Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Семейное воспитание в развитии ребёнка

За последние годы в России произошли политические и экономические изменения, оказавшие существенное влияние на все стороны жизни общества. В этот период семья как социальный институт общества оказалась особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формирование у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Она являлась главным транслятором социального и нравственного опыта от поколения к поколению, в семье существовала уникальная система передачи социальной информации, позволяющей ребенку воспринимать и осваивать ее с максимальной заинтересованностью и полнотой, чему способствовали родительская любовь, доверие ребенка к родителям, стремление подражать им, общий психологический климат семьи.

Ситуация современного состояния общества требует от семьи пересмотра своей традиционной функциональной стратегии, в том числе и в сфере воспитания. Поэтому особенно актуальным сегодня является то, чтобы семья могла учитывать изменившиеся социальные условия и готовить ребенка к безболезненному и органичному включению во взрослую жизнь. Именно из этого исходили мы, определяя тему исследования: семья и семейные традиции в воспитании младших школьников.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, она волновала умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель,

Екатерина Великая, Жан Жак Руссо. Однако позиции ученых, педагогов, философов по данному вопросу были не всегда однозначными, а зачастую бывали диаметрально противоположными.

Роль семьи ставилась под сомнение целым рядом представителей общественной мысли в прошлом: Платоном, Гегелем, Т. Кампанеллой, Ш. Фурье Н. И. Бухарин говорил о том, что необходимо «разрушать старые отношения в семейной организации» и вести «медленный подкоп под самую консервативную твердыню всех гнусностей старого режима - семью».

С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В. Евстигнеев-Беляков считали необходимым опереться на положительное в семье, использовать традиции семейного воспитания. Необходимо, утверждала эта группа педагогов, использовать в воспитательных целях трудолюбие, теплоту и сердечность семейных взаимоотношений. Первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка В. Сухомлинский, утверждавший необходимость и ценность сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и детей.

Даже эти немногие факты изучения семьи и семейного воспитания свидетельствуют о важности проблемы их значения в развитии и воспитании детей. Исходя из этого, поставлена проблема работы: усиление воспитательной роли семьи в формировании личности ребенка.

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она является важнейшей формой организации личного быта и основана на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семьи не следует путать с понятием брака. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т. к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников. Внутрисемейные отношения могут быть как персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

Существующее многообразие подходов к определению семью, свидетельствует о важности этого социального института и позволяет многосторонне рассмотреть это понятие. Зверева О. Л. видит семью как социально-педагогическую группу людей, предназначение которой в удовлетворении потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Причем, семья создает у человека понятие дома не как помещения, а как чувства. ощущения места, где его ждут, понимают, любят, защищают. Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе, Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Зарубежные социологи рассматривают семью как социальный институт лишь в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством, при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».

Существуют следующие общие принцип ы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья - такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличие от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная,) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя три и более поколения или же две и более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи, В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из двух или более супружеских пар, составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ[4]. Слабая социальная защищенность, материальные трудности, испытываемые семьей в настоящее время, привели к сокращению рождаемости в России и формированию нового типа семьи - бездетной.

По типу проживания семья подразделяется на патрилокальную, матрилокальную, неолокальную и унилокальную. Рассмотрим каждую из этих форм. Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли «примаком». Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась «невесткой». Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным. Для современной городской семьи характерным типом семейных отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

В настоящее время одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская, которые в реальности взаимно лереплетаются. Для каждой модели семьи характерна своя система воспитания.

Патриархальная семья - наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена подчиняется ему и уважительно к нему относится. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, при этом стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи.

Супружеская семья появилась в прошлом веке в связи с освоением женщинами новых сфер деятельности: общественно-трудовой и политико- культурной с преобразованием при этом семейной сферы. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов, а лишь затем становятся базой для детско-родительских отношений.

Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций, Функция семьи - это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А. Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости, а в настоящее время демографы отмечают снижение рождаемости в России.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций.

Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Экономическая функция являлась ведущей в историческом прошлом семьи, она подчиняла себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. В настоящее время экономическая функция семьи не отмерла, но изменилась. Наиболее полно, на наш взгляд, функции современной семьи представлены финским педагогом Ю. Хямяляйнен. Выделяя периоды формирования семьи, он отмечает, что для каждого этапа семейных отношений характерны определенные функции.

Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей — всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной сем ейiюй атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Нормальная семейная атмосфера — это:

• осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

• организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

• разумная организации отдыха: участие в спортивных и туристских походах, совместные прогулки, чтение, прослушивание музыки, посещение театра и кино;

• взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) - ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. В семье координируются усилия всех. участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается. Семья формирует такие области человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той социальной среды, в которой живёт семья.

I. 2. Характер детско-родительских отношений в семье

В настоящее время практически каждую семью можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привёл к тому, что большинство российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми, так как влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Воспитание детей в различных по структуре семьях также имеет свои особенности. На особенности воспитания единственного ребёнка в семье существует две наиболее распространённые точки зрения. Первая в том, что единственный ребёнок оказывается более эмоционально устойчив, чем другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством. Вторая заключается в том, что единственному ребёнку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, чтобы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достаёт брата или сестры. Бесспорно, родители, имеющие единственного ребёнка, обычно уделяют ему чрезмерное внимание, он становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребёнке, обыкновенно превышают полезную норму, в результате чего замедляется его психическое развитие.

Для развития психики каждый ребёнок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром. Единственному ребёнку часто отказано в таком пространстве, поэтому он может превратиться в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя ребёнка. Но этого может и не быть, так как в поведении родителей с единственными детьми есть основополагающие правила, главное из которых - никакой исключительности!

Специфика воспитания в многодетной семье имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также способность к общению, адаптации, толерантность. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив.

Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, привязанность и внимание к ним проявляют неравномерно. Обиженный ребенок по-своему реагирует на это: в одних случаях становится тревожным и неуверенным в себе, в других - агрессивным, неадекватно реагирующим на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству. Все это, естественно, затрудняет процесс социализации детей.

Во-вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам, поэтому дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения. Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, что не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Мониторинг социально - экономического потенциала семей показал, что большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

Воспитание ребёнка в неполной семье, как правило, сопровождается чувствами, связанными с разводом или разрывом родителей. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших усилий от того родителя, с которым останется ребенок.

Ребенок очень остро ощущает отсутствие отца или матери, даже если не выражает открыто свои чувства. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. Уход отца он может воспринимать как отказ от него, а недостаток внимания со стороны матери, которая вынуждена работать больше, обеспечивая семью, как собственное отвержение. Чтобы помочь ребенку в разбитой семье, нужно объяснить ему, что произошло, причем, никого не обвиняя. Ребенка можно уберечь от излишних волнений, когда разделение семьи происходит для него так же окончательно, как и для родителей. Отсутствие одного из родителей, несомненно, отражается на воспитании ребенка, поэтому необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему- либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях.

В соответствии с рассмотренными выше трудностями детско-родительских отношений можно выделить их причины, разделенные по трем основаниям: интраиндивидуальные, зависящие от биологических особенностей индивида; интериндивидуальные, связанные с особенностями семейного воспитания; макросистемные, связанные с социокультурными особенностями жизни семьи.

Интраиндивидуалъные причины рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные физиологические процессы. Зарубежные исследователи С. Чесс и А. Томас выявили девять врождённых темпераментов у детей. которые играют существенную роль при определении того, насколько будет легко или трудно вырастить ребенка и заботиться о нем. Эти исследования показали, что то, каким вырастет ребенок, определяется не только домашней обстановкой, но и его собственными личностными характеристиками.

