Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Новомученики земли Клинской

Мы плохо помним свою историю — внуки расстрелянных за веру христиан часто и не знают, что их деды прославлены как святые. Внуки палачей тем более не знают, кого их деды сажали в тюрьмы, кого пытали на допросах. Мы до сих пор живем так, как будто не было ни красного террора, ни сталинских репрессий — и быть не может, чтобы короткая историческая память объяснялась только недоступностью архивных данных.

Русскую Православную Церковь все чаще называют Церковью новомучеников. Никогда еще за всю историю христианства ни в одной Поместной Церкви не погибало за короткий промежуток времени столько священнослужителей и мирян, не появлялось такого количества святых. Их подвиг не должен быть забыт. Это не только попытка трезво взглянуть на наше прошлое. Скорее, это попытка рассказать друг другу о будущем — о том, что никогда не должно повториться. Знать историю своего родного края, города, села — это не подвиг, а благодарность той земле, на которой родился, благодарность тем людям, которые живут рядом.

Цели моего исследования: собрать и познакомиться с информацией о святых новомучениках Клинских. Проанализировав и критически осмыслив события 30-40-х гг. в стране и в отдельно взятом городе , представить данный материал для участия в научно-практической конференции.

Задачи исследования:

1. понять политическое развитие СССР в 20-30-е годы и такие явления как нарушения законности , массовые репрессии не только в масштабах страны , но и на примере жизни конкретных людей ;

2. определить последствия для России и её народа нарушения законности и массовых репрессий;

3. провести социологический опрос по ключевым аспектам данной проблематики;

4. сделать выводы о значении подвига новомучеников Клинских, кровью которых возрождается православная вера в народе, возрождается церковная жизнь.

Гипотеза исследования: массовые репрессии 20-40-х гг. в СССР были направлены против людей самых разных общественных слоев, но особенно сильными и страшными были гонения на русскую Православную Церковь. И это неслучайно. Необходимо было изолировать от народа людей, имеющих духовно-нравственное влияние. До сих пор этот факт многими оспаривается и замалчивается.

В исследовательской деятельности были использованы следующие методы:

• анализ документов и материалов Интернет-ресурсов, анкетный опрос лицеистов МОУ Лицея №10 им. Д. И. Менделеева;

• сбор информации в СМИ;

• составление вопросов для социального исследования;

• анкетирование;

• обработка анкетных данных;

• анализ полученной информации;

• формулировка выводов;

• оформление результатов работы.

