Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Православные обычаи и традиции

«Среднего роста, худощавый, большие серые глаза. Эти глаза владеют всем лицом. склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьёзные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками – впадинами то созерцания и сострадания. лицо русское – лицо прошлых веков, пожалуй – лицо старовера, страдальца. Так и было: дед И. Шмелёва, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии, - старовер. Предки матери тоже вышли из крестьянства, исконная русская кровь течёт в жилах И. С. Шмелёва. »

Таким предстаёт перед нами этот человек, проживший трудную, горькую жизнь, полную потерь и разочарований, но сохранивший в своём сердце веру в справедливость, доброту, нежный мир золотого детства.

Жизнь всегда «пробовала» его на прочность. Революцию он не принял, потому что она несла боль, непонимание, ложь. А И. Шмелёв умел говорить только правду, писал о том, что искренне и честно мог прочувствовать.

Об отъезде в эмиграцию следует сказать особо. Уезжать из горячо любимой России он не собирался, потому что в 1920 году купил в Крыму, в Алуште, небольшой дом. Но трагическое обстоятельство всё перевернуло. Иван Сергеевич очень любил своего единственного сына Сергея, с материнской нежностью относился к нему, а когда сын – офицер оказался на германской, в артиллерийском дивизионе, считал дни, писал нежные письма: «Ну, дорогой мой, кровный мой, мальчик мой. Крепко и сладко целую твои глазки и всего тебя. »

В 1920 году офицер Добровольческой армии Сергей Шмелёв был взят в Феодосии из лазарета и расстрелян. И не он один. Как рассказывал 10 мая 1921 года И. Эренбург, «офицеры остались после Врангеля в Крыму главным образом потому, что сочувствовали большевикам, и Бела Кун расстрелял их по недоразумению. Среди них погиб и сын Шмелёва». Но это был сознательный шаг красноармейцев. Склянский, заместитель Троцкого, писал: «Война продолжается, пока в Крыму останется хоть один белый офицер. »

И. Шмелёв долго не мог поверить в гибель сына. Вскоре, он принимает предложение. И Бунина и выезжает за границу «на работу литературную».

Сначала в Берлин, а потом в Париж.

Уехал, попытался всё забыть, начал писать произведения. Но возникла новая боль – утрата Родины, России, Москвы, Замоскворечья. О Шмелёве той поры так писал Б. Зайцев: «Писатель сильного темперамента, страстный, бурный, очень одарённый и подземно всегда связанный с Россией, в частности с Москвой, а в Москве особенно – с Замоскворечьем. Он замоскворецким человеком остался и в Париже, ни с какого конца Запада понять не мог. Думаю, как и у Бунина, и у меня, наиболее зрелые его произведения написаны здесь. Лично я считаю лучшими его книгами «Богомолье» и « Лето Господне» - в них наиболее полно отразилась его стихия».

Мысль о Родине, о России. Шмелёв пришёл к ней на чужбине не сразу. Из глубины его души, со дна памяти подымались образы и картины, не давшие «потухнуть» обмелевшему потоку творчества в пору отчаяния и скорби. Из Франции, чужой и «роскошной» страны, с необыкновенной остротой и отчётливостью видится Шмелёву старая Россия с её религиозными обрядами. Так появляются его незабываемые произведения.

« Великий мастер слова и образа, Шмелёв создал в величайшей простоте утончённую и незабываемую ткань русского быта, - писал о «Лете Господнем» И. А. Ильин, - в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот «тартанье московской капели»; вот в солнечном луче «суетятся золотинки», «хряпкают топоры», покупаются «арбузы с подтреском», видна чёрная каша галок в небе». И так зарисовано всё: от разливанного постного рынка до запахов и молитв яблочного спаса, от «разговин» до крещенского купания в проруби. Всё узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; всё взято любовно, нежным, упоённым и упоительным проникновением; здесь всё лучится от сдержанных, не проливаемых слёз умилённой благодатной памяти. Россия и православный строй её души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения вырастает и утончается ещё оттого, что всё берётся и даётся из детской души, вседоверчиво разверстной, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся. С абсолютной впечатлительностью и точностью она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы. Она ловит земные лучи и видит в них неземные; любовно чувствует малейшие колебания и настроения у других людей; ликует от прикосновения к святости; ужасается от греха и неустанно вопрошает всё вещественное о скрытом в нём таинственном высшем смысле».

Нерастраченная любовь к миру детской души, святое воспоминание детства, прекрасное, самое лучшее нашли отражение в самом интересном, на мой взгляд, произведении «лето Господне», где обрели свою связь маленький Ваня и вся Россия в своей темпераментной широте, спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьёзности, строгого добродушия и лукавого юмора. Это «потерянный рай» И. Шмелёва – эмигранта, скучающего по родной земле.

. Последние годы своей жизни писатель проводит в одиночестве. Он решает жить «настоящим христианином» и поэтому 24 июня 1950 года, уже тяжёлобольной, отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, основанную в Бюси – ан – От, в 140 километрах от Парижа. В этот же день сердечный приступ обрывает его жизнь.

И. Шмелёв очень любил Россию, ждал с ней встречи, поэтому во многих своих произведениях он говорил о ней с нежной любовью, теплотой. Это её золотой певец, человек с ранимой душой ребёнка, великий человек.

ГЛАВА 2

ЗОЛОТОЙ МИР ДЕТСТВА

2. 1 ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЗВУКИ

«. Кап. кап – кап. кап. кап – кап – кап.

