Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образование Древнерусского государства

О ранней истории наших далеких предков очень мало письменных и вещественных источников. О событиях, предшествовавших созданию государства восточных славян, о дописьменной истории славянских племен мы судим на основании более поздних (и не всегда надежных) свидетельств, часто опираясь только на косвенные данные. Даже сопоставление различных источников (например, сообщений древнейших русских летописцев и римских, византийских, восточных писателей, археологических данных) не позволяет точно судить о языке, образе жизни и местах обитания далеких предков современных восточнославянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ученые до сих пор спорят, где находилась прародина славян, в какое время и каким путем происходило их расселение на просторах Восточно - Европейской равнины, когда сложились межплеменные объединения и древние славянские города, как и где, появилось государство.

В начале XII века в одной из келий Киево-Печерского монастыря трудился замечательный русский летописец, монах Нестор. Там он создал свой знаменитый труд <<Повесть временных лет>>, в которой рассказал об истории восточных славян, о возникновении Древнерусского государства. Его, как и нас сегодня интересовало, откуда же взялись славяне, как они жили и развивались среди других народов земли. Нестор обращался к древним русским летописям, сказаниям, легендам, историческим документам. Он был сведущ в сочинениях авторов других стран, в том числе византийских. От правления князя Кия летописца отделяли примерно 500 лет. Для истории это не такая большая глубина. Большинство историков, создавая свои труды, опираются на <<Повесть временных лет>>.

На сегодняший день наиболее известными концепциями происхождения славян являются миграционная (славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину) и автохтонная (славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением). Представителями первой концепции являются С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. Ярким представителем второй концепции является Б. А. Рыбаков. Я придерживаюсь, точки зрения Нестора, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова и других летописцев и историков и считаю, что древнейшим местом жительства славян были северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и склавен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись, в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр еще в VII веке и постепенно расселяясь, дошла до озера Ильмень и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне. Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем Вятичи успели продвинуться даже за Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя. В своем движении вверх по Днепру, на северных и северо-восточных окраинах своих новых поселений, славяне приходили в близость с финскими племенами и постепенно оттесняли их все далее и далее на север и северо-восток. Славяне жили в окружении многочисленных местных народов, которые также с древности осваивали эти земли. Нестор упоминает соседей славян. Это чудь (эсты), литва, летгола, земигола - балтийские народы; мурома, весь, мордва, меря, пермь, печора, емь, корела; Югра - угро-финские народы. По отношению к финским и литовским соседям славяне чувствовали свое превосходство и держались наступательно. Иначе было дело с хазарами. Перечень соседей русских славян необходимо дополнить указанием на варягов, которые не были прямыми соседями славян, но жили <<за морем>> и приходили к славянам <<из-за моря>>. Именем <<варягов>> не только славяне, но и другие народы (греки, арабы, скандинавы) называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться с IX века среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции в виде военных и торговых дружин. Они торговали или нанимались на русскую и византийскую военную службу или же просто искали добычи и грабили, где могли. Трудно сказать, что заставляло варягов так часто покидать свою родину и бродить по чужбине. Они нападали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию. С. Ф. Платонов пишет: <<Среди же русских славян с середины IX столетия варягов было так много и к ним славяне так привыкли, что варягов можно назвать прямыми сожителями русских славян. Они вместе торговали с греками и арабами, вместе воевали против общих врагов, иногда ссорились и враждовали, причем то варяги подчиняли себе славян, то славяне прогоняли варягов <<за море>> на их родину. При тесном общении славян с варягами можно было бы ожидать большого влияния варягов на славянский быт. Но такого влияния вообще не заметно-знак, что в культурном отношении варяги не были выше славянского населения эпохи>>.

Общественно - политическая организация восточных славян в VI-IX веках соответствовала первобытно - общинному строю, ее основу сначала составляла родовая, затем соседская община. В процессе роста населения и совершенствования орудий труда племена распадались на несколько родственных. Они селились в небольших поселках, которые объединялись в союзы (территориальные или соседские). Объединение в союзы было следствием как экономических, так и политических причин (необходимость совместной обороны от внешних врагов). В <<Повести временных лет>> упоминаются племенные союзы радимичей, вятичей, полян и др.

