Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Сокровища Шелкового пути

В IX-XIII вв. от Рождества Христова на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, а также некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство Алания. По горным перевалам и хребтам Алании тянулись караваны Великого Шелкового пути. На его маршрутах возникали небольшие поселения и крупные города. Одно из таких городищ сложилось на территории Карачаево-Черкесии предположительно в IX-XIII вв. в долине реки Большой Зеленчук - Архызе. Историки убеждены, что именно здесь находился культурный и религиозный центр Алании. По одной из версий, Архыз являлся тем самым Магасом (Ма-асом) - столицей Алании, о которой пишет арабский автор Масуди.

Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Свидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек.

Храмы на перевалах

В Карачаево-Черкесской республике находятся самые древние христианские храмы на территории России, построенные ещё до крещения Руси. Пять храмов, датируемых концом IX - началом X века, являются местом паломничества христиан со свей России.

Христианство пришло в древнюю Аланию, занимавшую большую часть сегодняшней Карачаево-Черкесии, почти на 100 лет раньше, чем в Киевскую Русь. Средневековые греческие (византийские) зодчие создали целый комплекс храмов на территории нынешней Карачаево-Черкесии в тот период, когда здесь шла интенсивная христианизация края, а также формировались местные народы. Немые свидетели далекого прошлого отражают вкусы и представления населения республики о красоте.

На южном отроге живописной скалистой горы Шоана устремился в небо небольшой, но поражающий своей красотой Шоанинский храм (реже называемый Георгиевским). Зодчим древности нужно отдать должное за незаурядное мастерство, благодаря которому это строение не теряется на фоне величественной природы и выделяется среди гор. Храм, проживший больше тысячелетия, представляет собой реальный фрагмент существовавшего на горе укрепленного населенного пункта. Он был свидетелем бесчисленных торговых караванов на Великом Шелковом пути, видел полчища Тимура. Ещё дореволюционные исследователи определили византийские истоки храма и датировали его в пределах X-XI веков.

По типу храм крестово-купольный. В плане представляет трехапсидное и трехнефное строение с притворами и четырьмя квадратными столбами, которые подпирают арки и главу. С севера и юга примыкают закрытые притворы со входами, С запада притвора нет, т. к. эта часть сооружения выходит на отвесный обрыв, искусственно укрепленный. Основной подход к храму - с севера. Возле храма еще в XIX веке были известны скальные захоронения. Здесь обнаружены остатки других древних сооружений, а на восточном склоне горы в районе дороги к храму - погребения в склепах и отдельные бытовые постройки. В относительной близости от храма расположено крупное городище и поселение Хумаринского комплекса.

Храм восстанавливался и использовался монахами в конце XIX - начале XX веков как Георгиевский скит (мужской монастырь). В середине 1990-х годов вновь отремонтирован, оштукатурен и используется для праздничных служб местным осетинским и русским населением. Каждый год в день памяти Георгия Победоносца, 6 мая, здесь проводится праздничное богослужение.

По левому берегу лазурной и быстрой Теберды, на склоне горы, сохранились многочисленные строения Спасо-Преображенского женского монастыря, открытого Синодом в конце XIX века. Венец всему — Сентинский храм, возведение которого специалисты относят к X веку.

Во время реставрационных работ в Сентинском храме, была обнаружена надпись. В переводе с греческого она гласит: «Обновлен сей храм был в 965 году (по нашему летосчислению)». То есть, возведен он был еще раньше.

В 1802 году храм случайно обнаружил майор Потемкин, которого направил для переговоров с карачаевцами начальник Кавказской линии. В 1829 году храм посетил итальянский архитектор Бернацци, приглашенный русским правительством для обустройства Кавказских Минеральных Вод. Он в числе первых опубликовал сведения о храме. На стенах Бернацци увидел множество изображений святых, различные картины из жизни Иисуса Христа. Сентинский храм в XIX веке посещали и описывали русские и иностранные исследователи, среди которых И. Попко, Ф. Щербина, А. Берже и другие. Кому же принадлежал храм, кто построил его? Археологические раскопки позволили найти ответы на многие вопросы истории.

