Окарина - многофункциональный вид народного промысла
На протяжении веков человечество создаёт предметы. Некоторые исчезают за ненадобностью, другие меняются вслед за изменением сознания человечества. Но есть такие предметы, мимо которых проходят века, а они так же вызывают бурю эмоций у детей и взрослых. Это окарины. Они могут быть совершенно разными. Общее одно: они звучат. Окруженные мистическим ореолом окарины и в современном мире не забыты. В виде небольшой свистульки, они поражают простотой и изяществом, а большие окарины несут в себе голос прошлых эпох, пробуждая подсознательную историческую память.
Мы лепим свистульки на уроках «Основы гончарного мастерства». И нас заинтересовала их история. Мы изучили источники литературы, Интернет-ресурсы и решили ответить на вопрос: «Как научиться делать окарину? Какое место она занимает в нашей жизни? Есть ли у неё будущее? »
Проблема исследования заключается в отсутствии обоснованной классификации разных видов окарин; конфликт между современной и традиционной свистулькой. Он заключается в нарушении канонов и устоявшихся многовековых традиций при изготовлении современных окарин и свистулек
Актуальность исследования заключатся в том, что эти изделии и сегодня пользуются спросом и интересом у детей и взрослых, т. к. это не только знаковая игрушка, но и музыкальный инструмент.
Тема исследования: окарина - многофункциональный вид народного промысла.
Объект исследования: окарина – вчера и сегодня.
Предмет исследования: возможные функции окарины, изменение значения и внешнего вида окарин с II до н. э. до XXI века.
Цель: создать современную авторскую свистульку – окарину, несущие различные функции.
Задачи:
- изучение истории окарины;
-мониторинг образов современных свистулек и окарин;
- реконструкция местной свистульки и создание современной окарины.
Методы исследования: поиск и сравнительный анализ информации, экспериментальная реконструкция.
1. История глиняной игрушки- свистульки и окарины
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольклору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Окарина - древний духовой музыкальный инструмент, аналоги которого появились примерно 12 тысяч лет назад. Это род свистковой сосудообразной флейты с устройством для вдувания воздуха и несколькими отверстиями. Точную дату рождения этого древнего музыкального инструмента указать невозможно, как и дату рождения барабана, бубна, свирели. В музыкальной практике используются глиняные, деревянные и фарфоровые разновидности окарины разных размеров и форм. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати (1836 – 1925)) в 1860 году разработал современную форму этого инструмента - настроил свистульку как глиняную флейту. Окарина, им сконструированная, имеет 10 пальцевых отверстий. Извлечь на ней можно девять звуков. Усовершенствованная окарина снабжена клапанами и поршневым устройством, которое изменяет музыкальный строй.
Окарина, в переводе с итальянского, означает «гусёнок». По виду она напоминает сосуд причудливой формы с отверстиями. Истоки отечественной духовой инструментальной культуры всегда связаны с народным музыкальным творчеством.
Глиняную игрушку находили в раскопках X-XVII в. в. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью. В Археологическом Музее Тгу находятся окарины датируемые XV веком. В коллекцию музея они попали в результате раскопок позднесредневекового селища Избрижье находящегося в Тверской области.
Сведения об использовании народных духовых инструментов в ритуальной и военной музыке, в бытовом музицировании на Руси встречаются в древних летописях и исторических хрониках. Скоморохи в XI-XVI веках использовали свистульки в качестве музыкального инструмента.
Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII в. в. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами"
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.
Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.
Конечно, изготовление свистульки было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины, да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее окарины и свистульки стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за их изготовлением. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого гончара вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления изделий. От звука издаваемого изделием им давались названия. Ремесленники делали пыхтелки, сопелки, гуделки и свистульки
Игрушки различались по манере лепки, по тому, какая глина была взята для изделия. Лучше всего лепились игрушки - свистульки из жирной глины.
2. Знаковое значение фигур животных
В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В Тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку. Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.
Знаковое значение фигур животных представлено ниже.
Конник - знак солнца и неба, одно из главных значений всадника на коне-солнце, совершающее путь по небу на колеснице. Солнце, конь, колесница, колесо.
Коза, корова - знак плодородия, в ней заключен хлебный дух поля. Отсюда поверье - при виде колеблющихся от ветра колосьев принято считать, что бродит "пшеничная" коза (корова) на пшеничном поле, "ржаная" на ржаном и т. д.
Барыня с ребенком (со свистком)- хранительница очага, связана с культом плодородия. Одной рукой прижимает ребенка. Тайна деторождения, которым наделена женщина, это могущественная сила отождествленная с силой плодоносящей земли. Как земля умножает зерно, так женщина умножает род человеческий. Роспись: вертикальные полосы - знак падающего дождя; волнистые линии - земля напоенная дождем; пятна - знаки зерна, двойные кресты - солярные знаки (солнце). "Мать Сыра - земля" - это земля способная дать жизнь всему живому.
