Дом  ->  Семья  | Автор: | Добавлено: 2015-03-23

Матрёшка-душа России

Необходимо собрать информацию об истории зарождения матрешки, об этапах и технике изготовления матрешек, о существующих видах росписи. На основании собранной информации необходимо выяснить, чем является Матрешка для русского человека. Экспериментально необходимо выполнить Матрешку из подручных материалов, расписать её по задуманному сюжету и объяснить значение элементов.

Как известно, 2008 год в России был Годом семьи. Он был призван объединить усилия государства и общества вокруг вопросов укрепления семьи и семейных ценностей. А 2009 год – год Молодежи. Велась работа по поиску молодых талантов и помощи в их самореализации. И неспроста эти два года государство посвятило семье и молодежи. Ведь существуют проблемы в молодежной среде: подростковая беспризорность, наркозависимость, рост преступности. Необходимо сплотить все силы вокруг этих наболевших проблем. Важным моментом является взгляд в прошлое, к нашим историческим корням и традициям. Наши предки воспитывали молодежь в строгости, но строгость эта была не агрессивна, эта была строгость, замешанная на любви и понимании. И результатами такого воспитания была сплоченность всех членов семьи, совместный труд, желание прийти на помощь, уважение старшего поколения. Поэтому русскому человеку стала близка по духу фигурка матрешки, символизирующая материнство, семейное единство и доброту.

Матрешка.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь русского языка. С. И. Ожегов)

Сегодня матрешкой называют только те точеные и расписанные деревянные игрушки-сувениры, которые состоят из нескольких вкладывающихся одна в другую. Игрушки, не вкладывающиеся одна в другую, - просто "точеная игрушка".

История матрешки

Хотя матрёшка и завоевала репутацию символа нашей страны, её корни не русские. История матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья, искусства. В конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Японская фигурка совершила своё путешествие в Россию и была встречена с интересом токарем Василием Звёздочкиным. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые тоже вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.

Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а в центре спелёнутый младенец. Самым распространенным на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. Со временем имя Матрёшка стало нарицательным.

Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок.

Изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы. Первые матрешки продавались дорого, но все равно привлекали покупателей и пользовались большим спросом. Изготовление матрешек быстро распространилось по Сергиеву Посаду, появились мастерские Ивановых, Богоявленских. Переехал сюда и Василий Звездочкин. Вокруг Сергиева Посада было много лесов, а в нем самом - опытных токарей по дереву. Изготовление матрешек стало настолько распространенным явлением, что заказы на производство стали поступать даже из Парижа.

Матрешка распространялась, стали изготовляться далеко за пределами Сергиева Посада - в Семеновском районе Нижегородской губернии. В чем-то она была похожа, но во многом отличалась. Если в Сергиевом Посаде матрешку видели приземистой и плотной, то семеновские мастера точили ее более стройной и вытянутой, изображали бойких девушек-красавиц в ярких полушалках.

Классической темой для росписи матрешек являются цветы. Однако цветы - лишь одна из возможностей. Элементы орнамента можно придумать самим, а можно поискать в книгах, на шкатулках, шапках и т. п. Что, если попробовать расписать матрешку, используя традиционные орнаменты других народов: китайские, арабские, северные?

Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с собачками, кошками, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т. п. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Фантазия художников не ограничивала себя ничем.

Рождение матрешки

Как же появляется на свет матрёшка? Процесс этот достаточно сложен и требует немалого мастерства и терпения. У каждого мастера есть свои секреты. Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. И быть оно должно ровным, без сучков. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.

Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы.

Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.

Города в которых изготавливают матрешки

“Загорский ” стиль росписи матрешки.

При упоминании о “загорской” матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.

В росписи матрешки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Стиль росписи матрешки и других игрушек в те годы изменился под влиянием нескольких факторов, в частности, в результате возникновения новой социально – экономической и культурной ситуации в стране.

Семеновская и мериновская матрешки.

На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране и за рубежом наибольшей известностью пользовались семеновские и мериновские матрешки, которые для большинства вообще стали ассоциироваться с понятием “русская матрешка”. Эти матрешки заметно потеснили загорскую матрешку, что имело свои причины.

С давних времен жители лесного Заволжья занимались художественной обработкой дерева. В 1922 году мериновский мастер А. Ф. Майоров купил на ярмарке сергиевскую матрешку. Матрешка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на изготовление матрешки. Изготовление матрешки и по сей день остается основным ремеслом для мериновских мастеров.

