Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Проблемы детско-родительских взаимоотношений вчера и сегодня

За окном XXI век. Множество открытий, проникновение в тайны природы, способствовало качественному повышению благосостояния людей. Сложнее дело обстоит с духовностью, даже с душевностью, если можно так выразиться. Все более окружая себя техническими достижениями, находясь в постоянной гонке за материальными благами, человек порой забывает о самом важном: улыбнуться окружающим людям; заметить, как прекрасно утро (день, вечер); обнять маму; поцеловать ребенка, - забывает любить, чувствовать. Отсюда возникающие проблемы взаимопонимания. Не слышат и не видят, попросту не замечает друг друга, порой не только чужие и малознакомые люди, но и близкие, родные. А в последствии вросшие дети, с обидой вспоминающие своё не совсем счастливое детство и родители, недоумевающие, почему их дитя выросло недобрым, нелюбящим, невнимательным.

Проблема детско-родительских взаимоотношений стара, как мир. Но неужели по прошествии определенного времени ничего не меняется? Обратимся к классике XIX век роман Тургенева «Отцы и дети». Базаров – кто он, новый человек, сын своих родителей? XX век, 70 – е годы. Повесть известного педагога С. Л. Соловейчика «Ватага «Семь ветров». Почему Керунда не согласна мириться со сложившейся ситуацией? И, наконец, начало XXI века. В чем типичные проблемы в взаимоотношениях детей и родителей?

1. Базаров и родители – один из конфликтов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, философские и эстетические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Тургеневу, великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» остроту идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов XIX века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права.

Время действия – 1855 – 1861 гг. – период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху подавления либеральной общественной мысли. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить, и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

По своим убеждениям Тургенев был сторонником постепенного, реформистского преобразования России. Противник всяких революционных взрывов, он не верил в перспективность революционной демократии. Но под влиянием общения с его идейными руководителями – Добролюбовым и Чернышевским - писатель все же стал думать о том, как показать в художественном произведении новых героев – разночинцев-демократов, общественная роль которых с каждым днем усиливалась. В результате этих писательских размышлений и наблюдений вскоре и появился роман «Отцы и дети», где центральный герой - разночинец-демократ Базаров.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется в его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной.

Он здесь основной и единственный выразитель демократических взглядов. Тургенев наделил его материалистическим воззрением, любовью к труду и к точным наукам, огромной силой воли и способностью оказывать влияние на окружающих, показал его ненависть ко всякой фразе и позе, к косности и рутине.

Великий художник слова, Тургенев искал объективную правду жизни и старался достоверно воспроизвести её даже в том случае, когда она противоречила его политическим и философским взглядам. Поэтому смысл романа далеко не сводился к стремлению автора поставить своего умного и сильного героя в трагическое положение и привести его к капитуляции, перед всесильной природой, перед возвышенными и трогательными родительскими чувствами, перед «вечными» законами жизни.

Создавая образ демократа-разночинца 60 – х годов, Тургенев обратил внимание и на такие его реальные и весьма характерные черты, как увлечение естественными науками и материализмом. Базаров – враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла, которые могли бы быть усвоены народом. В споре Базаров краток. Он убеждает, сражает оппонента не длительными рассуждениями и философскими тирадами. Меткие, чрезвычайно емкие, к месту сказанные афоризмы Базарова, как бы мимоходом оброненные в споре, свидетельствуют о его находчивости и остроумии, о знании им жизни.

Для речи Базарова характерны простота, меткость и прочность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз; туда и дорога; от копеечной свечи Москва сгорела).

Знакомя нас с экспозиции с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев – мастер многозначительной детали. Первое, что мы видим, - это красная, обнаженная рука Базарова. Перед нами человек дела, человек труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту. Это в последующем скажется во всех его поступках, привычках, речах.

Создавая портретную зарисовку, Тургенев обычно обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие зеленоватые глаза» выражали самоуверенность и ум. Описание внешности этих двух героев делается по принципу контраста: франт, тщательно следивший за своим костюмом, Павел Петрович и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями». Все противоположно в этих людях: манера вести себя, держаться, говорить. Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе.

