Разработка и создание новой модели игрушки - трансформера "Волшебная шляпа"
С древних времён и до наших дней человек увлекается театром, где человеческие жизни проживают герои. Среди различных видов театра кукольный – особый вид. Здесь главными героями становятся куклы, а главными зрителями - дети. С помощью театральных кукол ребёнок открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт.
Переживая за судьбы кукольных героев, ребёнок становится отзывчивее и внимательней к окружающим. Наверняка, вы уже наблюдали, как искренне кроха смеется веселым проделкам героев. Или может совсем по-настоящему расплакаться, жалея куклу. В этом нет ничего удивительного. Для малыша кукла — живая и настоящая. Часто именно кукла может в два счета объяснить ребёнку то, что маме не удавалось втолковать упрямому сыну или дочке.
Кукольные театры есть не в каждом городе, не говоря уже о мелких населённых пунктах. Редко кукольные театры выезжают на гастроли, так как их декорации и куклы хрупки, громоздки и дороги. Эту проблему можно решить, разработав и создав новый вид кукольного театра в шляпе. Поэтому нами было решено создать уникальный в своём роде мини театр простой в применении, малогабаритный, дешёвый и самое главное интересный и оригинальный. Так возникла идея кукольного театра в сумке «Волшебная шляпа». Используя такой театр в жизни, каждый человек сможет стать «волшебником» и, используя простые вещи, подарить детям радость и сказку.
Цель работы: разработать технологию изготовления нового вида театральной куклы.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить историю возникновения и разнообразие видов театральных кукол;
- проанализировать принципы работы и материалы, применяемые в изготовлении театральных кукол;
- разработать основные подходы к изготовлению нового вида кукол;
- изготовить образец кукольного театра;
- апробировать кукольный театр на мероприятиях для детей дошкольного возраста.
В работе сделана попытка разработки нового вида театра. Автор надеется, что данная идея заинтересует художников-декораторов, воспитателей, организаторов учреждений культуры, ДОД и просто родителей. Разработанная модель соответствует требованиям, предъявляемым к детским игрушкам, её можно использовать как в домашних условиях, так и в системе дошкольных учреждений.
I. ТЕАТРАЛЬНАЯ КУКЛА С ДРЕВНИХ ВРЕМЁН И ДО НАШИХ ДНЕЙ.
1. 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛЬНОГО ТЕТРА.
«Древние, считали, что человек - не мера всех вещей, и уж тем более не венец творения. Они полагали, что человеку нечего особенно гордиться своим происхождением. Он всего лишь марионетка в руках высших сил. Марионетка, которая выполняет или не выполняет свою роль».
До сих пор точно не известно когда и как появился кукольный театр и кто показал первый в истории кукольный театр. Одни исследователи считают, что кукольный театр возник из детской игры. Другие придерживаются, того, что истоком театра стали народные праздники, обряды, гуляния с их переодеваниями, участием масок и чучел животных. Но также существует две легенды:
«Вот первая:
В Китае, во время междоусобных войн, люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. Тогда, к императору пришёл мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене» Император велел сделать так, как просил мудрец. Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал что, жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил.
Так куклы спасли город.
Вот вторая:
Жил был король. У него умерла жена. Он очень тосковал. К нему пришел мудрец и сказал: «Я тебе помогу. Ты будешь каждый день видеть свою жену, но никогда не заглядывай за ширму » Итак, он теперь видел свою жену, и она разговаривала с ним. Но однажды король не выдержал и заглянул за ширму. Там была плоская бумажная фигура. Король приказал повесить этого мудреца. В день казни король спросил, как он смог сделать такую точную копию. Мудрец ответил, что он сделал куклу и расспросил служанок, о чём и как говорила королева, и создал точную копию его жены. Тогда король отменил приказ о казни мудреца и велел во всём городе сделать теневые театры».
В России первое упоминание о кукольном театре было в 1609 году. Одна из первых кукол - Петрушка. За едкие и острые шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым. Впервые Петрушку увидел в России немецкий писатель, путешественник и дипломат Адам Олеарий. Это было почти 400 лет назад!