В 1953 году семеновкие матрешки впервые попали за рубеж. Именно с этого времени семеновская матрешка начала соперничать с загорской, выгодно отличаясь от нее раскованной росписью и сочным колоритом. Несмотря на незатейливое решение образа, изготовление матрешки в Меринове и Семенове по декоративному оформлению было более ярким и своеобразным, чем в Загорске. Эти матрешки расписываются стилизованными цветами контрастных тонов. В композиционном отношении роспись матрешки иногда напоминает пышный букет. Все это позволило матрешке с берегов Волги естественно и безболезненно влиться в круг характерных для тех мест изделий.

Полховские матрешки

Почти одновременно с мериновской в Поволжье появилась еще одна матрешка – в большом селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан, как его назвали в простонаречии.

Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских матрешек. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали матрешек с маленькой, жестко очерченной головкой до  примитивных одноместных матрешек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Основной элемент - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись матрешки, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешки анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевской матрешки производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Вятские матрешки.

Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается другой тип матрешки– родом из Вятки. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный художественно – технологический прием, вообще характерный для изделий этого региона – инкрустация соломкой.

Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами  - в которых помимо искусной техники плетения, использовался и тисненый орнамент, поэтому инкрустация соломкой стала применяться еще в конце прошлого века как новый способ художественного оформления матрешки. Но вятской матрешке повезло меньше, чем ее подмосковным и поволжским родственницам, из-за известнейшей дымковской глиняной скульптуры, сохранению и развитию которой здесь всегда уделялось наибольшее внимание. Массовому же изготовлению вятской матрешки, по всей вероятности, помешала  также сложность самого процесса инкрустации, требующего больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

Всеобщая мода на матрешки не только обогатила ассортимент русских промыслов, но и вывела матрешки за пределы национальных границ. В 1960 годы появились башкирские и марийские матрешки, расписанные в национальных традициях.

В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах, во второй половине 60-х годов нынешнего столетия. Это, очевидно, объясняется относительно небольшими запасами древесины липы в Черноземье традиционного сырья для изготовления заготовок куклы.

Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П. Д. Пономарева - Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины Кострыкиной, Елены Матвеевой. Все они, став художниками-прикладниками, на протяжении многих лет разрабатывали эскизы разных вариантов воронежской матрешки, выполняя изделия в сувенирных цехах леспромхоза, рекламного комбината облпотребсоюза, фабрики "Игрушка".

Приверженность местной матрешке в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева - главный художник творческого центра "Воронежский сувенир". Ее пристрастие к местной игрушке не случайно. Напротив, оно закономерно и вполне объяснимо. Еще в 70-х годах семиместный вариант воронежской матрешки Е. Матвеевой получил признание на международной выставке в Швейцарии. Затем работы автора экспонировались на республиканских и всесоюзных выставках, вошли в коллекции рада зарубежных музеев.

В родном городе матрешки художницы традиционно вызывают восторг у взрослой и детской публики. Это происходит по ряду причин. Удачное воплощение в образе игрушки идеи связи человека с окружающим миром - одна из них. Яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. В найденном конструктивном решении отражается философский взгляд автора на проблему бесконечности рода человеческого.

Характер росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов, сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Художница и в этом находит собственное решение. Роспись игрушки она строит на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма. Поэтому на голове ее матрешки оказывается красный платок с синими цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Они были доступны простым людям и поэтому успешно конкурировали с прославленными павловопосадскими изделиями. Если в росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, то орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших ее в земной жизни.

Понева матрешки - подчеркивает связь с землей, частью окружающего мира. Знатоки говорят, что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки - земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоемов.

Готовя поневу для замужней женщины, наши предки полагали, что она сохранит свой род, найдет силы для рождения многочисленного потомства, подобно тому как находит силы воронежский чернозем, для того чтобы щедро питать произрастающую на нем растительность Подобное понимание предками связи человека с окружающим миром умело сохранено автором в росписи воронежской матрешки.

Современная матрешка

Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями.

В настоящее время русская матрёшка переживает возрождение, связанное, с огромным интересом в мире к России. Оживление экономической жизни дало возможность появления частных мастерских, по изготовлению и росписи русских деревянных кукол. Особенно много подобных мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником, профессионалом или любителем. Современные художники–матрёшечники прежде всего обратились к традициям первых русских матрёшек. Появились различные варианты русской девушки-крестьянки, одетой в народную одежду, в облике которой угадываются черты первой русской матрёшки С. В. Малютина.

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип матрёшки, держащёй в руке какой-нибудь предмет, в настоящее время пополнился многочисленными вариантами. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха или реалистического Федоскина. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров русской народной культуры.

Многодетная семья. Рукотворное чудо

Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен.

Если бы относились в 1970 году к Книге рекордов Гиннеса терпимо и очень бы хотели туда попасть, то непременно бы попали. В тот год семеновские мастера-игрушечники показали на Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства самодеятельных художников и мастеров рукотворное чудо – 72-местную матрешку! Можете себе представить? Нет, она не была гигантом. В том-то все и дело. Высота ее была всего метр, а диаметр – полметра. Вполне миниатюрная барышня.