На рубеже новой эры предгорья Северного Кавказа заселило пришедшее с Поволжья сильное племенное объединение алан. А к V веку алан вытеснили в горные ущелья Закубанья, где они смешались с местными горскими племенами. В IX-XII вв. союз аланских племен обрел черты раннего государства, во главе его стояли “властодержцы” – цари, имевшие многочисленное войско. Аланы были язычниками, однако Византия, стремясь распространить свое влияние на Северный Кавказ, усиленно пропагандировала христианство и в X веке христианство становится государственной религией Алании.

Здание Сентинского храма, имеющего форму равноконечного креста, сохранилось хорошо и по сей день радует глаз красотой и соразмерностью пропорций. Подобная композиция, когда постройка представляет чистый (не осложненный пристройками) крест довольно редка. Такие сооружения воздвигались в тех местах, где христианство делало первые шаги, подвигая новообращенных к отрешению от земных помыслов. Крестовокупольные храмы были своеобразным олицетворением «неба на земле»

Стены Сентинского храма внутри были оштукатурены, побелены и покрыты росписями. До наших дней сохранились изображения Богоматери - оранты с воздетыми вверх руками, фигуры святителей храма, отцов и апостолов, сцены из жизни Иисуса Христа и его воскресения.

По-мнению ученых, сентинские фрески уникальны, они фактически единственный памятник живописи Западной Алании домонгольского времени Стены храма сложены на известковом растворе из тщательно отесанных блоков, плит песчаника. Кладка отличается чистотой и прочностью. Храм небольшой - длина и ширина его равны 8 метрам, высота от пола до пяты купола - 10 метров. Освещался Сентинский храм, как и все древние церкви довольно скупо. Делалось это для того, чтобы полумрак порождал мистическое ощущение близости к божеству, создавал условия, необходимые для молитвы. Внутрь храма ведут три входа, строго ориентированных на запад, восток и юг.

Историки считают, что Сентинский храм построен на месте более древнего языческого святилища, так как в его кладке найдены каменные блоки с рисунками - петроглифами. Слева от Сентинского храма стоит мавзолей, венчающий обширное христианское кладбище X-XIII вв. Сентинский мавзолей похож на небольшой домик с двускатной крышей, с четырех сторон украшенный арками. Вероятно, он был предназначен для захоронения местных первосвятителей и миссионеров, ведь принятие христианства горцами происходило не так гладко. Мавзолей соразмерен храму и составляет с ним единый архитектурный комплекс.

До недавнего времени историки считали, что храм построен в X веке, точнее датировать храм было невозможно. В 2004 году благодаря находке Д. Белецкого, изучавшего древнюю христианскую архитектуру и живопись, стала известна точная дата закладки храма. В алтарной части храма была найдена древняя строительная надпись, расшифрованная с помощью эпиграфиста А. Виноградова. Сведения, содержащиеся в ней, указывают не только точную дату основания храма – 965 год, но и имя византийского императора, в царствование которого он был построен – император Никифор II Фока. Значение этой надписи трудно переоценить, ведь строительные надписи вообще редки. Это еще раз подтверждает то, что аланские храмы, в том числе и Сентинский являются самыми древними христианскими сооружениями в России.

Сентинский храм, мавзолей, остатки древних христианских захоронений входят в состав Карачаево-Черкесского республиканского историко-культурного музея - заповедника.

Наибольшее число христианских святынь сохранилось в Нижне-Архызском городище, на месте которого прежде, по мнению археологов, располагался город Маас (в переводе — город Солнца) — древняя столица Алании. В Х-ХШ веках здесь находилась резиденция митрополита Аланской епархии.

Имя этого города, бывшего столицей Западной Алании – первого христианского государства на территории России, возникшего на Северном Кавказе в X веке, не дошло до нас в достоверных письменных источниках. Многие историки считают, что это Маас (или Магас), средневековой город, неоднократно упоминавшийся в различных исторических летописях и хрониках. Сегодня, предположительно, это Нижне - Архызское городище, исторический музей-заповедник, где находятся самые древние на территории России христианские храмы. В X-XII вв. Магас стал центром Аланской епархии, форпостом византийского влияния на Северном Кавказе.

