Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Моделирование и конструирование швейных изделий

Вступая в новое тысячелетие, нам хотелось бы совершить путешествие на несколько веков назад, чтобы сквозь уносящиеся в прошлое столетия увидеть историю наших предков, историю Астрахани, историю астраханских архитектурных конфессионных сооружений, У нас есть особая возможность остановить свой взгляд и рассмотреть путь, пройденный в Астрахани по становлению ведущих вероиспеводаний, оценить важную роль религиозных конфессий в развитии нашего края, нашей земли. Астраханская земля – земля незнаемая. История Астрахани – сплошная загадка. А духовная история? Кто из верующих жителей нашего города хорошо знает историю своего края? Каждый год астраханцы отправляются в паломничество по святым местам России, а местные святыни остаются под спудом. Мы о них либо не знаем, либо не обращаем внимания, либо просто привыкли.

Хочется надеяться, что наш рассказ поможет понять, что можно отказаться от многого: от мирской жизни, от земных благ, но невозможно отказаться от Родины. И поэтому необходимо понять и полюбить её историю как нечто живое и вечное.

На бескрайних просторах России, там,  где красавица Волга величаво заканчивает свой долгий путь, раскинулась Астрахань, зачарованная, многоголосая. "В городе полуденной России" на стыке Европы и Азии  соединились  цивилизации Востока и Запада. Издревне переплелись культуры христиан, мусульман, иудеев, в чем-то обогатили они взаимно друг друга, в чем-то остались верными  своим  самобытным истокам.  Здесь в полной мере ощущается единство российской нации. От этого город только выиграл. В нем появились разностилевая архитектура, интересные традиции и обычаи, и,  наконец,  гордый, красивый народ, в жилах  которого,  течет,  уже и не поймешь,  какая кровь Может,  чуточку татарская,  чуточку украинская, а может, и казахская

Как нельзя представить себе Россию без Волги, так нельзя представить себе и Волгу без Астрахани и ее необычайно богатой истории.

Устремляясь вперёд, человек всегда оглядывается на прошлое, ибо без памяти о прошлом он лишён будущего Исторически Астрахань всегда ассоциировалась с Каспием и всем комплексом каспийских проблем. В свою очередь, Каспийский регион наилучшим образом отражает культурную и этническую специфику России. Поэтому здесь позволю себе краткую оценку Каспийского суб-ареала.

Каспийский мезо-ареал – один из ключевых для России полиэтничных переселенческих районов позднего формирования. Такая историко-демографическая особенность региона определила «взаимопроникающее» этноконфессиональное содержание: христианское и мусульманское, с буддистско-ламаистским окаймлением, иудаистским включением. Эта специфика предопределила значительный потенциал политической «пластичности» и социальной устойчивости региона.

Астрахань, как один из самых оживленных торговых и транспортных перекрестков юга России, впитывала в себя различные формы вероисповеданий. Это связано с тем, что Астрахань исторически олицетворяет южный миграционный пояс России, через который проходят трассы переселения людей. Сторонний наблюдатель обычно всегда воспринимал Астрахань как действительно уникальный город, своего рода «поволжский Стамбул», в котором спокойно сосуществуют Восток и Запад, ислам и христианство. Лучше всех, пожалуй, об этом сказал посетивший губернию в 1858 г. Александр Дюма-старший в книге «От Парижа до Астрахани»: в культуре Астрахани «фон – русский, узор армянский, татарский и калмыцкий».

Что касается собственно религиозного аспекта, то Астрахань и здесь выделяется как перспективное евразийское пограничье. Задолго до Дюма-старшего шотландский миссионер У. Гленн отметил стратегическое значение Астрахани как центра по координации тюркского, персидского и армянского миссионерских направлений.

Актуальность темы: В настоящее время в отношении памятников, находящихся на территории Нижнего Поволжья и относящихся к различным периодам становления религиозных вероисповеданий Астраханской губернии, накоплено большое количество источников, требующих анализа и систематизации. Ввиду этого нами была предпринята попытка комплексного изучения источников относящихся к золотоордынскому городу и дальнейшей истории Астраханского края.

Объектом исследования является комплекс археологических памятников, отражающих становление и развитие религиозных вероисповеданий Астраханской губернии от золотоордынского периода до наших дней.