Возглавляли такие объединения племен вожди, которые по своему положению стояли выше племенных князей. Вождь или князь возглавляли военную дружину, на которой лежали конкретные общественные функции. Кроме того, важнейшими элементами политической организации славянских племен были совет старейшин и вече - общее собрание свободного мужского населения племени.

Хозяйственные занятия славян отличались разнообразием. С. Ф. Платонов пишет: <<. славяне народ не кочевой, а оседлый. Уже Тацит, который сближал их с сарматами, отмечает, что они были диким народом, но отличались от сарматов тем, что жили оседло и строили дома. Оседлость славян надо понимать в том смысле, что главный капитал их состоял не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Но эта оседлость не была прочной, так как, истощив пашню на одном месте, славяне легко покидали свое жилище>>.

На черноземах Среднего Поднепровья, в условиях благоприятного климата, на торговой днепровской дороге, при постоянных контактах с более развитыми соседями - греческими городами в Причерноморье и Византией - сосредоточилось население, развилось пашенное земледелие, совершенствовались животноводство и коневодство, зарождалось огородничество. Здесь раньше, чем в других славянских землях, научились добывать руду и выплавлять железо. Развивались кузнечное, гончарное, ткацкое, деревообделочное и другие ремесла.

В земледелии стали применять рало с полозом - деревянный плуг с железным лемехом и железные серпы. Для перемалывания зерна вместо каменных зернотерок использовались большие жернова. Получили распространение двухпольные и трехпольные севообороты. Стали удобрять почву. Все это повышало урожайность и делало жизнь людей более обеспеченной.

Поляне прекрасно знали наиболее удачное время для тех или иных полевых работ и сделали эти знания достижением всех здешних земледельцев. У них появился хорошо разработанный земледельческий календарь.

Рядом с селениями славян, живших у Днепра, лежали прекрасные заливные луга, на которых паслись крупный рогатый скот, овцы, козы. Жители разводили свиней, гусей и кур. Тягловой силой были волы, но все шире применялись в хозяйстве лошади. Коневодство, в том числе поставка лошадей для дружин, превратилось в одно из важных хозяйственных занятий. Вследствие обилия рек и озер, богатых рыбой, рыболовство являлось для славян существенным подсобным промыслом.

Славяне были опытными охотниками. Они охотились на лосей, кабанов, оленей, серн, лесную и озерную птицу, добывали пушного зверя. Леса изобиловали медведями, волками, лисами, куницами, бобрами, соболями, белками. Ценный мех (скора) шел на обмен и на продажу в близлежащие страны, в том числе в Византию. До появления металлических денег он был платежным средством. Не случайно в государстве Русь монеты назывались кунами.

С ранней весны и до глубокой осени восточные славяне, как и их соседи, занимались бортничеством.

Разные восточнославянские племена имели свои особенности в хозяйственном развитии. Новгородские словене не знали такого развития земледелия как поляне. Зато разветвленная водная транспортная сеть связывала их, с одной стороны, с Балтийским побережьем, Скандинавией и странами Северной Европы, а с другой - с днепровской дорогой, ведущей в Византию и на Балканы, и с волжской, через хазарские кордоны, к Каспийскому морю, в Закавказье и в Среднюю Азию. Поэтому здесь бурно развивались мореходство, торговля и ремесло, процветали пушной промысел и рыболовство.

Древляне, вятичи и дреговичи жили среди лесных чащ, вдоль берегов рек, на лесных опушках. Ритм хозяйственной жизни был здесь замедленным. Для пашни и лугов у природы приходилось отвоевывать каждую пять земли. Здесь не было вражеских нашествий, но не было и постоянных контактов с более цивилизованными народами. В IX веке жизнь в этих краях текла так же неторопливо, как и сотни лет назад.

