Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Распространение и взаимодействие религий

Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом. Диалог между религиями неизбежен, он существует уже много веков. И я в этой работе говорю о диалоге между христианством и исламом.

Основная часть.

Часть 1.

«Ислам» – «мир». Связующим звеном между Богом (Аллахом) и людьми в исламе является Мухаммед—пророк ислама. Через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение. В наше время существуют две основные ветви ислама: сунниты и шииты, разделившиеся из-за апостольской преемственности.

Часть 2.

«Христианство» - «помазанник», «мессия». Религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа (Сына Божьего), описанных в Новом Завете. Основными источниками информации о жизни Иисуса и его учении являются четыре канонических Евангелия. В наши дни в христианстве существуют основные направления: Католицизм, Православие, Протестантизм.

Часть3.

§1. Ислам на меридиальном направлении столкнулся сначала с иудейским Хазарским каганатом, затем с языческой, а потом православной Киевской Русью. Иначе сложилась ситуация на широтном пути: ислам по дороге торговал, если получалось – завоевывал, освобождал и уравнивал раба и господина.

§2. Христианство первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, приобретало все больше последователей среди других народов, преимущественно распространяясь в пределах Римской империи. Позднее по территории Киевской Руси.

§3. Взаимоотношения с исламским миром в российской истории знали много векторов, и среди них – военное противоборство, культурное и социальное освоение, государственная политика толерантности и приобщение мусульманских народов к общероссийской цивилизации.

Заключение.

Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она помогает жить и выживать, как в прошлом, так и сейчас. У христианства и ислама есть общее, что может служить мирному диалогу между ними. Ведь этот диалог является важнейшей частью общества, стабильности и единства, не только России, но и всего мира.

Введение.

Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, его жизненной позицией, убеждением, этическим и нравственным правилом, нормой и обычаем, по которым - точнее, внутри которых - он живёт: действует, мыслит и чувствует.

Наблюдая и осмысливая окружающий мир и себя в нём, человек, понял, что его окружает не хаос, а упорядоченное мироздание, подчиняющееся «законам» природы. Не требовалось особой проницательности, чтобы понять: изменить эти законы, установить другие человек не в силах. Лучшие умы во все времена бились над попыткой разгадать тайну и смысл жизни на земле, отыскать ту безликую, таинственную силу, которая обнаруживает своё присутствие в мире через связь вещей и явлений; именно она выделила человека из природного мира. Для обозначения этой силы человек придумал тысячи имён, но суть их одна - это Бог. Бог один, а религий и систем верований на свете тысячи, и в каждой по-разному объясняется добро и зло, хорошо и плохо.

В своей работе я хочу рассмотреть две самые большие, по численности верующих, религии: христианство и ислам.

Диалог между этими двумя религиями существует уже много веков. Но сейчас он особенно актуален по многим причинам. Во-первых, в России, где больше половины населения православные христиане, проживают около 16% мусульман, это не так уж и мало для современного общества, в котором примерно 54 страны исповедуют ислам. Во-вторых, Саратов был образован на месте татарского крупного города Укек, да и само название города по легенде, произошло от татарских слов «сары» - «жёлтый» и «тау» - «гора». Важно также то, что Саратовская область граничит с Казахстаном, где большая часть верующих мусульмане, что также влияет на социальное развитие области и именно здесь можно проследить как одна религия «уживалась» с другой. Да и сейчас на фоне террористических актов интересно рассмотреть эти две религии, которые не похожи друг на друга с первого взгляда.

Я хочу, выяснить причину сегодняшних острых взаимоотношений между христианами и народами исповедующими ислам, разобраться в их диалоге.

Для того что бы лучше понять эти религии и их влиянии друг на друга, я поделила работу на 3 части. В первых двух я отдельно разбираю особенности каждой из них, а третьею часть я поделила на три параграфа, в которых рассматриваю проникновение и взаимодействие ислама и христианства сначала в мире, а начиная с 10 века в России.