Засыпая, всё слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап – кап. Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю; это весёлая мартовская капель. Она вызывает солнце. Теперь уже везде капель.

Под сосенкой – кап – кап.

Под ёлочкой – кап – кап.

Прилетели грачи – теперь уже пойдёт, пойдёт. Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить намётками – пескариков, налимов, - принесут целое ведро. Нынче снега большие, все говорят: возьмётся дружно – поплывёт всё Замоскворечье! Значит, зальёт и водокачку, и бани станут. будем на плотиках кататься.

В тревожно – радостном полусне я слышу это всё торопящееся – кап – кап. Радостное за ним стучится, что непременно будет, и оно-то мешает спать.

Кап-кап. кап-кап-кап. кап-кап.

Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.

Я просыпаюсь под это таратанье, и первая моя мысль: взялась! Конечно, весна взялась. Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. Полог с моей кроватки сняли, когда я спал, - в доме большая стирка, великопостная, - окна без занавесок, и такой день чудесный, такой весёлый, словно и нет поста. Да какой уж теперь и пост, если пришла весна. Вон как капель играет. – тра-та-та-та! А сегодня пойдём с Горкиным за Москва-реку, в самый Город, на грибной рынок, где – все говорят – как праздник.

Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. Широкая золотая полоса, похожая на новенькую доску, косо влезает в комнату, и в ней суетятся золотинки. По таким полосам, от Бога, спускаются с неба ангелы, - я знаю по картинкам. Если бы к нам спустился!

На крашеном полу и на лежанке лежат золотые окна, совсем косые и узкие, и чёрные на них крестики скосились. И до того прозрачны, что даже пузырьки-глазочки видны, и пятнышки. и зайчики, голубой и красный! Но откуда же эти зайчики, и почему так бьются? Да это совсем не зайчики, а будто пасхальные яички, прозрачные, как дымок. Я смотрю на окно – шары! Это мои шары гуляют, вьются за форточкой, другой уже день гуляют: я их выпустил погулять на воле, чтобы пожили дольше. Но они уже кончились, повисли и мотаются на ветру, на солнце, и солнце их делает живыми. И так чудесно! Это они играют на лежанке, как зайчики, - ну совсем как пасхальные яички, только очень большие и живые, чудесные. Воздушные яички, - я таких никогда не видел. Они напоминают Пасху. Будто они спустились с неба, как ангелы.

А блеска всё больше, больше. Золотой искрой блестит отдушник. Угол няниного сундука, обитого новой жестью с пупырчатыми разводами, снежным огнём горит. А графин на лежанке светится разноцветными огнями. А милые обои. Прыгают журавли и лисы, уже весёлые, потому что весны дождались, - это какие подружились, даже покумились у кого – то на родинах, - самые весёлые обои. И пушечка моя золотая. и сыплются золотые капли с крыши, сыплются часто – часто, вьются, как золотые нитки. Весна, весна!. »

Весна. Звучит первая капель. Необычное время года. Время, когда из сердца уходят боль и тревога, радуясь тёплым первым солнечным лучам, человек становится добрее, ласковее, нежнее. Всё просыпается вокруг так же, как и многие чувства каждого человека, не только взрослого, но и малыша.

Герой этого произведения тоже рад весне. Для него это начало новой жизни, радость, ведь он « такой чудесный, такой весёлый день, словно и нет поста». Он рассказывает о нём так, словно зимой все «спали, а весной стали пробуждаться». Даже капель « тараторит, шуршит по железке», «весёлая капель», «она вызывает солнце», «мешает спать». И нам сразу кажется, что это маленький ребёнок, который хочет побыстрее что – то рассказать, поболтать о том, что ВЕСНА уже где – то рядом! Автор, желая показать подвижность пробуждающегося мира, его изменение и живость, использует такой литературный приём – олицетворение.

Олицетворение – вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

Капель – живое существо. В этом – то и есть необычность восприятия капели мальчиком: для него природа предстаёт живой, очеловеченной. Она радуется приходу весны, как и всё живое на земле.

«Торопящееся кап – кап. » Это именно весенняя капель, а не какой – нибудь « скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю». За этим кап – кап « радостное стучится, что непременно будет, и оно – то мешает спать». Герой живёт в ожидании чуда, чего - то таинственного и незнакомого. Чего? Да, конечно же, весны, которая должна вступить в свои владения. « Весна взялась!» – радуется он.

Мир детства, мир чуда, открытий. Через что познаёт его мальчик?

Открытие мира

2. 2 ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ

Главный герой повести И. Шмелёва – юный, наивный мальчик, который с радостью воспринимает приход долгожданной весны, шумный бег капели, тёплый солнечный свет, красоту окружающего мира. Он одухотворяет его, познаёт через новые краски, звуки.

Но мартовская капель для героя – это не только признак наступающей весны. Она связана ещё и с сокровенным для каждого православного человека обычаем – с началом Великого поста.

Что такое Великий пост?

Пост – освобождение духовного существа человека через утеснение телесного.

Вот что об этом говорит Иоанн Лествичник: «Пост есть чистота молитвы, светило души, хранение ума, Истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, здравие тела, врата рая и небесное наслаждение. »

Пост – это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа.

В течение года в русской православной церкви существует четыре многодневных поста, один из которых – Великий пост.

Что христиане называют Великим постом?

В Библии сказано, что Иисус Христос был поведен Духом в пустыню, сорок дней подвергался различным искушениям, ничего не ел. Физически и духовно постом и воздержанием очищался от старого, готовясь к трудному и сложному делу – спасению человеческой души. Поэтому Великий пост - пост в честь Христа, а последняя Страстная Седмица (семь дней) – воспоминания о последних днях его земной жизни, страданиях и смерти.

