Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Семейно-брачные отношения в современном мире

Актуальность исследовательской работы, на тему семейно- брачные отношения , заключается в следующем: передача из поколения в поколение обычаев и традиций брачного союза между мужем и женой в современном российском социуме переживает кризисное состояние. Обучение подрастающего поколения правилам этикета в семейно-брачных отношениях задают средства массовой информации и отнюдь не в лучшем виде. Возвращение молодому поколению представлений о ценности брака, которые во многом опираются на традиции и обычаи, на наш взгляд, способны позитивно повлиять на сложившуюся ситуацию.

Брак – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема исследовательской работы актуальна потому, что только добровольный семейный союз мужчины и женщины, порождающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и их детям, лежит в основе процветающего общества. В системе нравственных ценностей стержневое положение занимают любовь, родительский и супружеский долг, взаимное уважение и помощь.

В крупных городах Башкортостана открыты центры планирования семьи для молодых пар, которые в будущем хотят создать здоровую и счастливую семью. 2008 год объявлен в России Годом семьи. В Башкортостане он объявлен Годом социальной поддержки семьи. Решением оргкомитета утверждена Комплексная программа мероприятий Года социальной поддержки семьи в Башкортостане. Мероприятия Комплексной программы предполагают оказание масштабной и всесторонней помощи и поддержки семьям со стороны государства по различным направлениям: «Социальная поддержка семьи», «Семья и ее устойчивое развитие», «Семья и культура», «Семья и здоровье», «Семейный спорт и отдых» и другие. Для реализации главных мероприятий задействованы все республиканские министерства, ведомства, общественные и профсоюзные организации, фонды.

Мероприятия, направленные на социальную поддержку семьи, получают свою законодательную основу. Помимо уже работающих законодательных актов республики в этой сфере, готовится проект закона РБ «О внесении изменений в закон РБ «О ежемесячном пособии на ребенка в РБ» в части увеличения базового размера ежемесячного пособия.

Значительное внимание будет уделено профилактическим мероприятиям по выявлению семей неблагополучного быта, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и потребляющих наркотические вещества, затем последующему их лечению. В связи с этим будут проведены комплексные оперативно-профилактические операции «Подросток», организованы трудоустройство и летний отдых детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

Решение проблемы обеспечения жильем молодых семей является одним из приоритетов государственной политики в республике. Семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, оказывается поддержка по социальному ипотечному кредитованию, молодым семьям – содействие по предоставлению субсидий на приобретение или строительство жилья. Башкортостан примет активное участие в мероприятиях Года семьи, объявленного в России. В частности, планируется участие во Всероссийском совещании «Реализация мер социальной политики, направленных на поддержку семьи и повышение рождаемости».

Цель данной работы — выявить особенности брака как социо-культурного явления и этнокультурные особенности брака у башкир.

Задачи: - проанализировать литературу по теме иследовательской работы;

- рассмотреть понятие брака;

- выявить особенности формы брака;

- определить специфику брака и брачных отношений у башкир.

Объект исследования – брак как социокультурное явление.

Предмет – традиции семейно-брачных отношений у башкир.

Структура работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Брак как социокультурное явление.

1. Правовая природа брака.

Брак – это сознательное, основанное на взаимном межличностном притяжении соединение жизненных судеб мужчины и женщины. Вступая в брак, люди преследуют гораздо более широкий круг интересов, нежели только создание и поддержание на определенном уровне материальной основы своей жизни. Иначе институт брака давно исчез бы из жизни человеческого общества, так как имущественная основа для существования вполне успешно могла быть создана и вне брака. Удовлетворение «брачных» интересов лежит в самой биологической и социальной природе человека, они коренятся в потребности продолжения рода – рождения и совместного воспитания общих детей, в необходимости межличностного общения, проявления и получении со стороны близких друг друга по совместной жизни лиц участия, любви, уважения, поддержки в самых разных жизненных ситуациях. К. Анненков определял брак как союз двух лиц разного пола, основанный на договоре между ними и санкционированный в его заключении исполнением обряда церковного венчания. Д. И. Мейер видел в браке как учреждении юридическом союз двух лиц разного пола, удовлетворяющий известным юридическим условиям и дающий известные гражданские последствия. Вместе с тем он отмечал, что брак, во всей множественности своих сторон, в полной мере не входит в сферу действия права, а находится также и в сфере религии и нравственности, которая признает его союзом, основанным на любви и имеющим своей целью восполнить личность отдельного человека, неполную в самой себе, личностью лица другого пола.

В специальной и учебной литературе по семейному праву предлагались разные определения брака. Например, с точки зрения А. М. Беляковой, «браком является юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности». Н. В. Орлова определяет брак как «добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов». Из вышеприведенных и других определений брака вытекает, что сущность брака проявляется в его социальных и правовых признаках. К числу первых следует отнести то, что:

1) брак является союзом лиц противоположного пола, мужчины и женщины;

2) этот союз имеет своей основной целью создание семьи. К правовым признакам брака можно отнести то, что;

3) он оформляется в установленном законом порядке и, как следствие;

4) порождает супружеские права и обязанности для сторон.

Таким образом, под браком в семейном праве имеется в виду союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, оформленный в установленном законом порядке и порождающий их взаимные права и обязанности.

Природа брака объяснялась и объясняется по-разному. Не углубляясь в пласты давней общественной практики, которая выстраивала эволюцию брака от промискуитета (неупорядоченного общения полов) через агамный запрет полового общения внутри рода к групповому браку, парному браку (боровшемуся с родней – союзом брата, сестры и детей сестры), патриархическому и, наконец, эгалитарному, отметим лишь классические взгляды на брак в пределах ближней юридической истории.

За рамками формально-правовой определенности брак рассматривается как религиозное, нравственное, социально-психологическое, политэкономическое, физиологическое явление во взаимодействии этих сущностей. Существует несколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был, прежде всего, связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права. Договорная концепция базируется, прежде всего, на трех постулатах, создающих образ брака – договора: требованиях к его форме и условиях действительности, возможности получения возмещения убытков в результате расторжения брака, а также права уйти от законного имущественного режима и предусмотреть режим договорной.Однако и среди «классиков концепции» нет полной уверенности в тождестве брака и договора. Так, Л. Жюллио де ла Морандьер определяет брак как «заключаемый в установленной законом форме гражданский договор, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни». И далее отмечает, что перед нами договор – предпосылка, заключаемый свободно, но имеющий императивные последствия, устанавливающие гражданское состояние не только для супругов, но и для других лиц – детей, родственников, посторонних, то есть договор, имеющий абсолютную силу.

Третий классический взгляд на брак основывается на представлениях о нем не как таинстве или как гражданско-правовом договоре, а как явлении (институте, отношении) особого рода.

Договор, утверждал И. Кант, не может порождать брак, так как всегда имеет нетро временную цель, при достижении которой себя исчерпывает, брак же охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении.

Итак, брак есть юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание и поддержание семейных отношений и порождающий права и обязанности супругов.

Анализируя нормы действующего Семейного Кодекса, брак можно определить как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности. В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освещения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брака опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую – либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, – пишет по этому поводу К. Д. Кавелин, – брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт».

Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно – этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижения определенных выгод – все это лежит за границами права. Этическая оценка своего брака – сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новой брак.

Г. Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант: «Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствие его будет обязательственное отношение. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание».

Таким образом, Г. Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода. Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему: во-первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но, тем не менее, социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О. С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого – взаимная любовь и уважение – не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках.

