Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Ручные кружева и кружевные изделия

Возникнув четыре века назад, кружево беспрестанно совершенствовалось: менялись его формы, орнамент, техники выполнения. Вот и сейчас, наряду с уже традиционным применением, кружево осваивает все новые и новые ниши: самые известные Дома моды применяют его для изготовления сумок, чулок, брюк и даже обуви.

В течение столетия кружево оставалось лишь отделкой края. Отсюда и голландское название кружева кант, и французское позумент, которые в переводе означают узкая отделка. Однако уже в XVII веке начали изготавливать кружевные шали, воротники, веера и т. д.

Ручные кружева как произведение декоративно-прикладного искусства и один из видов художественного творчества существовали еще в древнем мире (Египте, Греции). В Западной Европе появились в XV веке. В Италии славились шитые иглой венецианские кружева «гипюр», отличавшиеся густыми рельефными узорами разнообразных цветов. Не меньшей известностью пользовались брюссельские кружева (Бельгия), шитые по тюлю, который служил фоном для растительных орнаментов разных фигур.

Эпохой расцвета кружев во Франции является XVIII век. Шитые кружева (валансьен, малин, алансон и др. ), получившие свое название по месту производства, отличались исключительным изяществом, тонкостью исполнения и богатством узоров. Эти кружева вырабатывались из тончайших льняных ниток белого цвета. Родина черного кружева также Франция (г. Шантильи). В Италии получили развитие металлические кружева из золотых и серебряных нитей, где узоры представляли в основном цветы. В XVIII веке в Испании входят в моду кружева из белого шелка с крупными цветами, так называемые «блонды». Со второй половины XIX века производство ручных кружев значительно сокращается, уступая место машинам.

В России кружево появилось в XVI веке, причем ввозилось в основном металлическое кружево, которое служило для украшения одежды знати. В XVII веке оно получило более широкое распространение и стало атрибутом праздничной одежды. Примерно в это же время было налажено и его производство. Нельзя не отметить, что большую роль в развитии кружевоплетения в России сыграло выращивание льна.

О существовании кружев на Руси уже в XIII веке говорит Ипатьевская летопись (1252 г. ); в музеях сохранились относящиеся к XVI — XVII векам кружева на царских одеждах и предметах церковного обихода — плетение из золотых и серебряных нитей и редко расшитые жемчугом и драгоценными камнями. В XVIII веке появляются плетеные льняные кружева. Их самобытность — декоративные узоры, родственные узорам народного ткачества, резьбы и других видов русского народного искусства.

В XIX веке производство кружев становится кустарным промыслом. За высокую художественность исполнения, своеобразие и мастерство плетения оно пользуется огромным спросом как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

Революция внесла коренные изменения в организацию кружевного промысла. Создаются союзы и артели, открываются школы кружевоплетения, в которых проводится большая работа по созданию новых узоров, усовершенствованию техники плетения.

Коклюшечное кружево

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное).

В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

На Руси такие кружева известны с тринадцатого века. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотное» кружево. На нитяную основу накручивали тончайшие металлические нити. Этой нитью, которая называлась «бить», и выплетались яркие затейливые узоры. По плетению это были решетки из «паучков» и насновок. Орнамент таких работ был растительного характера, состоял из тюльпанов и гвоздик или целых ваз с букетами и был очерчен тонкой золотой тесьмой на фоне ажурных решеток.

С восемнадцатого века в кружева стали вводить разноцветную бить и цветные шелковые нити. Русские мастерицы владели парной и численной техниками плетения кружев.

В Европе коклюшечные кружева появились в начале шестнадцатого века в Генуе. Важным моментом для развития кружева стало появление металлических булавок, без которых ни сцепная, ни парная техника невозможны, а появились они как раз в шестнадцатом веке. Из Италии центр кружевоплетения переместился во Фландрию. Во Франции увлеклись итальянским гипюром в семнадцатом веке.

В Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского. По мере распространения в разных местностях кружево приобретало там свои особенности: вологодское, елецкое, киришское, вятское, московское, галицкое, рязанское и другие кружева имели самобытность и характерный стиль. В отличие от других видов плетения, коклюшечное кружево не было занятием для досуга. Коклюшки — дело неспешное, деревенское, не развлечение, а заработок. Основные промыслы кружевоплетения сосредоточены в следующих областях: Вологодской, Липецкой (елецкие кружева), Кировской, Рязанской (михайловские кружева) и Ленинградской (киришские кружева).

Вязание на вилке.

Простая техника таит в себе массу не использованных возможностей, открывая простор творческой фантазии. Основными инструментами являются сам крючок и специальная вилка для ажурного вязания или (для более узкого кружева) простая шпилька для волос.

Нить обматывают крючком вокруг вилки так, чтобы при каждом обороте крючок проходил через виток. При этом могут получаться петли различного вида. Первую петлю завязывают вручную и надевают на левый конец шпильки, а рабочую нить заводят за правый конец спереди назад. Вилочку держат большим и средним пальцами левой руки. Нить обводят вокруг указательного пальца. Крючок вводят в петлю снизу, поддевают нитку на указательном пальце и протаскивают через петлю. После образования одной петли вилочку поворачивают справа налево. При этом нить обходит вилочку, и следующая петля получается уже на другой стороне. Так постепенно заполняют вилочку. Когда вязание снимают с вилочки, получают бортик. Верхние петли надевают на вилочку и продолжают работу до получения бортика нужной длины.

Фриволите

Этот вид плетения пришел из Франции. На Востоке это кружево также было известно и называлось «макук», что означает «челнок» — тот самый, которым плели рыболовные сети наши далекие предки.

Слово «фривольный» означает «непринужденный», «раскованный», примерно такого отношения заслуживает это занятие. В отличие от коклюшечного, это кружево не стало предметом народного промысла, но было одним из популярных и увлекательных женских рукоделий. Особенно популярным фриволите было в восемнадцатом веке.

Фриволите — это очень древний вид рукоделия, такой древний, что исследователи до сих пор не могут сказать где родилось челночное кружево. Одни считают, что челнок изобрели народы Востока, позже кружево попало в Европу, другие родиной челночного кружева считают Италию. Точно известно, что в Россию оно пришло из Франции, этим объясняется его название — фриволите (от франзуского frivole — пустой, легкомысленный). Особенно модно челночное кружево было в XVII веке, плели его из более грубых нитей, чем другие виды кружева и использовались для отделки верхней одежды, занавесей, порьтер. После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано барской затеей и только в 60-е годы это искусство стало возрождаться в Прибалтике.

Кружева, шитые иглой (игольное кружево), получили широкого распространения, вышиваются по сетке-филе.

Сетка имеет квадратные ячейки, плетется специальной иглой или челноком; орнамент растительный и геометрический. Шитые кружевные изделия выполняются в Армении, отличаются изяществом, высоким мастерством исполнения.

Самая простая разновидность этого типа кружев — это краевые кружева.

Края салфеток и кухонных полотенец обычно украшаются игольным кружевом хе дебо. Выполняется оно следующим образом: сначала край салфетки прометывается несколькими рядами шва вперед иголку. Если салфетка квадратная, то вместо этого просто продергивают несколько нитей по ее периметру.

Горьковский гипюр. Представляет собой разновидность белой строчки. Вышивку выполняют белыми нитками по более крупной сетке (7—8 мм ткани подрезают, 2 мм оставляют). Сетку для вышивки готовят так же, как для белой строчки. Каждый столбик сетки обвивают двумя стеж ками.

Горьковские гипюры отличаются плотными выпуклыми настилами на фоне легких ажурных клеток. Узоры настилов строятся из крупных ромбов-розеток, называемых цветками, пышных веточек с листьями и ягодами, мелких четырех- и восьмилёпестковых звездочек. Вокруг плотных белых мотивов узора оставляют ряд незаполненных клеток сетки, которые заполняют легкими воздушными петельками — швом тень.

Вязаные кружева представляют собой повсеместно распространенный вид домашнего рукоделия. Особенно нарядны скатерти с концентрическим расположением узоров их крупных цветов, объединенные решетками.