Основная часть

Русская Церковь разделила судьбу народа, и ее не миновала горькая чаша репрессий, происходивших в СССР в 20-30 гг. XX в. В начале 1929 года за подписью Кагановича на места была отправлена директива, в которой подчеркивалось, что религиозные организации являются единственной легально действующей контрреволюционной силой, имеющей влияние на массы. Этим фактически была дана команда к широкому применению административных и репрессивных мер в борьбе с религией. 8 марта 1929 г. ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях, отныне запрещалась их благотворительная деятельность. Вводилась пятидневная рабочая неделя, и воскресенье переставало быть выходным днем. Гонение на Православную Церковь стало усиливаться. Лишенные избирательных прав, причисленные к классу кулаков — священно-церковнослужители были подвергнуты непомерным налогам. Политика, проводимая советской властью, имела свою логику — в действие был запущен механизм изоляции от народа людей, имеющих духовно-нравственное влияние на народ. Началось массовое закрытие церквей. Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, а монастыри — под тюрьмы и колонии. Многие храмы уничтожались, разрушались православные святыни русского народа. В Москве в июле 1929 года уничтожили часовню Иверской Божией Матери, в 1930 году — Симонов монастырь, 5 декабря 1931 года взорвали Храм Христа Спасителя. Волна репрессий покатилась по России. В отдаленные от центра уголки нашей Родины она пришла тоже, с небольшими лишь задержками. Закрытие храмов и уничтожение святынь сопровождалось арестами священнослужителей, высылками и ссылками их, этапированием в места заключения, где томились уже тысячи священников и десятки архиереев. Иконы и богослужебные книги сжигались тысячами, драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом. «Снимались кресты, колокола. Люди были разные. Одни проклинали разрушителей, плакали, ужасались развернувшемуся действу, а другие радовались. Ведь нет Церкви — нет Бога, а значит, не надо давать отчет грязным поступкам, не надо исповедоваться в грехах, не надо очищать свою грязную душонку. Свой страх можно спрятать далеко, прикрыть его алчностью, страстью к наживе, беззаконием. А совесть? Она промолчит даже тогда, когда, как гром небесный, падет сброшенный красавец колокол и последним его звоном прогудит отколовшийся кусок». В декабре 1936 г. VII Чрезвычайный съезд Советов издал новую Конституцию СССР, провозгласившую политические и гражданские свободы, в том числе свободу совести, предоставившую равные права всем гражданам, включая «служителей культа». Конституция породила в умах многих людей надежды на прекращение практики незаконных репрессий, на широкую демократизацию общества. На деле, однако, издание новой Конституции явилось прологом к неслыханному разгулу террора, жертвой репрессий пали миллионы людей, принадлежавших к самым разным общественным слоям, носители разных мировоззрений: политические и государственные деятели, военачальники, дипломаты, ученые, литераторы, рядовые крестьяне, рабочие и служащие. Террор 1937 года, который с затуханием продолжался и в 1938—1939 годы, залил страну кровью. Долгое время вся информация о гонениях тщательно скрывалась: были закрыты архивы, где хранились следственные дела. В средствах массовой информации, в учебной литературе факты отечественной истории до неузнаваемости искажались. И до сих пор многие пытаются оправдать или оболгать страшные преступления, которые творил Сталин и его клика. «Я утверждаю, что он ( Сталин) невиновен в уничтожении миллионов советских людей. Более того, самого факта этого уничтожения не существует. Кроме того, Сталин невиновен в подавляющем большинстве преступлений, которые ему приписывают. Кстати говоря «расстрельные списки» вообще не имеют отношения к теме «массовых репрессий» - сорок тысяч человек это никак не десятки миллионов. Значительное число тех, кто был расстрелян Советской Властью были самой настоящей нечистью - бандитами, фашистскими полицаями, басмачами, шпионами, предателями и так далее». Так что же может быть они правы?

Бутово - «Русская Голгофа» XX века.

Большинство россиян слово «Бутово» ассоциируется с новым жилым массивом, вынесенным за южные пределы Московской кольцевой автодороги. Но есть другое Бутово, и оно стоит в одном ряду с такими понятиями, как «Соловки», «Колыма», «Бухенвальд», «Освенцим». С середины 30-х и до начала 50-х гг. на Бутовском полигоне НКВД были тайно расстреляны и захоронены десятки тысяч людей. Сегодня мы знаем имена 20. 765 человек, расстрелянных за короткий период времени — с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. другую, более шокирующую цифру:  свыше 90 000 – именно столько может быть жертв полигона реально. Ведь многие документы были уничтожены, на некоторых жертв репрессий дел и вовсе не заводилось Бутовский полигон известен как последнее пристанище более тысячи активных верующих – от иерархов до простых мирян. О том, как происходили расстрелы на Бутовском полигоне, рассказывал и. о. коменданта АХУ НКВД тех лет Блохин. Людей, приговоренных к расстрелу, привозили в Бутово, не сообщая зачем и куда их везут. Крытые «автозаки», в которые заталкивали до пятидесяти человек, в народе упорно называли «душегубками». Есть свидетельства бывших исполнителей приговоров, что людей травили в «автозаках», выводя трубу с выхлопными газами внутрь фургона. Машины подъезжали со стороны леса. На территории полигона находились два здания — небольшой каменный дом и длинный деревянный барак, огороженный колючей проволокой. Приговоренных к расстрелу заводили в барак, якобы для «санобработки». Здесь объявляли решение, сверяли данные и наличие фотографии. На расстрел выводили по одному. Первое время расстрелянных хоронили в небольших ямах-могильниках, которые копали вручную. Но с августа 1937 г. казни в Бутово приняли такие масштабы, что пришлось применять особые средства и технику. На полигоне появился мощный экскаватор карьерного типа. Были вырыты траншеи глубиной в 3 метра, длиной от 150 и более метров. За день в Бутово редко расстреливали меньше 100 человек. Бывали дни, когда казнили и 300, и 400, и свыше 500 человек. Пик казней в Бутово пришелся на 28 февраля 1938 г. В тот день было расстреляно 562 человека. После очередного расстрела на полигоне появлялся человек из местных. Он заводил бульдозер и тонким слоем земли присыпал тела расстрелянных. Поверх этих тел ложились новые жертвы.По этой земле страшно ступать. На ней буквально нет свободного места. Это сплошная «братская могила».

