Писать историю семьи – писать историю России
Самое главное в жизни каждого человека это – семья. С самого своего рождения мы общаемся со своими родителями, мамой и папой. Иногда в нашем воспитании принимают участие бабушки и дедушки, у кого они есть, и даже прабабушки и прадедушки. Но приходит время, мы взрослеем, наши близкие умирают, унося с собой историю своей жизни. А ведь я уверен, что каждый из наших близких родственников прожил очень интересную жизнь. А кто если ни мы, потомки наших родителей, попытаемся восстановить и исследовать историю своего рода, то кто? Вот и я решил посвятить время исследованию судьбы моих близких родственников. Мне всегда хотелось знать, а кто же были мои предки? Поиск ответов на этот вопрос и стал предметом моего исследования. Объектом исследования стала история жизни моих родственников.
Изучать историю своего Отечества можно по-разному. Можно по учебникам. Можно по документам. Можно по родословной. Из бесчисленного количества маленьких историй каждого отдельного человека складывается история нации, страны, края, города. Человек, исследующий историю своей семьи, осознает эту связь с историей, в чем и заключается актуальность подобных исследований. А вот, насколько тесно связана история моего рода с историей России и стало целью моего исследования.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Провести опрос ближайших родственников с целью выявления границ генеалогического исследования.
2. Составить генеалогическое древо.
3. Изучить факты из жизни моих родственников и выяснить, насколько тесно связана жизнь моих родных с историей моей Родины.
В ходе работы я использовал следующие методы:
1. Опрос ближайших родственников.
2. Анализ фотографий, документов из архива моей семьи, статьи в газетах.
3. Систематизация, сравнение и обобщение полученных данных.
В моей работе мне очень помогли воспоминания моих папы Алексея Владимировича, мамы Ольги Александровны, двоюродной прабабушки Леоновой Марии Денисовны, бабушки Селезневой Ираиды Ивановны. Мне очень много пришлось пережить, когда я общался с ними. Слушая Леонову Марию Денисовну, которая плача рассказывала о своей жизни, я тоже не мог сдержать слез.
Очень сложно было восстановить подробности жизни многих родственников, и чтобы больше узнать о своих предках я делал запросы в различные архивы: Государственный архив Тамбовской области, Государственный архив Ростовской области, Центральный военно-морской архив, Центральный архив Министерства обороны РФ, Архив отдела ЗАГС Усть-Лабинского района Краснодарского края. Запросы в архивы позволили мне уточнить даты рождения и смерти некоторых родственников, фамилии, имена и отчества моих родителей моих прапрабабушек и прапрадедушек.
Основная часть
1. История жизни родственников по папиной линии (см. генеалогическое древо).
Вдоль правого берега реки Кубани располагается станица Ладожская. В начале 1920-х гг. в эту станицу приехали мои прапрабабушка и прапрадедушка Анна и Максим Шаховы со своими детьми Егором, Марией и Ольгой из какой-то другой станицы Краснодарского края. Купив небольшой дом, семья обосновалась на новом месте, а в 1923 г. у них родилась дочь Нина , моя прабабушка, в 1929 г. – Вера.
В 1929 г. на Кубани началась коллективизация, результатом которой должно было стать объединение наделов крестьян-единоличников в коллективные хозяйства (колхозы). Трудно проходило становление колхоза в станице. Не хватало инвентаря, лошадей и волов. Не было помещений для скота. Сев и уборку вели вручную, копали лопатами. Но, несмотря на трудности становления, колхозы должны были выполнять план по сдаче зерна государству .
