Справки  ->  Энциклопедии  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Религиозные верования древних греков

Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).

Бог – в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога — основа всякой религии.

Божество – это то же, что бог, языческое божество. В переносном смысле: предмет обожания, преклонения.

Греки верили в существование богов, которые наблюдали за всеми перипетиями жизни и смерти людей. Они думали, что боги во многом похожи на людей: они вступали в брак, имели детей и проявляли человеческие слабости, такие как любовь, ревность или обман. Во многих мифах древние греки рассказали о личности богов и о том, что радовало или вызывало их гнев.

В Мифе об Олимпе говорится: «С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей; счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть - все в его руках. Два больших сосуда стоят у врат дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом - зла. Зевс черпает в них добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, черные тучи заволокут тогда небо. Разгневается великий Зевс, и страшно подымятся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей - удары грома раскатятся по всему небу, сверкнет пламенная молния, и сотрясется высокий Олимп».

Боги были бессмертны. Да же если и говорили, что они боролись до смерти, но, бог не может умереть.

По легенде, Гея (мать – земля) возникла их Хаоса. Она родила сына Урана (небо) и взяла его в супруги. У них родилось много детей, самыми главными из которых были двенадцать титанов. Один из них, Кронос, настроил остальных против отца и низверг его. Кронос женился на сестре Рее. Ему было предназначено, что, подобно отцу, он будет низвергнут одним из его сыновей. Поэтому Кронос проглатывал своих детей. Его младший сын Зевс избежал этой участи, низверг Кроноса вместе с титанами и возглавил новое поколение богов. Новые боги жили на горе Олимп, и их называли олимпийцами.

Из Мифа об Олимпе я узнала: «Три прекрасные Оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом широко раскинулось голубое, бездонное небо, и льется с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далекую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе».

На семейном древе указаны некоторые греческие боги. Самыми главными и сильными из них были двенадцать олимпийцев, чьи имена написаны прописными буквами. Рассмотрим коротко каждого бога олимпийца.

1. 1 Зевс - громовержец

В ином мире живут боги. Их очень много, из всех богов есть двенадцать богов олимпийцев, но самый главный из них это Зевс. Зевс в греческой мифологии является верховным богом. Бог грома и молнии. Его мать Рея, а отец Кронос, низвергнув, его Зевс стал владыкой людей и богов. Зевс – его имя чисто индоевропейского происхождения и означает «светлое небо». Как вы помните Зевса, спасла мать. Когда его отец Кронос проглатывал, своих детей чтобы они не завоевали его власть, Рея, родив Зевса, спрятала, а дала отцу камень и так он спас себя и своих братьев и сестер. Но есть и другая версия согласно ее варианту, рея родила Зевса в пещере горы Дикта и поручила его воспитание куретам и корибантам, вскормившим его молоком козы Амалфеи. Именно на Крите сохранились древнейшие фетишистские символы почитания Зевса Критского: двойной топор (лабрис), магическое орудие, убивающее и дающее жизнь, разрушительная и созидательная сила.

Атрибуты Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орёл, молния. Местопребыванием считался Олимп.

1. 2 Посейдон

Посейдон в греческой мифологии – один из богов – олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида. Бросив, с ними жребий после низвержения отца поделил господство над миром и получил в удел моря. Олимпийский Посейдон связан именно с морской стихией, хотя некоторые его эпитеты говорят о былой связи с землёй, которую он оплодотворял, выбивая трезубцем влагу из источников.

Во многих мифах описывается буйный нрав Посейдона, его стремление встать наравне с Зевсом, свергнуть его. Жена Посейдона, Амфитрита, рождает ему Тритона, владыку морских глубин. Потомство его от других богинь и смертных грозно и ужасно: Орион, Алоады, Амик, Антей, Полифем, Бусирис, Скирион и Керкион. Образ Посейдона тесно связан с конями, его сын Пегас. Другое животное Посейдона – бык, в образе которого он соединяет с Пасифаей. Однако и некоторые герои ведут свой род от повелителя морей: Тесей, Нестор.

