Историческое прошлое Коломны
Моя родная Коломна - старейший подмосковный город, многовековая история которого «сплошь соткана из удивительных событий и фактов, таинственных легенд и сказаний».
Есть свидетельства, что первые упоминания о Коломне встречаются в Лаврентьевской летописи (1177 г. ), где шла речь о пограничном пункте Рязанского княжества и торгово-ремесленный центре.
Град Коломна, стоящий на слиянии рек Москвы и Коломенки, основан (о чём свидетельствуют археологические раскопки) приблизительно в 1147 году. А спустя полтора столетия князь Московский Даниил — сын Александра Невского — присоединил Коломну к своим владениям, что и стало началом объединения русских земель вокруг Москвы.
Помнит град на Оке, как звенели татарские стрелы.
Помнит дикий галоп и предсмертное ржанье коней
Гордо память хранит о походах в иные пределы
Грозных русских царей и великих московских князей.
Ещё одна историческая личность, князь Иван I Калита, свидетельствует о Коломне как о наследственном московском владении: "Се дал есмь сыну своему большему Семену Можаеск, Коломну со всеми коломенскими волостьми: Городенку, Мезыню, Песочню"
Город растет, его украшают дома, церкви, монастыри. Укрепляются стены Кремля.
И коломенский кремль в роковые, лихие минуты
Был оплотом Москвы, погибал, но столицу спасал!
Почти до конца XV столетия Коломна постоянно в осаде: пожары, эпидемии, татарские нашествия
Знал часы торжества и годину смятенья и смуты,
Птицей Феникс мой город из пепла не раз восставал.
Строительство новых городских укреплений началось в 1525 году по повелению Великого князя Василия III. И через шесть лет уже было создано весьма внушительное сооружение – Коломенский Кремль, крепостная стена которого с 17 башнями «опоясала территорию» в 24 гектара и своей архитектурой напоминает Московский Кремль.
"Стены, выстроенные из больших камней и крепкого, чудесного кирпича, страшной высоты башни походят на башни Антиохии — или даже лучше и красивее их по постройке — удивительно крепки и непоколебимы, Несомненно, это постройка, доведенная до совершенства и достойная удивления зрителя".
До нашего времени сохранились целиком семь башен, каждый кирпичик которых свидетельствует и многовековой истории моего любимого города.
Давайте прогуляемся по древним улочкам Кремля
Строки улиц бегут, пологи,
Всех к кремлю выводя, к церквам;
Что завещано, люди, вам.
«Нынче в старую цитадель можно пройти несколькими путями. Например, через главный вход — Пятницкие ворота или по Кремлевской улице». А можно и мимо огромной Коломенской башни («Маринкиной», как называют её в Коломне).
Я вижу: к подножью года
Прильнули покорно, повинно
Никто не ответит, куда
Исчезла гордячка Марина,
Чьё имя навеки слилось
С тобою, Коломенской башней,
И песенно отозвалось
В ахматовских строках однажды
Башня как магнитом притягивает туристов. Еще бы! Ведь с ней связана такая интересная легенда!
Начиная с 1620-х годов коломенцы именовали ее "Маринкиной":
Чьи тайны хранишь от меня,
Ответь же, Маринкина башня,
Чьего ты коснулась огня,
Во что так глядишься бесстрашно?
И так уж получилось, что именно под этим презрительным именем - «Маринкина"- башня вошла в историю. А было всё так
1611 годРусская Смута. В Коломне объявляется польская авантюристка Марина Мнишек, супруга Лжедмитрия I, а затем и Лжедмитрия II и живёт здесь на правах царицы. "А была за нею Коломна вся, а чины у нее были царьския все: бояре и дворяне, и дети боярские, и стольники, чашники и ключники, и всякие дворовые люди. А писалася "царицей" ко всем бояром и воеводам". Прошло несколько месяцев, и случилось так, что Мнишек обманом впустила в город польско-казацкие полки.
Что же касается судьбы Марины Мнишек в результате всех этих исторических событий, то здесь «начинаются загадки»: есть информация, что Мнишек "умерла в Москве от болезни и от тоски по своей воле", то пишут, что ее «повесили или утопили». Но в Коломне бытует версия, будто бы «гордая полячка была заключена в той самой Круглой наугольной башне Коломенского кремля, где и скончалась ранней весной 1615 года». Коломенцы твердо верили, что Марина Мнишек была ведьмой и однажды ночью, «прочитав заклинание и превратившись в ворону или сороку, вылетела из бойницы».
