Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Образ Москвы в творчестве М. Цветаевой

Россия рубежа веков Неспокойное время, время войн, революций, бесконечных вопросов: «Как жить? Чем помочь стране? Как выйти из создавшегося положения?»

В музыке, в изобразительном искусстве, в литературе появляются умные, талантливые, искренние люди с горячими сердцами, готовые своим творчеством разбудить заскучавшие души людей, помочь возродиться духовно. Так появляется век Серебряный, давший миру прекрасных художников, музыкантов, поэтов

Однажды я взяла в руки маленький потрепанный томик стихов, открыла, перелистала страницы Решила прочитать: «Что же там пишут?» И не смогла оторваться. Мир страстный, бушующий, волнующий, заставляющий страдать, переживать, радоваться, мир, полный надежд, томления, неразделённой любви, тайных признанийОн увлекал, заставлял задуматься над прочитанным. Это были стихи М. И. Цветаевой, женщины страстно любящей, страдающей, тоскующей Тоскующей о любимом мужчине, дочери, свободе, России, Москве.

Цикл стихов о Москве сразу привлёк моё внимание. Я очень люблю этот город, хотя там никогда и не была. Представляю величественный Кремль, разноцветные маковки собора Василия Блаженного, мощёную Красную площадь, золотые купола древних церквей. Всё здесь говорит о старине, красоте, величии Москвы с её патриархальным укладом, размеренными буднями, где нет места суете, быстроте, круговерти. Поэтому тема моей работы – «Цикл стихов о Москве М. И. Цветаевой».

Цикл стихов о Москве – лирический дневник, передающий различные эмоциональные состояния героини: пессимизм, недоверие, предчувствие смерти, раскаяние, покаяние, возрождение, стремление к свету, всеединству с миром. Эта тема, тема преображения внутреннего мира человека актуальна и в наши дни Люди имеют светлые и тёмные стороны. К сожалению, равновесия между ними нет. У одних ярки положительные качества, у других – отрицательные. Именно они, довлея над душой человека, заставляют нести в мир зло и насилие. Кто же победит: ангел или бес? Люди должны решить сами, понять, что только добро спасёт планету от боли, страдания и непонимания. Поэтому каждый должен сделать попытку измениться. Ведь, становясь мудрее, сильнее, мы преобразуем весь окружающий мир, чтобы ушли зло, насилие, ненависть, фальшь, верим, что он станет чище, добрее, человечнее, знаем, что тёмные силы уйдут, а любовь останется на века!

ГЛАВА I. Образ Москвы в творчестве М. Цветаевой

1. М. Цветаева и Москва

Москва многие столетия была, есть и остаётся городом, о котором сложено не мало стихов. Наверное, только ленивый не признавался в любви к Москве. У всех на слуху строки М. Ломоносова, А. Пушкина, М. Лермонтова. Поэты серебряного века В. Брюсов, А. Белый, И. Бунин, М. Волошин нашли собственные проникновенные слова о городе, где родились, где любили, где творили. Для всех них Москва стала музой. И всё-таки из всех поэтов я выделила один голос, пророчески сказавший о Москве - голос великой поэтессы Марины Ивановны Цветаевой. Для неё Москва – это город, в котором она родилась, где создавала свои первые творения.

Поэт начинается с детских впечатлений, с дома, с семейного уклада. Это как будто бы аксиома. Так и Марина ЦветаеваОна не отделяет себя от Москвы, от профессорского дома полного книг, интересных собеседников, тихих вечеров за чтением любимого Пушкина, прогулок по Тверскому бульвару. Марина влюблена в свой родной город, она не может расстаться с ним, Цветаева и Москва – одно целое. Именно поэтому она посвящает свой цикл стихов столице нашей Родины, а не какому – нибудь другому городу России.

Марина Ивановна на всю жизнь сохранила признательность и теплоту к любимым местам. Как бы ни было тяжело и горько в отдельные годы жизни, она с теплотой вспоминала родной город:

Облака – вокруг,

Купола – вокруг,

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревце моё

Невесомое!

Где бы ни жила Цветаева впоследствии, она не могла забыть ни Россию, ни Москву – свой родной город, ставший для неё путеводной звездой, сюда она очень хотела вернуться:

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков

Надо было обладать мужеством и огромной волей, чтобы, оказавшись в эмиграции заброшенной и позабытой, сохранять в душе тёплое чувство к родине, не озлобиться, не проклясть всех. У Цветаевой хватило сил остаться самой собой, не переносить обиды, несправедливо нанесённые людьми, на родной город, казалось, отторгнувший её. Марина Ивановна понимала, что «людишки творят её судьбу», а любовь к России и Москве – вечна, переживёт десятилетия, когда восторжествует справедливость:

Настанет день, – печальный, говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят, -

Остужены чужими пятаками, -

Мои глаза, подвижные, как пламя.

И – двойника нащуповщий двойник –

Сквозь лёгкое лицо проступит – лик.

О, наконец, тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!

Горечью веет от этих строк, оказавшихся пророческими. Поэт часто может предвидеть события и свою судьбу. И как бы ни была решительна и смела Марина Ивановна, тяготы жизни, разлука с родиной настраивали её на грустный лад. Она всей душой стремилась в Россию, никогда не считала себя эмигранткой. Занималась творчеством, всей душой была с родиной. И стихи о России и Москве поддерживали дух автора. Заставляли сохранять ту линию, которую Марина Ивановна выбирала изначально: никакой злобы против страны, взрастившей её.

М. Цветаева не приняла революцию. Всяческие перемены и кровавые распри были чужды ей. Но шли годы, и пристальнее она вглядывалась в далёкую и желанную Родину. Радовалась её успехам. Никакие красоты мира не могли заменить Марине Ивановне Россию, она была и осталась истинной патриоткой. Именно поэтому Цветаева пишет свои стихи именно о Москве. Она создаёт цикл стихов, в котором раскрывает всю свою любовь к родному городу.