На территории Алании было множество городов, остатки боевых башен и крепостных стен которых, и поныне можно видеть во многих уголках Карачаево-Черкесии.

Помимо трех крупных храмов – Северного, Среднего и Южного, здесь находятся остатки еще одиннадцати церквушек. Именно здесь, в Нижнем Архызе находилась кафедра аланских митрополитов, отсюда шла оживленная переписка аланских иерархов с константинопольским патриархом.

В начале X века в Алании произошли знаменательные события. В это время патриархом Константинополя был Николай Мистик, приложивший огромные усилия для крещения Алании. Благодаря современным исследованиям и «аланской переписке» Мистика, ученые установили и дату официального крещения Алании – 916 год, и место, где состоялся этот выдающийся исторический факт – Северный храм Нижне-Архызского городища.

Миссионерская деятельность велась византийскими проповедниками в Западной Алании начиная с VII века, с этого века здесь существовал христианский монастырь Иоанна Крестителя. Это время для Алании знаменательно началом широкого вовлечения ее в орбиту международных торгово-экономических связей, благодаря проходившему здесь отрезку великого Шелкового пути. По трассам Шелкового пути, вместе с купцами, дипломатами, путешественниками, шли и византийские миссионеры, неся свет христианства соседними с Империей племенам и народам.

Византийцы оставили потомкам три уникальных храма. Самый крупный, величественный и монументальный — Северный, или Георгиевский Кафедральный собор Аланской епархии. Храм учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в. ). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций.

Два святых, в шапках наподобие скуфей,  напоминают грузинских  святых

С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.

По композиции относится к крестово-купольным. С трех сторон — с запада, севера и юга — имеет открытые притворы с входами внутрь. Во время раскопок внутри собора обнаружена крестильная, выполненная из плоских каменных плит. В этой купели совершалось одно из главных таинств христианства — крещение. Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма было найдено богатое женское погребение, в котором археологи обнаружили более ста ювелирных украшений — золотые нашивки на платье, серьги, перстни. Один из перстней принадлежал царю Ашоту Первому из династии Багратидов, который правил Арменией в IX веке.

Крестильная

Личный перстень-печать армянского царя Ашота I из династии Багратидов с его именем из погребения, найденного внутри храма.

Около крещальни был найден бронзовый крест с греческой надписью: "Обновлен честной крест боголюбивейшим монахом Фомой-пресвитером. Года от Адама 6575-го, индикта 5-го. "

Эта дата в переводе с византийского летосчисления  соответствует 1067 году.

Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является Средний храм, получивший название Троицкого, расположенный на северной окраине города. Сложен он из тесаных блоков и плит на известковом растворе. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г. ).

Он выполнен в форме вписанного креста. Из трех входов в него главный — западный, напротив него — центральная апсида, прорезанная тремя окнами и представляющая собой алтарь. Храм бесстолпный: арки опираются на противолежащие угловые выступы, и купол словно парит в воздухе. В нем остались части древних глиняных конструкций, с помощью которых проповедь была слышна на улице, где собиралась большая часть прихожан, не поместившихся внутри.

Наконец, Южный, или Ильинский храм является самым маленьким и древнейшим действующим христианским храмом на территории России. Определить, в честь какого святого был освящен храм, удалось астрономам. Они взяли направление оси храма и нашли точку пересечения этой воображаемой линии с горизонтом. С определенной поправкой (на тысячелетние нутации планеты) точка пересечения с горизонтом совпала с восходом солнца 2 августа по новому стилю, что соответствует в церковном календаре дню Ильи Пророка. Напрашивается вывод, что храм, некогда бывший домовой церковью аланских царей, освящен в честь этого святого. Вместе со св. Георгием Победоносцем, Илья Пророк являлся здесь особо чтимым святым. Переименовывать церковь не стали, и при последнем освящении в 1991 году его имя - Ильинский - было сохранено.

Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели — самый древний действующий христианский храм на территории России. Фундамент строения был заложен еще в VI веке. Сегодня это небольшая трехапсидная церквушка, полная икон, Здесь хранятся мощи киево-печерских святых. Конец существованию государства алан положило монгольское нашествие XIII века, а богослужения в Ильинском храме как совершались еще до Крещения Руси, так проходят здесь и сегодня.

