Отдых  ->  Хобби  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Орнамент, и его влияние на жизнь и быт людей в Поморье

С давних времен на Русском Севере были широко развиты все виды домашних женских ремёсел: узорное вязание, вышивка, ткачество, набойка. Часто такие изделия были с орнаментом, который позволял украшать повседневную одежду, создавать нарядные тканые, вязаные и вышитые предметы ритуального назначения. Узорное вязание - одно из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья, оно и сейчас процветает в районах Архангельской области, являясь частью народной художественной культуры. За много веков узорное вязание почти не претерпело никаких изменений. Мастерицы передают тайны своего ремесла из поколения в поколение. Благодаря ним искусство узорного вязания и сегодня, как и прежде, радует нас. Вязаные чулки, носки, варежки с нарядным орнаментом были и остаются непременной принадлежностью северных красавиц.

Вязаные изделия, украшенные северными узорами, привлекали мое внимание давно. Заинтересовавшись северным орнаментальным вязанием, я начала искать информацию на различных сайтах в Интернете, в журналах и книгах. Узнать больше интересного и нового об этом виде рукоделия мне удалось из беседы с народным мастером России З. Ушаковой. Наша встреча произошла на выставке-ярмарке «Рождественские встречи», где были представлены изделия мастерицы.

Прабабушка рукавички.

Установить точно, когда зародилось ручное вязание, трудно. Ведь трикотаж не камень, нелегко его сохранить тысячелетиями. Однако древнейшие, дошедшие до нас вязаные предметы - сравнительно сложные по технологии - ученые относят к 3 - 5 вв. н. э. В конце 15-16 вв. вязание завоевало всю Европу. Широкое распространение получили вязаные чулки, которые пользовались большим успехом, главным образом среди знати. Они стоили очень дорого и считались очень ценным подарком. С давних времен вязание было известно и на Руси. Вязаные чулки, носки и варежки из овечьей шерсти домашнего прядения – непременная принадлежность русской крестьянской одежды. Позже крестьянки стали вязали жакеты, шапки, шарфы и платки.

С 13 в. на Руси были известны рукавицы или как сейчас принято говорить варежки. Древнейшим из перечисленных названий было слово рукавицы. Это слово состоит из двух корней: рука, второй известен в глаголе «вить». Рукавица означает «обвивающая руку». Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские варежки были миниатюрнее, наряднее и многоцветнее. Мужские были попроще, вязали их без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить. Обычно крестьяне надевали несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки», «исподки»), а затем меховые - мехом наружу («мохнатки»). Верхние рукавицы называли по-разному: «верхи», «верхоньки», «верхницы». По праздникам северянки носили «исподочки» с орнаментом, в будни же – однотонные.  «Исподкой» в северорусских местах могли называть также внутреннюю, пришитую к верхней оболочке часть рукавиц. В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» (митенки) - длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых  хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

  Много в старину было на Руси у рукавичек названий – «вареги», «варьги», «варяшки», «вачаги», «дельницы», «мохнатки», «мохнашки», «рукавки», «связни». На реке Онеге и по Двине употреблялось также слово «дельницы» — от слова «дель» «нитка для вязания». Исследователи считают, что северорусскими следует признать слова «дубленицы» и «дубленки», «рукавицы дубленицы»; «верхонки дубленицы», «рукавицы дубленки». Эти названия фиксируются в письменности второй половины XVII в. А вот название «шубницы» известно с 1578 г. Но это слово так и осталось только в северорусском наречии. А вот слово «варежка» появилось лишь после XVII века.

Проводя свое исследование, мне стало интересно: откуда и почему произошли такие названия. Оказывается слово «вареги» возникло и употреблялось чаще на Севере, хотя «варьги» знали в Воронеже, а «варги» — в Кашире. В Этимологическом словаре Н. М. Шанского слово «варежки» и «вареги» описаны как производные от древнерусского глагола «ва`рить», «варовати», употреблявшегося в значении «охранять, защищать». Существует еще одна версия: «В областных русских говорах есть немало названий рукавиц, связанных с обозначением процессов обработки шерсти. Сюда же относятся и «ва`регги», «варежки», образованные по названию процесса – варить, кипятить. Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и теплыми». Выходит, что варежки – это «вареные рукавицы». Не случайно в говорах есть и слово «варенга». Очень похожее на него «вачега» имеет другое происхождение и другое значение. Оно пришло из языка лопарей и саамов, живших на Кольском полуострове, и обозначало суконные шитые рукавицы. Как в старину, так и сейчас это название известно лишь на Севере. Из языка северян оно проникло в профессиональную речь металлургов, которые «вачегами» называют свои грубые рабочие рукавицы.