Признание этого факта не принимает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и вне правовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по- разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит вне правовой сферы.

1. 2. Социологические и юридические признаки брака.

Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. С учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных социальных феноменов. В философии семья рассматривается как одна из исторических форм организации жизнедеятельности человека. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию. Для социальной педагогики семья выступает важнейшим средством социализации подрастающего поколения. Роль супружеских отношений в формировании и функционировании семьи весьма существенна, поскольку в основе любой семьи всегда лежит хотя бы одна брачная пара. Вместе с тем Семейный кодекс РФ, так же как и ранее действовавшее семейное законодательство, включая брачно-семейные кодексы 1918, 1926, 1969 гг. , не содержит определения брака. Имеющиеся в научной литературе определения брака, так же как и определения семьи, можно подразделить на социологические и юридические.

В социологическом смысле под браком понимается «исторически обусловленная, санкционирования и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и детям.

В послереволюционный период появились понятия так называемого «социалистического брака», в которых подчеркивались свобода и добровольность как его отличительные особенности от «брака буржуазного».

В. А. Рясенцев, например, определял брак как «юридически оформленный, свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности».

Многие ученые относили к признакам брака и его пожизненный характер. Так, В. И. Божно указывал, что брак в СССР – это «свободный равноправный, как правило, пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных в законе, направленный на создание социалистической семьи и порождающий у них личные и имущественные супружеские права и обязанности».

Г. К. Матвеев подчеркивал, что «брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности»

- В современной юридической литературе встречаются следующие определения брака. По мнению Л. М. Пчелинцевой, «брак представляет собой важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно – правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи».

В данном определении мы отразили юридически значимые признаки брака, то есть признаки, при наличии которых наступают правовые последствия законного брака. К ним относятся следующие признаки:

1. Брак – это союз мужчины и женщины. Данное положение определено в п. 3 ст. 1 СК РФ, где закреплен принцип добровольности брачного союза мужчины и женщины в качестве одного из основных начал семейного законодательства, оно названо также в п. 3 ст. 12 СК РФ в качестве одного из позитивных условий заключения брака.

2. Целью заключения брака является создание семьи. Брак, заключенный без намерения создать семью (фиктивный брак), признается недействительным (п. 1 ст. 27 СК РФ).

3. Для заключения брака необходимо соблюдение условий, предусмотренных в п. 1 ст. 12 СК РФ: взаимное добровольное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий для заключения брака. Действующее семейное законодательство придает правовое значение только браку, зарегистрированному в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 10 СК РФ)

К юридическим признакам брака следует отнести характерные черты, позволяющие наиболее полно раскрыть его сущность. Эти признаки можно выделить исходя из определения брака и норм Семейного Кодекса, регистрирующий порядок и условия государственной регистрации заключения брака, основания и порядок его прекращения:

✓ Брак – это союз мужчины и женщины, поскольку в Российской Федерации признается и охраняется государством только такой союз;

✓ Брак – это добровольный союз. Для его заключения необходимо свободно и добровольно выраженное взаимное согласие лиц, вступающих в брак;

✓ Брак – это равноправный союз, что предполагает наличие равных прав и обязанностей у каждого из супругов в браке;

Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту.

Семья, – говорит Морган, – «активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны; лишь через долгие промежутки времени они регистрируют прогресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже радикально изменилась».

1. 3. Формы и типы брака.

Тот факт, что в брак вступают члены двух разных родовых групп, оказывает решающее влияние на структуру семьи. Действительно, сохранение и долгосрочное благосостояние любой группы, объединенной родственными связями, зависит от включения в такую группу представителей других групп в качестве супругов для неженатых или незамужних членов рода. Группа, объединенная родственными связями, заинтересована в сохранении некой доли контроля, по крайней мере, над частью своих членов после их вступления в брак. Следовательно, категория брака требует подробного рассмотрения.

Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Эндогамия и экзогамия. Все общества ограничивают допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака. Родители, как правило, обеспокоены не просто желанием женить своих сыновей или выдать замуж дочерей. Они хотят, чтобы дети выбрали себе «подходящую» супругу или «подходящего» супруга, особенно если подобный брак влечет за собой важные последствия для более крупной группы родственников.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т. е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы этнической группы или вероисповедания. Эндогамия [эндо + гр. gamos брак] – характерный для первобытного строя обычай заключения браков внутри определенной общественной группы, например, племени, касты; наиболее резко эндогамия выражена в кастах; тенденция к эндогамии есть и у многих современных народов (предпочтительные однонациональные браки), а также в религиозных общинах. Экзогамия – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством. Экзогамия [экзо + гр. gamos брак] – характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки внутри определенной общественной группы, например рода.

Нормы экзогамии, прежде всего, базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включает в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов. Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); полигамия (брачный союз более чем двух партнеров).

Моногамия [mоно+ гр. gamos брак] – единобрачие – форма брака, состоящая в устойчивом сожительстве одного мужчины с одной женщиной; исторически сложилась в эпоху разложения первобытнообщинного строя, а у некоторых народов – только в новейшее время.

Полигамия [от гр. poly – много + gamos – брак; англ. polygamy] – многобрачие (многоженство или многомужество); чаще употребляется в значении многоженства. Обычай многоженства в разные периоды истории существовал у большинства народов, однако везде он является привилегией более знатных, богатых или храбрых. Как правило, правовой обычай ограничивает полигамию определенным количеством жен.

Каждая из данных категорий распадается на подвиды. В моногамии выделяют: а) пожизненную моногамию; б) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак); в) парную семью.

Последняя хоть и называется семьей, но лишь формально. На самом деле парная семья – это неустойчивая, кратковременная форма брачного союза. В полигамии выделяют: а) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами); б) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами); в) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

Полиандрия [поли + гр. aner (andros) мужчина, муж] – многомужество, пережиточная форма группового брака, при которой женщина имеет несколько мужей, приходящихся друг другу братьями (например, у тибетцов) или не являющихся родственниками. [26] обычно являлась привилегией состоятельного меньшинства). Полигиния объясняется многоженством других факторов, помимо секса; она тесно связана с соображениями экономического производства и экономического статуса. Такой семейный уклад поощряется тогда, когда крупные семьи имеют больше преимуществ, а женщины вносят значительный вклад в добывание средств существования. Полиандрия встречается крайне редко. Как правило, принцип полиандрии не предполагает свободы сексуального выбора для женщин; зачастую он означает лишь, что младшие братья мужа также получают право или возможность жить с женой своего старшего брата. Если семья не может позволить себе женить всех сыновей, она может найти жену только для старшего сын Антрополог У. Г. Р. Риверз изучал полиандрические отношения у народности тодас, проживающей в Индии, и сделал следующие наблюдения: «Тодас имеют четко организованную и определенную систему полиандрии. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата Братья живут вместе, и мои собеседники посчитали странным мое предположение о том, что при таком семейном укладе возможны какие-то распри или проявления ревности. По мнению тодас, когда мужчина не хочет делиться своей женой с другими, это безнравственно» Социологи далеки от согласия во взглядах на то, существовал ли когда-либо групповой брак как культурная норма. Имеются некоторые свидетельства того, что такая форма брака действительно существовала у обитателей бразильских джунглей, у жителей Маркизских островов в южной части Тихого океана, у чукчей в Сибири и у народа тодас в Индии. Иногда, как, например, в случае с тодас, полиандрия смещалась в сторону группового брака, при котором несколько братьев имели более одной общей жены.

Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.

В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, – соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключение договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа.

Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки.

Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности:

• умыкание (похищение) невесты;

• умыкание жениха;

Такой брак возник в древности и сохранился у некоторых народов как общепринятая норма (Закавказье) либо как девиантное поведение (Европа).

Вывод по первой главе.

Итак, в России признается брак, заключенный только в органах загса. Целью заключения брака является создание семьи. Брак, заключенный лицами без намерения создания семьи, влечет признание его недействительности. Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов, которые возникают с момента его регистрации. Он заключается без указания срока действия. Вступление в брак предполагает обоюдное желание супругов на сохранение брачных отношений в течение всей жизни, однако это не означает невозможность его прекращения, например, при изменении взаимоотношений между супругами в негативную сторону.

Глава 2. Башкирские традиции семейно-брачных отношений.

2. 1. Внутрисемейные отношения в традиционной башкирской семье.

Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета[28]. Исследователи под системой внутрисемейных отношений понимают комплекс связей нескольких уровней: имущественный, т. е. отношения членов семьи к формам собственности, и личностный: отношения супружеские, родительские, поколенные[29]. Из многообразия внутрисемейных связей остановимся на анализе взаимоотношений ее членов на личностном уровне – супружеские, родительские, поколенные. Безусловно, характер этих отношений зависит и от имущественного уровня – размера приданого, материального и социального положения породнившихся сторон и т. п. , но это предмет отдельного исследования, и в данной работе мы его затронем только по мере необходимости.

Традиционный семейный этикет также обусловлен составом семьи. По мнению Н. В. Бикбулатова, накануне октябрьской революции 1917 г. у башкир, наряду с простыми (нуклеарными) семьями, состоявшими из супружеской пары с детьми (или без детей), встречались сложные, включавшие пожилых родителей и их женатых сыновей с потомством (две-три и более брачных пар, три и более поколений), а иногда и полигинийные[30]. Рассмотрим взаимоотношения между супругами в традиционной башкирской семье.

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, в котором четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Особое место среди этих норм занимают взаимоотношения супругов.

Семейная жизнь башкир в прошлом характеризовалась как спокойная и мирная. Отношения между супругами строились на взаимном уважении и согласии. Врач Екатеринбургского уезда Д. П. Никольсккй подчеркивал: «Башкир относится к своей жене мягко, никогда почти не бьет ее и не мучает, как это часто встречается между русскими; напротив, при малейшей возможности он старается что-нибудь ей подарить, хотя бы самую ничтожную вещь».

Терпение и сдержанность женщин поддерживались и верой в судьбу: (От судьбы не уйдешь). По представлениям башкир, каждый человек от природы наделен своей долей, которая отмеряется сверху и записывается на лбу человека, поэтому в народе говорят: – то, что выпало на твою долю, – твоя доля – твое предначертание.

Относительно спокойную семейную жизнь башкир в прошлом информаторы объясняли и не распространенностью среди них пьянства. На это же обратил внимание уже упомянутый нами Д. П. Никольский «Семейная жизнь башкиров протекает тихо и мирно, без особых ссор и тем более драк со стороны мужа. Причину этому нужно видеть в отсутствии пьянства среди башкир»

Он же далее отмечает, что водку башкиры дома совсем не пьют, а если и случается кому-нибудь из них выпить, то или в городе, или в русском селении, но таких людей мало. Выпивший страшно боится встретиться с муллой, который может его наказать. Запрет на курение и употребление алкоголя соблюдался строго. По словам информаторов, даже в 50-е гг. курящие мужчины, увидев пожилых людей и женщин, прятали сигареты, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

Устойчивость традиционных семейных отношений была обусловлена также тем, что каждая семья относилась к более широкой родственной группе. Члены семьи, с одной стороны, чувствовали ответственность не только за себя и свою семью, но и за весь род. Негативное поведение любого из них могло наложить клеймо на весь род. С другой стороны, если мужчина плохо обращался со своей женой, то она могла обращаться за помощью к членам своего рода. «Нравственное положение жены в семье довольно сносно, так как коренной обычай башкир запрещает не только бить, но даже грубо обходиться с женой. В противном случае она может обращаться за помощью к своим родным и старикам. Она не подвергается никаким грубостям со стороны семейных; муж в важных случаях советуется с ней, а старухи даже имеют некоторый вес среди мужчин, по крайней мере, к ним относятся с уважением и мнение их принимается в расчет», - писал П. Назаров. Если муж притеснял ее, то она могла потребовать развод. Этот вид развода называется «хула». В этом случае жена предлагала мужу свой махр (калым) или часть приданого за право получить развод. Здесь необходимо небольшое уточнение. «Мэхэр (от араб. махр) означает сумму, которую, по шариату, муж должен выплатить жене полностью в случае развода по его инициативе и в половинном размере, когда инициатором развода является жена. Обычно же половину суммы будущий муж выплачивает сразу, до переезда жены в его дом». Кроме этого, сторона жениха должна была выплатить калым, то есть выкуп за невесту.

Н. В. Бикбулатов, Ф. Ф. Фатыхова в своей работе, подчеркивая значение калыма, пишут, что религиозное оформление брака (никах), даже сыгранная свадьба, более того – совместная жизнь супругов и, возможно, рождение детей – все это не означает в полной мере формирования новой семьи. Только уплата суммы калыма является достаточным основанием, чтобы невеста – нередко уже не одна, а с детьми – переехала к мужу. Эти же авторы отмечают, что к настоящему времени значение слова калым – цикл обрядов, связанных с получением выкупа, скота за девушку, и калым – почти забыто, под этим названием, как правило, подразумевается только обряд, свадебные торжества у родителей и родственников жениха. И такой семантический сдвиг – перенесение значения термина с «выкупа за невесту» на «обрядность» – можно объяснить исчезновением самого калыма. Этому способствовало, видимо, также существование терминов мэхэр/мэхер (сумма, необходимая дляобеспечения разведенной жены или вдовы), пришедшего вместе с шариатом, и мал (скот).

Из вышеизложенного мы можем заключить, что брак, отношения между супругами закреплялись и экономически. Женщина была защищена от произвола мужа, в противном случае она могла уйти от него, в интересах мужа – жить в согласии с женой, ибо женитьба требует больших затрат: (Если бы не было калыма, то браки совершались бы по усмотрению молодых).

Традиционно главой башкирской семьи был мужчина. Женщине предписывалось оказывать знаки внимания мужу, быть покорной. Описывая первую встречу молодых, С. И. Руденко отмечает, что муж приказывал ей снять с него сапоги, что исполнялось беспрекословно. З. З. Нафиков считает, что этот обычай указывает на подчиненное положение жены. Подобный обычай существовал и у других народов. У русских в один сапог клались деньги, и если жене «удавалось» снять тот, в котором находились деньги, она не только получала их за свой труд, но и впредь с этого дня обязана была снимать с мужа сапоги У татар девушка должна была совершить унизительный обряд раздевания мужа. При этом некоторые деспотичные женихи хлестали невесту плетью. Суть обычая раздевания жениха сводилась к демонстрации беспрекословной власти мужа над женой

Считалось, что своим покладистым поведением женщина могла изменить характер самого несносного мужчины. (Муж — голова, жена — шея, куда поворачивается шея, туда и голова), (Женщина может и возвысить мужчину, и опозорить), — говорят в народе.