Предметом исследования является становление религиозных вероисповеданий народов, населяющих Астраханскую губернию.

Методика исследования.

1. Изучение, анализ и систематизация исторических материалов.

2. Социологический опрос и анкетирование студентов техникума

3. Обобщение и систематизация полученных данных анкетирования студентов.

Современная Астраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию в 44 тыс. кв. км. Область является приграничным регионом: общая протяженность сухопутной границы составляет 1810,2 км, в том числе протяженность морской береговой линии - 298 км. По суше граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Республикой Туркменистан, Исламской Республикой Иран. В Российской Федерации нашими соседями являются Волгоградская область и Калмыкия.

Численность постоянного населения по состоянию на 01. 01. 2007 составляет 998,2 тыс. человек. Это представители более чем 150 этносов, в том числе: 72% - русские, 12% - казахи, 7% -татары, 9% - другие национальности

2. История православия в Астраханском крае

Одной из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом) является христианство, получившее наибольшее распространение на территории России. В ходе своего развития христианство распалось на три основных ветви: православие, католицизм и протестантизм, В свою очередь, в каждой из них выделились различные течения, направления, группы Одно из первых свидетельств о распространении православного христианства на территории Астраханского края относится к 1261 г. -периоду основания епископской кафедры в столице Золотой Орды -Сарае. Возможно, принятая мера была обусловлена стремлением иметь у себя представителя русского митрополита, через которого удавалось бы поддерживать контакты с Византией. Саранская епископия играла важную роль не только в распространении православия, но и способствовала налаживанию плодотворных дипломатических отношений, в том числе между Русскими княжествами и Золотой Ордой. При решении ряда вопросов, в т. ч. посредничестве в переговорах, церковь, в пер-вую очередь, учитывала общегосударственные задачи. Несмотря на своеобразие ситуации, кафедра осуществляла свою миссию не только среди русских, оказавшихся в Орде, но также обращала в христианство самих монголов, в т. ч. монгольскую знать, и другое иноверное население ханства. Новая страница истории христианства в Астрахани начинается с момента присоединения Астраханского ханства к России. В 1556 г. оно было присоединено к России. С основанием в 1558 г. новой русской Астрахани Нижнее Поволжье становится южным форпостом государства Российского и, следовательно, южным форпостом русской православной церкви. С конца XVI в. православие являлось доминирующей конфессией в Астраханском крае.

После покорения Астраханского царства под скипетр православной Московской державы царём Иоанном Васильевичем с благословения митрополита Филиппа на Астраханскую землю был прислан преподобный игумен Кирилл и началось строительство православных храмов и монастырей. До нас, ныне живущих в XXI веке, порой доходит чарующий аромат глубокой древности. Быт того времени, нравы, житейская мудрость – обо всём этом, конечно, смогут рассказать большие и маленькие учебники истории. Но любые факты останутся мёртвыми для современного человека, пока он не пропустит через себя события тех далёких для нас лет. Легче всего это сделать в храме, где человеку можно почувствовать, как веровали в Бога его предки, соединить их молитву со своей. Чувство же это будет гораздо сильнее, когда человек будет знать историю храма и его святынь, местные предания, ибо именно здесь наиболее видна вся история нашего Отечества.

Многие храмы, а до 1917 года в Астраханской епархии их насчитывалось 310, не считая домовых церквей и часовен, пять монастырей большей частью были уничтожены, но память об их строителях и благоукрасителях жива в сердцах астраханцев и сейчас. Церковная и общественная благотворительность вошла тогда в традицию для купечества Астрахани, стала неписаной нормой русского предпринимательства в крае. Даже сегодня, спустя многие годы всех приезжающих впервые на Астраханскую землю поражает величие и богатая архитектура Астраханских церквей, вставших чредой вдоль всего волжского берега. Губины, Сапожниковы и многие другие – их труды развеяло быстротечное, жестокое время XX века, но благодарная память об этих истинных патриотах родного города навсегда останется с нами.

