Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Ремень как средство повышения уверенности в себе

Ремень всегда был, есть и будет стильным дополнением как деловой, так и повседневной одежды. На него уже давно перестали возлагать только одну его главную функцию поддержания брюк или юбок. Сейчас ремень – это полноправный член гардероба любого человека. С помощью этого аксессуара можно разнообразить скучный наряд, придать шарм или напротив подчеркнуть строгость костюма.

Ремень не только активно участвует в создании нашего внешнего вида, но и от него во многом зависит впечатление о нас окружающих и наш собственный комфорт. Ремень может подчеркнуть индивидуальность, характер и даже показать настроение человека. Кроме того, известно, что удобный качественный ремень придает уверенность в себе, выпрямляет осанку. Об этом говорят методы развития духовных способностей, где ремень используется как психотерапевтическое средство. Проблема уверенного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Чем более вы уверены в себе, тем выше ваши шансы на успех. Уверенность в себе подростков - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, врачей, педагогов, философов.

Первая глава включает в себя основные значения пояса и ремня в русских обычаях и обрядах – как признак этической и нравственной нормы, как магический объект, как показатель материального благосостояния и социального положения, как атрибут военной одежды (по материалам литературных источников). Здесь же рассматриваются темы «Пояс и религия» и «Телесные наказания».

Вторая глава содержит информацию о связи уверенности в себе и самооценки, факторах, влияющих на уверенность в себе, мотивации достижения успеха. Эта же глава включает в себя постановку проблемы, цели, гипотезу и задачи исследования.

В третьей главе описана организация исследования, характеристика выборок испытуемых, а также использованные диагностические процедуры в исследовании.

В четвертой главе сообщаются и анализируются результаты исследования.

В конце работы приводятся выводы.

Целью данного исследования является изучение влияния ремня на уверенность в себе подростков.

Не одежда красит человека, но она, наверняка, влияет на его самоощущение. Никто не осознает ваш физический внешний вид лучше вас самих. Если вы плохо выглядите, то это отражается на том, как вы себя преподносите и взаимодействуете с людьми. Ваше восприятие самого себя значительно влияет на то, как вас воспринимают другие. К сожалению, пока еще методы психотерапии с помощью элементов одежды не являются общепризнанными. Литература по данной проблеме ограничена. Таким образом, данная тема малоизученна и данное исследование становится наиболее актуальным.

Практическое значение исследования определяется тем, что выявленное положительное влияние ношения ремня на волевые качества, уверенность в себе подростков необходимо учитывать в психологическом, педагогическом и воспитательном сопровождении детей и подростков.

Глава 1. Значение пояса и ремня в русских обычаях и обрядах

1. 1. Пояс – признак этической и нравственной нормы

В быту и обрядах русских поясу издавна придавалось большое значение. В старину говорили, что «появление без шапки и босиком не удивит сторонних так, как появление без опояски». Женщина без пояса считалась символом разврата, а мужчина – бессилия, также мужчине без пояса находиться на народе, в обществе считалось крайне неприличным. Распоясать человека означало обесчестить его. Так снятием пояса был оскорблен на пиру внук Дмитрия Донского князь Василий Косой (середина 15 в. ), что послужило предлогом к войне. В 1433 году два русских князя, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, пировали на свадьбе в доме Дмитрия Донского. Пояс Василия Косого вызывал всеобщее восхищение, но один из гостей признал в нём наследственную реликвию Донских и сказал об этом матери Дмитрия, и та на глазах всех приглашённых сорвала его с Василия Косого. Оскорблённый гость отправился в Галич, собрал войско и вместе с Шемякой пошёл войной на земли обидчика.

На Руси пояс служил родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение. В музеях Тобольска, Омска, Челябинска и других городов есть пояса и опояски, изготовленные почти 200 лет назад и переданные в музеи современными наследниками. Пояса перечислялись в завещаниях князей как фамильные драгоценности. Известно, что у Ивана Калиты было десять таких поясов. К поясу, будь он кожаный или золотой, обычно привешивались всякие необходимые мелкие вещицы: нож в ножнах, ложка в футляре, гребень, сумочки, заменявшие карманы, - в них хранили деньги.

О большом значении, которое придавалось поясу, свидетельствуют меткие народные выражения, связанные со словом «пояс». Например, «распоясанный» - неаккуратный, неряшливый, невоспитанный, «распоясаться» означает утратить приличие поведения. По русским поверьям, ходить без пояса было так же «грешно», как и без креста. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются отрицательные герои.

Итак, ношение пояса – это, пускай, небольшая, но всё же философия, определённый признак хорошего тона.

1. 2. Пояс как магический объект

С древнейших времен человеческого общества пояс рассматривался как некий оберег, магический объект, способствующий благополучию и удаче. Некоторые исследователи связывают такое значение пояса с его формой, формой правильного круга, замкнутой окружности. Представлялось, что пространство вокруг человека в форме замкнутого круга делает его недосягаемым, недоступным для злых духов.

Народ верил в могущественную силу пояса. Об этом свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины, где пояс рассматривался как оберег: "А от всякой порчи и злых колдунов носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство"

Английский врач Самуил Коллинз, проживший десять лет в Москве при дворе Алексея Михайловича, отмечал, что русские верят, что пояс придаёт силу, поэтому, ни мужчины, ни женщины не ходят без поясов.

Исследователь Н. П. Гринкова писала, что, по-видимому, в первоначальной стадии пояс являлся сам по себе магическим объектом. В быту русских крестьян он и в 19 в. признавался оберегом, с чем связано и опоясывание новорожденного во время крещения. Родившийся человек получал талисман, с которым проходила вся его жизнь. Старообрядцы, более длительно хранящие древние русские традиции, обычаю носить пояс придавали ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении на голое тело, носился до кончины и даже в бане не снимался.

Пояс определяет границу между своим и чужим. В Смоленской губернии существовал обряд входа в новый дом: хозяин входил первым, а за пояс втягивал в дом всех членов семьи. Считалось, что при помощи пояса можно "привязать" и скотину ко двору. Новокупленную скотину проводят через опояску, постланную у ворот, приговаривая: "Забывай старого хозяина, привыкай к новому". При первом выгоне скота тоже расстилали в воротах пояс. Пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку.

