Развлечения  ->  Непознанное  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Руслан Комаев и космос

Руслан Комаев – космический конструктор, лауреат Государственной премии СССР, заместитель генерального директора московского НПО имени Лавочкина. Энтузиаст, в самом высоком смысле этого слова одержимый своей сложнейшей и увлекательной профессией, отдающий ей всю душу. Он удостоен Государственной премии СССР за создание аппаратов, исследующих поверхность Венеры. Как личность и ученый-естествоиспытатель он представляет собой образец целеустремленного человека, сумевшего преодолеть трудности и решать поставленные задачи. Такие люди должны быть примером для следующих поколений!

Родился Руслан Комаев 20 июня 1947 года в северо-осетинском селе Ногир. В семье было пятеро детей. Руслан – младший. Святым человеком он считал отца. Тот не пил, не курил, не бранился, а благородство и порядочность были для него превыше всего.

Руслан очень хотел учиться, и уже в пятом классе написал в сочинении, что хочет стать авиаконструктором. Желание было на столько велико, что он ходил пешком из Ногира в Орджоникидзе в кружок юных авиамоделистов. По его словам «он заболел небом». В 1966 год окончил школу с золотой медалью. Выехать в Москву из-за категорического протеста отца он не мог, хотя очень хотел учиться в Московском авиационном институте. Тогда он написал ректору МАИ письмо с просьбой сдать приемные экзамены не в Москве, а в Орджоникидзе, в ГМИ. Из МАИ пришел положительный ответ. Руслан сдает экзамены в Северо-Кавказский горно-металлургический институт, один из самых лучших институтов Осетии и России. Каждый год он пытался перевестись в МАИ, но не получалось. И только на четвертом курсе ему повезло. Комаев переехал в Москву. Хотя школу он окончил с золотой медалью, уровень его подготовки, по сравнению с уровнем московских студентов, был ниже. Как никак ученик из села. На пути у Руслана было много трудностей, но ему удавалось их преодолевать. Общежития не дали. На помощь родителей не рассчитывал. Год для него был тяжелым, и в то же время интересным. Руслан посещал спектакли в Большом театре, МХАТе, Современнике, театре на Таганке. В 1974 году он окончил Московский авиационный институт.

В жизни Комаева было два чуда. Первое, к которому он так стремился – поступление в МАИ. А второе то, что попал на завод имени С. А. Лавочкина. Начинал свою трудовую деятельность мастером в механическом цехе.

В 1980 году был назначен на должность начальника производства завода, а в 1989г. заместителем директора завода - начальником производства.

За эти годы еще больше раскрылись его способности не только как администратора, организатора, но и как технического руководителя, способного в комплексе охватывать и решать сложнейшие проблемы по освоению, изготовлению материальной части, проведению отработок, сборке, комплексным испытаниям уникальных изделий научного, прикладного и народно-хозяйственного назначения. За время работы на НПО имени Лавочкина под его руководством и при непосредственном участии создано большое количество космических аппаратов по тематике предприятия, таких как "Астрон", "Венера - 13", "Венера - 14", "Венера- 15", "Венера-16", "Вега", "Фобос", "Марс-96", "Гранат", "Прогноз-12", "Прогноз-13", "Интербол" и многие др.

Один из самых сложных за всю историю исследований Венеры комплексный эксперимент был осуществлен с помощью АМС "Венера-13" и "Венера-14". 30 октября 1981 г. была запущена автоматическая межпланетная станция «Венера-13», а через 2 недели КА «Венера – 14». Машины прошли приемосдаточные испытания. При создании комплекса было задействовано огромное количество наземных машин, так как условия на Венере очень сложные. Это был один из самых сложных проектов Руслана Комаева.

Изображение поверхности Венеры, полученное СА "Венера 13" 1 марта 1982 г. к востоку от Области

Феба (7,5 ю. ш. , 303 в. д. ). Аппарат работал 2 часа 7 минут на поверхности. Эти снимки получены с двух камер, расположенных напротив. Черно-белые фото.

На спускаемых аппаратах была установлена усовершенствованная аппаратура химического анализа атмосферы (масс-спектрометры, газовые хроматографы, оптические и рентгеновские спектрометры) для исследования частиц облачного слоя. На этих станциях впервые были получены цветные панорамы поверхности планеты. Спускаемые аппараты провели бурение грунта (при температуре С и давлении у поверхности Па, то есть ~ 100 атмосфер!). Раскаленный грунт, добытый буровой установкой, транспортировался по сложной системе трубопроводов внутрь прочного корпуса спускаемого аппарата, где был проведен его химический анализ. Анализ позволил определить содержание в грунте окислов магния, алюминия, кремния, железа, калия, кальция, титана и магния. Впервые измерены электропроводность и механическая прочность грунта, а также выполнен простейший сейсмический эксперимент. Программа атмосферных измерений позволила провести замер содержания инертных газов - аргона, неона, криптона, ксенона - и большинства их изотопов, что очень важно для понимания процесса формирования атмосферы Венеры. Ведь большинство изотопов являются реликтовыми, то есть их содержание не изменялось со времени формирования атмосферы. Кроме того, был выполнен комплекс измерений содержания серосодержащих и других малых компонентов атмосферы. Эти измерения подтвердили, что сера является основным элементом, определяющим состав облаков.