1. 2. Образ лирической героини в цикле стихов М. И. Цветаевой о Москве

Образ Родины, острое чувство России, её природы, её истории, её национального характера – главная тема стихотворений о Москве. Это и воплощение гармонии, и символ минувшего. Это и восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святости, праведности. В большинстве стихотворений цикла М. Цветаева использует именно этот мотив, потому что для неё Москва – это нечто высокое, святое, чистое, непорочное, и её любовь к ней тоже светла и нежна. Он связан с образом странников – слепцов, бредущих «калужскою дорогой»:

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы калужскою дорогой,-

Калужской – песенной привычной, и она

Смывает и смывает имена

Смиренных странников, во тьме поющих бога.

Мотив святости, праведности связан с образом лирической героини. Это очень гордая, решительная, сильная, мудрая, мужественная, любящая, верная, своевольная женщина. У неё горячее сердце, жаждущее любви и дружбы, любящее Москву и верное ей. Образ лирической героини очень близок образу поэта, то есть самой Цветаевой. Это видно и в следующих строках шестого стихотворения цикла:

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по калужской.

Героиня стихотворения – невольная странница, как и сама М. Цветаева, которая постоянно находится в эмиграции. Вся её жизнь – странничество, неприкаянность, самоотречение.

Таким образом, мы видим, что лирическая героиня цикла очень близка Марине Цветаевой. В этом образе поэтесса выразила свои чувства и мысли, значит, для лирической героини духовная значимость образа Москвы так же велика и важна, как и для автора. Для неё - Москва это утешение на фоне всех превратностей жизни, место, куда она всегда вольна вернуться, где всё её прошлое, настоящее и будущее.

Интонация цикла - повествование. Лирическая героиня словно рассказывает нам о своей жизни, о своём отношении к Москве, показывает её с разных сторон. Настроение в стихотворениях цикла разное: в одних - торжественное, в других – тоскливое, грустное. Таким образом, тональность цикла состоит из смешанных чувств лирической героини. Цветаева использует насыщенные до максимума, но не броские цвета, скорее, они выразительные. Как, например, в последнем, девятом стихотворении: «красною кистью рябина зажглась», «жаркой рябиной» - сразу же представляется кроваво – красная рябина. Также в цикле присутствуют чёрный, синий цвета. М. Цветаева делает краски насыщенными, чтобы полнее показать и передать чувства героини. Ещё можно отметить, что в стихотворениях встречаются как темные, так и светлые тона. Например, в четвёртом стихотворении присутствует тема смерти, выраженная тёмным цветом, а в пятом стихотворении преобладают светлые тона: в нём говорится о колоколах, которые гремят из вышины, синевы неба. Таким образом, М. Цветаева ещё раз показывает свою пламенную любовь к Москве и необъятность самой столицы.

1. 3. Анализ стихотворений цикла о Москве

Цикл стихов о Москве М. И. Цветаевой Он состоит из девяти стихотворений. Почему мы называем их циклом? Цикл – законченный ряд каких – либо произведений, чего – нибудь излагаемого, исполняемого. Действительно, каждое стихотворение помечено точной датой. Сюжет кольцевой: в первом стихотворении Цветаева говорит о рождении дочери, а в последнем вспоминает о своём появлении на свет. Цветаева использует такую композицию, чтобы показать связь судеб: день рождения дочери – продолжение её жизни. Всё в этом мире взаимосвязано. Появляется новый человек, чтобы продолжить историю рода, не дать ему забыться, уйти из долговечного хода истории.

И в первом и в последнем случае тема рождения соединена с темой смерти. В первом случае – явной антитезой: тебе «царевать», а мне – «зори ранние // на Вагонкове. А во втором – скрытой: «Падали листья // Я родилась».

Цикл стихов о Москве – это и лирический дневник. А в дневнике записывается самое ценное и дорогое: любовь, привязанность, радость, горе, надежды, всё то, что волнует каждого человека, и он не может рассказать обо всём широкому кругу людей или же единственному другу.

Через все девять стихотворений проходит один и тот же образ – это образ Москвы, которую Цветаева превозносит и показывает нам с разных сторон, показывает и своё отношение к ней.

В первых трёх стихотворениях события развиваются относительно спокойно. В них прочитывается «личный» план, хроника одного дня с утра до ночи. В первом стихотворении поэтесса говорит о рождении своей первой дочери – она является главным образом этого стихотворения. Лирическая героиня с гордостью передаёт Москву своей дочери, наставляя её на верный путь. Ведь она тот человек, который продолжит жизнь матери, всего рода. Поэтому на неё возлагаются большие надежды. Второе – описание той столицы, которая дорога лирической героине, без которой она не сможет прожить. Москва – прекраснейший «нерукотворный град», радующий глаз и душу.

Третье – борьба сил в душе героини: тёмных и светлых. Что победит? Смерть, жизнь, добро, зло, ненависть, любовь? Эти вопросы вновь и вновь заставляют задуматься над вечными темами бытия, мира, космоса.

В середине цикла – в самом большом четвёртом стихотворении – тема смерти выходит на первый план. Лирическая героиня её не боится, называет тоскливой, никчёмной, трагичной, внезапной. Стихотворение навевает грустные мысли. Оно является переломным в цикле, потому что в нём зарождается беспокойство – «предвещание» смерти лирической героини. С этого стихотворения сюжет цикла начинает развиваться на новом уровне.

В пятом стихотворении параллельно теме смерти дана тема отвергнутой любви, но уже переведённая в мифологический план. Главный образ этого стихотворения – колокола, неоспоримо отстаивающие первенство Москвы, смеющиеся над гордыми царями.

В шестом – восьмом стихотворениях продолжается мифологизация этой темы: лирическая героиня цикла выступает в обликах героев русских песен и церковных преданий. Сюжет строится по метафорической схеме: уход (странничество - в шестом стихотворении, изгнание - в седьмом) – покаянное возвращение. К восьмому стихотворению всё единичное, индивидуальное преодолевается, а сюжет определяется как восхождение от темы отвергнутой любви к теме Руси, отверженной и исцелённой. Последнее стихотворение цикла – синтетическое: его итог – формула слитности «Я» и «Московской Руси». Ключевой образ - «красной рябины» - символ «кровной» связи поэта и родины, связи первой и последней.