Не трудно посчитать высоту каждой фигурки и какой же толщины были стенки матрешки. Видел эту матрешку в полностью разобранном виде. Стенки каждой куклы просвечивали. Толщина их не превышала полмиллиметра.

Нелегко было мастерам найти подходящую липу. Обычно эти деревья до такого диаметра не доживают, сердцевина ствола начинает гнить. Искали дерево долго и все-таки нашли в кировских лесах. Из ствола вышло несколько самых больших кукол. Ну а все остальное делали из обычных заготовок.

Великое мастерство проявили и художники. Каждая из 72 кукол была со своим характером и нарядом.

Что символизирует матрешка.

Почему же так полюбилась расписная красавица русскому человеку? Что являет собой русская Матрена? Ей поверяют тайны, на её фартуки перекладывают сюжеты историй, произошедших в жизни. Игрушка отразила многие стороны русской жизни, события того времени, особенности быта различных слоев населения. Это происходит по ряду причин. В образе игрушки удачное воплощение идеи связи человека с окружающим миром. Яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. Здесь отражается взгляд на проблему бесконечности рода человеческого. В росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого образа с небом, зачастую он синего цвета, орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника), покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами, охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших ее в земной жизни. Понева матрешки - подчеркивает связь с землей, частью окружающего мира. Знатоки говорят, что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки - земельные наделы. Полоски между клетками показывают границы земельных участков. Если в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений, попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной местности много водоемов.

Готовя поневу для замужней женщины, наши предки полагали, что она сохранит свой род, найдет силы для рождения многочисленного потомства, подобно тому как находит силы воронежский чернозем, для того чтобы щедро питать произрастающую на нем растительность. В руки вкладывают ценные предметы и символы. Символы эти выражают все самое ценное и необходимое для жизни – корзины с фруктами – символ изобилия и хорошего урожая. Цветы – символ того, что наряду с трудовыми буднямих в жизни. , русские люди умели дружно собраться в хоровод на проводы зимы или праздник осени, и тем самым выразить благодарность природе за собранный урожай,

Этапы изготовления Матрешки (папье-маше)

Наша матрешка изготовлена из бумаги по следующей схеме:

Основой послужила пол-литровая банка.

Из пластилина сформированы бока и голова будущей матрешки.

Используя технику папье-маше, приступили к изготовлению игрушки по такой схеме.

Обклеили основу в несколько слоев газетными пластинками. Несколько верхних слоев – пластинки из белой бумаги.

Законченную работу разрезали острым ножом на 2 половинки, отсоединив аккуратно от пластилиновой основы.

Место соединения проклеили еще раз. Теперь матрешка стала гораздо легче.

Покрыли смесью из гипса и олифы.

Отшкурили.

Отшкурили изделие мелкой наждачной бумагой, прошпаклевали гипсом. Покрасили водоэмульсионной краской и приступили к росписи нашей матрешки.

Как и раньше, так и теперь Матрешка являет собой символ Материнства, сплоченности семьи, она учит младших почтительно относиться к старшему поколению, а убеленных сединами – гордиться своими потомками, развивает стремление прийти на помощь в трудную минуту любому из членов семьи. Это становится хорошей привычкой, и распространяется уже за пределы семьи. Дети с малых лет видят вокруг мир и доброту, они учатся приходить на помощь другим бескорыстно.

Именно поэтому в росписи моей матрешки использованы элементы-символы семьи и плодородия. Солнце – оно расположено в области сердца - женское начало; солнце, посылая лучи, может быть животворящим для всего живого, символизируя тем самым жизнь. Так и русская матрешка - символ женского начала и материнства, посылает лучи тепла и любви всем вокруг, объединяет и ободряет.

Гроздья рябины – символ семейного счастья, мира в семье. Листья – символ плодородия, а листья дуба – символ силы, мощи. Причем, не просто силы, а силы духа русской женщины.

Аист – символизирует плодородие и долголетие. Аист приносит в дом детей, а матрешка прячет в себе свою семью. Ростки – это рост и развитие будущих поколений.

Цветы – здоровье, успех в делах. Желудь – плодородие и бессмертие.

Спирали на косынке– бесконечные линии, как символ беспрерывного развития, продолжения рода.

Важно, что испокон веков люди почтительно относились к природе, считая себя частью природы и её детищем, и Матрешка символизирует эту связь и напоминает, что человек должен заботиться об окружающем мире, так же, как и он на протяжении веков терпеливо взращивает и оберегает свое неразумное дитя – Человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)