Все для фронта, все для победы
Мне хочется рассказать о своей прабабушке – Сухих Александре Алексеевне, которая родилась в 1924 году, в селе Канаши, Шадринского района, Курганской области (в начале ХХ века это село относилось к Челябинской области). Родители Александры Алексеевны - Измажеров Алексей Петрович и Екатерина Николаевна, работали в колхозе.
В 1941 году Шура окончила семилетнюю школу, поэтому в первую военную зиму ее послали на 3-месячные курсы, учиться на тракториста. Весной 1942 года молодая девушка получила трактор и выехала в поле. В течении недели стажировалась у опытных трактористов, потом стала работать самостоятельно. Работали день и ночь, ночью пахали землю, днем сеяли. На работу ходили в ватных телогрейках, но было очень холодно. Обувь тоже была очень легкая, поэтому ноги постоянно мерзли.
Работа была очень трудной для молодых девчонок. Когда созреет урожай, водили комбайны. Во время уборки урожая пахали зябь до тех пор, пока не застынет почва. Как только застынет земля, трактора ставили на ремонт в тракторные мастерские, в которых был постоянный сквозняк и холод, потому что здание было без окон и без дверей. Прежде чем преступать к ремонту техники, нужно было с нее смести снег. Пальцы примерзали к ключам, которыми молодые девичьи руки откручивали поржавевшие болты и гайки. Запасные детали к тракторам промывали в подогретом керосине, от чего болела кожа на руках. Целыми днями были на лютом уральском морозе.
Всем, и взрослым и детям, постоянно хотелось, есть, а кушать было нечего, только гнилая картошка. Для семьи продуктов почти не оставалось, потому что в основном все отправляли на фронт. В год для государства нужно было стать определенное количество сельскохозяйственной продукции (300 литров молока, мясо, овощи) Если же продуктов не было, то сдавали определенную сумму денег.
Во время полевых работ кормили на полевом стане: варили гороховый кисель, давали по кусочку хлеба. Хлеб пекли не булками, а калачами, наполовину с травой – «жабрей», которым можно было отравиться, что однажды и произошло. Редко давали суп с мясом – этим кормили трактористов, так как их больше поддерживали, ведь что случись, трактор будет простаивать, значит, на плечи других девчонок и женщин ляжет дополнительная полевая работа. Остальные работники – помощники (дети младших классов) за работу в поле получали по меленькому кусочку хлеба (200 гр. )
На собственных огородах старались, как можно больше посадить картошки, которая выручала в военные годы. Приходилось весной ходить на колхозные поля, выбирая из грязи прошлогоднюю гнилую картошку. Из этой картофельной массы, которую рубили в корыте сечкой, добавляли немного муки, которую выдавали иногда в колхозе, стряпали олябки. «Благодаря картошке и выжили» – говорит, вздыхая бабуля.
Свободного времени для отдыха почти не было. Если появляется какая-нибудь минуточка, то садились за прялку и пряли овечью шерсть. Недалеко находились цеха ковроткацкой фабрики им. Крупской, на которой ткали ворсовые ковры. Поэтому шерсть с этой фабрики брали на дом и по ночам пряли, чтобы заработать лишнюю копеечку. Могли заработать не больше 9 рублей. Приходилось ночами ходить в артель и шерстобите работать (разбивать) шерсть, что также приносило дополнительный доход в семью. Шерстобита состояла из большого барабана, на котором располагалось много иголочек. Сбоку была приделана большая рукоятка, которую одному было крутить тяжело, поэтому, и крутили по два человека, третьи же подкладывал в барабан шерсть. Работой на фабрике занимались дополнительно от основной сельскохозяйственной работы.
В каждом дворе держали овец, поэтому у многих женщин были свои связанные из овечьей шерсти, шали, у прабабушки была белая теплая шаль, о которой она вспоминает до сих пор.
В семье было четверо детей, Шура была старшим ребенком, сестре Марии было 14 лет, которая также работала на фабрике. Младшими были два брата – Володя и Гена. Екатерина Николаевна, мама прабабушки, была награждена медалью в честь Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Алексей Петрович в военные годы имел бронь по состоянию здоровья, работал в соседнем селе – помощником бригадира тракторной бригады.
За трудовую деятельность моей прабабушке присвоено звание «Ветеран труда», «Труженик тыла». В послевоенные годы Александра Алексеевна продолжала трудиться в больнице санитаркой, за что имеет много Благодарственных писем. Она является «Ударником коммунистического труда».
Свой рассказ – воспоминание прабабушка заканчивает такими словами: «Мы жили далеко от фронта, от войны, но каждый день, каждый из нас своим самоотверженным трудом приближал великий День Победы».
Рано у Александры Алексеевны стали болеть руки и ноги, плохо спится по ночам от ноющей боли в суставах. Это все отголоски войны, которая обрушилась не только на взрослых, но и на хрупкие плечи детей, чье детство опалила война.
Комментарии