Медведь - "Ведающий, где мед" - не имя зверя, а знак тайны, доступной только посвященным. Медведь наш предок, пращур, символ могущества и плодородия.
Олень - Знак неба, удачного брака и обильной жизни. К тому же олень -знак славянских богинь Рожениц - матери и дочери, рожающих все живое.
Баран - Знак богатства, знатности и жизненного успеха.
Птица - олицетворение весны, тепла, солнца. Главный смысл- оберег.
Петух - Знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, знак обретший самостоятельную жизнь души. Главный смысл- оберег. В старину обращались за помощью в заговорах:"3а тридевять земель, за тридевять морей, из - за синего моря прилетел петушок, склевывает тому рабу Божьему всякие призорища, оговорища, всякие бесинские, материнские думы. До веку и до веку. Аминь. "
Загадочная птица с женским лицом, русалка у южнорусских славян - это не женщина-рыба, а женщина-птица – Дух растительности, которая летала над полями, охраняла урожай, жила на деревьях. Вспомним у Пушкина А. С. :"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. " С водой она тоже связана - отвечала за росу и дождь.
Утка (утица) - знак хорошего урожая. "Где утка шла - там рожь густа" - говорили в народе. Главный смысл- оберег. В русском фольклоре добрые герои оберегали себя от беды, овладев птичьим языком и обернувшись птицей. При помощи свиста и магической глиняной птицы, маги волхвы и кудесники отгоняли злых духов .
3. Кыштымская свистулька
По рассказам наших дедушек и бабушек мы выяснили, что когда они были маленькими, по улице ездил тряпичник с телегой и менял старую одежду на копеечки или свистульки. Чтобы получить заветную игрушку, ребятишки иногда сдавали хорошие вещи. Эти свистульки тряпичник покупал у местного гончара.
Мы сделали зарисовку и постарались экспериментально реконструировать игрушку того времени. Это – простые птички без ножки, но тоже с проколами для изменения тональности звука .
Роспись кыштымской свистульки традиционна, она восходит к древним русским и башкирским истокам. Это полоски, волны, овалы, точки (символы земляного поля, воды, солнца). Культуры двух национальностей соседствуют рядом на протяжении веков, переплетаясь друг с другом.
4. Современная свистулька
И в настоящее время при производстве окарин керамисты все чаще используют этнические мотивы. Этот музыкальный инструмент словно оплетается обережными символами. Современные окарины могут быть совершенно любой формы: птицы, животного или геометрической формы.
Хочется обратить внимание на интерьерные окарины - скульптуры малых форм. Небольшие свистульки и окарины использовались и как профессиональный музыкальный инструмент (при правильной настройке). Несколько усложненные по форме и конструктивным решениям свистульки-окарины используются самодеятельными и профессиональными ансамблями в сочетании с другими духовыми и ударными народными инструментами. Именно звук окарины может создать настроение песни. Например: белорусская музыкальная группа «Песняры» использует окарину при исполнении знаменитой « Беловежской Пущи».
Всю историю и современное развитие окарины возможно наглядно изучить по работам на I Международной выставке глиняной свистульки «Свистульки мира. История и современность».
5. Технология изготовления свистульки и окарины.
Для изготовления свистульки требуется стеки и глина.
Подготовка глины. Определить готовность глины для лепки несложно. Нужно помять небольшой кусочек глины в руках и скатать из него шарик. Жирная глина прилипает к рукам, тощая растрескивается – эти не годятся для работы. А вот средняя – раскатывается и принимает любую форму.
Иногда при лепке появляются трещины – значит, глина сухая, и ее нужно увлажнить. Для этого перед проминанием глину смачивают водой. Промятую массу надо сложить в полиэтиленовый пакет для того, чтобы она не высыхала, не теряла пластичность.
Сушка изделий из глины – процесс длительный. Испарение влаги должно проходить медленно, чтобы изделия не потрескались и не покоробились в местах, где нет сквозняков. На это уходит 2-3 дня.
Обжиг изделий из глины можно проводить в лабораторной электрической муфельной печи. Обычно она входит в состав оборудования школьных мастерских. В этой печи температура достигает 900°С. Ее достаточно для обжига изделий. Температуру определяют по цвету каления: едва проступающий красный цвет – 550-б00°С, темно-коричневый – 600-700°С, вишневый – 700-800°С.
Приемы изготовления.
Первый способ изготовления свистульки .
