Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

История храма Святого Максима Исповедника

У всех, кто впервые входит в храм, непременно замирает душа от удивительного чувства, что это - не просто здание, а особое, пронизанное духовным светом место. Здесь все таинственно, спокойно, возвышенно и величаво. Как не похож мир храма на обычную жизнь! Здесь исчезают тревоги, печали, душа умиряется, и на глазах невольно наворачиваются слёзы.

Храм - это уникальное место, куда человек всегда может прийти и в горе, и в радости, чтобы попросить у Бога помощи, мира, терпения. В течение многих лет в этот дом Божий люди несут свои скорби, беды, радости и получают утешение и назидание. Неслучайно в старину церковь называли <<лечебницей души>>, ведь она помогает человеку воспитать в себе самое лучшее, ценное, укрепиться в нравственности и добре.

Православный храм во имя преподобного Максима Исповедника является ярким историческим символом Краснотурьинска, одним из старейших и самых значительных церквей Северного Урала, которому минуло уже более 200 лет.

История нашей православной церкви, как и многих других храмов в России, печальна. Со времён своего создания претерпела она много невзгод, но, несмотря на все трудности, всё же вознеслась и стоит недалеко от центральной части города, радуя нас своим величием.

Инициатором восстановления храмового комплекса выступил ОАО Богословский алюминиевый завод. Шаг за шагом, вдохновенно, с любовью люди возрождали церковь. За этой работой внимательно следил весь город.

Однажды я услышала от папы интересную историю, что на месте нынешнего красивого храма, раньше был кинотеатр, который также реконструировали из церкви. Эта история меня заинтересовала, и я решила подробнее узнать судьбу храма. Когда его впервые построили? Каким он был? Почему и кто его разрушил?

Изучая исторические документы, читая книги, я узнала, что история православной церкви преподобного Максима Исповедника неразрывно связана с историей нашего города, которому 27 ноября 2009 года исполнилось 65 лет. В этот день 1944 года ему официально было присвоено название Краснотурьинск.

Так появилась тема моей работы <<Храм Святого Максима Исповедника. Возвращение к жизни>>, где в дальнейшем была сформулирована цель: показать историческую значимость православного Храма преподобного Максима Исповедника в жизни города и людей.

Селение Турьинские Рудники (ныне Краснотурьинск) находится в 437 км на север от Екатеринбурга и в 140 км на север от Верхотурья. Селения, входящие в состав Турьинского прихода, расположены по рекам Турья, Каква, Волчанка и Сосьва.

Местность прихода представляет сильно холмистую равнину, покрытую необозримыми дремучими лесами, состоящими из кедра, лиственницы, пихты, ели и сосны. Почва или каменистая, или глинистая, почти непроницаемая для влаги и потому способствующая образованию обширных болот. Климат суровый и непостоянный с продолжительною зимою, сильными морозами и резкими северными ветрами.

Турьинский приход берёт начало со второй половины 18 столетия и своим основанием обязан уральскому горнопромышленнику Максиму Походяшину, основателю Богословского завода. Ему нужна была медь для своего завода, вследствие чего он и устроил на левом берегу реки Турьи медные рудники. В 1760 г. при открытых рудниках было положено начало селению, которое и сохранило за собою название <<Рудники>>, а по местонахождению при реке Турья названо <<Турьинскими Рудниками>>.

Первыми жителями Турьинских Рудников были приписанные к рудникам крестьяне различных уездов Пермской и Тобольской губерний, ссыльные и различный беглый люд, охотно принимавшийся на рудниковые работы.

Кроме селения Турьинских Рудников в состав прихода входило много деревень и поселков.

Жители занимались работой в рудниках, мелкой добычей золота, перевозкой различных необходимых для рудников и заводов материалов и отличались некоторой зажиточностью сравнительно с крестьянами других местностей. Раскольников между прихожанами не было, что приписывается отчасти суровости местного климата, отчасти молитвам святого праведника Симеона, Верхотурского Чудотворца. В Турьинском приходе была одна церковно-приходская школа и несколько земских школ: четыре школы в селе Турьинские Рудники (1 мужск. , 1 женск. и 2 смеш. ), одна в деревне Филькиной и одна в деревне Волчанке.

Население Турьинских Рудников первоначально входило в состав Богословского прихода. Когда же число жителей довольно увеличилось, владелец рудников Григорий Походяшин, сын основателя рудников Максима Походяшина, испросил у Тобольскаго епископа Варлаама благословение на постройку деревянного кладбищенского храма при Суходойском или Турьинском Руднике. Этот храм и был заложен в 1782 г. , а в 1787 г. освящен во имя преподобного Максима (память 21 Янв. ), в память основателя рудников Максима Походяшина и приписан к Богословскому Введенскому собору.