Итак, приступим.

Основная часть.

Часть 1. Ислам.

Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводится как «мир». В широком смысле ислам стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия «дар ал-ислам» (обитель ислама), противопоставленного «дар ал-харб» — территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада.

Другое значение слова  «ислам»— «предание себя Аллаху» («покорность Богу»). Аллах — по-арабски Бог, Творец, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. У него нет и не было ни сыновей, ни дочерей. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а Его отсутствие — невозможным. Ему, по мнению мусульман, нет равных, и в этом выражается его единственность. Имя «Аллах» образовано из определённого артикля «Аль-» и слова «Илях» — «Тот, Кому поклоняются», «Достойный поклонения». Согласно исламским первоисточникам, сущность Аллаха непостижима для человеческого разума. Постижимы лишь Его существование и единственность.

Связующим звеном между Аллахом и людьми в исламе является Мухаммед (около 570 год — 8 июня 632 года) — пророк ислама, направленный Богом ко всему человечеству. Мусульмане верят в то, что через Мухаммеда Бог ниспослал народам мира новую религию — ислам — в завершённом виде, а также Коран — последнее Божественное Откровение.

Слово «Коран» происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур (глав) и около 6600 аятов (стихов).

Бог в Коране предстает одновременно и как всемогущий, всевышний, даже грозный и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. «У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним. »— говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена. Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может лишь отчасти постичь смысл божественного действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту сокровенную тайну — обязанность мусульманина.

Важнейшим постулатом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид). Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в «сотоварищи» часто повторяются в Коране. Они направлены, прежде всего, против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией. Наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к «религии Авраама».

Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман). Под обобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

Вера в Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.

Вера в Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли .

Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.

Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммед.

Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»:

1) Шахада. Словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда, соблюдение строжайшего единобожия (Таухид).

2) Намаз - ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день;

3) Закят - очистительная милостыня в пользу нуждающихся;

4) Саум - пост в месяц Рамадан (Рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток;

5) Хадж - паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе.

Эти пять столпов составляют фундамент жизни мусульманина. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные».

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Существуют две основные ветви ислама: сунниты и шииты. Они разделились из-за вопроса об апостольской преемственности. Мухаммед неожиданно скончался в 632 г. , не оставив завещания о своем преемнике. Его последователи разделились на два лагеря. Сунниты полагали, что нового вождя следует выбрать демократическим путем из числа ближайших последователей Мухаммеда, а шииты считали, что вожди должны состоять в кровном родстве с пророком. Примерно 85-90% всех мусульман причислили бы себя к суннитам.

Слово «суннит» происходит от арабского «сунна», что означает «протоптанный путь» или «традиция». В контексте ислама это понятие обозначает человека, который следует достойному подражания примеру поведения, установленному Мухаммедом, который считается образцом для всего человечества.

Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения.

Стремительное проникновение ислам в другие страны, привело к тому, что последователям Мухаммеда, приходилось создавать новые законы. При этом они исходили из своих представлений о том, как поступил бы Мухаммед, будь он среди них. Этот процесс продолжался почти два столетия и привел к формированию исламского законодательства, или шариата. Шариат («прямой, правильный путь») — многозначный термин: свод Божественных повелений и запретов; Божественный Закон, основанный на аятах Корана и Сунне; религиозные предписания, относящиеся к практической деятельности мусульман; религия в целом. Все практические предписания Шариата можно разделить на три категории:

1. Относящиеся к служению. Непосредственные акты поклонения: молитва, пост, паломничество и т.  д. , а также любые действия, одобряемые Им (Ибадан);

2. Регулирующие отношения между людьми (экономические, социальные, культурные отношения, управление, этика, гигиена, семья, право);

3. Устанавливающие наказания за правонарушения.

Ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — «ахл ал-китаб» — люди Книги, держатели Писания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению. Ислам учит тому, что все люди на земле равны. Пророк Мухаммед сказал: «Нет разницы между арабом и неарабом, между белым и черным, и люди равны между собой как зубцы гребня». Особенное отношение мусульман к Людям Писания. Разрешено иметь деловые отношения, вступать в брак.

Часть 2. Христианство.

Христианство от греческого «помазанник», «мессия». Религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Иисус Христос (не позже 4 до н.  э — 26-36н.  э. ). Также известный как Иисус из Назарета — человек, являющийся центральной фигурой христианства, которое рассматривает его как Мессию, предсказанного в Ветхом Завете. Он — Сын Божий. Ислам считает Иисуса пророком, а также Мессией. Некоторые другие религии также почитают его по-своему. Основными источниками информации о жизни Иисуса и его учении являются четыре канонических Евангелия, в особенности синоптические Евангелия.

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), единых по своей божественной природе.

По учению церкви, Бог, единый в трех лицах, является бестелесным невидимым духом («Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». ), живым («Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный»), вечным («через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере»), вездесущим («Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?»). Его невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир. Согласно догмату Триединства, внутренняя жизнь Божества есть личное отношение трех «Ипостасей», или Лиц: Отца (безначального Первоначала), Сына, или «Слова» — Логоса (смыслового и оформляющего Начала) и Святого Духа («животворящего» Начала). Сын рождается от Отца, Св. Дух «исходит» от Отца (по православному учению) или от Отца и Сына (т. н. filioque, особенность католической доктрины, усвоенная также протестантизмом и ставшая общим достоянием западных конфессий). Но как «рождение», так и «исхождение» совершается не во времени, а в вечности; все три Лица были всегда («предвечны») и равны по достоинству («равночестны»). Это не слитность, Лица христианской Троицы мыслятся доступными взаимному общению именно в силу безусловного «ипостасного» самостояния и имеют это самостояние благодаря взаимной открытости в любви. («Бог есть любовь»).

С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда.

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, — крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая, по учению христианства, действие инерции первородного греха) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в Тело и Кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нем»). Православие и католицизм признают еще 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед священником и отпущение грехов); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и Церкви («церковь повинуется Христу, как жены своим мужьям») соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела тяжелобольного как последнее средство вернуть к жизни и одновременно напутствие к смерти); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пастырски» вести верующих, но также — в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе — прежде всего власть совершать таинства).

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Католицизм, Православие, Протестантизм.

В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Основная причина: соперничество в христианской церкви между римскими папами и патриархами Константинополя. Также способствовали разделению различия между западной и восточной христианскими церквами (явственные с 7 в. ) в догматике, организации, обрядах.

Для начала я бы хотела рассмотреть одну из ветвей христианства - православие.

Православие - буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное славление». Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский символ веры, утверждающий:

Спасение через исповедание веры «во единого Бога» (1-й член Символа).

Единосущие Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого.

Исповедание Иисуса — Христом, Господом и Сыном Божиим (2-й член Символа).

Боговоплощение (3-й член Символа).

Вера в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и «жизнь будущего века» (5, 6, 7, 11, 12-й члены Символа).

Вера в единство, святость и кафоличность Церкви (9-й член Символа); Глава Церкви — Иисус Христос (муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви).

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство святых.

Втора ветвь христианства католицизм - «всеобщий», буквально «по-всему» или «согласно всему». Вероучение базируется на Библии и Священном Предании, которое включает в себя постановления Вселенских Соборов. Базовые положения вероучения изложены в Катехизисе Католической Церкви, каноническое право систематизировано и изложено в Кодексе канонического права.

Вероучение Католической Церкви имеет ряд доктринальных положений, которые отличают её от учения других христианских конфессий: догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Её телесном вознесении; учение о чистилище; учение об индульгенциях; широкое почитание Девы Марии; почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу, и почитанием святых; утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности (автономии) православных поместных церквей; безошибочность учительства папы римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого Догматом о папской безошибочности; нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака.