При основании Афин Посейдон спорит с Афиной, кто будет господствовать над городом и выбивает источник трезубцем, но проигрывает богине, которая сажает маслину. Посейдону не удалось стать основателем – защитником полисов: потомство Посейдона, согласно Платону, получило в удел Атлантиду, но Зевс покарал её народ за нечестивость. Ему поклонялись моряки. В римской мифологии ему соответствует Нептун.

1. 3 Аид

Аид был владыкой загробного мира, царства мёртвых. Он ревностью охранял мёртвых, редко разрешал вернуться на землю. Он владел всеми драгоценными камнями и металлами земли. Аид ездил на золотой колеснице, запряженной черными лошадьми. Аид «богатый» именуется, Плутоном, т. к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид – обладатель волшебного шлема, делающего его не видимым; этим шлемом в дальнейшем пользовалась богиня Афина и герой Персей, добывающий голову Горгоны. Аид был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды царство мертвых. В греческой мифологии олимпийского периоде Аид является второстепенным божеством.

У Аида ни когда не было жены, так как ни кто не хотел жить с ним в подземном мире, без солнца, в вечном мраке. Поэтому он украл племянницу Зевса, Персефону, и женился на ней.

1. 4 Деметра

В греческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Символы Деметры: ячмень или пшеничный колос. Дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса и его супруга, мать Персефоны. Ей соответствует римская Церера. Благостная к людям богиня, прекрасная собой, с волосами цвета спелых пшеничных колосьев. Научила людей пахоте и севу. Триптолему, сыну царя Элевсина, подарила колесницу с крылатыми драконами и зерна пшеницы, которыми он засеял всю землю.

Тоскуя по похищенной Аидом Персефоне, Деметра странствует по всей земле в поисках дочери. Из – за этого началась зима. (когда Персефона вернулась к матери, вместе с ней пришла весна и лето). В доме царя Элевсина Келея служанке Ямбе удаётся ненадолго рассмешить её непристойными шутками, но скорбь её велика, на Земле наступает голод, люди умирают, и Зевс приказывает Аиду вернуть матери дочь. Отныне две трети года дочь проводит с матерью, и вся природа расцветает, а одну трети года земля не плодоносит. Этот древнейший миф, объясняющий умирание и воскресение природы, находит много аналогии в мифах других народов. В греческой вазописи, росписи домов греков и римлян часто используются сюжеты, связанные с Деметрой – Церерой. Её образ был популярен в эпоху Возрождения. В садовой пластики барокко статуи Деметры особенно часты.

1. 5 Гера

В греческой мифологии царица богов, сестра и жена Зевса; покровительница брака. Дочь Кроноса и Реи. Отличается властью, жестокостью и ревнивым нравом. Она преследует своей ненавистью возлюбленных и детей Зевса. В отместку Зевса, родившему Афину, рождает без его участия Гефеста. Ей соответствует римская Юнона. Символы Геры: гранат и павлин. Гера – ее имя, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Вместе с остальными детьми Кроноса Гера была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, изрыгнута Кроносом. Перед титаномахией мать спрятала Геру у своих родителей, Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Она помогала сходиться людям, находить людей любящих друг друга.

1. 6 Аполлон

Аполлон в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог – целитель и прорицатель, покровитель искусства. Ему также подвластны музыка, поэзия, наука и врачевание. Аполлон убил врага своей матери, змея Пифона, который опустошал окрестности Дельф. Он обладал даром предвидения и сделал Дельфы святилищем, в котором находился главный оракул Греции. И изображался прекрасным юношей с луком или кифарой. Среди изображений Аполлона древнегреческие статуи: «Аполлон, убивающий ящерицу» (около 370 лет до нашей эры, скульптор Пракситель) и «Аполлон Бельвердейский» (середина 4 века до нашей эры, скульптор Леохар). Символы Аполлона: дерево лавр, лук с золотыми стрелами.

