Культура  ->  Театры  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Русские художники в Париже

Париж – один из самых знаменитых городов на свете. Его называют «столицей цивилизованного мира», «столицей мод», «праздником, который всегда с тобой».

Русская эмиграция во Франции - это широко известное историческое явление. Первые русские эмигранты появились во Франции в 19 веке. В это время это было модное явление в семьях аристократов, которые приезжали для того, чтобы приобщиться к мировым ценностям в Париже и поговорить на языке Мольера. После битвы при Ватерлоо и победы над Наполеоном, в 1814 году русские солдаты входят в Париж и открывают для себя привлекательность и шарм этого города. Тем не менее, несмотря на Наполеоновские войны, дружеские отношения между Францией и Россией не уменьшаются - в 1916 году, после капитуляции России в первой мировой войне, 44000 человек приезжают во Францию, чтобы воевать на французском и македонском фронтах. Также в 1917 году большевики приводят к массовой эмиграции во Францию русских аристократов, богатых людей, которые были лишены своего имущества и благ, а также высокопоставленных государственных чиновников. Кроме того, многие солдаты, которые сражались на французских фронтах, решают остаться во Франции и не возвращаться в Россию из-за правительства Советов, которое провозгласило власть Советов в России. В 1924 году Франция официально признает советское правительство и становится основной страной переселения русской эмиграции. Париж становится "столицей политической диаспоры" для советских беженцев, людей искусства, интеллигенции, которые протестуют против нового правительства в России. Париж был политическим убежищем Троцкого с 1933 по 1935 год, до того, как Франция не изгнала его, в свою очередь, по просьбе советского правительства. Перед второй мировой войной переселенцы прибывают неубывающей волной: культурные сообщества процветают, строятся православные церкви, во Франции насчитывается около 300 000 русских в 30-х годах. После перестройки процветает экономическая эмиграция: многие надеются найти работу, люди искусства мечтают о том, чтобы стать художниками или театральными деятелями во Франции. Но одновременно ужесточается французское иммиграционное право в девяностых годах, получение разрешения на работу становится нелегким делом, многие "выживают" в Париже. Смешанные браки, фиктивные и настоящие, становятся все более частыми, давая возможность партнерам жить вместе во Франции. Кроме этого наблюдается волна прибытия "новых русских", тех деловых людей, которые имели возможность заработать "быстрые" деньги после открытия Россией своих границ для иностранцев, именно они составляют большинство тех, кто купил себе шикарные виллы на Лазурном берегу и прекрасные квартиры в дорогих кварталах Парижа. Для большинства русских Франция- это один большой Париж. В Париже живет, работает и учится много русских.

ПИСАТЕЛИ-ЭМИГРАНТЫ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ

Историю зарубежной русской литературы, равно как и историю самой эмиграции как массовое явление, принято начинать с 1920 по окончании гражданской войны. С 1921 года можно говорить о нескольких центрах русского рассеяния в Европе со своей собственной культурной жизнью. Со второй половины 20-х гг. центром зарубежной России, её не официальной столицей становится Париж. Разделяют старшее и младшее поколение писателей первой волны русской эмиграции. Основанием для деления служит не только возрастная граница, но и то, что большинство «старших» попали за границу известными и более или менее сложившимися писателями, а «младшие», в основном, начали литературную деятельность уже в эмиграции. Среди прозаиков старшего поколения наиболее известны М. Алданов, И. Бунин, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, М. Осоргин, А. Ремизов, Н. Тэффи, И. Шмелев, а также А. Аверченко, А. Амфитеатров, М. Арцыбашев, Г. Гребенщиков и др. Среди поэтов: К. Бальмонт, З. Гиппиус, В. Иванов, И. Северянин, В. Ходасевич, М. Цветаева, Саша Черный и др. Среди прозаиков младшего поколения наиболее известны Н. Берберова, Г. Газданов, В. Набоков, В. Яновский и др. Среди поэтов младшего поколения: Г. Адамович, И. Одоевцева, Н. Оцуп, Б. Поплавский, П. Ставров и др. Кроме того, в течение нескольких лет жили за границей, а затем вернулись в Россию А. Белый, А. Толстой, В. Шкловский, И. Эренбург, Л. Андреев и др. Одна из важнейших тенденций развития русской литературы за рубежом в период между двумя войнами - стремление сохранить традиции отечественной литературы, культуры. Писатели пытались сохранить традиционное понимание миссии искусства. В конце 80-х годов, когда «железный занавес» с пьянящей сознание необратимостью пополз вверх, для нас впервые за полвека открылся доступ к литературе, которую с полным правом можно было назвать «иностранная русская». Каждая новая подборка стихотворений, каждый фрагмент мемуаров в глазах литературоведов приобретали значение сенсации. А поток публикаций все ширился. С годами этот поток упорядочился, сделался привычным явлением культурной жизни.