Сюжет идёт не по прямой, но его секрет – в звуке и ритме. Трагическое звучание стихам о Москве придаёт народная поэзия: «Из всей плеяды великих русских поэтов 20 века Цветаева стоит ближе других к фольклору, и стилистика причитания – один из ключей к пониманию её творчества». Прямая отсылка к ритму народной поэзии дана в так называемом «кольцовском пятисложнике» первого и в песенном тактовике седьмого стихотворения. Однако, основной размер стиха – пятистопный ямб с попарной рифмовкой (второе, четвёртое, пятое и шестое стихотворения) прямо с ритмикой народной поэзии не связан; тем внимательней стоит к нему «прислушаться».

«Народность» пятистопного ямба «Стихов о Москве» - в распевности, которая достигается благодаря последовательному пропуску ударения. Получается двойной эффект – интонационный и смысловой: фольклорной интонации соответствует смысл многосложных слов, относящихся, прежде всего, к церковному ряду. Слова эти представлены в предельной концентрации: три шестисложника, одиннадцать пятисложников, один случай стыка двух пятисложников в строке. Какое же из них ключевое? Колокольное.

Варианты слова «колокол» повторяются в цикле одиннадцать раз; три раза- в сильных позициях. Первый случай сильной позиции – противопоставление колоколов царям, с предельной ритмической паузой перед словом «колокола» (предельной, поскольку вместо обычного цветаевского тире поставлено непривычное и неожиданное двоеточие):

Царю Петру и Вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Второй случай – четырёхкратное повторение слова в пределах одной строфы:

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сорок сороков, -

Колокольное семихолмие.

Третий случай – отведение слову целого стиха:

Спорили сотни

Колоколов.

Цель «колокольного лейтмотива» - смысловая и звуковая «перекличка» стихотворений: «перекликаясь», они и составляются в единое целое. Именно в звукоподражательном слове «колокол» звук совпадает со смыслом; отсюда его как бы «вездесущность» - и звуковая, и смысловая. Разрастание смысла видится в последовательном усилении метафоры: в первом стихотворении «колокольный звон» (это ещё не метафора), в пятом – сначала «гром» (это уже метафора, но ещё «слабая», «близкая»), а затем «смех» (это уже «сильная» метафора), в шестом - «дождь» (это метонимия – уже неожиданная, с непрямой ассоциативностью: звон – гром – дождь), в седьмом – «колокольное семихолмие», «колокольная земля» (это перенос, восходящий от частной пространственной метонимии к обобщающей метафоре). Разрастание звука видится в распространении ассонансов и аллитераций слова «колокол» на весь цикл: так оно предугадывается уже в его двух первых строках:

Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

Связывая стихотворения, колокольная тема и «колокольный» звук заключает все образы и мотивы в круг единства и всеобщности. В колокольном круге преодолеваются трагические противоположности, достигается целостность всего мира. Роль царицы и нищей странницы, святой и грешницы или мятежницы – всё едино для русской «колокольной земли», исцеляющей грех и «болесть», претворяющей смерть в «вольный сон». Параллельно колокольной метафоре разворачивается метафора телесного тождества «я» и «города»: руки поэта возносят «первенца» «надо всей Москвой», передают «нерукотворный град» «прекрасному брату»; гремящее сердце и дерзкая кровь поэта равны «рёву молодых солдат»; «сорок сороков церквей // Смеются над гордынею царей». Предел этого тождества – полное не различение в седьмом и восьмом стихотворениях:

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землёй московскою!

- Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

К концу стих сокращается, а в выражении идеи тождества стремится от песенных перекличек к синтетической формуле. Ею становится последнее стихотворение с его синкретизмом цвета, света – огня, жара, горечи на вкус и горечи – тоски, звука, жизни – смерти, единичности – множественности, праздника – катастрофы, жизни – поэзии.

Итак, перед нами, действительно, цикл стихотворений, так как они объединены общей темой, сюжет его не теряется, а переходит из одного стихотворения в другое, мы видим, как возникает повествование, как идёт развитие чувства лирической героини, как оно достигает своей кульминационной точки. Это своеобразный лирический дневник, в котором записаны сомнения, переживания, взросление лирической героини.

1. Лирическая героиня верит, что будет лучшее время, но пока эта надежда ещё мала, как деревце, и поэтому она зовёт всех людей на площадь, чтобы рассказать о лучшей жизни. Героиня не умирает до конца, она находит продолжение в своей дочери. Она – царица и хочет передать столицу дочери, хочет, чтобы её дочь и дети её дочери, чтобы вообще весь её род, все поколения, которые будут приходить на смену своим родителям, любили Москву, как и она. То есть она хочет, чтобы эта любовь передавалась из поколения в поколение.

Тональность: торжественная.

Размер: ямб – придаёт стихотворению более серьёзную окраску, ведь через всё стихотворение проходит две вечные темы: жизни и смерти.

Рифма: женская – делает стихотворение более мягким, она передаёт ту нежность и теплоту, с которой героиня говорит о Москве и своей дочери.

Эпитеты: «бремя лучшее», «деревце невесомое», «мирный град», «вольный сон». Они нужны для того, чтобы сделать стихотворение образнее и поэтичнее.

Лексика: поэтическая, с элементами русской народной песни.

Много восклицательных предложений, они передают торжественное настроение героини.

Повторение звука «Р»- усиление впечатления, громовое предзнаменование, мелодичность, звон колоколов - в очередной раз подчёркивают торжественное, серьёзное настроение стихотворения.

Вывод: в этом стихотворении главной темой является рождение дочери лирической героини, а в конце стихотворения происходит смерть самой героини.

Две вечные темы – жизнь и смерть. Они всегда стоят рядом. Для кого-то жизнь – это духовная смерть и, наоборот, смерть – продолжение жизни. Эти темы всегда стоят рядом, как добро и зло. Не случайно стихотворение проникнуто фольклорными мотивами, ведь в древней русской литературе эти темы всегда шли рядом.