1. 7 Артемида

Артемида – дочь Зевса и Лето, сестра близнец Аполлона. Родилась на острове Астерия. Артемида проводит время в лесах и горах, в окружении нимф и тоже охотниц. Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир.

Рудименты архаической растительной богини в образе Артемиды проявляются в том, что она через свою помощницу Илифию помогает роженицам. Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона.

Её серебряные стрелы метко поражали цель. Она умела лечить. Артемида была покровительницей всех диких животных и с удовольствием охотилась в своей колеснице, запряженной ланями. Символы Артемиды: кипарисовое дерево, лань, собаки, лук с серебряными стрелами. Она была покровительницей луны и охоты.

1. 8 Афродита

Афродита была богиней любви и красоты. Она родилась в морской пене и приплыла на берег в створке раковины. Афродита была за мужем за Гефестом, но любила Ареса. Она нравилась всем, так как носила чудесный пояс, в котором была скрыта тайна её неотразимой привлекательности.

Афродита представлялась как богиня плодородия, вечной весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «Афродита в садах», «Афродита на лугах», «священно садовая». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, лилий и в сопровождении харит, и нимф. Как и другие олимпийские боги, Афродита покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. В гомеровском эпосе Афродита принимает все более кокетливые черты и отношение к ней ласково – ироническое. Символы Афродиты: розы, голуби, воробьи, дельфины и бараны.

1. 9 Афина

Афина в греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний искусства и ремесел. Дочь Зевса, родившаяся в полном вооружении (в шлеме и панцири) из его головы. Покровительница Афин. Ей соответствует римская Минерва. Среди наиболее известных изображений Афины – скульптурная группа «Афина и Марсий», колоссальные статуи «Афина Промахос» и «Афина Парфенос» на афинском Акрополе – все 5 век до нашей эры. Афина – одна из самых главнейших фигур не только олимпийской мифологии, по своей значимости она равна Зевсу и иногда даже превосходит его, коренясь в древнейшем периоде развития греческой мифологии – матриархате. Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее – ближайшее к Зевсу. На ряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою материальную независимость, проявлявшеюся в понимании ее как девы и защитницы целомудрия. Символы Афины: сова и оливковое дерево. Она научила людей воевать.

1. 10 Гефест

В греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Сын Зевса и Геры, по другим преданиям одной лишь Геры. За безобразие и хромоту родители недолюбливают его и дважды сбрасывают с Олимпа: первый раз Гера, которую он в отместку приковывает невидимой цепью к трону, второй — Зевс, перед которым он заступился за мать. Жена Гефеста — прекрасная Афродита, которая изменяет ему с Аресом.

Искусный мастер, Гефест изображается обычно в своей мастерской (Гомер, Вергилий), где, по Гомеру, ему прислуживают механические создания. Он изготавливает оружие и щит для Ахилла и Энея, чудесную опочивальню для Геры, венец Пандоры, медных быков царя Колхиды Ээта и др. Гомеровский гимн объединяет Гефеста с Афиной как научивших людей ремеслам. Но Гефест также исполняет и некую служебную роль на Олимпе: развлекает богов шутками и угощает их нектаром и амброзией.

Культ Гефеста, вероятно, догреческого происхождения. Первоначально он связан с островами Эгеиды: Лемносом, жители которого спасли Гефеста при низвержении с Олимпа — здесь были, город Гефестий и здесь в горе Мосихл находилась кузница бога — и Самосом, где были, города Гефестополь и Гефестион и где была прикована Гера, носившая эпитет Самосская. Гефесту соответствует римский Вулкан

1. 11 Дионис

В греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Семелы. Бог восточного (фракийского или лидийского) происхождения, культ которого в Греции утвердился сравнительно поздно и с большими трудностями. Как божество земледельческого круга, он нередко противопоставлялся солнечному Аполлону — богу родовой аристократии. В философии и искусстве новейшего времени это переосмыслено как противопоставление двух начал, бытующих в природе человека, светлого (аполлониевского) и темного (дионисийского). Дионис — олимпиец, но в число олимпийских богов вошел сравнительно поздно. В честь Диониса справлялись празднества — Дионисии и Вакханалии, из которых позднее произошли трагедия — буквально «песнь о козле» (козел — священное животное Диониса, его воплощение, его спутники имеют козлиные ноги) и комедия.

