи представлялись в различных образах — как антропоморфные и зооморфные существа. Духи-покровители и духи-помощники шамана появлялись по его просьбе в начале камлания и участвовали в проведении обряда. В конце мистерии он их отпускал. По верованиям, духи-покровители шаманов постоянно, днем и ночью, защищают людей от козней злых духов и принимают активное участие в борьбе с темными силами Нга. Среди духов-помощников были такие, которые охраняли шамана во время камлания от нападения враждебных духов. Духи-помощники могли выполнять только строго определенные функции. Каждый из них имел свою "специальность": одни лечили болезнь, другие находили воров и возвращали украденное стадо оленей, третьи предсказывали судьбу и т. д. В зависимости от вида болезни и от состояния больного, шаман вызывал разное количество духов, иногда половину, иногда всех. Отправляясь в иные миры, он оставлял на земле духов, предназначенных для использования в Среднем мире. Обычно духи-помощники действовали лишь во время камлания шамана, причем только те, кого он призывал. Однако в мифах и легендах о шаманах эти помощники проявляют самостоятельность и приходят по своей воле. Помимо личных духов-помощников, шаманы во время исполнения обрядов привлекали на свою сторону местных духов-хозяев — Я'мал Вэсоко, Ид'Ерв, То'Ерв, ЛьГкас и др. Шаманы просили у них содействия в борьбе со злыми духами. Среди духов-покровителей шаманов обязательно стоит упомянуть хозяина и хозяйку огня — Ту'Ерв и Ту'Хада. В легендах им отводится большая роль. Они приносят счастье семье, обеспечивают благополучие детям и долгую жизнь родителям, защищают от всех зол и несчастий, оберегают от болезней и смерти, дают тепло. К хозяину огня шаманы обращались на всех этапах камлания, упрашивая дать им на время камлания спутника и помощника в предстоящих путешествиях. В группу духов-покровителей, дающих людям способность к шаманству, ненцы и манси включают также Ибадабцо'Ерв — хозяина тепла, Нгэрм'Ерв — хозяина семи северных ветров, Яля'тарп — хозяина рождения света, Яля'падь'Мин — хозяина уходящего дня.

Главный дух-покровитель шамана выду'тана — Яв'мал Вэсоко, дух-небожитель, один из семи сыновей Нума, без участия которых шаман не мог подняться на небо. Во время камлания шаману помогал и дух Миколы Мутратна, почитавшийся как земной страж человека. Нум посылал его на землю охранять людей от всего злого. Микола Мутратна шел на встречу с шаманом, поднимавшимся на небо, вел переговоры с ним и его духом-помощником на пятом слое небесного пространства. Там он принимал жертвенное животное, выслушивал просьбу шамана, затем отводил оленя к Яв'мал Вэсоко. Тот советовался с Нумом и передавал ответ Миколе Мутратна, который, в свою очередь, сообщал решение Нума шаману, давал ему советы. Икона Миколы Мутратна имеется в каждом чуме и используется как главный атрибут при камланиях ненецких шаманов в Верхний мир. Духом-покровителем шамана выду'тана могла быть и богиня Я'Миня, которую он призывал для помощи при восхождении на небо с жертвой Нуму. Шаману выду'тана помогал также Си"ивм Пыелета (Семирогий олень): он поднимал шамана в Верхний мир и служил для доставки жертвы Нуму. Главой всех сверхъестественных помощников шамана выду'тана, наряду с Семирогим оленем, считалась Минлей тиртя — летающая железная птица. Шаманы рассказывают, что этот дух весьма сильное и храброе существо. Минлей тиртя — носитель дождя, снега, пурги. Ненцы и манси слышали в громе хлопанье крыльев и видели молнии — сверкание глаз этой небесной железной птицы, которая принадлежит Великому Нуму. Шаман Среднего мира —я'нянгы тадебя не имел небесного оленя и птицы, поэтому не поднимался в страну небожителей. Он владел только земными духами, которые помогали ему переправляться через реки, горы и т. д. Покровителями я'нянгы тадебя являлись духи-хозяева местности — Я'Ерв, Пэ'Ерв. Ид'Ерв, Яв'Ерв. Они приходили к шаману по его вызову и днем и ночью. Среди духов-помощников, защищавших от болезней, был антропоморфный дух Хабцянго Ха"аврамбда хэхэ. Он подсказывал шаману правильные действия в ходе камлания. Главой всех этих духов считался Илебям'пэртя. Он выделял шаману духов-помощников из числа обитателей Среднего мира, ведал духами добрыми (саво'сер) и злыми (вэеа'сер). Его призывали только в самых тяжелых случаях. Количество духов, принадлежавших шаману Среднего мира, зависело от его силы. У я'нянгы тадебя было очень много духов, у его помощников — лишь несколько. Шаману Среднего мира помогали духи-животные: медведь, налим, щука, гагара, волк, ворона. Духа-гагару имели только сильные шаманы, я'нянгы тадебя и самбдорта. Считалось, что дух-гагара (Еся'нюня) летает по поручению шамана по всему свету и собирает сведения о судьбе тех или иных людей. С помощью этого духа-птицы шаман предвещал, кому предстоит заболеть, выздороветь или умереть. У каждого шамана были еще свои мелкие духи, которые содействовали ему в несложных камланиях, не связанных с далекими путешествиями к божествам высокого ранга. Они помогали, например, предсказывать погоду, определять, будет ли удачной охота и рыбалка, указывали, где искать потерявшегося оленя, и т. п.