Смешное в этом герое было то, что когда он выходил на "сцену", он тут же начинал бить всех палкой, а в конце представления выходила смерть и уводила Петрушку со сцены за его длинный нос. У Петрушки были братья во всём мире. Так, в Венгрии был Витязь Ласло. Он отличался тем, что бил всех не палкой, как Петрушка, а сковородой.
Но вернемся все же в Россию. В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать". Разумеется, этот театр, как и балаганы с Петрушкой, не был профессиональным, тем более у него не было постоянного помещения.
Первый профессиональный Российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. С первого дня его возглавлял Сергей Владимирович Образцов. В течение пяти лет у театра не было собственного помещения, и выступал он перед детьми в школах и клубах Москвы. В 1937 году у театра появилась своя сцена на улице Горького. А в 1970 году Центральный кукольный театр переехал в специально выстроенное для него здание на Садовом кольце, с единственными в своем роде механическими часами - подлинным украшением Москвы. В театре имеются большой и маленький зрительные залы, в которых соответственно 500 и 200 зрительных мест, два фойе с аквариумами редких тропических рыб и с певчими птицами, и самое интересное - редчайшая экспозиция музея театральных кукол. Он был организован в 1937 году. Его основателем и первым директором был актёр А. Я. Федотов. Музей - единственное в России и крупнейшее в мире собрание театральных кукол.
Сейчас в России работает свыше ста театров этого жанра.
1. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНЫХ ВИДОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ.
В каждом театре, в каждой стране используются разные виды кукол, разного строения и совершенно из разных материалов. Мы остановимся лишь на некоторых из них. Самый распространенный вид кукол - перчаточные. По материалам В. С. Горичевой перчаточные куклы надеваются на руку актёра, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу. Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку. Костюм для перчаточных кукол шьют из мягких тканей, свободного кроя. Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.
Самое загадочное строение имеют тростевые куклы. «Они больше перчаточных (размер головы может быть до 20 см). Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется "гапит". К рукам куклы прикреплены трости - палочки (проволочки), которыми двигает кукловод. Руки куклы сгибаются в локтях, голова может поворачиваться и наклоняться. Такие куклы с их плавными и величественными движениями незаменимы в героических и романтических представлениях. Конструкция их позволяет совершить самые разнообразные движения и насыщать спектакль интересными трюками и находками».
Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.
По нашему мнению самые интересными являются марионетки.
«Куклы марионетки - изображают людей, животных в полный рост. При показе марионеток кукловод располагается выше своих кукол. А водить ее помогает вага- это специальный «пульт управления». Нити прикрепляются к плечам, коленям, рукам, голове. Их бывает до 30 штук. Ведь кукла марионетка должна быть очень подвижна в суставах, тогда ее можно заставить делать разнообразные движения - Плясать, приседать, ходить, исполнять цирковые номера . Преимущество марионеток в том, что с их управлением справляются даже дети. Количество нитей может быть всего 5 штук
Самый лучший вариант для домашних представлений - пальчиковые куклы. Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют драповые пластины, сшитые по краям по размеру пальца. Такие куколки подойдут для домашнего представления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может быть обыкновенная спинка стула. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика от детской погремушки и т. д.
II. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОВОГО ВИДА ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ.
1. ОСОБЕННОСТИ И ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Для изготовления театральных кукол можно использовать совершенно разные материалы. Но для данного вида кукол применяется искусственный мех для лисы и кота и флис для петуха.
Сказочные герои изготовлены из искусственного меха, потому что он максимально точно передаёт образ животных. В магазине можно приобрести мех подходящей окраски для каждого героя. Также, искусственный мех стоит недорого.
Искусственный мех - текстильный материал, имитирующий натуральный мех. Различают мех искусственный: тканый, трикотажный, прошивной, клеевой и получаемый приклеиванием ворсинок в электростатическом поле. Тканый искусственный мех образуется тремя системами нитей — ворсовыми, коренными и уточными. При прошивном и клеевом способах несущее основание и ворс изготовляют раздельно. Ворс закрепляют на несущем основании прошиванием или наклеиванием. Но при использовании ворсового материала мы должны быть полностью уверенны в крепком закреплении ворса к основному материалу, для того чтобы это не причинило вред ребёнку.