Заинтересовало меня и происхождение слов «чулки», «носки». Любопытно, что довольно широко в славянских языках представлено название «ноговица» для специальной одежды на ногу, т. е. «обвивающая ногу». В словацком языке ноговицы – это «брюки, штаны», в польском и чешском – «штанины», в словенском – «чулки» или «носки». Слово «чулки» стало известно только в XVI в. , но быстро распространилось, поскольку сам предмет был удобен для носки и прост в изготовлении. Оно входило в словарь древнерусского языка и писалось как «чулъкъ». Заимствовано слово было из тюркских языков: по-татарски «чолчак» означает «портянки, онучи». Чулки сначала носили мужчины, и только потом, когда представители сильного пола перешли на носки, чулки стали исключительно женской одеждой. Таким образом, русичи заимствовали у татар слово «чолчак» и постепенно трансформировали его в «чулъкъ». «Чулки»– высокие носки до колен, также как и рукавицы в старину были вязаными. Более древними по времени употребления, чем «чулок», являются названия, возникшие на русской почве путем метафорического переноса по сходству формы: «копытце», или великоустюгское «прикопытье». Позднее слово изменилось в «прикопотки» или «прикопутки», но на востоке Вологодской области до сих пор сохраняются «прикопытки» — шерстяные носки до щиколоток. Если «прикопытье» обозначало чулки без голяшек, то слова «полуголенки» и «паголенки» (от слова «голень») имели значение «чулки без ступни». С появлением слова «чулок» из обихода северян исчезает слово «ноговицы» (вид обуви, закрывающей только голени, без ступни, аналог гетр). «Ноговицы» стали чаще называть тюркским наименованием «чулки». Слово «чулок» вытеснило и другое старорусское слово «копытце» (вязаные короткие одеяния на ноги). Чулки русского производства, преимущественно вязаные, носили больше на Севере. Будничные чулки вязались из шерстяных нитей домашнего изготовления; а праздничные – из гарусных. Традиционную для Поморья обувь – кожаные поршни надевали именно на такие вязаные чулки («в мох за подснежной клюквой бабушка бегала: шерстяные чулки и поршни на ногах»). Вот такая интересная история казалось бы у обыкновенных варежек и носков.

И в пир, и в мир, и в добрые люди.

Орнаментальное вязание появилось в Архангельской губернии в конце XIX — начале XX века. Здесь практиковали три способа вязания: одной иглой, на спицах и вязальным крючком. Наиболее старинным видом вязания является вязание одной иглой носков без пяток и рукавиц. Этот факт был установлен благодаря археологическим находкам в районе Белоозерья. При раскопках найдены шерстяные изделия (носок, туфля и др. ), вязаные аналогичным способом — одной иглой вкруговую. В Поморье к началу XX века этот способ в большей степени был распространен на Летнем, Онежском и Поморском берегах. Так вязали немногие жители, причем чаще одной иглой вязали мужчины. Иглы для вязания делали из дерева, металла или кости. При вязании этим способом использовали неокрашенную шерсть домашнего изготовления. Готовое изделие стирали в горячей воде, отчего оно сильно садилось и становилось очень плотным и теплым. Повсеместно одной иглой вязали рабочие рукавицы. В прошлом существовал обычай вязать одной иглой белые чулки без пяток «на смерть». В настоящее время в Поморье этот способ вязания забыт. Даже те женщины, которые в молодости вязали одной иглой или видели, как это делали их матери и старшие сестры, не смогли вспомнить, как начать вязание.

Вязание на нескольких спицах — прутках — в Поморье распространено повсеместно до сих пор. На пяти спицах вязали и вяжут свитера, шарфы, варежки, высокие, до колен, чулки.