В 1932 г. из-за сильной засухи, некачественной обработки земли, урожай зерновых на Северном Кавказе оказался ниже предыдущего, но государственное задание по хлебозаготовкам было установлено краю всего лишь на 1 млн. ц. меньше, чем в 1931 г. Выполнить его оказалось колхозам не под силу, однако из колхозов вывозили все зерно. Весной 1932 г. в станице Ладожской начался голод. Самыми страшными были осень 1932 г. и зима 1933 г. . Люди от недоедания пухли. По воспоминаниям моей прабабушки, Нины Максимовны (фото 6) чтобы выжить ели все, что было съедобным: собак, кошек, крыс, лягушек, черепах, ежей, варили траву, крапиву, цветочные лепестки акации, древесную кору и вообще «ели все, что попадало под руку». А вот ее папа сказал: «Лучше умру, но собак есть не стану». Родители от голода и умерли, хотя оба работали в колхозе «Рассвет» и ходили на работу каждый день, но за работу им ставили только палочки (отметка за отработанный трудодень). После их смерти старший брат Егор взял что-то из вещей и ушел на рынок, чтобы обменять на муку, и не вернулся. Остались сестры одни и чтобы выжить во время голода стали побираться. Только побираться-то не у кого было, вокруг такие же голодные соседи. Из всех сестер, моей прабабушке повезло больше всех: на противоположном берегу реки Кубани было поселение немцев (хутор Нееленский) , где в таких масштабах голода не было, и она устроилась в одну немецкую семью нянчить детей. Работала целый день, и с ней расплачивались продуктами, которые она несла домой, чтобы поделиться с сестрами. Так и выжили, хотя люди умирали прямо на улицах.
В результате голода в 1932 – 1933 гг. больше половины жителей станицы Ладожской умерли, дома стояли пустые, работать было некому. А работать-то надо было, и план государственный выполнять. Было принято решение заселять станицу переселенцами из других районов России. Люди приезжали по вербовке и всем, приехавшим давали дом и корову. Если отрабатывали 10 лет в колхозе, то дом переходил в личную собственность. Так по вербовке приехала в станицу Ладожская и семья Селезневых из Курской области, которые также настрадались во время голода. В составе этой семьи был мой прадедушка Андрей .
В Курской области в деревне Дьяконово , которая в начале XX века была такой маленькой, что в ней была только одна улица, да и то без названья, в одном из домов жила семья, которая состояла из Устиньи и Федора. В их семье родились две дочери. Имена тогда давали священники, и так получилось, что обе девочки получили имя Анна. Чтобы их различать родственники называли их Анна Большая и Анна Маленькая. Анной Маленькой была моя прапрабабушка , которая родилась в 1900 г.
После смерти Федора, Устинья жила вместе с семьей своей дочери Анны Маленькой , помогая воспитывать внуков. Анна вышла замуж за Селезнева Дениса Алексеевича, который ходил по деревням и продавал какой-то товар. Женившись на Анне, он бросил торговать и стал заниматься сапожным делом, а потом они вместе вступили в колхоз. У них родилось трое детей: Андрей (1923 г. ) (мой прадедушка) , Серафима (1925 г. ) и Мария (1926 г. . Жили очень бедно, несмотря на то, что родители работали в колхозе. Еды постоянно не хватало, и баба Устинья ходила по соседним деревням и побиралась. Когда в 1929 г. она умерла, стало еще хуже, тем более что в 1932 г. наступил голод. Чтобы как-то прокормить детей Анна и Денис продали хату за бесценок: за ковригу хлеба и кадку капусты, а сами с детьми перешли жить в землянку к соседке. Как вспоминает сестра моего прадедушки, Леонова Мария Денисовна : «Отец куда-то ушел, остались мы с мамой. Мама вышла зимой из землянки, ни слова не сказав, а соседка и говорит: «Вас мама бросила». Мы выбежали, кричали, звали, а мамы нет. Переночевали, а наутро соседка говорит: «Вы мне не нужны. Идите отсюда». А куда детям идти? Старшему Андрею 9 лет было. Соседка подсказала, в какой дом идти».