Флис использовали для пошива петуха. Флис - материал, который изготавливают на основе полиэстера. Технология производства флиса такова, что он получается "ворсистым", похожим на замшу, сохраняя при этом все положительные свойства полиэстера. Флис бывает нескольких видов: односторонний и двусторонний, тонкий, плотный, толстый; с добавлением других полимеров, для придания особенных свойств. Флис - это очень прочный, мягкий, немнущийся материал. Может быть использована для клюва, гребешка, бородки. А для изготовления основной детали взята обивочная ткань. Она мягкая, немнущаяся и очень красивая.
Для крыльев использован тотже материал т. к он очень крепкий. А для перышек использована арганза. Т. к. она блестящего и переливистого цвета. С помощью нее мы сможем как нельзя лучше изобразить перья молодого петушка.
Для изготовления более мелких деталей можно использовать кусочки ткани, которые есть в каждом доме. Для придания гибкости нашим игрушкам мы использовали ленту для корсета.
В данной работе использованы ткани по доступной цене, что позволяет изготовить дешёвый мини театр «Волшебная шляпа».
Экономический расчёт.
Материалы. Количество. Цена за единицу. Сумма.
Мех. 20 см. 250 рублей. 50 рублей.
Флис. 20 см. 200 рублей. 40 рублей.
Гибкая лента. 2,5 м. 15 рублей. 47. 5 рублей.
Атлас 40 см. 170 рублей. 68 рублей.
Нити. 1 шт. 5 рублей. 5 рублей
Всего 210 рублей. Данная работа оценивается 90 рублей.
Итого стоимость «Волшебной шляпы» 300 рублей.
Анализируя рыночные цены, мы делаем вывод, что при изготовлении кукольного театра мы сэкономили около двухсот рублей. Также мы получили моральное удовлетворение от значимости проделанной работы, что тоже немаловажно.
2. 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НОВОГО ВИДА ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ.
Для составления нового вида театра необходимо выбрать не более 3 героев, т. к. в основе его лежит форма треугольной призмы. Для изготовления «Волшебной шляпы», были выбраны герои из сказки «Кот, лиса и петух». Это очень интересная и любимая всеми детьми сказка.
Технологической особенностью изготовления «Волшебной шляпы» будет использование гибкой ленты для придания жесткости изделию и одновременно гибкости.
Последовательность раскроя и пошива кота.
1. Определяем направление ворса в мехе.
2. Выкраиваем с учётом припусков детали ушек, туловища и хвоста.
3. Выкраиваем усы и чёлку.
4. Смётываем и стачиваем детали туловища.
5. Примётываем и пристрачиваем ленту к припуску на шов.
6. Выкраиваем с учётом припусков на шов детали мордочки и носа. Промётываем по краю, стягиваем шов до получения формы шара и набиваем ватой.
7. Примётываем нос и мордочку к туловищу.
8. Стачиваем и смётываем детали ушек, выворачиваем.
9. Вмётываем и втачиваем ушки в прорези на туловище.
10. Примётываем и притачиваем усы и чёлку к туловищу.
11. Приклеиваем глаза.
Последовательность раскроя и пошива лисы.
Сложность составления эскиза заключается в том, чтобы закомпоновать всё туловище лисы в условно-овальную форму для этого туловище лисы прикрываем хвостом. Также нос лисы должен быть небольших размеров.
1. Определяем направление ворса в мехе.
2. Выкраиваем с учётом припусков детали носа 2 цветов. Смётываем и стачиваем, набиваем ватой.
3. Выкраиваем с учётом припусков детали туловища.
4. Примётываем и пристрачиваем нос к одной из основных деталей.
5. Сметываем и стачиваем основные детали.
6. Выкраиваем и пристрачиваем детали чёлки и усов к основному изделию.