Ещё одним видом женского рукоделия в деревне было вязание крючком или тамбуром (так называли раньше это орудие вязания). Тамбур внешним видом похож на современный вязальный крючок, только оформление его было другое: размером 10 см, с красивым костяным наконечником и металлической частью на конце, тонко заточенный. Распространенным в Поморье было вязание кружев, которым занимались девочки и девушки, начиная с 7–8 летнего возраста. Простые русские женщины и в городе, и в деревне с помощью вязального крючка создавали знаменитое русское кружево - тонкие изящные изделия, для изготовления которых требует не только настоящее мастерство, но и развитый художественный вкус. Вязали кружево, которое использовали для оформления «концов» полотенец и подзоров, детского белья и одежды, включали его и в костюм. Мастерицы изготавливали также настольные салфетки, свадебные простыни, и даже целые покрывала для кроватей. Вязались изделия из фабричных белых ниток «краше» посредством тамбурной иглы (вязального крючка). Знаменитые «белые кружева» часто изготовлялись на продажу. Способ плетения кружев на коклюшках поморским мастерицам был незнаком. Вязали поморские женщины много и неустанно. Этот вид рукоделия был не менее увлекателен, чем вышивание. Вязали не только дома, сидя за столом, а и в перерывах между работой, на отдыхе. Молодые вязали на игрищах.

Хочется отметить, что архангельское узорное вязание на протяжении веков не претерпело почти никаких изменений. Изменился лишь состав пряжи и цветовая гамма. И, начиная с последних десятилетий двадцатого века, мастерицы постепенно возвращаются к традиционным геометрическим узорам, к праздничной многоцветности народного искусства. Помогают нам не забыть традиции и по-новому взглянуть на привычные, казалось бы, вещи такие увлеченные люди, как Злата Ушакова. Именно она рассказала мне много нового и интересного о традиционных узорах и цветах пряжи, используемых при вязании традиционных северных орнаментов.

3. Узорочье Русского Севера.

Одним из распространенных видов украшения различных предметов является орнамент. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова «узор». Орнамент является самым древним видом изобразительного искусства и его происхождение теряется у истоков зарождения культурной жизни. Характерная особенность орнамента – ритмическое чередование элементов или группы элементов, соразмерность его частей. С помощью орнамента изделию можно придать определенный смысл, значение. В орнаменте находит отражение разнообразный растительный и животный мир, окружающий человека, также очень часто орнамент создается на основе геометрических форм. На Русском Севере особо полюбились геометрические узоры, они-то и легли в основу вязания. Типы геометрического орнамента используемого в вязании имеют общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. И, как говорят мастерицы, нет ни одного тканого узора, который нельзя было бы вывязать на спицах. В основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Ромб (символ Земли), крест, звезда (символ Солнца) - древние добрые магические символы Из поколения в поколение передаются не только приемы вязания, но и характерные для каждой местности узоры и цветовая гамма. В старину в каждой семье был собственный секрет «приготовления» того или иного орнамента, он свято чтился и передавался из поколения в поколение. Вязаные орнаменты служили своего рода «паспортом», по ним определяли, из какой местности человек. В ходе своего исследования я узнала, что в Архангельской области выделяют 4 вида узорного вязания: лешуконское, мезенское, пинежское и поморское (Приморский район). В чем же их особенности?