Считалось, что пояс имеет прямую связь с пупом - центром тела, где была сосредоточена вся жизненная сила, данная извне. Пояс удерживал эту жизненную силу внутри человека. Он наделяется лечебными и оплодотворяющими свойствами. При лихорадке больному следовало пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: "Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу" и перевязать ее своим поясом. У южных славян бездетные женщины в стремлении иметь потомство кладут под подушку пояс священника или носят при себе кусочек такого пояса. В Тамбовской губернии с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика. Она целовала его и дарила "девичь пояс". Считалось, сколько узлов на поясе, столько сыновей будет у молодой. Пояс увеличивал и физическую силу мужчин. Отсюда следует, что пояс тесно связан с темой плодородия.

Хотя со временем пояс приобрел более утилитарное значение, он продолжает играть большую роль в народных гаданиях, обрядах, во многих заговорах и как оберег. Люди верили, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия. Так, в Вологодской губернии девушки на поясе гадали о своем суженом: к поясу на ночь привязывали замок, запирали его, и ключ клали под голову со словами: "Суженый-ряженый, отомкни меня" . В Смоленской и Калужской губерниях под Новый год хозяйки связывали попарно бытовые и хозяйственные предметы по примете: в наступающем году все в доме будет удваиваться, прибавляться, Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом. Если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется .

Особую знаковую роль пояс играл во время свадьбы. Им благословляли дочерей родители, а невеста в знак согласия на предложение выйти замуж через сватов передавала для жениха сотканный ею пояс (обычно красного цвета). После этого изменить своё решение и отказаться от свадьбы она уже не могла. В некоторых районах согласие на замужество девушка выражала тем, что впрыгивала в красный пояс, расстеленный сватами на полу в виде круга. А во время свадьбы жениха и невесту связывали поясом и водили по кругу – «чтобы согласно жили». Пояс как бы ограждал молодых от бед и привязывал их друг к другу. Одаривая поясами родственников мужа, молодая показывала свою принадлежность к их семье. Она бросала пояс на печь, входя в дом мужа.

Пояс сопровождал русского человека с рождения до смерти. Его надевали новорождённому при крещении вместе с крестом. При трудных родах все присутствующие в доме женщины должны были «распоясаться» - снять свои пояса. То, что женщина снимает пояс, обозначает не ее незащищенность и слабость без оберега, а вступление в контакт с силами природы. На Украине роженицу заставляли переступить через разостланный на полу красный плетёный пояс – это значило, что тогда она легко будет рожать.

Считалось, что без пояса и «на тот свет не пустят». Поэтому покойника всегда опоясывали, а после выхода процессии со двора, ворота перевязывали красным поясом, с тем чтобы больше в этом доме мертвецов не было. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс. С чего начиналась жизнь, им и заканчивалась.

В ритуалах, связанных с общением с нечистой силой пояс снимали одновременно с крестом. Вместе с тем снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, нечистой силе и т. д. Посвящаемый в колдуны должен был, прежде чем приступить к исполнению обряда, отречься от атрибутов христианства, в том числе снять с себя пояс, осмысляемый как оберег и как знак - символ судьбы. Поэтому пояс снимали при добывании "цветка папоротника" в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения обрядов против эпидемий и падежа скота; этот же прием используют северо-русские девушки для гаданий: перед сном кладут пояс под подушку, приговаривая: "Пояс мой, пояс, покажи жениха и поезд" . Пояс может использоваться для передачи магических знаний: например, при трудной смерти колдун пытался передать свои способности кому-либо, чтобы благополучно скончаться, он обманом заставлял взять у него из рук некий предмет, в который предварительно помещал свое знание. Таким предметом мог быть веник, пояс, полотенце и т. д. Н. А. Криничная приводит пример из рассказа информатора: леший "наговорил" нечто на пояс девятилетнего пастуха, отдал этот магический предмет его владельцу со словами: "Завтра утром приведешь коров, в лес не ходи. Утром распусти, вечером затяни, на ночь сымай". Это обеспечивает успех в пастушеском промысле .

Поскольку сам пояс всегда воспринимался как мощнейший оберег, то естественно было дополнять его знаками, несущими тоже значение оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые. Иногда в своём сложном сочетании они образовывали целый рассказ, а позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями. Обряд «чтения» узоров на поясах и полотенцах сохранялся в России до середины 19 века и происходил на Крещенские празднования, к которым часто приурочивались смотрины невесты. Для этого выбирали мастерицу, хорошо знавшую значение всех элементов орнамента. Показывая собравшимся изделие просватанной девушки, она подробно объясняла значение изображённых на них узоров. Основное значение амулетов придавалось ромбам, кругам и свастике. Также очень важно было и изображение женской фигуры, древа жизни и животных, а символические их значения не менялись со времён язычества. С 18 века начинают широко распространяться надписи. Их так и называли «опояски со словесами» - со словами молитвы, вытканной вдоль; со словами посвящения на дарственных поясах, а на выполненных по заказу – с указанием, кому принадлежит пояс, а нередко и с именем мастерицы. Сейчас этот обычай забыт, и о символике орнамента поясов можно только догадываться. Орнамент, как и пояс, превращается в украшение.

Таким образом, с древнейших времён в бытовой культуре разных народов пояс рассматривался как очень сильный оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцу. Постепенно в быту вера в магическую силу пояса утратилась. Из предмета постоянного ношения, он превратился в обычный элемент одежды. Хотя все же в обрядах и обычаях сегодняшних дней пояс продолжает иметь и магическое значение.

1. 3. Пояс и религия

Известно, что тайна обаяния богини любви Афродиты скрывалась в поясе. Поэтому гречанки, вступая в брак, приносили к её храму сотканные своими руками пояса . У православных тканый пояс, опоясывающий служителя церкви, по словам Симеона Солунского, «показывает Спасителево служение о пастве». Пояс, лежащий на чреслах священника, символизирует крепость и могущество Христа, а вместе с тем чистоту души и тела служителя церкви, его на себя повязавшего. При опоясывании во время богослужения всегда, читаются слова: «Благословен Бог, препоясуй мя силою и положи непорочен путь мой» Кожаный пояс монаха означает умерщвление плоти, обновление духа и готовность на всякое благое деяние: «Дабы быть мёртвым для пожелания и мужественным в добродетели».