1. 12 Гермес

Гермес, сын Зевса, в младенчестве был умным и непослушным ребёнком, шаловливым и хитрым. Он похитил скот у аполлона и впервые изготовил лиру. Он стал быстрым вестником богов, а также покровителем купцов, ремесленников, путешественников и воров. По легенде, он изобрёл азбуку, математику, астрономию и бокс. У Гермеса был крылатый шлем и крылатые сандалии. В руке – жезл.

2. Жертвоприношение богам

2. 1 Описание жертвоприношения

Этот обряд производят в алтаре. Когда приходил очередной человек его обрызгивали водой. Люди садятся в круг, приносят сосуды для жертвоприношения, разжигают костёр, расставляют сосуды вокруг огня; весь дом наполняется шумом. Человек бросает на алтарь священный ячмень и произносит следующие слова: «Нимфы гор! Пусть буду я в состояние еще долго приносить вам почаще подобное жертвоприношение вместе с живущей в этом доме моей женой, дочерью Тиндара. Продлите нам наше счастье и нашлите беды на наших недругов» После этого человек берет в руки прямой нож, отрезает у телки немного шерсти и правой рукой бросает её в священный огонь; затем человек закладывает жертву, в то время как сильные руки слуг поднимают её за плечи; и, обращаясь к Оресту, но просит его разрубить её самому. Орест берет в руки прекрасно выкованный дорийский нож и, сбросив с плеч богатый плащ, отстраняет слог Эгиста; он просит только Пилада помочь ему при этом жертвоприношении. Он берёт жертву за ногу и вытянутой рукой обнажает белое мясо. Он снимает с неё шкуру и вспарывает с внутренности «Возьми те куски, которые должны служить для священного пиршества: дайте мне фессалийский нож, чтобы я мог разрезать грудь жертвы». Схватив нож, он наносит удар. Эгист исследует внутренности, внимательно их рассматривая.

Когда жертвоприношение проходило внутренности и рога, копыта животного оставляли, а потом продавали. Эта продажа принесла городу большую прибыль.

2. 2 Приношение богам

В начале при подношении богам подарков люди основались на расчете: приношении рассматривались как торговая сделка. Боги, созданные по подобию человека, руководствуется в своих сделках тем же интересом, что и он; они дают тем, кто им даёт, и если от них получено что – либо, то необходимо по справедливости возместить им это. Приношение богам могло иметь троякое значение, оно могло быть сделано, смотря по случаю, или в виде аванса в ожидании дальнейших благ, или же в виде вознаграждения за какое – либо полученное благодеяние. Ведь все боги, столь похожие на людей и разделявшие их потребности, и их страсти, так же нуждались во всем, что могло способствовать их благоденствию и удовольствию.

Первоначально приношение богам должно было быть как бы налогом, собиравшимся в пользу богов с различных благ, которыми пользовался человек, с продуктов, которыми он питался. При основании города, когда земля была уже разбита на участки, но прежде чем распределить их по жребию между людьми, выделяли в первую очередь участки, предназначенные богам. Всякий дележ добычи происходил таким же образом. Часть общественных доходов также отделялась в честь богов; обязанность приносить им первые плоды урожая часто устанавливалась законодательным путём. Так поступало в этом деле государство.