При камлании в Нижний мир шаману самбдорта содействовали сыновья Нга — главы злых духов Нижнего мира (нгылад'нянгы). Они призывались при жертвоприношении владыке подземного мира и помогали шаману самбдорта в переговорах с Нга. Главным помощником шамана самбдорта считался дух умершего шамана (тадебцо-нгытырма). По верованиям ненцев и манси, человек становится шаманом самбдорта в результате вселения в него души умершего шамана, которая избирает только кого-нибудь из родственников. Когда дух умершего шамана и духи, принадлежавшие ему, находили человека, способного стать шаманом самбдорта, Нга насылал на него болезнь и принуждал исполнять роль посредника между людьми и духами. Заставив его согласиться, Нга отдавал ему в подчинение духов-помощников умершего шамана. С этого момента дух умершего шамана-родственника покровительствовал новому шаману. Нга также передавал ему духов, оставшихся от прежних шаманов из его рода и, по своему усмотрению, мог добавить еще несколько, чтобы увеличить количество духов-помощников. Всех духов, полученных от Нга, шаман самбдорта должен был показать Нуму, который также давал духов-помощников. К числу духов-покровителей шамана самбдорта относились духи-хозяева родовых мест, священных гор, рек, озер. Духи-покровители шамана после его посвящения поддерживали его, помогали в выполнении трудных задач. В ряды содействовавших шаману духов входили также те, с которыми он встречался во время болезни. Среди них могли быть обитатели всех трех миров. В духов-помощников превращались даже черви и насекомые, съевшие обычное тело шамана в тот период, когда он болел "шаманской болезнью". Без духов-покровителей и духов-помощников, полученных от Нга, шаман ни за что не рискнет отправиться один в опасное путешествие в подземный мир, где обитает сам Нга. Самбдорта, как и выду'тана, для поездки к Нга использовал сверхъестественных животных. В качестве транспортного средства для передвижения в подземных сферах шаману служили мифические птицы — гагара (Еся'нюня), ворона (Варнгэ); звери — подземный олень (Я'хора); рыбы — щука {При), налим (Нея). От Нга шаман получал также подземного быка (Я'вол), на котором ездил во время камлания в страну огненных морей. Бык помогал шаману переправляться через реки Нижнего мира.