Кружева вяжутся крючком из хлопчатобумажной пряжи разной толщины. Если вы будете соединять кружево и ткань, обратите внимание на то, чтобы ткань по качественному составу и толщине соответствовала пряже. Это имеет значение как для внешнего вида будущей модели, так и для ее сборки. Если кружева будут пришиты к льняному полотну, то лен лучше перед этим выстирать. Лен - ткань благородная, после стирки он декатируется, и в результате вдоль шва, которым пришито кружево, появятся волны. Постарайтесь не покупать минимальное количество ткани. Только после того, как вы свяжете и растянете кружево, вы сможете окончательно определить, сколько именно вам понадобится ткани. В отдельных случаях вам наверняка придется заново пересчитать размер изделия.

3. Основы кружева:

Кружево состоит из четырех тесно связанных между собой основ:

• орнамент;

• структура;

• техника;

• материал.

Орнамент нужно рассматривать с художественной точки зрения. Здесь наблюдается бесконечное многообразие форм — это и геометрические, и стилизованные растительные, и даже заимствованные из животного мира узоры. В странах классического кружева (Голландия, Франция, Италия) разработка узоров поручалась специальным художникам, но обычно их придумывала сама кружевница. Надо отметить, что на кружевной орнамент сильное влияние оказывает техника, т. к. различные способы выработки кружева имеют свои специфические средства.

Структура кружева — это характер соединения нитей, от которого зависит впечатление рельефности кружева. Так, например, коклюшечное кружево считается нежным и легким за счет мягких контуров, и наоборот, шитое (игольчатое) кружево с его жесткими контурами является более грубым. Необходимо заметить, что в структуре всех видов кружев существует одна закономерность — закрепленность свободно расположенных элементов. Если оставить нескрепленными слишком большие промежутки, то стороны изделия непременно растянутся, а его середина провиснет. Способы решения этой проблемы могут быть разными: с помощью брид или фоновой сетки. Кружево, изготовленное с помощью сетки, называется открытым, а кружево, сплетенное без ее использования, — закрытым.

Технология — способ выработки кружева, а следовательно, способ получения переплетения. Элементы переплетения различны и находятся в непосредственной зависимости от используемой технологии. Это петли, узлы, стежки и т. д. За каждым из этих названий кроется многообразие видов. Так, в плетении различается плетешок и полотнянка, стежки делятся на петельные и цепные, а петли — на лицевые, изнаночные и т. д.

Материалом для кружева служат нити. Они различны по составу, цвету, способу получения и, конечно, по толщине. Раньше одним из самых распространенных было льняное кружево. Для него выбирались льняные нити высокого качества. При изготовлении кружевных изделий также применялись хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые и металлизированные нити. Сейчас, кроме уже названных, широко используются синтетические нити.

По материалу ручные кружева различают: хлопчатобумажные (наиболее распространенные) — из белых матовых или глянцевых ниток, льняные — из отбельных и суровых ниток, шелковые (выпускаются в небольшом количестве), шерстяные, капроновые и др. По характеру узоров кружева и кружевные изделия ручной работы бывают с геометрическим, растительным, комбинированным, произвольным орнаментом.

4. Классификация кружев по назначению.

Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по:

1. назначению,

2. материалу,

3. характеру, узоров и народным промыслам.

По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры.

В первую группу входят:

• бытовые предметы — скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и пр. ;

• предметы одежды — блузки, женские платья, туники, пелерины;

• предметы туалета — галстуки, перчатки различных размеров и форм, косынки, палантины,

• отделочные изделия для женской, детской одежды и белья — воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков.

• Декоративные изделия — это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки;

• сувениры — уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др.

5. Основные приемы игольного кружева.

