Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Промыслы и ремёсла в сибирских сёлах

Промышленная деятельность жителей Минусинского округа сводилась к переработке продуктов сельского хозяйства и ремёслам, удовлетворявшим потребности, как жителей города, так и окрестных деревень.

В Минусинском округе имели распространение смолокурение, сидка дёгтя, выжигание древесного угля, плотничество, столярничество, охота, бондарство, пчеловодство, обработка кож и меха и другие ремесла.

Любопытную, характеристику промыслов жителей Минусинского округа на 1879 год даёт Ф. Ф. Девятов, селекционер из села Курагино: « Относительно ремёсел, составляющих необходимость всякого хозяйства и домашнего обихода здешние жители настоящие энциклопедисты. Сохи, бороны, сани, телеги делает каждый сам для себя, не говоря уже о вилах, граблях и лопатах. Делают колёса, прядут верёвки, гнут дуги, сами дома строят, многие печи бьют сами, выделывают кожи на сыромять и на обувь, тоже сами, очень многие делают овчины, делают хомуты, шьют шлеи, шьют обувь. Женщины приготовляют сукно, холст, хотя и в недостаточном количестве, жена мужу шьёт шубу, кафтан, рукавицы и шапки, муж жене шьёт обувь. Кому досуг по вечерам вяжут чулки и варежки; пояски и кушаки тоже приготовляют домашним образом. Многие мужчины умеют делать деревянную посуду, а женщины горшки льют, свечи и многие варят мыло сами. Всё это делается так, один делает очень хорошо, другой похуже, третий совсем худо и всё оправдывается пословицей «Хорошим хозяином и настоящим крестьянином считается тот, кто умеет делать всё сам».

В каждой деревне и каждом селе были и есть в настоящее время свои народные умельцы, развивались и продолжают развиваться ремёсла.

В селе Лугавском, со слов старожилов, развивалось ткацкое мастерство, прядение, вязание, пчеловодство, вышивка, деревообработка, печное дело, кузнечество, бондарство, сапожничество, кузнечное дело. В настоящее время сохранились: ткацкое мастерство, прядение, вязание, вышивка, деревообработка, пчеловодство, печное дело.

• Ткацкое ремесло, прядение, вязание, вышивка.

Ручное прядение известно давно. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня. В 15 веке была изобретена самопряха с рогулькой, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу. С 18 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прялки. Но в нашей местности до сих пор отдаётся предпочтение обыкновенной, изготовленной своими руками, прялке. Из рассказа народной умельцы нашего села Рёвтовой Елизаветы Гавриловны, которая родилась в селе Лугавском. Любовь к ремеслу привила мать. Этим делом она занимается семьдесят лет и считает, что оно помогает сохранить ей здоровье, мы узнали о прядении: «Пряха вытягивает из пучка шерсти несколько длинных волокон, скручивает их пальцами и привязывает к веретену – к круглой деревянной палочке, которая посередине толще, а к концам тоньше. Веретено, должно быть, оттого так и называется, что его дело – вертеться и скручивать нитку. А скручивать её надо, чтобы она ровнее и прочнее была. Если её просто вытянуть из шерсти, она будет рваться. Пряха вертит веретено и наматывает на него нитку. Вот так работают на прялке. Сырьём для изготовления пряжи была конопля, лён, и шерсть.

Конопля. С коноплёй человечество познакомилось рано. По мнению специалистов, одним из косвенных доказательств тому служит охотное употребление в пищу конопляного масла. Кроме того, некоторые народы, к которым культура волокнистых растений пришла через посредство славян, заимствовали у них начало коноплю, а лён – уже позднее.

Коноплю, в отличие ото льна, убирали в два приёма. Сразу после цветения убирали мужские растения, а женские оставляли до конца августа в поле – «донашивать» маслянистые семена. Уже было сказано, что пищевое конопляное масло ценилось; по несколько более поздним сведениям, коноплю на Руси выращивали не только на волокно, но и специально на масло. Обмолачивали и стлали – мочили коноплю почти так же, как и лён, но вот мялкой не мяли, а толкли в ступе с песком. Коноплю использовали для плетения пеньковых верёвок.