Панорамы поверхности Венеры, переданные на Землю автоматическими межпланетными станциями

"Венера-13" и "Венера-14". В верхних углах панорам - краешек неба Венеры. Видны детали станции: зубчатая корона, способствовавшая сохранению

Одновременно, под руководством Комаева велась работа по изготовлению и отработке изделий прикладного назначения. По предложению ученого была создана космическая обсерватория "Гранат", которая проработала почти 10 лет и позволила сделать много открытий в астрофизике.

Разработанные им технические и организационные решения позволили сократить количество экспериментальных машин, значительно снизить затраты на проведение ОКР и эффективно организовать работы предприятия и кооперации по этим проектам.

Комаев Руслан Владимирович руководил изготовлением, отработкой космического аппарата нового поколения "Аркон" - высокоорбитальной многоцелевой космической платформы для астрономических наблюдений и дистанционного зондирования Земли.

Участвовал в создании системы "Буран". За короткое время были разработаны и поставлены Научно-производственным объединением "Энергия" элементы автоматики и трубопроводы объединенной двигательной установки.

За время своей работы Комаев принимал непосредственное участие в разработке современных технологий и внедрении в производство новых композиционных материалов.

Руслан Владимирович имеет 5 авторских свидетельств СССР на изобретения и ряд авторских и рационализаторских предложений, которые при внедрении дали огромный экономический эффект.

В 1999 году был назначен 1-ым заместителем генерального директора с возложением персональной ответственности за выполнение установленных сроков летных испытаний и пусков разгонных блоков "Фрегат". За короткое время было ликвидировано отставание по срокам и проведены работы по изготовлению и отработке экспериментальных и летных изделий.

С 2000 года по 2004 годы под его руководством успешно прошли работы по изготовлению РБ "Фрегат" для выведения КА "Кластер-2", "Марс-Экспресс", "Венера-Экспресс", "Амос", что позволило реализовать в намеченные сроки, определенные контрактом, запуски КА и создать возможности для заключения новых контрактов.

Под непосредственным руководством и личной инициативе Руслана Комаева разработан, сконструирован и испытан полноразмерный действующий макет марсохода.

Разработаны многие элементы системы управления, которые позволяют активно выполнять задачи обхождения препятствий, наведения антенны на Землю, взятие пробного грунта.

В течение последних лет Комаев руководит работами по созданию Космического радиотелескопа (КРТ) по программе "Спектр-Р". Конструктор показывает высокую степень компетентности при принятии решений и умение не только правильно поставить задачи всем звеньям, но и настроить коллективы на выполнение поставленных задач. За активное участие в создании образцов новой техники в 1982г Комаеву и его помощникам присуждена Государственная премия. Награжден медалью - Российского авиационно-космического агентства - "Звезда Голубой планеты". В коллективе Руслан Владимирович внимателен и обязателен по отношению к людям, прост в общении, принимает активное участие в воспитании и обучении молодого поколения - все это снискало ему заслуженно высокий авторитет.

Конструктор Комаев собрал дома марсоход!

По пустыне - как по проспекту.

Несколько лет назад, когда прежде знаменитое НПО имени Лавочкина, где в советские времена создано множество аппаратов для исследования Луны, Марса, Венеры, начало разваливаться, Руслан Комаев взял отпуск на неопределенное время, снял в Химках старую двухкомнатную квартирку и вместе с двумя помощниками - Владимиром Шамаевым и Львом Ивкиным, теми самыми людьми, которых, по словам великого физика А. Г. Столетова, отличало «умение пилить буравчиком и сверлить пилой», - организовал в «хрущевке» сборочный цех. Пока другие делали карьеру, зарабатывали и теряли состояния, Комаев собирал марсоход. Не просто модель-игрушку, а самый что ни на есть действующий аппарат. Опыт-то, слава Богу, еще какой – ведь Руслан Владимирович участвовал в создании самых знаменитых советских межпланетных станций.

Руслан Комаев вспоминает: «Два года жена кормила семью, а я на собственные накопления и пожертвования знакомых бизнесменов строил марсоход».

Все продумано до мелочей. Вес десантного аппарата, который должен сесть на Красную планету, вместе с парашютом - около 300 кг. Сам марсоход - около 90 кг. Его длина - 80, ширина - 70, высота - 75 сантиметров. В таком аппаратике каждый грамм - на вес золота. Поэтому для изотопных источников тока энергии придумана особая хитрость - их запихнули в полые колеса.

Колесиков - шесть, каждый - на независимой подвеске. При этом марсоход разгоняется до вполне приличной «марсианской» скорости - 6 - 8 км в час. На марсоходе имеется специальное автоматическое устройство, которое остановит аппарат, если перед ним возникнет непреодолимое препятствие, машина сдаст назад и будет искать новый путь. С помощью телекамеры можно увидеть результаты этих поисков: узконаправленная антенна марсохода обеспечит радио и телевизионную связь с Землей и контроль за работой всей бортовой аппаратуры.