В VI - IX веках славянам часто приходилось вести войны. Они были очень смелыми и мужественными. Н. М. Карамзин пишет: <<Чрезвычайная отважность славян была столь известна, что хан аварский всегда ставил их впереди своего войска, и сии люди неустрашимые, видя иногда измену хитрых аваров, гибли с отчаянием. Славяне сверх их обычной храбрости имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен. Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды. Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах>>.

К пленным славяне относились хорошо. Назначали срок для их рабства, разрешали выкупиться и вернуться на родину. Иногда оставляли жить у себя в свободе и братстве.

Нестор в своей летописи писал, что славяне были очень гостеприимным народом. Всякий путешественник был для них священным. Встречали его ласково, с радостью угощали, провожали с благословением. Славяне, выходя из дома, оставляли дверь открытой, с приготовленной едой на столе для странника.

До принятия христианства славяне были язычниками. В тот исторический период у них было немало жестких обычаев. Жен сжигали и хоронили с погибшими мужьями. Считалось, что живая вдова бесчестила семейство. Мужья считали жен рабами. Не разрешали им противоречить себе. Обременяли многочисленными хозяйственными работами. Думали, что жена должна служить им и на том свете.

Н. М. Карамзин писал: <<Говоря о жестоких обычаях славян языческих, скажем еще, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было слишком многочисленным, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству>>.

Условия жизни союзов племен и уровень их политического развития в VIII - IX веках были не одинаковыми. Отличались и основные занятия населения. В разной степени союзы племен были вовлечены в хозяйственное, культурное и военное взаимодействие с народами, уже обладавшими своей государственностью.

2. Возникновение государства - закономерный этап развития общества. Это не единичный шаг, мгновенно перемещающий общество в иное состояние, а длительный, иногда растягивающийся на десятилетия и даже на века процесс. Любая дата, обозначающая переход к государственным формам существования, весьма условна.

Государство вырастает из естественного стремления к самоорганизации, к упорядочению усложняющихся отношений между людьми.

Хозяйственные особенности во многом повлияли на развитие общества у восточных славян, на появление у них стремлений к созданию государства. Причинами, ведущих к созданию государства являются социально-психологические изменения, характерные для общества, находящегося на стадии распада первобытной родовой общины. Отношения внутри племени становятся разнообразнее, расширяются контакты между племенами. Это ускоряет формирование индивидуального восприятия человеком окружающего мира, приводит к становлению личности. Данный процесс протекает на фоне изменяющихся условий жизни, которые еще более подчеркивают несоответствие общественных, групповых и индивидуальных интересов старым организационным и общественным формам. Экономические факторы (рост производительности труда, возникновение излишков, углублявшееся разделение труда и - как следствие - развитие меновой, а потом и денежной торговли) играют в возникновении государства также немалую роль. А. Головатенко утверждает: << Государство возникает потому, что в его появлении заинтересовано подавляющее большинство членов общества. Земледельцу - общиннику было удобно и выгодно, чтобы князь и дружинники с оружием в руках защищали его и избавляли от обременительных и опасных ратных дел>>. 1 Государство необходимо для решения не только военных, но и судебных задач, связанных с межродовыми спорами. Государство не может быть навязано обществу ни внешней силой, ни какой либо возвысившейся над родом социальной группой. Его становление всегда является результатом внутреннего развития, причем на это развитие влияют самые разнообразные обстоятельства.

Государство означает появление центральной власти, объединяющей уже всю территорию, на которой живет тот или иной народ, все родственные племена, где силой, где по доброй воле. Государство - это власть князя и его соратников, это войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги. Частью государственной системы являлась религия, которая духовно объединяла людей, цементировала общество.

Когда, как и где появилось государство у восточных славян? Этот вопрос труден, так как на его решение влияет не только разноречивость источников исторических знаний, но и взгляды ученых, их представления о сущности государства вообще, о роли различных факторов, воздействовавших на политическое развитие общества. Существует несколько теорий возникновения государства у восточных славян.