И третья ветвь христианства, образованная в 16 веке в результате реформации католической церкви, Протестантизм или протестантство — публично доказывающий.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище). Протестанты считают, что человек может получить прощение грехов верой в Иисуса Христа (верой в Его смерть за грехи и немощи всех людей и в Его воскресение из мёртвых).

Христиане-протестанты верят, что Библия является единственным источником христианского вероучения, её изучение и применение в собственной жизни считается важной задачей каждого верующего. Протестанты прилагают усилия, чтобы Библия была доступна людям на их национальных языках.

Священное Предание, согласно взглядам протестантов, авторитетно настолько, насколько оно основано на Библии и подтверждается Библией. Подобный критерий характерен для оценки любых других религиозных учений, мнений и практик, включая и своих собственных. Взгляды и практики, не подтверждающиеся учением Библии, не считаются авторитетными и обязательными к исполнению.

Таким образом протестантизм определил принципиальными три положения: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания (Библии).

Часть 3. Распространение и взаимодействие религий.

§1. История проникновения ислама в мире и в России. (До 10 века).

На меридиальном направлении ислам столкнулся сначала с иудейским Хазарским каганатом, затем с языческой, а потом православной Киевской Русью. Здесь религиозные «проникновение» ислама затормозилось. Все ограничилось взаимовыгодным торговыми и культурными контактами.

Иначе сложилась ситуация на широтном пути – Великом шелковом и его ответвлениях. На этих путях ислам по дороге торговал, если получалось – завоевывал, освобождал и уравнивал раба и господина.

Ислам привлекал к себе, прежде всего, силой единства и сплочения. Подобно тому, как это происходило в Сиро-Аравийском регионе, сложилась ситуация (столетия спустя) в Нижнем Поволжье или на Северном Кавказе (Дагестан): местные язычники легко приняли сторону сильного своей сплоченностью и взаимовыручкой исламского общества.

Тем временем ислам шел в Европу быстро и почти бескровно с юга Средиземноморья и укрепился по ту сторону Пиренеев. Обосновавшись в Северной Италии, мусульмане совершали набеги в Прованс и на земли в Лигурийские Альпы, но подобные набеги вглубь континента, носили кратковременный характер.

В начале 8 века, в 711 году, правитель Тарик высадился с небольшим войском в том месте, которое до сих пор носит его имя (Гибралтар, то есть скала Тарика). На то, чтобы окончательно вернуть Иберийский полуостров под власть христианских монархов потребуется 760 лет!

Первые контакты русичей с мусульманами восходят к 8-9 вв. Они носили характер и военного противоборства и культурного, политического, экономического взаимодействия. Но есть сведения, что русы в 626г. воевали у стен Дербента, а в 643г. они поддерживали хазар в их борьбе с Халифатом.

Хазары, которые исповедовали не только иудаизм, но и ислам, половцы, булгары были первыми народами, с помощью которых Древняя Русь узнала мир ислама.

После падения в 10в. Хазарского каганата практически все Поволжье стало мусульманским вследствие хорезмийской оккупации.

Известно также, что в 912г. русский отряд в составе греческой армии борется с критскими арабами, помогая Византии. А 954г. русы (вместе с болгарами и армянами) помогают Восточной - Римской Империи в конфликте с сирийским эмиратом, и в 969-961г. отвоевывают Крит, а в 964г. - Сицилию[15].

§2. История проникновения христианства в мире и в России. (До 11века)

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но, уже начиная с первых десятилетий, приобретало все больше последователей среди других народов («язычников»). Вплоть до конца Римской империи распространение христианства происходило преимущественно в ее пределах, причем особую роль играли восточные окраины — Малая Азия, территории между Римской империей и Ираном (Парфянской, позднее Сасанидской империей), Арменией (официально принявшая христианство несколько ранее Римской империи).