Одними из первых овладели искусством игольного кружева опять-таки новгородские и вологодские мастерицы. Еще работая по разреженной ткани, они создали узор вологодское стекло (рис. 86). когда вышивали внутри отверстия, образовавшегося в результате выдергивания нитей. На выбор узора оказали влияние образцы западноевропейских кружев (в том числе знаменитая итальянская ратичелла), которые попадают к крепостным мастерицам в начале XIX века. Ратичелла (в переводе сеточка) выполняется хлопчатобумажными нитками обыкновенной швейной иглой. Чаще всего эта сеточка выполнялась по кругу, и поэтому кружева, шитые таким образом, получили еще название радиального кружева. Знакомство с западноевропейскими кружевами обогатило технику шитья русского кружевного дела. Однако русское игольное кружево тесно связано с крестьянской сновочной вышивкой, поэтому оно всегда оставалось самобытным и народным. И вот уже в конце XIX века достигают совершенства мастерицы скобочной вышивки, вологодского и игольного кружева. Некоторые мастерицы, совершенствуясь в шитье игольного кружева, достигли таких успехов, что это кружево не уступает вологодскому, а кое в чем даже превосходит его, например в прозрачности узора. В наше время игольное кружево как бы приобрело второе дыхание и интересует многих рукодельниц. Итак, познакомимся с технологией выполнения. кружевных солнышек.

Для работы потребуется:

• картон,

• швейная игла,

• хлопчатобумажная катушечная нитка №10,

• карандаш, циркуль,

• ножницы.

6. Техника выполнения кружева на картоне.

1. Изготовление картонного диска.

Это первый этап нашей работы. Возьмем квадратный кусочек картона размерами не менее 12Х12 см. Проведем циркулем две окружности из одного центра. Первая окружность рабочая, ее диаметр равен 7 см. Вторая окружность диаметром 10 см дополнительная. Рабочую окружность разделим на 24 равные части. В отмеченных точках проколем иглой отверстия и обозначим одну из точек цифрой 1. Аккуратно вырежем круг по линии дополнительной окружности.

Вспомогательная основа для шитья игольного кружева не обязательно окружность. Она может представлять собой квадрат, шестиугольник, прямоугольник, полуокружность, а также сочетать все эти формы в одной ажурной композиции. Но все плотные заполнения в узорах выполняются одним и тем же швом - настилом.

Изготовление картонного диска

(квадрат, окружность, треугольник)

2. Подготовка основы.

Второй этап работы заключается в прошивании нитяной основы для натягивания сновок.

Вставьте в иглу нитку, длина которой равна примерно 2,5 длины рабочей окружности (в нашем случае 60-70 см).

С изнаночной стороны картона вывести иглу в точке 1. Конец нитки длиной в 4-5 см должен оставаться с изнаночной стороны; придержать его пальцем на протяжении всего второго этапа работы. Затем сметочным швом проложить стежки по всей окружности до точки 1, затем нужно проложить стежки в другом направлении, заполняя свободные отрезки. Далее вывести нитку на изнанку и связать ее концы. Запомните: этот узел, завязанный с изнаночной стороны, должен остаться единственным до конца работы. Переходим к третьему этапу.

Прокладывание стежков основы.

3. Прокладывание сновки.

Нитку возьмем длинную, чтобы ее хватило на натяжение всех сновок. Если диаметр рабочей окружности равен 7 см, а число дырочек 24, длину нитки можно рассчитать: 7 см • 24 = 168 см. Конечно, такой длинной ниткой работать неудобно, но после натяжения первых трех сновок она станет уже нормальной длины. Цвет нитки для сновки лучше выбрать контрастный цвету нитки, которой прошита основа. Но имейте в виду, что цвет сновки - это уже цвет кружева.

Натяжение сновок начать от центра. Возьмем в левую руку картонный диск, правой рукой выведите нитку с изнанки, оставляя конец 5 см, который придерживайте указательным и средним пальцами левой руки на протяжении всего третьего этапа работы. Затем направим иглу к точке 1, введите ее под стежок вспомогательной основы, обвейте стык с соседним стежком и под ним проведите иглу через центр к противоположной точке (обозначим ее цифрой 2). Снова иглой обвести стык стежков вспомогательной основы, но уже в точке 2. Далее чередуем этот прием в точках 3, 4 и так далее, продвигаясь против часовой стрелки. У вас получаются своеобразные восьмерки-лучики, которые пересекаются в центре.