Славянская (антинорманнская) теория. Отрицается роль варягов в образовании древнерусского государства и призвание их на княжение. Сторонниками этой точки зрения являются М. В. Ломоносов и Б. А. Рыбаков.

Центристская теория. Утверждается, что древнерусское государство возникло как результат общественного развития славян, но при участии варягов. Сторонниками этой точки зрения являются А. Л. Юрганов, Л. А. Кацва и большинство современных историков.

Норманнская теория. Суть ее сводится к тому, что славяне в IX-X веках <<жили зверинским образом>> (выражение летописи), и поэтому основателями славянского государства могли быть только дружины варягов. Следовательно, норманны (варяги) с добровольного согласия славян создали древнерусское государство. Концепция скандинавского происхождения славянского государства вытекает и из <<Повести временных лет>>. В ней сообщается, что в 862 году для прекращения междоусобиц славяне обратились к варягам со словами: <<Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володети нами>>. Варяги откликнулись на призыв, и три брата: Рюрик, севший в Новгороде, Синеус - на Белоозере, и Трувор - в Изборске, - основали варяжскую династию. Сторонниками этой точки зрения являются Г. З. Байер, А. Л. Шлецер, Г. Ф. Миллер, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев.

Я склоняюсь к центристской теории, так как считаю, что навязать обществу государство невозможно. Чужеродные элементы социальной жизни будут отторгнуты, если нет достаточно благоприятных условий для их развития. Следует также заметить, что скандинавские племена в IX веке сами еще не знали государственности. Наиболее активная часть норманнских воинов была организована в вооруженные шайки мореходов разбойников - в отряды викингов. Возглавлявшие их конунги были военными предводителями, но не монархами. Викинги терроризировали прибрежные районы Европы, заходили даже в южные моря, порой оседали в захваченных областях. Завоеватели охотно перенимали нравы и обычаи покоренных народов, усваивали присущие тем формы организации.

Племена Скандинавии, как и восточные славяне, в IX веке были уже подготовлены к созданию государственных форм власти. В Западной Европе, где подобные формы сложились задолго до появления отрядов викингов, скандинавские вожди-завоеватели могли просто возглавить готовые государственные структуры.

Преуменьшение роли скандинавов (варягов) в политических процессах, происходивших в восточнославянском обществе, столь же неуместно, как и буквальное понимание летописного сообщения о варяжских князьях, создавших русское государство.

Согласно <<Повести временных лет>> первым древнерусским князем стал выходец из варяжских земель Рюрик. Именно он был призван в 862 году ильменскими словенями, чудью и весью. Он княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях. Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель. Был образован сильный государственный центр, собравший окрестные земли под единой княжеской властью. В 879 году Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела в Новгороде взял в свои руки родственник (или старший дружинник) Олег.

Н. М Карамзин писал: <<Память Рюрика, как первого самодержца российского, осталась бессмертною в нашей истории, и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых финских племен к народу славянскому в России, так что весь, меря, мурома, наконец, обратились в славян, приняв их обычаи, язык и веру>>.

Олег (879-912 г. г. ) Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути <<из варяг в греки>>. В 882 году захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира. Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей. Упрочил внешнеполитическое положение государства. В 907 году совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г. г. )

Н. А. Полевой описывает смерть Олега: <<Скончался Олег в 912 году, прокняжив 33 года. Если он был спутник Рюрика, то умер в преклонной старости. Память его была драгоценна руссам, видевшим в нем истинного князя, смелого, храброго, предприимчивого. Поход его в Грецию украшен был поэзией вымысла народного, и самая смерть представлена в сказке, основанной на таинственном предсказании. Современники во всем видели оправдание имени Вещего и долго помнили Олегову могилу на горе Щековице>>. 2

Игорь (912-945 г. г. ) Был умным и энергичным правителем. Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей. Способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Успешно отражал набеги кочевников-печенегов. Организовал военные походы против Византии. Первый (941 г. ) закончился неудачей. Второй (944 г. ) заключением взаимовыгодного договора. Убит древлянами при сборе дани в 945 году.