С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение и в Вербное воскресение. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.

Великому посту предшествуют три подготовительных недели:

1. неделя о Мытаре и Фарисее,

2. неделя о блудном сыне,

3. неделя о Страшном суде; это воскресенье называется ещё мясопустным, ибо это последний день мясоеда и уже с понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.

Неделя перед Великим постом называется Масленицей, когда во все дни разрешается вкушение яиц и молочных продуктов. Зиму надо провожать обильной едой. А ещё в этот день катаются на лошадях, устраивают кулачные бои, сжигают в поле чучело из прошлогодней соломы (надо вернуть земле малую часть собранного, и она воздаст ещё больше в новый урожай).

Масленица – семейный праздник. В это время особо встречают молодых, создавших семью прошлой осенью, они обязательно идут к тёще на блины и зовут её к себе полакомиться вкусным угощением.

Последний день Масленицы – Прощеное воскресение. В этот день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм, в конце службы читаются проповеди о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Прихожане просят прощения друг у друга. Оно является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.

Великий пост длится сорок дней – от Чистого понедельника до пятницы шестой недели.

Первую неделю полагается проводить особо строго: не есть первые три дня.

По вечерам (в понедельник, вторник, среду и четверг), в начале повечерья, читают Мефимоны, - Великий канон Андрея Критского. В нём рассказывается вся ветхозаветная и новозаветная история.

Первое воскресенье Великого поста посвящено торжеству православия, а второе – святому Григорию Паламе, Архиепископу Солунскому, одному из учителей церкви, четко изложившему богословие о божественных энергиях (благодати) и возможности духовного преображения человека.

Третье воскресенье, с которого начинается четвёртая неделя Великого поста, посвящено Кресту Господню. Постный подвиг трудный, поэтому вспоминают об Иисусе, который совершил ещё более трудный подвиг.

Четвёртое воскресенье посвящено памяти Иоанна Лествичника, знаменитого монаха, который написал книгу « Лестница» о духовном преображении человека.

На пятой неделе поста в среду вечером и в четверг утром читается великий канон Андрея Критского, на этот раз полностью. Эта служба называется Великим Стоянием или в простонародье – Мариино стояние. Поэтому на ней читается житие Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей и великой святой.

Пятое воскресенье посвящено Марии Египетской. Обычно на время Великого поста приходится празднование Благовещения – 7 апреля. В этот день послан был Гавриил к Деве Марии возвестить ей несказанную радость, что она родит сына – предвечного Бога и спасёт людей от грехов их. Праздник Благовещения – один из самых любимых верующими праздников. Это встреча весны, пробуждение новых сил природы. В этот день пекут из теста «жаворонков». Дети несут их куда-нибудь повыше: на крышу сарая, на скирду сена, подбрасывают высоко в небо и звонко закликают весну. В этот день выпускают на волю птичек в знак того, что начинается освобождение рода.

В пятницу на шестой неделе кончается Великий пост и начинается Страстная Седмица, требующая особенно строгого воздержания не только в пище, но в помыслах и делах.

В Великий Понедельник вспоминают об иссохшей смоковнице, иссохшей до корня, как образ человека, предавшего Иисуса на смерть.

В Великий Вторник – притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о Страшном суде.

В Великую Среду читают о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и приготовившей его тело к погребению.

В Великий Четверг повествуется о Тайной Вечере. Вечером читают 12 избранных евангельских отрывков, повествующих о страдании и смерти Иисуса Христа.

Эти «12 евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтения «12 евангелий», называют Четверговой и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.

В Великую Пятницу вспоминают суд и осуждение Христа, его распятие, страдание и смерть на кресте. В этот день нельзя готовить пищу и вообще вкушать что – либо.

В Великую Субботу читают о погребении Спасителя, а в конце литургии – благословление хлебов, затем идёт освещение пасхи, куличей, яиц.

Вся Страстная седмица служит приготовлению верующих к великому торжеству, «празднику праздников», когда над миром зазвучит пасхальное благовествование о Воскресении Христовом.

Пасха. Яркий, необычный, запоминающийся праздник. Чем? Разноцветными крашеными яйцами, сладкими куличами, неповторимым, мелодичным, праздничным колокольным звоном. Он похож на звук мартовской капели, нетерпеливый, весёлый, радостный, живой. Если маленькие капельки – вестники весны, то звон колокола – вестник приближающейся, непонятной, но великой минуты, когда, по – библейскому преданию, прилетел ангел, чтобы сообщить о воскресении Христа. Капельки и колокола – одно неразрывное цело, связанное с весной, постом и Пасхой, их звук мелодичен и неповторим.

Что же представляет собой праздник Пасхи?

Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви. Воспоминания о страданиях и воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели поста и Святой недели Пасхи.

Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: « Христос воскресе! Воистину воскресе!».

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит;

Заря глядит уже с небес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес.

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идёт, полна чудес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Как солнце блещет ярко!

Как неба глубь светла.

Как весело и громко

Гудят колокола.

Немолчно в Божьих храмах

Поют: « Христос Воскрес!»

И звуки дивной песни

Доходят до небес.

А. Плещеев

«. И вот праздник, наконец, наступал – ночью с субботы на воскресенье в мире совершался некий дивный перелом. Христос побеждал смерть и торжествовал над нею. Воскресение Христово связано со спасением людей. Спасение человека – с его покаянием и обновлением. » И. Бунин.

