Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Имянаречение как элемент становления и развития национальной культуры

Становясь, взрослее я всё больше стала задумываться над вопросом, как много разнообразных имён. Как иногда точно они подходят людям обладающими ими. А иногда имя не только не подходит человеку, но и выглядит очень смешно.

Стало очень интересно, как и что влияет на то, какой делают выбор родители при имянаречении ребёнка. Меняются ли со временем и другими, какими то факторами пристрастия взрослых людей при выборе имени ребёнку? Как традиция имянаречения может влиять на национальную культуру, обычаи, воспитания патриотизма, национальной гордости за себя, свою принадлежность к данной нации, народу.

Сейчас, когда в нашей стране идёт процесс повального увлечения зарубежным, во многих сферах жизни общества, эта мода приводит к забвению исконно русских традиций.

Выбранная тема исследования является в культурном аспекте, да и историческом, очень актуальной. Вопрос освещения истории развития традиций и обычаев в имянаречении поможет людям при выборе имени своему ребёнку. Делать это осознанно, опираясь на, столетиями складывающиеся традиции. А не просто следовать моде нумерологии, восточных учений или же просто сиюминутному желанию, назвать своего ребёнка в честь героев идущей «мыльной оперы», сериалу, или же просто выделиться на фоне всего общества. А ведь это всё сейчас очень распространено.

Цель: Провести изучения традиций, обычаев имянаречения и установить факторы, влияющие на выбор имени ребёнка. Как со временем меняются традиции, обычаи.

Гипотеза: Доказать, что имянаречение – важный момент в жизни человека, влияющий на культурное развитее, сохранение национальных традиций.

Объекты исследования:

- традиции, обычаи в имянаречении;

- рассказы людей разных национальностей, проживающих в нашем крае;

- фотографии, документы, иные свидетельства на касающиеся темы.

Задачи исследования:

1. Изучить общественное мнение по проблеме;

2. Выявить факторы, влияющие на выбор людей;

3. Раскрыть своеобразие традиций имянаречения;

4. Показать влияние имянаречения на историческую память, самосознание, патриотизм.

Методы: - теоретические исследование темы;

- наблюдение за ходом традиций;

- сравнительный анализ факторов, причин, разных временных периодов;

- проведение анкетирования;

- беседа со специалистами.

Вопрос № 1.

Факторы, влияющие на имянаречение ребёнка в прошлом. Традиции и обычаи.

Народная мудрость гласит: «С именем - Иван, а без имени - болван» или: « Без вымени овца – баран, корова без клички – мясо». Это в просторечье. А если торжественно, то: «Нет меж живущих людей, да и не может быть, безымянных: в первый же миг порождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает» (2)

Так сказал Гомер.

А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были «сладостным даром»?

До принятия христианства наши предки выбирали имена с определенным смысловым значением: Светлана, Красава, Любава, Забава, Всеволод, Добрыня, Мстислав.

Иногда, имя скрывали или заменяли ложными, чтобы не испортили или не превратил в оборотня колдун.

Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Ждан, Гнилозуб, Кручина, Болван и т. д.

Если такие имена как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то например, Болван – совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена болезнью «глаза», т. е. привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого – нибудь Гнилозуба не польстятся. Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства. Чтобы запутать бесов, советовали называть ребёнка при крещении одним именем, а в жизни другим, окрестить ребёнка Хоздазатом (пер. -дар божий), а звать благозвучным Фёдором (тоже «божий дар» на греч. ) и т. д.

Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет. Называли по профессиям: Кожемяка, Быкодёр; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Сом и т. д. ; по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин.

После крещения Руси на первом этапе (X-XIII в. ). Церковь установила систему двойного имянаречения - церковного и славянского (языческого) имени, первое - от Церкви, второе - от родителей.

Это произошло, потому что при крещении даётся имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси ещё существовать не могло. Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена – греческие или еврейские.