М. Цветаева использует такую композицию для того, чтобы показать связь судеб, связь поколений и времён: рождение дочери – продолжение судьбы лирической героини. Умирает человек, но рождается новый, продолжая род человеческий, не давая ему забыться.

Лирическая героиня очень трепетно относится к Москве. Для неё Москва – центр мира, где сохранены старые православные традиции. Москва непокорная, златоглавая, где царят покой и любовь – вот такой город и предстаёт перед нами. И героиня хочет, чтобы такое отношение к Москве передавалось из поколения в поколение, чтобы её род был вечно предан столице, не смотря ни на что. Она видит в своей дочери человека, который продолжит начатое ею. И теперь, после её рождения, она может спокойно умереть.

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат.

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков;

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята;

Часовню звёздную – приют от зол –

Где вытертый – от поцелуев - пол;

Пятисоборный несравненный круг

Прими, мой древний, вдохновенный друг.

К Нечаянныя Радости в саду

Я гостя чужеземного сведу.

Червонные возблещут купола,

Бессонные взгремят колокола,

И на тебя с багряных облаков

Уронит Богородица покров,

И встанешь ты, исполнен дивных сил

- Ты не раскаешься, что ты меня любил.

31 марта 1916

2. Москва - большой красивый город со Спасскими воротами, звёздной часовней, блестящими новыми куполами, бессонными звонкими колоколами - одним словом, город, достойный восхищения.

Лирический герой – через всё стихотворение проводится невидимая черта, на которой меняется отношение автора к герою: вначале он прекрасный брат, затем вдохновенный друг и, наконец, любимый человек.

Тональность : относительно спокойная, но в то же время торжественная.

Размер: ямб – делает стихотворение динамичнее и торжественнее, спокойнее, уравновешеннее.

Рифма: мужская, попарная – придаёт спокойствие.

Метафоры: «нерукотворный град», «реющие голубки», «приют от зол» – описывают московские пейзажи, придавая им ещё большую красоту и насыщенность.

Эпитеты: «мой странный, прекрасный брат», «древний вдохновенный друг», «чужеземный гость», «червонные купола», «бессонные колокола», «багряные облака» – характеризуют непередаваемые чувства восхищения, придают образность.

Лексика: фольклорная.

Очень много знаков препинания, которые делают стихотворение прямолинейным, но слегка угловатым. Также это подчёркивается повторением звуков «Р» и «В»

(«Р» - шум толпы, гомон; «В» - звон колоколов, радость).

Вывод: для лирической героини Москва – это любимый брат с огромной, чистой душой. Образ «реющих голубков», церквей показывает чистоту и невинность, которой обладает столица. Для лирической героини. Москва - это город православный, чтущий христианские традиции:

И Спасские - с цветами - ворота,

Где шапка православного снята;

Стихотворение наполнено яркими, жизнерадостными красками (голубой, золотой, багряный), который передают торжественное настроение героини. Звон колоколов подчёркивает это торжество. Одним словом, Москва и лирическая героиня – это как брат с сестрой, свято любящие столицу и готовые в любую минуту прийти к друг другу на помощь.

Мимо ночных башен

Площади нас мчат.

Ох, как в ночи страшен

Рев молодых солдат!

Греми, громкое сердце!

Жарко целуй, любовь!

Ох, этот рев зверский!

Дерзкая – ох! – кровь.

Мой – рот – разгарчив,

Даром что свят – вид.

Как золотой ларчик,

Иверская горит.

Ты озорство прикончи

Да засвети свечу,

Чтобы с тобой нонче

Не было – как хочу.

31 марта 1916

3. Лирическая героиня: она любит и хочет быть любимой, она смела, для неё любовь и война практически одно и то же.

Тональность: беспокойство, постоянное движение.

Метафоры: «греми громкое сердце», «жарко целуй любовь», «Иверская горит» – нужны для того, чтобы передать, насколько пылкие чувства испытывает героиня.

Эпитеты: «рёв солдат», «звериный рёв», «дерзкая кровь» – передать чувство горя, страдания человека.

В стихотворении много восклицательных предложений, они придают ему динамичность и показывают эмоциональное состояние лирической героини. Она не отстранена от происходящего, она в центре событий.

В стихотворении есть противопоставление беса и ангела:

Мой – рот – разгарчив

Даром что свят вид.

Их можно сравнить с войной и любовью, которые всегда рядом. Бес – это война, ангел – любовь. Война ожесточает человека, открывает в нём отрицательные черты: ненависть, жестокость. Любовь – это чистое выражение души, отсюда идут и сострадание, и умение сопереживать, но в любви всегда есть искушение, и поэтому она в любой момент может превратиться в войну, а ангел на войне может преобразовать человека, делая его лучше и чище.

Краски: яркие, кровавые, тёмные, мрачные – передают душевную тревогу лирической героини, думающей о любви.

Вывод: это стихотворение о страстном чувстве лирической героини.

Её любовь не стоит на месте, она постоянно несётся, развивается, меняется, искушает. Это вулкан, от которого никогда не знаешь, что ожидать.

4. Лирическая героиня: очень смела, она не боится смерти, смотрит прямо ей в глаза.

Смерть: «никчемная», «внезапная», «печальная», «странная».

Тональность: трагичность, тоска.

Размер: хорей – придаёт стихотворению плавность, неспокойствие, волнение, динамичность.

Метафоры: «глаза, как пламя», «двойника нащупавший двойник» – движение души лирической героини.

Эпитеты: «печальный день», «лёгкое лицо», «прекрасный пояс»,

«одинокий сон» «святая пасха» – показывают одиночество, отрешённость героини от окружающего мира, её переживания, раздумья о приближающейся смерти.

Мало восклицательных предложений, очень много запятых и тире, короткие предложения – всё это передаёт настроение лирической героини, её мысли, которые постоянно роятся в голове. Она грустна, предчувствует близящийся конец, безразлична сама себе.

Мужская и попарная рифма придают плавность, ровность.

Повторение звуков («Ц», «С», «Ж», «Щ», «Г») – передают наступившую вокруг тишину, затишье перед бурей, перед смертью, шорох мыслей, неспокойствие героини.