Основные орнаментальные мотивы Архангельской области схожи: косые кресты, гребенки, свастические знаки, ромбы и производные от них. Приёмы узорного вязания также были похожи друг с другом, но каждый из этих видов имел свои выразительные средства, особенности орнамента и приемы его исполнения. Так лешуконские рукавицы и чулки отличает яркий колорит, а в Поморье подбирают натуральные оттенки пряжи. Изделия низовий реки Мезени выполнены в сдержанных и светлых тонах и отличаются крупными узорами. Для них характерны строгие геометрические орнаменты, которые расположены в центре лицевой стороны изделия. В верховьях реки Мезени было широко распространено вязание полихромных узорных рукавиц и длинных, до колен, чулок из овечьей шерсти, окрашенной покупными анилиновыми или растительными красителями – отварами из цветов, листьев, корней, стеблей и коры растений (пинежское вязание). Часто чулки вязали так называемым «зырянским» или лешуконским орнаментом. Такой узор получается в результате вывязывания орнамента из поперечных полос шириной в семь вязальных рядов из геометрических мотивов, в окаймлении узких бордюров из мелких крестиков. Рукавицы и чулки Пинежского и Ненецкого автономного округа похожи: узоры расположены узкими многоцветными полосами, в которые вписаны разноцветные треугольники. Изделия Приморского района строги и величавы, рукавицы и чулки украшаются здесь скромным орнаментом, называемом «рябкой». Для этого орнамента характерно, что прямоугольники, чаще всего чёрного и белого цвета, расположенные в шахматном порядке, заполняют всю поверхность изделия. Традиционным является и узор диагональных чёрных и белых полос. Узоры на рукавицах и чулках в Лешуконье и Мезени носили устойчивые названия: «глазки», «вьюнышек», «куколки», «решёточка» и другие. Орнамент украшал практически всю поверхность рукавицы, за исключением резинки и большого пальца.

Узоры орнамента — это не просто украшение, надуманные завитушки, это запечатленный рассказ о далеком прошлом, и только так следует их воспринимать. Узоры-символы многозначны: так, ромб с центральным мотивом может означать и засеянное поле, и глаз, следящий за кознями «тёмных сил». Например, точка, один из первых и простейших элементов, мало заметна сама по себе, но она символ начала, не зря существует выражение «точка отсчета». Без такого элемента как линия, или лента, редко обходились орнаменты, олицетворяя собой движение и бессмертие. Зигзаг или ломаная линия - элемент, служащий знаком воды, который у древних людей считался источником жизни.

Меандр, напоминающий прямоугольно загнутый крючок – знак постоянства и поворотов в пути. На Русском Севере он встречается не только в археологических раскопках древнейших стоянок, но и на варежках, рубахах, полотенцах всех последующих веков. Из этого мотива сложилась и свастика. В переводе с санскритского свастика объясняется как «дарующий все хорошее, приносящий счастье». Знаком свастики, начиная с глубокой древности, у предков славян стал обозначаться свет, солнце как источник жизненного счастья, да и самой жизни. На Русском Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Узор косого креста с отростками, направленными по часовой стрелке, считался мужским знаком, а против часовой стрелки – женским. Ромб – был символом солнца, знаком плодородия, добра, счастья, полной жизни. Ромб с отростками символизирует возрождающуюся жизнь. Цепочка из ромбов – «древо жизни». Ромб с продленными сторонами способен защитить дом от проказ «темных сил». Ромбо-точечный узор – знак засеянного поля, символ плодородия земли.

Схемы узоров, используемых в вязаных изделиях условно можно разделить на три группы:

- однообразный крупный орнаментированный мотив по одноцветному контрастному фону;

- однообразный одноцветный мотив по двухцветному или многоцветному фону, состоящему из цветных горизонтальных полос равной ширины;

- несколько орнаментальных мотивов, расположенных горизонтальными бордюрами один над другим, на контрастных полосах.