Считали, что, «не подпоясавшись, нельзя ни молиться, ни обедать, ни спать ложиться». Пояс из тонкой плетеной сетки, где завязывание каждого узла сопровождалось чтением определенной молитвы, носили на голом теле, веря, что он сохранит его владельца от всего дурного. Такую же роль играла и лента-пояс с написанной на ней молитвой и называвшая по первым словам этого освящающего ее текста «Живый в помощи »

Итак, во многих религиозных культах поясу приписывается магическая роль, и с ним связаны разнообразные ритуалы.

1. 4. Пояс как опознавательный знак материального благосостояния и социального положения

Английский врач Самуил Коллинз, проживший 10 лет при дворе царя Алексея Михайловича, писал своему другу в Лондон: «Русские носят рубаху сверх подштанников, препоясываются ниже пупа, потому что считают, что пояс повязанный таким образом, придаёт им мужскую силу. Женщины тоже не ходят без поясов под страхом небесной кары». А побывавший в России в начале 16 века немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн сделал вывод, что традицию препоясывания по бёдрам (с тем, чтобы обязательно выдавался живот) у русских переняли и итальянцы, и испанцы, и даже немцы.

Пояса одевались не только поверх одежды, скрепляя её элементы и образуя «пазуху», но и на голое тело. Препоясываться могли и туго, и свободно, и по центру живота, и сбоку («кособрюхо») Все эти детали определяли возраст и социальное положение человека. Так, например, подпоясывающийся «под брюхо» заявлял окружающим о своём материальном благосостоянии.

Пояса на Руси изготовлялись из самых разных материалов. Правящее сословие могло иметь кованные из благородного металла пояса - золотые и серебряные, с дорогими камнями; кожаные, со всякими украшениями, пластинами, и тканые шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. Крестьяне носили более простые пояса. Они плели, ткали или вязали их из шерстяных, льняных, конопляных нитей и даже из лыка. В каждом крестьянском хозяйстве изготовляли пояса женские и мужские - для повседневного употребления и праздничные.

Сохранилось общее представление о том, что более яркие пояса принадлежали молодым людям, относились к радостным событиям, что старшему возрасту приличен цвет потемнее, узор поскромнее, что не годится в будни носить «баские», т. е. богато украшенные пояса.

А вот ременные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа - женщины не носили их никогда. Не забудем, что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли "опоясанным", пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение "лишить (отрешить) пояса", оно значило "лишить воинского звания". Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишали сана.

Таким образом, материал и внешний вид пояса зависели не только от его назначения, но и от сословного и имущественного положения владельца. Бросив взгляд на ремень и пряжку собеседника или прохожего, можно было оценить вкус владельца, узнать о его достатке, возрасте, роде занятий, настроении и даже характере.

1. 5. Телесные наказания

В домашнем быту ремень может играть довольно «выдающуюся» роль. Это – средство наказания. Хотя в наши дни общественное мнение, безусловно, против применения телесных наказаний, всё-таки встречаются случаи применения таковых в семейном воспитании. И тема «Телесные наказания» для нас не является совершенно отдалённой. Но прежде всего, конечно, она диктуется историей.

Телесные наказания - одна из наиболее древних мер наказания, заключающаяся в применении наказуемому лицу физической боли или увечья. Они существовали под различными названиями: сечение розгами, избиение плетью и экзекуция кнутом [20]. Присутствие телесных наказаний можно проследить по хронике событий разных стран.

Евреи имели установленное количество ударов, наделяемых добровольной рукою, экзекуции розгами или плетьми в виде наказания, налагаемого правосудием, были введены у еврейских народов римским правом.

В Италии одно время каждый округ, каждая провинция, каждый город прибегали к своим особенным телесным наказаниям. Тосканский уголовный кодекс, опубликованный в 1786 году герцогом Тосканским, говорит о том, что уже тогда телесные наказания были в ходу и рассматривались как средство, способствующее поддерживать в порядке и равновесии законность.

Из старых немецких уложений о наказаниях, а также и из юридических архивов видно, что при исполнении телесных наказаний применялись то плети, то палки, то розги. В тюрьмах и исправительных домах в смысле наказания арестованных творились ужасные безобразия, злоупотребления были вопиющие. В Германии и Швейцарии судьи и члены магистрата пользовались почти неограниченной властью и даже при самых незначительных проступках назначали виновным ужасные экзекуции с помощью палочных ударов.

В полицейских дворах Голландии женщин секли сразу целыми дюжинами, причем подобное зрелище считалось настолько интересным, что посторонняя публика очень часто подкупала служащих и за известную мзду получала право присутствовать при подобной массовой экзекуции.

В Англии телесные наказания процветали в высшей степени. Среди англосаксов в то время, когда штат прислуги состоял еще из рабов и крепостных, удары считались самым обычным наказанием за любой проступок, и далеко не редко случалось так, что подчиненные по приказанию своего господина или госпожи засекались до смерти.

В Саксонии жертву, совершенно нагую, ногами плотно привязывали к скамье, экзекуторы награждали ее ударами маленьких розог, состоящих из трех прутьев. Саксонки также не брезгали собственноручно наказывать своих служанок розгами

Таким образом, можно было бы привести ещё много примеров, и все они похожи друг на друга. Но с конца 18 в. страны Европы под влиянием идей Просвещения стали одна за другой отменять этот вид наказания.

В Российской империи до начала 20 века для наказания крестьян по приговорам волостных судов, бродяг, ссыльных и как исправительная мера ремесленных учеников применялись розги. Многие, рассматривая розгу как средство наказания, глубоко убеждены в том, что она только позорит преступников и делает их еще более закоренелыми, ожесточая и действуя пагубным образом на и без того испорченный характер. Не говоря уже о вредном моральном влиянии телесных наказаний, последние особенно пагубным образом отзываются на здоровье женщины, так как мышечный аппарат последней, безусловно, богаче кровеносными сосудами, нежели мужской, и потому гораздо чувствительнее к розге или плети и более восприимчив в смысле вредных последствий.