Позже дети узнали от соседки, что мама, уходя, попросила ее направить их именно в этот дом. Был в деревне такой дом, где жили все сироты. Стали дети жить в этом доме, который содержала Ира. «У нее своих две дочки было, а чужих жило 8, 9 человек. Ира нас не обижала, не ругала, но и не помогала. Жили сами, как могли: сами себе стирали, в комнате на полу сделали нары, которые застелили соломой. Второй Дьконовский сельсовет давал Ире полбулки ржаного хлеба на всех детей, и Ира этот хлеб между нами, детьми, делила. Кроме хлеба колхоз давали еще 100 гр. чечевицы и по картошине каждому ребенку в день. Еду готовили себе сами: варили чечевицу, картошку в мундирах. И все время были голодными. Чтобы как-то прокормиться, ходили побирались по соседним деревням. Брат водил, а я просила. Деревни длинные были, от каждого дома переходили. Андрей стучал в дом, а я стояла под окном и просила подать Христа ради. Шли от деревни к деревне, да и ночевали то под скирдой, то в канаве. Так и перезимовали. А весной пришел председатель колхоза «Светлая заря» и спросил: «Дети, кто будет пасти свиней? Тому паек прибавлю». Андрей согласился. И вот как-то днем, когда мы были со свиньями на лугу, вернулись наши мама и папа. А мы все трое около свиней были: Сима, я и Андрей. Женщины сказали: «Бегите, а то они вас опять бросят. Мы свиней вам поглядим». Мы и побежали. А как подошли близко они и говорят: «Мы Симу пока с собой заберем, а ты Нюша останься. Мы вот поедем вам платьице новенькое, ботиночки новенькие купим и вас заберем». Я поверила, а они взяли Симочку за ручку, отец с мамой и повели. Когда они отошли далеко, а женщина деревенская и говорит: «Бегите вслед и кричите. Они же опять вас бросили». Мы с Андреем побежали, вскоре он отстал, а я все пыталась догнать и кричала, кричала, но они уже за камыши свернули и на дорогу к городу вышли. Когда вернулись, а у нас 11 поросят, вместо 12. Господи. Опять беда! Давай тогда искать. А тут женщина шла от колодца и говорит: «Дети, не волнуйтесь, вон в грязи, в деревне купается». Мы собрали свиней, пришли к Ирине, рассказали как дела наши. Андрей ругал меня: «Ну и что ты за мамой бегала. Ты все равно их не догонишь. Не надо бегать. Мы будем сами жить». Да как же будем жить? Вот побирались, так и жили. Нас все знали. Девчонки деревенские дразнили нас: «Брошенки, брошенки».
До 1937 г. мы побирались. В 1937 г. паек прибавили: стали давать 300 гр. хлеба. Лапти отобрали, Андрею колхоз ботинки выдал. Комиссия приезжала из города какая-то, по платьицу каждой девочки, которые у Иры жили, дали. Брат уже подрос, пошел в трактористы. Так и жили до 1939 г. сами, работая в колхозе «Светлая заря».
А родители, забрав Симу, уехали в город Днепропетровск. Мама работала на каком-то военном заводе. Папа поработал где-то на заводе, бросил жену с дочерью и уехал в соседнюю с Дьяконово деревню, где у него была любовница – Аниса. Но, живя рядом с нами, даже ни разу не поинтересовался, как мы живем».
Тяжело пережили голод в деревне Дяконово семья Анны Большой (сестры Анны Федоровны). Когда ее муж, Ломакин Григорий, узнал о вербовке на Кубань, житницу России, он решил завербоваться, тем более, что всем, кто приезжал по вербовке давали дом и корову. Так семья Анны Большой в 1934 г. оказалась в станице Ладожской.
На новом месте жизнь налаживалась, и сестра уговорила Анну Маленькую, проживающую в Днепропетровске, приехать к ней, в станицу Ладожскую. Анна Федоровна приехала вместе с Симой, ей понравилось в станице и она, оставив Симу у сестры, поехала в Дьяконово за детьми. Ехала наугад и не знала, что выжили. Возвращение мамы Леонова Мария Денисовна рассказывала со слезами в голосе: «Мы с Андреем дома были, когда дети с деревни прибежали с криком «Ваша мама пришла!». Я им: «Брешете вы все». А они опять: «Да, пойдем, поглядим. Мама ваша пришла». Брат тогда вышел на крыльцо, зашел в хату и говорит: «Маня, не ходи. А то она тебя сейчас увезет. Я не пойду тоже». Он уже большой был, соображал, ему обидно было. А я все-таки пошла. А он пугал меня: «Вот иди, иди, доходишься, Маня. Увезет она тебя». А голод заставлял идти. Я ж голодная, а вдруг покормит, чего-нибудь даст. И пошла я по этой дорожке, мимо колодца, по берегу реки. Жара была. Подхожу, а она стоит в красной юбке, красной кофточке с коротким рукавчиком и говорит: «Маня! Я мама твоя! Не угадываешь?». Я перемялась, а она: «Я ж мама твоя. Ты же помнишь? Я уезжала». А я знала. Вроде помню, что уезжала. Она кинулась ко мне. Обняла. Конфет дала, пряников, там гостинец. И повела меня в дом тетки моей родной, сестры своей, которая уже в Ладожской была. В Ладожскую Андрей не захотел уезжать, а мне сказал: «Ты Маня как хочешь, а я не поеду». Я без Андрея ехать отказалась, он мне роднее всех других был. Маме как-то удалось уговорить ехать не только Андрея, но и отца. Когда мы уезжали, нас вышел провожать весь колхоз. Дали нам в колхозе пуд (16 кг) муки и пуд пшена – мама это продала, а деньги Андрею отдала, и поехали мы в Ладожскую».
