Праздник крещения и таинство крещения в православии
Жизнь человека от рождения и до смерти неотделима от жизни его народа: родного языка, культуры, традиций, религии. История русского народа тесно связана с историей Православной Церкви.
Русская вера (Православие) сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной монахами и священниками Византии, славянского язычества и русского народного характера, который по - своему принял византийское православие и переработал его в своем духе.
Принятие на Руси православия – процесс сложный и длительный. Начавшийся с крещения князем Владимиром киевлян (988 г. ), он продолжался вплоть до н. 20 в. и был прерван Октябрьской революцией. Киевский князь увидел в православии «религию абсолютных оценок, религию суда, а вместе с тем религию спасения», «религию милосердия»
Князь Владимир вводил христианство без и часто против желания своего народа, поклонявшегося языческим богам (обстоятельных описаний этих событий нет, сохранились лишь отрывочные противоречивые мнения), но постепенно христианство становилось частью жизни и быта русских. «Христианство есть нечто большее, чем «религия закона», которая ограничивается исполнением определенных уставов и обрядов», - писал А. Мень. Это подтверждает и поговорка: «Без Бога – не до порога».
Издавна у каждого народа и в каждой стране были свои обряды и церковные обычаи. Православный христианин ведет свою жизнь по церковному календарю и святцам.
19 января (6 января по Юлианскому календарю) православная Русь отмечает один из двунадесятых христианских праздников – Крещение.
История этого праздника восходит к 1 веку н. э. и напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа, связанном с именем Иоанна Крестителя, который проповедовал приход Мессии и призывал людей к покаянию. Приходивших к нему, он погружал в воды реки Иордан в знак того, что они отказываются от совершения зла и смывают с себя грехи, чтобы с чистой душой встретить Мессию. «Внезапно в толпе кающихся никому не известный и сначала никем не замеченный появляется Иисус из Назарета Галилейского. Он не желает выделяться среди других и просит «крещения» у пророка». ) «По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение» . Когда, крестившись, Иисус удалился в пустыню, Предтеча воскликнул, обращаясь к народу: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде, сказал мне: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящийся духом святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» . В этот день произошло Явление Христа народу, поэтому праздник крещения называют Богоявлением.
Праздник отправляется так же, как и праздник Рождества Христова, и предваряется сочельником. Накануне праздника совершаются Царские часы, Литургия Василия Великого и Всенощное бдение, начинающееся Великим повечерием. Особенность этого праздника составляют два великие водоосвящения (в отличие от малого водоосвящения, которое может совершаться во всякое другое время), поэтому праздник Крещения в народе называли еще водосвятием. К концу вечерни приурочено первое освящение воды (водосвятие) воды в храмах (в древности оно совершалось для крещения оглашенных и уже впоследствии обращено было в воспоминание крещения Господня).
Освященная вода считается великой святыней. Православной Церковью она называется великой агиасмой (от гр. вода - агиасма). Верующие хранят ее в течение года, считая, что она предохраняет от различных напастей и дурного глаза, помогает при болезнях, поэтому ею окропляют храмы и жилища, ее пьют.
Чин освящения воды повторяется и в самый день Богоявления: освящаются естественные водоемы – реки, озера. Для этого в них делаются проруби в виде креста – иордань (от названия реки Иордан). Это, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан в день Богоявления выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя, поэтому у нас Богоявленский крестный ход для освящения воды называется Крестным ходом на Иордан). Купание в иордани смывает все грехи, простудится в ней невозможно.