При воспитании детей розга считалась у родителей неизбежным средством, и не только по отношению к малышам и подросткам, но и в зрелые годы.

Историки утверждают, что еще шестьдесят лет назад, не говоря уже о прошлом веке, дети в возрасте от двух до семнадцати лет большую часть своего дня проводили в известной всем позе на коленях матери или гувернантки. "Кто избегает применять розгу, тот портит ребенка" – гласила старая поговорка, и если бы под влиянием частых порок дети исправлялись, то мальчики и девочки прошлого столетия должны были бы быть сущими ангелами: в чем бы другом, а уж в ударах и колотушках они недостатка не терпели .

Благодаря материалам рукописи, носящей название «Азбуковника» можно заглянуть в русскую школу 17 века. Рукопись содержит обширный раздел – о наказаниях, ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно «Азбуковники» начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе:

Благослови, Боже, оные леса,

Иже розги родят на долгие времена

И не только «Азбуковник» воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память» .

Не нужно, однако, думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры – хорошее учение искусной поркой не заменишь. Но если «сладкое поучение» не шло в прок, то в дело вступал «педагогический инструмент», по уверениям знатоков, «вострящий ум, возбуждающий память». Правила на этот счёт изложены доступно самому «грубоумному» ученику:

Если кто учением обленится,

Таковый ран терпите не постыдится

Рассказывают, что в знаменитую школу в Ясной Поляне местные крестьяне отдавали своих детей крайне неохотно. Вскоре после открытия школы стало известно: сумасбродный граф Толстой, решивший безвозмездно обучать крестьянских детей, не практикует телесных наказаний. А разве это учение без битья? – рассуждали родители. Чему научится дитя, не испытывая трепета перед розгой?.

Такое представление о школе было освящено тысячелетней традицией и распространено практически повсеместно до недавнего времени.

Из всего вышеперечисленного ясно, что телесные наказания до 20 в применялись очень охотно. Считалось, что если отроку не дается учение, то это скорее всего есть следствие его лености и нерадивости, искореняемых розгами. Применение розги должно было вызвать и повышение нравственного уровня. Современные же дети могут только вздохнуть с облегчением и называть себя в сравнении со своими предками счастливыми. Они не могут иметь достаточно ясного представления о тех временах, когда розга была в употреблении почти целый день.

1. 6. Ремень как атрибут военной формы

Ремень (Riemen взято изъ славнск. ) полоска, рубезокъ, тесьма, лента; собств. узкая и долгая полоса кожи .

Ремень – длинная полоса из кожи, ткани или другого плотного материала с пряжкой или крючками. Служит для стягивания, закрепления и поддержания чего-либо .

Ремни берут своё начало из славных рыцарских времен. Рыцарский пояс представлял собой, как правило, достаточно длинный кожаный ремень различной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. Тогда они выполняли весьма важные для мужчин функции, а именно - защищали жизненно важные участки тела (живот например). В бою на ремень пристегивали оружие, в быту – кошельки и ключи. Рыцарский пояс-ремень был таким же атрибутом принадлежности к рыцарской касте как и золотые или позолоченный шпоры. Так, мы можем видеть в различных преданиях, легендах и сказаниях о церемонии посвящения в рыцари на которой бывшему не рыцарю при возведении его в ранг рыцарей опоясывали кандидата рыцарским поясом

В следствии развития военной униформы появился кожаный ремень с металлической, удобно расстегиваемой пряжкой. Ремень, носимый поверх одежды, имел массу полезных функций. Он позволял использовать его для ношения кобуры для личного оружия, патронных сумок, продмешка, саперной лопатки, а при отсутствии оружия и умелом использовании пряжка ремня могла быть использована как смертельное оружие. Кроме того, поясной ремень в совокупности с патронными сумками или дополнительными петлями позволял носить портупею. К немаловажным преимуществам ношения военного поясного ремня можно отнести возможность моментального расстегивания (вместе со всей носимой амуницией) и избавлением от него. При маневрах в обстановке боя именно это мгновение может спасти жизнь солдату. И наоборот, до сих пор с арестованного или пленного солдата всегда снимают ремень. Это происходит не только из соображений безопасности, но и потому, что без ремня ты вроде уже не солдат.

Таким образом, история широких кожаных ремней с пряжками тесно связана с военной одеждой. Этот атрибут военной формы, с детства у нас ассоциируется с силой и властью.

Глава 2. Уверенность в себе, пути ее повышения

2. 1. Уверенность в себе и самооценка

Уверенность в себе – основа для того, чтобы радоваться жизни и иметь силы действовать (Ф. Шиллер). Уверенность в себе – это способность полагаться на себя, это отвага мыслей, чувств и поступков (П. Вайнцвайг) . Какие красивые слова, прославляющие уверенность в себе, оказывается можно привести. А вот гораздо более прозаическое определение, данное в «Психологическом словаре»: «Уверенность в себе – переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам». Из всех этих определений получается, что в основе радости жизни, способности полагаться на себя лежит чувство соответствия своих возможностей тем задачам, которые ставит перед нами жизнь. И для того, чтобы чувствовать уверенность в себе, надо проанализировать стоящие задачи, рассмотреть свои возможности и, если они друг другу не соответствуют, нужно увеличить возможности (позаниматься, потренироваться) или, в случае если первое затруднительно, изменить задачу. На языке психологов задачи, которые мы ставим перед собой, называются притязаниями, а оценка возможностей – самооценкой. Таким образом, понятно, что уверенность в себе и самооценка - вещи, связанные напрямую.

Внутренний мир личности, ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека, так или иначе, соотносится с его представлением о себе самом и о том, каким он должен быть и хотел бы быть. Самооценка, является сердцевиной личности, важнейшим органом душевной жизни; он регулирует поведение и деятельность человека.

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою актуальность. Всегда, человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может. В других же, напротив, – его самооценка оказывается слишком робкой, и он способен на несравненно большее, чем сам предполагает.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу «Я». Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной .

Самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Именно самооценка существенным образом влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к личностному росту.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным.