Вывод: это стихотворение, на мой взгляд, прозвучало как предсказание, оно стало автобиографичным. М. Цветаева, как и лирическая героиня стихотворения, потухла, будто свеча: она не в силах больше бороться, ей всё равно.

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром.

Гремучий опрокинулся прибой

Над женщиной, отвергнутой тобой.

Царю Петру и вам, о царь, хвала!

Но выше вас, цари: колокола.

Пока они гремят из синевы –

Неоспоримо первенство Москвы.

- И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

28 мая 1916

5. Колокола: они выше всех, как боги, они святые, они гремят, подчёркивая и показывая всем первенство Москвы, они гремят, как гром, над миром.

Цари: Цветаева насмехается над гордостью царей, невидящих главенства Москвы.

Тональность: торжественность, смелость, задорность.

Эпитеты: «колокольный гром» - передают торжество, гордость лирической героини.

Метафоры: «отвергнутый Петром», «гремучий опрокинулся прибой»,

«сорок сороков церквей» – показывают чувства

«отвергнутой» Москвы, обиду лирической героини за неё.

Лексика: поэтическая.

Мужская и смежная рифмы придают уверенность, четкость, бойкость, торжественность.

Повторение звука «Р» - для придания уверенности, смелости, значимости сказанного.

Вывод: это стихотворение о Москве, забытой Петром, она - отвергнутая, оскорбленная, обиженная женщина. А колокола, которые выше всех (они гремят из синевы, т. е. практически из самого неба) видят, что Москва неоспоримо занимает первенство, и встают на её защиту. Я считаю, что, благодаря этому стихотворению, мы понимаем, почему Цветаева посвящает цикл стихов именно Москве, а, например, не Санкт – Петербургу, который, как известно, был излюбленным городом всех поэтов – царём поэтического престола. Она видит её первенство над другими городами и теперь в своих стихах, подобно колоколу, гремит об этом, защищая и возвышая любимый город. А, может быть она, как и Москва, отвергнутая Петром, одинока, ищет того, кто может спасти её от этого щемящего грустного чувства.

Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает колокольный дождь.

Бредут слепцы Калужскою дорогой, -

Калужской – песенной – привычной, и она

Смывает и смывает имена

Смиренных странников во тьме поющих бога.

И думаю: когда – нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Надену крест серебряный на грудь,

Прекращусь – и тихо тронусь в путь

По старой по дороге по Калужской.

Троицын день, 1916

6. Лирическая героиня: устав от былых трудностей, врагов, друзей, пускается в путь, становится странницей.

Дорога: калужская дорога, по которой бредут неведомые, забытые всеми странники – слепцы.

Тональность: грусть, усталость.

Лексика: поэтическая. Отсутствие восклицательных предложений говорит о душевной усталости героини.

Эпитеты: «колокольный дождь», «серебряный крест», «старая дорога» - передают «упадническое» настроение лирической героини, её желание побыть одной.

Метафоры: «бредут слепцы», «уступчивости русской речи», «она смывает имена».

Благодаря эпитетам и метафорам видим поэтичность речи, фольклорную, христианскую направленность.

Хорей, мужская и попарная рифмы придают стихотворению плавность.

Повторение звуков «Ч», «Щ», «Ж», «Х» - передают спокойствие, отчуждённость, усталость, мрачность, размышления героини.

Вывод: лирическая героиня стихотворения очень устала от всего: от друзей, от врагов, от жизни. Ей хочется уйти куда-то вдаль, «по старой по дороге по калужской», хочется побыть одной, наедине со своими мыслями, забыть всё плохое и набраться новых сил, чтобы идти по дороге жизни дальше.

Главный мотив стихотворения – мотив одиночества, святости, а также ощущения освобождения души человеческой от обид, гнева, равнодушия.

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счётом: сорок сороков, -

Колокольное семихолмие!

В колокольный я, во червонный день

Иоанна родилась Богослова.

Дом – пряник, а вокруг плетень

И церковки златоглавые.

И любила же, любила же я первый звон –

Как монашки потекут к обедне,

Вой в печке и жаркий сон,

И знахарку с двора соседнего.

- Провожай же меня, весь московский сброд,

Юродивый, воровской, хлыстовский!

Поп, крепче позаткни мне рот

Колокольной землей московскою!

8 июля 1916

7. Лирическая героиня: рассказывает о своём рождении, детстве, отеческом доме. Она вспоминает старые добрые времена.

Тональность: спокойная.

Лексика: церковная. Много повествовательных предложений – рассказ о детстве лирической героини.

Эпитеты: «церковь златоглавая», «первый звон», «жаркий сон»,

«московский сброд», «колокольной земли московской» - они придают стихотворению красочность.

Метафоры: «семь холмов как семь колоколов», «на колоколах колокольни», «колокольное семихолмие», «колокольный день» - показывают торжественность, громогласие.

Эпитеты и метафоры передают приподнятость настроения лирической героини, рассказывают о рождении. Для стихотворения характерны эмоциональность и образность.

Мужская и женская рифмы, перекрёстная рифма – придают стихотворению оттенок повествования.

Шесть раз употребляется слово колокол («колоколов», «колокола», «колокольни», «колокольное», «колокольная», «колокольной»).

Повторение и переплетение звуков в каждой следующей строке дано нам для того, чтобы мы услышали перекликающийся колокольный звон.

Вывод: в этом стихотворении героиня рассказывает нам о своём рождении и детстве. Она родилась в осенний день Иоанна Богослова под колокольный звон, возвещающий появление на свет нового необыкновенного человека. И этот звон пронёсся через всю жизнь лирической героини, он заполнил всё вокруг неё, и она сама стала частью этого звона, своеобразным колоколом, звенящим, голосящим на весь мир о «колокольной земле московской», о мире, правде, счастье, о великих и невеликих делах, о добре и зле.

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.

Клеймо позорит плечи,

За голенищем – нож.

Из далека-далече –

Ты всё же позовёшь.

На каторжные клейма,

На всякую болесть –

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть.

А вон за тою дверцей,

Куда народ валит, -

Там Иверское сердце,

Червонное, горит.