3. История католицизма в Астрахани

Одним из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом, является католичество. Оно оформилось как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на католическую и православную в 1054 г. Во второй половине IX в. католицизм проник в славянские земли Первые упоминания о католиках на территории края относятся еще к ордынскому периоду, В частности, известно, что советником хана Батыя был рыцарь св. Марии Альфред фон Штумпенхаззен. Однако формирование католической общины происходит только в XVIII в. Появление католичества в Астрахани является непосредственным отражением государственных процессов, поскольку именно на рубеже ХVII-XVIII вв. , в результате реформ Петра I, католические общины появляются в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Нежине и других городах. В 1780 I. в Астрахани был открыт римско-католический костел. Возможно, что архитектором костела Успения Божьей Матери был его настоятель. Еще одним направлением христианства является протестантизм. Оно возникло в Европе в период Реформации - широкого антиколониального движения XVI в. Во второй половине XVI в. в Москве, Нижнем Новгороде и других городал первые протестантские объединения образовали живущие в России иностранцы - последователи лютеранства. С появлением в начале XVIII в. в Астрахани немцев начинается история лютеранской общины. В настоящее время на территории Астраханской области возрождена лютеранская община, одним из приоритетных направлений религиозного объединения традиционно является благотворительная деятельность.

4. История Ислама в Астраханском крае

Ислам является одной из традиционных религий в Астраханском крае. Согласно историческим сведениям, проникновение ислама на территорию Нижнего Поволжья началось в VIII в. , в эпоху Хазарского каганата. Вначале это было связано с арабской экспансией в Юго-Восточной Европе, в результате которой, в частности, один из хазарских каганов в 737 г. был вынужден временно принять ислам. Во второй половине VIII в. ислам распространяется в Хазарин уже не как религия завоевателей, а как наиболее влиятельная конфессия Ближнего Востока и Средней Азии. В столице каганата г. Итиле, который находился в низовьях Волги, возникает крупная мусульманская община. Её составили переселенцы из Средней Азии (Хорезма) и Арабского Халифата - наёмные воины, купцы, ремесленники. В Итиле было несколько мечетей, мектебе (мусульманских начальных школ), существовали отдельные суды для мусульман. Некоторые исследователи, в частности А. П. Новосельцев, считают, что мусульмане составляли большинство населения Итиля. Уже во второй половине XIII - начале XIV вв. наметились тенденции и сложились предпосылки, приведшие к исламизации золотоордынского государства в первой четверти XIV в. Принятие ислама было изначально обусловлено принадлежностью этого улуса к определённому культурному региону, где у ислама имелся приоритет (население Хорезма, Волжской Булгарии, отчасти Нижнего Поволжья были носителями преимущественно именно этой религии). Социально-экономическое развитие Орды (развитие городов и торговли) было также в значительной степени обусловлено связями с мусульманским Востоком. Ислам более всего подходил для государственной идеологии, способствующей централизации государства и усилению власти хана. Были и определённые внешнеполитические предпосылки: сближение с мусульманским Египтом на почве совместной борьбы с Улусом Хулагу. Становление ислама в Золотой Орде, таким образом, шло нога в ногу со становлением городской культуры, развитием торговли, процессом упрочения государственной власти, и сыграло определённую роль во внешнеполитической ориентации джучидского государства.