В начале 4 века благодаря инициативе императора Константина христианство стало официально дозволенной (а к концу того же столетия господствующей) религией в Римской империи, оно надолго оказывается под покровительством, но также и опекой государственной власти.

В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм, из которого в ходе реформации в 16 в. выделился протестантизм. В том же 11 веке православная Византия была разгромлена и разбита на несколько сравнительно слабых государств, именно рыцарями-католиками. И затем стала легкой добычей для турок в середине 15 века.

На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 века. В 988 году Русь приняла христианство в качестве государственной религии. Князь Владимир осуществил массовое крещение Киева. Затем, где мирно, где насильственно новая религия стала распространяться в городах и землях Руси.

§3. Взаимодействие ислама и христианства в России (с 10в. по наше время).

Взаимоотношения с исламским миром в российской истории знали много векторов, и среди них – военное противоборство, культурное и социальное освоение, государственная политика толерантности и приобщение мусульманских народов к общероссийской цивилизации.

Антагонизм в отношении ислама и его носителей имеет древнюю историю. Длительное противостояние востока и запада, оказывало на Русь колоссальное воздействие. Древнерусская идеология восприняла классически христианскую модель отношения к исламу.

Христианство 7-8 веков настороженно встретило исламские постулаты, и эта настороженность в христианском сознании была в течение многих веков, прежде всего церковью, ее иерархией, причем как Римско-католической, так и Православной. Для такого отношения были разные основания. Во-первых, христиане опасались соперничества со стороны ислама как последней авраамической религии, имеющей четко прослеживающиеся общие корни. Во-вторых, христиане Ближнего востока (Аравии, Египта и Сирии) и Византии увидели в абсолютных ценностях ислама (Вера, Жизнь, Потомство, Разум, Собственность) зачатки того, что в 21 веке понимается под гражданским обществом.

В 11- 12 веке закрепилось в сознании христианина - европейца, что мусульманин – это беспощадный убийца со склонностью к публичному суициду. И со временем в России распространилось понятие «басурманство». Под ним подразумевались все этносы, исповедовавшие ислам. Закономерно появилось и понятие: христиане-нехристи.

Первое точное представление на Руси о мусульманской религии относиться к эпохе Владимира Святославовича (987-1015): в «Толковой Палее» в критическом смысле говориться об исламе (вера Бохмича).

Византийские, а следом и русские хронисты пользовались искаженными сведениями об исламе, создавая его фантастический образ, мало соответствующий действительности. Ужас перед нашествиями «поганых» (так называли всех мусульман) подготовил почву для появления множества мифов.

Двухсотлетнее иго (1237-1480) привело к тому, что все, включавшее в себе понятие «ислам», перешло в категорию аномалии. Но в тоже время Золотая Орда не препятствовала деятельности православия на своей территории.

В 1256 (через 16 лет после завоевания Руси) на ханский трон в Золотой Орде воссел первый мусульманин — Берке. Однако окончательно ислам восторжествовал в Орде в 1312, когда хан Узбек обратил всех своих подданных в мусульманство. С этих пор между «православной Русью» и Ордой складывается определенный симбиоз. Русь, оставаясь вассалом Орды, сохраняет религиозную самостоятельность. Более того, многие знатные монголо-татары, не желавшие принять ислам, перебрались в Русь и стали основателями будущих родов русской знати. Так, в 1329 на службу к великому московскому князю Ивану Калите прибыл мурза Чета, потомком которого через 200 лет был, по преданию, Борис Годунов.

В Москве мусульмане-татары постоянно поселились в начале 15 в. Число их неизменно возрастало. Для них в Москве строились специальные слободы: на Сретенке, Мещанке, в Кукуй-городе, Марьиной роще. Главная татарская слобода находилась в Замоскворечье, где ныне вновь стала действовать историческая мечеть.