Лён. Об урожаи льна гадали заранее («бельё зимой долго не сохнет – льны не хороши будут»), а самый сев, происходивший обычно во второй половине мая, сопровождался священными обрядами, призванными обеспечить добрую всхожесть и хороший рост льна. В частности, лён, как и хлеб, сеяли исключительно мужчины. Помолившись Богам, они выходили в поле ночевали и несли посевное зерно в мешках, сшитых из старых штанов. При этом сеятели старались ступать широко, раскачиваясь на каждом шагу и мотая мешком: по мнению древних, так должен был колыхаться под ветром рослый, волокнистый лён. И конечно, первым шёл всеми уважаемый, праведной жизни человек, которому Боги даровали удачливость «лёгкую руку»: чего ни коснётся, всё растёт и цветёт.

Особое внимание уделялось фазами луны: если хотели вырастить долгий, волокнистый лён, его сеяли «на молодой месяц», а если «полный в зерне» - то в полнолуние.

Когда у растений бурели головки, их выдёргивали с корнем. Чтобы отделить семена от волокнистого стебля, ещё в начале 20 века в разных местах России коробочки отрывали руками, либо топтали ногами, либо молотили теми же орудиями, что и хлеб: дубинками, цепями, вальками, «лапами» - изогнутыми тяжёлыми и очень прочными палками, вырезанными из «копани» - ствола дерева вместе с корнем.

Шерсть. Шерсть в подсобном хозяйстве наших сельчан была овечья. Считается, что овца была одомашнена несколько тысячелетий назад. Овец стригли железными пружинными ножницами. Затем перед прядением шерсть очищали от мусора и чесали железными и деревянными граблями. Шерсть использовали не только овечью, но ещё и собачью, и козью.

Далее требовалось освободить волокна от склеивающих веществ, которые придают живому стеблю упругость и прочность. Для этого лён тонким слоем раскладывали на влажном лугу и выдерживали в течение 15 – 20 дней, или опускали связками в пруд, или в специальную яму, выдутую в низине. Использовалась только стоячая вода. Затем его сушили, мяли, отделяя волокно от посторонних тканей стебля. Далее лён трепали. И наконец, чтобы хорошо рассортировать волокно и разгладить его в одном направлении для удобства прядения, лён чесали с помощью гребней. Получалось высокосортное волокно – кудель. Готовую кудель можно было прикреплять к прялке – и прясть нить.

А ещё баба Лиза рассказала нам игру «Прялица»: все ходят по кругу и поют:

Прялица, кормилица моя,

С горя выброшу на улицу тебя.

Стану прясть и попрядывать,

На беседушку поглядывать.

По беседы нет весельица,

Моя милая не сердится.

Моя милая по дорожке шла,

Черноброва барабан нашла,

Она била, барабанила,

Из – за лесу парня манила,

Из – за лесу, лесу темненька.

А во время песни в кругу парень и девушка вертятся в одну, потом в другую сторону, целуются и уступают место другой паре.

В такую игру играли во времена молодости бабы Лизы.

Нитки у нас есть, а о каком именно ремесле сейчас пойдёт речь, Вы узнаете, отгадав загадку, которую нам рассказали сельские мастерицы по вязанию: Чиркова Елена Владимировна, родившаяся 1972 года в городе Кызыле. Вязать научилась сама, спицами вяжет с шести лет, а крючком с 25 лет. Считает, что человек, занимающийся вязанием должен обладать терпением. После очерёдной красиво связанной вещи появляется азарт, и хочется вязать ещё и ещё. С ней согласна и Германчук Татьяна Геннадьевна, родившаяся в городе Минусинске и проживающая в нашем селе больше десяти лет. Вещи, изготовленные Татьяной Геннадьевной, отличает особая фантазия, индивидуальность.