Какие здесь могут встретиться трудности? Часто у начинающих точка пересечения ниток не совпадает с центром окружности. Это происходит из-за неравномерного натяжения сновок. Чтобы этого не произошло, и помощь нужно взять спицу. Вывести ее снизу в центр диска на высоту 5-7 см. Остальную часть нужно придерживать с изнаночной стороны вместе с концами ниток. Нитки сновки обвить поочередно вокруг спицы - это поможет закрепить перекрещивание сновок в центре диска.

И еще одна трудность. Вы неправильно рассчитали длину нитки, и она закончилась. Тогда нужно вывести конец нитки на изнанку в центре. Новую нитку начать опять из центра, только теперь придерживать на изнанке концы трех ниток.

Итак, мы натянули все 24 луча (по числу дырочек на рабочей окружности). Оставшуюся нитку вывести на изнанку, обрезать, оставив концы длиной не более 5 см. Узлы пока не завязывать.

Прокладывание сновок.

4. Оформление центра кружева.

А теперь приступаем к шитью кружева. Начинаем с оформления центра. Это четвертый этап работы - центральный настил. Слово "настил" уже говорит нам о том, что мы будем настилать, т. е. заполнять штопальным швом центр окружности. Если у нас в игле еще осталась сновочная нитка, можно ею продолжить работу, если закончилась, вставить новую нитку, удобной длины. Эта нитка уже будет называться узорной, так как она начинает выполнять основной узор. Иглу с узорной ниткой вывести через центр диска на лицевую сторону, придерживая конец нитки левой рукой. Набрать на иглу сновки через одну и пройти 1-й ряд, аккуратно стягивая нитку в центре. Нужно следить за тем, чтобы центр будущего кружева совпадал с центром диска. Если мы воспользуемся спицей, затянем нитку вокруг нее и осторожно нужно вытянуть спицу - она больше не понадобится. Затем переходим на 2-й ряд, только теперь на иглу набираем сновки, пропущенные при прохождении 1-го ряда. Так выполняем 6-7 рядов, получится уже знакомый нам паучок.

Можно центр оформить и другим способом: выполнять тот же паучок, но захватывать иглой не каждую сновку, а сразу две, которые образуют луч. В этом случае мы иглой поднимаем по очереди каждый луч, при этом, пройдя один ряд, иглу можно повернуть в другую сторону.

Теперь отложим картонный диск на некоторое время в сторону.

Оформление центра.

5. Насновывание основного узора.

Не забыли этот термин? Насновывать - значит выполнять узор по натянутой сновке. Сейчас мы будем насновывать лепестки ромашки, всего их восемь. Для этого разделим количество сновочных лучей (а их у нас 24) на восемь частей, и каждый лепесток будущего цветка будем шить на трех сновках. Начинать нужно от центра. Иглой с узорной ниткой поднимем сновку через одну, пройдем один ряд, плотно прижав его концом иглы к центру, и выполните следующий ряд в обратном направлении, поднимая иглу над пропущенными сновками. Так шьём 15-18 рядов. Если закончилась нитка, выведите иглу на изнаночную сторону так, чтобы она находилась под лепестком цветка, и оставим конец длиной 23 см. Затем в последний прокол выведем новую узорную нитку, не забыв оставить ее конец на изнаночной стороне.

Мы сформировали один лепесток цветка. Остальные семь выполняются аналогично. Оставшуюся нитку протянем под серединой лепестка, конец иглы выведием в сердцевину и начнем новый лепесток цветка.

Выполнение лепестка цветка.

6. Изготовление узорных разделок.

После выполнения всех лепестков цветка обратим внимание на узорные разделки, которые в дальнейшем будут составлять ажурный фон и кружевное завершение композиции.

Прежде всего предложим различные варианты узелковых ажуров.

1. Первый вариант - узорная нитка завязывает узелок на каждой нитке-сновке (сновочные узелки).

2. Второй вариант - узорная нитка завязывает узелок на каждой лучевой паре ниток-сновок (лучевые узелки).