«Русскому блистательному Парижу», как его называли эмигранты, было суждено на протяжении пятнадцати лет оставаться литературной столицей русского зарубежья. В столице Франции сконцентрировались лучшие литературные журналы, издательства, газеты, было основано несколько писательских союзов, кружков, и объединений существовали литературные салоны. Здесь жили почти все самые известные русские писатели- эмигранты.

В эмиграции было опубликовано более тысячи романов, свыше шестисот сборников рассказов, более двухсот пьес и несколько тысяч критических статей и рецензий. Самые популярные авторы смогли напечатать даже собрания сочинений. Первая волна эмиграции основала за рубежом не только десятки издательств, но и сотни журналов и тысячи газет. Вначале русские газеты в центрах рассеяния возникали как грибы после дождя - по сто и более ежегодно. Из всех многочисленных газет в эмиграции самыми популярными и интересными в литературном отношении были парижские «Последние новости», редактируемые лидером левого крыла кадетской партии П. Н. Милюковым, и более консервативное «Возрождение», среди «толстых» журналов эмиграции вне конкуренции были парижские «Современные записки». Общественно- политический и литературный журнал «Современные записки», основанный в Париже в 1920 году, на протяжении двадцати лет оставался центральным журналом эмиграции. Самые пристрастные критики вынуждены были признать его одним из лучших изданий в истории русской журналистики.

Главная миссия эмиграций - сохранение культуры для будущей России. Известный историк, мыслитель и публицист Георгий Федотов считал, что, «быть может, никогда ни одна эмиграция не получала от нации столь повелительного наказа - нести наследие культуры». Короче и точнее всего об этом удалось сказать молодой поэтессе Нине Берберовой. Строчка из её «Лирической поэмы»- «мы не изгнанники, мы в послании. »- с легкой руки Зинаиды Гиппиус стала обще-эмигрантским лозунгом, пронесенным через многие десятилетия. Параллельно становилась ещё одна задача: познакомить запад с русской культурой. Литературоведы, историки и философы русского зарубежья опубликовали множество книг и статей, предназначенных для иностранного читателя и раскрывающих перед ним всю глубину и сложность русской истории, культуры и литературы.

Публицистика «эмигрантского Герцена» Георгия Федотова, мемуарные книги Владислава Ходасевича- «Некрополь» и Георгия Иванова – «Петербургские зимы», книга эссе Георгия Адамовича «Комментарии» и многое другое - прежде всего произведения глубоки мыслью и чувством. Алданов был одним из тех русских писателей во Франции, кто жил исключительно литературным трудом, а это было очень нелегко. Блестящее знание истории и умение увлекательно строить сюжеты обеспечили Алданову популярность , как у эмигрантского, так и иностранного читателя. Самыми яркими поэтами в эмиграции заслужено считались Владислав Ходасевич, Марина Цветаева и Георгий Иванов. И. Бунин прибыл в Париж 28 марта 1920 года. На чужбине вышли книги «Роза Иерихона», «Митина любовь», сборники рассказов «Солнечный удар» и «Божье древо». А в 1930 году был опубликован автобиографический роман «Жизнь Арсеньева»- сплав мемуаров, воспоминаний и лирико-философской прозы. 10 ноября 1933 года вышли с огромными заголовками «Бунин - Нобелевский лауреат». Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник.