Две весёлые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички.

(Спицы).

Конечно, речь пойдёт о вязании. Когда появилось искусство вязания – точно не известно. Овцы были одомашнены ещё за девять тысяч лет до нашей эры. В России эти животные, а вместе с ними и искусство вязания появилось очень давно. Вязаные изделия пользовались популярностью всегда. Не вышли они из моды и сегодня. Одежда, связанная своими руками неповторима.

Многие мастерицы нашего села занимаются вышивкой.

Искусство вышивания насчитывает века. Находки археологов подтверждают, что уже в 9 – 11 веках в Древней Руси украшали золотым шитьём одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли при помощи иглы на различных тканях нитями льна, конопли, шёлка, серебра, шерсти, золота, драгоценных камней. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображая женщин, деревьев, птиц, растительности. Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для севера характерна вышивка крестиком, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки - цветная перевить (мережка).

Удивительно красивые вещи вышивает крестиком ученица 10 класса нашей школы: Черкасова Наталья

Таким образом, в нашем селе в настоящее время развивается ткачество, прядение, вязание и вышивка.

Пчеловодство.

Одно из древнейших занятий человека – пчеловодство. Исследователями установлено, что в России им занимались ещё в 11 веке. Пчёл разводили славянские племена, которые жили по берегам Волги, Оки, Клязьмы. Промыслу способствовала сама природа. Окружавшие населённые пункты, леса, поймы рек, покрытые сплошным ковром дикорастущих цветов и трав, представляли собой не отнимаемую базу для мёдосбора. Люди вначале использовали мёд только для пинания, а затем и для лечения. Позже было найдено применение и воску. Оба продукта являются важнейшим сырьём для пищевой, фармацевтической и радиоэлектронной промышленности. После того, как были открыты лечебные свойства яда насекомых и найден способ его получения в чистом виде, люди стали проявлять ещё больший интерес к пчёлам. Пчёлы являются хорошими помощниками агрономов. Они главные опылители подсолнечника, клевера, гречихи, эспарцета, донника, кориандра, плодовых и овощных растений. Прибавки урожая, полученные в результате опыления медоносными пчёлами, существенно превышают стоимость прямой продукции пчеловодства. Уже по этой причине необходимое всемирно поддерживать и развивать пчеловодство. Таким образом, пчеловодство в нашем сельском хозяйстве получило ещё одно название. Оно стало одним из важнейших способов повышения урожайности сельскохозяйственных культур без применения удобрений и особого ухода за посевными посадками.

Из жизни крылатых тружениц мне рассказали наши пчеловоды: Ильина Нина Васильевна, Снеговых Нина Васильевна и Абрамова Галина Михайловна, которая родилась в 1937 году в селе Лугавском. Пчеловодством её увлёк дед. Любимым делом она занимается с 1961 года, более сорока лет. Работает для удовольствия и денег.

Медоносные пчёлы, пожалуй, единственные насекомые из живущих сообществами, которых сумел приручить человек. Крылатые труженицы обладают удивительными природно-охранным свойством. Пчёлы не уничтожают цветы и растения, не вредят им, а наоборот, способствуют их выживанию и развитию. Растения, в свою очередь, щедро одаривают пчёл пыльцой и нектаром. Природа наделила пчел грозным оружием – жалом и сильнодействующим ядом. Женщин - пчеловодов пчёлы очень успокаивают, дают силу, бодрость, лечат. По их мнению, пчёлы – это самые трудолюбивые существа. Пчёлы очень миролюбивые. Тех, кто им не угрожает, не боится их, они не трогают. По их словам пчёлы летают вокруг их, садятся на руки, лицо и ни когда не кусают. Надо знать их характер и уметь себя с ними вести. Для них это полезное дело, интересное, от этого занятия светлее на душе.

• Деревообработка.