В 1480 Золотая Орда окончательно распалась. Однако Русь, обретя независимость, оставалась в окружении мусульманских государств. При Иване Грозном в государственный «организм» влились народы, исповедовавшие ислам. После завоевания в 16 веке Казанского, Астраханского, Сибирского ханств наметился переход к новому культурному освоению, но это по- прежнему был не диалог, а монолог.

В 15-16 вв. возникает такое понятие как «Москва – Третий Рим», политическая теория, утверждавшая историческое значение столицы Русского государства — Москвы как всемирного политического и православного центра.

Работа Афанасия Никитина «Хождение за три моря» показывает связь Руси 15в. с Ираном, Турцией, Индией. Удивительное отражение Багдада, мусульманских праздников, культуры Персии можно найти в воспоминаниях Федота Котова « Хождение в Персидское царство»(1623г. ).

С той поры отношения Руси, впоследствии России, складываются в основном в военно-дипломатическом плане: русско-турецкие, русско-иранские, русско-кавказские войны — это вехи колонизаторского расширения России и вехи новых контактов с миром ислама.

Насильственная христианизация татар, подавление башкирских восстаний, предоставление льгот иноверцам, «воспринявшим святое крещение», так и ни к чему не привели. Напротив, исламский фактор стал в России, ощутимой реальностью, особенно в период Пугачевского восстания – на фоне развертывания «восточной политики».

Воины России с Османской империей в 17 веке и присутствие нелояльного мусульманского населения внутри страны делали небезопасным противостояние государства и ислама. Внешние события подтолкнули власть к реализации принципа веротерпимости.

В 1611 году на русский язык перевели антиисламский трактат Абу-Курры (Федора Авукары). Большинство произведений были проникнуты идеями критики «басурманской веры» как «ложной», противостоящей христианству. В эпоху Петра I в России начала зарождаться профессиональная исламистика.

Дорога к миру, терпимости, по отношению к исламу началась с издания в 1773г. Екатериной 2 указа « О терпимости вероисповедания». Благодаря этому указу граждане России получали право исповедовать любую религию, когда в то же самое время в Европе устраиваются Варфоломеевские ночи.

Восточные воины в 19 веке расширили базу для изучения ислама. Все чаще слово «Восток» заменяли другим - «Азия» и противопоставляли понятию «цивилизация». И в это время в отношениях к мусульманам просматривалось определенная двойственность: с одной стороны, достаточно агрессивная линия, питаемая православием, а с другой – идеология колониализма с ее цивилизаторской миссией. Ислам – с позиций государственных идеологов – представлял собой не только политическую, но и культурную угрозу. Поэтому государство пыталось обеспечить контроль над мусульманскими общинами.

После 1917 года идеологический контекст неузнаваемо изменился. В 1918 было провозглашено отделение церкви от государства. Поначалу большевики пытались использовать сложные внутриконфессиональные коллизии среди мусульман, чтобы каким-то образом встроить ислам в процесс советизации бывшей империи. (Концепция «мусульманского коммунизма», попытки использовать исламские традиции в деле революционного преобразования Востока). Однако вскоре религиозные формы в СССР были разрушены государственным атеизмом. Велась борьба с религией, фактически людям приказали стать атеистами. Возникли культы, обожествления людей, находящихся у власти (Ленин, Сталин).

В период «оттепели» возродилось религиозное сознание людей. В июне 1954 года ЦК КПСС приняли постановление «О крупных недостатках атеистической пропаганды и мерах ее улучшения». Но религия считалась пережитком, в церковь ходили только женщины и дети.

В период «застоя» атеистическое воспитание оказалось изрядно формальным. Произошло изменение:

1) отношения к верующим и церкви,

2) формы и содержание атеистической работы.

Знаменательным стало отмечание тысячелетия крещения Руси, которое показывалось по телевидению. Религия смогла приспособиться к меняющемуся обществу.

В 1989г. впервые стала выходить исламская газета «Мусульманский вестник».