По свидетельству летописей, все русские люди в XI - XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга – Елена, Владимир – Василий, Ярослав Мудрый – Георгий и т. д.

В XIII веке Церковь попыталась отменить право родителей на выбор имени новорожденному и установить монопольное право духовенства на присвоение имен христианских. Это не дало желаемых результатов и привело к тому, что в народе стал использоваться старый обычай наречения имени. По церковной записи после рождения человек именовался Василием, а по домашнему обычаю с пяти лет именовался Добрынею.

С XVI в. употребление языческих имен запрещалось и преследовалось духовенством.

Обычай присвоения двух имен продержался до Петра I, который усмотрел его неудобство, когда была создана регулярная армия, при введении судопроизводства и оформлении гражданских актов.

Таким образом, окончательно утвердилось иудейское, греческое и римское именословие, и многие народные имена оказывались преданными забвению.

С середины XIX века на каждые двенадцать носимых чисто русских имён приходилось не менее тысячи «импортных» - чужестранного происхождения. Сперва, имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения. Постепенно это правило перестало соблюдаться, и имена стали выбираться по вкусу родителей.

Итак, мы можем выделить основные факторы, влияющие на имянаречение ребёнка в прошлом до начала 20-х годов 20 века. Первый фактор это конечно существующие обычаи, традиции по определенным характерным чертам, которые проявляются у ребёнка при рождении Добронрава, Забавы и т. д. Второй фактор обстоятельства появления ребёнка, то есть, когда и как он родился. (Светлана, Людмила, Забава, Милуша и т. д. )

Третий фактор, который стал впоследствии основополагающим, решающим это религия, принятие христианства.

Четвертый фактор, который стал играть значимую роль в имянаречении, также как и религиозный это политический, идеологический. Своё значительное влияние он начинает оказывать, как отмечалось с Петра I, а решающее после революции 1917 года в советские времена.

Вопрос №2.

Имянаречение как элемент сохранения национальной культуры, самодостаточности современной России. Современное положение.

Рассматривая второй вопрос, я захотела выяснить, что из себя представляют современные обычаи, традиции в имянаречении. Можно ли говорить о том, что сохранение национальных традиций влияет в целом на сохранение национальной культуры.

С этой целью были разработаны анкеты, анализ которых поможет ответить на ранее поставленные вопросы.

Анкета №1 состояла из семи вопросов. Ответы на них дают возможность проанализировать, как представители разных социальных групп знакомы с информацией происхождения имени, традициями, обычаями. Побуждает респондентов задуматься над вопросом, как и для чего, выбирается определённое имя.

По опросу респондентов были составлены следующие диаграммы: .

Возрастных групп было определено шесть. : первая – самая многочисленная, состоящая из 450 школьников (возраст 10 – 16 лет); вторая включала как учащихся школ, так и студентов – 270 человек (16 – 18 лет); третья группа включает в себя как студентов, так и работающую молодёжь – 150 человек (18 – 30 лет); четвёртая группа (31 – 45 лет) – 80 человек; пятая группа (46 – 55 лет) - 210 человек.

Выделение такого количества возрастных групп даёт более чёткое изучение поставленного вопроса, а возраст помогает уяснить, когда человек больше начинает уделять внимание на вопросы, связанные с его именем, когда, почему и в связи, с чем произошел выбор имени. Как возраст влияет на осознанный подход к изучению, поиску информации и вообще, на что может этот фактор влиять.

Вторая диаграмма показывает пол опрошенных респондентов. Это отображает, насколько охотнее участвовала в анкетировании та или иная группа, как видно 75% женщин и 25% мужчин. Данные диаграммы свидетельствуют о большей информированности среди женской половины населения. Исходя из этого, можно сказать, что женщины в семье в большей степени влияют на выбор имени ребёнку, а поэтому являются проводниками и хранительницами как существующих старых традиций и обычаев, так и создательницами новых. «Социальное положение» информирует, какие социальные группы в процентном соотношении участвовали в опросе. Эти данные также использованы для вывода о том, какая социальная группа является более информированной, а так же, какие могут стать базой для просветительско – разъяснительной работы.