Разница между уверенным в себе человеком и неуверенным особенно заметна в тот момент, когда нужно сделать решительный шаг. Первый концентрирует перед собой поставленную задачу, думает о том, что он должен сделать. Второй. умудряется припомнить все свои провалы, несчастья и проблемы вместе взятые. Он вспоминает, как в детстве ему нахамили во дворе, как в прошлом году он подошел к учителю просить помощи в изучении темы и. получил двойку по математике, как на уроке физики пытался пересказать параграф по термодинамике и как весь класс смеялся, слушая реплики физички по поводу его умственных способностей. И, конечно же, вечную присказку взрослых: "Ну, все не как у людей".

Неуверенный в себе человек скрывает свои желания и потребности, сдерживает чувства, никогда не выражая их прямо и непосредственно — они время от времени лишь «вырываются» наружу в виде неожиданного взрыва, например плача или крика, ему трудно сказать «нет», он избегает общения с людьми, которые по социальной иерархии находятся выше его, избегает ситуаций, которые могут, по его мнению, угрожать его представлению о себе, точнее, сохранению его представлений о собственной ценности. При этом круг таких ситуаций бесконечно расширяется, поскольку любой случай проявления неуважения, грубости, даже не адресованный ему лично, воспринимается как наносящий ущерб его «Я». Неуверенный в себе человек постоянно ощущает необходимость в защите, в отстаивании своих прав, прав своей личности или охране своего «Я» от столкновения с ситуациями, которые могут угрожать ему. Он постоянно чувствует, что его возможностей недостаточно для того, чтобы добиться успеха в таких ситуациях и тем самым защитить себя, что он не имеет необходимых средств, способов поведения. Поэтому он постоянно испытывает волнение, тревогу, даже страх. Кроме того, неуверенный в себе человек постоянно испытывает чувство вины, может быть, более для нас привычное под названием «угрызения совести». Неуверенный в себе человек оказывается как бы в капкане отрицательных чувств — тревоги, страха, вины .

Уверенный же в себе человек, напротив, знает, что он имеет определенные права, умеет и может точно определить и выразить так, чтобы это не затронуло чувства окружающих, свои желания, потребности, чувства, переживания, сказать о том поведении, которого он ждет в той или иной ситуации от других людей. Он умеет строить отношения с другими людьми, что называется, «на равных», вне зависимости от положения, которое те занимают, умеет обратиться с просьбой к другому человеку и в случае необходимости вежливо ответить отказом.

Таким образом, можно сказать, что уверенный в себе человек убежден в праве на реализацию потребностей своего «Я» и владеет способами и формами такой реализации. Естественно, эта реализация не ущемляет потребности других людей, прежде всего в силу того, что ему не надо заботиться о защите своего «Я» .

Итак, правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек - особенно ребенок - думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке.

Проблема неуверенного человека – недостаток самопринятия, любви к себе. Формирование правильного самовосприятия у ребенка- сложная задача, потому что требования жизни постоянно меняются по мере того, как ребенок растет и развивается. И возможно, что подростку, который был вполне уверен в себе в более раннем возрасте, когда начинал ходить, теперь требуется помощь, потому что ему трудно учиться в школе. Многие дети продолжают нуждаться в помощи и поддержке других людей, особенно родителей, когда начинают искать себя. Помогать ребенку обрести устойчивое, правильное самовосприятие - наиболее важная и благодарная задача взрослых.

2. 2. Как преодолеть неуверенность и повысить уверенность в себе

Легко понять, что слово "уверенность" происходит от слова "вера". То есть человеку надо почему-то ПОВЕРИТЬ в то, что он - "нормальный, хороший, лучше всех". А с чего это вдруг человек ПОВЕРИТ? Особенно такой человек, который до этого много раз убеждался, что он "хуже всех, не такой, как все, и вообще никуда не годится". Ведь просто так убедить человека, который считает себя "черненьким", в том, что он "беленький" - сложно.

Оглядитесь вокруг. Что объединяет уверенных в себе людей? Прежде всего то, что они черпают энергию внутри себя, они ее излучают. И именно этот внутренний свет привлекает к ним других. Люди тянутся к внутренне сильным, самодостаточным личностям. Парадокс, но любовь и уважение часто получает совсем не тот, кто старается заполучить их любой ценой. Первая задача неуверенного в себе человека - найти свой собственный источник энергии. Это может быть все что угодно: от веры в Бога до любви к бабочкам. Но каждый должен найти его самостоятельно, иначе источник не заработает.

Если в детстве вам не хватало внимания и любви и вы до сих пор перебираете старые обиды, возьмите листок бумаги (или, если обид очень много, толстую тетрадь!), разделите его на три колонки. В первую запишите все те истории, которые не дают вам спокойно жить, во второй - подробно опишите свои эмоции, связанные с этими историями. Чтобы заполнить третью колонку, вероятно потребуется некоторое время. В ней вам нужно будет указать хоть какой-то положительный результат своих мучений (например, что нового вы узнали о жизни, о людях, чему научились и т. д. ). Перечитайте еще раз написанное, а потом спрячьте этот листок в какое-нибудь укромное местечко. Скажите себе, что отныне у ваших воспоминаний свое место. И если вдруг вам очень захочется, вы всегда сможете ими "полюбоваться". Дело в том, что мы, как это ни парадоксально, любим свои обиды и страдания, холим и лелеем их, боясь лишиться. Нам кажется, что наши обиды - это часть нашего "Я" и, утратив их, мы потеряем себя, изменимся. А человек подсознательно опасается всяческих перемен. Дайте себе слово, что больше не будете "коллекционировать" обиды. Привыкайте решать проблемы по мере их поступления. Если на вас обрушил свой гнев взрослый, не воспринимайте это как личное оскорбление. Подумайте о том, что у него тоже могут быть проблемы. Если от его крика у вас мурашки по коже, сделайте глубокий вдох и скажите спокойно, что плохо переносите, когда на вас кричат. Очень может быть, что собеседник вообще онемеет от удивления.

О человеке может многое рассказать его походка. Люди с опущенными плечами и вялыми движениями демонстрируют недостаток уверенности. Они не увлечены тем, что они делают, и не считают себя важными. Тренируя правильную осанку, вы автоматически почувствуете прилив уверенности. Стойте прямо, поднимите голову, смотрите в глаза. Так вы произведете положительное впечатление на окружающих и сразу же почувствуете живость и прилив сил.