Новомученики земли Клинской.

Среди этих невинно убиенных тайно расстрелянных и захороненных в Бутово есть и наши Клинские новомученики, пострадавшие за веру Христианскую.

Черкасова Екатерина Михайловна.

Она родилась 4 декабря 1892 года в селе Кашино Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина. Окончила церковно-приходскую школу в селе. В 1915 году она поступила послушницей в Троице - Александровский монастырь в Клинском уезде Московской губернии неподалеку от села Акатово. Она жила в обители до 1922 года, а затем поселилась в селе Моркуша Истринского района, где в то время стали жить многие сестры из обители. У начинающего вдруг унывать христианина рождалась в душе радость и укреплялась вера при виде этих, смиренно и просто несущих крест послушания Христу монахинь и послушниц.

Находясь вне стен монастыря , осиротевшие сестры продолжали прибывать в единомыслии, сохраняя уставной образ жизни и желая лишь спасения. В декабре 1937 года на послушницу Екатерину Черкасову были оформлены лжесвидетельские показания, на основании которых была выписана справка на арест. 20 января 1938 года она была арестована, 26 января невинно осуждена и 5 февраля расстреляна на Бутовском полигоне.

На Соборе официальной Церкви 2000 г. было прославлено в лике святых свыше тысячи мучеников, пострадавших в безбожное советское время. Среди них — 128 представителей Церкви, убиенных на Бутовском полигоне. За прошедшие после Собора годы число новопрославленных святых, в Бутово пострадавших, возросло до 255. Эта цифра по мере изучения материалов об убиенных, —будет и дальше расти.

Священномученик Алексий Шаров. Священномученик Алексий родился 5 февраля 1882 года (18 февраля по н. с. ) в селе Ирининском (ныне Молоково) Подольского уезда Московской губернии в семье почетного гражданина Дмитрия Филаретовича Шарова. Дмитрий Филаретович скончался, когда Алексей был еще во младенческом возрасте, и его взял на воспитание дедушка, служивший в храме псаломщиком. Учился в Донском духовном училище в Москве, по окончании в 1900 году поступил в Московскую Духовную Семинарию, которую закончил в 1906 г. В 1908 году рукоположен в диаконы, а затем в священники, и был назначен в Крестовоздвиженский храм села Воздвиженское (Дмитровский погост) Клинского района, где и прослужил всю свою жизнь. Он болел туберкулезом легких. Жил он с женой и 80-летней больной матерью. Кормились от своего хозяйства. В 1930г. отец Алексей "был намечен к раскулачиванию и выселению", но после статьи Сталина "Головокружение от успехов" у него отняли только корову и стали взимать большой налог. В архивном деле хранится донос гр. А. Е. Евсикова от 23 января 1938 года, который на вопрос, что он знает о священнике Алексии Шарове, сказал: «Зимой в 1936 году, числа и месяца не припомню, Шаров ехал из Москвы в поезде вместе с попом Зверевым. Народа в вагоне было немного. Шаров обратился к Звереву с вопросом: “Ты получил распоряжение от владыки о сборе денег нашим опальным и томящимся в советских казематах братьям?” На ответ Зверева, что он принял все меры к сбору денег, Шаров добавил: “Ты знаешь, что при этой власти никто не гарантирован от того, что не попадет в тюрьму; а в особенности нашему брату, духовенству, раньше или позже в тюрьме сидеть. Мы должны противопоставить этому дикому произволу свою организованность и помочь безвинно томящимся по советским казематам». В то же время (немного ранее) были арестованы прихожане церкви, в которой служил о. Алексей, "активные церковники" братья Федотовы, а также староста церкви Клюшкин. Через несколько дней, 26 января 1938 года, власти арестовали священника, и он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве.

– Знали ли вы о контрреволюционной деятельности активных церковников братьев Федотовых и церковного старосты Клюшкина, ныне арестованных органами НКВД? – спросил следователь.

– Братьев Матвея и Григория Федотовых и церковного старосту Клюшкина я знал хорошо, как людей весьма религиозных, и был с ними в хороших отношениях. Но об их контрреволюционной деятельности я ничего не знал, и в присутствии меня никакой антисоветской агитации они не вели.

