Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Интерпретация слова «семья» от старославянизма до современности

В старославянском языке слово семья писали так: С ТЬ М И Я и употреблялось оно с собирательным значением «рабы, челядь». В древнерусском языке, наряду со старославянской традицией с XII века засвидетельствовано и второе, собственно русское значение «семейство, родственники». В древнерусских текстах XVI – XVII веках есть материал, свидетельствующий, что слово «семья» имело наиболее сложную семантическую структуру именно в этот период. Ближе всего старославянскому, но не тождественное, а, в сущности, более древнее значение мы видим в таких текстах: 1)1660 г. : «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дѣтьми и со своею семьею, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человѣкъ»; 2)1585-1589 гг. : «Купили три пуды соли вь вотчину на семью на домашнюю и для прибыльныхъ дѣловых наемных людей ко жниву и къ сѣнокосу» (т. е. «в том числе и для наемных людей»)². Здесь семья значит: «хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных».

От этого общего значения путем метафорического употребления дифференцируются два специальных – одно в обиходе делового языка, другое в интимно – семейном и дружеском стиле. В Судебнике царя Федора Ивановича 1589 г. читаем: «И в обысках многие люди лжут семьями и заговоры великими». Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. , л. 135: «И того бы смотрели и берегли накрѣпко, чтобы обысканные люди семьями стакався въ обыскѣхъ не лгали». Архив П. М. Строева, т. I, с. 635 («Русская историч. Б-ка», т. XXXII. СПб. , 1915), 1586 г. : «А добрых бы людей напрасно не клепали и семьями бы и заговоры по дружбе и по недружбе речей своих не говорили ни на кого ни въ чемъ». »Да учали мне говорити: нынѣча есмя дѣлали государя великого князя всѣ трое нас заодин, что был государю нашему великому князю не слуга Абды – Рахман, был он семья».

Если первая цитата не дает ясного указания, что тут слова семья – заговор являются синонимами, то есть обозначают «единомышленники, сговорившиеся и действующие заодно», то последняя цитата бросает яркий свет на все предыдущие. Такое специфическое употребление слова семья в языке приказных дьяков и подьячих продержалось лишь до второй половины XVII века, судя по имеющимся материалам. Ряд текстов не оставляет сомнений, что примерно в то же самое время слово семья в разговорной речи средних (а потом и высших) сословий приобретает новое переносное значение, заслоняющее принадлежность его к словообразовательному типу имен собирательных, - оно употребляется как синоним слова жена: «Дал вкладуКлементий Еутропьевъ сынъ Тропина за себя да за дѣтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрену да за дочерь за Олену за здравье поминатиполчетвертатцать рублевъ» . «Андреевская семья Петровича Клешнина Ирина Ирина Андрѣевна» . «Былъ государевъ бояринъвъ монастыре похоронять семьи своеи Агрипены» . Письмо В. В. Степанова П. П. Шафирову: «Се я оканчевая, поздравляю вашему превосходительству купно съ семьею вашею и з дѣтьми съ наступившим новымъ годомъ». Это значение нашего слова известно еще и теперь кое-где в говорах Верхнего Поволжья, кое-где на Дону. Сохранилось оно и в фольклоре:

Одно из существенных изменений, происшедших в начале XIX века – это признание высокой и непреходящей ценности семьи в общественном сознании.

Мотив семьи переплетается со многими, самыми разнообразными мотивами творчества Пушкина. Он связан с философским осмыслением жизни человека, его прошлого, настоящего и будущего. В раннем творчестве иногда появляется собственная семья Пушкина, чаще всего он вспоминает о сестре и няне: Но вот уж я с тобою,

И в радости немой

Твой друг расцвел душою,

Как ясны вешний день.

Забыты все разлуки.