Следующая диаграмма показывает, что 80% населения имеют преставление о происхождении своего имени и о его назначении.

В продолжение четвёртого вопроса анкеты, пятый вопрос представлен диаграммой №5 (см. приложение №5) разъясняет, каким же образом респонденты получили эти знания. Как видно по диаграмме больше половины, это 65% ради любопытства занимались поиском информации, мотивацией этого могло стать любое событие. Специально, то есть осознанно, целенаправленно занималось поиском информации 15%, вообще не интересовались 3%, 17% опрошенных выделили ответ с какой либо другой целью. Под этим подразумевали перед выбором имени своему ребёнку, по роду работы, подготовка докладов, сообщений, заданий в учебных заведениях.

На диаграмме №6 «Знаете ли Вы, каким образом было выбрано Вам имя?» (см. приложение №6). Мы можем наблюдать, что 75% могут объяснить, почему им дали такое имя. Значит можно утверждать, что существует связь с определенными традициями, обычаями, которые передаются, сохраняются, и только 25% ответили «нет», это достаточно большой процент. Значит, существует необходимость в более широкой информированности о существующих национальных обычаях и традициях в имянаречении. Необходимо уделять внимание этой проблеме в системе школьного обучения, в форме факультативов, спец. курсов и т. д.

Вопрос №7 звучит следующим образом: «Считаете ли Вы, что человек должен знать всё о своём имени? Зачем?» Ответы на этот вопрос были даны следующие :

95% респондентов утвердительно отвечают «да», затруднились ответить только 5%.

На основании этого, делаю заключение, что практически всех людей интересует информация о происхождении имени, его значении.

На вторую часть вопроса «зачем?», сомневающихся, то есть не знающих, как правильно объяснить их стремление к знанию по вопросу появляется 20%. Утвердительно отвечают 80%, что позволяет сделать утверждение – люди сознательно стремятся владеть информацией.

Проанализировав первую анкету, делаю вывод: все возрастные, социальные группы занимаются изучением происхождения, получения своего имени.

Информация каждой группы отбирается и усваивается согласно своему возрасту, роду занятий, культурным ценностям.

Данные анкеты №2 позволяют утвердительно говорить о том, что национальные обычаи, традиции сохраняют своё влияние и в современной жизни. При имянаречении ребёнка, как и в прошлом, в нашей жизни бытует те же традиции, такие же проблемы встают перед родителями.

Если в прошлом в семье вставал вопрос о выборе имени ребёнку большое количество раз, семьи были многодетными. В современных семьях эта проблема уже не актуальна, как показывают данные анкеты №2, вопрос №4 Мы видим, что только около 5% семей, где три ребёнка, где три ребёнка – 20%, и подавляющее большинство, около 75% семей, где один ребёнок.

Приведенные данные необходимы мне были, как показатели, что национальные традиции, обычаи требуют своего более широкого пропогандирования. Необходимо прививать культуру их понимания и практического использования, с целью сохранения именно национальных, этнических черт. Чтобы в стремлении к новомодному, экзотическому, заграничному не потерять свои культурно-этнические основы.

Диаграмма, составленная по пятому вопросу показывает, что 85% не имели затруднения в выборе имени ребёнку, и только 15% оказались в затруднении. Это можно объяснить определёнными факторами, которые наглядно представлены на следующем графике

Личное мнение родителей, что представляет следование моде, а также внешних факторов составляет 50% при выборе имени ребёнку.

Влияние времени, то есть, какое модно имя на данный момент, подражание иностранной культуре, любимые артисты, кумиры – 15%. Увлечение восточной культурой, религиями – 25,5%. И только 7,5% - использование исторически сложившихся правил при имянаречении, национальных традиций, обычаев. Дать имя ребёнку в честь исторических личностей, выдающихся деятелей – 2%.