В прошлом, да и в советское время, отдельные авторы указывали на приниженное положение женщины в башкирском обществе, причем объясняли это с точки зрения мусульманской религии. З. З. Нафиков пишет: «В исламе прямо говорится, что мужчина выше женщины «степенью своего достоинства» (Сура 2, стих 228), потому что, во-первых, первая женщина Хана (Ева) создана не самим Богом, как первый мужчина Адам, а лишь его ангелом Джабраилом и создана из ребра Адама и для Адама. Отсюда утверждается, что у мужчины якобы 23 ребра, тогда как у женщины их 24, но все 24 ребра женщины стоят лишь одного ребра мужчины; во-вторых, женщина содержится на средства мужчины, мужья из своих средств «делают траты на них». «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. »Основные причины относительной свободы башкирских женщин в семье и обществе А. З. Асфандияров видит в их активном участии в производительном труде, в особенностях института приданого и в слабом проникновении ислама в семейный быт В полукочевом обществе женщина была первой помощницей и надежной опорой своего мужа, детей, всего рода.

По этикету супруги при старших, особенно посторонних, старались не переговариваться друг с другом. Не называли друг друга по имени, особенно женщины. Чаще они пользовались такими словами «наш», «отец» – после рождения первенца, «мой хозяин», «старик» – в основном пожилые женщины.

Проявление эмоций на людях также не одобрялось. Жена не должна была прилюдно укорять мужа, принижать его достоинства. По поверью, за публичное оскорбление мужа жене на том свете будут прижигать лицо головешками. «За публичное оскорбление мужчина может проявить свой характер с негативной стороны», говорят в народе. В свою очередь и мужчина не должен был высказывать свое недовольство, указывать на недостатки жены при посторонних: «Отвергнутая мужем станет изгоем». Этикет требовал, чтобы мужчины высказывали уважение к женскому полу: не ссориться, не браниться при них, не оскорблять женщину. Это основывалось на уважительном отношении, прежде всего к своим близким: «Нельзя вести себя так с теми, которые сродни твоей матери (сестре)». Также не принято прилюдно хвалить друг друга, особенно женщин: «Не восхваляй жену, а хвали коня, не хвали коня, а хвали собаку», «Только дурак будет хвалить жену да коня». Информатор М. Р. Зайнуллин следующим образом разъяснил этот запрет: «Во-первых, похвала ставит ее, скромную башкирку, в неловкое положение, во-вторых, могут сглазить. Моя жена всегда обижается, когда я ее восхваляю»

Считалось неприличным супругам без особой надобности появляться на людях и ходить вместе. Женщине полагалось идти позади мужа на несколько шагов. «Ходят парами!», осуждающе говорят иногда пожилые. Сейчас это правило более или менее соблюдается только пожилыми, молодым оно просто неизвестно.

Этикет предписывал определенные нормы поведения для замужних женщин. Им запрещалось ходить с непокрытой головой. Они не должны были показываться с обнаженными ногами, руками, а также при кормлении ребенка. Женщинам нельзя перешагивать через ноги мужчин, особенно беременным – будут трудные роды. Садиться на воротник мужской одежды, даже старой, считалось оскорблением мужчин. Запрещалось вступать в разговор мужа с посторонними людьми. По наблюдениям С. И. Руденко, в кругу своей семьи женщина ела вместе со всеми чадами и домочадцами, а при постороннем мужчине, если только он не близкий родственник, она только подавала на стол. Когда в отсутствие мужа приходил посторонний мужчина, жена не должна была принимать его в доме.

Жена, по обычаю, провожала и встречала мужа, открывая ворота. Часто помогала распрягать коня. Всегда наготове должны были быть еда и теплая вода. «Еще в начале 60-х гг. , – вспоминает информатор Г. В. Ильтенбаев, – наша родственница родом из Баймакского района всегда открывала мужу ворота. Моя мама также встречала отца, открыв ворота, помогала переодеться и умыться».

На людях супруги показывали внешнее безразличие друг к другу. Любое проявление сексуальности вызывало осуждение окружающих, все эмоции и чувства проявляли, оставшись наедине. Супруги всегда должны были спать в одной постели, иначе считалось, что шайтан испортит их отношения. Следующим важным моментом, определяющим стабильность отношений между мужем и женой, была верность супругов.

Под супружеской изменой подразумевают то нарушение отношений между мужем и женой, которое вызывается третьим лицом, так называемым любовником или любовницей, в зависимости от того, кто изменяет – муж или жена, писал Л. А. Золотарев.

Случаи женской измены встречались, когда девушку выдавали замуж за старика, за нелюбимого человека, за что муж строго наказывал ее: избивал, разводился, бывали случаи убийства. Иногда женщины сами накладывали на себя руки. В некоторых случаях неверностью жены объяснялось рождение урода.

Ю. И. Семенов отмечает, что классовое общество сделало отца единственным кормильцем детей. Он не был обязан содержать детей, которые родились вне брака и не входили в состав его семьи, следовательно, это наложило некоторые ограничения для женщин: они не должны вступать в половые отношения с другим мужчиной, кроме мужа, причем не только после, но и до замужества. Отсюда требование к женщине не только быть верной мужу, но и сохранять девственность до вступления в брак. Во всех сколько-нибудь развитых классовых обществах потеря девушкой целомудрия считалась величайшим позором, а измена мужу рассматривалась не только как нарушение норм морали, но и как преступление, влекущее за собой суровое наказание. На ранних стадиях развития классового общества муж нередко имел законное право бить жену, уличенную в измене, не говоря уже о других мерах наказания. По словам Р. А. Султангареевой, у башкир девичья честь почиталась на уровне обережной, святой магии. Невесту, не сумевшую уберечь свою девичью честь, наказывали жестоко: сажали на угли, раскаленные камни, хлестали плетью и т. д. Статус девичества был высок в силу того, что с ним связывали благополучие всей общины Отсутствие девственности обыгрывалось в обрядовой агрессии жениха: он рвал ножом занавес, прокусывал блины; объявлял о своем официальном отказе от брака или наказывал невесту сам, осуждать его за эти действа никто не имел права

Измена мужа жена должна была простить. Кроме упреков, никаких наказаний с ее стороны не было. Не существуют моральные и физиологические запреты, которые заставили бы мужчин соблюдать верность. На неженатых мужчин эта норма вовсе не распространяется. Интересное мнение по этому поводу высказал А. З. Рахимов: «Мужчина может в течение года сделаться отцом более ста детей, а женщина за это время может родить только одного ребенка. Вот почему мужья ищут себе многих жен, а жена привязывается только к одному мужу, видя в нем кормильца и защитника будущего младенца. Поэтому супружеская верность со стороны мужчины есть нечто искусственное, а со стороны женщины – вполне естественное. Следовательно, неверность жены в смысле противоестественности непростительнее, чем неверность мужа». Интересный способ «узаконить» измену мужчин нашли, вернее, восстановили его в послевоенные годы, в Кугарчинском районе. Местный мулла тайком читал никах женатым мужчинам, которые имели на стороне женщину. Одни информаторы этот случай осуждали, а дочь муллы яростно защищала отца, считая, что он уберег тех от грехопадения. Это явление и сейчас имеет место, ибо и у ребенка, рожденного вне брака, по мусульманским обычаям, должен быть отец. Исходя из этого, можно отметить положительную сторону многоженства, которое позволило бы девушкам, не вышедшим замуж по каким-либо причинам, иметь законного мужа и детей.

Мусульманское право разрешало многоженство. А. З. Асфандияров отмечает, что о степени распространения и соотношения полигамных и моногамных семей нет статистических данных.