Интериндивидуальные причины отражают опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных и ненадежных взаимодействий (М. Эйнсворт и К. Рубина). В первом случае родители внимательно и чутко реагируют на чувства, потребности, мысли детей, умеют предвидеть результаты их поступков, поддерживают их уверенность в себе. В случае ненадежных отношений родители не чувствуют своего ребенка, раздражаются, ведут себя неровно, не любят его. В результате у него не возникает доверия к миру, что негативно отражается на его развитии.

Макросистемные причины определяются совокупностью социо-культурных условий, в которых находится семья: экономическое положение семьи, образование родителей и характер взаимоотношений в семье, а также культурные традиции семьи.

Существенным фактором формирования того или иного типа взаимоотношений между родителями и ребенком является способ общения в семье, общий уклад ее жизни. Современные исследования характера детско-родительских отношений в семье позволяют сделать вывод о том, уровень эмоционального отвержения ребенка современными родителями достаточно высок, а преобладающим типом родительского отношения в современных семьях является эмоциональное отвержение ребенка (его показатель превышает уровень эмоционального принятия ребенка более чем на 9%). Это позволяет предположить существование некоторой общей тенденции в родительском отношении, присущей современным семьям. Так, родителям, эмоционально отвергающим своего ребенка, более свойственен жесткий контроль за его поведением, они требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать ему во всем свою волю. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для чужих влияний, в связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Уровень образования родителей также влияет на характер отношения к детям. Причем исследователи склоняются к тому, что чем выше образование родителей, тем чаще они применяют методы эмоционального наказания детей, которое включает в себя эмоциональное отвержение ребенка. Родители с более низким уровнем образования чаще практикуют физические наказания.

Выделяются следующие типы неблагополучных семей:

«Семья-санаторий», основанная на мелочной опеке, жестком контроле и чрезмерной защите от мнимых опасностей. При этом у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации

«Семья-крепость». В ней родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально, что ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности и заканчивается перенапряжением нервной системы ребенка и постоянным внутриличностным конфликтом.

«Семья-третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности.

Исходя их этого, выделяют следующие типы семейного взаимодействия:

• положительные взаимоотношения характеризуются устойчивым эмоциональным контактом между детьми и родителями, почти полным отсутствием конфликтов;

• амбивалентный тип взаимоотношений отличается противоречивостью, непоследовательностью, чередованием близких контактов с отчужденностью и конфликтами;

• отрицательные взаимоотношения связаны с частыми и острыми конфликтами, приводящими к полному нарушению эмоционального контакта между родителями и детьми.

Все это позволило ученым выделить группы семей по типу родитель- ского отношения к ребенку: «благоприятные» и «неблагоприятные», и составить их типичные профили.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, необходимо отметить, что характер взаимоотношений между детьми школьного возраста и их родителями зависит от следующих воздействующих факторов:

• от особенностей личности родителя (экстраверсивные-интровертивные, уверенные - неуверенные, тревожные и др. ) и форм его поведения (эмоциональное включение или отвержение ребенка, адекватное или неадекватное отражение ситуации м др. );

• от особенностей личности ребенка (тревожность, неуверенность, коммуникативные трудности и др,) и форм его поведения (адекватное - неадекватное отражение ситуации и др. );

• от психолого-педагогической компетентности и уровня образования родителей;

• от нравственно-эмоциональной атмосферы в семье;

• от применяемых родителями и другими взрослыми средств воспитательного воздействия;

• от степени включенности ребенка в жизнедеятельность и проблемы семьи;

• от учета актуальных потребностей ребенка и степени их удовлетворения в семье и др.

I. 3. Возрастные особенности младшего школьника как возможность принятия и усвоения семейных традиций

Младший школьный возраст - это самоценный период в жизни ребенка, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Развитие младших школьников является наиболее важной составляющей в формировании базовых качеств личности. Ведь только при всестороннем и целостном развитии ребенка возможно реализовать задачи по воспитанию гармонично развитой личности с присущими ей качествами нравственных убеждений. И как результат развития - становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающем в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения, а социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, нравственном, интеллектуальном росте.

Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», т. е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

Современные школьники нередко поражают взрослостью суждений, определенной независимостью; они раньше начинают думать о своем будущем, включаются в деятельность, занятия, обеспечивающие им знания, умения, которые потребуются им и их будущей работе. Дети удивляют взрослых недетским практицизмом; их идеалы менее романтичны; они утрачивают безграничную веру в сказку, оптимизм, незыблемость авторитета взрослых (учителей, родителей). К сожалению, их идеалом, примером для подражания, становится не идеальный герой, романтик, а образ сильного, всемогущего, жесткого, умеющего постоять за себя сверхчеловека, обладающего властью и деньгами. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т. е. способны к самоанализу, рефлексии. Они получают большой объем информации, при этом более критичны к ней, диапазон их интересов достаточно широк - от космических проблем до вопросов, как стать богатым. Но особо их привлекает социальный аспект. Пересмотр идеалов, ценностей, изменение самой атмосферы вашей жизни - объективные предпосылки нового образа, ориентации, интересов современных детей. Но при этом младшие школьники нередко бывают растеряны, переживают отчуждение от семьи, ощущают непонимание со стороны взрослых, теряют чувство защищенности, нуждаются в поддержке, в ласковом слове, внимании, помощи. Все это провоцирует проявление детьми грубости, агрессии, уход из дома, поиск сильных, независимых друзей и покровителей. Хотя в силу возрастных особенностей они все так же эмоциональны, подвижны, впечатлительны, импульсивны, подвержены чужому влиянию (как положительному, так и отрицательному).

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Именно это может позволить ребенку войти в мир семейных традиций, осознать их на эмоциональном уровне, принять их позитивное воздействие и стать участником дальнейшего формирования и развития. Познавательная активность ребенка младшего школьного возраста направлена на обследование окружающего мира, поэтому его внимание к чему-либо может длиться до тех пор, пока не иссякнет интерес. Деятельность, которая ему безразлична или не нравится, быстро утомит ребенка, сделает его несчастным. Поэтому взрослым при организации какой-либо совместной семейной деятельности необходимо учитывать этот факт и использовать интерес ребенка к любимому им виду деятельности.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период их усвоения. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это - неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы при этом сходят на «нет», другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но, несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей обуславливают дальнейший ход общего развития. Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению - очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства в будущем.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях

16 одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стих», придумывая сказки, изображая различные персонажи, дети могут заимствовать известные им сюжеты, строфы стихотворений, графические образы. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.

В 1-5-м классах в основном оформляется характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые проявляются в предметной практической деятельности и формируются в этот период жизни, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а как примеры качеств, относящихся к сфере межличностного общения, - контактность, покладистость, доброту, преданность и исполнительность. Для укрепления характера детей рекомендуется:

• включение ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры и деятельность, выполняя которую, он должен будет приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;

• выбор в качестве партнеров для общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми таких детей, которые существенно отличаются друг от друга 14 от него сад ого, что требует различного межличностного поведения;

• постепенное усложнение задач, которые детям необходимо решать в общении и взаимодействии с другими людьми.

Таким образом, проанализировав возрастные особенности младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, склонность к подражанию, любознательность, восприимчивость к воспитательным воздействиям делают возможным осознание ребенком необходимости восприятия семейных традиций через их принятие в усвоения.

Семейные традиции — элементы общественной жизни и основа гармоничного воспитания ребенка

II. 1. Научное понятие традиций, их исторические корни

В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. для того чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. Они являются организующей связью поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях, по которым можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы и правила поведения, отношение к конкретным людям и нравственные ценности, обычаи, обряды.

Традиции различаются:

• по содержанию — идеи, нормы;

• по функциям — обычаи, обряды, ритуалы;

• по характеру бытования — устные и письменные;

• по оценке — положительные, отрицательные и нейтральные;

• по социально-историческому содержанию - народные и элитарные.