Шли века: общественный строй и политический уклад страны, войны и правители сменяли друг друга, а немые свидетели истории — древнейшие храмы — оставались неприкосновенными. Их не затронули даже разрушительные набеги татаро-монголов и проходившие неподалеку бои в Великую Отечественную войну. Тем более удивительна сохранность христианских святынь, если иметь в виду, что последние два века территория нынешней Карачаево-Черкесии относится к мусульманским регионам. Религиозная терпимость, присущая здешним народам, сохранила древние постройки в первозданном виде. Возможно, это связано с тем, что в генах нынешних мусульман осталось уважение к вере своих предков.

_ Лик Христа

Несколько лет назад, в скале напротив нижнеархызских храмов был обнаружен лик Христа, написанный природными красками. Люди верующие поспешили окрестить его нерукотворным, на самом деле это редкая скальная иконопись, принадлежащая к иконографическому типу, «Спас Нерукотворный». Это древнейший из сохранившихся на сегодня на территории России портретов Иисуса Христа, который специалисты считают прижизненным, поскольку он очень похож на изображение известной Туринской плащаницы.

Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.

Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в. , с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.

_ Великий Шелковый путь

Безмолвная тишина, царящая на крутых склонах кавказских гор, вот уже многие века окутывает величественные каменные храмы и башни. Они до сих пор поражают воображение своей выразительностью и гармоничным слиянием с окружающей природой, но вот истоки этой загадочной архитектуры, выросшей вдоль караванных маршрутов Великого шелкового пути, все еще продолжают тревожить ученые головы.

Эта горная земля не знала покоя с древнейших времен, но VI столетие от Рождества Христова стало в ее истории особой вехой. Тогда Северный Кавказ был ареной столкновения интересов не только многочисленных кочевых племен, но и могущественных империй.

За право жить на здешних плодородных равнинах боролись пришедшие сюда с востока и юга аланы, хазары, гунны и булгары. Когда по предгорьям прокатывалась очередная волна кочевников, племена и народы, уже сумевшие осесть в этих местах, осколками рассеивались вверх по ущельям. Слабых загоняли все выше в горы, но со временем та же участь неизбежно ожидала и их сильных соперников, которых теснила череда новых воинственных пришельцев.

И именно в те далекие времена на фоне постоянно происходящих локальных конфликтов и междоусобиц началась еще одна грандиозная схватка. В борьбу за право контролировать эти территории вступили два могущественных по тем временам государства — Византия и Персия. Хотя, казалось бы, зачем этим колоссам понадобилось делить между собой неприступные горы, населенные дикими племенами? Однако причина этому была очень весомая — борьба велась фактически за обладание правом контроля над пролегающими через Кавказ жизненно важными торговыми путями.

Издревле эти пути проходили из Китая через Среднюю Азию с ее древнейшими очагами цивилизации — Согдом, Хорезмом, Бактрией и далее — через Персию в Римскую империю и Индию. А везли по ним общепризнанную и интернациональную валюту того времени — шелк. Им расплачивались за покупку рабов и наложниц, за строительство дворцов, храмов и крепостей, за наем войска, подкупали союзников и откупались от противника.

На территории современной Карачаево-Черкесии были выбраны две основные дороги, по которым везли драгоценный шелк: одна — по Теберде и ее правому притоку Гонахчир через Клухорский перевал, а вторая — по современным Большому Зеленчуку и Большой Лабе через Санчарский перевал. Здесь проходили древние торговые, пути, связывавшие Северный Кавказ с Восточным Причерноморьем и Закавказьем, а оттуда - с Византией, Ираном и. другими странами, Остатки древних дорог, заросших лесом, сохранились в районе Нижнего Архыза, и сейчас они идут по плато и гребням хребта Ужум. От северных границ Алании шли пути на запад к Дону и на восток к Волге.

Почти тысячу лет назад на месте Нижнеархызского городища (по дороге на Санчарский перевал) был большой, по средневековым понятиям, город. Здесь, по всей вероятности, мог быть перевалочный пункт и оптовый рынок шелковой торговли. И здесь же сохранились три больших крестово-купольных храма X века, украшенных греческими фресками и названных учеными Северным, Южным и Средним.