– Следствие предъявляет вам обвинение в том, что вы, являясь служителем религиозного культа, высказывали антисоветские суждения против политики партии и советской власти. Подтверждаете ли вы это?

– Виновным в предъявленном мне обвинении в ведении антисоветской агитации себя не признаю. Никаких контрреволюционных суждений я нигде никогда не высказывал. На этом допросы были закончены. Отец Алексей был осужден 8 февраля 1938 года тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по статье 58-10  УК РСФСР (антисоветская агитация) и приговорен к расстрелу. Виновным себя не признал. Протоиерей Алексий Шаров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Священномученик Василий Крылов. Священномученик Василий родился в 1899 году в селе Ассаурово Дмитровского уезда Московской губернии в семье псаломщика Александра Крылова. В 1918 году Василий окончил Вифанскую Духовную семинарию и был мобилизован в Красную армию в резервный полк города Москвы. В 1922 году он был демобилизован, вернулся домой и женился на дочери священника села Спас-Коркодино Клинского района Наталии. В том же году епископ Клинский Иннокентий (Летяев) рукоположил Василия Александровича в диакона к Преображенской церкви села Спас-Коркодино. В 1925 году епископ Клинский Гавриил (Красновский) рукоположил диакона Василия во священника к той же церкви, где он и прослужил до закрытия храма в 1930 году. После этого отец Василий устроился работать сторожем и счетоводом в совхозе «Динамо» Клинского района. Но поскольку он не скрывал, что он верующий человек и священник, руководство совхоза уволило его. В 1933 году епархиальный архиерей направил его служить в храм в селе Покровский погост Константиновского района. Через четыре года храм закрыли и отца Василия перевели в храм в село Сурмино Дмитровского района, а через полгода, когда и здесь храм был закрыт, — в Покровскую церковь села Андреевского Дмитровского района. Прихожане знали отца Василия как доброго, тихого и скромного человека. 13 апреля 1938 года власти арестовали священника и заключили в тюрьму в городе Дмитрове. На допросах отец Василий виновным себя не признал. 14 июня 1938 года Тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Священник Василий Крылов был расстрелян 1 июля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Так называемые «церковные» дела имеют одну особенность. Это в полном смысле слова — свидетельства о вере. Ни пытки, ни угроза смерти не могли заставить верующих отречься от Бога, возвести хулу на Церковь. В основе несокрушимой стойкости православных лежит христианское отношение к смерти. «Русской Голгофой» назвал Бутово Алексий II. Здесь молятся и «о всех в годину лютую на месте сем и в иных местах умученных и убиенных»

Среди них Серафим Клинский (Вавилов) Родился он в Ярославле 27 июля 1899 в купеческой семье, обучался на Высших богословских курсах в Санкт-Петербурге, в конце 1919 года становится иноком, а с февраля постригается в монашество с именем Серафим. В 1935 выслан из Ленинграда в Клин, где служил в храме «Всех скорбящих радость»

13 марта 1936 г. в храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" Московской Патриархией был назначен архидиакон Серафим (Вавилов), ранее служивший в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. Когда власть в Лавре в 1922 г. захватили обновленцы, будущий преподобномученик Серафим попросил "бессрочный отпуск в разные города и селения России". Вскоре он возвратился в родную обитель и служил в Лаврской церкви Сошествия Святого Духа. 10 июня 1929 г. иеродиакон Серафим был возведен в сан архидиакона. В январе 1936 г. церковь Сошествия Святого Духа закрыли, а архидиакона Серафима (Вавилова) вызвали в Ленинградский НКВД для дачи свидетельских показаний. Поскольку показаний, нужных сотрудникам НКВД, он не дал, то у него взяли подписку о выезде из города в трехдневный срок. Так архидиакон Серафим и оказался в городе Клин Московской области. Сюда, в Скорбященскую церковь, более чем за 30 километров приходили пешком на богослужение монахи, монахини и верующие из окрестных сел и деревень, и храм всегда был переполнен. Был репрессирован и расстрелян 17 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

