Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Петр III в Ораниенбауме

Историки, которые изучают время правления Петра Ш, сталкиваются с парадоксом: в большинстве источников подчеркивается, что он был неспособен управлять Российским государством, и питал мало симпатии к его языку, религии и людям. Но законодательная деятельность Петра Федоровича за шесть месяцев правления раскрывает серьезность его намерений и волю к реформам, которые, если все взвесить, внесли вклад в ускорение развития страны. Это парадокс можно объяснить тем, что имеется очень мало источников, касающихся личной роли Петра. Кроме того, практически нет исследований, в которых бы были тщательно перепроверены и проанализированы документы, скопившиеся в архивах. С некоторого времени делаются попытки воздать должное Петру Ш, как личности и монарху. Но чтобы добиться полной достоверности, требуется кропотливая архивная работа.

В своей работе мы постарались отразить известные лишь немногим свойства личности Петра Ш во время его жизни в Ораниенбауме.

Детство и юность Петра III

Петр III родился 10 февраля 1728 года в семье богатого герцога в городке Киле, расположенном в небольшом немецком герцогстве Гольштейн. Ему дали имя Карл Петер Ульрих, герцог фон Гольштейн-Готторп. Матерью ребенка была дочь Петра I, цесаревна Анна Петровна, отцом - герцог Карл Фридрих Голштейн-Готторпский, правитель северогерманской земли Гольштинии. Следовательно, он был внуком Петра I (по материнской линии) и внучатым племянником короля Швеции Карла XII (по отцовской), а значит, мог претендовать на русский и шведский престол. В 1741 году после смерти шведской королевы Ульрики-Элеоноры, он был объявлен преемником ее мужа короля Фридриха. Но, чтобы закрепить престол за потомством своего отца, императрица Елизавета, не имевшая прямого наследника, вызвала своего племянника в Петербург. 7 ноября 1742 года он был провозглашен наследником российского престола.

Мать Петра Ульриха умерла вскоре после его рождения и воспитывал ребенка один отец. В 1739 году отец скоропостижно скончался. Таким образом, в одиннадцать лет мальчик унаследовал все герцогство. Так как он был несовершеннолетним, его отдали под опеку двоюродного дяди – Адольфа Фридриха. Воспитателем мальчика был гофмаршал Брюмер. Мальчика учили фехтованию, танцам, письму, счету, истории, французскому и латинскому языкам. Брюмер воспитывал Петра Ульриха очень строго и порол за каждую провинность. Иногда наказания были унизительными. По некоторым данным, Петр Ульрих перенял некоторые черты характера этого придворного: он не умел держать данное слово, был груб и не знал правил этикета.

По прибытию в Россию у Карла Петера Ульриха возникли некоторые трудности, т. к. молодой человек не знал русского языка и вынужден был срочно его изучать.

Когда он приехал в Россию во дворец своей тети, императрицы Елизаветы, она была неприятно поражена его дурными манерами. Елизавета приказала, чтобы придворные обучили племянника русскому языку, этикету и другим наукам, необходимым наследнику престола. Однако учебе мешали требования императрицы присутствовать на придворных ночных балах-маскарадах, часто ею устраиваемых, а также сопровождать ее в поездках, зачастую длившихся около недели.

Через некоторое время после приезда в Россию Карл Петр Ульрих принял таинство крещения, и получил православное имя Петр Федорович Романов.

Петр III в Ораниенбауме

Елизавета Петровна решила, что Петр Федорович должен жениться. Она остановила свой выбор на немецкой принцессе Софии Фредерики Августе, при крещении получившей имя Екатерина Алексеевна. В августе 1745 года состоялось венчание Петра Федоровича и Екатерины Алексеевны. Императрица Елизавета Петровна подарила молодым усадьбу Ораниенбаум - бывшую резиденцию Александра Даниловича Меншикова, конфискованную у него вскоре после смерти Петра I. Петру Федоровичу пришлась по душе эта усадьба. Ораниенбаум в свое время отличался невероятной роскошью, ведь А. Д. Меншиков был любимцем Петра I. «Большой дворец» не зря назывался так – он поражал своими размерами. Величественную постройку венчала корона - символ многочисленных титулов Александра Даниловича: Генерал-губернатор Санкт-Петербурга, граф Новгородский, князь Псковский, Светлейший князь Священной Римской империи и прочее, прочее, прочее. В солнечные дни капризного петербургского лета на широких террасах и площадках меншиковского дворца выставлялись кадки с апельсиновыми деревьями. Они и дали название поместью - Ораниенбаум, что в переводе с немецкого означает «апельсиновое дерево». Кроме того, Александр Данилович задумал устроить у себя в усадьбе «малое увеселительное море». Для этого были сделаны специальные запруды и на мелководной речке Карасте образовались два пруда – Верхний и Нижний, и два водопада. Разбивались регулярные сады, в которых стояли ровно подстриженные деревья. После конфискации имения у Меншикова все работы в нем практически прекратились на 20 лет.