Здесь проходящие через эти места караванщики получали благословение на дальнейший путь. Если избиралась дорога через Санчарский перевал, то путники по тропе добирались до первого по этому маршруту высокогорного селения под названием Псху, и далее попадали в Бзыбскую крепость, при которой был храм. Эта дорога приводила в Пицунду, то есть к Черноморскому побережью, а откуда уже был прямой путь в Константинополь.

По дороге через Клухорский перевал путники, миновав его, попадали в самый высокогорный в Абхазии храм, расположенный на территории крепости, неподалеку от селения Сакен. Далее по дороге находилось еще несколько подобных комплексов: Генцвиц, Ажара, Пата, Герзеульская крепость, крепость и храм у селения Мерхеули на реке Мачары. Эта дорога выходила к крепости Диоскурии (современный Сухум), основанной греками еще в VI веке до н. э.

В эпоху раннего средневековья (V — XIII вв. и, э. ) внешний обмен на Северо-Западном Кавказе (включая территорию Карачаево-Черкесии), безусловно, существовал. Об этом говорят довольно многочисленные и разнообразные находки предметов иноземного происхождения, обнаруженные на поселениях и в могильниках Восточного Причерноморья, Закубанья и в Карачаево-Черкесии. Привозные вещи попадали даже в такие высокогорные места, как Узун-Кол, Хасаут, Мощевая Балка (южнее Курджииова), Эшкакон, Нижний Архыз. Так; обнаружены остатки шелковых тканей византийского, иранского, согдийского (среднеазиатского), китайского происхождения в Хасауте, Мощевой Балке, на Эшкаконе, в окрестностях Нижнего Архыза. В скальных захоронениях в окрестностях Нижне-Архызского городища найдены, в частности, шелковые византийские ткани. На фрагменте одной из них изображена сцена охоты сасанидското (иранского) принца Бахрама Гура (VII —VIII в). Во всем мире таких экспонатов имеется четыре. Фрагмент ткани происходит также из римско-египетского города Антиной. Обнаружены шелка, из Китая и из Согда, Все эти государства находились на Шелковом пути.

На поселениях и в погребениях найдены обломки глиняных амфор, в которых транспортировались с восточного побережья Черного моря, из Крыма и из других мест к адыгам и аланам вино, оливковое масло, возможно, нефть. Из Грузии, Крыма, Средней Азии, поволжских ордынских городов привозились глиняные сосуды с красивой поливой желтого, голубого и коричневого цветов. Металлические сосуды доставлялись из Ирана и Дагестана, стеклянная посуда — чаши, графины и прочее — из Византин, Египта, стран Передней Азии, из Закавказья, Крыма, с Восточного Причерноморья, из Генуи и Венеции.

Различные украшения из меди, бронзы, серебра, реже золота — бляшки, пряжки, застежки - фибулы, браслеты, серьги — иногда с вставками из цветного стекла, полудрагоценных камней поступали из Крыма, Грузии, Византии, и из других мест.

Очень интересен, клад, обнаруженный в Северном храме на Нижне-Архызском городище. Здесь среди различных украшений из золота и драгоценных камней найдена альмандиновая печать с арабской надписью армянского царя Ашота (IX в. ). В Сентинском храме (над аулом Нижняя Теберда) обнаружено 15 золотых предметов. Среди них — круглая бляха, унизанная жемчугом, с изображением птицы, выполненная в технике перегородчатой эмали. Бляха — византийской работы и датируется XI веком.

Разноцветные стеклянные браслеты, которых много в Тебердинском ущелье, и перстни привозились из Византии, Грузии и из других мест, Янтарь для бус доставлялся из Прибалтики и из Приднепровья. Бусы из стекла, пасты, халцедона, сердолика и из других полудрагоценных камней поступали из Ирана, Передней Азии (в частности, из Сирии), Александрии, Индии, Геммы привозились из сасанидского Ирана. Шлемы, кольчуги — из Дагестана и Ирана. Предметы христианского культа — иконы, кадильницы, кресты, перстни с изображением святых на щитке — из Византии и Грузии.