ДЯГИЛЕВСКИЕ СЕЗОНЫ

Дягилев пронес славу русского искусства по всему миру. Именно он впервые вывез в Париж русскую музыку, русскую оперу и, конечно же, русский балет. Международное имя русскому театру было создано - именно здесь, в Париже - еще до революции, в 1912-1913 годах, «Русским балетом» С. П. Дягилева. В 30-х годах это эхо дягилевской славы продолжалось, несмотря на неожиданную смерть создателя «Русского Балета» С. П. Дягилева. Из трех линий театра - драма, опера, балет- за рубежом русский балет был несравненно более долголетен и блестящ. Именно с 1909 года мир оказался под чарами балета, привезенного из России. Собрав единородную, молодую, ищущую труппу, сплотив средства, Дягилев смог организовать первое победоносное турне в Париже, полностью захватив сердца парижан. Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты, взрастив целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов — Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина — и обеспечив возможность совершенствоваться уже признанным артистам. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художников Европы — Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других — и русских авангардистов — Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, — и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.

С самого начала основным направлением хореографии его сезонов стало стремление раздвинуть рамки классического балета. Эксперименты с танцевальными формами Нижинского опережали время и потому были не сразу приняты зрителями. Фокин добавил движениям «богатую пластику», а продолжатель заложенных им принципов Мясин обогатил хореографию «ломаными и вычурными формами». Баланчин же окончательно отошёл от правил академического танца, придав своим балетам более стилизованное и экспрессионистское звучание. Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова), под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции». 19 мая 1909 года стало знаменательной датой. Изумленная публика увидела премьеру балета на музыку Николая Черепнина «Павильон Армиды». Декорации и костюмы к нему были сделаны по эскизам Александра Бенуа. На публику произвели впечатление свободное обращение русских художников с разнообразными культурами как творческими источниками, раскованность цветовых решений и безграничная изобретении необыкновенных деталей. Главные партии исполняла Анна Павлова и Вацлав Нижинский. Михаил Фокин, участвовавший в этом балете, затем поставил множество других спектаклей для дягилевской антрепризе, многие из них вошли в золотой фонд мирового балета и идут по сей день.

Судьба Анны Павловой была связана с балетом Дягилева очень не долго. Только один сезон 1909 года Анна Павлова танцевала у него, но её появление в этих сезонах не осталось незамеченным. Критика с восторгом восприняла легкость её танца. Её сравнивали с Марией Тальони, знаменитой балериной первой половины 19 века. Безусловной находкой Дягилева была солистка императорского Мариинского театра, будущая прима дягилевской антрепризы, Тамара Платоновна Карсавина. Она заменила Анну Павлову. Начиная с сезона 1910 года, Карсавина стала незаменимой у Дягилева. Искусство Карсавиной в эпоху Павловой ценилось необычайно высоко. Вацлав Фомич Нижинский, чьи прыжки и зависания в воздухе стали поистине легендарными, после окончания училища в 1907 году он поступил в Императорский театр и стараниями Дягилева был уволен оттуда в результате очень забавной истории. Казус случился во время спектакля «Жизель». Вдовствующая императрица, которая сидела в боковой ложе, была шокирована тем, что танцовщик танцует в одном трико, под которыми был надет лишь бандаж. На следующий день Нижнинский был уволен, Дягилев увез его в Париж. Вацлав в этом балете танцевал с Карсавиной и с Юлией Седовой.

В Монте-Карло Дягилев вплотную занялся репертуаром 1911 года. Фокиным было поставлено пять новых балетов. Это были «Подводное царство» (из оперы «Садко»), «Нарцисс», «Пери», «Призрак розы», представляющий собой изысканное па-де-де Карсавиной и Нижинского. И главная новинка сезона — драматический балет «Петрушка» Стравинского, где ведущая партия ярмарочного шута, погибающего в финале, принадлежала Нижинскому. Все эти спектакли — за исключением «Пери», от которого Дягилев отказался из-за конфликта с балериной Трухановой — были представлены публике Монте-Карло и Парижа в июне 1911 года и снискали не меньшую популярность, чем балеты предыдущих сезонов. Кроме того, в ноябре, как и планировалась, Дягилев привёз в Лондон «Лебединое озеро».