Так семья Селезневых воссоединилась, пережив трудные, голодные 1930-е годы. Обычно, когда люди переживают какое-то тяжелое событие в своей жизни, дальше жизнь налаживается в лучшую сторону. Уезжая из деревни Дьяконово, Андрей и Мария надеялись, что теперь вместе с папой и мамой в их жизни все наладилось в лучшую сторону. Но, как вспоминает Леонова Мария Денисовна: «Отец, вскоре после приезда в Ладожскую, сбежал из семьи, уехав в неизвестном направлении. Мы сначала жили у маминой сестры, а потом перешли на квартиру. Жили тяжело».
Мама работала в колхозе «Россельмаш». Мария подрабатывала, тем, что нянчила детей. В школу пошла с 9 лет. Андрей закончил 7 классов, вступил в комсомол, работал в том же колхозе учетчиком на ферме.
Когда началась Великая Отечественная война, Андрея не взяли сразу на фронт из-за опухоли на шее. В 1942 г. он женился на Нине Шаховой (фото 7). Незадолго до войны Нина вышла замуж за Николая Яроцкого. На фронте он пропал без вести и Нина вышла замуж за Андрея Селезнева. Жили в землянке. Когда Нина была беременной, Андрея забрали в армию. Воевал где-то под Чечней, был взят в плен, сбежал и вернулся в Ладожскую.
В Ладожской с февраля по июнь 1943 г. были немцы. 1 марта 1943 г. Нина родила сына Володю. После освобождения станицы от немцев в июле 1943 г. Андрея снова забрали на фронт, и вскоре пришло известие о том, что Андрей пропал без вести . Его сослуживцы, Кочеров Дмитрий и Калугин Петр, вернувшись рассказывали, что Андрей был пулеметчиком и погиб во время боя в районе станицы Белореченской. Однако никто не видел его мертвым, и похоронки жена так и не получила, а рассказы сослуживцев были путанными. Это дало основание родственникам надеяться на то, что Андрей жив. Но война закончилась, а Андрей не вернулся, зато с фронта пришел Николай Яроцкий. Сестры Нины (Вера, Ольга, Мария) настояли, чтобы Нина вышла замуж за Николая, аргументируя тем, что одной сына поднимать тяжело. В этом браке у Нины родились Люба (умерла в 10 месяцев), Саша, Миша, Надя. Но с Николаем Нина все равно развелась.
На центральной улице станицы Ладожской был поставлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны станичникам . Имена погибших защитников занесены на плиты мемориала и среди них фамилия моего прапрадедушки.
Володя (фото 10) вырос и поступил в 1959 г. в мореходное училище № 9 в г. Туапсе. После окончания попал по распределению работать на судоремонтный завод им. Дзержинского в г. Туапсе по специальности слесарь-дизелист. В 1967 г. встретил и женился на Быстровой Ираиде Ивановне .
В городе Ахтубинск Астраханской области в 6 августа 1912 г. в семье Быстровых у родителей Вари и Ивана родились Антонина, Надежда, Клавдия, Анфиса (моя прабабушка).
До войны Анфиса работала учителем начальных классов в Ахтубинске, а потом переехала в Кузнецк Пензенской области. В этом городе в 1940 г. она вышла замуж за Иван Федорович Денискина, родившегося в селе Умет Тамбовской области, в крестьянской семье Денисовых в 1905 г.
Анфиса не хотела менять фамилию (братьев не было), и Иван стал Быстровым. Когда началась Великая Отечественная война, Ивана Федоровича призвали на фронт, а в декабре 1941 г. родился сын Юра. Анфиса нигде не работала и чтобы выжить, варила мыло из собачьего жира и продавала на рынке.
