Пензенский драматический театр: вчера, сегодня, завтра
Итак, что же такое театр? Прежде всего - это место для зрелищ. Это род искусства, его специфическим средством выражения является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Театр зародился в глубокой древности. Первые шаги театра у славян, как и у других народов, связаны с народными обрядами, танцами, игрищами. Так, перед охотой предки славян исполняли особые танцы. Один или несколько участников изображали зверей, остальные охотников. В других обрядах изображалось, как выращивают и сеют просо, как убирают и обрабатывают лен. Древние славяне, как и все народы древности не могли объяснить явления природы и верили, что обряды, танцы, хороводы помогут им во время настоящей охоты, обеспечат хороший урожай в поле.
Во всех этих обрядах, играх, праздниках постепенно начали выделяться люди, которые своим умением петь, плясать, рассказывать сказки, балагурить, играть на музыкальных инструментах привлекали всеобщее внимание. Это были первые артисты Древней Руси - скоморохи. Они рядились в специальные одежды, надевали маски, преображались в других существ.
В наше время по всему миру находится очень много видов театра. Это - кукольный, детский, драматический, художественный, музыкальный, телевизионный, иллюзионный, театр эстрады, оперы и балета, оперетты, моды, теней, миниатюр, пародии, танца, песни, массовых зрелищ, одного актера, клоунады, зверей.
Однако, далее речь пойдет об истории Пензенского драматического театра.
Публичные увеселения в Пензе появились в 18 веке, когда в городе открылась Петропавловская ярмарка. Здесь устраивались весёлые балаганы, народ дивился выступлениям фигляров.
Традиционными для Пензы были кулачные бои, когда горожане боролись и дрались улица с улицей, «стена на стену» или «один на один». Обычно в дни храмовых праздников на кулачные бои собирались толпы мальчишек и сходились «стена на стену», одна из сторон отступала и обращалась в бегство. На смену мальчишкам заступали взрослые мужчины, во главе которых стояли знаменитые пензенские кулачники.
В 18 веке среди богатых людей было модно содержать домашние оркестры, театры, что являлось показателем достатка его обладателя и свидетельствовало о хозяине, как о человеке просвещённом и современном. Богатые пензенские помещики заводили в своих домах оркестры, капеллы, театры, коллективы которых состояли главным образом из крепостных крестьян.
Пенза, где формировалась модель русского домашнего театра российской провинции рубежа 18-19 веков, занимала 3-е место в России после Москвы и Петербурга, и 1-е место - среди провинциальных городов и губерний по числу любительских театров, что дало повод именовать Пензу в шутку «мордовскими Афинами».
Театральная жизнь. Создание первого пензенского театра связано с именем пензенского вице-губернатора И. М. Долгорукова. По его инициативе был создан кружок любителей театрального искусства, в который вошли представители местных дворян и чиновников. Два первых в истории города театральных представления были даны в вице-губернаторском доме при непосредственном участии Долгорукова и группы «благородных любителей сцены».
Спустя год в усадьбе Д. И. Полочанинова строится специальное здание на 100 мест, в котором 24 ноября 1793 года состоялось открытие первого театрального сезона. И. М. Долгоруков поставил комедию Екатерины II «Обманщик». Репертуар театра состоял главным образом из комедий А. П. Сумарокова. В 1796 году на сцене театра впервые выступили актёры-профессионалы.
С этого времени театральная жизнь в Пензе развивалась достаточно интенсивно. В начале 19 века в Пензе было три постоянных театра «для публики», т. е. общедоступных: театр П. А. Горихвостова (итальянская опера) размещался в его доме на Дворянской улице (теперь здание гимназии№1); театр В. И. Кожина (комедии) своего здания не имел, а по протекции губернатора ставил свои комедии в здании дворянского собрания и посещался преимущественно знатной публикой; и наиболее известный в Пензе, крепостной театр, созданный в 1806 году надворным советником Григорием Васильевичем Гладковым, на сцене которого играли также чиновники, семинаристы, профессиональные актёры из других городов. Театр Гладкова размещался в специально построенном здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне - ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и около 300 мест в партере и на галерее. В 1846 году дворянин и чиновник Иван Николаевич Горсткин возобновил спектакли в отремонтированном здании Гладковского театра. Писатель И. А. Салов вспоминал о театре 40-х годов 19 века: «. Пензенский театр не отличался особою изящностью, но всё-таки имел, помнится мне, три яруса лож, галерею и довольно вместительный партер. В театре играла музыка губернатора Панчулидзева, и спектакли ранее его появления начинаться не могли. Я отлично это помню. Бывало, оркестр играет, назначенный для спектакля час проходил, а занавес всё-таки не поднимался. Выражать своё нетерпение тогдашняя публика не смела, да никому и в голову не приходило, а все сидели и молча ожидали появления его превосходительства. Но вот в партере появился полицмейстер Клушин и объявляет: «Губернатор едет», а вслед за этим в партере показывается и сам Панчулидзев. »
Строительство Народного дома. Недалеко от мясного пассажа, на углу Московской и Предтеченской (ныне ул. Бакунина), находилась мясная площадка и скотопригонный двор, на месте которых накануне 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости решено было начать строительство Народного дома имени Императора Александра П.