Благодаря огромному успеху, который выпал на долю дягилевских балетных сезонов, и другие труппы стали приезжать в Париж, чтобы искупаться в лучах славы дягилевского русского балета. Русский балет Дягилева постоянно путешествовал.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В ПАРИЖЕ

Париж всегда был столицей мировой живописи. Русские художники подолгу живали в Париже. Тут были все: реалисты, мироискусники, предметные символисты, импрессионисты, экспрессионисты, абстракционисты, кубисты и др. Старые мастера из России с трудом приспосабливались к европейскому вкусу. Русское искусство распространялось через театр. Русские художники пытались реорганизовать в Париже «мир искусства». Один из основателей и лидеров «мир искусства», художник, график, сценограф, теоретик, критик и историк искусства Александр Бенуа. За 35 лет проживания вне России он не смог занять того положения, которое было у него в России, при этом он активно продолжал художественную, и литературно-критическую деятельность: создал эскизы для стран, писал пейзажи, написал знаменитые «художественные письма». Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург 18-начала 19 в. » и «Франция Людовика 14». В Париже главным образом он работал в театрах «Гранд- опера». Юрий Анненков, иллюстратор «Двенадцати» А. Блока, рисовальщик портретов Ленина, Троцкого и автор двухтомных воспоминаний «Дневник моих встреч». Иван Библин, Константин Богаевский, Мстислав Добужинский, Н. Миллиоти, Константин Сомов, Сергей Судейкин. Хвостенко - легенда, питерский художник, бард, один из кристаллизации андеграундного искусства в Ленинграде шестидесятых. Николай Дмитриевич Дмитриев – Оренбургский десять лет своей творческой жизни провел в Париже, где большинство из написанного им было распродано и постепенно затерялось для последующих поколений. Но и из того созданного Н. Д. Дмитриевым- Оренбургским, что дошло до нас, говорит о нем как о достойном русском художнике. Василий Шухаев прославился декорациями к балету «Летучая мышь», отличавшимися красочностью, при Париже работал над «сухими» портретами или сценами в духе Гогена. Борис Григорьев выпустил в 1923 году книгу «Лики России, где были собраны его наброски и этюды выполненные в жесткой и резкой манере. Владимир Баранов-Россине, начинавший в России как мастер цветомузыкальных композиций и портретов, в Париже начал заниматься абстракцией. Марк Шагал ,живописец, ни одному художнику не удалось снискать в парижской художественной среде такого внимания, как ему. Особое место в парижской школе занимают Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Одним из самобытных художников, выработавших свой стиль уже в Париже, был Леопольд Штюрцваге, известный на французский лад фамилией Сюрваж. Андрей Ланской, Николай де Сталь, Павел Челищев , Сергей Поляков, их работы находятся в музеях Европы и Америки. В «Мир искусства» также вошли Борис Михайлович Кустодиев, Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Николай Константинович Рерих. Однако их деятельность, их художественные индивидуальности простираются за рамки задач и программ объединения. Серебрякова выросла в атмосфере искусства. В 1912 году она вступила в объединение «Мир искусства». В 1924 году Серебрякова уехала в Париж. Париж не оправдал её надежд: она трудилась, всё так же не щадя себя, но благополучия это не принесло и лишь позволяло поддерживать жизнь на уровне пристойной скромности, а то, что выходило из-под её руки, заметно уступало исполненному в предреволюционные годы. Константин Александрович Коровин был первым русским импрессионистом. Для него главным всегда были не сюжет и тема, а богатство колористических эффектов. Многие его работы, выполненные беспорядочными энергичными мазками, являются этюдами, превращенные из вспомогательного инструмента художника в самостоятельные произведения, наделенные качеством картинной формы. В своем методе Коровин не придает особого значения композиционному построению, а идет к нему в процессе работы, уделяя поиску цветовых отношений основное внимание. На Всемирной выставке в Париже Коровин возглавил художественную часть русского отдела. При содействии Коровина был организован журнал «Мир искусства».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)