Особо следует отметить находки вещей древнерусского происхождения. В верховьях Кубани и Зеленчуков найдены предметы, изготовленные в мастерских Киева, возможно, в Бетой Веже (Саркел на Дону, место нынешнего Цимлянского водохранилища), в Тьмутаракани (станица Таманская) и других русских городах. Это украшения из бронзы и серебра — серьги, ушные подвески особой формы, витые браслеты, поясные пряжки. Глиняные поливные бусы яйцевидной формы, возможно, некоторые виды стеклянных и янтарных бус, цветные стеклянные браслеты. Кресты, серебряные и медные, нательные складные кресты — иконки-энколпионы. Так, энколпионы древнерусского происхождения XI — XIII вв. найдены в Нижнем Архызе, на городище Адиюх и в других местах Карачаево-Черкесии. Янтарь (возможно, приднепровский обнаружен в могильнике X века у селения Жако, цветные стеклянные браслеты в Сентах и в других местах Карачаево-Черкесии,

Конечно, часть вещей иноземного происхождения могла попасть к местному населению в качестве военной добычи и платы за военную службу. Так, например, воины, служившие в византийских войсках, получали в качестве награды пояса с серебряным набором, так называемые «юстиниановские пояса», в честь византийского императора Юстиниана (VI в). Такой пояс найден, например, у станицы Преградной (VI—VII вв. ). Некоторые вещи, как, например, шелка, а также монеты, местные князьки получали, как пошлину, когда торговые караваны шли через их владения. Но большая часть иноземных предметов поступала в результате обмена,

Закубанские и восточно-причерноморские черкесы (адыги) вели торговлю, главным образом, через города, расположенные на восточном побережье Азовского, и Черного морей (Таматарха-Тьмутаракань (станица Таманская), Фанагория (станица Сенная), городище у Ново-Михайловского и другие. Будучи хорошими мореходами, черкесы на своих лодках добирались до Трапезунда. К черкесским берегам также подходили торговые корабли многих народов.

Алания лежала: на Великом шелковом пути: Китай - Средняя Азия - беper Аральского озера - Северный берег Каспия - переправа через Волгу - Алания - Даринский путь (Марухский перевал) - Закавказье - Апсилия (Абхазия), - Фазис (Рион) – Трапезунд - Константинополь. Первоначально караваны проходили через Иран, Но с VI по IX вв. во время иранско-византийских и арабо-хазарских войн пути стали проходить через Кавказ,

Археологические материалы, добытые при исследовании более 40 могильников V—VIII кв. в окрестностях Кисловодска и на территория Малокарачаевского района, позволили наметить основные торговые направления: среднеазиатско-китайские, закавказско-иранские и византийско-причерноморские.

Торговля была меновая. Своей монеты местное население не чеканило. Но монеты иноземного происхождения известны. На территории, заселенной адыгами, найдены монеты, главным образом, византийские – VI - IX вв. — у Анапы, в Мысхако, близ Новороссийска, в Убинском могильнике (Закубанье) и в других местах.

Иноземные монеты обнаружены и на территории Карачаево-Черкесии. В долине Эшкакона найдена серебряная монета иранского паря Кавада первого (479— 531 г. ). Золотая византийская монета VI в. происходит из Амтаты. Медные и золотые византийские монеты X в. обнаружены в могильниках Сентинском и Мощевая Балка. Индикации (копии) византийских, монет найдены в Джаге. Серебряные золотоордынские монеты –XIII-XIV вв. обнаружены у Большого Соленого, озера.

В обмен на соль, вино, оливковое масло, ткани, металлические украшения, кольчуги, шлемы, оружие, металлическую, стеклянную, глиняную посуду, бусы и другие привозные продукты и вещи, местное население поставляло хлеб, меха, мёд, лес, металл, шерсть, скот и продукты скотоводства. В тех местах, где практиковалось рыболовство, - рыбу и икру, некоторые изделия домашнего производства, в частности, высококачественную льняную ткань «тала», которую черкесы изготовляли не только для внутреннего употребления, но и на обмен.

Письменные источники говорят об «аланских купцах», посещавших с Торговыми целями Абхазию (византийский автор VIII в. Феофан Исповедник). Известия об аланских купцах, действовавших на восточном побережье Черного моря, имеются в персидском источнике X в. «Книге границ мира».