В августе 1910 года городская дума объявила конкурс на выработку проекта, по итогам которого победителем стал гражданский инженер из Вологды Алексей Евгеньевич Яковлев, которому и было поручено, после соответствующей доработки проекта, строительство Народного дома. Работы начались летом 1912 года, до зимы был выложен фундамент и начато возведение стен. В следующем году закончили кладку стен и сделали крышу. На дальнейшее средств не хватило, поэтому в начале 1914 года городской думе пришлось занять 100 тысяч рублей для продолжения работ у пензенского купца Алексея Григорьевича Кузнецова. Однако летом того же года началась 1-я мировая война, и темпы строительства замедлились. Более того, во внутренние губернии России, в том числе и Пензенскую, хлынули толпы беженцев, и в городской думе неоднократно поднимался вопрос о их размещении в здании ещё недостроенного Народного дома. Но здесь дума осталась непреклонной, прекрасно понимая, во что превратилась бы великолепная внутренняя отделка здания, размести в нём тысячу беженцев на неопределённое время, не говоря уж о том, что достаточно одной неосторожно брошенной спички и.
Всё же, несмотря на военное положение, внутренние работы, хоть и медленно, но продвигались и к концу 1915 года были в основном закончены.
От Народного до Областного драматического им. А. ВЛуначарского.
Театр Пензенский народный (драматический кружок) был основан в 1896 году, как общедоступный театр, средства от спектаклей которого направлялись на поддержку воскресных школ и библиотек-читален. Первый спектакль «Бедность не порок» по пьесе А. Н. Островского был дан 15 мая 1896 года на открытой сцене парка «Верхнее гуляние». В 1898 году театр получил там же площадку для собственного здания. Первоначально его труппа состояла из любителей, а уже к 1902 году было задействовано 15 профессиональных актёров. В 1911 году здание театра на Верхнем гулянии сгорело, а в 1912 году началось строительство Народного дома. С 1911 года драмкружок носил имя В. Г. Белинского.
20 сентября 1916 года Народный дом имени Императора Алексавдрара II, взятый в аренду Пензенским драматическим кружком имени В. Г. Белинского, распахнул свои двери. Первый в этом здании театральный сезон начался, по сложившейся в драмкружке традиции, комедией А. Н. Островского «Бедность не порок».
С 1918 года драмкружок имени В. Г. Белинского начал называться Гарнизонным театром, а 25 октября 1920 года становится драматическим театром имени наркома просвещения А. В. Луначарского.
С конца 1920-х годов, в связи с тем, что Пензенская губерния была ликвидирована, театр переживает трудности, количество выпускаемых в сезон спектаклей значительно сокращается. Однако были реконструированы помещения - гримуборные, цеха, на сцене устанавливается вращающийся круг для декораций, пополняется осветительная аппаратура. В 1939 году Пенза становится областным городом, а театр имени А. В. Луначарского – областным театром драмы.
Связь времён. Перед нами фотографии, сделанные в разное время. Три облика одного и того же здания, здания, так хорошо знакомого любому жителю Пензы, к какому бы поколению он не принадлежал, – Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского, здания, построенного в 1915 году по проекту недавнего выпускника Петербургского института гражданских инженеров А. Е. Яковлева и дважды перестраиваемого в последствии.
Потеря театра - трагедия для Пензы. И он, конечно же, будет восстановлен. Но вопрос, каким ему быть? Учитывая то, что архитектура его была довольно посредственной и изначально не увязывалась с окружающей застройкой, думается, что более верным решением будет строительство нового здания театра совершенно иной архитектуры, достойной звания дворца Мельпомены.
Комментарии