Если вам нахамили в школе или на улице, не стоит думать, что нужно как-то ответить, а то пострадает ваше достоинство. Не напрягайтесь. Оставьте хамство - хамам.

Возьмите себе в привычку хвалить других людей. Прекратите заниматься сплетнями за глаза, и старайтесь делать комплименты окружающим. Поступая так, вы станете больше нравиться людям и укрепите уверенность. Выискивая все лучшее в других, вы косвенно открываете и свои лучшие стороны.

Старайтесь также избегать жалующихся, вечно всем недовольных людей. Выбирайте друзей внимательнее. Лучшая опора для человека, который стремится стать уверенным, это любящие люди. Если они у вас есть, то все у вас получится. Если нет, придется хорошенько поискать.

Во время групповых обсуждений многие люди никогда не высказываются, потому что боятся, что их осудят за то, что они говорят глупости. На самом деле этот страх не обоснован. Как правило, люди принимают других более охотно, чем мы представляем. Фактически, точно такой же страх испытывает большинство. Стараясь высказываться, как минимум, один раз на каждом групповом обсуждении вы улучшите свои ораторские навыки, станете увереннее мыслить, и другие члены группы признают в вас лидера.

Так же как и ваш внешний вид, физическая форма оказывает огромное влияние на уверенность. Если вы не в форме, то будете чувствовать себя неуверенным, непривлекательным и менее энергичным. Занимаясь спортом, вы улучшите свою физическую внешность, зарядитесь энергией и сделаете что-то позитивное. Дисциплинированные занятия спортом не только повысят ваше самочувствие, но и создадут положительный настрой на весь день.

Когда вы слишком сильно концентрируетесь на достижении своей цели, ваш мозг начинает придумывать причины, по которым вы ее не добьетесь, а это приводит к тому, что вы начинаете рассуждать о собственных слабостях. Лучший способ избежать этого — осознанная благодарность. Ежедневно находите время, чтобы в уме перечислить все, за что вам следует быть благодарным. Вспомните свои прошлые достижения, особые умения, любовные отношения и другие позитивные моменты. Вы будете удивлены тем, сколько всего в жизни складывается для вас хорошо, и получите стимул для следующего шага к успеху.

Если до сих пор вы "коллекционировали" неудачи, то теперь необходимо "собирать" успехи. Большие и малые. Любые. От удачной шутки до хорошо сваренного кофе. Не проистекает ли неуверенность от того, что вы чувствуете себя не вполне образованным? Нет людей, которые знают и умеют все. Важно хотеть знать и уметь больше. Развивайтесь, не стойте на месте - это, безусловно, придаст вам сил и уверенности.

Не завидуйте уверенным! Зависть - удел тех, кто поставил на себе крест. Если у вас есть человек, на которого хочется быть похожим, не бойтесь подражать ему. В конце концов, как ребенок, начиная жить, копирует людей, так и всякая личность начинается с подражания.

А все начинается в детстве Так же точно как родители могут обеспечить ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить ему и душевное здоровье.

Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже, казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, однако, талант менее заметен. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения многих задач. У третьих просто милый характер. Всем детям, независимо от их достоинств, необходимо знать, что родители любят их и гордятся ими. Чем сильнее дети чувствуют любовь, тем больше они стараются себя проявить.

Итак, подведем некий итог: для того, чтобы достигнуть уверенности в себе необходимо прежде всего ВЕРИТЬ. Не менее важно - разобраться в себе, в своих отношениях с окружающими, правильно оценить себя, т. е. ЗНАТЬ себя. Приведенная здесь информация может оказать вам реальную пользу на практике, поднять вас в первую очередь в собственных глазах. Многое зависит от вашего желания и интереса.

2. 3. Мотивация достижения успеха

Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше? У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей, связанное со стремлением личности добиваться успехов и избегать неудач.

Мотивация достижения — это одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки в деятельности. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало.

Мотив достижения успеха является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь. Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое.

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успеха в различных видах деятельности. Основателями этой теории считаются американские ученые Д. Мак-Клелланд, Д. Аткинсон и немецкий ученый Х. Хекхаузен .

На развитие мотивации достижения успеха влияют:

- требования, предъявляемые человеком к самому себе;

- тревожность;

- достижения и неудачи, которые имели место в прошлом;

- представление человека о самом себе (самооценка).

В развитии мотивации достижения успеха важную роль играет самооценка. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на неудачу, — нереалистические, завышенные или заниженные самооценки. С величиной самооценки связаны удовлетворенность или неудовлетворенность человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи.

Стремящиеся к успеху, свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, старанию и т. п. ), стремящиеся к неудаче — внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т. п. ).

Вместе с тем люди, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом; правильно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, не расстраиваются.

Вспомним знаменитую формулу У. Джеймса:

Самоуважение = Успех

Притязания где он фактически указал на два пути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представления о себе, либо, увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель, поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудро заметил Джеймс, наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать, и что мы вознамерились совершить”.

Таким образом, развитие мотива достижения успеха проявляется в укреплении умения использовать индивидуальные нормы оценивания и находить причины происходящего внутри себя, чувствовать ответственность за происходящее, полагаться на собственные усилия, умения и навыки. Такое восприятие происходящего связано с уверенностью в себе и высокой оценкой вероятности достижения успеха.

2. 4. Постановка проблемы, цели, гипотеза и задачи исследования

«Встречают по одежке» - все это слышали и не раз. Именно одежда делает человека поистине стильным, а его образ целостным. Кроме того, одежда еще влияет на самоощущение, настроение человека. И ремень в этом – не исключение. В этом случае играют роль факторы:

Психоэнергетический. Металлическая пряжка, расположенная на животе, - это мощный щит от внешних электромагнитных воздействий одновременно усилитель, концентратор энергоинформационных полей. Усилитель находится в зоне силы и активности. Здесь, между солнечным сплетением и пупком, - сосредоточение власти, энергия, направленная на внешний мир.