И льётся аллилуйя

На смуглые поля.

- Я в грудь тебя целую,

Московская земля!

8 июля 1916

Александров

8. Москва: огромный приют, двери которого открыты для каждого.

Лирическая героиня: бездомная, изгнанная из родной, любимой Москвы, странница. Она жаждет вернуться в свой город, невзирая ни на какие преграды.

Тональность: торжественность, эмоциональность, яркость.

Размер: ямб – придаёт стихотворению твёрдость, уверенность.

Лексика: поэтическая.

Эпитеты: «странноприимный», «огромный дом», «смуглые поля»,

«московская земля» – подчёркивают бескрайние просторы

Москвы, её готовность принять у себя любого гостя.

Метафоры: «клеймо позорит плечи», «иверское сердце червонное горит», «льётся аллилуйя», «в грудь тебя целую» – подчёркивают желание лирической героини вернуться на

Родину, в Москву.

Женская и перекрёстная рифмы придают стихотворению яркую эмоциональную значимость.

Вывод: это стихотворение ещё раз показывает преданность и любовь лирической героини Москве. Оно автобиографично: Цветаева часто вынуждена была уезжать за границу, но сердцем и душой она всегда оставалась в Москве. Лирическая героиня этого стихотворения - очень сильный человек.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 августа 1916

9. Лирическая героиня: говорит о своём рождении, рассказывает об этом дне.

Тональность: торжественность, спокойствие.

Лексика: поэтическая.

Эпитеты: «красная кисть», «горькая кисть», «жаркая рябина» - делают стихотворение более ярким, красочным.

Метафоры: «рябина зажглась», «спорили сотни колоколов» - придают праздничное, торжественное настроение.

Эпитеты и метафоры придают стихотворению образность, эмоциональность, поэтичность.

М. Цветаева использует в стихотворении очень яркие, красивые, насыщенные цвета (красная кисть, жаркая рябина, рябина зажглась), кроваво-красные для того, чтобы показать время года - осень, именно осенью родилась героиня и её жизнь была такой же яркой и роковой, как и краски этого времени года.

Стихотворение состоит из простых предложений, нет ни восклицательных знаков, ни тире. Очень много прилагательных. Это нужно для того, чтобы в простой, доступной форме рассказать о Москве, о своём рождении, подчеркнуть плавность стихотворения, нежность, лиричность героини.

Вывод: В стихотворении речь идёт о рождении героини, о том, что она возродилась и будет вновь вещать, как колокол, правду о добре и зле.

Общий вывод: героиня рождается, как бы возрождается из пепла старого. Пройдя через калужские дороги, молитвы, она очищает свою душу от соблазнов, лжи и воскресает вновь для жизни новой и прекрасной. Об этом говорят и колокола, возвещая миру о приходе нового необычного человека, человека, который может всё. Не случайно в цикле стихотворений кольцевая композиция. Героиня должна умереть душой, чтобы пройти поколения, пережить искушения ангелом и бесом, любовью, одиночеством, чтобы возродиться вновь и рассказывать всему миру правду. Её голос звучит как набат.

1. 4. Энциклопедия символов

В цикле стихотворений о Москве очень много символов, помогающих раскрыть эмоциональное состояние героини, суть её характера и поведения, отношение к действительности. Вообще, символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлечённого.

Такими словами-символами являются колокол; числа пять, семь, девять, сорок; голубой, красный, золотой, белый, чёрный, серый цвета.

Что же означает понятие колокол? Откроем словарь и посмотрим, какой смысл несёт это слово в себе.

Колокол – звон; колпак, вылитый из меди (с примесью олова, серебра), с развалистым раструбом, с ушами для подвески и с привинченным внутри билом или языком. (В. Даль)

Колокольня – звонница, башня при церкви, для подвески колоколов; она обычно ставится перед трапезою на супротив алтаря, и через неё бывает вход в церковь. (В. Даль).

Колокол – металлическое (из меди или медного сплава) изделие в форме полого усечённого конуса с подвешенным внутри стержнем (языком). (С. И. Ожегов)

Колокольня – башня с колоколами на здании церкви или у церкви. (С. И. Ожегов).

Звонить в колокол – оповещать всех, придавать гласности.

Ударить во все колокола – поднять тревогу, начать что-либо делать, в целях изменить чего-либо, вызывающего беспокойство, озабоченность.

Действительно, колокола в средневековой Европе и на Руси являлись часами. По ним отмерялось время: колокола звонили к заутренней, к обедне, на вечернюю службу. А ещё они звали на собрание. Колокольные голоса звучали в праздники и в горе, возвещали о приходе нового, интересного человека, о рождении наследников и смерти царей. Они провожали человека в последний путь. Но колокола и лечили: внутрь колокола ставили больного, звон, физические вибрации колокола восстанавливали, когда это было возможно, энергетическую ценность человека, и это приносило выздоровление.

В Индии, Китае колокольчики вешали и весят до сих пор на кухне и в комнатах, так как они создают звуковые вибрации воздуха, которые оказывают стимулирующее и очищающее воздействие. Звон колокольчиков, нежный и ласковый, успокаивает нервную систему человека, создает невидимую тропу, связывающую материальный мир с царством духов. Энергия звука колоколов и колокольчиков рассеивает вредоносную энергию и защищает место от негативного воздействия.

Колокол сделан из серебра, меди, олова.

Серебро – символ очищения.

Медь, олово – символы смирения и мира в душе человека.

Следовательно, колокол – это символ очищения, он несёт мир и спокойствие. Не случайно у христиан есть поговорка: «Если услышишь колокольный звон, то мир и спокойствие весь день будут в душе каждого человека».

Колокола – это живой организм. Не случайно внутри него есть било, т. е. язык, который может поведать каждому человеку о радости и горе, о прекрасном и безобразном, о том, что людям надо измениться не только внешне, но и внутренне, чтобы, развиваясь, они преобразовывали мир, делая его лучше и прекраснее.

В нашем цикле колокола – второй по значимости герой. Проследим, как меняются их голоса от стихотворения к стихотворению.