Иван Федорович был капитаном 3 ранга. При обороне Севастополя в 1942 г. получил ранение в легкие и после лечения в госпитале получил отпуск. Приехал к жене, увидел сына и обратно уехал на фронт. После его отъезда, 12 октября 1943 г. родилась моя бабушка, Ираида (фото 11). После рождения дочери отец вернулся с фронта контуженный.
К Кузнецку подходили немецкие войска и в конце 1943 г. Анфиса с мужем и двумя детьми эвакуировалась в Тбилиси (Цхалтубо) к знакомым. Уезжая в Тбилиси, Анфиса закопала вещи и ножную, швейную, зингеровскую машинку.
В Грузии их приняла семья. В Тбилиси Ираиду крестили, и эти знакомые стали крестными – мамой крестной стала грузинская чешка, а отцом крестным – грузин. Ираида вспоминает: «Отец крестный на крестины подарил мне куклу, которая ходила и плакала. Я эту куклу уронила в реку (Тифлис) и очень плакала. Отец крестный хотел купить еще раз куклу, искал в магазинах, но не нашел». В 1945 г. родители оставили Ираиду у крестной в Тбилиси, съездили в Кузнецк, выкопали вещи, вернулись за Ираидой и уехали жить в Адлер, а в 1951 г. семья по вербовке поехала на Сахалин. В Краснодаре формировался поезд с такими же желающими ехать на Сахалин, с ними подписывали контракты на вербовку. Всем, кто хотел ехать, государство обещало дать подъемные по приезде на место.
Помимо вещей и швейной машинки семья Быстровых везла мешок лаврового листа, лука, семечек на продажу. Об этой поездке бабушка вспоминает: «В Краснодаре в это время амнистировали инвалидов-тюремщиков и прицепили их вагон к составу данного поезда. Вечером милиционер предупредил, что они могут напасть ночью, так как они думают, что вы получили подъемные. Анфиса организовала защиту, предложив собрать все мешки с вещами и перекрыть дверь в тамбуре. Перекрыли один тамбур, оставив одну дверь для выхода в туалет. Ночью они отцепили свой вагон от поезда и начали раскачивать наш вагон. Анфиса разбила топором окно и стала звать на помощь, но никто не пришел. Ничего у них не получилось, и они стали лезть в открытую дверь. Один мужчина взял топор и рубанул залезавшего, тут же появилась и милиция и скорая.
Ехали поездом до Владивостока в вагонах-теплушках. Окна маленькие наверху. Печка-буржуйка. Еду на станциях покупали. В эти теплушки поставили деревянные лавки как в электричке, на них и спали. Дети спали, а родители сидели. Был уже декабрь и по дороге у мамы началась схватка, ее сняли с поезда в Липецке, а семья поехала дальше. И Новый год встречали в вагоне (теплушка, в котором перевозят скот). Посреди вагона поставили елку с игрушками, дедом Морозом и подарками. Папа чуть было не отстал от поезда: поезд остановился в степи и он пошел за водой. Поезд поехал, а он шел с ведром, бросил ведро и уцепился за тамбур последнего вагона. Его руки на следующей станции отдирали от железа (руки приклеились, был январь). Во Владивостоке семья объединилась, маму с новорожденным сыном Сергеем привезли на скором поезде. Неделю сидели на морвокзале, ждали погоды. Я и мама с новорожденным сыном находились в комнате матери и ребенка при вокзале, а Юра был с папой. У них украли все мешки с семечками и луком и вещи».
На Сахалине жили в поселке Ручьи Смирныховского района. Сначала жили в комнате деревянного барака, а в коридоре жила свинья. Подъемные государство не спешило отдавать. По положению государство должно было дать в течение года, если в этот срок человек не получал, то уже не выдавали, говорили, что поздно. Анфиса ждать не стала, начала писать в суды, в Верховный суд и ей выплатили подъемные. К ней стали обращаться такие же обманутые люди, и она всем помогала, но выплатили только немногим.
На подъемные семья купила дом (сруб), в котором прожила лет 5-6. Иван работал на лесоповале, а Анфиса грибоварщицей. Ей поселковый совет выделил дом, где поставили чан для варки грибов. Люди сдавали ей грибы, она их варила, солила и соленые сдавала в магазины.