Свое имя он произносит, как человек из народа: «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать, что перед нами человек, принадлежащий к миру, отличному от Кирсановых.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается основной конфликт Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Сложнее Евгению с родителями. С одной стороны, он относится к ним нежно, с сыновней любовью, с другой, не может примириться с их взглядами на жизнь.

Тургенев показывает, с какой большой любовью родители Базарова относятся к сыну. Мать ласково называет его «Енюшкой»; от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если Базаров не поддержал её. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, хотел остановить слёзы. Итак, мы видим большую любовь родителей к сыну. Кто же они, эти милые старики?

Отец Евгения – Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказался уже от работы врача, стремится пополнять свои знания, читает медицинские журналы, врачебной практикой занимается бескорыстно. В. И. Базаров толкует об ученых и науках, которые Базаров отвергает, над которыми смеется, а он это делает, чтобы доказать свою образованность. Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле Он любит много говорить, что обличает Базаров: «Много уж очень болтает», почти один разговаривает с гостями, те не особенно поддерживают разговор. Отец же пытается доказать свою образованность, вставляя в свою речь слова - латинские термины. Вместо «умер» говорит «отправился к праотцам», вместо «баня» - флигелёк», «дом» - «бивуак», «акации»- «деревья, любимые Горацием».

Базаров - старший и Базаров - младший принадлежат к разным поколениям. Различны их взгляды на жизнь, на медицину, но оба они труженики, и труженики бескорыстные. Василий Иванович, стараясь приблизиться к сыну, к его уму, стремится говорить красиво, торжественно, но получается смешно. Витиеватость, насыщенность отличают его речь от простой и конкретной, но меткой речи сына. В области науки он стремится не отставать от века. Легче всего, казалось бы, ему установить контакт с сыном в области медицины. Оба они врачи. Но все то, о чем говорит Василий Иванович, далеко от современной Базарову науки. Он гордится, например, тем, что понимает во френологии, а это ложная наука и в то время была бесконечно устаревшей. Знание наук у Василия Ивановича сочетается с религиозностью. Он искренне набожен и даже приглашает священника отслужить молебен в честь приезда сына. Хотя и ссылается на то, что кажется прогрессивным по сравнению с деятельностью других, например, отдача земли «исполу» (за пользование землей крестьяне должны отдавать половину урожая), есть не что иное, как половинчатая мера. Добрый Василий Иванович может высечь мужика за то, что он вор. А Базаров стремился не к половинчатым мерам, а к коренным революционным изменениям. Василий Иванович далек от отрицания «всего».

Таким образом, при всей гуманности, отец Евгения стремится к прогрессу, а положительные личные качества показывают, что это тоже человек «отставной», как говорит Базаров о Николае Петровиче Кирсанове. Но Тургенев рисует Василия Ивановича с симпатией, хотя и с некоторой иронией.

И Арина Власьевна не могла быть другом сыну, так как была суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и знала толк в хозяйстве. В политике не разбиралась; знала, что есть «господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить». Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, чем её сын, но в романе показана, как беспредельно любящая мать.

Пути Базарова и его родителей давно разошлись. Чувствуя, что их сын необыкновенный, родители в детстве давали ему свободу. Может быть, будь Базаров больше с отцом, между ними могло быть больше идейного взаимопонимания. Но обстоятельства сложились так, что Базаров за три года к родителям приехал один раз.

Однако с уверенностью можно сказать, что Базаров любит своих родителей, он прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий!» - а это не мало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Э-ге-ге! Как он, однако, поседел, бедняга». Доброта отца находит в нем должную оценку. Даже видя ограничения способностей матери, он соглашается с тем, что она прекрасная женщина: «Да, она у меня без хитрости». Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни; такую глухую жизнь не может принять Базаров. Он не хочет бороться с мелочами в жизни, его задача – переделать основы жизни: «исправить общество и болезней не будет». А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка «ругать их», по меньшей мере, огорчила бы их, не принесла бы пользы.

2. Керунда. Проблемы взаимоотношений с матерью

(по повести С. Л. Соловейчика «Ватага «Семь ветров»).