В 1795 г. Турьинский кладбищенский храм был обращен в приходскую церковь с определением к ней церковных служителей.

В 1829 г. по неизвестным причинам Максимовский храм сгорел до основания. После такого несчастного события жители долго оставались без церкви: богослужение проходило в молитвенном доме, а за совершением таинств они обращались в Богословский собор.

В 1834 г. на средства прихожан был построен новый деревянный кладбищенский храм на правом берегу реки Турьи во имя архангела Михаила. Новый храм приписали к приходской Максимовской церкви. В 1844 г. , с благословения архиепископа Пермского Аркадия, на месте сгоревшей Максимовской церкви был заложен каменный храм во имя преподобного Максима. На его постройку Государем Императором Николаем I пожертвовано было 20000 руб. , а остальной капитал собран прихожанами. Только через семь лет закончилась постройка храма. Главным начальником Уральских горных заводов генералом Глинкою для церкви были куплены в Петербурге иконостас в пять ярусов, иконы итальянской живописи и необходимая утварь. В июле 1852 года был освящен престол во имя преподобного Максима Исповедника. В апреле 1854 года из Петербурга в Турьинские рудники отправлен запрестольный образ Распятия Иисуса Христа, исполненный академиком А. Максимовым[1].

1. А. Максимов - ученик знаменитого Карла Брюллова; являлся автором множество иконостасов для петербургских и провинциальных церквей; 13 лет жил и работал в Италии. Так родилась версия об <<иконах итальянской живописи>> Максимовской церкви.

Чуть позже в 1861 г. в храме были устроены на церковные деньги два придела: правый - во имя святителя Николая (в память Императора Николая I), а левый - во имя святого благоверного князя Александра Невского (в память Царя - Освободителя). В 1863 г. внутренние стены Максимовского храма украсили живописью. Храм несколько раз ремонтировался, как внутри, так и снаружи.

Из икон, находящихся в церкви, особенным почитанием среди местных жителей пользовалась приобретенная в 1890 г. икона Знамения Пресвятыя Богородицы, работы монахинь Понетаевского монастыря Нижегородской епархии. Перед ней почти ежедневно служили молебны с акафистом.

В 1894 году постройка храма закончилась, а 15 июня 1897 года - освящен.

На протяжении многих десятилетий Максимовская церковь являлась духовным центром Турьинских рудников и близлежащих селений.

Все пути вели в храм. Пятиглавый красавец сиял золотыми куполами, возвышаясь над селением, как небесный корабль. Звонкие голоса колоколов звучали мощно и раздольно, созывая прихожан на службу. Богослужения проходили очень красиво, хор певчих отличался хорошими голосами, умелым и стройным пением.

Построенная на средства из казны Богословских заводов церковь принадлежала к горному ведомству и лишь в 1873 году была передана Пермской Духовной консистории. По штату ей вначале полагалось три священника, два диакона и четыре псаломщика.

Стефан Попов

Первым настоятелем Максимовской церкви в 1855 году был назначен Стефан Попов, отец изобретателя радио А. С. Попова. Семья Поповых оказала большое влияние на культурную жизнь Турьинских рудников. Помимо служения в церкви, отец Стефан в 1855-1878 гг. учительствовал в Турьинской горной школе, был наставником детского приюта, в котором беспри - зорные дети обучались грамоте и ремёслам.

Домашняя школа для девочек, организованная С. Поповым и его женой, положила начало женскому школьному образованию в Турьинских рудниках. Стефан Попов содержал эту школу в своём доме с 1861 до 1870 г. , безвозмездно обучая девочек (ежегодно 25 детей) грамоте и Закону Божьему, Анна Степановна -рукоделию. За этот долговременный полезный труд Пермская Духовная консистория объявила ей признательность и архипас - тырское благоволение.

Отец Стефан был не только настоятелем Максимовской церкви, но и Благочинным округа, в который входили 10 приходов. Округ охватывал весь север нынешней Свердловской области. Некоторые селения удалены на 100 и более вёрст от приход - ских церквей, зимой до них добрались только на оленях, а летом по воде. Нелёгким было служение приходских священников и Благочинного округа.