Итак, колокол – это предвестник жизни и смерти, который говорит о рождении, несёт в мир очищение от пороков. Не случайно героиня уходит, как странница, по калужской дороге, чтобы замолить свои грехи, пройти обряд очищения от негативных мыслей. Она выздоравливает душой, слыша колокольный звон, который отражается в её сердце, как набат, зовущий к новой жизни. Колокол – это предвестник страданий, бурь, невзгод и брат, влекущий к воротам рая, помогающий отличить добро от зла, ангела от беса.

Колокол – это и сама лирическая героиня, которая несёт в мир правду, добро и справедливость, её голос можно услышать по всей Руси – матушке.

Колокол – это вся Россия, которая должна очиститься и изменить весь мир, делая его красивее, добрее и справедливее, без войн и насилия, ненависти и гнева. Не случайно на диаграмме показано, что линия движения звука колокола направлена в бесконечность, не затухает, так как голос колокола заставляет задуматься, изменить свою жизнь.

В стихотворениях есть ещё одни образы – символы. Это числа пять, семь, девять, сорок. М. Цветаева придавала им большое значение.

Пять – символ человека, символ проницаемости и жизнеспособности, символ здоровья, победы духовного над материальным.

В Китае пять добродетелей: человеколюбие, верность долгу, следование обрядам, мудрость, доверие. Числа представляют область тайного, сакрального. Они зашифровываются символами, но и сами являются символами гармонии Божественного мира: «пятисоборный несравненный круг», «пятаками».

Это символ возрождения героини, победа духа над земными привязанностями (обидой, гневом, сплетнями, предательством, ненавистью), символ жизнеспособности героини, вера в преобразование. И этому поможет пятисоборный круг – символ возвращения к истокам человеческой души, мудрой, цельной, верной.

Семь дней сотворения, семь престолов, семь печатей. В русской культуре неделя называлась седмицей; «Быть на седьмом небе от счастья», «Семеро одного не ждут», «Семь Симеонов», «Семь бед – один ответ».

Семь дней недели, семь основных тонов музыкальной шкалы, семь основных цветов, семь смертных грехов, семь категорий абсолютной оценки, семь единиц в объёме непосредственной памяти и семь объектов оперативного внимания.

7=3 (ум, дух, душа)+ 4 (мир) – это мистическая природа человека. Магическая семёрка в культурах различных народов мира имела значение максимума, предела, полноты, ограничения: семь чудес света, семь мудрецов, семь древнеиндийских риши (обожествляемые мудрецы), семь великих богов Древнего Шумера, семь Духов в египетской религии, семь матерей – прародительниц нганасан, семь основателей рода у гиляков. Данные современной науки – инженерной психологии – подтверждают, что число семь есть некий максимум запоминания человеком сигналов-символов. С ним связаны оптимальные размеры первичного коллектива – научного, производственного, военного. Число одинаковых структурных элементов, надёжно контролируемых одним человеком, не превышает семи. Семь – это «пропускная способность» нервной системы человека.

«Семь церквей», «семихолмие», «на семи колоколах колоколенки», «семь холмов, как семь колоколов», « колокольное семихолмие».

Семь – это основа мира, так и у Цветаевой основа христианского мироздания – это церковь, несущая в себе духовное начало. Человек, прикасаясь к нему, одухотворяется, исцеляя ум, тело и душу, неся с собой мир, взаимопонимание, доброту и искренность.

Лирическая героиня, мечущаяся, не находящая покоя в мире, где царит зло, насилие, ложь, зависть, сплетни, умирает душой в горячо любимой столице. Она одинока, как и Москва, отвергнутая Петром. Героиня должна пройти искушение добром и злом, ненавистью и любовью, чтобы родиться вновь с чистой душой, даря миру взаимопонимание, нежность и теплоту. Для этого она должна пройти по семи дорогам, не сомкнув глаз. Но за ней – ангел-хранитель, который оберегает от бед.

Девять – число ошибок и недостатков. Его ключевые слова: океан и горизонт, потому что ничего нет за девяткой, кроме числа десять. Она – граница и ограничение (всех начальных чисел). Зло, потому что это перевёрнутая шестёрка.

Девять - символ низшей, физической природы человека. Характеризуется как волевое и агрессивное число. Это число силы, энергии, разрушения и войны, так как периоды девятки в астрологии – зодиакальные созвездия Овна (физический аспект) и Скорпиона (интеллектуальный аспект). Число девять представляет железо – металл, из которого делается оружие войны. Девять - символ неуничтожаемой материи, так как сумма цифр любого числа, кратного девяти, даёт число девять. В масонстве существует орден Девяти Избранных Рыцарей.

Сорок – четыре по десять.

Сорок было мерой числа шкурок пушного зверя, необходимых для пошива одной шубы. Оно равнялось примерно четырём десяткам. Слово сорок как заменитель числа «четыредесять» вошло не сразу. Сорок сороков церквей, которыми похвалялись в летописи, описывая Москву златоглавую, - мера множественности построек.

Четыредесять – 4 х 10.

Четыре – число, корень всех вещей, источник. Это число земли, устойчивое, конечное число, несущее мир.

Десять – символ, открывающий тайну универсальной природы.

«Все вещи можно представить в виде чисел», - говорил Пифагор.

«Сорок сороков церквей» - повторяется в цикле о Москве шесть раз! Церковь – здание для богослужения, храм. Эти слова для М. Цветаевой знаковые. Это и символ обители Бога, это и весь мир, а потому здесь отражено всё мироздание. Это и источник представлений о добре и зле, свете и тьме. Это корень всех вещей Именно здесь человек может обрести себя, именно здесь происходит финал борьбы дьявола и ангела за бессмертную душу человека. Храм, церковь – это аккумулятор энергии Добра и Любви, символ, открывающий тайну универсальной природы божественного.

Не случайно говорит лирическая героиня о «сорока сороков» церквей. Это огромная, могучая энергия, способная отразить зло, могущая повлиять на человека, заставить измениться, пройти через испытания и поколения для того, чтобы он смог исцелить свою душу, обогатиться новыми знаниями, смог изменить мир в лучшую сторону!