Петр Клинский (Соколов) Священномученик митрофорный протоиерей Петр Соколов родился 28 января 1873 года в Погосте Мотома Череповецкого го района Ленинградской области в семье священника Василия Соколова. Обучался в Белозерском духовном училище в Новгородской духовной семинарии, которую успешно закончил в 1893 году и получил свое первое назначение на место псаломщика в Двинский военный крепостной собор. В 1896 году псаломщик Петр был рукоположен в сан диакона и служил в церкви артиллерийских частей Московского округа при Румянцевском музее, ас 1902 года -в церкви I Гренадерской артбригады на Ходынском поле. В 1908 году рукоположен в сан священника в храм Сергиево-Елизаветинского трудового убежища. С 1919 года переведен в г. Клин настоятелем Цареконстантиновского храма с. Майданово. В 1925 году священник Петр Соколов возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Клинского района, ас 1936 года - и Солнечногорского. С 1930 года отец Петр - настоятель Скорбященской церкви г. Клина Московской области. 2 февраля 1938 года арестован, 11 февраля невинно осужден и 17 февраля расстрелян. Место захоронения отца Петра неизвестно.

Преподобномученица Анастасия Бобкова

Преподобномученица Анастасия родилась 16 декабря 1890 года в с. Кузяево Волоколамского уезда Московской губернии в семье крестьянина Степана Бобкова. В 1920 году, после смерти родителей, Анастасия поступила в Свято-Троицкий Александре- Невский монастырь д. Акатово Клинского уезда Московской губернии. В 1927 году монастырь был закрыт, и послушница Анастасия переехала в д. Шанино Волоколамского района, продолжая хранить монастырский устав, служа при Богородице-Рождественском храме в с. Шестаково и читая Псалтирь по умершим по приглашению верующих на дому. В 1930 году - была арестована при закрытии храма в с. Шестаково и приговорена к трем месяцам заключения в исправительно-трудовом лагере. После заключения Анастасия поселилась в той же деревне. 13 февраля 1938 года на нее были оформлены лжесвидетельские показания, на основании которых 2 марта 1938 года она была вторично арестована, 9 марта невинно осуждена и 5 апреля расстреляна на Бутовском полигоне.

Священномученик Алексей Воробьев.

Священномученик протоиерей Алексий родился 6 февраля1888 года в д. Антонково Уржумского уезда Вятское губернии в семье крестьянина Константина

Воробьева. Обучался в Антонковской земской школе. 17-летним юношей поступил в Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в Казани. В 1911 году Алексия призвали на военную службу. После демобилизации в 1920 году Алексий приехал в Москву и поступил на пастырские богословские курсы при церкви святого мученика Трифона. По окончании курсов, 26 июня 1921 года, рукоположен во священника Александро-Невского храма в Москве, а через год переведен в Преображенский храм с. Селинское Клинского уезда Московской губернии. Во время обновленческого раскола сохранил верность Русской Православной Церкви. В 1924 году, во время проповеди в церкви г. Клина, отец Алексий был арестован и 27 февраля 1925 года приговорен к заключению: в Соловецкий концлагерь сроком на два года. После освобождение 7 мая 1927 года получил назначение на служение в собор Пресвятой Богородицы в с. Быково Благовещенского уезда. 8 ноября 1930 года переведен в Воскресенский собор г. Павловский Посад. В 1931 году иерея Алексия возводят в сан протоиерея и в 1935 году назначают благочинным Павлово-Посадского округа. 27 марта 1935 года Воскресенский собор передается советской властью обновленцам, и до августа 1936 года отец Алексий служит в Троицкой церкви в с. Хотеичи, а затем - в Вознесенской церкви с. Городок пригорода Павловского Посада. 8 августа 1937 года протоиерей Алексий был арестован, 19 августа невинно осужден и 20 августа расстрелян на Бутовском полигоне.

История Русской Церкви, трагическая, и в то же время, героическая, потому что история учит и вдохновляет нас, а Церковь напоминает нам, что и в наше время среди нас были и продолжают жить подвижники веры и благочестия, которые не изменяют ни при каких обстоятельствах Церкви и вере православной. Неслучайно с 17 февраля 2004 года происходит празднование Собора новомучеников и исповедников Клинских.  В этот день в 1938 году были расстреляны благочинный протоиерей Петр Соколов, протоиерей Алексий Шаров и архидиакон Серафим (Вавилов). Так в чем были виноваты люди, служившие Богу, заботившиеся о людях, стремящиеся помочь всем, кто к ним обращался. Разве они вредители, шпионы? Нет и тысячу раз нет. Все они жертвы невиданного насилия и террора ,приведшего Россию к падению духовно-нравственных начал. На территории военного городка Клин-9 был построен деревянный храм в честь преподобномученика архидиакона Серафима (Вавилова) — первого из Клинских новомучеников. Храм строился быстро, помогали военнослужащие и благотворители. Активно трудились и прихожане. С 20 ноября 2006 г. колокольный звон теперь регулярно раздается в военном городке. Это говорит о том, что подвижником веры и благочестия может каждый из нас, достаточно только не быть равнодушными к судьбе своего народа и Отечества.