На душе становится радостнее, светлее, хочется быть добрее и сказать от всего переполненного сердца: « Воистину воскрес!»

Праздник Пасха наступает между 22 марта и 24 апреля, в первый воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского полнолуния. Каковы его особенности? Они древнего происхождения. Например, обычай целовать друг друга (христосоваться) – подражание древней традиции лобзания мира и святой любви, причём верующие уподобляются ученикам Христовым и ученицам, когда последние собеседовали между собою о воскресшем Иисусе. Обычай дарить красные яйца ведётся от Марии Магдалины, которая по вознесении Христа пришла в Рим для проповедования Евангелия и, представши пред императором Тиберием, подала ему красное яйцо со словами:

« Христос воскресе!», и таким образом начала свою проповедь.

Император, усомнившись в возможности для смертного воскреснуть из мёртвых, сказал:

- В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать в сей момент красным!

И в тот же момент белое яичко стало красным.

Красное яйцо – символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет – радость Воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на Кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

« По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от дверей гроба и сидел на нём, вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: « Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его здесь нет – он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где он лежал, и пойдите скорее, скажите ученикам его, что Христос воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там его увидите. Вот, я сказал вам». И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам его.

Когда же шли они возвестить ученикам его, и се Исус встретил их и сказал:

«Радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги его и поклонились ему»

( Евангелие от Матфея,

28, 1 – 9)

Празднование Пасхи в православной церкви отличается особенною торжественностью. В святых храмах при отверстых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели божественные службы совершаются в лучших светлых облачениях, при чём чтение псалтырей прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе его над адом и смертью, о нашем избавлении через него от греха, проклятия и смерти. В течение всех семи дней праздника целодневный красный колокольный звон завершает церковное торжество Пасхи.

Как праздновалась Пасха в семье?

Обычно во время Страстной недели и Светлой седмицы православные люди освобождались от работы и учёбы, чтобы наибольшее время уделить посту, молитве, празднику. На Страстной неделе стараются каждый день побыть на богослужении, особенно строго – с Великого четверга до воскресенья, на этой неделе исповедуются и причащаются.

Одновременно в доме и во дворе всё чистят, моют, красят и приводят в порядок, чтобы на Пасху всё сияло и радовало глаз. Если во время поста всё было в тёмных тонах: и одежда, и убранство жилья, то к Пасхе везде появляются светлые, белые и красные цвета. Работа начинается с понедельника и ещё более возрастает в Чистый четверг и пятницу, когда в семье все днём моются, начинают варить, стряпать для пасхального стола, красят яйца, заводят тесто для куличей, готовят сырную пасху. На этой же неделе посещают кладбище и приводят в порядок могилы родных и близких.

Куличи, яйца и другая снедь освящаются в храме после пасхальной службы.

Во время пасхальной недели с колоколен часто раздаётся пасхальный трезвон. В эти дни каждый может залезть на колокольню и излить свою душу в звоне колоколов.

На Светлую седмицу православные совершают дела милосердия. Кормят нищих, навещают больных, посылают куличи, яйца и другую еду в приюты, богодельни, больницы.

На первый день Пасхи в дома верующих приходили приглашаемые священники и служили праздничный молебен. В течение Светлой седмицы приходили родственники и друзья поздравить с праздником. Их радушно принимали, приглашали к столу и потчевали пасхальными угощениями.

В пасхальную неделю дети и взрослые много играли. Для детей: каток – горка для яиц с выигрышем предметов внизу, которых коснётся яйцо; «чоканье» яйцами с выигрышем разбитого яйца; прятанье яиц и игрушек. Для взрослых и юношей были лапта, городки, хоровое пение, хороводы.

В субботу пасхальной недели в храме раздают артос – освящённый намоленный в алтаре хлеб, который в течение года дают больным для ускорения выздоровления.

Воскресение Христово

В день Пасхи, радостно играя, высоко жаворонок взлетел,

И, в небе синем исчезая,

Песнь воскрешения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и тёмный лес.

« Проснись, земля, - они вещали –

Проснись: твой царь, твой бог воскрес!

Проснитесь горы, долы, реки,

Хвалите господа с небес.

Побеждена им смерть вовеки.

Проснись и ты, зелёный лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка – зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, чья заповедь – любовь».

Е. Горчакова

Во время Великого поста и праздника Пасхи происходят значительные изменения в душе человека, в его взаимоотношениях с богом и духовным миром:

«В сознании Православной церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник Светлого Христова воскресения. Поэтому и самое Пасхальное богослужение у нас единственное и неповторимое, оно есть сплошное ликование. Если бы мы стали проводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать её целиком потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.

Вся эта служба – один сплошной, непрерывный, неумолкающий, торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Победа жизни над смертью, примирение Бога с человеком и человека с Богом. В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются, и всякая преграда между ними исчезает.

Для православного сознания – Пасха есть время, когда открывается небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается от земли, и русский православный человек живёт в небесном мире, с Богом, со святыми, с умершими родными и друзьями.

Светлый праздник Христова воскресения есть прорыв в вечность, в небесный мир, который в свою очередь спускается к нам на землю. Всё перемешивается – люди и ангелы, живые и умершие, все живут одной общей жизнью, общим ликованием, общим восторгом.

В этот день человек всецело сливается с вечной жизнью Царства Небесного» (Протоиерей Сергий Четвериков)

В тексте повести много слов и словосочетаний, связанных с православными традициями и обычаями: « Пасха», «Великий пост», «пасхальные яички», «великопостная стирка», «грибной рынок», «покумиться на родинах», «ангелы».