Приведённые данные ещё раз доказывают, что имянаречение влияет на сохранение определенных знаний, их использование как традиций, обычаев в повседневной жизни. Закрепление элементов национальной культуры происходит в сознании людей.

На диаграмме №7 мы видим, что 85% говорят о том, что их действие при выборе ребёнку имени изменились, появляется уже определенный опыт, приобретаются знания, видятся со стороны с прошествием времени допущенные ошибки, осознанными становятся действия.

График №8, где рассматривается вопрос: «Считаете ли Вы необходимым знание национальных обычаев, традиций, их использование? Почему? является в моей работе наиболее значимым, важным в достижении поставленной цели работы и доказательства выдвинутой гипотезы.

Итак, на представленном графике, мы видим, что 95% опрошенных респондентов дают утвердительно положительный ответ, и только 5% заявили «нет». Люди понимают, что следование сложившимся историческим традициям, обычаи необходимо, а значит, основываясь на них, будет сохраняться наша национальная культура, самобытность русского народа.

Как известно, древний человек вместе с именем приобретал частицу опыта, отождествляя себя со всеми его прошлыми носителями. Через имя предков он приобщался к определенным социальным ролям, становился «ниточкой», связывающей поколения. С помощью имени сохранялись образцы поведения. Имя выступало в роли социальной памяти, фиксирующей опят жизнедеятельности человека. Оно выполняло функцию трансляции социального опыта целого поколения людей. В современной жизни этого уже практически нет, но то, что имянаречение через традиции, обычаи является связующим звеном прошлого и настоящего остается.

В настоящее время сохраняется традиция выбора имени «по образцу и подобию» характерному для его носителя, либо придумывание новых имён по тому же принципу, это было распространено и в 20 – 30 – х годах 20 века.

Как и в прошлом, сегодня актуальна традиция, обычай имянаречения по церковному, при крещении ребёнку дается имя того святого, чей день чествования приходится на день крещения. Или же выбирается имя святого покровителя по святцам.

Роль образцов поведения здесь выполняет житиё святого. Имя, полученное при крещении, как бы задаёт жизненный путь человека: он должен поступать так же, как святой, чтобы заслужить его духовное покровительство. В следовании этой традиции играет роль и другой фактор – следование моде. Именно сейчас, когда в нашей стране идёт возрождение церкви, растёт популярность православия, следование церковной традиции во многом объясняется модной волной, но нужно отметить, что растёт и сознательное стремление следовать этой традиции.

В настоящее время, основываясь на анализы данных анкет, изучение мнения людей, я делаю вывод, что выбор имени людей стал менее зависим от социально – нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того или иного имени.

И не смотря на то, что христианские традиции присвоения имени немного забывались, осталась сама идея: ориентироваться в ситуации выбора имени на « житие» конкретных людей.

Современный человек может и не фиксировать своё внимание на имени, как на специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевидно, что он ждёт, пусть и не всегда осознанно, появления у другого тех черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность ребёнка.

В определенное время, мы видим, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого – либо имени, иными словами, то или иное имя становится модным. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций.

Существует сегодня и обычай так или иначе скрывать своё имя, он, как и в прошлом связан с бытующим мнением, что судьба человека предначертана в его имени. Данный обычай в разных формах ученые находят почти у всех народов, в их культуре.

С этим представлением связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и в древние времена, он предполагает перемену в судьбе. Так нередко поступают артисты и писатели, придумывая себе псевдоним; меняют имя люди, принимающие постриг или церковный сан; бывают и другие, более частные случаи.

Имянаречение как традиции, обычаи являются важнейшим элементом в культуре народа, от этого зависит сохранение национальной культуры, национального самосознания, патриотических чувств.