Из беседы со З. Ушаковой я узнала, что при выполнении традиционных северных орнаментов важно понять алгоритм вязания. Магия орнамента – в числах. Построение орнаментов подчиняется закону симметрии. Оказывается, он строится на использовании только нечетных чисел. Нередко одна схема дается в сочетании с другой. Северные народные узоры очень технологичны и построены так, что нить по изнанке тянется не более чем на 5 петель и редко через семь. Все узоры начинаются со счета петель 3 – 3:3, т. е. первый ряд всегда вяжется петлями двух цветов, три петли одного цвета чередуются с тремя петлями другого. Эта закономерность сохраняется на протяжении всего узора и обязательно повторяется через два ряда в третьем; зная об этой особенности можно восстановить любой узор, даже очень сложный. Рисунок орнамента в изделии не прерывается, он бесконечен и символизирует бесконечность, вечность жизни. Таким образом, узор при орнаментальном вязании образуется исключительно за счет смены цветных нитей. Основными способами вязания при этом являются чулочная вязка (лицевая гладь), резинка и рубчик. Чулочной вязкой выполняются основные части изделия, край рукавиц – резинкой или рубецками. Рассказывая об узорном вязании, пожилые женщины обращают внимание на его целесообразность: «Одной жицой (жица – шерстяная пряжа) раньше мало вязали, тонко получается – холодно. А узорами – толще. Можно и толстую жицу спрясть, но её иглицей не вывернешь. Вот и вязали с двух жиц. Пусть хоть простой узор, пусть серый с черным, «но из двух жиц – толще, теплее». Цветовая гамма северных узоров была довольно лаконична. В Архангельской губернии вязали, в основном, из овечьей шерсти, которая имела природные цвета: черный и белый. Разнообразие цветовой палитры достигалось применением природных красителей – отварами кореньев, цветов, коры и листьев. Например, красный цвет получали с помощью брусничного сока или отвара луковой шелухи, коричневый цвет – коры ольхи, синий – толченой черники, а желтый – отвара березовых листьев. Но женщины нередко вязали и из цветной пряжи, купленной на ярмарке. Цветовая гамма и сложность узора отличали выходные и будничные, рабочие рукавицы («наладонки»). Многоцветные, пёстрые крупные геометрические узоры украшали выходные рукавицы – здесь преобладал принцип нарядности, а вот для рабочих рукавиц главным было сохранение тепла, поэтому и вязали их, чередуя нити из двух клубков, и используя сочетания цветов неокрашенной козьей шерсти – чёрного, белого и серого. Многоцветьем всегда отличались лешуконские варежки. Они начинались с чередования трёх петель одного цвета и трех петель другого цвета, и только потом в зависимости от общего числа петель вязальщица сочиняла узор, используя традиционные элементы.

Исследуя тему северного узорного вязания, я столкнулась с таким понятием как «бордюры». Это слово меня заинтересовало. В книге Г. Н. Климовой я нашла определение: бордюр – узор, состоящий из ряда равных фигур, ритмично расположенных вдоль одной прямой, т. е. оси бордюра. Узорные вещи Архангельской губернии часто украшались семеричными бордюрами – узорами, расположенными в семь рядов. Семеричные бордюры одного изделия обычно бывают двух видов: желто-черные часто с красными вкраплениями и зелено-красные, могут быть с белыми вкраплениями. Окаймляющие бордюры одного изделия тоже по расцветке двояки: красно-белые и черно-желтые (белые), причем цвета должны повторяться через узор, т. е. если вяжется окаймляющий бордюр красно-белого цвета, семеричный бордюр должен быть черно-желтый, но в следующем семеричном бордюре должны быть обязательно красно-белые цвета. Иногда белый цвет заменялся на зеленый и оставался только вкраплениями в центре узора, тогда как окаймляющий бордюр вязался красно-белым для придания вещи нарядности. В Пинежском орнаменте представлены семеричные бордюры из мотивов. Если при вязании изделий использовали два-три цвета, то такое вязание называли «двурядки», «троерядки». А вот полосатый узор называли «рядки». Если изделия вязали без узора, то их называли нагольными. Пестрые узоры состояли из треугольников, клеток, полос, прямых и зигзагообразных линий. До нашего времени сохранились их старинные названия: «косоножки», «косорядки», «рядочки», «столбики», «елочки», «клинчики», «ячея», «очки» - клетки, «рябушки» и др. C середины 20 в. Рукавицы стали вывязывать резинкой контрастных цветов, которые оживляют изделие и подчеркивают сдержанность основного орнамента.

4. Вязаные «кумпосы» Поморья.