Ислам способствовал развитию культуры в Орде, которая всё более приобретает восточные, мусульманские чертыВ XV в. Золотая Орда распалась на ряд мусульманских государств, одним из которых было Астраханское ханство Во второй половине XVI - XIX вв. мусульманское население региона было представлено в городе - юртовскими ногайскими татарами (жившими в Татарской слободе), казанскими татарами-переселенцами, татарами Агрыжанской, Бухарской и Гилянской слобод, бухарскими узбеками; в степи - юртовскими ногайскими татарами (жившими в ряде сел в окрестностях города), казанскими и мишарскими татарами-переселенцами, кундровскими татарами (ногайцы-карагаши), казахами, туркменами. Все эти народы были суннитами. Особую группу составляли персы-шииты, жившие в Астрахани с XVII в. вплоть до их депортации в 1930-х гг. Ислам выступал как вера и образ жизни тюркских народов края, хотя по степени укоренения был распространен неравномерно (горожане были наиболее последовательными мусульманами, сельские и степные мусульмане - менее "усердными" верующими). В начале XX в. мусульманское население нашего региона составляло свыше 300 тыс. человек (30% от общего числа жителей). В 1910 г. , по данным В. В. Дремкова, в Астраханской губернии было 209 мечетей (в том числе 18 мечетей - в городе), 137 мектебе и 9 медресе - высших мусульманских учебных заведений (в том числе 19 мектебе и 6 медресе - в городе). Что интересно, в двух городских мектебе была введена новометодная (или джадидистская, модернистская) система обучения, весьма распространенная в Казани и в Крыму. Однако в Астрахани она не обрела широкой популярности. После императорского Манифеста от 17 октября 1905 г. в Астрахани стали появляться первые мусульманские общественные организацииВо второй половине 1980-х гг. в связи с общими "перестроечным" процессами в СССР началось так называемое "религиозное возрождение", в том числе иислама. Происходит рост количества религиозных мусульманских общин - махалля (сегодня их уже свыше 50). Были вновь построены или переданы верующим ряд мечетей в городе и в некоторых селах области. В 1990-х гг. увеличился приток в область мигрантов с Кавказа и из Средней Азии. Были образованы общины азербайджанцев - шиитов и северокавказских мусульман - суннитов-шафиитов. Хотя эти общины формально входят в состав муфтията, фактически они пользуются самостоятельностьюВ городе существует и община ваххабитов (муминов), в основном состоящая из аварцев и даргинцев.

Итак, ислам, являясь одной из древнейших религиозных систем на территории Нижнего Поволжья во многом определял (и определяет до сих пор) конфессиональную и этнокультурную ситуацию в Астраханском крае. Следует также отметить явное возрастание роли исламского фактора в жизни нашего региона на пороге третьего тысячелетия, что лишний раз доказывает актуальность и необходимость его дальнейшего научного изучения.

5. Из истории Российской и Новонахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви

Первая епархия Армянской Апостольской Церкви на территории России была образована в 1717 году с центром в городе Астрахань. Ее формированию способствовали прежде всего прорусская ориентация Армении и внешняя политика России на Востоке, инициированная Петром I. Новая епархия объединила все армянские церкви империи, кафедрой предводителя объявлялась астраханская церковь Пресвятой Богородицы

В 1706 году указом Петра I армянской общине Астрахани было даровано право построить на месте прежней деревянной церкви новую — каменную. Так в городе появился армянский Кафедральный собор Пресвятой Богородицы. Через одиннадцать лет, в 1717 году Астрахань стала центром вновь образованной на территории России епархии Армянской Апостольской Церкви. К 1842 году на территории России уже насчитывалось 36 кафедральных, приходских и кладбищенских армянских церквей. Одна только Астраханская епархия имела 23 храма.

Сегодня, спустя триста лет, Ново-Нахичеванская и Российская епархия является самым крупным образованием Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

6. История Иудаизма в Астраханском крае

Возможно, первые евреи появились в Астрахани (тогда, впрочем, она называлась Хаджи-Тархан) еще в 13 или14 веках, когда город находился под властью Золотой Орды, а затем и местных ханов. Однако, точные сведения о наличии здесь еврейской общины имеются лишь с середины позапрошлого века, когда в Астрахани стали селиться отставные "николаевские солдаты" - евреи-кантонисты, отслужившие в армии 25 лет при Николае I, но не утратившие связи с иудаизмом и даже организовавшие тайный молитвенный дом. Они-то и стали первыми членами первой известной нам астраханской еврейской общины, официально зарегистрированной в 1866. Тогда же была построена и ныне действующая астраханская синагога Одновременно с этим, в Астрахани появились и сефарды, пришедшие с юга России и из Закавказья. Это были купцы и рыбопромышленники. Из-за возникших разногласий они в 1875-м построили свою синагогу, но не утратили связи с хоральной. Вскоре ашкенази и сефарды столкнулись с еще одной, крайне необычной для них группой иудеев - герами, обращенными в иудаизм русскими крестьянами. Сейчас община, по данным еврейских активистов, насчитывает около 3 тысяч (а по некоторым прикидкам и 5 тысяч) человек. Значительную часть новичков составляют горские евреи - переселенцы из Дагестана и Чечни, бежавшие в Астрахань от ужасов войныНадо сказать о том, что у общины установились хорошие отношения с властями, которые регулярно поздравляют евреев с праздниками. В последнем таком поздравлении, в частности, отмечалось: "Астраханские евреи внесли неоценимый вклад в историю и культуру нашего Отечества и региона, исполняя свой духовный и гражданский долг, постоянно, несмотря ни на какие испытания, воплощая в жизнь заповеди священных книг. Для жителей Астраханской области не проходят незамеченными усилия астраханских иудеев в деле поддержания мира и согласия, взаимоуважения и веротерпимости в нашем многоконфессиональном регионе". 8 апреля 2003 г в Астрахани в присутствии главного раввина России (Федерации еврейских общин - ФЕОР) Берла Лазара состоялось открытие недавно восстановленной синагоги. Как сообщили агентству "Интерфакс " до революции в Астрахани было четыре синагоги, однако до наших дней сохранилась только одна. В свою очередь вице-губернатора области Александр Жилкин напомнил, что "на астраханскую землю иудаизм пришел раньше всех остальных религий" (здесь находился Хазарский каганат), и выразил гордость по поводу того, что "тысячелетняя история иудаизма в Астрахани продолжается".