Ольга (945-969 г. г. ) и Святослав (964-972 г. г. )

Ольга была женой князя Игоря. Правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его походов. Впервые установила порядок сбора дани (<<полюдья>>) путем введения уроков (определения точных размеров дани) и погостов (установления места сбора дани). Совершила поездку в Византию и приняла христианство под именем Елены. В 968 году руководила защитой Киева от печенегов.

Святослав - сын князя Игоря и княгини Ольги. Он продолжил дело Игоря и Ольги по объединению восточнославянских земель и централизации системы управления. При нем вошел в состав Руси племенной союз вятичей. Святослав многое сделал для укрепления аппарата государства. В наиболее важные русские земли он направлял в качестве наместников своих сыновей. Во внешней политике Святослав достиг таких поразительных результатов, что заслужил имя Александра Македонского Восточной Европы. Был инициатором и руководителем многих победоносных военных походов. Разгромил Хазарский каганат и его столицу. Совершал походы в Дунайскую Булгарию. Воевал с Византией (968 - 971). Сражался с печенегами (969 - 972). Был убит печенегами во время возвращения из Булгарии в 972 году на днепровских порогах.

После смерти Святослава началась первая междоусобная война за власть между его сыновьями Владимиром и Ярополком. Победу одержал Владимир. Он и утвердился на киевском престоле. Владимир расширил и укрепил Древнерусское государство, окончательно покорил радимичей и вятичей. Владимир вел активную внешнюю политику, совершил успешные походы против поляков и печенегов, основал новые города - крепости, укрепил южные границы. Одной из важнейших государственных реформ Владимира стало крещение Руси в 988 году.

3. В IX - X веках языческие представления были надломлены. Возникла необходимость в новой вере. Русь неоднократно приступала к крещению. Христианкой была бабка Владимира Ольга. Немало христиан было среди бояр, купцов и горожан. Но очень сильно было язычество на Руси. Волхвы владели душами людей. Своими победами, успехами внутри страны и за рубежом Владимир возвысил значение великокняжеской власти и более не желал терпеть соперничества с языческой верхушкой - волхвами.

Необходимость крещения Руси объяснялась рядом причин. Интересы развивающегося государства диктовали отказ от многобожия с его племенными богами и введение монотеистической религии. Требовались единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Весь европейский мир уже перешел к христианству. Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Христианство с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение к человеку, укрепляло семью как ячейку общества. Приобщение к христианству способствовало развитию культуры, письменности, духовной жизни. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не давало объяснения появлению на Руси новых общественных отношений и неравенства людей, деления на богатых и бедных, на верхушку и низы общества. Христианство же с его идеей, что все идет от Бога, примеряло людей с действительностью. Главным в нем было требование совершенствования души и свершения добра. Тем самым христианство обещало вечное спасение и блаженство в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вел праведный образ жизни, то ощущал себя духовно выше любого богача, нажившего добро неправедным путем. Христианство допускало отпущение грехов, очищение души кающегося. Из перечисленного выше следует, что христианство было необходимо для укрепления власти киевского князя, оправдания социального неравенства, приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

Древние русские летописи содержат сведения о крещении Владимира, предпринятом после долгих колебаний. В 986 году его посетили религиозные миссии от разных вер и церквей: мусульмане от волжских болгар, римские католики - из Германии, хазары, проповедовавшие иудаизм, и, наконец, проповедник греческой православной веры. Все эти религии исповедовались различными соседями Киевского государства, а частично они разделялись и самим его населением.

Принятие того или другого из этих вероучений неизбежно должно было стать определяющим для будущего культурного и политического развития России. Ислам отбрасывал Россию в круг культуры Ближнего Востока. Римское христианство от немцев делало Россию страной латинской и европейской культуры. Утверждение иудаизма или православного христианства обеспечивало России культурную независимость и от Востока и от Запада.