В ходе своего исследования я узнала, что узорные вещи на Русском Севере использовалось не только в повседневном обиходе, согревая человека. Рукавицы, чулки, и другие вязаные изделия являлись еще и важной частью многих старинных обрядов и обычаев. По одной из теорий происхождения слова «узор» состоит из двух частей: «уз» и «ор». Однокоренными «уз» являются «обуздывать», «узда», а «ор» означает «нечисть». Следовательно, все узорные вязаные вещи могли быть еще и оберегами. Им отводилась своя роль в обрядовых костюмах на свадьбе, похоронах, новоселье. Многое осталось в прежних столетиях, многие таинственные знаки забылись вместе с теми людьми, кто их выдумал, но некоторые символы дожили до наших дней. И узоры, украшающие даже обычные рукавицы, несут в себе смысл магических символов, оберегая владельца от болезней и напастей. Но оказывается, эту обережную силу узоров можно было еще и усилить. Так при помощи вывязывания на изделиях специального приёма «обручка» (перевив из двух или более ниток обычно контрастного цвета, выполняемый после окончания вывязывания резинки и до начала вывязывания орнамента), удваивается магическое воздействие оберега. Узнав это, я стала искать информацию о том, в каких же обрядах использовали узорные вещи? Оказывается просватанные поморские девушки (Север России) прятали свою косу в вязаный колпак, державшийся повязкой. А вот в Мезенском уезде Архангельской губернии лет девушки с четырнадцати-пятнадцати начинали вязать особенно нарядные чулки и рукавицы для приданого. Готовые вещи складывались в специальное лукошко. Помогали им вязать и родственницы, так что ко времени свадьбы рукавиц было пар двадцать. Невеста своими рукавицами и чулками одаривала в свадьбу жениха и родственникам со стороны жениха. Количество рукавиц, многообразие украшавших их узоров свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии будущей жены. Для самого жениха, а иногда и для свекра в приданном невесты были узорные чулки. Иногда паголенки (верхнюю часть) чулок девушка заготавливала загодя, когда жениха и на примете не было, а уж головки к ним довязывала перед свадьбой, когда был известен размер ноги жениха. В других губерниях России, наоборот, жених дарил «чулочки на невестину ножку». Толстые, вязанные из шерсти домашней выделки чулки зрительно увеличивали толщину девичьих ног, что являлось, по народным представлениям, одним из важных достоинств русской невесты. На суровом Севере узорным рукавицам и тканым поясам была передана часть функций бранного полотенца – необходимого свадебного атрибута. Но, оказывается, использование рукавиц в свадебном обряде могло иметь и другой смысл. Так, толковый словарь В. Даля сообщает, что «знахарь перекинул рукавицу поперек свадебного поезда и испортил свадьбу». Подаренные на свадьбе изделия надевали нечасто, только по самым большим праздникам, их хранили в семье как память в течение долгих лет. Интересно, что чулки носили и женщины, и мужчины, и не только зимой, но и летом.

Из источников я также узнала, что исследователи обращали внимание на то, что сваты в Поморье (как и во многих других районах северных губерний) приходили к родителям невесты в обычной одежде, но обязательно в больших рукавицах, при этом считали, что сват должен быть непременно в белых рукавицах. При благословении жениха и невесты (когда они стояли, низко склонив головы, на коленях на шубе), родители невесты гладили дочь по спине шерстяной варежкой: «по спине протянут шерстяной варежкой, а невеста в ноги кланяется». На разных этапах свадьбы жених и невеста, сваты и другие ее участники касались друг друга через предметы одежды (платок, рукав, полы), в том числе и через рукавицы. Обычай не касаться друг друга голыми руками в свадебном обряде, возможно, был связан с представлениями о том, что это могло сулить бедность (сравн. : «оголить»). Обернутая полой одежды или закрытая рукавицей рука (т. е. не голая) – символ богатства, изобилия. Видимо, рукавицы, помимо своего основного практического назначения, входили также в число магических предметов одежды, несущих в себе значение оберега. С вязаными изделиями крестьяне связывали также представления о защите и плодородии. Так, обряд загона скота в хлев на зиму хозяйка обязательно совершала в шубе и рукавицах. По народным объяснениям, эти виды одежды использовались для того, чтобы скот не замерз в течение зимы и, чтобы шерсть у скота росла лучше.

Другим интересным фактом является то, что в некоторых местностях Поморья до сих пор соблюдается запрет на обряжение покойного в вязаные чулки с орнаментальным мотивом косого креста.

В Поморье женщины обязательно вывязывали орнамент на рукавицах, в которых их мужья отправлялись в плавание в море, и восьмиконечная звезда на них считалась оберегом. Говорят, она приносила поморам удачу в морском промысле и помогала выжить во время сильной непогоды в море. Ксения Петровна Гемп, известный архангельский этнограф, объехала в свое время все Поморье и часами беседовала с народными мастерицами, спрашивая у женщин, почему они так часто вывязывают эти звезды на варежках и свитерах. И получила такое объяснение: «Мужья ходят в море. Звезды на варежках и свитерах – как обереги, «кумпосы» (компасы), которые не дадут сбиться с пути, помогают на трудных морских дорогах.