И вот её мятущаяся душа в таком облике до сих пор летает над кремлем и «оглашает окрестности»: превратившись в птицу, кружит и кружит возле башни.
Может, именно так все и случилось. И этому есть кое-какие "подтверждения". «Так, сотрудники музея-заповедника "Коломенский кремль" утверждают, что воронье вьется лишь возле Маринкиной башни, а к другим не подлетает. По ночам в башне слышен еле уловимый стук женских каблучков, вспыхивают таинственные огоньки. И еще: надолго в одиночестве здесь оставаться нельзя: возникает ощущения чьего-то присутствия, легкого дыхания».
Все, кто вместе с нами входит в Кремль со стороны улицы Октябрьской революции, не могут пройти мимо бронзового Дмитрия Донского. Святой благоверный князь "приветствует" всех многочисленных гостей нашего города.
Сам он в кольчуге на белом коне рать объезжает на Девичьем поле.
Родина вся на ладони, зане это не просто простор, а раздолье!
По свидетельству историков, в жизни Дмитрия Ивановича Коломна занимала не последнее место: именно здесь в январе 1366 года в церкви Воскресения Словущего Великий князь Московский венчался с княжной Евдокией Суздальской.
Не оторвут от меня родники невысыхаемо-синего взгляда.
Место слиянья Москвы и Оки предполагает величие града.
В 1380 году по указу Дмитрия Донского в Коломне формируется объединенное войско для решающей битвы на Куликовом поле.
По той дороге, где Донской
Вел рать великую когда-то,
Где ветер помнит супостата,
Где месяц желтый и рогатый,-
Я шла как в глубине морской.
А в честь победы русского оружия строится Успенский кафедральный собор, а чуть позже недалеко от города закладывается Бобренев Богородице-Рождественский монастырь.
Город снежен. Не пьян, не ярок,
Ночь не пела окрест, не пила.
Вознесли мастера вместо чарок
Над Москвою-рекой купола.
Несколько лет назад, когда в древнем городе праздновались Всероссийские Дни славянской письменности и культуры, здесь появился еще памятник великим просветителям — святым равноапостольным Мефодию и Кириллу.
Также Коломна помнит и Сергия Радонежского, жившего в далеком XIV веке.
С выси птичьих перепутий
Открывается Ока,
Не испорченная мутью,
Полноводная река.
Волны катятся торопко,
И ветра летят, туги,
А коломенские тропки
Помнят Сергия шаги
Сергей Радонежский немало сделал для создания единого государства. Известен он в русской истории и как духовный наставник великого князя московского Дмитрия Ивановича, названного за победу в Куликовской битве Донским. Именно преподобный Сергей благословил князя на битву, укрепил в нем дух и уверенность в победе.
Коломенцам эти события особенно близки, потому что Дмитрий Донской собирал свою рать именно у нас, в Коломне, и отсюда повел её на поле Куликово.
И ещё вот чем близок нам Сергий Радонежский. Задумав возвести под Коломной новый монастырь, Дмитрий Донской просил Сергия Радонежского найти ему место и благословить строительство. Первый храм будущего монастыря строил ученик Сергия иеромонах Григорий. В монастыре этом ещё в середине XIX веке как святыня хранился игуменский – чёрного дуба с серебром – посох Сергия Радонежского.
А вдали, восстав из тлена,
Осенив былой пустырь,
Сергием благословенный,
Виден древний монастырь
Существует у коломенцев и предание о том, как, идя высоким окским берегом, Сергий встретил женщин, несущих с реки ведра на коромыслах. Крутая тропинка вела к селу, тяжело было подниматься с полными ведрами. Пожалел игумен женщин, стукнул посохом оземь – и забил источник чистой воды.
Здесь велик и бесконечен
Благодатный, светлый миг,-
Память Родины - извечный,
Не скудеющий родник.
Он и до сих пор бьет на береговой круче, над ним добрые люди построили деревянную часовенку. А город продвинулся дальше в поле
Наш город, меж Рязанью и Москвою,
И невелик, а в день не обойдешь.
Весеннею и зимнею порою –
Всегда он одинаково хорош.
«Коломна – все-таки особенный город: его история насчитывает более восьми веков. Такая глубина культурного наследия не может не оказывать влияния на потомков. Наверное, отсюда-то и пристальное внимание к прошлому, которое характерно для духовной жизни последних десятилетий».
Комментарии