Неотъемлемую часть обряда камлания, как уже указывалось, составляло пение шамана (тадебе се). В такой форме он призывал духов-помощников и общался с ними (тадебе вада). Разговор происходил в определенной последовательности и сопровождался ударами в бубен. Каждый дух (тадебцо) имел свою песню, по которой об его приходе и присутствии узнавали участники шаманского камлания. Песни разных духов контрастны по типу мелодического движения и ритму, а потому легко различимы. Кроме того, каждому духу был присущ и свой ритм аккомпанемента бубна. Важным средством звуковой характеристики духов-помощников являлось также звукоподражание — имитация голосов животных. Звукоподражательные сигналы, издаваемые шаманом, указывали на присутствие тех или иных духов. Считалось, что пение и бубен могут расположить к себе духов-помощников и духов-покровителей, а это благоприятно отразится на результатах камлания. Таким образом, достижение целей, ради которых проводилось камлание, происходило с помощью пения, обращенного к духам-помощникам и духам-покровителям шамана.

Шаманские ритуальные атрибуты.

Шаманские ритуальные атрибуты очень важный компонент шаманизма. Они связанны не только с религиозной, но и с материальной культурой искусством. Шаманский костюм- одежда для камлания – обрядовая одежда. У разных национальностей Севера она различается по покрою, или материалу, но многие атрибуты костюма сходны. Возьмем для примера костюм ненецкого шамана, он состоит из тонкой оленьей шкуры мездрой наружу, обшитой на плечах, по подолу, и вдоль швов полосками красного сукна. Костюм для шамана новичка изготавливали по указанию или внушению его духа покровителя. Изготавливали костюм женщины: жена, старшая дочь или сестра шамана. Этот костюм одновременно являлся и произведением народного искусства. Шили костюм из шкуры оленя- самца, некоторые из сукна. На костюм нашивались кисточки из цветных лоскутков, прикреплялись железные цепи, оловянные бляхи, серебряные монеты, металлические пуговицы, зубы зверей, рыбьи ребра.

Виды и количество подвесок различного назначения индивидуальные отличия шаманского костюма. По определенным знакам можно узнать ранг шамана, к примеру, центральная подвеска на груди в виде бляхи у шамана Верхнего мира изображала духа птицы, у шамана Нижнего мира рогатое существо, «черта». У шамана Среднего мира духа оленя или другого животного. Обязательными металлическими подвесками на одежде являлись круглые пластинки – бляшки, изображавшие духа помощника. По окончании шитья, одежда шамана проходили обряд очищения, после него запрещалось прикасаться к костюму шамана.

Частью костюма шамана являлся специальный пояс, который делался из нескольких полос замши, шкуры дикого оленя. К этому поясу прикреплялись подвески в виде маленьких скульптур и плоских изображений духов животных и птиц, могли прикрепляться лапы крупных хищных птиц, шкуры мелких животных, когти, зубы медведя, высушенные головы птиц или щуки, а так же, колокольчики. На поясе шамана висели ножи. Они считались священными и помимо обычного назначения, они служили амулетами, оберегами. Обувь шамана отличалась только прохождением обряда очищения.

В комплект ритуальной одежды шамана входит специальный головной убор. Наиболее распространенный его тип представлял собой широкую повязку из сукна, к ее нижнему краю была прикреплена короткая бахрома. К повязке пришиваются две узенькие ленты из красного сукна, которые, перекрещивались на макушке. На низ лоскута навешивались бляшки, пуговицы, медвежьи когти и другие подвески. Сзади с затылка опускались заплетенные косы, считалось, что от численности их зависит, сколько силы у шамана. Второй тип головного убора имел вид металлического обруча, на котором укреплялось изображение рогов.

После изготовления полного комплекта ритуальной одежды шаман проводил камлание. Все предметы оживлялись, очищались.

Шаманский костюм представляет собой сложный символико-магический комплекс. Головной убор свидетельствует о его связи с небом, миром небожителей. Обруч вокруг головы - образ времени, повторяющихся космических циклов. Полосы сукна, перекрещивающиеся на темени, олицетворяют небосвод. Бахрома, спускающаяся на глаза, символизирует ритуальную слепоту, то есть возможность видеть в мире духов. Костюм так же рассматривался шаманом как часть «живой природы», как проводник энергии космоса людям посредник между людьми и духами, небом и землей, жизнью и смертью.