Имя непосредственно связано с национальностью. Получая имя своего народа, ребёнок невольно начинает причислять себя к его истории и характеру. У каждого имени есть свой социальный образ, и характер как ранее об этом уже говорилось. Узнавая историю человечества и своей страны, читая романы и учебники, ребёнок невольно обращает внимание на тезок. Какими они были? Что сделали? Чем запомнились они потомкам? Он встречает в них те черты, которые свойственны ему самому, и тем самым как бы получает поддержку из прошлого: «Да, ты можешь быть таким!».

В народной традиции – имя персональный знак человека, определяющий его место в мироздании, социуме. В народной культуре имя обладает мифологической и ритуальной функциями. Имянаречение – важнейший инициационный акт, придающий новорожденному статус человека.

Обычаи, традиции сложившиеся веками, во многом подтверждаются современными исследованиями и наблюдениями.

Вывод: Можно утверждать, что имянаречение является элементом сохранения национальной культуры, самодостаточности современной России. Сегодня продолжают существовать и возрождаются обычаи и традиции в имянаречении, существование в прошлом нашей страны. Современное положение традиций, обычаев является таким же, как и раньше.

Этот вывод находит подтверждение в полученных данных при изучении общественного мнения .

Заключение.

«Когда произношу я ваше имя,

Мне хочется зевать, скучать, ворчать,

В то время как другие имена,

Когда их произносишь, открывают

Совсем другие двери наших чувств»

В. Шекспир.

Данные слова В. Шекспира открывают заключение с определенной целью. Читая их, мы видим, то, что не понятно, не интересно вызывает скуку, раздражение. В то же время то, что ласкает слух, приятно и понятно любому человеку вызывает положительные чувства и эмоции.

Вот и имянаречение как традиция, обычай, опирающийся на национальные истоки, даёт возможность выбора, который как сказал великий поэт: «Когда их произносишь, открывают совсем другие двери наших чувств»

В настоящее время исчезают многие обычаи, традиции. Уже не многие могут рассказать о них, о правильном их применении.

Новое время, новое поколение даёт жизнь новым традициям, обычаям, которые применительно к нашей жизни, обществу выглядит иногда комично, непонятно. Задача наша состоит в том, чтобы сохранить и приумножить нашу национальную культуру, через возрождение, популяризацию исконных наших традиций, обычаев.

В своей работе я пыталась изучить вопрос «Имянаречение. Традиции, обычаи в жизни общества».

Поставленная цель достигнута. Удалось через выделенные вопросы рассмотреть факторы, влияющие на имянаречение как в прошлом, так и в современном обществе.

Рассмотрено современное положение традиции имянаречения, на основе изучения общественного мнения.

В. Шекспир «Много шума из ничего»

Отражен аспект в данной теме имянаречение как элемент сохранения национальной культуры, самодостаточности существующих традиций, обычаев в современной России.

Выдвинутая гипотеза нашла своё подтверждение в фактах, доказательствах, полученных при изучении общественного мнения, что представлено в работе наглядно графиками, диаграммами.

В исследовании я попыталась рассмотреть традиции, обычаи имянаречения именно как культурологический аспект.

Актуальность работы очевидна, общество в период создания новой системы ценностей должно видеть, знать прошлое и на основе этого создавать новое. Не изобретая чего-то искусственного, чуждого, что может быть не востребовано, не копируя слепо их из другой культуры, того, что в нашем обществе может не прижиться, или наоборот, закрепившись в сознании, подорвёт нашу национальную самобытность.

Цель работы достигнута, я показала социальную значимость традиций, обычаев имянаречения, которые приносят положительный результат.

Эта тема может рассматриваться в разных аспектах, что я не ставила целью.

Исследование может быть применено в просветительской работе, пропагандируя, акцентируя внимание людей на данную проблему.

Наработанный материал широко может применяться на уроках истории, обществознания при изучении традиций, обычаев.

Данная проблема может быть выделена как элективный курс, факультатив в старших классах.

Использовать работу можно и в воспитательных целях, показывая необходимость сохранения национальных традиций, культуры в целом.

Обычаи, традиции, способствуют формированию и становлению личности, культуры страны.

Н. М. Карамзин сказал: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)