Дни горести и скуки,

Исчезла грусти тень.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы

Пушкин подчеркивал необходимость знать свою родословную, семейные традиции. «Арапа Петра Великого» можно воспринимать как пушкинскую родословную (описание семейных традиций). С семьей связан мотив счастья, так как семья важна для человека:

Узнал ли ты сию обитель,

Сей дом, веселый прежде дом,

Где ты, вином разгоряченный,

Семьей счастливой окруженный,

Шутил, бывало, за столом? («Полтава»)

Семья у Пушкина противопоставляется одиночеству; семья ассоциируется с домом, спокойной размеренной жизнью: И снова я, философ скромный,

Укрылся в милый мне приют

И, мир забыв и им забвенный,

Покой души вкушаю вновь

Мы увидели элементы фольклора в трактовке мотива семьи, традиционный мотив сиротства; метафорическое раскрытие темы – славянская семья, семья народов. Огромно значение семьи для «маленького человека» в «Станционном смотрителе», «Медном всаднике»; мотив семьи в «Евгении Онегине» связан с деревней, с естественной жизнью Лариных, где «соседей дружная семья». Но что удивило нас в произведениях Пушкина, так это включение в семью крепостных нянюшек и дядек: Егоровна в «Дубровском», Савельич в «Капитанской дочке», Филипьевна в «Евгении Онегине». В то же время в «Полтаве» представлены семьи Кочубея и Мазепы, где возникает трагический мотив распада семьи, потери детей. Героиня, Мария, ради любви готова отказаться от своей семьи:Она унылых пред собой

Отца и мать воображает;

Она, сквозь слезы, видит их

В бездетной старости, одних

Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Характеристику различных слоев дворянства Толстой дает по семьям, родовым гнездам. И то, что писатель считает положительным, отмечено крепкими семейными отношениями. Мысль семейная становится своеобразным критерием нравственности и морали его героев.

Мы обратили внимание на то, как удивительно ярко и рельефно изображает Толстой смену поколений, различие в интеллектуальном и психологическом облике, в стремлениях и интересах. Это все касается как стариков, представителей уходящего века, так и только приобщающихся к жизни подростков. Князь Болконский – представитель родовой русской аристократии, и, несмотря на то, что эпоха Екатерины отходила в прошлое, заслуженно пользовался почтением и уважением. Причудливо сочетаются в старом князе нравы властного вельможи, перед которым трепещут все домашние, аристократа, гордящегося своей родословной, и черты демократического человека большого ума. В образ Николеньки Болконского писатель точно воссоздает черты лучшей части дворянского общества. Все положительные качества молодого поколения, проявления которых мы видим на страницах романа – эпопеи, переданы им семьей, воспитаны семейными традициями, атмосферой, в которой формировались их характеры. Не случайно, как бы в подтверждение этой мысли, в эпилоге перед Николенькой Болконским встает образ отца, и он торжественно восклицает: «Отец, отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

По мнению Толстого, воспитание детей в семьях должно основываться на следующих принципах: «как можно раньше научить ребенка в семье довольствоваться малым»; сделать нормой жизни принцип «больше давать, чем брать»; поощрять в раннем возрасте любознательность и желание учиться.

Оценивая свое произведение, Лев Толстой отмечал, что ему «хотелось захватить все» в избранной им теме, не ограничивая ее каким – либо куском жизни. А описание мирной жизни, в первую очередь, заключается в сценах частной жизни семей.

Современная интепретация слова «семья»

В стихотворении Андрея Вознесенского «Автоотступление» есть поэтический образ, который не только важен, но и дорог: Я – семья во мне как в спектре живут семь «я» невыносимых как семь зверей а самый синий свистит в свирель а весной мне снится что я – восьмой

«Я – семья», - утверждает Вознесенский, имея в виду свою многоликость, неоднозначность. Можно соотнести этот образ с темой нашего сочинения: ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений, исполняет несколько ролей, по сути, решительно отличающихся друг от друга! Я – сын своего отца, внук своего деда! Две важные роли достались мне, а если связать с дальней родней – и того больше.