Ангелы. Обратимся к Евангелию. Кто они такие?

С именем ангела у нас связано представление о самом дорогом, святом, привлекательном, чистом, совершенном, прекрасном, неземном. И то, что не совсем ясно нам, со всей очевидностью открывает про ангелов слово Божие.

Ангелы – это духи, но не связанные, подобно нашему человеческому духу, плотью. Их не мучит голод, не томит жажда. Не ведом им упорный человеческий труд для добывания хлеба насущного. Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени. Они быстролётны и быстродвижны: сейчас ангел в одном месте, а через мгновение – в другом. Ни стен, ни запоров для них нет. В царстве ангелов нет ни дней, ни ночей, ни завтра, ни сегодня. Для них на небе – всегда Пасха.

Как же, скажете, помогает нам Бог через ангелов – хранителей, когда мы не видим их? Да, они невидимы, но человек испытывает их действия. Когда мы плачем, то часто слёзы бывают сладостны, а душа трепещет от прилива какого – то благодатного чувства – это бог посылает ангела – хранителя, который утешает человека. Это есть тайна божественная: дано нам ощущать помощь, чувствовать дивное утешение, а то, каким образом это происходит, остаётся тайной действия силы Божией.

Господь посылает своего ангела в каждый вновь выстроенный храм для служения при святом Престоле в алтаре. И срок этого послушания определён до скончания века. Даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть определённого ему места служения. Трудно описать скорбь вестника Божия, когда храм осквернён, поруган, разрушен. Но нет такого греха, которого Бог не простил бы, если видит раскаяние. И покаянными трудами в этом случае могут служить работы по восстановлению церквей.

Над всеми ангельскими чинами поставлены архангелы. Соответственно особенностям служения семи архангелов каждому в православной традиции усвоено собственное изображение.

Михаил – вождь небесных сил.

Рафаил – «врачевание Божие», целитель человеческих недугов.

Уриил – «огонь или свет Божий», просветитель потемнённых в вере.

Селафиил – «молитвенник Божий» и людей возбуждающий к молитве.

Исгудиил – «хвала Божия», укрепляющий трудящихся людей для славы Божией.

Варахиил – «благословение Божие»,раздаятель его и ходатай.

Гавриил – «сила Божия» вестник великой тайны воплощения Бога, приносящий молитвы Святых к Престолу Божию.

Архангельский чин ангелов служит для научения людей. Архангелы, которых всего семь, учат, как устраивать свою жизнь по воле Божией. Господь открывает архангелам свою волю о каждом человеке, потому они знают, какие невзгоды, искушения, соблазны ждут его на жизненном пути: от губительного отклоняют человека; на другой, верный путь наставляют.

АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ

Ангел Богом дан с рожденья.

Он – хранитель. Круглый год

Божие благословенье

С детства каждому несёт.

Ангел ада жаждет мщенья –

Бог низверг с небес его.

Бьются ангелы с рожденья

Из – за сердца твоего.

Милый мой! Живи разумно,

За отечество радей.

Будь прилежным, скромным, умным

И полезным для людей.

В. Смирнов

. Интересны словосочетания «грибной рынок», «великопостная стирка», «покумиться на родинах». Что они означают?

Великопостная стирка – это стирка перед Великим постом, когда наступает чистый четверг. Пост - символ очищения от старого, ненужного, бесполезного, и встречать его нужно обновлёнными, чистыми, с доброй и открытой душой. Для этого следует «прозреть» духовно и физически, поэтому и происходят такие большие стирки.

Грибной рынок – рынок, на котором продавались лишь постные продукты.

Покумиться на родинах. Кум и кума – крёстные отец и мать по отношению к родителям крестника. Кумиться – вступать в кумовские отношения. Родины – празднование рождения младенца. Следовательно, покумится па родинах – вступление в кумовские отношения на праздновании рождения младенца, то есть становиться крёстными малыша, который обретает второе рождение, ангелов – хранителей, Бога, постигая жизнь, становится верующим человеком.

Итак, И. Шмелёв – великий мастер русского слова. Показывая в своей повести патриархальность России, её религиозность, он пробуждает в читателе « чувство Родины и её старины», воспитывает «любовь к родному пепелищу», развивает внимание к каждому своему слову.

2. 3 ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ ЧУВСТВА

Православные обычаи и традиции. Это основа духовного воспитания маленького человека, который воспринимает мир по – иному, чем взрослые.

Каким мальчик видит его, какие чувства испытывает?

Вновь обратимся к тексту. В нём много восклицательных предложений, повторов, единоначатий. Они говорят об эмоциональном восприятии мира мальчиком. Он радуется, переживает, узнаёт много интересного из окружающей действительности. Герой И. Шмелёва очень чуткий, восприимчивый, эмоциональный, с тонкой, чувствительной душой. Эти качества становятся основой нравственного чувства мальчика: он добрый, сердечный человек.

Какие чувства испытывает герой к Богу и к окружающему его миру?

Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Благоговение – глубочайшее почтение.

Умиление – нежное чувство, возбуждаемое чем – нибудь трогательным.

Душевный трепет – сильное волнение, напряжённость чувств от каких– либо переживаний.

Итак, окружающий мир для мальчика полон тайн и загадок, это мир одухотворённый: яркий, звучащий, живой. Герой испытывает пред ним благоговение, преклонение, умиление, всё, что происходит, заставляет трепетать его сердце, удивляться, переживать. Мальчик познаёт новый мир, где есть любовь, добро, понимание, духовные ценности, божественное слово, которые находят отклик в его сердце.