"Астрахань не только заинтересована в том, чтобы местные евреи не уезжали отсюда, но и готова принять евреев из сопредельных стран, в частности из Казахстана и Узбекистана", - добавил А. Жилкин. В настоящее время в городе проживает около пяти тысяч евреев. В Астрахани открылась восстановленная синагога

7. История буддизма в Астрахани

Одной из древнейших мировой религий (наряду с христианством и исламом) является буддизм, возникший в Древней Индии в V-VI вв. до н. э. На территории Астраханского края буддизм исповедует преимущественно калмыцкое население. Следует отметить, что распространение буддизма у калмыков происходило поэтапно. Так, в ХIII-ХV вв. среди калмыков преобладала школа тибетского буддизма - Сакья, а с конца ХVI-ХVII в. начала распространяться школа Гелугпа.

В начале XVII в. калмыки получили разрешение кочевать по незаселенным степям Российского государства и постепенно расселились, в том числе в степях Нижнего Поволжья. Для калмыцкого буддизма всегда была характерна тесная связь с Тибетом, особенно в период существования относительно самостоятельного Калмыцкого ханства до 1771 г. В 1771 г. Екатерина II Указом на имя Астраханского губернатора Бекетова упразднила автономию Калмыцкого ханства, что постепенно привело к превращению Калмыкии во внутреннюю провинцию России. Окончательно буддийская сангха оформилась у калмыков в XIX в. после официального признания Российским правительством, которым буддизм был отнесен к числу так называемых «терпимых» вероисповеданий. Что касается культовых сооружений, то до XVIII в. у калмыков строились преимущественно кочевые хурулы, однако на рубеже XVIII-XIX вв. у калмыков появляются стационарные культовые здания. Самым известным и значительным из них является Хошеутовский хурул, построенный князем Тюменем в честь победы в войне 1812 г район, в котором начато строительство буддийских культовых сооружений. Руководством области начата реставрация памятника буддийской архитектуры - Хошеутовского хурула в с. Речное Харабалинского района.