Одновременно в каждом из нас воплощены черты предков многих поколений, внешние черты заимствованы у разных родственников, но и темперамент нам достался в наследство не в точном и однозначном повторении мамы и папы. Таким же сложным соединением являются и жизненные наши суждения, представления о должном, о достойном, о том, что мы должны сделать. Принимаясь за самооценку, можно выстроить всех тех, кто нас породил, взрастил, направил по нужному пути. Ответ простой – наша семья.

Слово семья перенесло нас в область понятий социального уклада. Оно имело сложнейшую историю употребления. Значение его сильно менялось. Мы увидели, что в истории слова «семья» в семантическом развитии наблюдается возникновение новых значений, более узкоконкретных, из собирательного – через закрепление метонимических применений, становящихся самостоятельными значениями. Большая часть значений слова «семья», обычных в наши средние века, теперь ему не свойственны, лишь кое-где в диалектах уцелели пережитки значения «жена», да в современных: а) бессемейный – «тот, у кого нет жены и детей», б) семейственность – «сплочение на основе родственных и дружеских отношений», а в последнее время: «семья народов» - можно уловить пережитки старых значений: а)»жена и дети» и б)»единомышленники». Современное основное значение слова «семья» отличается от средневекового тем, что отсутствует противопоставление: сам, муж, хозяин ∞семья (ему под- властная, его владение). Наша русская семья значит – «оба родителя и дети» (а иногда и близкие, вместе живущие родственники).

В текстах А. С. Пушкина мы обратили внимание на то, как слово семья ассоциируется не только с домом, но и размеренной спокойной жизнью; семья противопоставляется одиночеству; звучит трагический мотив распада семьи. Но русский национальный поэт показал и философскую трактовку темы: связь со временем, сменой поколений, кроме земной семьи, существует и небесная: О, когда бы ты явилась

В дни, как на небе толпилась

Олимпийская семья,

Ты бы с нею обитала,

И божественно б сияла

Родословная твоя.

В словарях говорится о семье как группе живущих вместе близких родственников, как о едином целом, когда боль одного откликается страданием в другом члене семьи, а радость приумножается, ведь твой успех воспринимается как общий. Именно такая семья была у Льва Толстого в детстве и такую он постарался создать в зрелом возрасте с Софьей Андреевной Берс. Старший брат Николай Толстой был кумиром, идеалом на всю жизнь, а игра детей в «муравьиных братьев» породила в представлениях будущего писателя мечту о всеобщем единстве и мире. Идеалом женщины для Толстого были мать, тетушка, Татьяна Ергольская, те, кто полностью отдавал себя семье, воспитанию детей. Поэтому в романе «Война и мир» тема семьи прозвучала как яркое солнце на хмуром небе. Именно по принципу давал нетрадицион- ное образование дочери Николай Андреевич Болконский: сам преподавал ей алгебру и геометрию для того, чтобы «ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу».

Как бы ни были значительны исторические события, жизнь людей с их интересами, мыслями, проблемами всегда остается на первом месте. И для Льва Николаевича Толстого мысль семейная имела очень важное значение, потому что именно из этого «семейного мира» люди попадают в круговорот бурных исторических событий. Обобщенное значение или применение в обобщенном смысле слова «семья» проходит через всю историю слова с древнейшей поры и доныне как самое стойкое, при всех конкретизациях.

Исследуя древнерусские тексты и произведения русских писателей и поэтов XIX века, мы попробовали раскрыть взаимосвязь литературы и русского языка; проанализировали и сравнили тексты древнерусских и русских произведений писателей и поэтов. Мы пришли к выводу: образ «семья», созданный в древнерусских текстах нашел широкое распространение в произведениях писателей и поэтов XIX века, но в более усовершенствованном, более глубоком и гуманистическом смысле. Мы подтверждаем выдвинутую гипотезу: «Можно ли в наше время создать идеальную семью, семью с большой буквы»? ответом: «Да!» Анализируя и осмысляя тексты Пушкина и Льва Толстого, считаем, что в наше современное время, созданы все возможности и средства для создания семьи с большой буквы: не только опыт писателей и поэтов XIX века и их гуманистическое стремление по отношению к Человеку, но и традиции, заложенные в древнерусской литературе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)