Возникающие споры улаживались по-разному, но при этом они не получали всеобщей огласки, особенно старались утаить их от детей. Информатор Г. В. Ильтенбаев вспоминает, что однажды ночью он проснулся от сильного шума и крика: матери ругались. Немного погодя, послышался голос отца, который строго попросил их прекратить ссору, ибо они позорят его перед всей деревней. Вскоре все успокоились.

Существующее традиционное распределение труда, обязанностей по дому между женами по принципу старшинства значительно облегчало взаимоотношения между ними. Информаторы, которые вышли из подобных семей, отмечают, что жили тихо и мирно.

Муж покупал им равноценную одежду, подарки. В гости ходили все вместе, причем к родителям и родным и первой, и второй жены. Но иногда некоторые приглашали к себе только с одной женой. Отрицательные последствия многоженства отмечены кантонными начальниками, пишет А. З. Асфандияров. Оно поселяет несогласие в семье и, усиливая семейные разделы, отрицательно влияет на хозяйство башкир.

Существовали определенные правила поведения для вдов и вдовцов, которых они старались придерживаться, чтобы сохранить свое честное имя и лицо. С учетом того, что вся ответственность, по содержанию семьи ложилась на мужчин, вдов старались как можно скорее выдать замуж, но здесь была и иная, моральная сторона. По обычаю левирата, на сноху-вдову могли претендовать следующие лица: первый из них – младший брат умершего «Младший брат мужа – наполовину муж, нет мужа – полный муж». Следующий кандидат на нее – племянник, сын брата покойного мужа «Сноха принадлежит внуку». Вдова имела право отказаться от этого брака, но башкирки предпочитали не отдаляться от родственников мужа, особенно если были дети. Согласно правилам этикета, она могла выбрать мужа из числа претендентов, проявить инициативу в выборе мужа или отказаться от брака. Р. А. Султангареева приводит интересный обряд, описанный С. И. Руденко: женщина в знак траура срезала косы и клала в могилу мужу, то же самое делала и с ногтями после этого она не могла принадлежать другому мужчине.

Наряду с левиратом, бытовал сорорат, по которому в случае смерти невесты до брака, за которую уже был уплачен калым, ее отец должен был отдать жениху вторую дочь; в случае смерти жены вдовец мог просить руки ее сестры и жениться, но уплатив дополнительный калым в уменьшенном размере].

Таким образом, отношения между супругами строились согласно традиционному этикету. Одни правила исходили из древних верований, другие диктовались религией, обычаями и традициями. Например, обращение к мужу не по имени — запрет и в то же время нома поведения, между которыми трудно провести грань.

Правила этикета были взаимно обязательными для обоих супругов. При явном преимуществе прав в отношении поведения у мужчин башкирки обладали достаточной свободой в своих поступках. Но при этом существовали свои особенности, которые воспринимались представителями других этносов неправильными, непривлекательными, ущемляющими права женщин. Как справедливо заметил З. Валиди в романе Р. Баимова «Полет сокола», башкирские женщины не закрывают лица, они вполне свободны, но у каждого из супругов свое место в жизненном пространстве, и по обычаю башкир, «если курица закричит петухом, ей тут же отсекают голову». Если неверность мужа была обычным явлением, то измена жены – равносильна социальному самоубийству.

В семьях, где наблюдался обычай многоженства, отношения между женами регулировал муж. Соблюдался принцип старшинства между женами.

Существовали определенные правила для регулирования поведения вдов и вдовцов. При соблюдении общепринятых обычаев второй брак считался нормой.

В наше время отношения между супругами из авторитарных, основанных на патриархальных принципах, стали эгалитарными, при которых супруги имеют равные права. Но все же, по словам информаторов, в семьях стараются соблюдать формальное главенство мужа и внешнюю покорность жены, соответственно соблюдая правила этикета, видя в этом прочность семейных отношений.

Таким образом, основная функция данного обычая сводилась к упорядочению отношений между полами, укреплению социальной роли старших по возрасту и статусу, закреплению таких качеств, как скромность, стыдливость, сдержанность.

2. 2. Специфика брака в арабо-мусульманских стран.

Общепринятым считается мнение, что семья – это основная ячейка общества. Охрана семьи во многих странах предусмотрена конституциями, кодексами о семье, гражданскими кодексами, нормами уголовного права, административными актами, законодательством о труде и социальном обеспечении, наконец, нормами обычного права. Конгресс по вопросам Кодекса о семье запрещает брак без гражданского акта, причем разница в возрасте супругов не должна превышать 15 лет. И поскольку социальное неравенство супругов может явиться причиной развода, предусматривается заключение браков между мужчиной и женщиной, социальное положение, которое не может послужить причиной расторжения брака.

Брачный возраст в АРЕ установлен для девушки в 16, а для юноши в 18 лет. Если же лица, не достигшие указанного возраста, все-таки вступают в брак, этот брак не считается незаконным, но и не может быть узаконен никакими документами, для получения которых новобрачным необходимо достигнуть определенного возраста. Если была предпринята попытка урегулировать возраст вступающих в брак, то по вопросу о выплате махра положение в Египте остается прежним. По – прежнему, как и во времена средневековья, при заключении брака жених уплачивает махр за невесту. Богатый жених платит 1000 ег. ф. , бедный – 5-10 ег. ф. А это значит, что и в наши дни брак в Египте в силу традиций – не что иное, как договор о купле – продаже. В других арабских странах по примеру Египта также пересматриваются нормы семейно-брачного права. В Сирии, законодательством установлен минимальный возраст вступления в брак: для девушки 17 и для мужчин 18 лет Интересно, что в законодательстве Марокко (возраст вступающих в брак соответственно – 15 и 18 лет) более конкретно выражена мысль о брачном союзе: «Каждый из будущих супругов должен быть в здравом уме, должен достичь половой зрелости и не иметь никаких законных препятствий». В Иракском законодательстве пункт о брачном союзе также присутствует, устанавливается и возраст для сторон – 18 лет. По сирийским законам минимальный возраст для получения разрешения на брак – 13 лет для девочки и 15 для юноши Прочность брака охраняется и законом и религией. Традиционная форма развода путем трехкратного произнесения формулы развода изживает себя. Каждый из супругов имеет право на развод. Но представители религиозных кругов продолжают контролировать интимную жизнь супругов и под видом того, что ислам – противник всяких разводов, преимущественное право на развод признают все же за мужчиной.

Интересно, что сейчас девушка, выходя замуж, теряет последнюю связь со своими родителями, так как ей надлежит брать фамилию мужа, что сделано в целях укрепления семьи. Одна из труднейших проблем для мусульманского Востока – это установление возраста для вступления в брак. Установление брачного возраста для девушки – «одна из наиболее трудных проблем, решение которой встречает наибольшее количество препятствий. Как только возникает вопрос об определении возраста для вступления в брак, невозможно найти какой – ни будь определенной доктрины или достаточно авторитетного мнения, который можно было бы сослаться при проведении реформы в этом вопросе».

В Коране возраст точно не устанавливается, а в Шариате он хотя и определен шестнадцатью годами для девушки и семнадцатью для юноши, однако фактически родители очень часто не придавали этому указанию значения. По - видимому, и в данном случае мусульманские законы интерпретировались под влиянием местных, еще до исламских обычаев. В каждой стране до сих пор существуют свои традиционные нормы относительно брачного возраста, независимо от официально принятых законов.