Существовал обмен между черкесами и аланами — об этом говорят находки аланских вещей (в частности, керамики) на адыгской территории, и, наоборот, черкесских (адыгских) предметов у алан.

Усиление торговых связей местного населения с другими племенами и народами, в частности с Русью (особенно в X—XI вв. ), благоприятным образом отражалось на развитии экономики и культуру народов Северо-Западного Кавказа, в том числе раннесредневекового населения Карачаево-Черкесии.

С течением времени горные маршруты, по которым шли груженные шелком караваны, менялись в зависимости от исторической ситуации, неизменным оставалось лишь то обстоятельство, что их путь всегда пролегал вдоль течения рек, так как только в речных долинах существовали тропы, пригодные для путешествия.

«Шёлковая дорога» несла в Аланию не только товары. Она соприкасала алан с великим миром, приобщала к достижениям человеческой мысли, культуры. Давала возможность перенять новейшие приемы обработки металлов, ткачества, строительства, ведения сельского хозяйства. По дороге путешествовали историки, географы и все любознательные люди. Да и посольства правителей разных стран зачастую примыкали к купеческим караванам.

Цари Алании прекрасно понимали, что принадлежавший им отрезок «Шёлковой дороги» - великое благо для страны. Специальные царские слуги следили за тем, чтобы в местах остановки караванов купцов ожидали караван-сарай, сыр, мясо, мука, горский хмельной напиток. И тепло очагов. А для верблюдов и лошадей - пастбища, запасы фуража. Немало усилий требовалось от алан и для поддержания в должном состоянии караванных троп. Приходилось регулярно вырубать деревья, за которые цеплялись вьюки, убирать упавшие на тропу стволы и камни, очищать от крупных булыжников броды рек.

А для охраны «Шёлкового пути» от грабителей, которых он притягивал как магнит, повсюду были расставлены сторожевые посты. По сей день на вершинах холмов можно увидеть развалины сторожевых башен. Как только появлялся неприятель, продвижение его фиксировалось передовыми дозорами и тут же по цепочке передавался огненный сигнал бедствия. При этом каждый дозор превращался в крепость, миновать которую или взять приступом было очень сложно.

От путешественников, преодолевавших тысячи верст, требовались незаурядные воля и мужество, хитрость и везение. Сегодня трудно представить состояние путешественников, которые после долгих мытарств и испытаний, преодолев горы и пустыни, наконец-то достигали намеченной цели. Воистину такое путешествие было победой над жизнью.

Несомненно, «Шёлковый путь» был и немаловажным стимулом для поддержания дружеских, соседских отношений тогдашних государств. Сохранение, обеспечение безопасного прохождения караванов было возможным только при тесном сотрудничестве. Нашествие татаро-монгол, а затем Тимура погрузило в пучину бедствий страны и народы от Азиатского материка до берегов Средиземного моря, надолго опустела залитая кровью «Великая Шёлковая дорога».

Великий шелковый путь, пролегавший через Северный Кавказ, использовался купцами вплоть до 1453 года, так как после легендарного падения Константинополя под натиском турок-османов торговля шелком замерла.

Люди начали покидать эти места, храмы стали постепенно приходить в запустение, башни укрепленных комплексов превращались в жилища оставшихся жителей, а память об их строителях почти растворилась в толще времени.

И тем не менее история все-таки сумела сохранить для нас эти удивительные сооружения, возведенные древними строителями вдоль караванных дорог Великого шелкового пути, пролегавшего когда-то по суровым землям Северного Кавказа.

Прошли века. Сегодня увидеть «Шёлковую дорогу» на равнине невозможно. Она засыпана песком и землёй, заросла травой, кое-где покрыта асфальтом. Иное дело - в горах. Горные тропы, пробитые в неподатливом грунте, не поддаются времени. Хранят память о купцах, которых никогда не мог насытить блеск золота, о мудрецах, обрекших себя на бесконечные путешествия в поисках сокровищ, знания, обо всех тех, кто поднимался на заоблачный перевал. Манит тропа, приглашает тронуться в путь, обещает привести в сказочную страну счастья.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)