Для изготовления мебели, столярно-строительных изделий, покрытий для полов используют древесину.

Мастер по дереву мог заниматься своим ремеслом как одновременно с земледелием, так и специализируясь на нём. Главное, чтобы мастерство приносило пользу и удовольствие от работы как самому мастеру , так и людям.

В нашем селе особенно знамениты деревообработчики: Самарин Василий Иванович (родился 1951 году в селе Быстрая, мастерству обучался самостоятельно. Считает, что для этого дела необходимо трудолюбие и желание принести пользу людям. Занимается ремеслом более 15лет. Получает от своей работы удовольствие, деньги) и Попов Александр Леонидович (считает, что для работы главное – усидчивость. Занимается резьбой по дереву с детства, научился от отца. От работы он получает большое удовольствие).

• Печное мастерство.

Одним из самых нужных и уважаемых мастеров старой деревни был печник, ибо без печи нет жизни в доме. Печь – источник тепла и жизни. Первоначально печи «били», т. е. на деревянный опечек устанавливали короб, по периметру частично плотно набивали густой, хорошо промешанной глиной, а затем устанавливали деревянный разборный свод – «свинью», затем, подсушив печь, её слегка начинали подтапливать, слабым огнём, чтобы она не потрескалась. Печи получались монолитными, очень прочными. Рассказывают, что, бывало, в старину разбирали ветхий дом, а затем строили новый, вокруг печи.

В 19 веке печи начали класть из кирпича. Тогда и появились настоящие, творчески работающие печники, потому что в каждой избе они по – своему складывали печь.

Печь должна была соответствовать площади дома, её высота завесила от роста хозяйки, вход в избу и планировка определяли её местоположение и т. д. Хорошая печь не дымила в избу, «тяга» должна быть такой, чтобы выходил дым, и в то же время не выдувало тепло. Печь не должна быть угарной, но должна быть жаркой и, в то же время, «экономной» в отношении дров. Кроме того, на печи делалась достаточно обширная лежанка для стариков и детей. И, конечно, хороший мастер клал красивые печи, чтобы была аккуратно украшена карнизами с гладкой обмазкой. В Сибири повсеместно печи белили, а иногда расписывали узорами.

Хороший печник работал неторопливо, степенно, аккуратно. Основным инструментом был мастерок и кельма. Хозяин от души кормил печника, оплата – по договорённости. Хороший мастер славился на район.

Так и наш печник Подлинных Анатолий Анатольевич, славится не только в нашем селе, района, но и в соседней Хакасии.

Родился мастер в 1954 году в Ермаковском районе, в селе Ново – Полтавка. Прочитал в книге о печном деле, и его это очень увлекло. Настойчивость помогла преодолеть все преграды. Занимается этим делом 45 лет.

3. Заключение.

Итак, исследовав современное состояние промыслов в селе, можно сделать вывод, что в Лугавском активно развиваются

• Ткачество;

• Вязание;

• Пчеловодство;

• Деревообработка;

• Печное дело.

Моя работа не была бы такой интересной, если бы я не встретила на своём пути простых сельских тружеников, которые убедили меня ещё раз в том, что на селе живут люди, на которых держится земля Русская, что труд – источник простого человеческого счастья.

Мы, ребята Лугавской школы, встречаемся с мастерами, и они передают нам не только секрет своего мастерства, но и учат общению, беречь русские традиции:

Мы лугавские ребята,

Интересно все живём,

Про народные ремёсла

Вам частушки пропоём.

Дайте лён, дайте лён,

Дайте 49 веретён.

Стану прясть - попрядывать

На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

Не стругает мой рубанок,

Не пилит моя пила,

Ко мне милка не приходи,

И работа не мила.

Моя пряха не прядёт,

Колесо не вертиться.

Что – то милый не идёт,

Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан –

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.

Мы не все частушки спели,

Знаем много их втроём.

Приходите в гости к нам,

Мы другие Вам споём.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)