Традиции, являясь наиболее стереотипной частью культуры, противопоставляются инновациям или инновациям. Однако, это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия традиций, многие из них не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся традициями. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия:

1. Сопротивление традиций новациям.

2. Совместное сосуществование традиций и новаций.

З. Смещение традиций инноваций, образование компромиссных форм паллиаций.

4. Превращение новаций в традиции.

Таким образом, относительна и устойчивость традиций, но все же именно они являются наиболее стабильной частью культуры, обеспечивающей ее преемственность. В этиологии и культурологии нет единого мнения об относительной роли традиций в разные исторические эпохи. Однако правильнее считать, что нормативная роль традиций в ходе исторического процесса постепенно уменьшается, оставляя больше места свободе собственного выбора человека или группы людей. Примером может служить отношение к этикету, нарушение которого долгое время каралось, а затем стало только порицаться.

Традиции имеют определяющее значение в народной судьбе. В них концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, Народов, людей, так как человечество - это единый этнос, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность. Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В них немало и консервативного, но утрата традиций приводит к утрате самобытности как целого народа, так и отдельной семьи и, следовательно, отдельной личности. Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации. Свойственная традиции черта - консерватизм - порою оказывается благом, спасением, так как является условием стабильности народа, его устойчивости к переменам. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью все более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т. е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно.

II. 2. Семейные традиции как основа семейного воспитания

В народной практике накоплены немалые традиции семейного воспитания. Народ всегда ратовал за счастливую семью, за согласную жизнь супругов. Семейные традиции своими корнями уходят в крестьянские семьи, которые были основаны на самом ценном человеческом качестве — добродетели. Добродетель — это умение хорошо поступать, а хорошо поступать умеет лишь тот, кто знает, как именно надо поступать. Семья утверждалась как основа нравственности. Народная педагогика учит ценить семью, заботиться о родителях, формирует представления об ответственности каждого члена семьи за благополучие каждого. Самая большая ценность в семье - согласие: «Не надобен и клад, коли в семье лад», «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят» и др.

Лад в семье не исключает твердости и требовательности в воспитании. Народ исключительно высоко ценит воспитание в жизни человека: «Человек без воспитания - тело без души», «Дитятко - это тесто; как замесил, так и выросло». Среди воспитателей русская народная педагогика ставит на первое место отца и мать, оценивает их по тому, как они растят своих детей: «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Народ определенно высказывается о пользе и необходимости обучения, осуждает баловство детей, потакание их капризам, доказывает силу родительского примера.

Как правило, семья объединяет родителей и детей нескольких поколений. Члены такой семьи могут жить в разных квартирах и даже в разных городах и селах. Но все они разделяют общие установки и традиции (по кардинальным проблемам семейной жизни), испытывают чувство ответственности за судьбу каждого, входящего в семейное родство. Уверенность в том, что в любой момент каждый член семьи найдет поддержку, понимание, сочувствие, - основа того, что мы называем духовной связью. У каждой семьи должны быть свои традиции, крепкие устои, принципы. Без таких устойчивых традиций, без домашних привычек - дом не дом. Воспитание в нем практически невозможно: что сегодня хвалят - завтра хаят. Именно в таких семьях вырастают люди, чье главное стремление - жить для себя, успеть угнаться за модой.

Семейные традиции направлены на сохранение любви, покоя, правды. добрые чувства, возвышенные идеалы в условиях семейных традиций выражаются в повседневном быте, в мелочах и «пустяках». Члены семьи, живущие бок о бок, взаимодействуют в потоке мелочей, привычных и потому неосязаемых. Каждую секунду, пока ребенок «варится в домашнем соку», пока он наблюдает окружающих, сопоставляет большое и малое, усваивает сознательно и бессознательно - идет генеральная педагогическая работа, идет «воспитание без воспитания». Самое эффективное, потому что оно природосообразно, наполнено смыслом, лишено имитации. Работа вместе с отцом и матерью по дому, включенность в отношения с родителями

20 и живущими в семье представителями старшего поколения, с братьями и сестрами испокон веков были лучшим средством воспитания. Какие книги читают в семье (и читают ли вообще), какие темы наиболее часто обсуждают, как принимают гостей, сколько времени проводят дома, экономны или расточительны, держат ли домашних животных, насколько заботятся о чистоте и уюте, любят ли что-то мастерить, полны ли надежд и оптимизма или склонны к унынию и пессимизму - все это, сплетаясь, соединяясь, создает индивидуальное лицо семьи. Создает тот дух, который и закладывает фундамент будущей неповторимой личности.