3. Третий вариант - узорная нитка завязывает узелки, охватывая попарно нитки двух соседних лучей (мережечные узелки).

Напомним, как выполняются сновочные узелки. Иглу выводим под сновочную нитку , узорную нитку перебрасывайте под острие иглы, чтобы образовалась петля, и затягиваем ее. При образовании лучевого узелка иглу с узорной ниткой ввыводим под обе сновочные нитки, образующие луч, и стягивайте их одним узелком. Мережечный узелок выполняется так же, только иглу вводят под две рядом лежащие сновки соседних лучей.

7. Завершение работы.

Кружево необходимо закончить зубчиками. Для этого нитки, оставшиеся после скобочной окружности, объединяем узелками по две, последний узелок завяжем дважды покрепче и аккуратно обрежем конец нитки с лицевой стороны.

Теперь можно приступить к самому последнему волнующему этапу работы - снятию готового кружева с картонного диска. Возьмем ножницы и аккуратно с изнаночной стороны разрежем стежки основы и вытащим их иголкой. Затем отделим готовое кружево от картонного диска, на изнаночной стороне завяжем в узлы все концы ниток и обрежем их - на вашей ладони лежит кружевной узор, изящный и элегантный.

Выполнив первый образец игольного кружева, непременно хочется продолжить эту работу. Картонный диск не выбрасываем, на нем мы можете выполнять еще кружева такого же диаметра.

6. Изготовление салфеток.

Салфетка «Ромашка».

Для работы потребуется: нитки «Ирис», (по 1-му мотку белого, желтого, зеленого), картон, циркуль, ножницы, иголки.

Технология изготовления:

• подготовить основу; (нитки контрастного цвета)

• проложить сновки (нитки белого цвета);

• оформить центр кружева нитками желтого цвета:

• выполнить лепестки нитками белого цвета;

• выполнить лепестки для цветов нитками зеленого цвета;

• изготовить сновочные узелки;

• срезать нити основы;

Для изготовления салфетки «Ромашка» выполнить 7 одинаковых кружев. Соединить между собой простыми узелками.

Салфетка «Ромашковая поляна».

Для работы потребуется: нитки «Ирис», (по 1-му мотку белого, желтого, зеленого), картон, циркуль, ножницы, иголки.

Технология изготовления:

• подготовить основу; (нитки контрастного цвета),проложить сновки (нитки белого цвета);

• оформить центр кружева нитками желтого цвета:

• выполнить лепестки нитками белого цвета; выполнить лепестки для цветов нитками зеленого цвета;

• изготовить сновочные узелки;

• срезать нити основы;

Для изготовления салфетки «Ромашка» выполнить 9 одинаковых квадратных кружев 12 треугольных кружев. Соединить между собой простыми узелками. Края салфетки обвязать крючком полустолбиками.

Салфетка «Фантазия»

Для работы потребуется: нитки «Ирис», (по 1-му мотку сиреневого, голубого), картон, циркуль, ножницы, иголки.

Технология изготовления:

• подготовить основу; (нитки контрастного цвета)

• проложить сновки (нитки сиреневогого цвета);

• оформить центр кружева нитками сиреневогого цвета:

• выполнить центральные лепестки лепестки нитками голубого цвета;

• выполнить боковые лепестки нитками сиреневогого цвета;

• изготовить сновочные узелки;

• срезать нити основы;

Для изготовления салфетки «Фантазия» выполнить 4 одинаковых кружева. Соединить между собой простыми узелками. По краю обвязать крючком.

Салфетка «Алое пламя»

Для работы потребуется: нитки «Ирис», (2 мотка красного цвета), картон, циркуль, ножницы, иголки.

Технология изготовления:

• подготовить основу; (нитки контрастного цвета)

• проложить сновки;

• оформить центр кружева;

• выполнить центральные лепестки;

• выполнить боковые лепестки;

• изготовить сновочные узелки;

• срезать нити основы;

Для изготовления салфетки «Фантазия» выполнить 4 одинаковых кружева. Соединить между собой простыми узелками. По краю обвязать крючком.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)