Социологический опрос и его итоги.

А что знаем мы о тех страшных годах, когда человеку нужно было выбирать с кем он. С теми, кто лжет и убивает , прикрывая свои преступления высокими словами о светлом будущем, или с теми, кто сохраняя свою честь и веру, оставался Человеком, верным своими убеждениям и принципам.

Был проведен социологический опрос среди учащихся Лицея №10 ,на котором им были заданы вопросы

1. «Знаете ли вы о политических репрессиях 30-40 –х гг. в СССР?»

Учащиеся в основном знают о политических репрессиях 30-40 –х гг. в СССР, их большинство- 57,9 %. ,не знают - 22,7 %. ,затрудняются ответить на этот вопрос- 20,4%. Таким образом, в нашей стране и даже в нашем Лицее есть ребята (а их немало-43,1 %), которым, видимо, безразлично, что происходило около 80 лет назад в нашей стране, значит есть опасность повторения беззакония и даже террора.

2. «Знаете ли вы имена и фамилии людей, пострадавших от незаконных репрессий?»

Чуть меньше половины ответов ребят показало, что они не знают конкретно имен и фамилий людей, пострадавших в 30-40-е гг. 47 %-не знают, лишь 34. 3%- знают и 18. 7% слышали, но затрудняются ответить.

3. «Считаете ли вы, что все эти меры были обоснованными и необходимыми?» Мнения разделились. «Да» ответили 20 % ребят. Частично обоснованными считают 30%, 46% уверены, в том, что это беззаконие и террор, а 17% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос. И опять становится тревожно, видя такие цифры. Ведь более половины учащихся, зная о сталинских политических репрессиях, не считают их злом, направленным против человечества, а наоборот, стараются примирить их с событиями, происходившими в стране в 30-40-е гг.

«Молодежь -это наше будущее!»-говорят нам взрослые. А нам , чтобы это будущее создавать нужно хорошо понимать прошлое, ценить настоящее ,и тогда, возможно, нам откроется путь в будущее.

Заключение.

Возможно, большинству населения этой одной шестой части света, мягко говоря, по барабану, что произошло почти 80 лет тому назад. Скажите, зачем нам, нашему поколению эти тяжести? Те, кто пострадал, те, кто расстреливал - они уже свое вынесли, кто раскаялся, кто нет, а мы теперь - новое поколение, у нас свои проблемы, экономика, вступление в ВТО, у нас интеграция в мировое сообщество. Зачем нам этот подвиг мучеников? Зачем нам эту тяжесть с собой нести? Но , по-моему, это равнодушие страшно. Это ведет нас к бездуховности , и очевидно, к гибели как народа, так и государства.

Я уверена, что именно духовный кризис является причиной постигших Россию бедствий. Даже самые совершенные экономические и социальные программы бессильны перед стихией стяжательства, вседозволенности и безразличия к судьбам Отечества. Не повлекут за собой желаемых перемен ни ужесточение законодательных мер, ни простые призывы к соблюдению этических норм. Только возврат к духовным и нравственным ценностям православия сделают работу миллионов людей согласной и осмысленной. Вот как ответил на это российский патриарх Кирилл «Потому что дерево, когда растет, питается от корней. Если эти корни больны, то дерево гибнет. Если какой-нибудь крот или кто-то еще корни подгрыз, то дерево засохнет. Вот и мы таким же образом засохнем, если свои корни отрежем. Человек не может жить без корней. Именно это делали турки, воспитывая башибузуков - они отрывали человека от корней, воспитывали его роботом, марионеткой. Если мы хотим быть марионетками в руках ВТО, еще кого-нибудь, то, действительно, зачем нам все эти проблемы - они нам не нужны. А если мы хотим быть людьми - у нас найдется столько вопросов об этом»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)