«Симон Львович Соловейчик - один из тех, кто придумал нашу жизнь. Наивно, но точнее не скажешь». Он придумал «Алый парус», то есть подростка как социального героя 70-х годов. И были периоды, когда в «Комсомолке» его печатали целыми полосами. Были и другие, когда нынешний спикер Госдумы даже имя его запрещал упоминать в газете. «Коммунары», его главная головная боль, пробили брешь в монолите советской школьно-пионерской жизни, и нынешние сорокалетние в детстве, сами того не зная, именно от Соловейчика получили все эти сумасшедшие свечки, костры, гитары, песни в кругу.

Симон Соловейчик родился 1 октября 1930 года, окончил школу с золотой медалью, МГУ - с красным дипломом, писатель, журналист. Сотрудник "Комсомольской правды" (с начала 60-х гг. вёл рубрику "Алый парус"), "Учительской газеты" (в 1986-89 один из инициаторов педагогики сотрудничества), газеты "Первое сентября" (с 1992 гл. редактор). Повести и пьесы для молодёжи, книги по проблемам воспитания.

Он мечтал о романтической и радостной детской организации и стоял у истоков самостоятельной подростковой страницы "Алый парус", которой оказалась, уготована долгая жизнь в "Комсомолке". Он проповедовал принципы воспитания, которые назвал педагогикой сотрудничества, противопоставляя их авторитарной советской педагогике. А когда понял, что пора садиться за книги, ушел из редакции в "никуда" и, конечно, бедствовал, потому что книги, в которых он ломал педагогические трафареты, проходили в печать долго и трудно.

«Мир многообразен, внушаем мы ребенку, но, тем не менее, помни: все на свете или честно, или не честно; все на свете или добро, или зло; все на свете или красиво, или некрасиво. И не путай. И не ищи середины. Ведь представление детей о мире складывается не столько из наших разговоров о нем, сколько из тех реальных выборов, которые делает сам ребенок. »- говорил С. Л. Соловейчик. В 70-е - 80-е годы Симон Соловейчик стал популярным у нас автором педагогических книг и статей. В этих статьях и книгах "Воспитание без воспитания", "Учение с увлечением", "Педагогика для всех",

"Балованные дети" и других он не вставал перед читателем в позицию человека, которому все известно, а с полным доверием звал к соразмышлению о тайнах детской души, о своих наблюдениях, сомнениях, о наших заблуждениях и стереотипах. Он писал живые, острые, спорные статьи и книги, в которых, по его же словам, нуждался сам, шел по целине, а не проторенным путем.

И, наконец, самым захватывающим его делом стала своя газета "Первое сентября". Она обращается к читателю с любовью и верой в него. Сам ее постоянный эпиграф проникнут этими чувствами: "Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики".

Газета начала выходить в 92-м, во время крутого общественного разлома. Растерянность, разочарование, вседозволенность. И наперекор процветшему цинизму она заговорила о духовных началах жизни человека.

Как только эпоха застоя «зашевелилась» с приходом Горбачева, именно С. Соловейчик стал инициатором телеконференций, на которых выступали «открытые» им гениальные педагоги. Тогда казалось, что с треском рассыплется идеологический панцирь единого подчинения, и освобожденная педагогика расправит белые крылья, и расцветут «сто цветов».

Все вышло сложнее. Симону Львовичу довелось увидеть, каким упадком и хаосом сопровождался распад единой советской системы. Как и многие другие, кто жаждал перемен, а потом просто их испугался, он мог бы уехать как еврей, как писатель, как публицист с международными связями. Ему же это и в голову не пришло. Свой прежний опыт и опыт новый — человека, увидевшего мир и множественность образовательных систем (а с конца восьмидесятых он становится «выездным» и успевает за пять лет увидеть и узнать сотни разных школ в десятках стран), — Соловейчик вкладывает в газету «Первое сентября», газету, поставленную на службу растерявшейся, обедневшей школе.

Просто не может не заинтересовать повесть С. Л. Соловейчика «Ватага «Семь ветров». Эта книга не только для педагогов или родителей, она – для детей. И что удивительно, как Симону Львовичу удалось так точно определить, что происходит в душах детей. А для этого необходимо, оказывается, просто разговаривать. Не «распекать», а разговаривать, выслушивать, вслушиваться и стараться понять. Герой повести, школьный учитель Каштанов, восклицает: «Вот это мы умеем – распекать. Умение распекать считается необходимой и даже главной частью педагогического мастерства! Воспитатели – распекатели! А поговорить – не умеем и не знаем даже, с какого бока к человеку подойти, если он ни в чем не провинился».