В период « перестройки» в СССР возродилось религиозное сознание.

Русские, для которых пространство всегда было сродни «национальной идее», болезненно пережили утерю доброй половины страны после ее распада в 1991. Последовавший за обретением политически и духовных свобод системный кризис обернулся резким снижением жизненного уровня населения. В таких обстоятельствах неизбежно должны были начаться поиски виновных. В виновники бед стали зачислять всех этнических и конфессионально чуждых сограждан (и соседей из стран СНГ). В 1994 году началась война в Чечне, где антагонизм к мусульманам сначала «уступал» этническим и географическим антипатиям (чеченофобия и кавказофобия). Однако по мере ужесточения внутреннего терроризма – терактов в Москве (1999, 2003), Волгодонске(1999), Беслане(2004) – ислам все еще стал ассоциироваться с агрессией и жестокостью. Конструирование в СМИ и Интернете образов мусульманства как чуждой и потенциально опасной стихии рождает устойчивые стереотипы массовых представлений об исламе. В конечном итоге сугубо политические проблемы обретают явный религиозный подтекст, в отдельных случаях вырастая до уровня глобальных обобщений.

Террористические акты в США, совершенные 1 сентября 2001 года выходцами из мусульманских стран, последовавшие за этим теракты в Испании(2004), а затем и в Великобритании (2005) только усугубили антиисламские настроения.

Заключение.

Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она помогает жить и выживать, как в прошлом, так и сейчас.

Сделав свое исследование, я поняла: несмотря на то, что христианство и ислам на протяжении многих веков конфликтуют, у них есть общее. Общность обеих религий в вере в единого истинного Бога, Творца и Господа людей, мира. Обе эти религии происходят от одного корня – религии Авраама. Мухаммед повторял не раз, что он не был первым и единственным пророком, что до него были пророки. В Коране любой христианин найдет имя Адама, имя Авраама, которого апостол Павел справедливо называет «отцом всех верующих». И, наконец, высоким уважением и почитанием окружает Коран имя Иисуса, Сына Девы Марии. Это подчеркивается в Коране, и, может быть, это единственная из всех религий (кроме христианства), которая признает особую, уникальную природу Иисуса Назарянина.

А так же общность состоит в том, что церковь и мечеть – это места смирения, в которых человек распознает свою незначительность, которая, в конце - концов, помогает духовно переосмыслить себя, найти истинный путь.

Взаимодействие ислама и христианства на протяжении многих веков принимало различные векторы. А сейчас сложилась такая тенденция: чем ближе Россия сближается с западом, тем больше страна напугана мусульманством. Провокаторы, фанатики более активные и сплочены и порой они формируют общественное мнение по поводу ислама не в лучшую сторону. Многие привязывают к мусульманству экстремизм и терроризм, даже более того сводят это в одно понятие. Но ведь борьба с мусульманами базируется на социально-политических предпосылках, а вовсе не на религии.

Диалог двух религий в России зависит от отношений, которые складывается между православной церковью и духовным управлением мусульманства. Сегодня они в доброжелательных отношениях. Государство стремиться к равноправному диалогу ислама и христианства. И важную роль играют построенные храмы. К примеру, на Поклонной горе создан мемориальный комплекс, посвященный погибшим во время В. О. В. православным, иудеям, мусульманам, буддистам. Также значимо то, что в Москве недалеко друг от друга расположены православные храмы и мусульманские мечети.

Проделав эту работу, я пришла к выводу что непонимание, страх и даже просто то, что кто-то чем-то не похож на тебя, могут привести к печальным последствиям не только в современном мире, но и в будущем.

Для того что бы было мирное взаимодействие между этими двумя религиями нужно знать друг друга больше и лучше! Не питаться слухами, мифами, человеконенавистнической литературой, растлевающей душу. Ведь диалог между ними является важнейшей частью общества, стабильности и единства, не только России, но и всего мира.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)