А. П. Чехов в своем рассказе «Художество» так описывает водосвятие: «Церковная ограда и оба берега кишат народом Наверху раздается благовест Тысячи голов обнажаются, движутся тысячи рук – тысячи крестных знамений!. Из церкви одну за другою выносят хоругви, рождается бойкий, спешащий трезвон Аналой, деревянный круг, колышки и крест на льду переливаются тысячами красок. Крест и голубь испускают из себя такие такие лучи, что смотреть больно. Боже милостивый, как хорошо! В толпе пробегает гул удивления и восторга; трезвон делается еще громче, день еще яснее. Хоругви колышутся и двигаются над толпой, точно по волнам. Крестный ход, сияя ризами икон и духовенства, медленно сходит вниз по дороге и направляется к Иордани. Машут колокольне руками, чтоб там перестали звонить, и водосвятие начинается. Служат долго, медленно, видимо, стараясь продлить торжество и радость общей народной молитвы. Тишина. Но о вот погружают крест, и воздух оглашается необыкновенным гулом. Пальба из ружей, трезвон, громкие выражения восторга, крики»
Праздник Богоявления всегда отмечался Руси с широким размахом и торжественностью в присутствии царя и двора. Освятив воду, Патриарх причащал ею всех присутствующих. За причащением следовало благословение крестом и окропление святой водой. В самый день Богоявления водоосвящение совершалось еще раз на Москве-реке перед Тайницкими воротами. Петр 1 в церемонию праздника добавил стрельбу из пушек и ружей.
В Санкт-Петербурге освящались воды Невы, служба совершалась в часовне Зимнего дворца. После службы царский кортеж отправлялся к месту водосвятия, где сооружалась часовня с легкими колоннами, поддерживающими резной купол.
В некоторых губерниях на крещение устраивались смотрины – принаряженные девушки выходили к иордани или собирались на берегу, а парни «выглядывали» невест. О том, что Праздник Богоявления почитался на Руси, свидетельствуют многочисленные села, соборы, носящие одноименные названия (Богоявленнский монастырь в пос. Мстера, Богоявленская церковь в г. Венёво Воронежской обл. ; Богоявленский Кафедральный собор в Екатеринбурге); Богоявленский храм в г. Менделеевске, республика Татарстан;
Богоявленский морской собор в Петербурге), большая иконография.
Участвуя в празднике Крещения в Ашинском храме иконы Казанской Божьей Матери, я провела фотографирование водосвятия на реке Сим
Таинство крещения
Знаком вступления человека в Церковь является таинство крещение - одно из семи христианских таинств, первое по времени. Принимая человека в лоно церкви, священник окропляет его водой или погружает в воду. Слово «крещение», по-гречески «ваптисис», значит «погружение.
В отличие от обряда, таинство это такое «священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия» «Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от первородного греха и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатию Духа Святого в новую духовную жизнь и делается членом церкви, т. е. благодатного Царства Христова».
Православное крещение несколько отличается от крещения у католиков и протестантов.
Православная церковь считает, что таинство крещения установил Сам Господь Иисус Христос, освятив крещение, крестившись у Иоанна. По воскресении Своем он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына Святого Духа» (МФ. 28, 19).
Христос заповедовал крещение водой (вода издавна была символом очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть употреблены снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин».
В первые века крестили главным образом взрослых людей. Но потом появился обычай, который прочно укоренился в православной Церкви, крестить младенцев. «Пусть сознание его (младенца) еще спит, но Дух освящает все его существо», - пишет А. Мень.
Таинство крещения в православии - имеет свои особенности. При его совершении используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение и выражает посвящение человека Христу:
- обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
- помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
- главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение; при погружении в воду Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
- возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
- одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь; кроме того, белый цвет означает проявление радости от обручения со Христом;
- хождение вокруг купели — символ вечности;
- пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.
После крещения совершаются Миропомазание и Воцерковление.
При причащении, если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.
Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры. Крещение - первое таинство по времени. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз. Поэтому и говорится – «исповедую едино крещение» .
Один Господь, одна вера, одно крещение»
Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.
«Крещение не только дар благодати Христовой, но и принятие на себя ответственности перед Богом, оно выражает намерение жить по Его воле .
Православные христиане носят на груди крест, осеняют себя крестным знамением, что свидетельствует об их принадлежности Христу.
Заключение
Принятие на Руси православия – процесс сложный и длительный. Начавшийся с крещения князем Владимиром киевлян (988 г. ), он продолжался вплоть до н. 20 века и был прерван Октябрьской революцией. Но с « такой религией, как христианство, нельзя покончить с помощью насмешек и нападок», - отмечал Ф. Энгельс Об этом свидетельствует возрождение православия в России. Восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые. Год от года растет число прихожан. Посещая храм, принимая таинства, участвуя в христианских праздниках, мы приобщаемся к опыту Церкви, как бы заново переживаем великие события евангельской и церковной истории.
Комментарии