Впоследствии Ораниенбаум сыграет роковую роль в судьбе Петра III. А пока царственные молодожены вдохнули жизнь в заснувшее было поместье. Вначале молодые, казалось, испытывали друг к другу некоторую приязнь. Через некоторое время, однако, они стали относиться друг к другу, мягко говоря, недружелюбно, и жили в усадьбе каждый сам по себе. Великокняжеская чета расположилась в недавно отстроенном Китайском дворце. Екатерина Алексеевна завела привычку вставать чуть свет. В мужском костюме она отправлялась на охоту в компании старого слуги, брала уроки верховой езды у какого-то немца, и за быстрые успехи получила почетные серебряные шпоры. Много читала, много гуляла и старалась поменьше общаться с мужем. Что касается Петра Федоровича, то, по более поздним отзывам Екатерины и ее сторонников, его интересы сводились к долгому сну и карточным играм, которые заканчивались глубоко за полночь и сопровождались обильным употреблением горячительных напитков. Но Петр III - фигура настолько неоднозначная, что сказать с уверенностью о его любви к вину или картам нельзя. Отклики о великом князе достаточно противоречивы, большинство из них принадлежат окружению Екатерины и беспристрастностью не отличаются. Доподлинно известно лишь то, что Петр III серьезно увлекался военным делом. По его велению в Ораниенбауме неподалеку от Большого дворца была возведена маленькая «потешная» крепость. Век деревянного сооружения был недолог, и Петр приказал строить «Петерштадт» - новую каменную крепость. Крепость была поставлена на искусственном мысу при впадении речки Карасты в Нижний пруд.

Фортификационное строение имело форму четырнадцатиконечной звезды, окруженной рвами с водой. Все внутреннее пространство крепости было плотно застроено, там умещалось 17 каменных и деревянных зданий - настоящий военный город. Там были плац, арсенал, гауптвахта, дома для офицеров и казармы для солдат, выписанных из Гольштинии. Среднюю часть крепости занимал Арсенальный двор. Главный вход шел через сохранившиеся до наших дней Почетные ворота. Напротив них стояли деревянные ворота, к которым по сторонам были пристроены два здания Арсенала. Самым большим на Арсенальном дворе был «дом коменданта», т. е. самого Петра Федоровича. Увлечения великого князя многим казались ребячеством, но присутствие в крепости немецких солдат говорило о многом - наследником престола являлся «чужой для России» человек. Так что, еще до восшествия на престол Петр III уже успел обзавестись недоброжелателями.

Но мы хотим сказать о тех качествах Петра III, которые долго оставались неизвестны.

Эпоха Петра III – это время расцвета Ораниенбаума, когда Антонио Ринальди и Бартоломео Растрелли создали архитектурные шедевры, сохранившиеся (увы, в печальном состоянии!) до наших дней. В Ораниенбауме был построен Картинный дом, где располагались картинная галерея и Кунсткамера Петра III, который пытался в своей любви к искусству и экзотическим вещам подражать своему великому деду – Петру I.

Петр Федорович был высокообразованным человеком, обладавшим прекрасным вкусом и музыкальным талантом. В своей загородной резиденции он устраивал концерты, во время которых лично играл на скрипке.

Практически каждая стоящая вещь может что-то рассказать о себе, о мастере, который ее изготовил, о людях, которые ею владели, а иногда вещи, окружавшие человека, могут рассказать о нем лучше, чем воспоминания современников.

Произведения, хранящиеся в настоящее время в Кунсткамере и переданные туда из собранных Петром III коллекций, позволяют по-новому взглянуть на личность императора. Петр III был большим ценителем и собирателем произведений искусства. Он собирал полотна европейских мастеров, восточный фарфор и бронзу, а также зоологические и анатомические диковинки.

Искусство Китая всегда поражало европейцев мастерством исполнения и тонкостью проработки мельчайших деталей. Неудивительно, что Петр III собирал китайские вещи, тем более что роскошный и блистательный XVIII век был эпохой, когда было в моде все восточное, особенно – китайское. Китайский дворец Петра III в Ораниенбауме – вольная фантазия европейских художников на восточную тему – прекрасный памятник этого времени. В Картинном доме при Петре III хранилось большое количество китайской бронзы. Среди бронзовых изделий были изображения различных китайских божеств, например, Шоу Сина – божества, дарующее мужское потомство. Кроме того, , в китайских коллекциях Петра III были курильницы, а также уникальные заводные игрушки, выполненные из металла и слоновой кости в императорских мастерских в Пекине. Китайские мастера в XVII-XVIII вв. умели изготавливать прекрасные фарфоровые вазы, тончайшие шелка и вырезать сложнейшие изделия из камня, но не создавали никаких, даже простейших, механизмов. Только в императорских мастерских, как каприз высочайшего повелителя Поднебесной, были созданы заводные игрушки – единственная попытка китайцев того времени использовать механику! Эти игрушки, попавшие в Петербург в качестве даров китайского богдыхана, пришлись по душе и русскому императору Петру III, включившего их в свои собрания редкостей.

Все в судьбе и личности Петра III неоднозначно и противоречиво. В памяти потомков Петр III остался слабовольным и инфантильным правителем, любившим красивую военную форму и преклонявшимся перед всем немецким. Все помнят его трагическую гибель в результате дворцового переворота, во главе которого стояла его собственная жена. Но мало кто знает его как главу государства, издавшего множество законов, прогрессивных для того времени, как ценителя прекрасного,

К счастью для нас, судьба коллекций Петра III оказалась удачливей судьбы самого царя. Его коллекции были разделены, розданы Екатериной II в различные петербургские музеи, и потому сохранились и теперь радуют многочисленных посетителей со всего света. А выяснить. каким было истинное лицо непопулярного ни в народе, ни при дворе императора – дело историков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)