Важным завоеванием демократической общественности АРЕ, Туниса и Марокко является официальное разрешение на заключение браков между мусульманками и мужчинами – представителями других вероисповеданий. Из Корана известно, что мужчина – мусульманин мог жениться на женщинах других вероисповеданий (кроме язычницы), мусульманке же выходить замуж за не мусульманина было запрещено. Вполне справедливо, что широкая общественность мусульманских стран расценивает признание законными браком между представителями различных вероисповеданий как признание за женщиной равных прав с мужчиной в вопросах заключения брака и укрепления семьи. Новые веяния коснулись и Йемена – страны, которая благодаря революции шагнула сразу из средневековья в 20 век. В 1974 г. в НДРЙ был принят Закон о семье. В преамбуле этого закона указывается, что «государство стремится организовать семейные отношения в соответствии с принципами и целями Программы национально – демократической революции, навсегда покончить со старыми отношениями, которые господствовали в йеменской семье и мешали ей выполнить свои положительные функции в общественном строительстве. Семейные узы всеми своими формами служили только лишь феодальному строю, которой превратил самые благородные человеческие отношения в объект торговли и поставил судьбу йеменской женщины в зависимость от того, кто платит больше».

Закон о семье был призван привести в порядок семейные отношения. Всякий нарушивший статьи Закона «наказывается штрафам до 200 динаров или заключением на срок до двух лет и тем и другим вместе».

В Йемене все же велика дань традициям. Например, девочка в двенадцать лет закрывает лицо чадрой в знак того, что она становится невестой и ждет сватовства. Сохранение законоположений ислама мы наблюдаем в трактовке полигамии, институтов нафака, идда, махр. Анализ названного закона также показывает, что некоторые положения Корана и шариата, а также обычаи, укоренившиеся в течение веков, лишь модернизируются и тем самым делается известная уступка мусульманской идеологии и юриспруденции.

Новым в законе о семье является то, что обоим супругам предписывается нести поровну семейные расходы, то есть исчезает положенный в исламе принцип содержания семьи мужем (нафака). Несмотря на то что во многих развивающихся арабских странах многоженство отменено или ограничено бигамией (в случае отсутствия детей и в некоторых других случаях), все же полигамия остается по-прежнему одним из самых злободневных вопросов До сих пор весьма актуальным является вопрос о махре за невесту. В Ливии, например, до открытия нефти мужчина платил около 70 лив. ф. отцу своей невесты в качестве выкупа (махра). Махр идет на приобретение предметов домашнего обихода и на личные нужды невесты. С начала 60-х г. сумма махра возросла до нескольких сотен и даже до тысячи ливийских фунтов. Сумма махра зависит от состоятельности и социального положения жениха, от того, хочет ли отец невесты иметь его своим зятем. Невеста – египтянка обходится значительно дешевле (около 50 лив. ф. ). Поэтому все больше мужчин женится на египтянках, и это вызывает возмущение ливийской общественности.

В явное противоречие с Кораном, запрещающим брачные узы между родственниками, вступает укоренившийся в среде как состоятельных, так и бедных арабов обычай заключения брака между двоюродными братьями и сестрами. Состоятельные семьи идут на подобные браки из желания сохранить богатство в одних руках, сохранить кастовость, чистоту происхождения, а бедняки вынуждены обмениваться родственницами ввиду отсутствия средств на уплату махра.

2. 3 Этикет в культуре свадебных ритуалов башкир:история и современность.

Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада. Он представляет собой одно из ярчайших творений национального коллективного духа. Башкирская свадьба имеет большое типологическое сходство и содержательную близость с традиционной свадьбой татарского, казахского, киргизского, туркменского народов, перекликается с определенными мотивами алтайских, монголо-бурятских, северокавказских свадебных ритуалов. Существует очень много смысловых параллелей со свадебными церемониями народов Европы (финнов, саамов, шведов, норвежцев, датчан, народов Великобритании и Ирландии). Как подчеркивает Р. А. Султангареева, башкирский свадебный ритуал представляет собой среднеазиатско-тюркский тип с богато орнаментированным многожанровым поэтическим репертуаром и с выраженным национальным колоритом и национально-специфическими мотивами (потасовки за постель, церемониальное получение именной скотины, обрядовые избиения и т. д. )

С древнейших времен в башкирской культуре заключение брака, воспитание и в физическом, и в духовном отношении здорового потомства считались делом достойным настоящего человека, заботящегося не только о своем личном благополучии, но и о судьбе своего народа. “У того, кто не женится, корни иссохнут”, “И у птицы есть гнездо”, “Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет”, “У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет”, — предупреждало взрослое поколение тех, кто легкомысленно относился к своему долгу, будущему своего рода, судьбе нации.

Понятия “брак” и “семья” в народном сознании неразрывно переплетались с понятием “любовь”. Любовь для башкира — возвышающее и облагораживающее начало (“Краса жизни — с любимым”, “В любящей душе лжи не бывает”). Это вдохновенное, страстное состояние души, вырывающее человека из привычного и обыденного мира, заставляющее его страдать и мучаться (“У невлюбленного душа спокойна”, “Любить — огонь глотать”).

Мифопоэтические произведения, сказочный фольклор, песенное творчество башкир изобилуют яркими образами влюбленных, защищающих чистоту и неприкосновенность своих чувств, право на любовь и счастье. В беззаветно и преданно любящих друг друга эпических образах Урал-батыра и Хумай, Хаубана и Нэркэс, Заятуляка и Хыухылу, Абляя и Мактымхылу, Кузыкурпяса и Маянхылу, Алдара и Зухры и др. народ выразил свою мечту об абсолютной взаимной любви, не омраченной сомнениями и не оскверненной физическими и нравственными уродствами. Любовь для башкир — основа жизни, обретение осмысленности своего пребывания в мире.

Брак для башкир — это гармония, соединение двух и физически, и духовно здоровых начал, ответственных за продолжение рода, за воспитание подрастающего поколения, способного достойно продолжить национальную традицию. С древнейших времен башкиры с особой заботой относились к нравственной чистоте будущей матери. В частности, большое количество пословиц и поговорок, отражающих представления людей о девичьей и женской чести, социальные требования к нравственному облику женщины позволяют судить о том, какое значение придавалось подготовке башкирской девочки к предстоящим изменениям ее онтологического статуса.

Как известно, у башкир было довольно негативное отношение к разводу. По свидетельству исследователей края, разводы среди башкир встречались крайне редко. В общественном сознании развод понимался как непристойное, аморальное явление. “Первый муж — богом дан, — говорили в народе, — второй — стыд на лице”. Развод воспринимался как тяжелая жизненная драма, калечащая человеческие судьбы и глубоко травмирующая души людей. “На свете существуют две смерти: одна — развод, другая — сама смерть”, “Чем метаться от мужа к мужу, лучше блуждай от могилы к могиле”, — предостерегали аксакалы молодых от опрометчивого и необдуманного шага. На протяжении веков народная нравственность утверждала ценность и общественную значимость добропорядочной и тихой семейной жизни (“В доме, где согласие, — изобилие, счастье; в доме, где раздор, — несчастье и горе”), подчеркивала значение и роль положительной духовно-душевной атмосферы в воспитании детей (“В доме, где раздор, дочь беспутной вырастает”). Уважение к работящим, верным и мудрым супругам народ выразил в афоризмах: “На прилежной жене дом держится”, “У отца, который не стреляет в оленя, сын и в куяна стрелять не будет. И возвышает мужа жена, и унижает мужа жена”, “Непутевый муж хуже зубной боли”, “В дружную семью блуд не забирается” и др. Соблюдение норм и ценностей семейной жизни, воспитание детей всегда были важными ориентирами в организации повседневного существования башкир, они сохраняют свое значение и сегодня.