Через что открывает мир герой И. Шмелёва?

ОТКРЫТИЕ МИРА

ЗВУКИ ЧУВСТВА

2. 4 ОТКРЫТИЕ МИРА ЧЕРЕЗ КРАСКИ

Необычный, увлекательный мир, полный тайн и загадок. Мир фантазий, необъяснимых вопросов, мир детства.

Какими красками расцвечен этот удивительный мир? Еще раз обратимся к тексту.

Составим палитру красок:

1. «широкая золотая полоса»;

2. «суетятся золотинки»;

3. «золотые окна»;

4. «чёрные крестики»;

5. «голубой и красный зайчики»;

6. «прозрачные как дымок»;

7. «снежным огнём горит»;

8. «светится разноцветными огнями»;

9. «золотая пушечка»;

10. «золотые капли»;

11. «как золотые нитки».

Многообразие цвета: чёрный, красный, голубой, белый, перламутровый, золотой. Не случайно И. Шмелёв использует их. Какое значение несут они?

Чёрный – символ атрибутов Бога и возрождения человека. Таким цветом изображались Сатурн, Озирис, Будда. Он представляет борьбу жизни и смерти, деятельности духа и тела.

По католической символике чёрный – краска скорби, смерти или покоя.

В христианской символике – это символ отказа от мирской суеты, отдача себя в духовное служение. Это цвет одежд монахов – как православных, так и буддийских.

Красный. В русском языке красный и красивый – однокоренные слова. Красный связан со светом, с огнём: солнцеворот наши предки называли «кресъ», а глагол «кресать» означал вырубать огонь.

Красный цвет как цвет любви восходит к огню, который несёт тепло, поэтому на церковном языке это цвет Божественной любви.

В средневековом христианском искусстве красный является цветом милосердия. Серафимы, которые в иерархии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Богу выше всех и «пребывают в Божественном жаре», обычно изображаются красным цветом. Красный служит цветом богослужений во время Страстной недели, вербного воскресенья и в Крестовоздвижение (14 сентября). В «Семи таинствах» Рогер фон дер Вейгена Ангел таинства покаяния изображён в красной тунике. В день Святой Троицы этот цвет служил олицетворением Святого Духа, который спустился с небес, подобно языкам пламени. Он напоминает также о мучениках, которые пролили кровь за свою веру.

Красным цветом помечали церковные праздники и даты красными чернилами, отсюда появилось выражение, красный цвет календаря».

Голубой. На языке божественном голубой означает воздух, лазурь как цвет неба, Святой Дух и вечную Божественную истину, горний мир.

В космогониях мир творит Божественная Премудрость, а потому Бог – творец всегда голубого цвета. Вишну родился из голубизны. Верховное божество Египта, Кнеф, также изображался голубым цветом. Амона, Божественное слово египтян, представляли голубого цвета, и таковым он является в египетских изображениях. Это цвет сопутствовал Зевсу (Юпитеру) и Гере (Юноне) – греческим и римским божествам, которые живут выше облаков.

В «Исходе» голубой, как цвет безоблачного неба, символизирует откровение. Согласно книге «Числа», израильтянам было велено иметь на краях одежды голубую кайму, которая напоминала бы им о Боге.

На языке священном он становится символом бессмертия. Голубые ризы надевали священники во время Великого поста.

Лазурь представляет возрождение, духовное преобразование человека, означает крещение Святым Духом.

Белый – это «светлый», светящийся по – прозрачному, бесцветный цвет, чистый.

На языке божественном белый – цвет божественной мудрости. На мирском языке он символизирует чистоту, целомудрие, мир, правду, ясность.

Белая Лиля в христианской церкви является символом Девы Марии. Поэтому это цвет крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения, праздников в честь святых, которые не являются мучениками, белые одежды надевают на церемонию освещения церквей, во всех богослужениях от Пасхи до Троицы.

Перед главным героем предстаёт мир красочный, удивительный, потому что наступает весна, несущая пробуждение от сна, дающая надежду и силы, потому что заканчивается зима, где самые яркие краски – белый и чёрный, потому что мальчик взрослеет, постигает этот изменчивый мир.

Исследуя палитру цвета, прихожу к выводу, что И. Шмелёв использует для определения красок разнообразные метафоры, сравнения, эпитеты.

Эпитет – (от греч. epitheton – приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете.

Сравнение – вид тропа, распространённая форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим.

Метафора – (от греч. metaphora – перенос) – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением.

Самый распространённый эпитет – «золотой». Какое значение несёт в себе это слово?

Золотой – цвет солнца. В алхимии золото считалось застывшим солнечным светом. Золотой символизирует славу и Божественную власть (в связи с «солнечными» ассоциациями: свет, тепло, мощь), откровение любви и премудрости Божией. В триаде солнечных цветов золотой соответствует разуму. Это оживляющий и очищающий цвет. В греческой мифологии он является атрибутом Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя земли и небес. В Китае золотой цвет, цвет шафрана – это цвет императора: Во времена династии Цин, последней правящей династии (1644 – 1911), только император имел право носить одежду золотого цвета. Это также цвет шапок даосских монахов. По Гёте, золотой цвет – ближайший к свету, первое явление цвета в веществе.

В символизме раннего христианства золотое означает славу, плодородие, доброту. Это слово соответствует земле.

Итак, чёрный, красный, голубой, белый, золотой - цвета радости, наивности, доброты, терпения, постижения этого необычного, яркого, движущегося, очеловеченного мира.

Через что происходит открытие мира мальчиком?