7. Выкраиваем с учётом припусков детали ушек. Вмётываем и втачиваем.
8. Пристрачиваем детали ушек в прорези на туловище.
9. Выкраиваем с учётом припусков детали хвоста. Смётываем и стачиваем, выворачиваем. Пристрачиваем к основному изделию.
10. Приклеиваем глаза.
Последовательность раскроя и пошива Петуха.
1. Выкраиваем основные детали с учётом припусков.
2. Выкраиваем с учётом припусков детали клюва, бородки, гребешка из красной ткани. Смётываем, стачиваем и выворачиваем.
3. Примётываем пристрачиваем детали клюва, бородки и гребешка к одной из основных частей.
4. Смётываем и стачиваем основные детали.
5. Выкраиваем с учётом припусков детали крыльев. Сметываем, стачиваем и выворачиваем.
6. Делаем пёрышки техникой выжигания.
7. Пристрачиваем пёрышки к крыльям.
8. Примётываем и пристрачиваем крылья к основному изделию.
9. Приклеиваем глаза.
Последовательность соединения основных деталей театра «Волшебная шляпа».
1. Примётываем и пристрачиваем детали лисы и кота.
2. Пристрачиваем гибкую ленту.
3. Приметываем и пристрачиваем детали кота и петуха.
4. Пристрачиваем гибкую ленту.
5. Приметываем и пристрачиваем детали лисы и петуха.
6. Пристрачиваем гибкую ленту.
7. Выкраиваем с учётом припусков детали шляпы.
8. Смётываем и стачиваем боковой шов основной детали шляпы.
9. Вмётываем и втачиваем дно шляпы в основную деталь.
10. Выкраиваем с учётом припусков тульи.
11. Смётываем и стачиваем 2 детали тульи со шляпой.
12. Отутюживаем.
13. Примётываем и пристрачиваем поля шляпы и игрушки с основной деталью.
14. Вмётываем и втачиваем дно.
Рекомендуемая высота игрушки для детей дошкольного возраста должна быть не более 500 мм, и не менее 50мм. У данных игрушек высота 200 мм. Также все мелкие детали крепко прикреплены к основному изделию и не причинят ребёнку никакого вреда. Все игрушки не имеют острых частей, чтобы избежать травмы у малыша. Для придания гибкости игрушкам используется лента для корсета. И поэтому нам необходимо закрепить края ленты кусочками кожи т. к. кожа-это один из самых прочных материалов, гибкий и приятный на ощупь.
Наша «Волшебная шляпа готова»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Посетив передвижной кукольный театр, у автора возникла идея создания такого вида театра, у которого не нужно было бы переносить тяжёлые и хрупкие декорации. В начале работы была изучена история кукольного театра. Выявлены достоинства и недостатки в строении различных видов кукол. В существующем виде театра разработаны основные подходы в к изготовлению. Он стал малогабаритен, экономен для семейного бюджета, многофункционален
Основная идея нового вида театра, том чтобы цилиндровая шляпа модернизировалась в кукольный театр. Основа театра лежит в треугольной призме, где каждый равнобедренный треугольник- это один из трёх героев. Так был разработан и изготовлен новый вид кукольного театра. Все игрушки изготовлены из качественных и недорогих материалов, которые максимально точно показывают юным зрителям героев. Данное изделие очень просто в изготовлении, поэтому с её изготовлением может справиться любой родитель.
Закончив работу над проектом, авторы апробировали кукольный театр на мероприятиях» для детей детского сада из города Красноуфимска. Мы показали небольшой спектакль, по мотивам русской сказки «Кот, лиса и петух» для детей дошкольного возраста. Все ребята были просто в восторге! Малышам было намного интереснее смотреть сказку, чем слушать.
Не во всех городах есть кукольный театр, а возможность посещать их в Екатеринбурге есть не у всех. Данная работа позволит почти всем иметь у себя дома такой минитеатр. Он доставит каждому малышу много радости и удовольствия. А каждому родителю поможет в воспитании детей. Потому что с её изготовлением, поэтому с её изготовлением может справиться любой родитель.
Комментарии