Благополучную семейную жизнь и счастье супружеской пары башкиры связывали с совершением на должном уровне свадебного ритуала. Свадебные торжества знаменуют начало нового этапа в жизни взрослого человека. Сожительство без этих церемониалов народ приравнивал к служению шайтану — черту и страшному греху (хараму). Мужчина и женщина считаются состоящими в браке только после проведения свадебного ритуала. Свадьба начинается в доме невесты, в котором проводятся и все последующие звенья ритуального комплекса: бракосочетание (никах), свадебные пиршества и угощения, первая брачная ночь, проводы невесты к жениху и т. д. Повторение свадьбы в доме жениха предполагает совершение ритуалов с символикой приобщения родов

К ритуальным действиям, фиксирующим переход невесты в новый социальный статус (замужней женщины), относятся: изменение прически (заплетались две косы), смена девичьего головного убора — такия — на женский — кашмау, завязывание пояса, символизирующего “завязывание” и прикрепление счастья, добра, благополучия к предстоящей семейной жизни. Все эти действия сопровождались благопожеланиями, представляющими собой нравственные императивы и требования народной морали и этикета. Общественное сознание понимало, что успех брачного союза не в меньшей степени зависит и от личностных качеств будущей жены (снохи), от ее терпимости, тактичности, умения адаптироваться к новой среде и новым условиям.

Как и у других народов, у башкир существовал ритуал приобщения невесты к огню, новому очагу, в основе которого лежит культ огня как могучей природной стихии, обладающей магической очистительной силой. Знакомство с огнем чужого рода сопровождается жертвоприношениями его духу (кусочки мяса, жира). Чем выше поднималось пламя, тем благополучней, счастливей, надежней представлялась судьба молодой.

Приобщение жениха к новой социальной роли (мужа, главы семейства) имеет три этапа. Первый — от получения согласия отца до первой брачной ночи; второй — период визитов (тайных посещений) жениха к своей нареченной; третий — начало самостоятельной семейной жизни. Его окружали особой заботой и вниманием, прибегали к различным предохранительным мерам. Существовал ряд запретов, ограничивающих привычный круг общения, а также регулирующих взаимоотношения жениха с родственниками невесты. Огромное значение придавалось этическому и половому просвещению. Зрелые мужчины и аксакалы учили молодого основам семейных отношений, делились своим жизненным опытом. В ходе свадебной церемонии жениху приходилось сталкиваться с самыми различными препятствиями-испытаниями, оценивающими его физические и духовно-душевные качества, преодолевать многочисленные трудности, выслушивать колкости и иронические выпады в свой адрес, сохранять выдержку и стойкость духа, завоевывая авторитет и уважение окружающих.

Современная свадьба проводится скромнее, без особого размаха. По обоюдному согласию уменьшились размеры приданого, взаимных даров, сократилось время ее проведения и количество застолий. Сегодня не придерживаются категорической обязательности в соблюдении ритуалов, характерных для традиционного быта. Свадебный сценарий во многом зависит от желания молодых, от материальных возможностей сторон и т. д. и особенно в городских условиях проводится по более упрощенной схеме: сватовство, торжественная регистрация брака, застолье. В то же время этикет современной свадьбы вбирает в себя передающиеся от поколения к поколению нравственные и эстетические требования традиционной свадебной культуры. Сохраняется модернизированный вариант сватовства: получение согласия родителей девушки на предстоящий брак. Приход в дом невесты родителей жениха является как бы началом более близкого знакомства друг с другом роднящихся сторон. По древним башкирским поверьям, “пустой”, или неудачный день для ведения переговоров — вторник. В этот день, как правило, не начинают и свадебные торжества. “Одиозной”, как и в прошлом, остается фигура свата, на роль которого выбирают кого-нибудь из родственников либо друга семьи — человека уважаемого, острого на язык, с чувством юмора, в то же время хорошо знающего этикет подобных церемоний. Отец невесты вручает свату достойный подарок.

При встрече родители уточняют сроки проведения свадьбы, договариваются о количестве гостей с обеих сторон, о месте проведения свадебных пиров, о взаимных подарках и т. д. во избежание недопонимания и взаимных обид. После получения согласия родителей молодые люди подают заявление в загс, за 2—3 недели рассылают красочно оформленные приглашения с указанием места и времени проведения свадебных торжеств.

Обе стороны начинают подготовку к свадьбе: тщательно убирают в квартире, доме, приобретают подарки для родственников и гостей (как правило, мужчинам дарят рубашки, женщинам — отрез на платье, платки, полотенца и т. д. ), заготавливают продукты для застолья. Для свидетельницы специальный подарок готовят родители жениха, для свидетеля — родители невесты, тем, кто помогает в организации застолья, также полагаются подарки.

Тщательно составляется сценарий. Свадьба требует четкой организации: как правило, в качестве ведущих заранее подбирают 1—2 активных человека, умеющих петь, плясать, эмоционально и свободно говорить, способных “заразить” гостей своим задором, энергией, озорством. Некоторые обращаются к профессиональным организаторам подобных торжеств. Заранее необходимо пригласить музыкантов, певцов и т. д. Если есть хороший организатор и музыкант, то на свадьбе много веселья, игр, песен и танцев. 2—3 молодых человека обычно следят за порядком, чтобы не возникло ссор и драк. Во избежание обид и недопонимания местные обычаи и игры не следует настойчиво предлагать и навязывать гостям.

Сегодня меняется сама атмосфера свадебного застолья за счет многочисленных игровых моментов, как традиционных, так и заимствованных из свадебных ритуалов других народов или из практики профессиональных организаторов свадебных торжеств. Это шуточные пожелания жениху и невесте, указы, телеграммы, поздравления в стихах, вручение различных дипломов, присвоение почетных званий и т. д. Шуточные испытания молодоженов и гостей, различные игры, соревнования придают свадебным торжествам дух приподнятости, веселья и особый жизнерадостный настрой.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в свадебную одежду молодых. Специальная свадебная одежда разового пользования (белое платье, белые туфли для девушки, строгий классический костюм и белая рубашка для молодого человека), обручальные кольца — новое веяние для башкир, обусловленное повсеместным распространением в конце 60-х годов прошлого века практики регистрации брака в официальной обстановке. Как правило, свадебный наряд для девушки и обручальные кольца были предметом заботы жениха, но сегодня, в сложных социальных условиях, молодые действуют учитывая свои возможности. Многие девушки покупают (заимствуют) свадебный наряд у близких, знакомых или берут в пунктах проката. Свадебное платье — символ чистоты, больших надежд и веры в свое счастливое будущее, свидетель самого светлого, неповторимого и ответственного периода в начинающейся новой жизни, и оно должно быть только твоим, частью твоего “Я”, не вобравшим в себя чужую энергию и другую судьбу. Некоторые поступают мудро: покупают или заказывают стильное свадебное платье или костюм, которые затем можно смело носить как нарядную одежду. Красиво, удобно, практично!

И сегодня живет, особенно в сельской местности, обычай встречать прибывающих на свадебный пир гостей. Это красочная церемония с взаимными приветствиями, любезностями, легким угощением. Хозяева заранее договариваются с родственниками, с соседями о месте для ночевки многочисленных гостей, родители жениха (невесты) остаются в доме хозяина.