Храм - мученик

Огромная просветительская и духовная деятельность Максимовского храма продолжалась до 1934 года, когда решением Турьинского поссо- вета здание было передано Южно-Заозёрскому

Прииску. Но аресты священников начались уже в

1920-е гг.

В 1923 году Надеждинский (Серовский) райисполком заключил договор с общиной

Максимовской церкви, а через шесть лет расторг этот договор. В 1936 году вышло постановление Президиума ВЦИК о закрытии храма. Колокола сняли и взорвали на пустыре за городом, храм обезглавили.

Прихожане пытались защитить церковь, но безуспешно. Её хотели полностью разрушить, но кладка была настолько крепкой, что храм выстоял.

Во время войны это здание служило складом для <<Базстрой-НКВД>>, потом передано БАЗу коопторга.

В феврале 1956 года Свердловский облисполком принял решение о реконструкции бывшего Максимовского храма в широко - форматный кинотеатр.

Все основные работы вели строители треста <<Базстрой>>, а монтаж аппаратуры - работники областного треста <<Культремснаб>>. Большую помощь оказывали комсомольцы города.

28 декабря 1958 года в Краснотурьинске был открыт один из лучших в области кинотеатр<<Россия>>. В этот день демонстрировалась цветная стереофоническая кинобылина <<Илья Муромец>>.

Возвращение к жизни.

С возрождением Храма Максима Исповедника возродится нравственность, всё доброе и светлое, что изначально есть в человеке. Да хранит вас Господь!

Владыка Викентий.

Всё возвращается на круги своя. В 1995 году городская дума приняла решение о возвращении Храма верующим. Весной 1996 года по инициативе Генерального директора Богословского алюминиевого завода Анатолия Васильевича Сысоева правление завода приня - ло решение о реконструкции Максимовской церкви. В этом же году в храме начались бого - служения. Настоятелем был назначен иерей Вячеслав Лисин. Пережив нелёгкое время реконструкции, он служил в Храме до завершения восстановления. Матушка Татьяна руководила хором певчих. Много сделал для Максимовской церкви её первый староста С. А. Шмелёв.

В 1996 году по заказу Богословского алю - миниевого завода специалисты Уральской государственной архитектурно-художественной академии обследовали несущие конструкции храма и дали положительное заключение на их использование для воссоздания первоначального архитектурного образа здания. Финансирование работ по обследованию здания и реконструкции полностью осуществлялось за счёт средств БАЗа. По поручению завода проектная организация ООО <<Фирма <<Терем>> (г. Екатеринбург, директор В. И. Симиненко) выполнила проект реконструкции церкви, который был готов в 1998 году и согласован с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием. Работы по проектированию благо - устройства и архитектурного освещения церкви велись проектно-конструкторским отделом БАЗа. Завод возрождал храм силами своих строительных организаций.

26 августа 2001 года отмечалось 150-летие Храма. Разделить радость этого праздника к заводчанам приехал архиепископ Екате - ринбургский и Верхотурский Викентий, которому горожане благодарны за внимание и поддержку инициативы Богословского алюми - ниевого завода в возрождении духовных традиций. Владыка Викентий освятил церков - ные колокола, которые были подняты на звонницу храма Максима Исповедника: все девять колоколов разного размера и звукового тона. Самый большой из них весит свыше тысячи трёхсот килограммов. Они отлиты умельцами из Каменск-Уральского, работаю - щими в известной фирме колокольных дел мастеров <<Пятков и К>>.

4 мая 2002 года. В этот день, такой яркий и солнечный, блистающий небесной синевой, снова раздавался колокольный перезвон. На церемонию освящения и поднятия крестов собралось множество народа. Высоко в небо взметнулись стрелы кранов. Максимовская церковь увенчалась крестами.

Основные работы по реконструкции завершились. 27 августа 2003 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил Чин освящения Храма во имя Святого Максима Исповедника. Состоялись Крестный ход и Божественная литургия.

Храм возвращался к своему первоначальному облику. 23 июля 2004 года был освящен правый придел храма во имя святителя Николая Чудотворца. Завершив Чин освящения и окропив храм святой водой, Владыка благодарил тех людей, от кого зависело строительство храма, подготовка к проведению служб и прихожан. А 1 февраля 2005 года Владыка Викентий совершил Чин освящения левого придела храма во имя Святого Благоверного Александра Невского. Затем состоялся Крестный ход вокруг храма.