Изображения духов- помощников на одежде шамана играют так же защитную роль. Шаманский пояс помогает шаману проникнуть в недоступный для человека мир. Он символизирует дорогу. Пояс проводит границу между мирами. Символизирует меридиан, который опоясывает землю, и как бы замыкает пространство костюма.

Обувь шамана рассматривается, как проводник отрицательной энергии, которая поступала от внешнего мира в Нижний мир.

Важным атрибутом шамана является бубен (пензер),музыкальный ударный инструмент, который так же соединяет в себе самые различные символические значения. Он символизировал оленя, на котором шаман якобы ездит по земле, поднимается на небо или спускается в подземное царство. У некоторых шаманов бубен изображал птицу, лодку, когда ему надо было преодолевать водную или огненную преграду.

Бубны бывают круглой или овальной формы, большого размера или среднего размера. Обейчатку делали из срубленного хвойного (лиственница, кедр) дерева. На нее натягивали кожу самца дикого оленя или лося. Шкуру хорошо выделывали и продымливали. На наружной стороне обейчатки имелся ряд бугорков, столбиков, которые вырезали из бересты. В обейчатку вставляли рукоятку из березы, лиственницы, ели. Рукоятка делалась в виде антропоморфного идола, или на нее наносилась резьба. Оригинальны рукоятки ненецких бубнов с вырезанными на них семью головами духов, которые состоят из двух полосок, скрещенных в виде буквы Х. На бубен навешивали колокольчики, металлические полые трубочки и полоски материи разных цветов.

Бубен являлся принадлежностью только посвященных шаманов. Различается три типа бубнов в зависимости от деления шаманов. Они делились на тех, кто мог совершать поездки во все три мира, и тех, кто способен посещать лишь духов, обитающих в среднем и Нижнем мире. На их бубны наносились различные символы.

Еще одна деталь бубна – колотушка. Колотушкой у некоторых шаманов служит заячья лапка или оленье копыто. Другая разновидность сделана из дерева и напоминает узкую длинную лопатку. Лопасть колотушки обтянута оленьей шкурой. Бубен изготовлялся лично шаманом. После оживления бубен становился сакральным предметом. Форма бубна, как бы связывала верх и низ, являлась символом земли и Вселенной. Рукоять символизировала дорогу по мирам Вселенной, на перекладинах рукоятки собирались духи- помощники. Рукоять бубна состояла из двух перекрещивающихся палок, которые делили бубен на четыре сектора, означающие четыре стороны света и границы Вселенной- владения шамана, внутренние ободки как бы защищали шамана от воздействия злых духов.

К числу атрибутов шамана относится посох. Он изготовлялся из специально выбранного дерева в основном березы. Посохи освящались, служили шаману воображаемым средством передвижения и орудием против духов. Дополнительные атрибуты – копья, стрелы, колокольчики – шаманы получали во время второго и третьего посвящения. Посохи бывают нескольких видов. Одни могут заменять бубен и несут космическую символику. Другие служат оружием в борьбе со злыми духами или своеобразным средством передвижения шамана по сферам различных миров.

Одежда и бубен являлись священными предметами индивидуального пользования. Их культовое назначение состояло в усилении мощи шамана путем привлечения к нему различных духов-помощников и покровителей. Притом, что ритуальным костюмом и бубном мог пользоваться только шаман, все его атрибуты имели важное сакральное значение для всего коллектива, интересы которого представлял в сфере культа шаман.

Камлание шамана.

Наиболее важные обряды шаманов проводились в форме камланий, которые исполнялись по установленным общим канонам. Шаманское камлание целый комплекс, театрализованных культовых действий. Камлание объединяет в себе слово, пение, представление, гипноз, изобразительное искусство, сакральные ароматы, музыку. Формы шаманского камлания весьма разнообразны, но имеют определенный порядок.

Структура обрядового действия содержит следующие элементы:

1. Подготовка к камланию самого шамана, и участников обряда, имеется в виду и психологическая подготовка.

2. Определение цели путешествия шамана.

3. Призывание духов – помощников.

4. Путешествие шамана.

5. Возвращение шамана из путешествия.