Вручение подарков гостям со стороны невесты (жениха) также предполагает выполнение определенных правил: подарки должны быть аккуратно упакованы в пакеты, дарящий называет гостей по имени и вручает подарки с благопожеланиями.

Сегодня становится традицией приглашение муллы для проведения религиозного обряда бракосочетания (чтения никаха), который обычно проводится в доме невесты перед началом свадебных торжеств. На никах, как правило, приглашаются взрослые люди, родственники жениха и невесты. Заранее готовится сладкая вода, которую накрывают белым полотенцем, по поверьям, оно приобретает защитные свойства и оберегает молодых в их супружеской жизни от бед и неприятностей. После чтения никаха освященную воду дают выпить молодым.

Во время церемонии в помещении должна быть тишина: нельзя выходить или заходить в комнату, перебивать или отвлекать муллу. После никаха начинается застолье (никах ашы): присутствующие ведут неторопливый разговор о семейном долге, высказывают благие пожелания. В обязательное меню входит суп-лапша на мясном бульоне, бэлеш — большой круглый пирог, мясо с отварным картофелем, чай со сладостями, медом, печеными изделиями. Категорически запрещается употребление спиртных напитков.

Центральное место в современном свадебном обряде занимает торжественная регистрация брака. Молодожены приходят (приезжают) на место регистрации в сопровождении гостей и музыкантов. Эта церемония — свидетельство того, что родилась еще одна полноправная молодая семья с обязанностями перед собой, родителями, обществом и государством. Как известно, сегодня широкое распространение получает совместное проживание молодой пары без официальной регистрации брачных отношений. Нет смысла говорить о многочисленных негативных аспектах этого явления: будущее подобных семей и их детей весьма проблематично.

Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: “В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Под ноги невесты кладут белую подушку, приносящую счастье и удачу на которую она наступает правой ногой. В зависимости от местных обычаев мать (старшая сестра, тетя) жениха угощает медом, маслом, хлебом-солью, дает выпить сладкой воды или молока (айрана, кумыса), являющегося у башкир священным продуктом. В прошлом под ноги невесты часто бросали камень, приговаривая: “Камень тяжел там, куда он падает”. Этот отголосок древнего поклонения камню подчеркивает, что будущее молодой семьи, ее счастье во многом зависят от мудрости, основательности, твердости и силы духа молодой жены, ее способности противостоять жизненным испытаниям.

В сельской местности и сегодня живет ритуал ознакомления невесты с дорогой на родник (реку, озеро). Невеста берет в рот монету и, дойдя до водоема, бросает ее в воду (духу — хозяину) и приговаривает: “Держи монету, а не меня, проглоти мои болезни!” Перед тем как набрать воды, она омывает лицо и руки. Данный ритуал, сохранившийся и сегодня, представляет собой важный этап в зарождающейся семейной жизни. Это не только ознакомление невесты с деревней и ее окрестностями, умилостивление духа воды, но и приобщение к своим женским обязанностям, своего рода испытание, которое нужно преодолеть с достоинством и честью (по поверьям, если из ведер невесты выплескивается вода, то судьба ее будет неудачной). После ритуального чаепития (“чай снохи”) молодая женщина вступает в свою новую роль — жены, снохи, хозяйки, хранительницы домашнего очага.

Из традиционных ритуалов, связанных с переездом невесты в дом жениха (как в сельской местности, так и в городских условиях), и сегодня сохраняется обычай развешивания в доме вещей из приданого. Молодая заправляет новым бельем свою постель, накрывает стол скатертью, диван — покрывалом, развешивает полотенца и занавески.

Есть этикетные требования и к одариванию молодых. Подарки сегодня очень разнообразны в зависимости от материальных возможностей и фантазии дарящих. Как говорили башкиры, “и пуговица — подарок, и верблюд — подарок”. Молодые благодарят каждого, кто от души преподнес им подарок. Когда принимают поздравления и подарки, жених и невеста не встают.

Вступление молодоженов в разряд супругов очерчивает перед ними целый ряд нравственных обязательств по отношению друг к другу, к близким, родственникам, окружающим, обществу. Суть этих обязательств в лаконичной форме определяется пословицей: “Пусть после тебя род сохранится, на том месте, где ты жил, очаг сохранится”. Испытательным сроком для молодой семьи является годовой период, в течение которого она находится в переходном состоянии, когда советы и помощь родителей и родственников жизненно необходимы. С появлением на свет первенца за молодой супружеской парой окончательно закрепляется общественный статус семейных людей со всеми вытекающими отсюда правовыми и этическими нормами, продиктованными родительским долгом и ответственностью за сохранение брака.

Вывод по второй главе.

В основе семейных отношений башкир лежит традиционный этикет, в котором четко регламентированы правила поведения каждого члена семьи. Одни правила исходили из древних верований, другие диктовались религией, обычаями и традициями. Основная функция данного обычая сводилась к упорядочению отношений между полами, укреплению социальной роли старших по возрасту и статусу, закреплению таких качеств, как скромность, стыдливость, сдержанность.

Во всех перечисленных арабских странах желающие вступить в брак ранее указанного возраста должны обращаться за разрешением к судье.

Одним из наиболее важных законодательных актов правительств многих арабских стран явилось решение об ограничении возраста вступающих в брак. Этими актами была сделана попытка положить конец обычаю ранних браков. Установление минимального возраста было необходимо для того, чтобы помочь правительству и неправительственным учреждениям осуществить программу планирования семьи и дать возможность молодым девушкам получить среднее образование или профессиональную подготовку.

Заключение

В заключение я хотела бы сделать вывод о проделанной работе. Во время написания исследовательской работы основная наша задача заключалось в том, чтобы как можно наиболее полно раскрыть особенности брака как социо-культурного явления и этнокультурные особенности брака у башкир. Показать какую роль брак играет в Башкортостане, что он из себя представляет, какие черты ему присущи, какими правилами этикета он регулируется, показать традиции мусульманской семьи в брачных отношениях, как проводится традиционный свадебный ритуал.

Я пришла к выводу, что основным субъектом права в исламе является не индивидуум, а именно семья. Мусульманская семья, по моим наблюдениям, несмотря на свою сплоченность, является значительно менее устойчивой общественной ячейкой, чем семья в понятии нашего, европейского общества.

У нас семья является общностью нескольких поколений; она существует как таковая независимо от того, кто именно ее последовательно возглавляет. Исламское же построение таково, что семья является пожизненным родственным объединением, возглавляемым одним отцом: когда отец умирает, наступает время нового харема (гарема), не являющегося приемником предыдущего.

Я пришла к выводу, что существенно отличается от европейской и структура мусульманской семьи. Хотя главенствующее положение отца в мусульманской семье схоже с положением главы семейства и мусульманская семья строится также на основе родственных связей по мужской линии, однако у мусульман жена не входит в род мужа и теоретически обладает полной родовой автономией.

Чем же объясняется наличие особых прав и привилегий главы мусульманской семьи?

По моему мнению, его социальной значимостью в среде, где царит неуверенность, свойственная примитивным обществам. Замкнутое хозяйство и внутренний строй мусульманской семейной группы обуславливают применение иногда чрезвычайно суровых мер в отношении женщин, хотя эти меры и противоречат установкам Корана.

Что является самым главным, чтобы брак стал прочнее и романтичнее? Согласно мусульманской религии главное в семье уважение, взаимопонимание, любовь. Проблемы и напряженность в семьях влияют на всех нас. Трудно оспорить то, что многие беды общества уходят корнями к негативным факторам, порожденным супружескими конфликтами и развалом семей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)