Отдельные лица действовали таким же образом. Гражданин, возведенный на какую – либо общественную или религиозную должность, член какой – нибудь ассоциации, получивший награду, благодарит, прежде всего, богов, главных творцов всякого блага. Если кто – нибудь имел находку, получал наследство, выигрывал в игре, был удачлив на охоте, побеждал в состязании, переспевал в своих делах или удачно вел торговлю, то он считал себя обязанным сделать приношение богам. Но особенно облагались таким священным налогом естественные продукты земли; в этом случае это обязательство соблюдалось намного дольше и гораздо строже, чем во всех остальных. Все, что рождалось и произрастало, подлежало оплате богам, и сами люди не варварский обычай апархе андрон, который сначала поставлял жертвы для жертвоприношений, а позднее лиц для гиеродулии и колонизации.

Со временем приношения богам приняли иной характер. Они сделались обязательным только в некоторых случаях, как, например, при захвате добычи на войне или при особенных и непредвиденных приобретениях, вроде находки.

Наиболее часто приношения делились частными лицами или государствами в следующих случаях: 1) приношения при испрашивании какой – либо милости; 2) благодарственные приношения за одержанную победу на войне или на играх, за исцеления от болезни, за чудесное спасение, за женитьбу, за выигранный процесс, за выкуп из не воли, за отпущение на волю, за получение общественной должности, за выгодное дело; 3) приношение с искупительной целью, например, в виде конфискации и штрафов за святотатство. Приношение даров богам приурочивалось главным образом к празднествам. Приношение делались в силу обычаев, или предписания закона, в силу завещания. Вследствие этого различали обычае приношение, совершившиеся по установленным правилам и завесившие от постоянных причин, и случайные приношения, делавшиеся по какому – то конкретному случаю.

Совершение приношения требовало наличия двух лиц: того, кто делал приношение, и жреца, который принимал бы его во имя божества. Сам процесс приношения распадался на два акта: на добровольную уступку чего – либо в пользу божества и на принятия божеством предлагаемого. Только согласование действия жертвователя и жреца, формулы, которые они произносили, придавали предметам священный характер, но зато они могли сделать это по отношению к какому бы то ни было предмету без исключения.

Приношения бывало иногда полное и окончательное, без всяких условий и ограничений; иногда же она состояло только в одной уступке права собственности: так, например, жертвователь мог отдать землю, но сохранить за собой право пользоваться доходами с неё; он мог также отдать деньги, определив заранее проценты, получившиеся с них бывали случаи фиктивного приношения, как, например, когда господин, отпуская на волю своего раба, посвящал его какому – либо богу с условием, чтобы он оставался у него на службе до самой своей смерти. Очень странной формой приношений было предложение богам того, чем сам предлагающий не обладал и не пользовался, причем особой молитвой боги приглашались сами заполучить в своё владение предлагаемое. Таким способом можно было вызвать гнев богов на своих на своих врагов; на них призывалась божественная месть, и они предавались всякому. Такого рода посвящение могло касаться как целых городов, так и отдельных лиц. Жертва предавалась богам, которого она оскорбила, чтобы отвратить от его семейства, от оскверненной страны заразу, преступление и опасность возмездие за неё.

3. Храмы, обряды и празднества

3. 1 Храмы

Греки думали, что у богов те же потребности, что и у людей, поэтому считали, что у них должны быть и места на земле, где они могли бы жить, праздники, когда они могут веселиться, обряды для них.

Храмы воздвигались как земные жилища богов. Основная конструкция храмов возникла на основе царских залов микенской эпохи.

В тёмные века храм состоял из главного помещения, или целлы, и портика с колоннами. В целле находилась статую бога, её называют культовой статуей.

Следующий более совершенный храмовой стиль возник в ранний период архаики. Передняя часть храма представляла собой портик, или пронаос, а завершал храм опистодом.

Следующий храм позднего периода архаики находился на платформе к выходу. Окружал его скрытый ряд колонн, или перистиль.