Очень интересна и цветовая гамма «Стихов о Москве». Наиболее часто встречающиеся цвета – голубой, золотой, красный (багряный), белый, чёрный.

Белый – неизвестность и открытость, божественный цвет, цвет мудрости, чистоты, целомудрия, мира.

Голубой – божественная истина, воздух, цвет неба, символ бессмертия духа, его возрождения, духовного преобразования человека.

Чёрный – зло, ночь, смерть, грех, тишина и пустота. Он выражает отрицание и отчаяние.

Золотой – слава и божественная власть, откровение любви и мудрости. Это цвет разума, оживляющий и очищающий.

Красный – свет, огонь, любовь, чувства, война, сила, мужество, страдание, могущество, справедливость, радость, милосердие, Божественная любовь.

Серый – символ смирения, незаметного человека.

И, действительно, когда лирическая героиня говорит о смерти души – присутствует чёрный цвет (1 стихотворение). Когда видит белых «голубков», реющих «в голубом небе» и «золотые купола» церквей – задумывается о возрождении, об искуплении грехов. Когда говорит о любви, ненависти, разгуле страстей – красный и чёрный цвета, когда хочет очистить душу и замолить грехи – серый цвет. Когда рождается вновь – цвет красный («красною кистью рябина зажглась») как символ любви, веры и надежды.

«Стихи о Москве» - это цикл, состоящий из девяти стихотворений. Это своеобразный лирический дневник, читая который, мы видим ошибки и недостатки героини. Она находится между светом и тьмой, добром и злом, умирает душой и воскресает вновь. «Что победит: любовь или ненависть?» - задаём себе вопрос на протяжении всего цикла.

Лирическая героиня эмоциональна, сильна, энергична, чувствуется её волевое начало. Она умна и щедра. Её душа открыта для новых начинаний. Но чтобы прийти к ним, нужно избавиться от груза старого, ненужного, тяготящего. И отсюда агрессия против окружающего мира, война в душе героини. Она то ангел, дарящий покой, радость, уют, то бес, заставляющий отвергать всё, бушевать, рушить

Лирическая героиня путём проб и ошибок должна выбрать верный для себя путь. И она выбирает его, становясь чище, мудрее, опытнее. Она – колокол этого мира, зовущий изменить серую действительность, сделать её добрее, человечнее, ярче, духовно богаче. А как это совершить? Нужно начать с себя, как поступила лирическая героиня.

Не случайно цикл имеет круговую композицию. Круг – символ абсолюта и совершенства. Движение по нему означает постоянное возвращение к самому себе:

1 стихотворение – героиня умирает душой.

2 стихотворение – есть то, что может воскресить её израненную душу.

3 стихотворение – искушение героини любовью и ненавистью.

4 стихотворение – измученная героиня потухает, как свеча, у неё нет сил бороться.

5 стихотворение – чувство одиночества, непонятность.

6 стихотворение – возрождение, героиня, идёт, отмаливает грехи, кается, очищает душу.

7 стихотворение – душа её очищается и через детские воспоминания, и через соприкосновение с колокольной землёй.

8 стихотворение – к героине возвращаются силы, она готова бороться и жить.

9 стихотворение – она рождается вновь, чистая и прекрасная, готовая дарить миру любовь, взаимопонимание, мир.

Мы видим, как происходит изменение чувства: сначала умирающая, не хотящая жить душа героини, затем возрождающееся и светлое сердце женщины, матери, поэта.

Итак, в цикле «Стихи о Москве» мы видим много слов-символов, которые передают душевное движение героини, силу её чувства, боль, страдание, боязнь взглянуть в будущее, надежду, стремление изменить себя, быть лучше, чище, милосерднее, добрее. Призвание героини – быть колоколом мира, нести справедливость и уют, чистоту и взаимопонимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Москва – один их прекраснейших городов мира, в котором смешались разные стили, разные направленияЭто город контрастов. Так, среди огромных «свечек» - высоток может затеряться маленький незаметный домик А. Островского, вместе со старинными домами соседствуют современные, новомодные

Время бежит незаметно, стирая грани между вчерашним и завтрашним. Все прекрасно, всё интересно по-своему.

Для меня Москва – это столица, столица не только сегодняшней России, но и старинной, богатой Руси. Она хранит в себе много преданий и легенд, которые не всякому суждено разгадать. Это великий, надёжный, вседержавный край, где слава и безызвестность, щедрость и скупость, богатство и бедность всегда были рядом.

Для М. И. Цветаевой Москва – это значит вся Россия: глупая, невежественная, разгульная, добрая. Талантливая, мастеровая Россия, за сердце которой бьются ангел и бес Кто же победит в этой битве?

Лирическая героиня цикла пытается найти ответ на этот вопрос. На протяжении девяти стихотворений она умирает, воскресает, борется, негодует, неистовствует, смиряется, пытается замолить грехи, кается Её образ трансформируется: если в начале перед нами была измученная, бессильная, готовящаяся к смерти женщина, то в середине цикла – это очищающийся от своих грехов, грехов россиян и всех людей человек, а в конце – творец, несущий добро, надежду, покой. Героиня заставляет нас задуматься над вопросом: «А что я несу в этот мир? Кем останусь в памяти людей? Чёрной букашкой или золотым шмелём? Что страшнее для меня – смерть или безызвестность?. » Изменяя себя, делаясь добрее, человечнее, можно повлиять и на окружающий мир, даря ему любовь и понимание, которого, увы, так не хватает, поэтому здесь царят насилие, ненависть, вражда, войны, природные катаклизмы и страшные катастрофы. И всем этим управляют тёмные силы зла, которые можно разрушить только теплотою сердец, пониманием, доверием и всепрощением. Только очистившись, поняв другого человека, можно стать носителем «светлого божественного лучика» могущественного, сильного и смелого, который может растопить холодный лёд и сделать мир таким в котором бы царили ангельские улыбки, слова, песни, стихи, где боль и отчаяние уходили, а возвращались бы надежда и красота, красота слов, души и сердца!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)