«К человеку» - это он о нас, о детях!

Вот такое «распекание» и неумение поговорить стало причиной конфликта Керунды (Клавы Киреевой) с матерью.

Чего только Тамара Петровна Киреева, по ее же словам, не делала: «и бьет ее чем, попадя, ничего ей не спускает, и крик у них в доме стоит с утра до ночи». И, наконец, мать делает вывод: «По-моему, она у меня больная. Больная – и все!»

Более того, Киреева – старшая всем жалуется на дочь и просит совета. Один из советов состоял в том, что нужно ломать характер, пока не поздно. И она ломает.

Вот Клава однажды, расчесываясь, возьми да и брось гребенку на пол, и просит: «Мама, подними!» Мама, конечно, в крик: мол, еще чего – кланяться перед ней! А Клава просто загадала: если поднимет, значит любит. Но мама не подняла

А тут еще кольцо малахитовое, дорогое. Мама на время взяла поносить. А оно пропало. Тамара Петровна хотела даже в милицию заявить. На собственную дочь! Потому что крики, ругань, взывание к совести не привели ни к чему, а точнее, привели к «войне».

К счастью, закончилось все хорошо, потому что об этой истории узнал Алексей Алексеевич Каштанов. В то время, когда Тамара Петровна, всматриваясь в Клаву, «вслушиваясь в ее голос, так легко переходящий в визг, вглядывалась в ненавидящие глаза и старалась понять: откуда взялся в ее доме этот совершенно чужой человек?», Каштанов определенно сказал: « вы воюете с ней, а вам нужен мир, мир, любой ценой мир!», «если мать не простит своего ребенка, кто его простит?»

Улыбка матери, доброжелательность были встречены Клавой с подозрением. Цветы, убранная комната, нарядная мама, вкусный обед и красиво накрытый стол (будто ждут самых дорогих гостей) – «для дочери, перед которой она прежде не хотела кланяться!» Все это выглядело странно.

Клава посчитала, что лучший способ защититься – нападать. И «выбросила в лицо матери самые страшные оскорбления, которые только подвернулись ей». Но тут услышала, как мама плачет, «не отвечает ей бранью на брань, не замахивается на нее, не трясет кулаками, как всегда. Стоит, плачет, вытирая слезы рукой». И сама заплакала. А потом они сидели вместе на тахте, И сама заплакала. А потом они сидели вместе на тахте и так им было хорошо вдвоем.

да. самых дорогих гостей) - " и так им было хорошо вдвоем.

А кольцо Клава только на вечер брала, на танцы сходить. Она бы обязательно положила его обратно. Но мама вернулась раньше, заметила пропажу и сразу подняла крик. Клава испугалась и соврала, что «не брала, не видела, не знает никакого кольца». А ведь можно было просто спросить, поговорить. Вот и делят потом детей на «плохих» и «хороших». «Чем, чем же они хорошие? И чем мы плохие?» - спрашивает Керунда. «Распасовочка» - такое название дает она этому несправедливому явлению. Это звучит как своеобразный протест, вызов. Пусть в целях защиты или оправдания, но все-таки это проявление несогласия со сложившейся ситуацией.

3. Причины конфликтных взаимоотношений современных детей и родителей.

Анализируя ситуации, описанные выше, обозначились ответы на вопросы, которые не терпится выяснить. В связи с чем возникают конфликты между детьми и родителями сегодня? Какова позиция детей? родителей? Не будем брать во внимание профессию и образование, а учтем их возраст, поскольку с течением времени у людей появляется опыт, и меняются взгляды. Поскольку именно родители закладывают, ребенку основы восприятия окружающего мира и от них зависит, как чувствует себя ребенок в этой жизни, - рассмотрим с начала, какими видят они своих детей, что понимают под словом воспитание.