- приготовить кусок глины такого размера, чтоб он умещался в почти закрытой ладони;
- скатать шар яйцевидной формы;
- указательным пальцем сделать прокол в глубину (чуть меньше высоты кусочка) и легкими вращательными движениями проткнуть глиняный шар;
- «разваливаем» бока у основании, вращая глину по часовой или против часовой стрелки до получения формы в виде рюмочки;
- поворачиваем работу рюмочкой вверх и, придавливая глину, формируем хвостик Самая узкая часть для хвоста-свистка, толстая для животика, а верхняя для головы ;
- оформляем голову, вытягиваем лапки (лапки по сторонам, игрушка - свистулька лежит на брюшке) ;
- изготавливаем свисток. Для свистка делаем проколы двумя стеками: круглой и плоской Аккуратно плоской стекой проделаем щель в хвостовой части получившейся птички. Получится сквозное отверстие, входящее в полость свистульки. У края «брюшка» делаем косой срез. Если звучания нет, нужно изменить угол, на край которого подается воздушная струя.
Второй способ изготовления окарины
Этот способ предназначен для лепки больших окарин сложной формы
Кусок хорошо промятой глины обернуть вокруг указательного пальца, чтобы получился стаканчик с толстым дном. Плоской, слегка клиновидной палочкой проделать в дне щель . Над ногтем сделать отверстие, причем стенка, в которую бьет струя воздуха, должна быть острой клиновидной формы. Затем нужно снять стаканчик с пальца и, закрыв отверстие, дунуть в щель . На первых этапах работы вместо чистого звучания свисткового устройства может раздаться шипение воздуха. Чтобы устранить недостаток, нужно с внутренней стороны клина убрать немного глины, либо выровнять дно стаканчика, либо увеличить или уменьшить отверстие для выхода воздуха . Этот способ изготовления свистка проще первого, потому что не придется исправлять ошибку на уже сделанной фигурке свистульки. Отрегулированный свисток можно прилепить к основному корпусу кусочками влажной глины и загладить пальцами, смоченными в воде. Форма свистульки может быть различной, и конечно же размеры таких свистулек будут большими.
Нахождение и рассверливание отверстий. Как уже говорилось, на окаринах рассверливается от двух до десяти игровых отверстий. Диапазон может достигать квинты. При рассверливании больше шести игровых отверстий можно извлечь диатоническую гамму. Места расположения отверстий находят опытным путем. На еще не просушенной свистульке небольшой круглой палочкой протыкают отверстия на левой и правой стороне. Ошибки, возникающие при нахождении отверстий, исправляются кусочками все той же глины. Для этого нужно замазать ошибочное отверстие и вновь проткнуть в другом месте. Пальцы руки в тесном расположении прикладывают на свистульку, причем на левой стороне они должны быть смещены на небольшое расстояние вперед относительно расположения пальцев правой руки. Диаметр отверстий находят также экспериментальным путем, а высота тонов проверяется по музыкальному инструменту. Тембровая окраска зависит от объема свистульки: большой — звучание тихое, глухое; маленький — светлое и мягкое, довольно громкое
Заключение
В ходе исследования нами были выявлены следующие функциональные назначения окарины:
- окарина как оберег,
- окарина - как игрушка,
- окарина - как профессиональный музыкальный инструмент (при правильной настройке). Несколько усложненные по форме и конструктивным решением свистульки используются как музыкальный инструмент самодеятельными и профессиональными ансамблями в сочетании с другими духовыми и ударными народными инструментами.
- окарины - как интерьерные скульптуры малых форм.
Окарина действительно многофункциональна. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, ритуальный атрибут, украшение или музыкальный инструмент – все её значения сплелись воедино, в одну самую главную функцию: духовное общение. Коллективный характер общества придал свои черты этому предмету народного творчества. Окарина была тем самым средством, с помощью которого старшее поколение передавало, сохраняло и продолжало накопленный жизненный опыт. Поэтому так ценен опыт старых, потомственных мастеров, которые могут непосредственно, «из рук в руки» передать традицию русской глиняной игрушки, передать своим ученикам, пришедшим на промысел и постигающим его специфику. В данной работе мы проанализировали направления в которых возможно развитие народного промысла по производству окарин. Яркая жизнерадостная, решенная с предельной четкостью в пластическом и цветовом отношениях окарина обладает волшебной способностью украшать нашу жизнь, вносить тепло и радость в наши души. Мы доказали, что возможно научиться их делать. А значит естественный механизм передачи традиционных ценностей «из уст в уста» не будет разрушен, ведь преемственность мастерства зависит напрямую от целенаправленной деятельности объединения дополнительного образования. Копилка народной памяти - в этом огромная ценность маленькой окарины.
Комментарии