Телесно-мышечный. Ремень, обхватывающий талию, поддерживает тонус мышц спины, живота, груди и ягодиц, формирует правильную осанку. Корпус, а вместе с ним и весь человек приходят в активное состояние.

Эмоционально-образный. Ремень – атрибут военной формы, с детства у нас ассоциируется с силой и властью. Не случайно его испокон веку использовали как педагогическую угрозу: один его вид приводит в трепет непослушное чадо. И мальчики, затевая игры в «настоящих мужчин», в первую очередь надевают на себя отцовский ремень. Во многих религиозных культах поясу приписывается магическая роль, с ним связаны разнообразные ритуалы.

Эти факторы говорят о том, что ремень можно рассматривать как средство, усиливающее волевые качества человека, уверенность в себе.

Надел ремень:

Рука – кремень,

Спина – струна,

Нога крепка,

Грудь дышит враз,

Сверкает глаз,

И ловит нюх

Победы дух!

К сожалению, пока еще методы психотерапии с помощью элементов одежды не являются общепризнанными. Литература по данной проблеме ограничена. Таким образом, данная тема малоизученна и требует дальнейшей разработки.

Исследование проводилось в Комсомольской средней школе Кунгурского района Пермского края. В начале работы исследовалась теоретическая основа, т. е. рассматривались, изучались вопросы значения пояса и ремня в русских обычаях и обрядах, уверенность в себе и пути ее повышения по различным источникам – статьям научных журналов, книгам, сайтам интернета. Затем проводилось диагностическое исследование.

1 этап- исследование особенностей отношения к ремню подростков. Выборку составили 100 учащихся 8-11 классов.

2 этап- изучение самооценки и мотивации достижения. Выборку составили 40 учащихся (10 юношей и 10 девушек) группы А– подростки, которые носят ремень почти всегда и 20 учащихся (10 юношей и 10 девушек) группы Б - подростки, которые никогда не носят ремень. При этом в выборки А и Б вошли учащиеся 8-11 классов с примерно равными показателями успеваемости: в группе А среднее значение отметок за 1 полугодие – 3,74, а в группе Б – 3,67. Исследование проводилось в групповом режиме, в компьютерном варианте, в равных условиях.

Следующий этап работы – интерпретация полученных данных, по которым можно сделать вывод по гипотезе исследования.

Анализ изучения особенностей отношения к ремню подростков

Проведенное исследование позволило выявить следующие факты. В первую очередь для подростков ремень – это средство украшения (56%). 37% считает, что ремень – это поддержка для брюк и юбок. 10 % - что это мужской аксессуар, 11% - предмет элегантности. Ремень – это средство наказания и устрашения, считает всего 5% и что ремень – это атрибут военной формы считает 7% опрошенных.

По данным анкетирования, почти всегда ремень носят 35% подростков, иногда - 45% и 17% никогда не носят ремень.

Со словом «ремень» у подростков возникают различные ассоциации. Положительные – это модная штучка, воспитание, красота, брюки, пряжка, приспособление, джинсы, мода, талия, удобство, прочность, держание себя в форме, вещь, костюм, защита, стиль, мужество, пояс, сила, поддержка. Также есть и отрицательные ассоциации – это наказание, порка, боль, избиение и зло. Их всего называют 2% от всех анкетированных детей.

54% учащихся считает, что ремень оказывает положительное влияние на собранность, уверенность и волевые качества человека. 34% опрошенных считает, что влияния ремней нет. 10% - затрудняются ответить на этот вопрос. И лишь 2 % считают, что ремень оказывает отрицательное влияние на вышеперечисленные качества человека.

В своём гардеробе подростки имеют 2-3 ремня – 52% , 4-5 – 16%, 6 и более ремней – 15%, 1 ремень имеют – 9% и 0 – 6%.

По общему мнению, подростки отдают предпочтения таким ремням, как кожаный 35%, с большой пряжкой 14%, чёрный 12%, широкий 11% и красивый 10%. Учащиеся предпочитают также и мягкий, удобный, элегантный, узкий, текстильный, яркий, комфортный, модный, качественный, стильный, строгий, глянцевый, неброский, практичный, надёжный, крепкий, мужской, блестящий, с узорами, с удобной застёжкой, с красивой и аккуратной пряжкой ремни.

На вопрос «Как носить и с чем сочетать ремень? Что ты об этом знаешь?» подростки отвечают:

- ремень можно носить с брюками, платьями, туниками, юбками на талии или на бедрах;

- ремни должны гармонировать с одеждой или обувью или сумкой, портфелем;

- соблюдать стилевое единство (классический, спортивный, повседневный или праздничный стили);

- приветствуется сочетание ремня с цветом сорочки, рубашки или узора на них, со вставками на джинсах и всевозможными яркими деталями (аксессуары и прочее);

- выбирать ремень в зависимости от особенностей фигуры;

- стильный, красивый ремень должен быть виден окружающим;

- чтоб с ремнем было удобно и комфортно;

- ремень без слов может подчеркнуть стиль и чувство вкуса.

Таким образом, подростки многое знают о «поясной» моде. Они верно называют основные правила подбора и использования ремня. При изучении литературы мы же имели возможность познакомиться с некоторыми стилистическими тонкостями. Например, желательно сочетание пояса с ремешком часов (по возможности, хотя бы пряжка должна соответствовать металлу циферблата). Или ремень можно застегивать на любую дырочку кроме первой и последней (первая – послеобеденная), а хвост ремня продевать не более чем в два шлица.

Итак, ремень – стильный элемент гардероба. Важно выбрать то, что вам подойдет, и как можно чаще носите ремни, ремешки, ремнищи, с пряжками и без, гибкие и жесткие, и чувствуйте себя собранным и твердым!

Сравнительный анализ изучения показателей самооценки и уровня притязаний в двух выборках

В ходе исследования были получены следующие результаты:

Таблица 1. Средние значения показателей самооценки.

У подростков группы А, которые носят ремень, средний уровень показателей самооценки выше по всем 6 шкалам по сравнению с подростками группы Б, которые не носят ремень.