Действия шамана воспринимаются участниками, как эффективное посредничество между людьми и окружающим миром. Одним из важнейших средств психологического воздействия на человека служило слово. Согласно архаическим воззрениям, духи очень любят красноречивое слово. Шаманы являются мастерами слова – поэтами, артистами, певцами.

Обрядовое пение, обращенное к божественным духам, сопровождаемые ударами в бубен, производило сильное впечатление на участников камлания, заставляя поверить в реальность общения с духами, укрепляя древнюю веру в возможность расположить к себе сверхъестественные всесильные существа.

Шаманское мастерство это театр одного актера, которое требует наблюдательности, развитого воображения, умения впитывать в себя, обобщать разнообразные знания, хорошей памяти, темперамента, умения владеть движениями тела и души. Каждый раз, исполняя традиционный ритуал, шаман обогащал действия и речь новыми жизненными наблюдениями, раздумьями, учитывая конкретную обстановку.

Шаманы, как и некоторые медиумы, используют трюки, требующие ловкости рук. Особенно при изгнании болезней. Они используют кости, камни, и предметы, которые объявляют причиной болезни, а потом зажигают в руке, чтобы они исчезли.

Разделение шаманов по категориям сказывается на особенностях их камлания, особенно с жертвоприношениями. Эти особенности зависели от функций шамана, какие сферы Вселенной были открыты шаману для его воображаемых путешествий. От этого зависели и характер профессиональных знаний (в частности о маршрутах космических путешествий, пространственная ориентация в мирах, населенных духами и божествами) и способы его ритуального контакта с божественными духами. Употребление особой шаманской терминологии. Шаман должен был твердо знать порядок обрядовых служб, посвященных отдельным категориям богов и духов.

Каждое приглашение шамана обставлялось рядом запретов и правил. К предстоящему камланию готовились до приезда шамана. Подготавливались до приезда шамана. Камлание начиналось с угощения духов, покровителей семьи. Приехавший шаман бил в бубен три раза, а затем, ритмично покачивая головой, начинал петь, обращение к духам. В его песнопении говорилось о каждом духе: где он живет, где любит отдыхать, на каком олене ездит, какие задачи ему под силу и так далее.

Следующим моментом камлания было призывание духов – покровителей и духов- помощников шамана обращаясь к ним, шаман всячески подчеркивал их могущество. Затем шаман обращался к духу - хозяину бубна и другим духам покровителям, благодарил их и просил благосклонности. Кроме того, шаман просил помощи и благословения у местных хозяев: духа огня, духа хозяина местности, духов покровителей семьи.

После приветствий шаман выяснял причину болезни или другого несчастья и сообщал присутствующим, какого духа необходимо умилостивить. Для достижения данной цели он должен был отправиться к месту проживания духа совершившего зло. В ходе камлания шаман демонстрировал свое могущество пред злыми духами, старался убедить, что находится в хороших отношениях с грозными хозяевами земли. Во время встречи с духами выяснялось, чего они хотят от человека. Духи покровители давали советы относительно дельнейших действий, направленных на то, чтобы умилостивить того или иного духа. Итоги переговоров сообщались присутствующим.

Перед путешествием в Нижний мир шаман прощался с родной стороной. Затем изображал, как едет к месту жительства духа. Дорога в Нижний мир имеет много препятствий. На каждом слое подземного мира шаман останавливался, обращался к его хозяевам с просьбой пропустить дальше и иногда приносил им жертву в виде крови, воды или водки. По приезде на конечный пункт камлания шаман, просил у похитителя, вернуть душу больного. Если духи довольствовались подарками или жертвой, то отпускали добровольно. Если не отдавали, тогда шаман отнимал ее силой, или добивался желаемого обманным путем.

Путешествие шамана в Верхний мир имело много общего с описанным обрядом, изображавшим странствие в Нижний мир. Перед путешествием шаман приносил жертвоприношение главному божеству Нуму.

В сферу деятельности шамана Среднего мира входили борьба с обитателями иных миров, которые были способны появляться на земле и чинить людям различные козни. Одной из обязанностей являлось так же лечение, в ходе которого использовались приемы чисто религиозные: заговоры, амулеты, обереги и так далее. Другим лечебным средством было «вытягивание» болезни с помощью духов шамана.