ОТКРЫТИЕ МИРА звуки чувства краски

Необычный мир детства. В «Мартовской капели» он золотой. Этот мир приходит к читателю благодаря золотому солнечному свету, золотым звукам колоколов, золотому блеску куполов и свечей, золотому сердцу мальчика, через которое проходит весь этот необычный и трогательный мир, золотой мир детства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необычный мир, полный загадок и новых открытий, предстаёт передо мной на страницах повести И. Шмелёва. Он завораживает, помогает по – иному посмотреть на окружающий мир, мир яркий, красочный, звучащий.

Это мир золотого детства, когда все предметы вокруг очеловечены, имеют свои голоса, характер. Мир, в котором совершаются чудеса, происходит необычное и невероятное. Мир фантастики, теплоты, доброты, мир божественной любви.

Таким вижу и главного героя повести: весёлого, добродушного мальчика с трепетной душой, остро чувствующего окружающий мир. Он относится к нему с благоговением, умилением, душевным трепетом.

Но главный герой – это и романтик – художник, романтик – музыкант, романтик – исследователь. Какие яркие, разнообразные, музыкальные ноты он слышит в звуках обычной капели и громовом звучании колокола! Какие необычные, удивительные, радужные краски видит в этом божественном мире! А сколько открытий совершает, исследуя и постигая истину!

На мой взгляд, эта нравственная, чистая, добрая душа – это и душа всей России, православной, патриархальной, той России, которую любил И. Шмелёв и хотел показать нам, читателям, чтобы мы не забывали о ней, а старались сохранить старину, традиции, обычаи, старались и сами быть высоконравственными людьми.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Анкетирование было проведено в пятых и одиннадцатых классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»

Цель – проследить, как изменяется мироощущение школьников, их представления о православных традициях и обычаях.

Гипотеза: маленький человек растёт, узнаёт много нового, поэтому с возрастом приходит осознание многих утраченных ценностей, традиций, обрядов.

Результат: нужно ли возрождать утраченные традиции и обычаи? Для чего?

В научно – исследовательском проекте я рассказала о православных праздниках, которые отмечают весной, так как это время года очень нравится мне, потому что происходит пробуждение природы, ярко светит солнышко, бежит говорливая капель.

А какой сезон по душе респондентам 5 и 11 классов?

5 класс

11 класс

Летом мы отдыхаем, ездим в гости на каникулы.

Зимой праздник Рождества, Новый год. Я очень люблю эти праздники.

Весной всё просыпается, появляется первая листва.

Лето – время отдыха.

Весна – моё самое любимое время года, время, когда всё цветёт, пробуждается, на улице тепло, сердцу хочется петь и радоваться.

Осенью очень красивые пейзажи, яркое солнце и «бабье лето».

Зимой всё белое, чистое, красивое и прохладное.

Итак, школьникам больше нравится лето, потому что это время отдыха от учёбы и занятий.

Поэтому я решила узнать, нравится ли школьникам весна, почему?

5 класс 11 класс

Да 50% Да 90%

Нет 50% Нет 9,75%

С возрастом восприятие весны меняется. Почему? Это время надежды, любви, прощения, новой жизни (11 кл. ), появления новых листочков, тепла, дней рождений (5 кл. ).

Хорошо. Но какие православные праздники отмечают весной?

5 класс 11 класс

Масленица 60% Масленица 83%

Пасха 30% Пасха 85,3%

Не знаю 10% Вербное воскресение

- - Благовещение 2,4%

- - Не знаю 4,9%

С возрастом появляется знание праздников. Да, они существуют, но известны ли сегодняшним школьникам их значения?

5 класс 11 класс

Да 20% Да 56%

Нет 70% Нет 44%

Частично 10% - -

Мы видим, что с возрастом знание об обычаях и традициях возрастает, но не намного.

В романе Ивана Шмелёва «Лето Господне» большое внимание уделено описанию Великого Поста. Что это такое, каково его значение? Этот вопрос был задан нынешним ученикам.

5 класс 11 класс

1) очищение духовное и физическое

2) очищение физическое

Нет 80% Нет 14,6%

Пост – это употребление определённой пищи. Пост – это обряд очищения от грехов посредством своеобразной

«голодовки». Люди в это время очищаются духовно и физически.

Следующий вопрос, который был задан ребятам: «Верующий ли вы человек?» Мнения распределились так:

5 класс 11 класс

Да 60% Да 51,2%

Нет 40% Нет 36,6%

- - Не знаю 12,2%

Ученики 5 класса считают, что они верующие люди, но не знают значений традиций и обычаев христиан, не понимают значение слова «православный». К одиннадцатому классу человек начинает задавать себе эти вопросы, находя на них ответы, сомневается, размышляет.

Над чем? Я задала ребятам следующий вопрос: «Надо ли восстанавливать традиции и обычаи, знать их значения, для чего?»

Результаты опроса:

5 класс 11 класс

Да 40% Да 48,8%

Нет 60% Нет 41,5%

- - Не знаю 9,7%

К одиннадцатому классу лишь некоторые задают себе этот вопрос, пытаются найти ответ. Многим это не нужно: есть компьютер, деньги – значит всё хорошо. А о нравственном самочувствии мало кто заботится, размышляет над смыслом сегодняшнего существования, происходящих событий.

Мнения учащихся:

Всё течёт, меняется, и людям взамен старых божков и традиций нужны новые (или совсем не нужны?), от этого происходит явление забывания всего и вся. И если что-то рушится, это даже не стоит и пытаться восстанавливать. Зачем? Восстанавливай, не восстанавливай, люди не

Нет примут второй раз то, отчего они уже отказались в прошлом.