Церковь становилась всё прекрасней. Изумительные по красоте иконы трёх иконостасов в стиле древнерусской живописи времён Андрея Рублёва были созданы под руководством Елены Харламовой в иконописной мастерской храма сошествия Святого Духа в Москве. Талантливые художники объеди - нения <<Ордер>> расписали своды и стены храма внутри. Они создали и монументальные мозаичные иконы на фасаде. Нерукотворный Образ Спасителя возвышается над центральным, западным входом, с восточной стороны - икона Максима Исповедника, на северной стене храма образ Александра Невского, южную украшает икона Николая Чудотворца. Освещая храм, солнце смотрит в окна, отражаясь на блестящей разноцветной мозаике стен и пола. Они выложены плитками из различных пород уральского мрамора и гранита. Изразцы украшают ниши стен.

Как любимое дитя, заводчане растили свой храм, ласкали и пестовали. С помощью <<Прикамской инвестиционной компании>> (г. Пермь) по крупи - цам восстановили роскошное декоративное убранст - во фасада. Как в русском тереме с маковками-купо - лами его украшают нарядные лепные кокошники и наличники с растительным орнаментом, а портики, фризы и вытянутая в длину форма храма-базилик напоминают о Византийской древности, откуда пришла к нам христианская вера. Великолепным красным испанским гранитом облицованы цоколь и крыльцо. Кирпич и металл соединились в высокой фигурной ограде, отделяющей храм от пространства мирской жизни.

5 января 2006 года по Благословению Владыки Викентия были назначены: настоятелем Храма Максима Исповедника - иерей Андрей Лимонов, клириками - иерей Сергий Алахтаев, дьякон Дмитрий Таранченко.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА

ПРИ ХРАМЕ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА.

Воскресная школа при храме преподобного Максима Исповедника в городе Краснотурьинске начала свою деятельность почти одновременно с открытием восстановленного храма в 2001 году, под руководством дьякона Дмитрия. Первоначальная неустроенность, не пугали ни преподавателей, ни воспитанников школы. Занятия проходили в самом храме в промежутке между утренним и вечерним богослужениями, а затем было открыто помещение, которое постепенно обустраивали для обучения. Преподавательский состав во главе с о. Дмитрием, приложили много усилий для обустройства классных комнат, для духовного воспитания своих подопечных, для раскрытия религиозного содержания человеческой истории и культуры. Церковно-приходская школа является полностью добровольной организацией.

Конкретными задачами школы в соответствии с <<Положением о Церковно-приходской воскресной школе при храме преподобного Максима Исповедника >> являются:

-формирование православных представлений о Боге, мире, человеке, о себе;

-изучение и разъяснение Евангельского благовестия;

-понимание догматов Церкви;

-изучение Истории Русской Православной Церкви;

-разъяснение воспитанникам содержания и смысла церковного богослужения;

-разъяснение нравственных требований во всем многообразии их приложения к современной жизни;

-воспитание любви к ближним, навыка милосердия;

-воспитание любви к своей Родине;

-формирование у воспитанников правильного отношения к сокровищам православной культуры, к церковному искусству.

Каждый год настоятель храма о. Андрей служит молебен и благословляет детей на начало учебного года, и с 1 сентября в здании Воскресной Школы начитаются занятия. Преподавателями специально была разработана программа с учетом возрастных особенностей детей.

Все воспитанники Воскресной школы разделяются на 3 группы по возрастным категориям:

1-я группа: 6 - 7 лет;

2-я группа: 8 - 9 лет;

3-я группа: 10 - 14 лет.

Вот уже второй год я посещаю занятия в Воскресной школе. На уроке Закон Божий мы изучаем Ветхий и Новый Завет, заповеди и таинства узнаём о жизни Иисуса Христа, знакомимся с житием православных святых, с православными иконами. На Церковно-славянском языке мы учимся читать молитвы и понимать их смысл. Мы изучаем церковное песнопение и принимаем участие в богослужении. На уроке Творчества делаем аппликации и разные поделки. С молитвы к Господу Богу начинается каждое занятие.

Всё обучение строится по общему плану, подчинено одной идее, одной теме и призвано дать полное, целостное представление о таких понятиях, которые разбираются на основном уроке - Закон Божий.

Священнослужители храма принимают активное участие в жизни школы: преподают изучаемые предметы; участвуют в паломнических поездках, в праздничных и выездных мероприятиях. Все остальные преподаватели являются прихожанами храма преподобного Максима Исповедника и имеют специальную педагогическую подготовку.