Существовали также политические доводы, которые можно было учесть, решая вопрос, что принимать: иудаизм или православие. С одной стороны существовал тот же фактор, который повлиял на обращение хана хазаров в иудаизм, - желание обеспечить политическую и религиозную независимость от сильнейших церквей и государств Восточного Средиземноморья. Но с другой стороны, в пользу православия говорил довод иного плана - выгода культурного союза с Византией, с которой у Руси уже имелись тесные связи. Если же отставить в сторону политические соображения, вопрос о вере также должен был рассматриваться как удовлетворение духовных потребностей, совершенно несравнимых с прежним язычеством.

Георгий Вернадский писал: <<Согласно сообщению летописца, на Владимира после заслушивания представителей рада различных религиозных миссий, видимо, самое сильное впечатление произвел греческих философ. Но прежде чем принять окончательное решение, он отправил своих эмиссаров в соседние страны для изучения вопроса, <<какому там богу молятся и как>>. Посланцы, которые посетили службу в Святой Софии в Константинополе, рассказали, что не знают, где были: на земле или на небесах. Их сообщение окончательно убедило Владимира принять крещение в православной церкви (в 988 году). Это было наиболее важным событием за время его правления. Христианство было введено как официальная религия не только в княжеском доме, но и во всем русском народе>>. 1

Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду. Никто не знает когда и как сам князь уверовал во Христа. А. Головатенко пишет: <<Мы не обладаем точными знаниями, когда и как бывший закоренелый язычник стал христианином. С большой вероятностью можно предположить, что это обращение стало результатом раскаяния в совершенных злодеяниях, усталости от разгульной жизни и ощущения духовной пустоты, которую не могла заполнить языческая религия, уже утратившая былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и ограниченность>>. 2

В жаркий июньский день 990 года по приказу Владимира в Киеве опрокинули языческих идолов, а деревянную статую Перуна привязали к конским хвостам, проволокли по городу и сбросили в Днепр. Язычники плакали, видя низвержение своего кумира.

На следующее утро Владимир приказал всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими в воду людьми греческие и херсонесские священники совершили обряд крещения. Тут же повелел великий князь начать строительство церквей.

Но не везде крещение проходило мирно как в Киеве. В Новгороде, где языческая вера была очень сильна, язычники во главе с волхвами выступили против появления в городе воеводы со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных столкновений сопротивление язычников было подавлено. С таким же трудом вводилось христианство в других городах и селах. Однако пройдет еще немало времени, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Язычество так до конца и не сдалось. Многие языческие традиции и праздники совместились с христианством. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но в период Крещения Христова справляли праздник Коляды. Праздновалась и Масленица. Люди продолжали верить в существование домовых и леших, а библейский Илья Пророк очень напоминал им Перуна.

Христианство способствовало развитию на Руси грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквях и монастырях появились школы и библиотеки. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений.

Содействовали церковные организации и развитию хозяйства страны. Церковные деятели и монастыри развернули собственное хозяйство на земельных владениях, которые они получали от великих князей.

Со временем церковь стала высшим авторитетом в семейных делах, разбирала конфликты, призывая людей к человеколюбию, терпимости. Уважению к родителям и детям. Она выступала против междоусобиц, церковные деятели не раз исполняли роль миротворцев в княжеских распрях.

Значение принятия христианства:

- произошло укрепление государства и власти князя;

- повысился международный авторитет Руси;

- славяне приобщились к византийской культуре.

Русская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых.

Вывод: работая над данной темой, я изучил различные источники, познакомился с противоречивыми мнениями ученых, выработал свою точку зрения на то, где находилась прародина славян, какими путями происходило их расселение, как и где, появилось государство, какой была политика первых князей, каково историческое значение принятия христианства. Свою твою точку зрения изложил в работе. Я пришел к мысли, что мы должны смириться с невозможностью исчерпывающих, окончательных, неоспоримых ответов на те вопросы, которые ставит перед нами история человеческого общества. Единственное, на что мы можем надеяться, - это приблизительное понимание взаимосвязи явлений и событий, в особенности отделенных от нас многими веками.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)