Потом семья вернулась на мамину родину в Ахтубинск. Жили на квартире, родители не работали. Иван заболел, сказались отголоски войны: воспалительный апцес легких, осколок в легких. Его положили в Астрахань в больницу на операцию. Операцию он вынес, а от наркоза не проснулся и умер 6 сентября 1961 г.
После смерти папы, мама отправила Иру работать. Ира устроилась работать сначала к геодезистам, потом «пошла работать в Ахтубинске в колхоз, на сбор помидоров и на бахчу на сбор арбузов. Зимой вместе с мамой пошли на переборку картофеля в воинскую часть, там нам дали две отдельные комнаты в бараке. Пошла на консервный завод работать грузчиком в стеклотарный цех. Год проработала». Когда бабушке исполнилось 19 лет она пошла служить в армию. 23 марта 1963 г. она приняла присягу при воинской части № 06747 и стала служить. Сначала служила поваром в авиации, телеграфисткой . В 1964 г. ей присвоили звание ефрейтор.
Как-то во время отпуска она поехала отдыхать на Черное море в город Туапсе. Город очень понравился Ире и, приехав домой, она так расписала его, что маме захотелось посмотреть на этот город. Анфиса поехала в Туапсе и осталась там жить. Вскоре и Ира переехала в Туапсе. На танцплощадке в городском парке она познакомилась в первый же вечер с Селезневым Владимиром Андреевичем , за которого вышла замуж. 29 мая 1968 г. родился сын Андрей , а через год и 3 месяца, 7 сентября 1969 г. родился мой папа – Алексей .
Володе от завода дали однокомнатную квартиру на ул. Фрунзе. Вчетвером было жить тесно и семья уехала на заработки на Чукотку – Мысшмидтовский район, пос. Полярный. Два года жили в этом поселке и потом переехали в пос. Талон (Магаданская область) на Колыму. Володя работал на дизельной электростанции, а Ира работала поваром в рабочей столовой, пока не освободилось место связи на телеграфе. Работала телеграфисткой до отъезда. В 1979 г. вернулись в Туапсе и на заработанные деньги поменяли однокомнатную квартиру на двух на ул. Энгельса (Жукова). Володя продолжил работать на Судоремонтном заводе и в 1987 г. ушел на пенсию по инвалидности. У него ухудшилось состояние здоровья после трагической смерти старшего сына – Андрея, которого нашли повешенным в подвале дома. Что-то произошло у него с коллегами на работе. Кто-то его обидел, и он ушел из жизни, написав предсмертную записку: «Родители простите меня за все, но я так жить больше не могу». Мой папа тоже до сих пор переживает трагическую гибель родного брата. В августе 1993 г. дедушка Володя пропал без вести. Он уехал из станицы Ладожской от матери, где проживал с 1992 года по 1993 год в Туапсе за пенсией и не доехал. Мои родители пытались разыскать его, даже подавали заявку в программу «Жди меня», но все безуспешно. О судьбе моего дедушки до сих пор нет ни каких сведений.
Ираида с 1981 г. работала сначала телеграфисткой, потом телефонисткой в Туапсинской дистанции сигнализации и связи СКЖД (Северо-кавказской железной дороге). С 2000 г. работала на должности проводника служебного вагона до выхода на пенсию, где и продолжает работать сейчас. За долгий и добросовестный труд на железной дороге бабушка была награждена нагрудным знаком «За труд, достоинство и честь» .
В 1957 г. при Доме культуры моряков был создан хор ветеранов войны и труда, затем при хоре была образована фольклорная группа «Сударушка», а в 1990 г. коллектив получил название – хор народной песни «Судари и сударушки». Моя бабушка Ираида является участником народного самодельного коллектива хора народной песни «Судари и сударушки». Этот хор постоянно выступает на всех городских праздничных мероприятий, побеждает на многих конкурсах городского и регионального масштаба .
Мой папа Алексей пошел учиться в школу в 1976 г. , а после окончания поступил в Ростовский техникум радиоэлектронного приборостроения. Закончить техникум он смог, только в 1991 г. , вернувшись из армии.