80% родителей считают, что ребенок учит их новым мыслям и идеям. 70 % просят у своего ребенка прощение за свое поведение. И все же у 50 % часто возникают конфликты с собственным ребенком. Более 70 % опрошенных доверяют свои секреты своему ребенку, притом, старшее поколение убеждено на своем жизненном опыте, что довериться лучше всего собственному ребенку.

Опрос детей показал: 90 % всегда выполняют просьбы и поручения родителей. Большая часть сожалеют, когда огорчают их. Так и Керунда написала в своем сочинении: «Да, я очень резкая и несдержанная, и иногда («Иногда!» подчеркнула Елена Васильевна) я все-таки огорчаю свою маму. Но я стараюсь изменить характер в лучшую сторону».

Однако конфликты все же возникают, чаще из-за учебы, у 3% из-за нетерпимости и раздражимости со стороны самого ребенка.

60% опрошенных отметили, что им приходится просить прощение за свое поведение у своих родителей. Трудно себе представить, как Клава Киреева извинялась бы перед мамой. Но ведь нужно учесть, что автор показывает нам ситуацию «войны» и лишь первые шаги к примирению. Базаров тоже ведет себя сдержанно не показывает своих чувств к родителям, но кажется, что именно из побуждения не огорчать их, до последнего скрывает свой отъезд. Значит, сегоднявшие дети более открытые и свободные, готовые к проявлению чувств. Таким образом, остается лишь надеяться, что родители (или другие взрослые) эту открытость поддержат, постараются увидеть хорошее начало в маленьком Человеке и взрастить его. Тургенев утверждает, «общаясь больше с сыном, у отца было бы больше взаимопонимания с ним». Да и в повести Соловейчика, если бы Татьяна Петровна не начала кричать, а спокойно бы спросила, поговорила, то не пришлось бы ей подозревать собственную дочь в воровстве. Таким образом, ясной становится причина таких типичных взаимоотношений современных детей и родителей. Это и просто, и сложно одновременно – уметь и находить возможность разговаривать с собственным ребенком.

Заключение.

Работая по проблеме взаимоотношений детей и родителей, открыла невероятную вещь: доброжелательные отношения в семье зависят не только от взрослых, но и от детей. Каждый в любой ситуации общения должен учитывать, насколько комфортно другим членам семьи. Как выяснилось, главная причина конфликтов - неумение или нежелание выслушать, поговорить. И мы видим очевидные факты: доброжелательность, внимание и, как неотъемлемая составляющая, искренняя любовь способны помочь максимально избежать конфликтных ситуаций. Этому нужно учиться с самого детства. Сложнее кардинально изменить ситуацию, когда человек уже сформировавшийся, с собственными взглядами на жизнь. Однако всегда можно надеяться, что есть способы помочь этому человеку. Речь идет не о психологической службе, а о подсказках. Для школьников – классный час, радиопередача. Данная тема имеет огромное значение для воспитания нравственности учащихся.

Младшие и старшие подростки, стремясь как можно быстрее стать взрослыми, очень часто предпочитают общение с друзьями и сверстниками общению с близкими и родными людьми.

Многие подростки пытаются, как можно меньше бывать с семьей, уклоняются от совместного времяпровождения.

Зачастую это связано с неумением и нежеланием родителей проявить терпимость к подростку, посвятить его в жизнь семьи, в подробности семейных историй и преданий.

Во многих семьях дети растут «Иванами, не помнящими родства». Семейные встречи сводятся лишь к совместным, праздничным застольям, которые не формируют интереса к своему роду, семейным преданиям.

Занятия по данной теме позволят учащимся по-иному посмотреть на свою семью.

Занятие позволит изменить отношение учащихся к своему дому, своей роли в семье, открыть для себя значение семьи в жизни человека.

Для взрослых такими помощниками могут стать листовки, которые они увидят, например, входя в магазин, парикмахерскую и т. п. Например, «Спросите, как живется Вашему ребенку», «Обнимите и прижмите к себе покрепче своего ребенка»,

«Ваш ребенок грустит? Может он скучает по Вас?», « Поиграйте со своим ребенком», « Любовь к собственным детям - огромный труд души!».

Порой достаточно напомнить, и человек, откладывая ненадолго свои дела, уделяет больше времени общению с близкими.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)