Заключительным актом камлания были проводы шаманских духов. Перед прощанием шаман угощал и называл духа, с которым вел беседу.

Деятельность шамана была весьма активна и разнообразна. Они вмешивались во все дела общественного и семейного быта. Соответственно распределялись и функции шаманов, связанные с хозяйством, промыслом, деторождением, сохранением здоровья.

Было бы ошибочным утверждать, что все шаманы были зажиточными.

Шаманская профессия не самая выгодная. Она отнимала много времени, которое едва ли могло окупиться получаемыми деньгами и подарками. Особенно шаманов Верхнего мира, так как их камлания являлись годовыми. Проводились редко, следовательно, его доходы от камлания были весьма ограничены.

Обряд очищения.

Ритуал очищения достигался путем специального обряда, для которого используется можжевельник, березовый гриб, шерсть бобра, рыбий жир и горячие угли. При камлании очищению подвергались все присутствующие, приносимые в жертву животные, чум и все другое. Все присутствующие перешагивали при входе в чум через тлеющие угольки с дымящейся травой и шерстью бобра. Закончив очищение чума, шаман окуривал бубен и садился на «очищенное место» у огня. До сих пор очищение применяется к таким случаям жизни, как очищение новорожденного и его матери, очищение убийцы пролившего человеческую кровь, человека осквернившегося прикосновением к трупу.

Обряд посвящения.

Шаманы в течение своей жизни могли пройти несколько посвящений, каждый раз поднимаясь на новую ступень шаманской иерархии. Акт посвящения был большим событием в жизни рода. Кандидат, прошедший посвящение получал определенное звание и право совершать религиозные обряды. Посвящение рассматривалось как новое рождение шаман. Употребление напитка из гриба мухомора у манси, у ненцев – ночь, проведенная на святилище, приводило некоторых шаманов в состояние экстаза, вследствие чего у них возникали галлюцинации. Будущие шаманы проходили через обряд рассекания или съедания тела духами. Это сопровождалось сильными головными болями, временным умопомешательством, нервными расстройствами. Посвящение сопровождалось получением новой силы, духов помощников и новых подвесок.

Обряд посвящения проводили в отдельном чистом чуме. Принося в жертву домашних животных. Часть его крови и кусочки мяса, приносились в жертву духам, а остальное шло на угощение исполнителям обряда.

Посвящение начиналось с того, что опытный шаман возвращал душу посвящаемого, совершая камлание. Посвящаемый должен был произносить заклинания, повторяя за шаманом. В заключении говорилось, что шаман будет служить своему духу- покровителю, а он должен удовлетворять его просьбы.

Шаман перечислял всех духов злых и добрых, указывал места их обитания. Называл болезни, которые причинялись людям, и сообщалось, что надо принести в жертву, чтобы умилостивить их.

Вторым этапом камлания являлось совместное камлание посвящаемого и посвящающего. Мистерия совершалась в ритуальной одежде с бубном. Проникновение в иную реальность сознания шамана происходило при помощи звука бубна и пения. Войдя в транс, они поднимались в Верхний мир. Опытный шаман вел ученика, заставляя рассматривать все полярные силы, как противоположные части одного целого. После знакомства с дорогами в Верхний мир, совершалось путешествие в Нижний мир. Посвящаемый кандидат, узнавал причину заболеваний человека и способы излечения.

После этого путешествия шаман и ученик возвращались в Средний мир.

Получение личных атрибутов так же сопровождалось обрядами. Они совершались при участии опытного шамана. Он проводил серию камланий и узнавал от духа покровителя, когда и где можно сделать бубен и ритуальный костюм.

После изготовления бубна и костюма совершался обряд кормления духов нового шамана. Ритуал сопровождался чтением заклинаний, чтобы они защищали шамана.

Служители культа, шаманы понимали значение эпоса в жизни народа, и овладеть этим мощным средством идеологического и эстетического воздействия было для них средством чрезвычайной важности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)