Его первым местом работы стало ШЧ-7 в железнодорожном депо. Летом 1991 г. он встретил мою маму Федорову Ольгу Александровну. Она жила в Красноярске, но каждое лето приезжала к своему папе в Туапсе (ее родители были разведены, и ее папа жил в Туапсе).
2. История моей семьи.
Свадьбу мои родители сыграли в г. Туапсе и 30 ноября 1991 г. можно считать днем рождения моей семьи.
Папа продолжал работать на железной дороге и подрабатывал в телеателье «Электрон» помощником мастера по ремонту цветных телевизоров. В телеателье очень трудно было устроится, и папа сначала ремонтировал телевизоры бесплатно, чтобы появился опыт. Когда наработал стаж, то был официально принят монтером на линию (чинил телевизоры на дому у клиентов). Самое интересное, что папа приходил устраиваться в ателье сразу после техникума, но его не взяли, так как у него не было практики. Он же не отчаялся и все-таки добился своего. На двух работах тяжело было работать физически, да и в телеателье больше платили и папе пришлось уйти с железной дороги. Он проработал в телеателье до 1993 года, после чего один из первых в Туапсе оформил лицензию на ремонт телевизоров и продолжил работу частным предпринимателем.
5-го мая 1992 г. родился мой старший брат Женя , а в 1998 г. 11 мая родился я – Дима. Папа устал от клиентов, которые все свое недовольство бедностью жизни срывали на нем и решил устроится работать на предприятие. По рекомендации друзей он устроился в санаторий «Нефтяник Сибири», где проработал с 2001 по 2005 год. В санатории папе нравилось работать, но он понимал, что жизнь проходит, а он себя, как специалист не реализовал. Заполнил анкету на сайте МТС и его пригласили на работу в г. Краснодар. В этой компании папа работает и по сей день.
Моя мама проработала учителем в школе уже 19 лет, сначала в школе № 5 г. Туапсе, а потом в лицее № 90 г. Краснодара. Сейчас она сидит дома, так как весной этого 2010 г. у меня родился маленький братик, которого назвали Алексеем . Я его очень, очень люблю, потому что он хорошенький и похож на меня
Мой старший брат Женя окончил школу в 2009 г. и сейчас учится в Московском Военном институте на 2-м курсе. Я учусь в лицее № 90 г. Краснодара в 7-м классе и занимаюсь карате.
Заключение
По судьбам членов моей семьи можно изучать историю нашего государства, историю испытаний, человеческих трагедий и побед. Все что пережито нашим государством, прошло через судьбы моих близких. Пережито ими, принято как должное. Любые испытания, выпадающие на долю Родины – это испытания всего народа и отдельно каждого человека.
А что такое Родина? Может быть Родина – это место, где мы родились? Или Родина – это страна, где мы живем? Родина – это история народа, с которым связана и история семьи. Родина дает человеку корни, язык, воспитание и мировоззрение. Поддаются ли объяснению те чувства, которые поднимаются в душе человека, ступившего на родную землю после долгой разлуки с ней? Почему, человек спустя много лет пытается вернуться в тот край, где провел свое детство, отрочество, юность, встретится с друзьями детства? Наверное, потому что это связанно с жизнью каждого из нас, и каждый в глубине души надеется найти то дерево, которое было посажено его руками, пройти по школе техникуму, училищу, в которых учился, зайти на родное предприятие, которому посвятил всю свою жизнь. И каково же разочарование, когда многие находят разрушенный дом детства, а на месте предприятия, где провел свою трудовую жизнь – автостоянку или магазин.
Стираются даты, события, уходят из жизни близкие нам люди, унося с собой свои воспоминания в могилу и только в наших силах восстановить картины прошлых лет. Собрать обрывочные воспоминания наших близких в одну единую картину. Сохранить все, что связано с каждым родным человеком. Это наше прошлое, наше главное богатство. Очень важно не отрываться от корней своих близких, не боятся спрашивать и стараться услышать истории их жизни, перекладывать их на бумагу, чтобы потом передать своим потомкам.
Результаты моего исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по истории для примера всем желающим изучить родословную своей семьи. С результатами своего исследования я поделился с одноклассниками на классном часе и очень надеюсь, что после моего выступления у многих появится желание писать историю семьи – историю России.
Комментарии