И еще я нашла интересный факт: в старину носили варежки не только на руках, но и за поясом. Входя в дом, их снимали, но не из-за тепла, а чтобы показать, что ничего не прячут от хозяина дома. Тем более нельзя было войти за церковную ограду в рукавице, варежке или перчатке на правой руке. Нарядные варежки дарили милым дружкам, а на катаниях с гор прятали в большой палец записочку или подарочек. Вот, оказывается, сколько значений и функций было в старину, да и в настоящее время у таких знакомых всем нам носков и варежек!

Заключение.

Проведенное мною исследование показало, что северное узорное вязание – это сложное явление, которое формировалось в процессе развития в Поморье художественных промыслов и народных ремесел. Узорное вязание, как часть единой народной художественной культуры, не стояло на месте, а постоянно видоизменялось и совершенствовалось. Изучая северный вязаный орнамент, я поняла, что он интересен с разных сторон. Прежде всего, это художественное явление, вобравшее в себя многовековой эстетический опыт поморов. С другой стороны – это важная часть старинных обычаев и обрядов. С их помощью определялись и регулировались все отношения, вся деятельность людей, их досуг и развлечения. Они оказывали решающее влияние на характер семейных отношений, на психологию и поведение людей, имели глубокое воспитательное значение. На обрядовой основе возникало и развивалось национальное самобытное искусство, создавались художественные символы и орнаменты, в том числе и орнаментальное вязание. Техника вязания прошла через века, и в 21 веке орнаментальное вязание остается востребованным ремеслом в жизни современного человека. Чем можно объяснить все растущую популярность этого не очень скорого, даже кропотливого дела в наш торопливый век? Наверное, тем, что вязание даёт целительные минуты, часы покоя среди ежедневной суеты, неотложных дел и вместе с тем приучает к сосредоточенности, тщательности выполнения начатого дела. Ведь связанная своими руками современная модель оказывается уникальной, она несет в себе особую энергетику и тепло. Вязаные аксессуары и одежда неизменно возвращаются в список самых модных вещей сезона, ведь именно вложенный в них труд создает неповторимое очарование и индивидуальность. В ходе своего исследования я убедилась, что узоры, которыми украшается вязаная одежда и предметы обихода, имеют не только декоративный характер, но и особое символическое, обережное значение. При этом всякий вид защиты можно сохранить и упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента.

Мною было проведено анкетирование среди взрослых (10 человек) и учеников (20 человек) по теме «Узорное вязание Архангельской области». Анкетирование показало, что 97% взрослых и 89% детей умеют и любят вязать. При этом 100% взрослых и 60% учащихся знают, что такое орнамент, 23% взрослых и 17% детей знакомы с различными видами орнаментов. Но вот только 3% взрослых знают, что узорное вязание является одним из самых распространённых традиционных женских ремёсел Поморья. А вот из детей об этом знает только 1%. Итоги анкетирование показали, что, к сожалению, мои сверстники мало знают об орнаментальном вязании, хотя им эти вещи очень нравятся. Нарядное, праздничное искусство узорного вязания сегодня радует людей, как и прежде. А вот, чтобы это искусство жило, нам молодым очень важно его сохранять. А для этого нужно приобщать подрастающее поколение к традиционной народной культуре, воспитывать у них уважительное отношения к культурно-исторической памяти своих предков. Каждому народу достается наследство от предыдущих поколений, сотворенное их руками. Наследство русского народа копилось веками. Умельцы вкладывали в него не только свой труд, но и свою душу, свои мечты, надежды, радости и горести. К сожалению, многое не дошло до наших дней и уже утеряно безвозвратно. Но и то, что сохранилось, ценно не только с эстетической точки зрения, а способно поведать нам о многих сторонах как бытовой, так и духовной сторонах жизни наших предков. Нельзя воспитать в себе высокое нравственное начало, не зная того, что было до нас. И, на мой взгляд, узорное вязание Архангельской области является одной из ниточек связывающих прошлое и будущее нашего Русского Севера.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)