Кроме приборов, позволяющих измерять скорость ветра и температуру на поверхности Марса, есть особая чувствительная рука, которая будет выносить на поверхность планеты сейсмические приборы и собирать образцы грунта.

Проработать на Красной планете комаевское детище сможет целый год!

Теперь в своем кабинете за ширмой Комаев с компанией ваяет сам межпланетный аппарат, который марсоход должен на планету «отвезти». Проблема только в одном - для запуска техники нужна ракета «Союз-2» с новым разгонным блоком. Ее Руслан Комаев в малометражке не соберет.

Но Комаев убежден: пройдет еще немного времени, и Россия снова вернет свои позиции в космосе. А по Марсу будет бродить его, комаевский, частный марсоход.

«Без нас американцы на Марс не полетят» - убежден Комаев. Американское правительство выделило 700 тысяч долларов на программу привлечения российских ученых к разработке проекта полета человека на Марс, которым занимаются сейчас в НАСА. Основными исполнителями «Проекта 2120» - такое название дано разработкам - станут сотрудники Научно-исследовательского центра им. Келдыша. Участвовать в проекте будут Институт космических исследований РАН, Институт медико-биологических проблем и завод «Звезда». С американской стороны в проекте задействованы корпорации «Боинг» и «Рокетдайм». Через два года должна быть разработана инфраструктура для осуществления пилотируемых межпланетных полетов.

А пока осенью прошлого года на орбиту вокруг Марса был выведен американский межпланетный аппарат «2001 Марс Одиссей». Одним из основных приборов на этом аппарате стал гамма-спектрометр, который включает российский прибор «ХЕНД». Это устройство регистрирует нейтроны высоких энергий. Именно с его помощью можно ответить на ключевой для исследователей вопрос: есть ли жизнь на соседней планете?

По данным, полученным «ХЕНД», уже удалось обнаружить гигантский район «вечной мерзлоты» площадью около 10 млн. кв. км вокруг Южного полюса Марса. Именно там, где есть вода, и будут совершать посадки первые экспедиции людей на Марс. Во-первых, здесь больше надежды отыскать если не разумных марсиан, то хотя бы живые микроорганизмы. Во-вторых, вода нужна экипажу космического корабля - ведь исследователям придется провести на Красной планете несколько месяцев.

Еще недавно мы были первыми. Первыми сажали автоматические аппараты на Луну и Венеру. Первыми отправляли в путешествие по спутнику Земли луноходы и запускали станции на Марс. После потери в 1996 году автоматической межпланетной станции «Марс-96» в России свернули работы по проектированию и отправке в дальний космос автоматических научных станций. Нет денег

«Единственное, что сегодня у нас есть» - это. марсоход, собранный на коленках Комаевым, - развели руками в пресс-службе «Росавиакосмоса». Когда стало понятно, что это не простенький макет, а аппарат, на самом деле способный передвигаться по поверхности Красной планеты довольно долго и выполнять научные исследования, государство взяло на себя оплату опытно-конструкторских работ. Собственно, Комаева и попросили вернуться в НПО им. Лавочкина, чтобы он смог уже на базе предприятия продолжать создание своего детища.

Космос и Осетия становятся ближе

В Северо-Осетинском государственном объединенном музее истории, архитектуры, литературы – состоялось открытие необыкновенной интересной и по-настоящему уникальной выставки под названием «Космос – детям Осетии».

На выставке дети и взрослые увидели действующие образцы космической техники производства московского НПО имени Лавочкина. Среди экспонатов был представлен настоящий луноход, точно такой, как тот, знаменитый, что оставил когда-то отпечатки своих колес на поверхности спутника Земли. И не имеющий сегодня в мире аналогов самоходный аппарат-марсоход, спроектированный самим Русланом Комаевым. И действующая модель устройства, с помощью которого брались изучавшими Луну советскими космическими аппаратами пробы лунного грунта.

Р. Комаев на выставке марсоход Комаева

Руслан Комаев посвятил космосу жизнь. Бессонные ночи, работа без выходных и отпусков, испытания и опыты – так идут изучение и покорение космических просторов. Созданные Русланом и его коллегами аппараты помогают узнавать, какой мир вокруг Земли, что из себя представляют другие планеты и галактики. Комаев принадлежит к числу людей, которыми Осетия по праву может гордиться. Именно его интеллект и его одержимость (в самом лучшем и чистом смысле слова) уже сейчас приближают время, когда не в фантастических романах и фильмах, а наяву "на пыльных тропинках далеких планет" появятся следы сыновей и дочерей Земли. А такое время – нет сомнений – в новом тысячелетии, в которое мы вошли, наступит обязательно. Только бы вот не утратить здесь свои исконные передовые позиции нашему Отечеству – России, частицей которого является Осетия

От имени руководителя нашего проекта благодарим родственников Комаева, любезно предоставивших семейные архивы, фотографии, интервью. И особенно двоюродную сестру Руслана – Кесаеву Эльзу Агубеевну, директора владикавказского дома-музея Коста Хетагурова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)