Народная педагогика сохранила семейные идеалы - чувство чести и собственного достоинства, дружбы и взаимной помощи, почитание родителей, милосердие, презрение к трусости ]4 предательству, родственные связи, иногда до седьмого колена. детей воспитывала не только семья, но и родня, все окружение, все сообщество. Любой старший мог сделать замечание младшему или послать его с поручением по своим делам, и тот принимал это как должное. Почет и уважение к старшему - одно из основных жизненных правил народа. Уважение это выражалось во всем многообразии жизни и предусматривало систему взаимоотношений молодежи со старшим поколением: оказывать почтение любому старшему, вставать при его появлении, уступать ему место, не вступать первым в разговор со старшим, при беседе прерывать его речь.

Чтобы семья обладала качествами единого коллектива, совершенно необходима традиция справедливости при распределении обязанностей и дел. Как правило, удел современных мужчин - телевизор, газета, кресло, а мамам достаются кастрюли, тарелки, пылесос, мясорубка и многое другое. Замена обязанностей, их распределение на «женские» и «мужские» приводит к серьезным нарушениям равновесия в правах и обязанностях членов семьи, пагубно сказывается на воспитании детей.

Дети, как известно, больше любят подражать, чем слушать. Подражание взрослым по природе своей отличается от подражания приятелям. В первом случае под обаяние попадают интересные личности, индивидуальности. Во втором - копируется поверхностное - ходовые словечки, ухватки, прическа, манера носить головной убор. Стало быть, чем слабее индивидуальность родителей, тем шире оказывается простор для влияния уличной компании.

В семье должны преобладать традиции добрых отношений, для этого, прежде всего, родители должны быть добрыми, ласковыми, снисходительными к детским провинностям. Это достойно всякого поощрения. Но малейший избыток, «перебор» родительской ласки и всепрощения удивительно зорко подмечается окружающими и подвергается решительному осуждению. «Избаловала мамаша сыночка, скоро он не только ей самой, всем другим на голову сядет» - таков приговор, который обычно выносит народ в таких случаях. Народ осуждает и голый диктат, чрезмерную требовательность: «Он при мамаше пикнуть не смеет, она совсем его задёргала, настоящим придурком стал». Самый главный помощник в воспитании – искренняя, неподдельная и глубокая любовь всех членов семьи по отношению к друг другу. И это – одна из главных традиций народа. Всем известно, что знания без умения ничего не стоят. Главная школа умельца – его семья. Дети с удовольствием работают вместе с родителями, пример труда родителей их увлекает, они горды сознанием того, что им доверено участие в семейном труде. Дети видят, как работают отец и мать, и, как правило, традиционные трудовые увлечения семьи распространяются и на них.

Традиционны в народе многие праздники. Они способствуют созданию высоконравственной атмосферы в семье, закладывают крепкие устои и принципы. Подготовка и проведение общественных и семейных праздников создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как коллектив.

Произведения устного народного творчества донесли до нас полный нравственный кодекс человека, который лежал в основе традиционного семейного воспитания: любовь к родителям, верность и справедливость, любовь к труду и презрение к бездельникам и лентяям, ненависть к угнетателям, бесстрашие перед врагами и грозными силами природы, любознательность, чуткое и вежливое отношение к старшим и т. д. Все эти составляющие семейного воспитания складывались в общий идеал «совершенного человека», который у каждого народа складывался в определённый тип и образ. Однако в основных человеческих качествах он совпадал. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. Традиционно в личностном идеале всех народов главное – не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала. Другое дело, смогут ли последующие поколения сохранить, усвоить и преумножить эти традиции? Вопрос остаётся открытым, иначе проблема семейного воспитания не была бы такой важной.