В Афинах был построен храм Парфенон в 448 – 438 гг. до нашей эры. Он был построен из мрамора, все сооружения окружал перистиль, снаружи храм был украшен фризами и статуями, изображающими мифологические сцены. Статуи были раскрашены в яркие цвета. Культовая статуя богини Афины была сделана из золота и слоновой кости, и её высота ровнялась двенадцать метрам. Афина держала в одной руке Ники, богини победы, и копьё и щит – в другой. Рядом с храмом находился алтарь, расположенный впереди главного входа. Люди приносили животных или птиц в дар храмовому божеству, и жрец совершал акт жертвоприношения.

3. 2 Празднества

Греки устраивали множество культовых праздников в честь своих богов – они хотели задобрить богов и убедить их выполнять желания людей. Это могла быть мольба о богатом урожае или о победе в войне. Праздники состояли не только из одних культовых церемоний, - атлетические соревнования, театральные представления также посвящалось богам. Чтобы задобрить божество, делали именно то, что ему могло быть особенно приятно. Например, на Пифийских играх, посвященных Аполлону, победителей венчали венками из лавра, который был священным деревом аполлона.

Самым главным праздником в Афинах были Велики Панафинеи – в честь богини Афины. Они устраивались каждые четыре года и продолжались несколько дней. Во время праздников звучала музыка, проводились спортивные соревнования. Вершиной праздника было огромное шествие от Дипилонских ворот в храм Эрехтейон на Акрополе. Во время шествия специально сшитое платье дарили деревянной статуе Афины, которая, по преданию, спустилась сюда, с неба в древни времена.

Весенний праздник, который назывался анфестерии, проводился в Афинах ежегодно в феврале. В это время продавали вино нового урожая, а статую Диониса, бога вина, торжественно вносили его в храм. В последний день праздника каждая семья готовила пищу для духов умерших и оставляла его на алтаре дома.

3. 3 Обряды

Семейные обряды играли важную роль в греческих верованиях. Семья каждый день произносила молитву у алтаря во дворе своего дома. Во время молитвы на алтарь выливали жертвенное вино (обряд либатия). Молились тому или иному богу по мере необходимости. Например, тот, кто отправлялся в дорогу, молился Гермесу, покровителю путешественников. Обращение к богу с определенной просьбой подкрепляли жертвоприношение в храм, ему посвященный. Жертвоприношением могли быть лепешки, молоко, птицы или животное.

Существовали специальные правила, как угодить богу. Каждому богу необходимо приносить определенные жертвы. Если правило не соблюдать жертвоприношение отвергалось. У каждого храма были свои жрецы и жрицы, которые следили за тем, чтобы жертвоприношение соответствовало правилам.

Заключение

Греки относились к богам с уважением. Устраивали в честь них праздники, строили для них храмы. Относились к ним как знаменитым людям.

В Греции климат не совсем благоприятствовал для занятий земледелием: земля была каменистая, плодородные почвы имелись в небольшом количестве и разведение хорошего сада или возделывание поля было, не реально.

Основными культурами для возделывания являлись виноград и оливки, которые не требовали тщательного полива и плодородных почв. Главными видами хозяйственной деятельности являлись ремесло и торговля. Греция – морская держава, берега были изрезаны и образовывали удобные бухты для причаливания купеческих кораблей со всего средиземноморья.

В Грецию ввозили льняные ткани, папирус, слоновую кость, зерно, рабов, фрукты.

Вся хозяйственная деятельность греческого народа напрямую была связана природа - климатическими условиями, которые влияли на ее результаты. Греки не везде могли объяснить те или иные климатические изменения катаклизмы природы, стихийные бедствия, поэтому приписывали их деятельности и воле всемогущественных богов.

Каждое божество в греческой мифологии олицетворяют те или иные силы природы, покровительствовало людям тех или иных профессий и специальностей. Поэтому, чтобы расположить к себе богов, необходимо было их задобрить, совершить различные обряды и жертвоприношения, строя специальные жилища и устраивая пышные празднества.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)