8. Заключение

Межнациональная политика и национальные отношения

После прихода к власти большевиков основным документом, регламентирующим отношения государства и религиозных объединений, стал декрет СНК от 23 января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», больше известный как декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который претворял в жизнь специальный отдел Наркомата юстиции. Провозглашенные в декрете принципы светского государства на практике заменялись атеистическими установками, что приводило к гонениям на духовенство и верующих практически всех конфессий. Пункты 12-13 декрета лишали религиозные объединения права собственности и статуса юридического лица. С 1912 г. в Астрахани создаются ликвидационные отделения при ЗАГСах, а уже в 1925 г. начинает реализоваться инструкция «О порядке использования церковно-приходских домов». В результате в 1925 г. культовые здания в Астрахани были национализированы, а религиозные общины обязывались платить высокую арендную плату. В 1927 г. порядок организации богослужений ужесточается. Руководитель религиозного объединения теперь был обязан о каждом религиозном собрании ставить в известность местные органы власти, которые могли запретить или перенести собрание. В результате репрессий пострадало духовенство практически всех конфессии: в Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви до революции насчитывалось порядка 3000 храмов, в 1924 г. количество приходов сократилось в 10 раз. Из всех православных храмов в советский период не был закрыт только Покровский Собор. Если до 1917 г. в области насчитывалось 209 мусульманских общин, то уже в 1924 г. - 15, в 1927 г. их осталось только 9. В 1924г. после неоднократных попыток властей был окончательно распущен совет католической общины, а также национализированы лютеранская кирха и комплекс пастората. Из пяти армянских культовых объектов, которые еще существовали в 1924 г. , перестали действовать все, из четырех еврейских общин сохранилась только одна. Полностью были уничтожены общины буддистов. Основная волна репрессий пришлась на 1933-1937гг. Несмотря на то, что за годы советской власти отношения между государством и религиозными объединениями претерпевали некоторые изменения, реализовать принцип свободы совести на практике правительству не удавалось. Например, не выполнялись нормы ст. 52 Конституции СССР 1977г. , гарантирующие свободу совести и правоисповедовать любую религию. Реальные конструктивные сдвиги в церковной политике государства произошли только во второй половине 80-х гг. Кардинально ситуация стала меняться накануне празднования тысячелетия крещения Руси. Общегосударственные процессы не могли не затронуть Астраханскую область, руководство которой всегда уделяло значительное внимание вероисповедальной политике. Начиная со второй половины 80-х гг. усилиями органов государственной власти и верующих стали возрождаться религиозные объединения, начался процесс возвращения культовых зданий, сооружений и церковного имущества. За короткий период верующим были переданы Успенский собор Астраханского кремля, храм Казанской иконы Божией Матери, Иоанно-Предтеченский монастырь, Троицкий собор (с. Енотаевка), католический костел, Акмечеть, мечеть №3 (Кавказская мечеть на Больших Исадах) и другие объекты как в областном центре, так и в районах области. Усилиями верующих и государства началось строительство религиозных объектов, наиболее крупные из которых - православные храмы в с. Труд-Фронт, с. Полдневое, с. Красный Яр, мечети в с. Володарское, с. Солянка, с. Старая Кучергановка, буддийский хурул в с. Лиман и ряд других культовых зданий. В настоящее время на территории региона действует более 30 конфессий, объединяющих более 140 общин, в т. ч. 51% из них составляют религиозные объединения Русской Православной Церкви, 23% - мусульманские организации, 15% - протестантские, 11% - остальные вероисповедания и религиозные течения

В канун празднования Дней славянской письменности и культуры по приглашению архиепископа Астраханского и Енотаевского Ионы в наш город прибыл митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Говоря об Астрахани, митрополит Кирилл подчеркнул, что она является хорошим образцом межнационального и межрелигиозного мира. И это замечательный пример, поскольку Россия, если она хочет быть великой державой, может быть таковой только многонациональной и многорелигиозной. То есть сейчас в этой российской провинции работает тот самый принцип, который был присущ всей России в дореволюционные времена. В России исторически была построена уникальная цивилизация, где сочетались религиозные и национальные интересы. При этом Россию всегда считали православной страной, и никто не обижался. И все потому, что национальная политика страны в то время была разумной и опиралась на умонастроения людей. И в этом случае Астраханская область хранит те самые традиции, которые всегда были присущи нашей стране. Есть, конечно, многие, кто бы хотел разрушить этот мир, поскольку иначе с Россией не совладать. Это можно сделать, только расчленив ее на национальности, чтобы она сузилась до рамок мононационального государства. Именно поэтому необходимо оберегать эту область отношений, сложившихся в регионе. Александр Жилкин, в свою очередь, заявил: "Мы стараемся сохранить то, что исторически существовало на нашей территории, в том числе и взаимную терпимость к другим национальностям и религиям. Все это в сочетании породило определенный этнос людей, называющих себя астраханцами, в которых с молоком матери впитывается уважительный дух к тем людям, которые живут рядом, невзирая на их национальность и вероисповедание. И мы не допустим того, чтобы мир между проживающими здесь людьми был нарушен".

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)