II. 3. Семейные праздники и их нетрадиционное проведение

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива. Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения и заканчивая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, идёт через праздник.

Все праздники проходят через семейный коллектив, входят в каждый дом. Семейные праздники содержат богатые возможности для умственного воспитания ребёнка, для развития всех его дарований. Предвкушение праздника это начало праздничного духа, который должны поддерживать взрослые. Человек воспринимает мир чувствами и надо, чтобы каждое чувство в детях проснулось через цвет, звуки, запахи и другое. Необходимо предоставить ребёнку простор для самостоятельного, активного действия, но при этом надо помнить, что праздник это наша повседневная педагогика.

Среди всех семейных праздников традиционным и самым дорогим для каждого члена семьи должен быть день рождения. Именно в этот день проявляется отношение всей семьи к имениннику. В свою очередь и он имеет возможность выразить свою любовь и признательность каждому члену семьи. Готовиться праздник заранее и принимать участие в нём должен каждый. Этот день должен быть полон сюрпризов, неожиданностей и подарков, которые готовятся всеми членами семьи. Особенно ценны подарки, сделанные моими руками или подарки со значением. Эти подарки хранятся если не всю жизнь, то очень долго. Именно о таких подарках - реликвиях писали в своих воспоминаниях Марина и Анастасия Цветаевы, Алексей Толстой, Андрей Белый, Корней Чуковский в другие. К сожалению, сегодня приобретение подарков в большинстве семей сведено к принципу: «что тебе подарить на день рождение». Это снижает не только саму цену подарка, но и воспитательное значение семейного праздника. Самым волнующим моментом в жизни каждого именинника является получение подарков. В этом случае надо особенно продумать преподнесение подарка: разложить их повсюду, вручить с пафосными стихами, найти подарок по указательным стрелкам и др.

Подарки это только часть праздника. Ожидание чуда начинается задолго и первые элементы праздника - оформление. Если комната будет не украшена, то праздничное настроение будет недолгим. В оформлении может принимать участие вся семья и сам именинник. Простор для праздничной фантазии здесь необыкновенный: расклеить поздравления по стенам, от люстры до карниза можно протянуть гирлянды из бумажных цветов, на потолке разместить смешные рожицы. Важно вложить во все душу в фантазию.

Праздничный стол в этот день должен быть необычным. А. С. Макаренко в этот день для своих беспризорников накрывал столы скатертями, чтобы они почувствовали важность и значимость происходящего. В этом тоже большой воспитательный момент: дети учатся правильно и красиво, а главное свободно, вести себя за красиво сервированным столом. А главное традиционное действо за столом - задувание свечей нужно обставить как можно торжественнее. Праздник, наполненный сюрпризами, розыгрышами, веселыми поздравлениями, во-первых, надолго останется в памяти всей семьи и, во- вторых, позволит ребенку закрепит эту традицию и понести ее с собой по жизни.

В праздник можно превратить любое семейное событие, даже выезд в лес может стать не очередной поездкой, а «встречей с зелёным другом». Встречи с Природой - это поход в мир красоты и гармонии, проникновение чувством единения с растениями и животными, своей причастностью ко всему живому. Природа учит чуткости, доброте, красоте. Оставаясь слепым и глухим к природе, ребёнок труднее постигает окружающий мир, ему сложнее учиться в школе. Однако, особенно важно, чтобы эта семейная традиция не стала традицией разорения птичьих гнезд и зеленых лужаек.