Как правило, уроки проводятся в виде беседы или обсуждения работ, выполненных детьми дома. Это могут быть отзывы о прочитанном на предыдущем уроке рассказе, притче, библейском сюжете или наши впечатления о совместной паломнической поездке. Причем основной упор делается на нравственную сторону рассматриваемого вопроса, выявляются связи с конкретными жизненными ситуациями (в семье, в школе, на улице), участниками или свидетелями которых становимся мы сами - дети.

В школе есть предметы по интересам для свободного посещения: церковное пение, театральная подготовка к православным праздникам.

Праздники и театр - целое направление поиска. Сначала идёт подготовительная череда занятий, это своего рода радостный итог вживания в тему. Для учителей важно, чтобы мы - дети пережили Рождество Христово, Покров Пресвятой Богородицы, Пасху не как навязанный им материал, а как свой опыт. Например, на Рождество в школе представляется зрителям спектакль на тему праздника: превращаемся в овечек и отправляемся на поиски своего Пастыря или путем волхвов следуем за Вифлеемской звездой, в процессе представления обязательно используем Вертепное кукольное действо. Актерами и кукловодами выступают учащиеся школы. Но особенно мы всегда ждем праздника Пасхи! А как же! В этот праздник проводится Пасхальный спектакль, в который входят постановки, объединенные общей темой Воскресения Христова. В своих выступлениях мы стараемся расширить пространство сюжетно-ролевой игры и наполнить ее христианским содержанием. Примечательность этих спектаклей в том, что сценарии, декорации, куклы, подбор музыки готовятся педагогами, родителями и нами - детьми Воскресной школы.

На Пасху в Храме проходит детская пасхальная благотворительная ярмарка. Мы вместе с педагогами, родителями, прихожанами изготавливаем изделия к праздничной, фольклорной тематике. Деньги, вырученные на ярмарке передаются на нужды школы. А ещё всю пасхальную неделю нам разрешают звонить в колокола сколько захочешь!

Также ежегодно проводится Детский крестный ход. На этот праздник собираются все дети с ближайших храмов, и мы в том числе. Летом на территории Храма открыт летний лагерь, в который ходят учащиеся Воскресной школы и кадетского клуба. Здесь мы единый дружный коллектив.

В церковно-приходской школе педагоги развивают духовные, нравственные качества и творческие дарования своих воспитан - ников. Юные ученики воскресной школы - это будущее Храма. Пусть оно будет благодатным.

Заключение.

Данная работа об истории возникновения храма в Краснотурьинске содержит описание трёхвекового периода: с момента образования Турьинского кладбищенского прихода (1782 г) до 2009 года.

На этом примере я поняла, что в наши дни Храмы появляются не на пустом месте. Этому способствуют определенные события в жизни горожан, прежде всего их духовный рост и развитие. И далеко не случайно, что, появившись в определенном месте, храм Святого Максима Исповедника, как православная святыня, даёт городу и его жителям духовный <<покров и защиту>>.

Богословский алюминиевый завод возродил из небытия прекрасный Дом Божий. Смиряя гордый дух века и человеческой природы, Храм указывает путь духовного и нравственного совершенствования, очищения от пороков и страстей. Это путь любви, добра и света.

Здесь читают акафисты Святым - нашим великим учителям, подвижникам благочестия и веры. В пятницу, субботу, воскресение и в дни православных праздников проходят богослужения. Совершаются таинства крещения, миро - помазания, исповеди, святого причастия, соборования, венчания. В храме есть книжная лавка и православная библиотека. Кадетский клуб <<Лава>> обогащает юношей и девушек знанием христианской культуры, воспитывает высокую нравственность и патриотизм. Врата Храма распахнуты для всех. Возвращение к жизни храма Святого Максима Исповедника стало важной вехой на пути духовного единения людей.

В заключение хочется привести слова Владыки Викентия: <<Мы живем в благодатное время. Если наши отцы смотрели, как разрушаются храмы, а порой и сами участвовали в этом разрушении, то нашему поколению дана возможность восстанавливать и собирать утраченное, возрождать старинные храмы и строить новые церковные здания. И мы должны этой возможностью воспользоваться в полной мере>>.

И теперь, когда старинный храм вновь стал архитектурной жемчужиной Краснотурьинска, его колокольный звон разносится по всей округе, будя в сердцах людей лучшие стороны их души, призывая к Богу и очищению!

Спаси Господи, тех, кто пожертвовал средства на восстановление церкви Святого Максима Исповедника для всех нас ! И дай, Господи, чтобы вера наша православная жила и крепла, а храмы возвеличивались над страной, говоря о нашем могуществе, силе и процветании!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)