С одной стороны – это дань прошлого, а с другой стороны – надо жить настоящим.

Не знаю

Это история нашей страны, на православных традициях воспитывались наши предки, а это было полезно для становления нравственности в нашем

Да обществе.

Но ответов «да», увы, не много.

Нравственное воспитание невозможно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обострённая совесть и стыд. А стыд и совесть у подавляющего большинства людей невозможно пробудить без их веры в Бога, который на самом деле помогает стать высоконравственным, достойным человеком.

В тексте романа Ивана Шмелёва много своеобразных словосочетаний, понятий, значение которых непонятно для нынешних поколений.

Знают ли школьники, что такое:

5 класс 11 класс

Да Нет Да Нет

Великопостная стирка

20% 80% 41,5% 58,5%

Грибной рынок

- 100% 14,6% 85,4%

Ангелы 80% 20% 75,6% 24,4%

Великий Пост 60% 40% 58,5% 41,5%

Пасха 40% 60% 56,1% 43,9%

Покумиться на родинах

- 100% 65,9% 34,1%

Оказывается, не намного отличаются знания о древних обычаях и обрядах у учеников пятых и одиннадцатых классов.

Почему? Потому что по – настоящему человек так и не обратился к старым традициям. В семьях родители, в основном, заняты собой, своей карьерой, зарплатой. Ребёнок чист, одет, накормлен. А что он чувствует, смотрит, читает? Это второстепенный вопрос.

Только когда в семье человек начнёт ценить другого человека, его мысли, чувства, обратится к духовным ценностям, только тогда мы сможем ценить себя и окружающий мир, делая его добрее и лучше, чище и красивее, теплее и духовнее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евангелие от Иоанна, м. ,2001 г.

2. Ожегов Д. «Толковый словарь», м. , 1976 г.

3. Литература № 22 2000 г. «Мартовская капель» И. Шмелёва в 5 классе» В. Куликова.

4. Литература № 5 2000 г. «Творчество И. Шмелёва». В. Куликова.

5. Прохоров В. «Словарь литературоведческих терминов», м. , 1976 г.

6. Половинкин А. «Православная духовная культура», м. , 2003 г.

7. Смирнова Л. «Русская литература 20 века», глава «И. С. Шмелёв», просвещ. , 1999 г.

8. Шеин Е. «Энциклопедия символов», м. , 2001 г.

9. Шмелёв И. «Лето Господне», м. , 2002 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

РАСПИСНЫЕ ЯЙЦА (ПИСАНКА)

Расписное куриное или декоративное (из дерева) яйцо – символ Солнца, возрождения, любви и красоты.

Значение крашенок (яиц, покрашенных в один цвет): красное – радость жизни, любовь; жёлтое – богатый урожай; месяц и заря; голубое – небо, воздух, здоровье; зелёное – весна, обновление природы.

Сочетание нескольких цветов с орнаментальными узорами символизировало семейное счастье, мир, любовь, успех.

КОЛОКОЛ

Колокол – звон; колпак, вылитый из меди (с примесью олова, серебра), с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привинченным внутри билом или языком. (В. Даль)

Колокольня – звонница, башня при церкви, для подвески колоколов; она обычно ставится перед трапезою на супротив алтаря, и через неё бывает вход в церковь. (В. Даль).

Колокол – металлическое (из меди или медного сплава) изделие в форме полого усечённого конуса с подвешенным внутри стержнем (языком). (С. И. Ожегов)

Колокольня – башня с колоколами на здании церкви или у церкви. (С. И. Ожегов).

Звонить в колокол – оповещать всех, придавать гласности.

Ударить во все колокола – поднять тревогу, начать что-либо делать, в целях изменить чего-либо, вызывающего беспокойство, озабоченность.

Действительно, колокола в средневековой Европе и на Руси являлись часами. По ним отмерялось время: колокола звонили к заутренней, к обедне, на вечернюю службу. А ещё они звали на собрание. Колокольные голоса звучали в праздники и в горе, возвещали о приходе нового, интересного человека, о рождении наследников и смерти царей. Они провожали человека в последний путь. Но колокола и лечили: внутрь колокола ставили больного, звон, физические вибрации колокола восстанавливали, когда это было возможно, энергетическую ценность человека, и это приносило выздоровление.

В Индии, Китае колокольчики вешали и весят до сих пор на кухне и в комнатах, так как они создают звуковые вибрации воздуха, которые оказывают стимулирующее и очищающее воздействие. Звон колокольчиков, нежный и ласковый, успокаивает нервную систему человека, создает невидимую тропу, связывающую материальный мир с царством духов. Энергия звука колоколов и колокольчиков рассеивает вредоносную энергию и защищает место от негативного воздействия.

Колокол сделан из серебра, меди, олова.

Серебро – символ очищения.

Медь, олово – символы смирения и мира в душе человека.

Следовательно, колокол – это символ очищения, он несёт мир и спокойствие. Не случайно у христиан есть поговорка: «Если услышишь колокольный звон, то мир и спокойствие весь день будут в душе каждого человека».

Колокола – это живой организм. Не случайно внутри него есть било, т. е. язык, который может поведать каждому человеку о радости и горе, о прекрасном и безобразном, о том, что людям надо измениться не только внешне, но и внутренне, чтобы, развиваясь, они преобразовывали мир, делая его лучше и прекраснее.

Итак, колокол – это предвестник жизни и смерти, который говорит о рождении, несёт в мир очищение от пороков.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)