Самым любимым праздником взрослых и детей является Новый год. К нему начинают готовиться задолго: готовятся подарки, мастерятся украшения, украшается квартира, устанавливается елка. Чтобы новогодняя ночь была веселой, надо продумать весь сценарий праздника, придумать забавы и развлечения, которые будут интересны детям и принесут радость взрослым. Новогодние подарки особые и готовятся они в тайне друг от друга. Это может быть любая вещичка, но лучше, если не купленная. Подарки готовятся для всех гостей и кладутся в корзину деду Морозу, который вручит их после номеров, подготовленных всеми. Новый год очень красивый праздник и чтобы провести его хорошо, надо готовиться. Дети живут сказкой, мечтой. Задача взрослых - осуществить эту Мечту, а возможностей для этого в каждом доме более чем достаточно.

Праздники могут быть большими и маленькими. Годовые, традиционные праздники известны всем, это национальные праздники. В последние годы во многих семьях и даже школах отмечаются христианские праздники - Пасха, Рождество, Масленица. На уроках школьников знакомят с содержанием Библии, поэтому им знакомы библейские сюжеты. Чтобы сообщить детям библейские знания, научить их не просто запомнить, а жить с ними - это надо делать в семье. Самым любимым христианским праздником является Пасха. Готовятся к ней всей семьей: красятся яйца, выпекается кулич, готовится пасха, украшается дом. Этот праздник даёт богатую возможность приобщения к духовности русского народа, изучения вековых традиций, воспитания человека на христианских заповедях. Пасхальный поцелуй учит всепрощению, через это прошли многие поколения русского народа. Современному человеку просто необходимо всё это не только знать, но и научиться чувствовать, а начинать надо с детства.

Через традиции и праздники можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя в разных жизненных ситуациях.

Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Если его этому не научили, в том нет его вины, он может всё это освоить сам в более зрелом возрасте. Но лучше, если все хорошие привычки ребёнок закрепляет с детства, поэтому роль семейных традиций очень важна для воспитания не только самого ребенка, но и всей семьи в целом. В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он всё забудет, и всему разучится и должен будет всё начинать сначала». В этих словах заключена вся важность сохранения народных традиций, а, значит, и семейных тоже.

Заключение

Еще в 60-х годах прошлого века В. А. Сухомлинский писал, что «существует глубокая связь поколений. , ребёнок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал». Он отмечал важность преемственности духовной культуры народа, необходимости использования в воспитании детей величайших общечеловеческих ценностей — народных традиций, в частности традиций семейных.

Не секрет, что в современном обществе значительно уменьшилась роль семьи в воспитании полноценной, самодостаточной личности. Большинство родителей свою роль в воспитании собственных детей видят в том, чтобы их обуть, одеть и накормить. Но ведь от того, насколько родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим. любви к окружающей природе и людям, зависит и то, какой будет их собственная старость и, по большому счету, каким будет общество, в котором будут жить сами дети. Будет ли это общество построено на принципах добра и справедливости или же наоборот?

Рассматривая в работе проблему усиления воспитательной роли семьи в формировании личности ребенка, был проанализирован большой теоретический материал по вопросам семьи и семейного воспитания, раскрыты понятия традиций и семейных традиций. О необходимости сохранения общественного опыта, мудрости, знаний, жизненных навыков писали многие философы, ученые, педагоги. Веками формировал народ то, что легло в основу семейного воспитания: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступили по отношению к тебе.

В наше сложное время особенно актуальна проблема подрастающего поколения. Скептически воспринимает новое поколение прежние народные традиции. Однако мы убеждены, что именно традиции и, в частности, семейные традиции влияют на поступки и поведение людей. Младший школьный возраст является благодатной почвой, на которой можно взращивать самые лучшие семейные традиции. Очень важно научить детей присваивать различные традиции и системы ценностей, проявлять понимание и оставаться на почве культурных традиций своего народа.

Проведенное теоретическое исследование проблемы позволяет сделать вывод о важности заявленной темы и о необходимости подтверждения теоретических материалов практическими исследованиями. Материалы же данной работы можно использовать для проведения родительских собраний, классных часов, индивидуальной работы с родителями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)