Наиболее отличаются средние значения двух групп по шкале «Характер»: в группе А – 78,05, что на 30% выше, чем в группе Б (54,85). По шкале «Уверенность в себе»: в группе А – 82,4 , что на 28% выше, чем в группе Б (59). Таким образом, показатели самооценки (характер и уверенность в себе) у подростков, которые носят ремень значительно выше, чем у подростков, которые не носят ремень.

У испытуемых группы А самооценка «Внешность» составила 75,85, что на 22% выше, чем у испытуемых групп Б (58,45). Значения шкалы «Авторитет у сверстников» у подростков с ремнями тоже выше (78,65), чем у подростков без ремней (59,65) на 24%. Таким образом, средние величины показателей самооценки у группы А (75,31) выше, чем у группы Б (60,81) на 19%.

И в целом результаты таблицы 1 показывают, что более высокий уровень самооценки в группе А, где подростки очень часто носят ремень.

Исследуя самооценку качеств личности, видим что в группе А присутствуют «средний», «высокий» и «завышенный» уровни, причем «средний» – доминирует (у 60%). «Средняя» самооценка удостоверяет адекватное восприятие подростком самого себя. «Высокая» самооценка (у 35%) свидетельствует о достаточном принятии себя и самоуважении. Эти данные говорят о том, что в группе А присутствует фактор, положительно сказывающийся на успешности выполнения деятельности, на уверенности в себе подростков.

В группе же В присутствуют «низкий», «средний» и «высокий» уровни, причем «низкий» – доминирует (у 50%). «Низкая» самооценка (недооценка себя) указывает на определенные отклонения в развитии личности, на неуверенность в себе.

Таким образом по результатам исследования самооценки, подростки группы А более реалистически воспринимают себя и свои возможности, тем самым могут быть более успешными в деятельности по сравнению с подростками группы В.

Таблица 2. Средние значения уровня притязаний.

У подростков группы А, которые носят ремень средний уровень показателей притязаний выше по всем 6 шкалам по сравнению с группой Б, которые не носят ремень.

Наиболее отличаются средние значения двух групп по шкале «Характер» в группе А (85,5), что на 17% выше, чем в группе Б (72, 25) и по шкале «Авторитет у сверстников» в группе А (84,15), что на 15% выше, чем в группе Б (71,3). Средняя величина по всем 6 шкалам в группе А (87,92) тоже выше, чем в группе Б (79,41) на 10%.

Таким образом результаты таблицы 2 показывают, что подростки группы А, которые носят ремень в среднем имеют более высокий уровень «Я – идеального», чем подростки группы Б, которые не носят ремень.

Исследуя уровень притязаний, видим что в группе А присутствуют «завышенный», «высокий» и «средний» уровни, причем «высокий» – доминирует (у 50%). Сравнительно «высокий» уровень притязаний подтверждает оптимальное представление о своих возможностях у подростков, что является важным фактором личностного развития. Такие подростки не только умеют добиваться поставленных целей, но и постоянно идут вперед, ставя перед собой все новые цели. «Средний» результат уровня притязаний (у 10%) свидетельствует о том, что такие подростки хорошо знают, чего они хотят достичь, не стремятся к большему, а имеют ровно столько, сколько им нужно для комфортного состояния. Эти данные говорят о том, что в группе А в большей степени (60%) присутствует реалистический уровень притязаний (соответствующий возможностям). «Завышенный» же уровень притязаний (у 40%) удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям.

В группе В присутствуют все виды уровня притязаний, причем «высокий» и «средний» вместе составляют 55%. «Низкий» и «завышенный» же уровень (у 45%) указывает на определенные отклонения в развитии личности, нереалистическое отношение детей к своим возможностям.

Таким образом, подростки группы А и Б в основной своей массе по результатам исследования их уровня притязаний умеют ставить перед собой достижимые цели и периодически переживают успех в деятельности.

Таблица 3. Доминирующие мотивы достижения личности.

Мотивация достижения успеха выражена на высоком уровне у 35% группы А -подростков, которые носят ремень и у 25% подростков группы Б, которые ремень не носят. Успех они рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств. Они настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно. Характерным является направленность на результат. Также выяснилось, что у 40% группы Б и 20% группы А доминирует мотив избегания неудачи. Они избегают рискованных ситуаций, а попадая в них «плывут по течению». Успех рассматривают как случайный, а неудачу как проявление плохих способностей. Склонны к поиску помощи и поддержки со стороны.

Таким образом, в группе А более выражена потребность преодолевать препятствия и добиваться результата, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои способности и тем самым повышать самоуважение и уверенность в себе.

Заключение

В своей работе мы исследовали влияние ремня на уверенность в себе подростков.

Наша гипотеза о том, что ношение ремня подростками влияет на их психическое состояние, повышая волевые качества, уверенность нашла свое подтверждение:

1. По итогам применяемых нами диагностических процедур и их анализе зафиксированы различия по показателям самооценки, уровню притязаний и мотивам «Стремление к успеху», «Избегание неудачи» между подростками, которые почти всегда носят ремень, и подростками, которые ремень не носят.

2. Большая часть подростков (80%) носит ремень и 54% учащихся считает, что ремень оказывает положительное влияние на собранность, уверенность и волевые качества человека.

3. Учащиеся, которые носят ремень, обладают более высокой самооценкой по шкале «Характер» (на 30%) и «Уверенность в себе» (на 28%), чем учащиеся, которые ремень не носят.

4. Подростки «с ремнем» более реалистически воспринимают себя и свои возможности, тем самым могут быть более успешными в деятельности по сравнению с подростками «без ремня».

5. Подростки, которые носят ремень в среднем имеют более высокий уровень «Я – идеального», чем подростки, которые не носят ремень (на 10%).

6. Испытуемые групп А и Б в основной своей массе (60% и 55% соответственно) по результатам исследования их уровня притязаний умеют ставить перед собой достижимые цели и периодически переживают успех в деятельности.

7. В группе подростков, которые носят ремень, более выражена потребность преодолевать препятствия и добиваться результата, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои способности и тем самым повышать самоуважение и уверенность в себе (у 35%).

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что если вы хотите усилить волевые качества, собранность, уверенность в себе – носите ремень. Он приучит вас быть в «форме», в тонусе, в легком волевом состоянии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)